Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Международный маркетинг    Swot-анализ выхода российских компаний на рынок телекоммуникаций Вьетнама

Swot-анализ выхода российских компаний на рынок телекоммуникаций Вьетнама

29.06.2015

Swot-анализ выхода российских компаний на рынок телекоммуникаций Вьетнама

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2011

Чан Ван Линь,
бизнес-аналитик компании
«ООО Маревен Фуд Сэнтрал»

На данный момент рынок телекоммуникаций в России все больше достигает точки насыщения, что порождает необходимость выхода компаний на внешние рынки. Наиболее привлекательными являются развивающие рынки, где уровень проникновения сотовой связи невысокий при большой численности населения и высоких темпах проникновения мобильной связи. По оценке телекоммуникационной компании Altimor, в период 2008–2013 гг. Юго-Восточная Азия является одним из развивающихся регионов, имеющих самый высокий темп роста капитализации активов мобильной связи [1]. Большим преимуществом данного региона является политическая стабильность, что несравненно снижает риск инвестирования в те регионы, где политическая ситуация в последнее время является критичной, такие как Африка.

На фоне азиатских стран Вьетнам особенно выделяется ввиду следующих причин:
1) является одной из самых быстро развивающихся стран Азии с ежегодным темпом роста 7%;
2) доля населения Вьетнама 1 (27,1%) имеет доступ к Интернету;
3) является членом ВТО, что означает снижение многих ограничений на иностранные инвестиции, а также снижение тарифных барьеров;
4) низкая стоимость рабочей силы;
5) высокий уровень политической стабильности в стране;
6) большая численность населения 2 (86,6 млн человек по данным за 2009 г.).

Рынок мобильной связи бурно развивается с постоянным увеличением количества абонентов – в сентябре 2009 г. их число составило 96,5 млн человек (по данным FineIntel), в июне 2009 г. возросло до 133 млн человек (по данным Генерального статистического бюро). На вьетнамском рынке сотовой связи активно действуют девять местных игроков – это Vietnam Posts and  Telecommunications


(1) По данным Internet World за II квартал 2009 г.
(2) По данным Генерального статистического бюро Вьетнама http://www.gso.gov.vn/default.
aspx?tabid=217.


(VNTP), MobiFone, Vinaphone, Viettel, S-Fone, EVN Mobile, Vietnam – Mobile, Gtel Mobile, Indochina Telecom и VTC Telecom, при этом самыми крупными игроками являются VNTP и Viettel (рис. 1).

Регулирующие меры министерства по обеспечению информации и коммуникации Вьетнама, принятые в июне 2009 г., сильно повлияли на ценовую политику операторов сотовой связи.

Согласно новому принятому закону, на одного абонента могут быть зарегистрированы не больше трех сим-карт с предоплатой, это означает, что каждый абонент может стать обладателем максимум трех мобильных номеров. В целях обеспечения выполнения правил регулирования абонентов все операторы проводили кампании по продвижению услуг по предоплате. Кроме того, министерство по обеспечению информации и коммуникации Вьетнама на данный момент рассматривает политику, позволяющую абонентам менять мобильных операторов без необходимости замены мобильного номера. Данная политика применена в 2011 г. и будет действовать в 2012 г. Ожидаемым результатам является повышение качества обслуживания мобильными операторами при разумных ценах (рис. 2).

По данным телевизионного канала Channel News Asia от 23 апреля 2010 г., по оценке американского оператора сотовой связи AT&T, Вьетнам является самым привлекательным и перспективным рынком сбыта в регионе АСЕАН(1). Кроме того, после финансового кризиса, разразившегося в 2008 г., вьетнамские потребители чувствуют большую уверенность в своем финансовом будущем. Глобальное исследование уверенности потребителей компании AC Nielsen показывает положительную тенденцию в повышении индекса уверенности вьетнамских потребителей: в июле 2010 г. индекс уверенности Вьетнама увеличился на 9 пунктов, что позволило Вьетнаму получить второе место вместе и Индонезией в рейтинге самых уверенных стран мира. По мнению Darin Williams, управляющего директора компании AC Nielsen Vietnam, вьетнамские потребители готовы потратить деньги на новые технологии после удовлетворения своих первичных потребностей. Среди опрошенных респондентов 47% заявили о готовности к использованию свободных денежных средств для покупки новой технологии, что является самым высоким процентом в Азии (2). В крупных городах, таких как Ханой и Хо Ши Мин, наблюдается бум телекоммуникации с появлением более продвинутых телефонов, мобильных приложений и тарифных планов. Сотовые операторы предлагают пакет услуг с низкими ценами, что повлекло за собой такую ретротенденцию в покупательском поведении, как наполнение мобильного телефона новыми приложениями вместо покупки новой сим-карты с условием предоплаты. В результате доля абонентов сети 3G повышается с постоянным снижением доли абонентов, пользующихся услугой предоплаты.

Дешевые китайские мобильные телефоны с диверсифицированными функциями пользуются значительным спросом во Вьетнаме, что послужило причиной для разработки компаний FPT дешевых мобильных аппаратов с ярлыком «сделано во Вьетнаме» под брендом F-Mobile, что по своей сути является новым бизнес- направлением для вьетнамских компаний телекоммуникаций(3). Изначально компания FPT фокусировалась на целевой аудитории – абоненты с низким доходом, так как данный сегмент расширяется все больше и больше. Со второй половины 2010 г. после успешного построения бренда на рынке компания начала разрабатывать политику по привлечению покупателей со средним и выше среднего доходом.


(1) По данным официального сайта медиагруппы Channel Asia http://www.channelnewsasia.com/stories/corporatenews/view/1052005/1/.html
(2) AC Nielsen report: Vietnam consumer confidence – Quarter 2, 2010.
(3) По данным вьетнамского интернет-журнала VN Express http://vnexpress.net/gl/vi-tinh/san-phammoi/2009/06/3ba0fa85.


Компания Viettel также разработала линию телефонов под собственным брендом и запустила в продажу аппараты с 2009 г. Цена аппаратов со встроенной сим-картой варьировала в ценовом диапазоне от 20–30 долл., что позволяло абонентам с низким уровнем дохода обеспечить себя недорогим средством связи(1). В январе 2011 г. Viettel представил линию телефонов 3G ZIK с новым направлением, ориентированным на сети 3G. Целевую аудиторию данной линии телефонов составляют абоненты со средним и выше среднего доходом. Аппарат работает на основе операционных систем Android, Brew и продается по розничной цене от 100 до 150 долл.(2)

В целях определения наиболее подходящих маркетинговых стратегий для российских компаний при выходе на рынок Вьетнама проведен SWOT-анализ для определения внутренних и внешних факторов, влияющих на выход на рынок Вьетнама (табл. 1).


(1) По данным электронной версии вьетнамской газеты «Спорт и культура» http://thethaovanhoa.vn/399N20090622085634660T140/viettel-them-3-dong-san-pham-moi-cua-dich-vu-sumo-....
(2) По данным официального сайта продукта компании Viettel http://www.zik.vietteltelecom.vn.



На практике компания «Вымпелком» успешно вышла на рынок Вьетнама.

В июле 2008 г. было создано совместное предприятие между российской компанией ОАО «Вымпелком», владеющей брендом «Билайн», и вьетнамским государственным предприятием «Global Telecommunication Corporation» (GTEL). Участником совместного предприятия также является дочерняя компания GTEL–GTEL TSC.

В новом совместном предприятии компании «Вымпелком» принадлежит 40% в акционерном капитале, при этом инвестиции в акционерный капитал составляют 267 млн долл. С вьетнамской стороны доля участия составляет 60%, при этом две связанные компании GTEL и GTEL TSC владеют 51 и 9% соответственно. Согласно заключенному соглашению, «Вымпелком» со своей стороны предоставляет техническую и операционную поддержку. Вьетнамская сторона будет совместно отвечать за юридические вопросы, а также за получение одобрения правительства на ведение бизнеса, в том числе на получение частот. По плану «Вымпелком» потратит на развитие нового предприятия до 1 млрд долл., что сделает GTelMobile седьмым сотовым оператором в стране. На первом этапе компания будет делать акцент на крупнейших городах Вьетнама с населением до 15 млн человек. В период запуска в 2009 г. дилерская сеть «Билайн» включала в себя более 7 тысяч торговых точек по продаже сим- и скретч-карт, включая новый формат для вьетнамского торгового канала – брендированные торговые стойки(1). В результате маркетинговых мероприятий повысилась узнаваемость бренда. 55% опрошенных респондентов крупных городов – Ханой и Хо Ши Мин – знают о бренде Beeline. Создание совместного предприятия GTelMobile – рациональный стратегический ход в целях выхода на рынок Юго-Восточной Азии со стороны «Вымпелкома», так как рынок сотовой связи в странах СНГ насыщен, а в России компания начинает сдавать свои позиции. Рынок Вьетнама имеет большие перспективны для развития ввиду значительной численности населения, большая часть которого на данный момент услугами мобильной связи не пользуется. Но в будущем при росте благосостояния появится серьезный платежеспособный спрос на услуги российского оператора сотовой связи. Кроме того, компания пользуется поддержкой со стороны вьетнамского  правительства, имеет доступ к разветвленной сети дистрибуции и возможность применения накопившегося маркетингового опыта.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть большие перспективы, которые представляет Вьетнам для российских телекоммуникационных компаний.


(1) По данным информационно-аналитического агентства Сотовик.Ру, 20.07.2009 http://www.sotovik.ru/news/vympelcom-vo-vietname.html.


Из-за специфики страны наиболее оптимальной стратегией для выхода компаний на данный рынок является создание совместного предприятия с местным игроком.

Используемые источники
1. Гулина Е. Экспансия российского телекома в ЮВА / Современные телекоммуникации России. – № 17, 06.09.2008.
2. Отчет AC Nielsen «Vietnam consumer confidence» – Quarter 2, 2010.
3. Официальный сайт Генеральное статистическое бюро Вьетнама gso.gov.vn/default.aspx?tabid=217.
4. Официальный сайт медиагруппы Channel Asia channelnewsasia.com/stories/corporatenews/view/1052005/1/.html.
5. Сайт вьетнамского интернет-журнала Vietnam Express vnexpress.net/gl/vi-tinh/san-pham-moi/2009/06/3ba0fa85.
6. Электронная версия вьетнамской газеты «Спорт и культура»  thethaovanhoa.vn/399N20090622085634660T140/viettel-them-3-dong-san-phammoicua-dich-vu-sumo-sim.htm.
7. Официальный сайт продукции компании Viettel zik.vietteltelecom.vn.
8. Официальный сайт информационно-аналитического агентства Сотовик.Ру, 20.07.2009. sotovik.ru/news/vympelcom-vo-vietname.html.

Также по этой теме: