Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинг в непроизводственной сфере    Сущность и особенности образовательной услуги

Сущность и особенности образовательной услуги

22.06.2015

Сущность и особенности образовательной услуги

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2011

Шевченко О.М.,
аспирант кафедры маркетинга
Тихоокеанского государственного
экономического университета

Общемировая тенденция роста образовательных систем обусловливает развитие теоретических концепций, связанных с изучением образовательного рынка как отраслевого и образовательной услуги как экономического блага.

Единого определения термина «образовательные услуги» в настоящее время не существует, однако в отечественной экономической литературе различают несколько подходов к определению образовательных услуг (табл. 1) [1–6].


Анализируя и обобщая существующие подходы, можно выделить основные черты «образовательной услуги»:
1) образовательная услуга – это система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства;
2) образовательная услуга представляет собой взаимодействие между производителем и потребителем в процессе оказания и приобретения этого специфического блага;
3) образовательная услуга представляет собой процесс передачи определенной информации для усвоения, с целью получения определенного результата;
4) образовательная услуга – это целый комплекс действий воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида;
5) образовательная услуга представляет собой деятельность образовательного учреждения, направленную на развитие интеллектуальных способностей человека, формирование профессиональных качеств, реализуемых в дальнейшем в процессе трудовой деятельности;
6) в процессе потребления образовательная услуга включается в рабочую силу, качество которой зависит от затраченного труда преподавателей и обучающихся.

Таким образом, в трудах вышеназванных и других ученых заложены основы научных представлений о сущности образовательных услуг.

Изучение, обобщение и анализ исследуемой экономической литературы позволяет автору предложить следующее определение образовательной услуги. Образовательная услуга – это комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей.

В отечественной экономической литературе выделяют два вида образовательных услуг. Первый вид – это образовательные услуги, которые участвуют в духовном и интеллектуальном развитии личности, в формировании индивидуального и общественного сознания, в повышении образовательного и культурного уровня независимо от требований, предъявляемых к ним со стороны потребителей рабочей силы.

Второй вид образовательных услуг обеспечивает потребности человека в приобретении профессии и воплощается в определенных навыках и умениях. Они удовлетворяют потребности отдельных отраслей экономики, предприятий в соответствующей подготовке и переподготовке кадров. Такое потребление образовательных услуг ведет к совершенствованию качества рабочей силы и способствует формированию рабочей силы соответствующей структуры и качества.

Образовательные услуги относятся к видам услуг, имеющим свои особенности, как разновидности общественных благ. К группе общественных благ относят такие товары и услуги, которые удовлетворяют общественные потребности или необходимы для удовлетворения общественных интересов. Общественные блага предоставляются не отдельным индивидам, а обществу в целом или большим социальным группам. Образовательная услуга является социальной ценностью, относящейся к нематериальным благам, к невещественному богатству [7]. От остальных нематериальных услуг образовательные услуги отличаются особой потребительной стоимостью – способностью удовлетворять потребности человека в его интеллектуальном развитии и в приобретении той или иной специальности.

В действительности большинство социальных услуг являются смешанно-общественными благами. Образовательная услуга, являясь смешанно-общественным благом, сочетает в себе черты как общественного, так и частного блага [7].

Как общественное благо, образовательная услуга характеризуется совместным характером потребления, неконкурентностью в потреблении, порождением значительного внешнего положительного эффекта. Образование приносит выгоду всему обществу, а не только отдельным индивидуумам. Кроме того, общество диктует личности тот перечень знаний, которым она должна обладать, чтобы занимать определенное место в обществе, играть в нем определенную роль. Свобода человека получать или не получать образование ограничена, поэтому образование – общественное благо [9, с. 36].

Как частное благо, образовательная услуга характеризуется исключаемостью, перегружаемостью, выступает объектом купли-продажи, имеет особую потребительную стоимость и рыночную цену, определяемую спросом и предложением [9, с. 37].

О.Л. Ксенофонтова считает, что специфика образовательных услуг проявляется в сочетании традиционных характеристик услуг (неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость) и присущим только им чертам [8].

Для образовательных услуг характерна низкая степень осязаемости. Потребитель образовательной услуги, обратившись в вуз, не может заранее знать результат своего обучения. Он имеет возможность лишь косвенно судить о качестве услуги на основе собственного прошлого опыта, руководствуясь мнением других потребителей, с помощью рекламного обращения [8].

В образовании к параметрам услуг, которые можно наглядно представить, можно отнести образовательные стандарты, учебные планы и программы, информацию о методах, формах и условиях обучения, сертификаты, лицензии, дипломы и т. п. В.Я. Афанасьев и В.В. Черкасов отмечают, что вторая традиционная характеристика услуг проявляется через неразрывную связь образовательных услуг от источника: образовательная услуга не существует отдельно от вуза и его профессорско-преподавательского состава [10].

Такой же точки зрения придерживается Е.Г. Григорьева [7]. Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: «Сам этот товар “исчезает”, поскольку потребляется в тот же момент, что и производится, и передается». Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления происходит одновременно с началом их оказания.

Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину – «изменчивость “исходного материала”».

Качество образовательной услуги изменяется в связи с изменением квалификации персонала, материально-технической базы и других неотъемлемых от учебного процесса элементов. Кроме того, любая замена преподавателя может изменить результат оказания образовательной услуги, а также спрос. Один и тот же преподаватель может провести занятия по-разному, в зависимости от своего душевного и физического состояния.

А.П. Панкрухин считает, что несохраняемость образовательных услуг обусловлена тем, что человеку свойственно забывать полученную в процессе обучения информацию, а знаниям свойственно устаревать [12].

Характерной чертой образовательных услуг является то, что они невещественны, т. е. они не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться. Человек, потребляя образовательные услуги, накапливает знания, учения, навыки, но это результат работы мозга и интеллекта человека, а не сами эти действия. Например, потребляя услуги в сфере профессионального образования, человек может накопить определенные знания, умения, навыки, развить свои интеллектуальные возможности. В этом случае  накапливаются не сами услуги, не действия по формированию профессионального образования, а результаты этих действий.

Производство и потребление образовательных услуг – это достаточно длительный процесс  (полный цикл формирования специалиста может занимать 20 и более лет: 4 года – начальная школа, 5 лет – основное общее образование; 2 года – среднее (полное) общее образование; 4–6 – бакалавриат, магистратура; 2–3 года – аспирантура, докторантура), а также в процессе трудовой деятельности работник может посещать курсы повышения квалификации, получать второе высшее образование, т. е. потребление образовательных услуг может осуществляться в течение всей сознательной жизни [2].

Т.Г. Бутова и Е.Г. Григорьева выделяют еще одну специфическую черту образовательных услуг – их оценка на протяжении всего периода обучения (сессии, аттестация) [7].

Принятие решения о покупке (приобретении) образовательной услуги может осуществляться не столько потенциальным потребителем, сколько его родителями или лицами старшего возраста. Как правило, в приобретении среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего образования решение принимают родители. А на уровне дополнительного и послевузовского образования такое решение принимает зачастую сам потребитель.

А.П. Панкрухин к исключительным свойствам образовательных услуг относит такие их свойства, как необходимость непосредственных контактов между их производителями и потребителями; достаточно жесткая зависимость качества образовательной услуги не только от конкретного лица, оказывающего эту услугу, но и от конкретного лица, потребляющего ее (базового образования, индивидуального восприятия материала, психологических особенностей, способностей и т. п.); способность качественно преобразовывать их потребителя, повышать его образовательный, профессиональный, культурный потенциал как работника и как личности, как правило, многопрофильный характер образовательных услуг (даже в рамках их отраслевой специализации), что предполагает комплексность их производства [12, с. 31–32]. Практическая реализация этих свойств находит отражение в расширении свободы выбора и смены потребителем образовательных услуг места приложения своей рабочей силы, а следовательно, и возможностей его адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

Отличительным свойством образовательных услуг является также повышенная трудоемкость их создания. В последние десятилетия в связи с расширением технических, информационных и иных возможностей обучения растет и их фондоемкость. В отличие от многих других услуг социальной направленности процесс производства образовательных услуг имеет крайне ограниченные возможности замены живого труда овеществленным.

О.В. Сагинова отмечает, что еще одной специфической чертой образовательных  услуг является то, что потребитель, оплачивая (не оплачивая) получаемую образовательную услугу, ожидает в дальнейшем от этой услуги возможности получения дохода (в форме заработной платы) [11].

Образовательные услуги дополняются сопутствующими услугами (общежитие, медицинские услуги, спортивные центры, комбинат питания и др.), которые сопровождают и облагораживают процесс обучения, решают бытовые и культурные запросы потребителей, придавая этим дополнительную ценность вузу.

В.Я. Афанасьев и В.В. Черкасов считают, что особенностью образовательных услуг является удовлетворение духовных и интеллектуальных запросов личности и общества, т. е. социальная потребность в образовании [10].

Чрезвычайно важной особенностью образовательных услуг в сфере профессионального образования выступает обязательный государственный контроль качества их производства (потребления). Контроль обусловлен тем, что выпускнику, прошедшему государственную аттестацию, выдается диплом установленного образца по определенной специальности с присвоением квалификации.

Еще одно отличительное свойство образовательных услуг – отсроченность выявления  результативности и зависимость результатов от условий будущей работы и жизни выпускника; необходимость дальнейшего сопровождения услуг; результат пролонгирован по времени от момента приобретения образовательной услуги до момента применения знаний и навыков в практической деятельности [11].

Деятельность системы высшего образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества, выступает как образовательная услуга, принимающая товарную форму, следовательно, имеющая свою потребительскую стоимость и цену [9].

Потребительская стоимость образовательных услуг заключается в том, что они создают человеческий капитал, проявляющийся в более квалифицированной и более производительной рабочей силе, что порождает «более высокие ставки заработной платы и более высокие заработки» [8, с. 45]. Спрос на образовательные услуги формируется потребителями, предполагающими исходя из теории рациональных потребительских ожиданий, что «индивиды с более высокими инвестициями в образование получают более высокие доходы в течение своей трудовой деятельности, чем те, кто сделал меньшие инвестиции в образование» [8, с. 48].

Таким образом, на основе проведенного анализа нами выделены основные особенности образовательной услуги:
1) особая потребительная стоимость – способность удовлетворять потребности человека в его интеллектуальном развитии и в приобретении той или иной специальности;
2) образовательные услуги невещественны и не могут накапливаться, но накапливаются их результаты как действия, направленные на формирование человеческого капитала;
3) образовательная услуга имеет значительную протяженность во времени;
4) потребитель образовательных услуг должен обладать определенным набором качеств (уровень образования, объем знаний, умений, навыков, норм общественного поведения);
5) образовательные услуги производятся и потребляются одновременно, они предоставляются потребителю полностью самим производителем, без посредников, хотя и допускают при использовании компьютерных технологий применение дистанционных методов обучения;
6) в потреблении образовательных услуг обязательно активное (интеллектуальное) участие потребителя;
7) качество образовательных услуг в конечном итоге влияет на развитие общества, отсюда вытекает заинтересованность государства в их качестве и необходимость соответствия последнего требованиям государственного контроля.

Превращение образовательной услуги в товар не меняет ее сущности. Те особые свойства, которые характерны для услуг вообще, и те исключительные свойства, которые характерны для образовательных услуг, накладывают отпечаток на субъектов рыночных отношений и механизм функционирования рынка образовательных услуг, делая его принципиально отличным от других видов рынков.

Используемые источники
1. Зыков В.В. Многоуровневая подготовка специалистов в контексте модернизации российского образования: монография / В.В. Зыков. – Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2003. – 80 с.
2. Щетинин В. Рынок образовательных услуг в современной России /В. Щетинин // Школа. – 2007. – № 3. – С. 23–27.
3. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании /А.П. Панкрухин. – М. : Интерпракс, 2005. – 240 с.
4. Иванютина Л.В. Рынок образовательных услуг высшего профессионального образования : мониторинг и развитие (на примере Алтайского края): дис. … канд. экон. наук /Л.В. Иванютина. – Барнаул, 2007. – 197 с.
5. Стрижов А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений /А.М. Стрижов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – № 3. – С. 47–50.
6. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования /Р. Джапарова // Маркетинг. – 2005. – № 4. – С. 55–65.
7. Григорьева Е.Г. Образовательная услуга как объект экономического анализа: [Электронный ресурс] / Е.Г. Григорьева. – Режим доступа: old.ippd.ru/bibl/pedagog_razvitie/pr_st.html
8. Ксенофонтова О.Л. Специфика образовательных услуг: маркетинговый аспект / О.Л.  Ксенофонтова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2006. – № 2. – С. 45–49.
9. Синицкая Н.Я. Финансирование высшего профессионального образования в современных социально-экономических условиях : монография / Н.Я. Синицкая. – Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2003. – 183 с.
10. Афанасьев В.Я. Маркетинг образовательных услуг / В.Я. Афанасьев, В.В. Черкасов  //Маркетинг. – 2009. – № 5. – С. 68–76.
11. Сагинова О.В. Маркетинг высшего образования: основные понятия, новые тенденции и перспективы: [Электронный ресурс] / О.В. Сагинова. – Режим доступа: marketing.spb.ru/conf/2002–01-edu/sbornik-5.htm
12. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг / А.П. Панкрухин // Маркетинг в России и за рубежом. – 1997. – № 1. – С. 79–85.

Также по этой теме: