Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинговые исследования    Определение объема производства грузовых автомобилей

Определение объема производства грузовых автомобилей

Определение объема производства грузовых автомобилей

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2004

Фасхиев Х.А.,

д.т.н., профессор кафедры экономики, организации и управления производством
Камского политехнического института, советник генерального директора ОАО «КамАЗ»
 

Попова Е.В.,
аспирант

(фрагмент статьи)

 Наиболее сложной задачей для производителей при создании как текущего, так и стратегического планов развития,  освоении производства новых моделей автомобилей является определение спроса. Спрос необходим, во-первых, для планирования производственной мощности, во-вторых, для оценки экономической эффективности производства планируемой модели, в-третьих, для расчета порога безубыточности. Эта проблема может быть принципиально решена, если определить объем выпуска грузовиков в национальном масштабе. Прогнозный объем выпуска грузовиков в стране можно сегментировать по автозаводам, грузоподъемности, типам и моделям. Планируемая модель будет принадлежать одному из сегментов рынка грузовых автомобилей, прогнозируя объем которого, можно установить объем выпуска новой модели.

При прогнозировании спроса на грузовые автомобили возникают три существенные проблемы: 1) имеющаяся статистика не позволяет установить соответствие между структурой парка грузовиков и структурой перевозок автомобильным транспортом грузов различных отраслей экономики. Такие данные имеются только для подотрасли «Автомобильный транспорт», доля которой в перевозках составляет лишь 7%, а в парке — 4%; 2) для перевозок используется только часть парка грузовых автомобилей. Так, по данным Минтранса России, у автотранспортников используются 3,3 млн. грузовиков, а по данным ГИБДД,  на 01.01.2003 г. на учете состояло 4,625 млн. грузовых автомобилей.  Для создания прогноза спроса необходим объем реально используемого парка; 3) официальные статические данные по перевозкам существенно отличаются от реальных объемов перевозок, что связано с теневыми транспортными услугами.

В условиях кризиса предпринимательская активность снижается, спрос на инвестиционные товары, в том числе на грузовики, сокращается, так как объем грузоперевозок падает. Ситуацию обостряет снижение платежеспособности хозяйствующих субъектов. В условиях кризиса автозаводы могут поддерживать свою деловую активность за счет увеличения экспорта продукции, диверсификации производства, освоения новых рынков. Для экспорта необходимо иметь продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке, чего нет у российских автопроизводителей, поэтому за 1990—2002 гг. производство грузовых автомобилей в России снизилось в 4,2 раза.

Новые грузовые автомобили в период развивающейся экономики должны пополнять парк,  т.е. компенсировать убыль от списания автомобилей, и обеспечивать потребность роста грузоперевозок автомобильным транспортом. С увеличением объема произведенной в национальном масштабе продукции растет и объем выпуска грузовых автомобилей. В кризисной экономике ситуация совсем иная: производство продукции в национальном масштабе снижается и нет необходимости наращивать объемы выпуска грузовиков, надо преимущественно пополнять парк за счет выбывших автомобилей. В последние годы в России наблюдается сокращение парка грузовых автомобилей. В 2002 г. он сократился на 2,6% — до 4625389 машин. Это происходит  в результате естественного выбывания устаревших отечественных грузовиков, так как парк за последние годы сильно «постарел». В грузовом парке доля автомобилей до 5 лет составляет 15%, от 5 до 10 лет — 29%, старше 10 лет — 56%.

Прогнозирование объема выпуска облегчает тот факт, что автозаводы гибко регулируют его, исходя из спроса на рынке, и поэтому не происходит затоваривания их продукции. В стране выпускается ровно столько грузовиков, сколько нужно для обслуживания сложившегося объема грузоперевозок автомобильным транспортом. Грузоперевозки являются одним из индикаторов состояния экономики, и, отслеживая их за несколько лет, можно использовать эти статистические данные для получения аналитической зависимости объема выпуска грузовиков от макроэкономических индикаторов.

Российский грузовой автопарк пока слабо интегрирован с мировым рынком автомобилей. У нас основной объем продаж грузовых автомобилей в настоящее время приходится на отечественного производителя. На начало 2003 г. иномарки в грузовом парке составляли лишь 10,7%. Причем половина иномарок в парке — из ближнего зарубежья: 29% — МАЗы, а еще 19% — КрАЗы. Доля импорта в объеме продаж по классам автомобилей составляет: в легком — 3—5%,  в среднем 10—12%, в тяжелом — 30—35%. Экспорт грузовиков составляет в легком классе 4%, в среднем и тяжелом классах — 13—15%. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что при прогнозировании рыночного спроса в ближайшие годы надо ориентироваться прежде всего на отечественных производителей.

В данной работе предложен метод прогнозирования объема выпуска грузовых автомобилей с учетом состояния экономики страны. В разработанной множественной регрессионной модели определения объема выпуска грузовых автомобилей в роли факторных признаков приняты такие макроэкономические индикаторы, как валовой внутренний продукт (ВВП), объем промышленной продукции (ПП), объем грузоперевозок всеми видами транспорта (Q) и автомобильным транспортом общего назначения (Qa).

 

Полностью статья опубликована в журнале Маркетинг в России и за рубежом №1 / 2004

Также по этой теме: