Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Каналы сбыта    Очередь как индикатор развитости социально-экономической системы

Очередь как индикатор развитости социально-экономической системы

07.04.2014

Очередь как индикатор развитости социально-экономической системы

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2010

Бурганов Р.А.,
д. э. н., профессор,
Казанский институт (филиал) РГТЭУ

Работа посвящена рассмотрению социально-экономической сущности категории «очередь» и исследованию путей решений проблем очередей в различных сферах жизнедеятельности человека и общества. Автор предлагает проведение анализа законопроектов на предмет создания очередей.

В настоящее время в мировой науке большое внимание уделяется рассмотрению и использованию общесистемных и интегральных категорий. Среди них особое место занимает многогранная социально-экономическая категория «очередь», с которой многие уже знакомятся с детства.

Что за феномен «очередь»? Какие имеются теоретические и методологические подходы анализа социально-экономической сущности данного понятия? Очереди можно квалифицировать по разным основаниям: очереди за товарами или услугами; большая и маленькая; с хвостом и без хвоста; длинные и короткие; злые и приятные; возбужденные и спокойные; денежные и безденежные, выгодные и невыгодные. В лексиконе населения активно используются понятия «бюджетная  очередь», «городская очередь», «очередь на жилье», «очередь к врачу», «живые очереди», «очередь по талонам», «без очереди», «очередь в детский сад» и т. п. В советский период социально-экономических преобразований очередь считалась постоянным спутником жизнедеятельности общества. Венгерский ученый Янош Корнаи создание очередей связывал с товарным дефицитом, наличие которого является особенностью функционирования командно-административной системы.
А ведь когда-то казалось, что очереди будут вечно. Вместе с плановой экономикой очереди должны были уйти в историю. Но нет. Проблемы с очереди возникают ежедневно. Значит, советская система не причем. Международная компания NEXTEP провела исследование, результаты которого потрясают. Очереди в России не просто продолжают жить, но и вытягивают из нас нервы и время [1].

В целом очередь – это атрибут любой социально-экономической системы. Проблему очереди, связанную с дефицитом товаров в любой системе, можно рассматривать с помощью модели взаимодействия спроса и предложения. В увеличении товарного дефицита играет роль и искусственное сдерживание роста цен, которое зависит от совокупного спроса.

Даже в рыночной системе хозяйствования создать очереди не долго. Чтобы появилась очередь, необходимо сбрасывать цены. Обычно скопление покупателей можно наблюдать на рынке, где товары продаются дешевле, чем в других торговых точках. Мы прекрасно помним предновогодние распродажи со снижением цен на товары в крупных торговых центрах США, Европы. Наконец, третье место досталось продуктовым магазинам.

Дефицит товара можно было ликвидировать путем увеличения объема выпуска продукции. В СССР увеличение производства хлеба и ценовая политика привели к снижению дефицита хлебобулочных изделий. Причем цены – 14 коп. за буханку черного, 16 – за серый, 24 – за белый – держались десятилетиями. Особый механизм создания и функционирования имеет ситуация с очередями в трансформационной экономике. Начало трансформационного периода в российской экономике явился весьма сложным.

В 1990-х гг. продажа мясопродуктов, масла животного, масла растительного, крупы, макаронных изделий, сахара, соли, спичек, табачных изделий, алкогольных напитков, мыла хозяйственного, туалетного и других товаров производилась в основном по талонам и по мере поступления этих товаров в торговую сеть. «Отпуск хлеба и хлебобулочных изделий ограничен. Реализация  молокопродуктов (кроме масла) производится в свободной продаже по мере их поступления, при наличии больших очередей и ограниченного времени торговли» [2].

«По областям: Архангельская. Мясопродукты реализуются по талонам из расчета 0,5 кг на человека в месяц, которые не обеспечены ресурсами. Мукой в рознице не торгуют, она направляется только на хлебопечение. Также по талонам продаются из расчета на 1 человека в месяц крупа и макаронные изделия – 0,25 кг, масло растительное – 150 г, алкогольные напитки – 1 бутылка, яйцо – 1 десяток, чай – 50 г, спички – 10 коробков, соль – 500 г в квартал.

Нижегородская область. Мясо по талонам, на декабрь не хватает ресурсов; молоком торгуют в течение 1 часа; растительное масло в торговле отсутствует; с перебоями торгуют хлебом, муки на хлебопечение не хватает до конца года 20 тысяч тонн.

В Республике Татарстан в 1991 г. денежные доходы населения выросли в 2,1 раза, а, к примеру, поставки мяса и мясопродуктов составили 90,6% к 1990 г., сахара – 73,7%» [3].

Там, где дефицит товаров, там и очереди.

В трансформационной системе появились новые виды очередей. Это касается очередей за государственными услугами, причины которых находятся в институциональных преобразованиях. Институты – это совокупность регуляторов, включающих правовые, морально-этические, криминальные механизмы и нормы взаимоотношений людей. Институциональные преобразования включают выработку правил поведения и взаимодействия субъектов рынка в производственной,
финансовой и внешнеэкономической деятельности, то есть должны создаваться новая законодательная база и конкретные правила рыночной системы. В этих условиях необходимо почти заново создать учреждения и организации, обслуживающие интересы домашних хозяйств и предпринимателей. В частности, принятие Закона о приватизации, Земельного кодекса, Положений о государственной регистрации имущества, Закона о дачной амнистии и т. д. предопределяло создание
очередей и коррупции во всех сферах общества. В государственных и муниципальных учреждениях за получением государственных услуг в очереди стоять тысячи людей. Страна не была готова к наплыву посетителей в соответствующие государственные органы.

В Республике Татарстан (РТ) темпы роста сделок с имуществом за последние годы впечатляющие (в Татарстане с 2001 по 2009 г. рост почти в 3 раза, в Казани – в 3,6 раза) (табл. 1).

В Казани «кровяной точкой» на теле социального организма была ситуация с очередями в здании государственной регистрации на ул. Ершова. Очереди продавались даже за деньги. Сложное положение с очередями обсуждалось на уровне депутатского корпуса. Целенаправленная работа по снижению очередей при проведении операций с недвижимым имуществом оказалась результативной. В настоящее время зарегистрировать свои права на недвижимость или провести с ней какие-либо сделки в Татарстане можно, не приходя в регистрирующий орган, а просто отправив заявление по почте. Действуют система «электронная очередь», предварительная запись, «живая очередь».

В Российской Федерации Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) пытается облегчить гражданам процедуру регистрации недвижимости. В частности, Росреестр приступает к промышленной эксплуатации интернет-портала государственных услуг, оказываемых в электронном виде. Теперь территориальные органы Росреестра и ФГУ «Земельные кадастровые палаты» готовы предоставлять сведения Государственного кадастра недвижимости и принимать электронные документы на постановку на кадастровый учет по ряду субъектов Федерации [4]. Это Ростовская, Нижегородская, Кировская, Кемеровская, Тверская, Иркутская, Калининградская и Калужская области, республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края.

Большую роль в снижении очередей играет создание «электронного правительства», в результате деятельности которого информированность общества увеличилась в кратном размере.

Но очередь, как язва у человека, все время дает о себе знать. Разработка эффективных мер по снижению очередей находится пока на втором плане. Это в основном связано с интегральностью проявлений очереди. Создание очереди и механизм ее существования зависит от совместных действий различных министерств, ведомств, служб. Чтобы сократить количество очереди, необходимо усилие не только предприятий строительного бизнеса, но и всей общественности.
Государство и квази государственные органы умело используют время для снятия очереди, ставя субъекта общества перед выбором: либо потратить время, но сэкономить деньги, либо сэкономить деньги, но потратить время. В частности, в РГУП «Бюро технической инвентаризации» при срочном выполнении работ по подготовке проекта перепланировки помещений жилого назначения применяется коэффициент срочности 2; соответственно, чья-то очередь отодвигается. Если не по-срочному, то выполнение заказа может происходить более 1 месяца. Само наличие очереди показывает, что немало людей готовы пожертвовать временем для того, чтобы сэкономить деньги.

Учитывая значение очереди для общества, при принятии закона необходимо проверить влияние подзаконных актов на создание очередей.

Так, постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1194 «О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств» способствовало созданию очередей [5]. За автомобилями выстроилась большая очередь, которая уже насчитывает несколько тысяч человек. При этом 70% из них нужна именно тольяттинская «классика».

Настоящее бедствие вызвал Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно новым правилам все общества с ограниченной ответственностью должны были перерегистрироваться до конца года. Соответственно появились очереди.

Несмотря на принятые меры, в настоящее время очереди в российских супермаркетах, банках, почтовых отделениях, транспортных компаниях, фастфудах и аптеках оказались самыми длинными в Европе. Об этом пишет журнал Smart Money [6].

И конечно, часто очереди создает сам обслуживающий персонал. Согласно проведенному исследованию, среднее время обслуживания одного покупателя в России составляет 3 мин. При этом в Ирландии и Швеции покупателя обслужат за 0,9 мин, в Великобритании и Испании – за 1,2 мин, во Франции – за 1,83 мин. Так что же получается, очередь как явление непреодолима? Ни в коем случае.

Очередь не есть сиюминутное, эпизодическое недоразумение. Она имеет сложную корневую систему. Списывать трудности очереди только на торговлю, ее организацию, значит, закрыть себе дорогу к поиску истины, кардинальному решению проблемы. В частности, торговля сама сегодня несет немалые издержки, потери и материальные, и моральные не только за свои грехи, упущения, которых, действительно, очень много, но в ответе и государственные и хозяйственные органы, бизнес-сообщество и т. д.

Очереди зависят от многих факторов. Например, от выполнений обязательных условий современной розничной торговли. Магистральный путь ее развития – повсеместное внедрение инноваций в обслуживании покупателей. В частности, товар должен быть заранее подготовлен к продаже, расфасован, упакован, снабжен этикетками и ценниками. В советское время неоднократно принимались административные решения по снижению различных очередей. В рыночной системе также необходимо обратить внимание на создание очередей в различных сферах жизнедеятельности человека.

В условиях бурного развития НТП появились новые виды очередей. В частности, «автопробки». Интересное исследование провели специалисты Московского автомобильно-дорожного института. По заказу ГИБДД они подсчитали, во сколько стране обходятся бесконечные пробки на дорогах. Результаты впечатляющие: за год в одной столько Москве заторы «съедают» до 40 млрд руб.! Эта сумма складывается из потерь времени водителей и пассажиров, а также из отрицательного воздействия, которое стоящие машины оказывают на окружающую среду.

Процесс постоянного совершенствования технологических основ производства, тем более глубокие изменения в сфере производства новых материалов, биотехнологии, авиатранспорта, может создать новые виды очередей. В некоторых автосалонах машины высокого качества поступают на продажу после заказа спустя 2–3 месяцев.

Еще один важный момент. Это создание так называемых перманентных очередей, то есть для получения документа последней инстанции необходимо пройти несколько очередей. В каждой очереди необходимо стоять в среднем 1–2 часа, а в некоторых случаях – до 1 месяца (по Закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), потом следующая очередь – еще месяц, и т. д. Например, при «хождении по мукам» в разные инстанции для получения права собственности на землю, находящуюся под гаражом, проходят годы. Можно сказать, очереди уменьшились только при подаче документов, внешние (открытые) очереди превратились во внутренние (закрытые). Изобретательности властям в борьбе с очередями было не занимать.

Очередь, по сути, имеет не только социально-экономическую, но и политическую, психологическую, морально-этическую окраски.

У советской очереди было своеобразное политическое лицо. В условиях экономики дефицита стояние в очередях было образом жизни, а часто и способом выживания. В определенные моменты истории очередь, по сути, являлась формой гражданского неповиновения. В конце концов руководство страны вообще запретило очереди. Очереди явились своеобразной формой социальной самоорганизации населения, со своими правилами, традициями, иерархией, нормами поведения, моралью и даже формой одежды: как правило, удобная обувь, одежда попроще, теплые вещи, если ожидалось ночное стояние.

Но у очереди свои законы. Часто проявляется неуважение, даже агрессия к соседям. В очередях получают различной степени тяжести увечья десятки покупателей.

В то же время очереди могут иметь и определенный положительный эффект. Они становятся местом проведения досуга, местом знакомств, информационной базой и т. д. Используя «отбросы времени», в очередях можно заниматься самообразованием, изучением иностранного языка.

Таким образом, данная проблема требует тщательной разработки на различных уровнях исследования, многие вопросы еще не поставлены и ждут своего часа. Очередь как социально-экономическая характеристика имеет место в любой системе. В России проводится целенаправленная работа по регулированию очередей во всех сферах жизнедеятельности человека. Есть определенные результаты. Однако учитывая огромное влияние очередей на социальную напряженность общества, можно было создать в Общественной палате небольшую рабочую группу, которая занималась бы экспертным анализом документов, способствующих созданию очередей и, соответственно, коррупции.

Литература
1. Воронович А., Арсюхин Е. За Россией не занимать // Известия. – 2010. – 3 июля.
2. Лацис О. В 92-м Россию ожидал голод // Известия. – 1995. – 4 нояб.
3. Экономическое положение Республики Татарстан в 1991 году. – Казань: Госкомстат, 1992.
4. Титов Д. Росреестр ударил Интернетом по очередям // Экономика и жизнь. – 2010. – 1 июля.
5. О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств : постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1194.
6. Европа меряется очередями // Экономика и жизнь. – 2008. – 18 авг.
7. http://www.rosreestr.org/ (сайт «Росреестр. Татарстан»).

Также по этой теме: