Управленческие технологии государственного регулирования внешней торговли



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2011


Петросян А.Д.,
к. э. н.,
главный специалист – эксперт
 Департамента государственного регулирования
 внешнеторговой деятельности,
Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации



Модернизация национальной экономики России на основе ее инновационного развития требует коренных преобразований в отраслях промышленности, включая одну из важнейших сфер функционирования реального сектора экономики – внешнюю торговлю сырьем, материалами и промышленной продукцией. Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от совершенства методологии ее государственного регулирования, подготовки и принятия решений на макроуровне и уровне регионов с помощью научных методов и современных управленческих технологий.

Управленческие технологии – это совокупность методов и процедур (операций) управления, направленных на осуществление управленческой деятельности путем планирования, организации, выполнения и контроля функций управления. Задача разработки и применения управленческих технологий, по нашему мнению, заключается в типизации и регламентации отдельных процедур управленческой деятельности с целью повышения их эффективности. При этом для повышения эффективности управленческой технологии в ней должны сочетаться научные методы и типовые процедуры с искусством управления как способности использовать неформализованные знания, умения и навыки. Применение современных управленческих технологий в сфере государственного регулирования внешней торговли явится важным условием формирования позитивного имиджа страны на мировом рынке и будет способствовать привлечению зарубежных деловых партнеров. В предлагаемой статье будут рассмотрены и систематизированы важнейшие управленческие технологии государственного регулирования внешней торговли, в частности технологии экспортного и импортного маркетинга, а также управления внешнеторговыми конфликтами.

Демонополизация внешней торговли СССР и разрушение плановой системы отраслевого управления промышленностью не позволяли в полной мере и рациональным образом организовать государственное регулирование в сфере внешней торговли. Если теоретические проблемы и практические задачи управления внешнеторговой деятельностью на уровне предприятий достаточно подробно рассмотрены в научной литературе, то вопросы научно-методического обеспечения государственного регулирования внешней торговли на региональном и особенно на федеральном уровне слабо проработаны.

Основные функции государственного регулирования внешней торговли в России закреплены за Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством экономического развития РФ. Анализ научной литературы по вопросам государственного регулирования экономики [3], ее отраслей [11], и в частности внешней торговли [2, 4], показывает, что федеральные министерства и ведомства помимо выполнения функций планирования научно-технического, организационного и социально-экономического развития отраслей, а также институциональной функции формулирования правил и ограничений на экономическое поведение хозяйствующих субъектов должны повысить роль выполнения функций научно-методического обеспечения и консультационной помощи предприятиям и организациям.

Для этого применительно к сфере государственного регулирования внешней торговли необходимо создание базы современных научно обоснованных методик, доведенных до стандартизированных управленческих технологий, выполняемых с помощью компьютерной техники. Управленческие технологии нами условно подразделены на пять групп.

1. Технологии диагностики, оценки и прогноза, включая диагностику сильных и слабых сторон внешней торговли России по сравнению с другими странами;  оценку влияния внешней торговли России на развитие ее национальной экономики и изменение национальной безопасности и ее основных составляющих, таких как экономическая, социальная, политическая, технологическая, научно-техническая, информационная, экологическая, продовольственная, фармацевтическая, энергетическая, минерально-сырьевая; другие виды безопасности страны; диагностику сильных и слабых сторон внешней торговли отраслей экономики и регионов и их влияния на внешнюю торговлю России; составление прогнозных сценариев развития внешней торговли страны и ее регионов и оценку вероятности свершения этих прогнозов.

2. Технологии планирования, включая разработку проектов национальной стратегии, отраслевых и региональных программ развития внешней торговли, в частности, в отраслях промышленности; формирование согласованных и взаимосвязанных приоритетных целей и направлений развития внешней торговли; координацию и контроль за выполнением программ и планов; мотивацию выполнения работ по государственному регулированию внешней торговли; контроль и несение ответственности за качество процесса внешней торговли и конечные его результаты.

3. Технологии обеспечения государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга РФ, включая подготовку предложений и проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы этой сферы, за исключением таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением РФ к Всемирной торговой организации; реализацию полномочий Минпромторга по обеспечению внешнеэкономической деятельности, включая  двустороннее и многостороннее сотрудничество; по обеспечению государственной поддержки экспорта промышленной продукции и организации и государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности РФ за рубежом; протокольное обеспечение деятельности Минпромторга, а также таможенно-тарифного регулирования в промышленности.

4. Технологии экспортного и импортного маркетинга, включая налаживание взаимовыгодных коммуникаций с зарубежными партнерами.

5. Технологии управления внешнеторговыми конфликтами, в частности разрешение форс-мажорных ситуаций.

При разработке перечисленных технологий государственного регулирования внешней торговли целесообразно использовать типовые базовые технологические модули выполнения основных функций управления, таких как анализ, диагностика, целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, регулирование, коммуникация, адаптация, учет, контроль, несение ответственности за качество процесса и конечные результаты деятельности. Ниже более подробно рассмотрим технологии экспортного и импортного маркетинга, а также технологии управления внешнеторговыми конфликтами как важного инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и формирования позитивного имиджа страны на мировом рынке.

Технологии экспортного и импортного маркетинга. Специалист по маркетингу И.И. Козуля указывает, что «…в правительственных структурах самого названия маркетинга нет, зато есть близкие к нему направления – министерство промышленности и торговли, министерство экономического развития. Аналитическую функцию выполняет группа аналитиков и привлекаемые исследовательские структуры, сбытовая заложена в самом названии министерства промышленности и торговли (туда же можно отнести и производственную), коммуникационную – пресс-службы. При этом получаем парадокс – все функции маркетинга присутствуют – почему же не существует самого маркетинга? …Причем ранее я достаточно осторожно отзывался о создании маркетинговой службы на уровне правительства, но, видя беспомощность власти перед кризисом, считаю эту задачу одной из приоритетных.

Для начала можно было бы экспериментально создать должность советников по маркетингу при ряде министерств и ведомств» [5].

Приведем другой пример, подтверждающий приведенное выше мнение. В настоящее время маркетинговые методы в государственном регулировании внешней торговли продукцией отраслей промышленности в незначительной степени используются в Минпромторге России, являющемся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, маркетинговые функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки  товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, разработке предложений об установлении наблюдения за экспортом и/или импортом отдельных видов товаров. Минпромторг России также оказывает содействие российским участникам внешнеэкономической деятельности в реализации экспортно ориентированных проектов с целью развития российской экспортной сбытовой сети; участвует в рамках своей компетенции в создании информационно-поисковых баз, способствующих развитию внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала отечественных производителей; организует консультационное содействие участникам российских экспозиций и их организационную поддержку [9].

Таким образом, речь идет о применении технологий экспортного и импортного маркетинга в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Под технологиями экспортного маркетинга мы понимаем планирование и организацию изучения рынков на территории иностранных государств с целью эффективного продвижения на них отечественной продукции с учетом условий сбыта, деловых обычаев, национальных традиций, валюты, социально-культурной среды, для расширения границы национальных рынков сбыта. Кроме того, к технологиям экспортного маркетинга относятся формирование новых потребностей производства и населения за рубежом. Отечественный и зарубежный опыт маркетинга свидетельствует о том, что осуществление сбытовой деятельности на иностранном рынке, как правило, связано с необходимостью изучения чужого языка, привычек, традиций и потребностей потребителей. Российские предприятия и организации постоянно сталкиваются с политической неопределенностью, экономической нестабильностью, а также с потребностями приспосабливать свой товар под непривычные потребительские нужды иностранных потребителей. Все эти проблемы связаны с увеличением расходов, что снижает коммерческий эффект внешнеторговой деятельности [1].

Выход на мировые рынки является в настоящее время одной из стратегических задач социально-экономического развития отраслей промышленности и регионов России и соответственно федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ. Решить эту задачу возможно лишь при соблюдении определенных правил изучения маркетинговой среды в конкретной стране и определенной последовательности в изучении зарубежных региональных рынков, планировании внешнеторговых операций и процедур по продвижению продукции на эти рынки. Поэтому подразделения (департаменты) внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также исполнительной власти субъектов РФ должны в системе методов государственного регулирования внешней торговли применять также и методы экспортного маркетинга. В указанных подразделениях должны быть созданы группы экспортного маркетинга.

Импортный маркетинг – особая форма исследований внутренних товарных и региональных рынков для формирования благоприятных условий, способствующих обеспечению своевременных поставок продукции из-за рубежа. Объектом исследования импортного маркетинга является рыночная инфраструктура отечественных региональных рынков (включая ее четыре взаимосвязанные составляющие: институциональную, информационную, нормообразующую и ментальную), на которые планируются или уже осуществляются импортные поставки [10].

К важнейшей области применения импортного маркетинга относится сфера государственных закупок как части произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Одной из основных технологий импортного маркетинга в сфере государственных закупок является отбор надежных зарубежных поставщиков продукции по выполнению обязательств по срокам поставок, ассортименту, комплектности и количеству поставляемой продукции, производственным мощностям, местоположению и доступности, технико-технологическому потенциалу, финансовому положению, информационному обеспечению, системе послепродажного обслуживания, деловой репутации и опыту, уровню организации и управления, в частности, организационной культуре, отношению к покупателю, профессиональному уровню персонала; качеству оформления товара (упаковка) и организации управления качеством.

Технологии импортного маркетинга должны быть направлены на создание благоприятных условий, способствующих обеспечению своевременных поставок продукции из-за рубежа для социально-экономического развития региона или отрасли, достижение потребительской удовлетворенности тем или иным товаром, обеспечение максимально возможного разнообразия товаров с целью предоставления их потребителю; повышение качества жизни за счет широкого ассортимента, высокого качества, доступности продукции и сохранения окружающей среды.

Организациями, которые должны использовать импортный маркетинг, являются органы, занятые государственным регулированием импортных поставок на всех уровнях управления. На федеральном уровне, к примеру, это Минпромторг РФ; на региональном уровне – это структурные подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ, за которыми закреплены функции территориального регулирования импортных поставок.

Технологии управления внешнеторговыми конфликтами как важный инструмент  формирования позитивного имиджа страны на мировом рынке. Одной из основных задач государственного регулирования экономики страны является целенаправленное формирование и продвижение позитивного имиджа страны на мировом рынке. Эта проблема решается путем улучшения таких важнейших составляющих имиджа страны, как имидж власти, имидж национальной экономики и ее инвестиционная привлекательность, внешнеполитический и внешнеэкономический имидж и др. К общепризнанным методам формирования и продвижения имиджа страны относятся политические технологии, методы и технологии рекламы, public relations и коммуникационного менеджмента. Внешнеторговый имидж страны можно формировать с помощью технологий экспортного и импортного маркетинга. Однако в научной литературе в полной мере не поставлена задача и не проработаны методы и технологии управления внешнеторговыми конфликтами как инструменты государственного регулирования внешней торговли и формирования позитивного имиджа страны на мировом рынке как надежного делового партнера.

В научной литературе понятие внешнеторгового конфликта определяется на основе изучения несовпадения интересов внешнеторговых партнеров. Под внешнеторговым конфликтом мы понимаем разновидность политико-экономического конфликта, в основе которого находится несовпадение внешнеторговых интересов, целей и позиций двух и более субъектов внешнеторговой деятельности различных стран. Субъекты внешнеторговой деятельности – это предприятия и внешнеторговые организации, а также органы государственной власти, занимающиеся регулированием внешнеторговой деятельности.

В научной литературе в основном рассматриваются психологические аспекты исследования и разрешения межличностных конфликтов в коллективах внешнеторговых организаций [6] либо правовые вопросы разрешения разногласий в международных коммерческих сделках [8; 12]. Д.Э. Столетова в зависимости от типа конфликта и стадии его развития предлагает объективно адекватное определение способов его разрешения. Она выделяет наиболее эффективные альтернативные способы урегулирования конфликтов, возникающих при заключении и исполнении международных коммерческих сделок: переговоры, посредничество, претензионный порядок урегулирования споров, экспертиза, иные примирительные и согласительные способы разрешения международных коммерческих конфликтов с использованием современных  эффективных международных стандартов [12]. А.В. Манойло указывает на важную роль  применения технологий несилового разрешения конфликтов, регулирования конфликтов, среди которых технологии политического и дипломатического регулирования, психологического и информационного воздействия [7].

Чтобы эффективно управлять внешнеторговым конфликтом, необходимо использование методов конфликтологии, политологии, экономической психологии, социальной психологии и психологии личности. В первую очередь следует с большой точностью произвести диагностику причин, симптомов и проявлений внешнеторгового конфликта. Используя эту управленческую технологию, следует описать видимые проявления конфликта, определить уровень его развития и масштабы; выявить причины возникновения конфликта.

С помощью технологии прогнозирования внешнеторгового конфликта осуществляется предвидение конфликта с определенной вероятностью, с указанием его основных участников и времени возникновения. Прогнозирование конфликтной ситуации играет важную роль для предотвращения возникновения и дальнейшего развития конфликта.

Применение технологии по предупреждению (профилактике) внешнеторгового конфликта направлено на недопущение его возникновения и негативного влияния на ситуацию на конкретном сегменте мирового рынка, а также на национальные экономики стран – участников конфликта, и, в частности, сферу внешней торговли этих стран. Предупреждение внешнеторговых конфликтов должно проводиться путем создания объективных условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, таких как формирование и обеспечение благоприятных внешнеторговых отношений между странами; разработка правовых и иных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций.

Технология регулирования внешнеторгового конфликта сводится к планированию и реализации ряда мероприятий, предпринимаемых одним из участников конфликта или обеими сторонами. Здесь следует уточнить права, обязанности, ответственность и обязательства участников конфликта на основе формальных и неформальных норм международной торговли и достижения одинакового понимания и применения на практике этих норм. Результатом регулирования внешнеторгового конфликта является его разрешение, которое может привести к конфронтации сторон конфликта путем удовлетворения одним участником конфликта своих интересов и игнорирования интересов второй стороны; уклонению посредством избежания конфликта; приспособлению путем удовлетворения одним участником конфликта интересов другого участника и пренебрежения собственными интересами; компромиссу, т. е. достижению двухсторонних уступок; сотрудничеству, ориентированному на полное удовлетворение интересов задействованных во внешнеторговом конфликте стран и предприятий.

Для эффективного применения указанных технологий управления внешнеторговыми конфликтами необходимо планомерно повышать профессиональную компетентность менеджеров и специалистов, занятых в сфере внешней торговли в области государственного регулирования, менеджмента, маркетинга, конфликтологии, политологии и кросскультурных коммуникаций; обучать их современным технологиям проведения внешнеторговых переговоров. Чтобы повысить коммуникативную компетентность, в профильных экономических вузах и специализированных образовательных учреждениях помимо лекционных курсов «Кросскультурные коммуникации» рекомендуется ввести активные методы обучения деловому общению с представителями различных национальных культур.

Используемые источники
1. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Черенков В.И. Международный маркетинг. – СПб.: Питер, 2009.
2. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации: учеб. пособие. – М.: Весть, 2006.
3. Государственное регулирование рыночной экономики/под общ. ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2005.
4. Джабиев А.П. Государственное регулирование внешней торговли России: учеб. пособие. – М.: Международные отношения, 2006.
5. Козуля И.И. Государство без маркетинга. Почему неконкурентоспособна Россия? – proriv.su/marketing/gosudarstvo… marketinga. html
6. Малышев А.А. Профилактика конфликтов как фактор психологической безопасности внешнеторговой организации//Российский внешнеэкономический вестник. – 2008. – № 4.
7. Манойло А.В. Национально-государственные модели психологического управления конфликтами//Обозреватель-Observer. – 2008. – № 2.
8. Мата О.В. Арбитражное соглашение и разрешение споров в международных коммерческих арбитражных судах. – М.: Права человека, 2004.
9. О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 438.
10. Петросян А.Д. Импортный маркетинг как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности//Актуальные вопросы экономики и управления: Материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. 2. – М.: Молодой ученый, 2011.
11. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010.
12. Столетова Д.Э. Конфликты в международных коммерческих сделках и альтернативные судебному способы их разрешения: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М.: РАГС, 2007.

29.02.2016

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста