Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинговые коммуникации    Ювелирное выставочное движение России

Ювелирное выставочное движение России

Ювелирное выставочное движение России

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2010

Потоцкая Т.И.,
д. геогр. н., заведующая кафедрой социально-экономической географии,
Смоленский государственный университет

В статье рассматривается место России в ювелирном выставочном движении Новых Независимых Государств (ННГ); география проведения ювелирных показов в России и ее динамика; виды ювелирных выставок (национальные и международные), их общие и региональные особенности; деятельность выставочных объединений, занимающихся организацией ювелирных показов в России. Проводится сравнительный анализ крупнейших ювелирных выставок через построение их рейтингов по показателям: количество компаний-участниц, доля иностранных компаний-участниц, количество посетителей. Выделяются факторы, влияющие на размещение ювелирной выставочной деятельности. Акцентируется внимание на общих и отличительных чертах территориальной организации отечественного и мирового ювелирного выставочного движения.

Введение. Отраслевое выставочное движение как вид экономической деятельности является порождением эпохи массового производства и потребления, призванным доводить до потребителя все существующие виды товаров и услуг. Благодаря ему на одной территории встречаются и тесно взаимодействуют все субъекты конкретной отрасли — производители, посредники, потребители. В условиях относительной «информационной закрытости» деятельности большинства предприятий России это обстоятельство делает выставку особенно привлекательной для отраслевых исследователей, так как дает им первичную информацию об отраслевой и региональной структуре изучаемого товарного рынка, а также о его состоянии и тенденциях развития.

Изучение отраслевого выставочного движения в России имеет недавнюю историю. Интерес к этой теме появился лишь в конце 90-х гг. XX в. Более того, в научной отечественной литературе термин «отраслевая выставка» отсутствует. Для обозначения исследуемого явления чаще используются термины «промышленная выставка», «выставка-продажа», «выставка-ярмарка», «торгово-промышлен ная выставка». Первые три трудно считать корректными, так как термин «промышленная выставка» акцентирует внимание только на производителях, термины «выставка-продажа» и «выставка-ярмарка» – на посредниках. Термин «торгово-промышленная выставка» полнее, чем остальные, отражает суть явления, так как обращает основное внимание на ведущие субъекты отрасли — производителей и по средников, однако он не оставляет место предприятиям отраслевой инфраструктуры (в ювелирной отрасли — это центры сертификации драгоценных металлов, камней и в целом ювелирных изделий; системы безопасности и др.). В то же время термин «отраслевая выставка» учитывает всех субъектов конкретной отрасли — производителей, посредников, предприятия отраслевой инфраструктуры, потребителей. Поэтому его использование является наиболее целесообразным.

Изучение отраслевых выставок возможно как с помощью экспедиционныхисследований (работа на выставке), так и с помощью кабинетных исследований (работа с электронными каталогами выставок). Автор данной работы в полной мере использовал обе группы методов, отслеживая информацию в течение семи лет (2003–2009 гг.).

В постсоветском пространстве ювелирные выставки относительно регулярно проводятся только на территории четырех государств — в России, на Украине, в Литве и Казахстане, хотя география производства ювелирных изделий заметно шире (кроме перечисленных стран, это Беларусь, Армения, Узбекистан). Вместе с тем количество ювелирных показов постоянно растет. Большая часть выставок организуется в России (42) и на Украине (6). Во всех остальных странах ежегодно проходит всего по одному ювелирному показу. Среднее число участников в деятельности выставок остается относительно постоянным и соответствует среднемировому уровню национальных выставок (150–300 компаний). При этом из 50 выставок только 8 можно отнести к разряду международных (по региональной принад лежности компаний, участвующих в их работе) (табл. 1).

Национальные ювелирные выставки. В пределах России ювелирные выставки проходят на территории 20 субъектов РФ, в основном в городах-миллионерах (Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге, Уфе, Казани, Волгограде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске и др.), крупных курортных городах (Сочи, Кисловодске), центрах субъектов РФ, выполняющих роль региональных лидеров (Тюмени, Красноярске и др.), а также в городах с развитой ювелирной отраслью (Костроме, Екатеринбурге). Многие из перечисленных центров ювелирного выставочного движения сложились под влиянием всех перечисленных факторов (Москва, Санкт-Петербург и др.) (рис.1).

Необходимо отметить, что в последние годы география проведения ювелирных показов несколько изменилась. Так, из традиционных региональных выставочных площадок выбыли дальние площадки — Хабаровск, Архангельск и Мурманск, а также значительно уменьшилось количество показов в Санкт-Петербурге и Казани. В то же время выставки стали проводиться в Элисте, Кисловодске, Саратове, Белгороде, значительно увеличилось количество показов в Москве, Сочи и Волгограде. Организация ювелирных показов — дорогостоящий проект, так как выставляемый товар априори относится к предметам роскоши, а значит, требует хорошо налаженной службы охраны и страхования. Более того, дальняя транспортировка ювелирной продукции приводит к удорожанию и так изначально дорогого товара, что уменьшает его привлекательность для покупателей. Отсюда и уход из выставочного движения городов, распо ложенных далеко от Центральной России.

Происходящие географические изменения связаны не только с попыткой сделать их более рентабельными, но и с улучшением качества организации ювелирных выставок. Так, многие из категории годовых (выставки, проходящие один раз в год в одном и том же месте, в одно и то же время) перешли в разряд системных выставок (выставки, проходящие несколько раз в год, обычно 2–3 раза, в одном и том же месте и в одно и то же время) — Волгоград, Екатеринбург, Элиста, Казань, Сочи, Москва, Санкт-Петербург (рис. 1).

Самыми известными ювелирными выставками России являются в первую очередь столичные выставки, такие как «Ювелир», «Гильдия ювелиров», «Новый русский стиль», «Золотой глобус», «Junwex. Москва», «Московский салон изящных искусств», «Ювелирный Вернисаж», проходящие в Москве, а также Junwex и «ПитерЮвелир», проходящие в Санкт-Петербурге. Из региональных наиболее значимы сочинские выставки «Интерювелир», «Элитный салон» и «Золотой сезон», екатеринбургские «УралЮвелир», поволжские «ЮвелирЭкспо», калининградская «Янтарь Балтики» и новосибирская «СибЮвелир».

Все ювелирные выставки обладают схожей товарной структурой. Как правило, во время их работы представляются: ювелирные украшения; драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни; ювелирное оборудование; торговое оборудование, упаковка, аксессуары; бижутерия, сувениры, представительская продукция; банковские металлы; часы, аксессуары. Кроме того, в их деятельности принимают активное участие сертификационные центры, отраслевые издания («Ювелирное обозрение», «Русский ювелир», «Ювелирный мир», «Алмазы и золото России», «Ювелирная Россия» и др.). Однако в товарной структуре могут домини ровать разные группы продукции. В зависимости от доминирующей товарной группы все выставки можно классифицировать на:

  1. выставки с доминированием в товарной структуре продукции массового спроса (питерские выставки Junwex и «ПитерЮвелир», московские «Ювелир» и «Новый русский стиль»);
  2. выставки с доминированием в товарной структуре продукции класса «премиум» (московские выставки «Московский салон изящных искусств», «Гильдия ювелиров», «Золотой глобус»);
  3. выставки с доминированием в товарной структуре продукции невысокой стоимости (серебряные ювелирные изделия с полудрагоценными камнями) — московская система выставок «Ювелирный Вернисаж» и практически все региональные выставки.

Международные ювелирные выставки. Ювелирное выставочное движение России развивается очень высокими темпами, как, впрочем, и вся ювелирная отрасль страны. Это обстоятельство на фоне кризисных явлений на мировом ювелирном рынке делает привлекательным внутренний рынок для иностранных ювелирных компаний. В результате в России активно формируется международное ювелирное выставочное движение — в общем количестве ежегодных ювелирных показов, проходящих в стране (42), 10 в той или иной мере можно отнести к категории  международных (около 25%!).

В отличие от национальных ювелирных выставок, международные выставки концентрируются на территории всего двух субъектов РФ — в Москве и СанктПетербурге, обладающих как условиями, необходимыми для проведения такого рода мероприятий (наличие таможенных служб, служб доставки и охраны груза, хорошо развитого гостиничного и ресторанного бизнеса и др.), так и значительной покупательной способностью населения.

При этом необходимо отметить, что не все они являются равнозначными. Так, часть международных ювелирных выставок демонстрирует исключительно товары класса «премиум». Например, Faire Milliner, проводимая ежегодно в Москве на территории самой крупной выставочной площадки нашей страны — «Крокуса», представляет собой систему международных выставок, организуемых в странах с высоким уровнем социально-экономического развития. Она специализируется на показе предметов роскоши в целом. В то же время «Московский салон изящных искусств», также ежегодно проходящий в Москве на территории самой дорогой  выставочной площадки столицы — «Манежа», — специализированная ювелирная выставка. Это единственный ювелирный показ в России, где одновременно можно увидеть ювелирные изделия многих ведущих ювелирных домов мира, таких как Bulgari, Tiffany, Cartier, Van Cliff & Aprils, Graff, Liviev Group и др. На таких выставках товары российского производства представлены незначительно. Обе выставки относятся к категории b2c (ориентированные на конечного потребителя: business-to-customer), что подчеркивает высокую оценку мировым ювелирным  рынком потребительских возможностей российского ювелирного рынка.

Остальные международные ювелирные выставки России, во-первых, демонстрируют товары массового спроса; во-вторых, относятся к категории b2b (ориентированные на отраслевых специалистов: business-to-business); в-третьих, представляют собой системные выставки, организуемые тремя категориями выставочных объединений.

Самое старое ювелирное выставочное объединение страны — Р.О.С.Ювелирэкспо сегодня ежегодно проводит на своей основной выставочной площадке в Сокольниках (Москва) 4 сезонных показа. Это мартовская выставка «Ювелир — весна»; майская «Ювелир-2»; сентябрьская «Ювелир» — самая старая ювелирная выставка страны; декабрьская выставка «Ювелир-3». Все они позиционируются организаторами как международные.

Самое крупное и современное универсальное выставочное объединение России,  специализирующееся в том числе и на ювелирной отрасли, — РЕСТЭК (Санкт-Петербург). Оно выгодно отличается высоким уровнем организации, связанным с заимствованием американских выставочных технологий. В 2003 г. руководство выставочного объединения заключило соглашение с самым крупным ювелирным выставочным объединением мира Reed Exhibition о совместном проведении одного из первых ювелирных показов компаний в Москве — New Russian Style. Эта акция, с одной стороны, способствовала появлению современных выставочных технологий в стране, а с другой стороны, показала россиянам истинно высокий уровень международности выставки — доля иностранных компаний-участниц составила около 70%! Сегодня данное объединение проводит три ежегодных сезонных ювелирных показа на выставочных площадках обеих столиц. Так, в феврале в Санкт-Петербурге проводится самая крупная по числу участников международная ювелирная выставка России Junwex. В Москве на выставочной площадке «Гостинный двор» проходит, во-первых, самая крупная оптовая ювелирная ярмарка «Junwex Москва» (сентябрь), во-вторых, первая международная ювелирная выставка России New Russian Style (май).

К другой категории организаторов относятся отраслевые объединения. Наиболее активные из них: Ассоциация «Гильдия ювелиров России», которая организует в Москве на территории выставочного комплекса «Манеж» завершающую годовые ювелирные показы в стране выставку с одноименным названием «Гильдия ювелиров», а также «Гильдия ювелиров Северо-Запада» совместно с «Питер-Ювелир Экспо». Они, наоборот, открывают своим «Питер-Ювелиром» ежегодные отечественные ювелирные показы (январь, Санкт-Петербург). Перечисленные выставки позиционируются как национальные, ориентированные на внутренний рынок, однако фактически являются международными.

Если в их сравнении между собой использовать количественные показатели, то можно сказать, что самой крупной международной ювелирной выставкой по количеству экспонентов (участников) является Junwex, по количеству посетителей – «Питер-Ювелир», по количеству стран-участниц – «Ювелир» (табл. 2).

В заключение отметим, что проведенный анализ выставочной деятельности позволил выявить интересную закономерность — география производства ювелирной продукции определяет географию ювелирных показов незначительно. Так, производственная деятельность ювелирных компаний сосредоточена на территории 51 субъекта РФ, в то время как ювелирные выставки организуются только на территории 20 субъ ектов РФ. Ювелирные показы организуются лишь на территории самых крупных ювелирных производителей — в Москве и Московской области (33% производ ства ювелирной продукции России в стоимостном выражении), Санкт-Петербурге (11%), Свердловской области (5%), Красноярском крае, Ростовской области, Калининградской области и др. При этом есть целый ряд территорий, знаменитых своими ювелирными традициями, но слабо реализующих себя в выставочном движении или вообще в нем не участвующих. Например, Костромская область: несмотря на производство в ней 15% отечественной ювелирной продукции, здесь организуется только ежегодный ювелирный фестиваль «Золотое кольцо», в деятельности которого ювелирные показы являются лишь эпизодами. К таким же регионам можно отнести  Якутию, Ивановскую, Вологодскую, Владимирскую, Орловскую области, Дагестан и др. И наоборот, есть субъекты РФ, не занятые в ювелирном производстве, но активно участвующие в организации ювелирных выставок, — Калмыкия, Тюменская область и др. Очевидно, что ювелирное производство — только один из факторов, влияющих на размещение выставочной деятельности. Какими же еще факторами определяется территориальная организация ювелирной выставочной деятельности в России?

Отвечая на этот вопрос, можно отметить, что в полном соответствии с мировыми тенденциями ювелирная выставочная деятельность в России концентрируется, во-первых, как уже отмечалось ранее, в центрах производства драгоценных/полудрагоценных камней и ювелирных изделий, как в Италии, Швейцарии, ФРГ, Индии, Таиланде; во-вторых, в рекреационных центрах, как в США, Китае, ОАЭ, Португалии, Греции, Польше; в-третьих, в центрах с большой чи сленностью населения и высокой покупательной способностью населения, как во Франции, Японии, Великобритании, Австралии, Испании, Турции, Чехии, Бразилии и др. При этом доминирующим фактором из трех перечисленных выступает последний.

Вместе с тем есть и отличительная черта, значительно влияющая на географию международного ювелирного выставочного движения и не оказывающая никакого влияния на географию отечественного ювелирного выставочного движения, — организация его на территориях с льготным налогообложением (как правило, это свободные экономические зоны, промышленные парки, порты).

Литература
1. Потоцкая Т.И. Международные ювелирные выставки — 2004 г. — Смоленск: Маджента, 2005.
2. Потоцкая Т.И. Международное разделение труда в алмазно-бриллиантовом комплексе. — Смоленск: Универсум, 2008.
3. Календарь ювелирных выставок России, стран СНГ и Прибалтики // Русская ювелирная сеть (http://www.jewellernet.ru).
4. Питер Ювелир Экспо (http://www.p-jeweller.ru).
5. Р.О.С.ЮвелирЭкспо (http://www.rosyuvelirexpo.ru).
6. Рестэк (http://www.restec.ru).
7. ЮвелирЭкспоУкраина (http://www.kmkya.ua).
8. Amber Trip (http://www.ambertrip.com).

Также по этой теме: