Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Дискуссионный клуб    Еще раз про маркетинг-микс, или не оставить ли наконец в покое концепцию 4Р?

Еще раз про маркетинг-микс, или не оставить ли наконец в покое концепцию 4Р?

Еще раз про маркетинг-микс, или не оставить ли наконец в покое концепцию 4Р?

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2004

Гречков В.Ю.

к.т.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга МГИМО(У) МИД РФ 

(фрагмент статьи)

Уже стало общим местом утверждение, что маркетинг в настоящее время постоянно развивается, изменяется, маркетинговые подходы все чаще применяются в коммерческих компаниях и некоммерческих организациях в России и в мире. В связи с этим многие элементы маркетинговой теории стали уже общепризнанными, «классическими» маркетинговыми инструментами: сегментирование и позиционирование, концепция жизненного цикла товара, матрицы Ансоффа, BCG и GE, SWOT-анализ и т.п. К таким известным маркетинговым инструментам относится и концепция marketing-mix, часто именуемая как «4P». В статье предполагается рассмотреть практику использования этой концепции, ее различные современные трансформации и саму оправданность данных трансформаций.

Понятие комплекса маркетинга (marketing-mix)

Как известно, термин «маркетинг-микс» был впервые представлен в 1953 г. Нилом Борденом в президентском обращении к Американской маркетинговой ассоциации1. Борден использовал работы Джеймса Каллитона, в которых специалист по маркетингу был описан как человек, комбинирующий в своей работе различные элементы. Соответственно под термином «маркетинг-микс» («комплекс маркетинга») понималось определенное сочетание этих элементов. Предполагалось, что разнообразное сочетание элементов может приводить к различным результатам деятельности на рынке.

В 1960 г. Маккарти предложил классификацию,  названную «4Р» и объединяющую четыре элемента (рroduct, рlace, рrice, рromotion). Таким образом, концепция маркетинга-микс по Маккарти определялась набором основных маркетинговых инструментов, включаемых в программу маркетинга: товарная политика (product), сбытовая политика (place), ценовая политика (price), коммуникационная политика или политика продвижения (promotion).

Эти инструменты были выделены из многих других прежде всего потому, что их использование оказывало непосредственное влияние на спрос, могло стимулировать  потребителей к совершению покупок. Проведение маркетинговых исследований, анализ сильных и слабых сторон фирмы, сегментирование и другие инструменты маркетинга, разумеется, также помогают маркетологу  в  его  стремлении повысить спрос  на товары и услуги фирмы,  но оказывают  лишь косвенное влияние: например, спрос не возрастет только потому, что фирма провела маркетинговое исследование или сегментирование потребителей. Результаты удачного маркетингового исследования могут быть использованы для изменения одного или нескольких элементов комплекса маркетинга и только таким образом повлиять на потребительский спрос. (Необходимо заметить, что не всегда целью ставится именно повышение спроса: элементы маркетинга-микс могут комбинироваться и для снижения спроса. Ф. Котлер назвал этот процесс «демаркетингом»2.)

Другим полезным свойством элементов, входящих в комплекс маркетинга, является их управляемость — маркетолог может управлять каждым элементом с целью требуемого воздействия на спрос, выбирать наиболее перспективные комбинации элементов.

Кроме того, порядок следования элементов комплекса маркетинга четко показывает последовательность реализации основных маркетинговых функций.

Также в данной статье читайте:

  • Изменения и дополнения к классификации «4Р»
  • Новые добавления к «4Р», связанные с развитием электронной коммерции
  • Обоснованность критики концепции «маркетинг-микс» и актуальность добавления новых элементов к парадигме «4Р»

1 American Marketing Association // http://www.marketingpower.com.

2 Различные виды маркетинга в зависимости от состояния спроса приведены, в частности,  в одном из ранних изданий книги Ф. Котлера: Котлер Ф. Управление маркетингом — М.: Экономика, 1980. — С. 20—23.

 

Полностью статья опубликована в журнале Маркетинг в России и за рубежом №3 / 2004

Также по этой теме: