Методика оценки конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2004


д.э.н., доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров
Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии

(фрагмент статьи)

Сфера услуг розничной торговли занимает значительное место в экономике и в жизни общества. Основным направлением этой сферы является максимальное удовлетворение потребностей человека не только в высококачественной продукции, но и в услугах.

Специфика услуг розничной торговли состоит в том, что они производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В силу этого данные услуги обычно базируются на прямых контактах между производителями и потребителями. Поэтому в торговле происходит определенное обособление  услуг от овеществленных товаров, реализация которых обычно связана с торговым посредничеством и возможностями хранения.

Услуги розничной торговли — это производство таких потребительных стоимостей, которые в процессе деятельности предприятий розничной торговли не приобретают овеществленной формы и удовлетворяют материально-бытовые потребности общества.

В условиях конкуренции основной целью предприятий розничной торговли является получение оптимальной прибыли путем обеспечения необходимого качества торгового обслуживания и снижения издержек по оказанию услуг. Преобладающая часть предприятий розничной торговли, стремясь увеличить прибыль за счет снижения издержек, ухудшают качество торгового обслуживания.

Оценка конкурентоспособности услуги розничной торговли включает ряд этапов, учитывающих специфические особенности розничной торговли. Алгоритм комплексной оценки конкурентоспособности услуги розничной торговли представлен в таблице 1 (см. в журнале).

На первом этапе определяется перечень единичных, комплексных  и обобщенных показателей, необходимых и достаточных для оценки конкурентоспособности услуги розничной торговли.

Обобщенный показатель включает  пять комплексных показателей конкурентоспособности услуги розничной торговли:

  • качество реализуемых товаров;
  • рациональность ассортимента товаров;
  • wкультура обслуживания;
  • условия обслуживания;
  • доступность услуги.

Для обеспечения сопоставимости условий сравнительного анализа целесообразно выбрать магазины, принадлежащие к одному виду (предприятие розничной торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров) и типу (предприятие розничной торговли определенного вида, классифицируемое по торговой площади и формам торгового обслуживания) предприятий розничной торговли.

Так, в качестве объектов исследования розничной торговли могут быть приняты магазины продторга (магазины горплодоовощторга, фирменные молочные магазины, универсальные магазины и др.).

Качество реализуемых товаров определяется органолептическими, физико-химическими и/или другими методами и должно соответствовать требованиям стандартов, в которых установлен перечень количественных характеристик качественных признаков.

Рациональность ассортимента товаров характеризуется следующими единичными показателями:

  • полнота ассортимента;
  • широта ассортимента;
  • устойчивость ассортимента;
  • новизна ассортимента;
  • структура ассортимента;
  • обновляемость ассортимента.

 

Полностью статья опубликована в журнале Маркетинг в России и за рубежом №3 / 2004

Также по этой теме: