Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Конкурентоспособность    Управление конкурентоспособностью кооперативных предприятий

Управление конкурентоспособностью кооперативных предприятий

09.09.2013

Управление конкурентоспособностью кооперативных предприятий

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2010

Сорокина И.Э.,
к. э. н., доцент, зав. кафедрой товароведения и коммерции
Вологодского института бизнеса

В статье рассмотрены факторы конкурентоспособности кооперативных предприятий, расположенные в иерархической последовательности, модель конкурентоспособности как основа процесса управления конкурентоспособностью в условиях ограниченности материально-финансовых ресурсов и рыночной неопределенности, маркетинговые методы управления.

Сопровождаемый глобальными процессами переход к устойчивому развитию предполагает формирование нового уровня регулирования экономических отношений. Поэтому в условиях становления новой модели социально-экономического развития страны вопросы конкурентоспособности и устойчивого развития кооперативного сектора национальной экономики занимают главенствующее место.

Потребительская кооперация представляет собой социально ориентированную систему, являясь составной частью экономики страны. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет ее как некоммерческую организацию [1]. Обслуживая 57% сельского населения, кооперативные организации обеспечивают его товарами и услугами, участвуют в формировании федерального и регионального продовольственных фондов, реализуя кооперативные принципы, способствуют развитию нравственных начал в обществе [2]. Кооперативный сектор национальной экономики имеет значительную материально-техническую базу (около 100 тыс. предприятий), осуществляет многоотраслевую деятельность (торговую, заготовительную, производственную), располагает сетью высших и средних профессиональных учебных заведений, в которых в настоящее время обучается более 160 тыс. человек.

Конкурентоспособность кооперативных предприятий обусловлена синергией взаимодействия внешних и внутренних факторов, сбалансированных интересов предприятий (получение прибыли), потребностей пайщиков и сельских жителей, общества в целом (создание социально ориентированной экономики), то есть применением концепции социально-этического маркетинга. Она формируется внешними и внутренними факторами, обусловленными особенностями кооперативного сектора национальной экономики и самих предприятий: выполнением социальной миссии по трудоустройству местного населения; использованием местного сырья, удовлетворением потребностей в основном местных жителей; ведением хозяйственной деятельности на базе коллективной собственности, находящейся на балансе потребсоюзов; выполнением роли центра социальной и общественной жизни населенного пункта; гарантированным сбытом продукции на локальных рынках в масштабах села, города или района, реже области в определенных рыночных сегментах; производством товаров повседневного спроса, преимущественно продовольственных; прозрачностью учета и отчетности; гарантированным рынком кредитов за счет использования заемных средств пайщиков и населения.

Концепция социально-этического маркетинга приводит к более широкому понятию конкурентоспособности кооперативных предприятий. По нашему мнению, условия обеспечения и повышения их конкурентоспособности можно представить в виде определенной иерархии (рис. 1).

Первый уровень иерархии выражен конкурентными преимуществами потребительской кооперации, в том числе социальной миссией по удовлетворению потребностей пайщиков и обслуживаемого сельского населения, выражающей философию и основной смысл существования кооперативных организаций и входящих в них предприятий. На втором уровне этой иерархии — совокупность факторов, обусловленных готовностью кооперативных предприятий к развитию на основе внедрения инноваций, производственных, маркетинговых и финансовых возможностей, высокого профессионализма и мотивированности персонала, усиленных их конкурентными преимуществами.

На третьем уровне иерархии конкурентоспособность кооперативных предприятий определяется выбором стратегии, обеспечивающей рост или сохранение доли продаваемых товаров (услуг) на рынке, на четвертом — способностью высшего руководства принимать такие решения, которые обеспечивают реализацию конкурентного потенциала в производственно-хозяйственной деятельности, на пятом — положением на рынке предприятий в предыдущем периоде. Источником ресурсов, направляемых на борьбу за рынок, выступает прибыль. Большая прибыль обусловливает более высокую конкурентоспособность, а более высокая конкурентоспособность — большую прибыль.

Конкурентоспособность предприятий потребительской кооперации формируют три группы факторов: результаты деятельности, внутренние (ресурсы, эффективность их использования) и внешней среды (эффективность использования либо нейтрализация негативного влияния). Совокупность этих факторов интегрируется в понятие «кластер», которая дает синергию взаимодействия. Конкурентоспособность предприятий потребительской кооперации, по нашему мнению, выражается интегральной оценкой, объединяющей оценки конкурентоспособности указанных трех групп факторов.

Модель конкурентоспособности предприятий потребительской кооперации (рис. 2) строится на основе факто ров конкурентоспособности и характеризующих ее показателей, является основой процесса управления конкурентоспособностью в условиях ограниченности материально-финансовых ресурсов и рыночной неопределенности. Факторы внешней среды являются неуправляемыми, поэтому предприятия потребительской кооперации могут лишь учитывать их при принятии конкретных решений по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Реальные пути повышения их конкурентоспособности находятся в сфере действий факторов внутренней среды, к которой относят сами предприятия, их подразделения и службы, стратегию развития, товарный ассортимент, научный потенциал, трудовые ресурсы, финансовое положение, технологические и технические возможности. На основе проведенных исследований были выявлены факторы внутренней среды, влияющие на конкурентоспособность кооперативных предприятий:

  1. кадровый потенциал: компетентность менеджеров; уровень соответствия работников по профессиональному и квалификационному составу; уровень повышения квалификации и переподготовки кадров; уровень мотивации и организации труда; социальная обеспеченность работников; текучесть кадров;
  2. маркетинговый потенциал: ассортиментная политика; уровень маркетингового исследования; ценовая политика; коммуникационная политика; имидж, репутация и качество товара;
  3. менеджмент: уровень разработки стратегии; имидж и репутация предприятия; общий уровень менеджмента; уровень обработки информации;
  4. финансово-экономический потенциал: финансовая устойчивость; платежеспособность; рентабельность; инвестиционная привлекательность;
  5. производственно-технологический потенциал: рентабельность использования основных фондов; уровень загруженности производственной мощности и ритмичность работы; уровень развития системы контроля качества; уровень прогрессивности оборудования и технологий; прогрессивность методов организации производства; уровень системы учета издержек, составления бюджета и планирования прибыли.

Кроме того, установлены факторы на макро- и микроуровне, которые дестабилизируют развитие предприятий потребительской кооперации и препятствуют повышению их конкурентоспособности [3]. Так, к макроуровневым факторам, снижающим конкурентоспособность предприятий, относят: низкий уровень достоверности статистических данных; частые изменения в законодательстве; высокие железнодорожные тарифы; теневую экономику в отдельных отраслях; диспаритет цен; сокращение численности населения; отсутствие строгого контроля со стороны государства; административные барьеры, препятствующие свободному перемещению сырья между регионами; несовершенство методов и форм регулирования зернового рынка государством, к микроуровневым — низкое качество сырья и готовой продукции; отсутствие маркетинговых исследований; моральный и физический износ оборудования; неполную загруженность производственных мощностей; отсутствие управленческого учета; низкий уровень мотивации и социальной обеспеченности работников; низкий уровень менеджмента; высокую материало-, энерго-, трудоемкость выпускаемой продукции; низкую эффективность использования рабочей силы; отсутствие опыта применения маркетинговых коммуникаций.

На основании обобщения данных исследований и проведенной оценки конкурентоспособности кооперативных предприятий нами были выявлены резервы повышения их конкурентоспособности (факторы их образования и использования, пути реализации) (табл. 1). Очевидно, что предприятия потребительской кооперации могут применять два способа ведения конкурентной борьбы — ценовую и неценовую конкуренцию.


Первый способ, заключающийся в установлении более низких цен, чем у конкурентов, необходим для привлечения потребителей. При ценовой конкуренции предприятия снижают издержки потребителей на приобретение товара, тем самым увеличивая его прибыль от покупки. Однако на рост доли рынка предприятий оказывает влияние и неценовая конкуренция, которая выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительскую стоимость товара. В этом случае предприятия соревнуются в повышении потребительской ценности товара, а не в снижении издержек потребителя. Это достигается созданием, например, новых видов продукции.

На повышении потребительской ценности товаров, усиливающей конкурентные позиции производителей, также сказывается индивидуализированный подход к потребителям, внедрение системы управления качеством, соответствующей программе ISO:9000, улучшение сервиса, активизация рекламы, выработка обоснованной и реалистичной сбытовой политики на основе изучения рынка и проведения маркетинговых исследований, совершенствование структуры и функциональных сторон их деятельности и др.

К числу неценовых способов конкуренции относятся (по Ф. Котлеру) все маркетинговые методы управления предприятием: инновации и автоматизация производственных процессов; использование перспективных каналов распределения товаров; принципы стимулирования продаж, реклама и др. [4]. На основе мониторинга 70 предприятий пищевой промышленности, в том числе потребительской кооперации, проведенного в 2008 г. специалистами Департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области, сотрудниками Вологодского научно-координационного центра Центрального экономико-математического института РАН, выявлены методы маркетинговой политики, влияющие на коммерческий успех предприятий, повышение их конкурентоспособности.
Степень важности некоторых из них представлена в табл. 2.

Из двух способов конкуренции до настоящего времени на рынке потребительской кооперации преобладает ценовой. Это связано с низкой платежеспособностью сельского населения. Однако в районах Вологодской области с высокой эффективностью экономики запросы потребителей усложняются, открывая простор для неценовой конкуренции.

Таким образом, усиление конкурентных преимуществ предприятий потребительской кооперации, обеспечивающих повышение их конкурентоспособности, обусловлено синергетическим эффектом взаимодействия факторов внешней, внутренней среды и результатов деятельности. При ограниченности материально-финансовых ресурсов и рыночной неопределенности деловой успех этих предприятий в значительной степени зависит от качества управления. На наш взгляд, в современных условиях актуальной представляется разработка региональных программ «Стратегия повышения конкурентоспособности предприятий потребительской кооперации».

Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2 (в редакции на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ).
2. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Вологодской области в 2000–2008 гг. Вологодский ОПС. — Вологда: Финансово-экономическое управление, 2009.
3. Заикина В.И. Инновации и качество хлеба с позиций выполнения социальной миссии потребительской кооперации / В.И. Заикина // Фундаментальные и прикладные исследования. — 2005. — № 1–2. — С. 50–54.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер; общ. ред. и вступ. статья Е.М. Пеньковой. — М.: Прогресс, 1990.
5. Горемыкин В.А. Стратегия развития предприятия: учебное пособие / В.А. Горемыкин, Н.В. Нестерова. — М.: Дашков и Ко, 2004.
6. Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков, Ю.Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 6. — С. 17–25.
7. Сорокина И.Э. Конкурентоспособность хлебопекарных предприятий потребительской кооперации в современных условиях: монография / И.Э. Сорокина. — М: Дашков и Ко, 2009.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы