Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинговые коммуникации    Результаты опроса представителей элитных групп

Результаты опроса представителей элитных групп

Результаты опроса представителей элитных групп

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2000

Башкирова Е.И.

к. фил. наук, генеральный директор РОМИР

Лайдинен Н.,
менеджер по PR

 
В октябре независимый исследовательский центр РОМИР провел опрос представителей элитных групп1 российского общества, принадлежащих к различным политическим, правительственным, экономическим, военным, культурным, научным, журналистским, религиозным кругам. Темой опроса явилось состояние и развитие различных сфер жизни российского общества. В ходе исследования были опрошены руководители среднего и высшего звена. Всего в опросе приняли участие 400 респондентов (по 50 человек из восьми элитных групп)2. Использовалось личное интервью.

 

    1. Экономическая сфера

 

Как показывают результаты исследования, степень удовлетворенности элиты российского общества своим уровнем жизни в настоящее время гораздо выше, чем их удовлетворенность экономическим положением в России.

 

Степень удовлетворенности респондентов своим уровнем жизни
и экономическим положением в России
(в % к общему числу опрошенных, N=400)

 

 

Степерь удовлетворенности

 

Своим уровнем жизни

Экономическим положением в России

Полностью удовлетворены

1

0

Скорее удовлетворены

24

4

Ни удовлетворены, ни не удовлетворены

20

7

Скорее не удовлетворены

34

34

Полностью не удовлетворены

21

55

 

 

Большая часть респондентов (64%) являются сторонниками экономики смешанного типа (с элементами рыночной и плановой экономики), 24% —сторонниками рыночной экономики, 7% — сторонниками плановой экономики. 5% участников опроса затруднились с ответом на этот вопрос.

В условиях политической и экономической нестабильности в России 47% респондентов, представляющих элитные группы населения, полагают, что за собственное благополучие в основном должны отвечать сами люди, а 52% опрошенных возлагают на государство ответственность за благополучие населения.

Размышляя о 2000 годе, 24% опрошенных питают надежды на лучшее, 40% испытывают беспокойство. У 35% доминирующим чувством является неопределенность. По сравнению с результатами предыдущей волны исследования (осень 1998 г.) доля оптимистов уменьшилась на 12%.

 

    2. Политические ориентации респондентов

 

Интерес представителей российской элиты к политике, как показали результаты исследования, достаточно высок. Большинство респондентов (92%) проявляют интерес к политике в целом. При этом политика очень интересует 42% представителей этой группы и скорее интересует 50%.

Отвечая на вопрос о том, за какую партию респонденты проголосовали бы, если бы выборы состоялись на этой неделе, опрошенные отдали предпочтение следующим партиям и избирательным блокам (в %):

Блок ОВР - 36

“Яблоко” - 15

КПРФ - 11

Союз правых сил - 4

“Союз народовластия и труда” - 3

ЛДПР - 2

“Честь и Родина” - 2

НДР - 2

За другую партию - 3

Против всех - 4

Не пошли бы голосовать - 4

Затруднились ответить - 14

Кроме того, 76% опрошенных высказали мнение, что распад СССР не пошел на пользу России, а 81% респондентов полагают, что стране необходим сильный лидер, который наведет порядок в России.

 

    3. Распространенность коррупции

 

К одной из самых злободневных проблем российского общества представители элиты относят распространенность коррупции в России. Эта проблема часто бывает предметом обсуждения даже в неформальном кругу общения респондентов: 36% участников опроса сообщили, что часто обсуждают эту тему со своими друзьями, а 49% обсуждают ее время от времени.

Наиболее широкое, по мнению респондентов, распространение в России получили следующие формы коррупции: злоупотребление служебным положением в личных целях, дача взяток госчиновникам или политикам для получения государственных контрактов, подкуп чиновников или политиков для получения лицензий или разрешения на ведение легальной деятельности, присвоение государственного имущества, подкуп чиновников или политиков для получения финансовых выгод (субсидий, пенсий, привилегий).

Отвечая на вопрос о том, какое правонарушение является более неприемлемым — дача взяток или получение взяток, 62% респондентов ответили, что более неприемлемо получение взяток.

Общее отношение респондентов к коррупции характеризуют их следующие ответы. Только 3% опрошенных не считают, что коррупция является проблемой для России, и не беспокоятся по этому поводу. 50% представителей элиты считают уровень коррупции в России неприемлемым. 28% опрошенных сообщили, что их злит уровень коррупции в России, а 19% — что он приводит их в бешенство.

Что касается борьбы с коррупцией, то 8% респондентов считают, что коррупция в России неустранима, ее почти невозможно побороть. 18% опрошенных высказали мнение, что коррупцию в России можно сдерживать на разумном уровне, применяя существующие законы. По мнению 46% опрошенных, с коррупцией в России нужно бороться любыми средствами, но в рамках демократии. И 28% представителей элитных групп настроены очень категорично, полагая, что с коррупцией в России необходимо бороться, используя все возможные средства, даже авторитарные.

 

    4. Иностранные влияния на Россию

 

66—67% респондентов не видят угрозы для России в иностранных инвестициях в экономику нашей страны и не считают, что большинство российских проблем являются результатом заговоров иностранных государств. Гораздо большую озабоченность вызывает иностранное влияние на культурную сферу: только 42% опрошенных не видят угрозы для культуры нашей страны со стороны иностранного влияния.

71% опрошенных считают, что США слишком сильно влияют на положение дел в России. 82% — оценивают существование блока НАТО в качестве негативного фактора для России. 78% опрошенных представителей элитных групп являются противниками вступления России в НАТО.

 

    5. Отношение к СМИ

 

77% респондентов полагают, что печатная продукция не должна запрещаться по политическим причинам. Половина респондентов выступают за необходимость правительственного контроля за деятельностью СМИ. 39% опрошенных считают частные/независимые СМИ более объективными по сравнению с государственными.

Степень доверия представителей элиты российским СМИ достаточно высока: печатным и электронным российским СМИ преимущественно доверяют от 61 до 66% респондентов. Степень доверия западным СМИ гораздо ниже — от 38 до 43%.

Потребление продукции российских СМИ среди представителей элиты достаточно высоко. В среднем за последние три месяца 70% респондентов ежедневно читали газеты, 60% — слушали радио, 89% — смотрели телевизор. Потребление продукции иностранных СМИ гораздо ниже: 54% опрошенных за последние три месяца вообще не слушали зарубежное радио, 50% вообще никогда не смотрели программ зарубежного ТВ, а среди тех, кто в принципе смотрит зарубежное ТВ, 20% не делали этого в последние три месяца.

 

    6. Уровень жизни представителей элитных групп

 

40% респондентов сообщили в ходе опроса, что у них достаточно денег на еду и есть возможность для сбережений, но их недостаточно, чтобы покупать дорогие вещи (телевизор, холодильник). Столько же опрошенных сообщили, что у них хватает денег для приобретения некоторых дорогих вещей. 15% участников опроса признались, что им хватает денег на еду, но купить одежду уже трудно. Только 2% могут позволить себе приобретать все, что хотят. Затруднились с ответом 3% опрошенных.

 

1 Элитная группа — лучшие представители общества.

2 К сожалению, методы и критерии определения выборки в элитных группах в статье не описываются, так как это, по словам авторов, является “ноу-хау”. Вследствие этого не представляется возможным понять, кто и по каким критериям отнесен к элитным группам. Руководители высшего и среднего звена необязательно относятся к элите. Прим. гл. ред.

Также по этой теме: