Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Конкурентоспособность    Конкурентоспособность группы компаний «русская традиция» на рынке пива России

Конкурентоспособность группы компаний «русская традиция» на рынке пива России

17.09.2013

Конкурентоспособность группы компаний «русская традиция» на рынке пива России

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2010

Сергеева Е.А.,
студентка Финансовой академии при Правительстве РФ.

Рассмотрена динамика развития пищевой промышленности России и пивной отрасли как ее составной части. Проанализировано состояние рынка импортного пива, на котором присутствуют пять основных крупных компаний, среди которых находится группа компаний «Русская традиция». Исследованы важнейшие факторы, определяющие конкурентоспособность данной группы компаний.

Современная рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. Конкурентоспособность – способность определенного объекта превзойти конкурентов в заданных условиях [4]. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных – уровень цены и качество продукции.

В настоящее время особое внимание стоит уделять конкурентоспособности пищевой промышленности России, ведь из всех секторов экономики именно этот сектор из года в год испытывает большие трудности на потребительском рынке.

На рис. 1 приводятся данные, характеризующие производство основных видов пищевых продуктов в России, а в табл. 1 и 2 – их динамика по годам.



Из приведенных данных видно, что производство основных видов продукции пищевой промышленности значительно замедлилось, а в некоторых случаях даже значительно снизилось. В 2008 г. по отношению к 2007 г. объемы выпуска пищевых продуктов упали на 1,1% (в 2007 г. к 2006 г. на 6,1%). Значительным фактором, повлиявшим на снижение темпов роста пищевой промышленности, является мировой кризис, оказавший воздействие на все отрасли экономики.

Объемы производства пива в 2008 г. по сравнению с 2007 г. снизились на 7 млн дкл. В 2009 г. сокращение рынка пива продолжилось. По данным Росстата, производство пива в январе 2010 г. упало на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.

Российская пивоваренная отрасль насчитывает более 250 предприятий различной мощности, производственные площади которых расположены в 73 субъектах Российской Федерации [9], а рынок же импортного пива занимают главным образом 5 крупных компаний, среди которых находится группа компаний «Русская традиция» (ГКРТ).

ГКРТ – российская компания, занимающаяся не импортом, а реализацией импортного пива. Компания работает на этом рынке более 15 лет. Объем продаж в 2006 г. составил 95 610 гектолитров, в 2007 г. – 133 860 гл, в 2008 г. – 187 400 гл, в 2009 г. – 138 200 гл. Компания выводила на рынок РФ такие бренды, как «Бавария», «Старопрамен», «Великопоповицкий козел», «Велтинс» и др., которые сегодня производятся в России разными заводами по лицензии.

В 2008 г. весь рынок пива России оценивался в 114 млн гектолитров, а рынок импортного пива – это 803 136 гектолитров в год. Так как импортное пиво является дорогим, то в денежном выражении – это чуть более 2% [6]. Поскольку в России очень высокие, практически запретительные пошлины на пиво, то цена импортного пива в 5–10 раз выше цены пива отечественного. Именно поэтому в сегменте импортного пива остались в основном бренды из классических пивных стран (около 40% чешского и около 25% немецкого пива). Практически весь рынок пива относится к высокому ценовому сегменту, и ГКРТ работает в высоком ценовом сегменте. Данный сегмент делится на подсегменты: условно-экономичный, условно-средний, условно-высокий и лакшери. К условно-экономичному относятся такие бренды, как «Старопрамен» (НордВинс), «Пражечка» (ГКРТ). (В скобках указаны названия компаний.) Цена пива емкостью 0,5 л на данном сегмента составляет 75–95 руб. Условно-средний сегмент: бренды «Шпатен» (СВАМ или НордВинс), «Гротверг» или «Пауланер» (ГКРТ). На данном сегменте 0,5 л пива стоит 96–140 руб. На условно-высоком сегменте 0,5 л пива стоит 141–180 руб. и на сегменте лакшери – от 180 руб. и выше за 0,5 л. Цена за 2 л бренда «Кристоффель» составляет более 2000 руб. ГКРТ работает во всех четырех подсегментах. Цены пива конкурентов в каждом подсегменте примерно соответствует ценам ГКРТ..

На данном рынке импортного пива присутствует около 20 компаний, но первые две из них контролируют около 60% этого рынка. Первое место по итогам 2009 г. занимает группа «НордВинс дистрибьюшен». Она поставляет в Россию такие бренды, как «Будвайзер», «Шпатен» и др. Рыночная доля этой группы составляет около 30% [6].

Второе место занимает группа ГКРТ – 28,4% рынка, на третьем месте находится компания «CВАМ» – 6,9% (пиво «Факс»). На четвертом месте – «ПивДом» (6,4%). На пятой позиции находится компания «ПивоВоды», у нее – 4,1%. У других компаний этот показатель еще меньше. В табл. 3 приводятся данные, характеризующие рыночную долю конкурирующих компаний.


Рынок импортного пива являлся быстро растущим до кризиса. В кризис данный рынок из-за высокой цены продукта начал падать опережающими темпами. Падение по итогам 2009 г. составило более 25% [6].

Данный рынок является очень проблемным для производителя в России, так как фактически любой новый бренд, как только становится известным, часто начинает производиться по лицензии в России. Поскольку ГКРТ занимается только импортными брендами, то необходимо четко отслеживать момент начала производства пива другими компаниями по лицензии, ведь при лицензионном производстве ГКРТ теряет прибыль.

Высокая конкурентоспособность ГКРТ обусловливается следующими причинами:

  1. Компания с годовым оборотом более 200 млн долл. не имеет заемных ресурсов, что позволяет работать на условии предоплаты, назначая более выгодные цены поставщикам, и получать в результате более выгодные цены.
  2. У компании сложился и работает профессиональный коллектив. Конкурентоспособность обеспечивается опытным персоналом, активным участием управляющих-собственников в работе совета директоров, более высоким уровнем зарплаты за последние 6 лет в своем сегменте рынка.
  3. Персонал отличается положительным отношением к обучению и переподготовке персонала. На сегодня у всех руководителей компании есть не только высшее образование, но и степени MBA в своей сфере деятельности. В коллективе лояльная и дружелюбная атмосфера и крайне низкая текучесть кадров.
  4. Компания выстроила региональную партнерскую сеть с активным использованием маркетинга взаимоотношений и имеет свою эффективную дистрибьюторскую систему.
  5. Продуманная система ценообразования. Так, падение объема продаж на 26,2% было практически в полтора раза ниже падения рынка импортного пива в целом. Этого удалось достичь за счет установления оптимального соотношения цены и качества товара. Установленная компанией цена даже в период кризиса оставалась доступной. Потребители не снизили потребление пива, продаваемого компанией, даже в период финансовых трудностей, то есть цена их устраивает.
  6. Компания имеет ограниченный, сбалансированный и легко управляемый ассортимент, включающий основные виды тары, используемые для реализации пива (бутылки 0,33, 0,5, 2 л, банки 0,5 и 5 л, геки (бочки) на 10, 20 и 30 л). Ассортимент включает 4 чешских бренда (по опросам россиян, лучшее пиво в мире делают в Чехии [8]), 4 немецких бренда, а это второе пиво в мире по опросам Россиян, также есть ассортиментные позиции голландского и бельгийского пива и сезонные ассортиментные позиции, такие как детское шампанское, энергетик «Энерджи» и минеральная вода.
  7. Вследствие того что конкуренты имеют более 20 импортных позиций, а также занимаются реализацией отечественного пива и имеют другие направления деятельности, они не сконцентрированы на этом бизнесе (реализации импортного пива).

Проведем сравнение конкурентоспособности компаний ГКРТ и НордВинс (НВД), так как именно эта компания занимает лидирующее положение на рынке импортного пива.

Компания «НордВинс» потеряла в 2009 г. одного из лидеров своего импортного портфеля – бренд «Корона», который был передан «Балтике».

Компания НВД построила в Подмосковье пивной завод, поэтому фокус маркетинговой и сбытовой активности сместился в сторону брендов, производимых на данном заводе, которые входят в совершенно иной, низкий, ценовой сегмент рынка пива. Поэтому фокусировать внимание на высоком ценовом сегменте (импорт) при концентрации основного внимания низкому ценовому сегменту (отечественное пиво) практически невозможно.

Кроме того, у ГКРТ есть собственные пивные бренды – это западные бренды, но принадлежащие «Русской традиции». Они производились и производятся на Западе, но принадлежат ГКРТ, и, следовательно, переход в лицензионное использование им не грозит. Это такие бренды, как «Пражечка» и «Черновар», «Гротверг» и «Либенвайс». Пиво «Либенвайс» уже два года подряд признается германским союзом сельхозпроизводителей (аналог медалей ВДНХ) лучшим пивом в Германии.

Благодаря высококвалифицированному персоналу и хорошим отношениям с партнерами в условиях финансовых проблем розничных сетей, таких как возникшие у Мосмарт, Самохвала и др., ГКРТ снизила размер дебиторской задолженности при увеличении объемов продаж, тогда как у конкурентов размер дебиторской задолженности превышает прошлогодний в 2–2,5 раза.

У компании ГКРТ грамотно выстроена структура сбыта, что подтверждается растущей из года в год долей рынка (см. табл. 3).

Компания развивается начиная с 2000 г. в соответствии с разработанными стратегиями на три года, а видением – на 5 лет. Таким образом, стратегии компании постоянно корректируются в зависимости от ситуации на рынке и основываются на прогнозировании, то есть видении будущего положения в отрасли. При прогнозировании рассматриваются все возможные варианты, что дает возможность компании, в случае наступления каких-либо неблагоприятных событий, быстро перестроиться под сложившуюся ситуацию.

В то же время в период кризиса у компании возник ряд проблем:

  1. Цены на продукцию компании высокие и рассчитаны на потребителей скорее высокого, нежели среднего класса, а в период кризиса люди стараются экономить и переходят на более дешевую продукцию.
  2. В результате активизации «водочного лобби» правительством была значительно увеличена нагрузка на пивную отрасль: с 1 января 2010 г. акциз на пиво вырос в 3 раза, таможенные платежи выросли практически вдвое, ужесточаются требования к рекламе и продвижению пива.

Производство пива в условиях кризиса, как уже отмечалось ранее, сократилось, и главным ключевым фактором значительного снижения производства пива является резкий рост акцизов на пиво. Этот фактор сыграл огромную негативную роль и для ГКРТ. Также негативным фактором стали аномально холодная зима в большинстве регионов России и обильные снегопады, которые затрудняли доставку продукции.

В то же время существуют такие негативные факторы внешней среды, как влияние кризиса, который уменьшает спрос, снижает число клиентов и тем самым усиливает конкуренцию. Это обстоятельство прежде всего приводит к усилению борьбы за потребителей, которых в условиях кризиса компании стараются удержать. Далее следует отметить, что компании, занимающие эту же позицию на рынке, стараются привлечь более квалифицированных специалистов и иногда переманивают их из компаний-конкурентов, обещая более выгодные условия. ГК «Русская традиция» сохраняет свои кадры и в период кризиса не сильно сокращает свой штат, что является, безусловно, плюсом.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что ГК «Русская традиция» является конкурентоспособной в своей отрасли в сегменте импортного пива. У компании есть потенциал развития в будущем, и при правильном управлении компания может стать лидером в своей сфере деятельности и занять большую долю рынка, нежели имеет сейчас.

Чтобы не утратить позиций на рынке России, ГКРТ необходимо, используя свои конкурентные преимущества, увеличить объем продаж. В связи с этим вырастет прибыль и увеличение издержек на доставку из-за увеличения пошлин скажется слабее. Другая альтернатива заключается в приобретение или строительстве в Чехии или Германии завода по производству пива. При строительстве завода у компании уменьшатся издержки по доставке товара, исчезнет необходимость платить таможенные пошлины. Несомненным плюсом является и то, что при появлении завода в Европе у компании возникнет возможность работать на рынке Евросоюза. Такой шаг расширит сферу бизнеса компании, а следовательно, откроет для освоения новые рынки и увеличит число покупателей.

Литература
1. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт, 2001.
2. Портер М. Конкуренция / М. Портер. – М.: Вильямс, 2008.
3. Черкасов В.А. Теоретические основы конкурентоспособности: Препринт / В.А. Черкасов. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Конкурентоспособность/
5. http://www.id-marketing.ru/production/obzor-pischevoy-promishlennosti/
6. http://www.gks.ru/
7. http://prepod2000.kulichki.net/fpk/R3-3.htm/
8. www.pivchelo.spb.ru/opros.html/
9. http://www.businessvoc.ru/bv/TermWin.asp?word_id=27463&rating=false&lastQueried=false/
10. http://www.vostokmedia.com/n66778.html/
11. Стратегия компании. Материалы компании ГКРТ за 2004–2006, 2007–2009, 2009–2011 гг.
12. http://www.restoran.ru/msk/detailed/firms/rutradition/
13. http://kp.ru/daily/octoberfest/
14. http://www.rutradition.ru/press/754/
15. www.beer.uz/page/about_beer/

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы