Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинговые исследования    Розничные цены на потребительском рынке России (аналитический обзор)

Розничные цены на потребительском рынке России (аналитический обзор)

Розничные цены на потребительском рынке России (аналитический обзор)

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 1999

Евдокимова Ж.В., Вотчиникова С.Н.

Приведенные ниже данные по ценам получены в секторе цен ВНИИПРиМ. Цены регистрируются через сеть торговых корреспондентов Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка и маркетинга, сформированную из числа специалистов торговли. В настоящее время информация по продовольственным товарам поступает из 29 городов России, по непродовольственным товарам поступает из 20 городов, т.е. по продовольственным товарам наблюдениями охвачено 30% региональных центров, по непродовольственным - около 20%. Если говорить об экономических районах России, то по продовольственным товарам наблюдениями охвачены все экономические районы и Калининградская область, по непродовольственным товарам - 9 из 11 районов или 80%.

Динамика средних розничных цен на товары в первом квартале 1999 г. складывалась под прямым воздействием тенденций и факторов, имевших место после августовского кризиса 1998 г. (в % к предыдущему месяцу):

                                        январь      февраль     март        март 1999 г.
                                                                                           к декабрю 1998 г.

Все товары                         109,5       104,2         103,7        118 
в том числе:
продукты питания            114          104,5         104          124 
алкогольные напитки       107,5      104             104          116
 ткани, одежда, обувь         105        104            104          113 
культбытхозтовары и
другие непродтовары          106       104            103          113 

В  течение первого квартала ситуация на рынке постепенно стабилизировалась и темпы розничных цен замедлились. Наиболее заметно это происходило по продуктам питания и, отчасти, по алкогольным напиткам. С начала кризиса именно продукты питания подорожали гораздо больше остальных товаров: с сентября 1998 г. по март 1999 г. они выросли в цене в 2,3 раза, алкогольные напитки, а также ткани, одежда и обувь  — в 1,7 раза, культурно-бытовые и хозяйственные товары  — в 2,1 раза. Такие высокие темпы подорожания привели к тому, что, по оценкам специалистов, основная масса населения стала тратить на питание до 70% семейного бюджета. Большинство остальных товаров, за редким исключением, выбыли из списка товаров массового спроса и на них резко сократился спрос. Поэтому по непродовольственным товарам динамика цен в течение первого квартала была стабильна, а размеры подорожания несколько меньше.

Продукты питания продолжают дорожать быстрее остальных товаров. Но, в отличие от 1998 года, особенно в период с сентября по декабрь, в нынешнем году и отечественное и импортное продовольствие поднимаются в цене примерно одинаковыми темпами (в % к предыдущему месяцу):

                                       декабрь 1998 г. к январь февраль       март       март 1999 г. к
                                     сентябрю 1998 г.                                                 декабрю 1998 г.

отечественные                   134                   115        104,5        104           124,4 
импортные                         149                   114        104,5        104           123,9 

Ситуация на рынке продовольствия продолжает оставаться напряженной. В  какой-то мере она после августовских событий 1998  года несколько успокоилась, ажиотаж спал, цены последние два месяца растут относительно невысокими и притом стабильными темпами, но неопределенность постоянно сказывается. Прежде всего сильны опасения относительно достаточности ресурсов продовольствия для полного удовлетворения спроса населения. После августовских событий стало ясно, что импорт продовольствия сократится. Тогда же заговорили о том, что у наших производителей появился реальный шанс если и не вернуть себе утерянные позиции, то хотя бы упрочить свое положение на российском рынке. Прежде всего этот шанс реально может быть обеспечен спросом населения. Импортными продуктами россияне похоже сыты по горло. В  конце концов выяснилось, что не все они так уж хороши  — и вкус зачастую непривычен, так как содержат много различных пищевых биодобавок, консервантов, растительного белка и др., и качество далеко не всегда удовлетворяет элементарным требованиям, и цена нередко выше, чем у отечественных аналогов. И  спрос вполне естественно стал переключаться на отечественные продукты. После августовских событий этот процесс заметно ускорился. Это и было шансом для наших производителей.

И  вот тут возник вопрос — могут ли наши производители в полной мере воспользоваться благоприятной для них ситуцией. Иными словами  — в состоянии ли они обеспечить наши потребности в продуктах питания. Пока получается, что нет. У  наших производителей много проблем и, прежде всего с сырьем, особенно мясным и молочным. Резко сократилось поголовье скота. В  частности, к 1  февраля 1999 г. численность коров в хозяйствах всех производителей составила 13,9  млн. голов. Таких низких показателей в России не было больше 40   лет. Сокращение поголовья является вынужденным, так как скот нечем кормить. Если в начале 90-х годов на одну условную голову скота приходилось в среднем 29 ц кормовых единиц, то на 1   февраля  — 8,2  ц. Это на 30% меньше, чем год назад. С начала осени 1998  года начался массовый забой скота. В  результате мы временно выиграли в производстве мяса и мясопродуктов, но надолго проиграли в производстве молочных продуктов. Да  и с зерном не все благополучно: еще недавно 1  тонна зерна стоила 600 руб., а теперь  — 2300 руб. Растут цены и в импортных операциях: в декабре средняя фактическая цена 1  т ячменя была на 21,5% выше, чем в ноябре, 1 т кукурузы  — в 3,1 раза. Поэтому в среднем на 2% в месяц продолжает дорожать хлеб и хлебобулочные изделия.

Размер общего сокращения импорта в 1998   году составил 19%. Еще в большей степени сократились закупки продовольствия. В   частности, мяса свежемороженого и птицы было закуплено меньше, чем в 1997  году в среднем на 24%, масла подсолнечного  — на 25%, шоколадных изделий  — на 17%, масла животного  — на 47%. Прошлогодний импорт имел одну весьма примечательную особенность  — снижение долларовых цен. В  частности, в декабре по сравнению с ноябрем средняя фактическая цена мяса свежемороженого в импортных операциях снизилась на 19%, консервов мясных  — на 18%, чая   — на 13%, сахара, мяса птицы и сливочного масла   — в среднем на 3,5%. Это говорит о том, что в Россию стали поставлять более дешевые, а следовательно и менее качественные продукты. К  тому же нередки случаи, когда импортные продукты поступают с просроченными сроками хранения, с грубо подделанными документами, в  т.ч. ветеринарными.

Динамика розничных цен по отдельным продуктам питания в январе-марте  т. г. выглядит следующим образом (март 1999 г. в % к декабрю 1998 г.):

 

                                                       отечественные   импортные

Продукты питания  — всего              124,4                123,9 
в том числе:
хлеб                                                       106,5                 ...
крупа                                                     111,5                 ...
макароны, вермишель                         101,9               103,9 
мясопродукты                                      127,5 1              17,6  
рыбопродукты                                     121,3                 113,7
 жиры                                                   113,5                 112,4 
молокопродукты                                 128,4                 139,6
 сахар                                                    106,0                106,0 
кондитерские изделия                        121,4                 118,3 
яйца                                                       97,2                   ...


Больше остальных вполне естественно подорожали мясопродукты и в еще большей степени — молокопродукты. И  если в период с сентября по декабрь прошлого года подорожание молокопродуктов происходило в первую очередь за счет масла животного, то в первом квартале нынешнего по темпам подорожания “лидировали” сыры (в % к предыдущему месяцу):

 

                                                        январь                 февраль                    март
                                           отечест. импортн. отечест. импортн. отечест. импортн.
масло животное                   107          111            100       103            101     104 
сыры сычужн.твердые        136          140            107       114            103     107 
сыры плавленые                  128          132            111       104            106     105 

  

В  результате, в течение первого квартала отечественное масло животное подорожало в среднем на 8%, импортное  — на 19%, сыры сычужные твердые соответственно на 50% и 70%, плавленые  — на 50% и  44%.

Заметное подорожание кондитерских изделий произошло в основном за счет шоколадных конфет и шоколада  — в течение квартала они подорожали в среднем почти на четверть  — сказалось сокращение импортных закупок и подорожание сырья.

Динамика средних цен сахара крайне неравномерна. Сразу после августовских событий 1998 г. он сначала резко подорожал  — в 2,2  раза, затем постепенно начал дешеветь, а в декабре вновь подорожал почти на 30%. В  начале   т. г. он вновь заметно подорожал:

 

                                               средняя розничная цена в % к предыдущему
                                                              (руб. за  кг)                 месяцу
январь 1998 г.                                        4,45                           101 
декабрь 1998 г.                                    11,00                            128
 январь 1999 г.                                    12,35                            111
 февраль 1999 г.                                  12,50                            101
 март 1999 г. 1                                     1,75                              94 

 

В  1998  году с ресурсами сахара было все в порядке: сахара-песка было произведено 4722  тыс. т, что на 25% больше, чем в 1997  году. К  тому же было импортировано почти столько же сахара, включая сырец  — 4237  тыс. т. В  конце года постоянно снижались цены сахара в импортных операциях. В  частности, в октябре они составляли 345,4  долл. за 1 т, в ноябре  — 310,8  долл., в декабре — 299,6  долл. Так что подорожание сахара носило не экономический, а скорее политический характер и было отчасти связано с отношениями с Украиной. В  начале прошлого года в России были велики запасы украинского сахара еще с 1997  года. Тогда украинские производители поставили сверх российской потребности как минимум 0,5  млн. т белого сахара, а всего было поставлено 700  тыс. т белого сахара. А  в 1998  году белого сахара было поставлено лишь 545,7  тыс. т, в том числе из стран СНГ (в основном из Украины) — лишь 214,3  тыс. т, что почти на 70% меньше, чем в 1997  году.

К  концу первого квартала темпы роста цен в целом по группе “картофель, овощи и фрукты” замедлились (в % к предыдущему месяцу):

                                                     январь     февраль     март         март 1999 г.  к
                                                                                                        декабрю 1998 г.
магазины
  отечественная продукция         140             112          108           170 
  импортная продукция               133             109          106           155
 рынок и продажа “с рук”           129              109          113           160 

 

В целом за квартал подорожание во всех каналах реализации оказалось практически одинаковым. И  все же отечественная продукция в магазинах дорожала несколько быстрее и началось это еще в четвертом квартале прошлого года. В марте в магазинах наиболее заметно подорожала отечественная капуста свежая  — на 25% и морковь  — на 20%. Из  импортных плодоовощей в магазинах резко подорожал виноград  — в среднем на 45% и на 10% — бананы, яблоки, цитрусовые (за исключением лимонов). А на рынках, напротив, цены выросли: на 45% — в среднем на виноград, на 26% — в среднем на капусту свежую и морковь, на 17% — на капусту квашеную, свеклу, цитрусовые и  т.д. Везде подешевели огурцы свежие  — в среднем на 25% в магазинах и на 10% — на рынках. Это начался новый сезон парниковых овощей.

В ближайшее время заметный рост цен на картофель и плодоовощи вряд ли произойдет. Хотя основные запасы картофеля и овощей постепенно подходят к концу, но до нового урожая их хватит. Примерно с середины мая в ряде регионов в продажу начнут в массовом порядке поступать грунтовые овощи и ранний картофель. Именно тогда средние цены в целом по этой группе продуктов могут несколько вырасти.

В  течение первого квартала на российском рынке алкоголя ситуация была относительно стабильной, что само по себе явление для этого крайне неспокойного рынка довольно редкое. Продолжается процесс введения государственной монополии на производство пищевого спирта и оптовый оборот ликеро-водочной продукции. Теперь уже ясно, что отменить монополию было гораздо легче, чем вновь ее ввести. Сейчас в России легально, с лицензиями работает порядка 800  ликеро-водочных заводов, тогда как во всем СССР их было всего 115. Причем, большинство этих заводов является мелкими предприятиями местного розлива и работают только на региональный рынок. Точное число нелегальных винокурен, как больших так и малых, разумеется неизвестно, но по многим косвенным данным их как минимум вдвое больше.

Постепенное введение госмонополии естественным образом вытесняет нелегальный, а значит дешевый, алкоголь. По  этой причине средние розничные цены на алкогольные напитки постоянно растут, и темпы их роста за первый квартал 1999 г. достаточно близки к темпам четвертого квартала прошлого года (в % к предыдущему месяцу):

 

                                         январь      февраль       март         март 1999 г.            декабрь 1998 г. к
                                                                                           к декабрю 1998 г.       сентябрю 1998 г.
отечественные                 108            104            104              117                         120 
импортные                       107            104            104              115                         114 

В  целом все алкогольные напитки в течение первого квартала  т.г. стали дороже в среднем на 16%. Отдельные виды алкогольных напитков за этот период подорожали следующим образом (март 1999 г. в % к декабрю 1998 г.):

                                                               отечественные импортные
Алкогольные напитки  — всего                   117             115 
в том числе:
водка                                                               118             112 
коньяк                                                             119             116
 вино                                                               124             112
 шампанское                                                   121             116
 пиво бутылочное                                          111             112
 настойка                                                        111             119 

В  годовой оценке (март 1999 г. к марту 1998 г.) весь алкоголь стал дороже в среднем в 1,8  раза, в том числе отечественные напитки за этот период подорожали в среднем в 1,6  раза, импортные  — почти вдвое.

Однако схожесть темпов роста первого квартала  т. г. и четвертого квартала прошлого года заканчивается на показателях в целом по группе “алкогольные напитки”. По  отдельным видам напитков имеется существенная разница. Прежде всего это касается отечественной водки. В  октябре-декабре 1998 г. она подорожала всего на 6%. Причина довольно проста —еще в декабре почти в половине обследованных городов в продаже имелась водка по крайне низким ценам  — 19 руб. за бутылку 0,5 л. Но  уже в январе  т.г. ее цена выросла в срднем на 10%, в феврале-марте  — еще на 7%. Сказался и запрет продавать алкоголь на оптовых продовольственных рынках. Сейчас средняя цена бутылки отечественной водки в магазине уже превышает 30  руб., импортной  — 90  руб. А  до августа 1998 г. импортная водка была дороже отечественной лишь в 1,7  раза. То, что весьма заметно увеличился разрыв в ценах между отечественной и импортной водкой неудивительно. Этот продукт считается инвестиционным,  т.е. вкладывать деньги в его приобретение в дни кризиса считается вполне целесообразным. Этим и пользуются импортеры наиболее раскрученных на российском рынке марок водки, особенно дорогостоящих. Впрочем, подорожание отечественной водки явно идет на убыль. Не  стоит забывать, что водка не только наиболее массовый отечественный алкогольный напиток, но и в значительной мере политический товар. А  1999  год  — год выборов, и вряд ли кто-то решится раздражать народ резким повышением цен на популярный национальный напиток. Импортная же водка будет дорожать в прямой увязке с ростом курса доллара, хотя возможно некоторое снижение долларовых цен, учитывая крайне низкое состояние покупательского спроса на дорогостоящие напитки, в том числе и водку.

Из  остальных отечественных напитков наиболее заметно подорожали вина виноградные столовые и крепленые, а также шампанское. При этом соотношения цен импортных и отечественных вин и шампанского практически вернулись к доавгустовским показателям (средние цены импортных напитков в % к отечественным):

 

                                                                       в среднем за январь-   сентябрь       март
                                                                             август 1998 г.            1998 г.      1999 г.
коньяк ординарный                                                   125                       180          196 
вино виногр. столовое                                              135                       175          140
 вино виногр. крепленое                                           140                       180          150
 шампанское                                                                115                       130         110
 пиво бутылочное                                                      170                       180          180 

По  коньяку, напротив, разрыв в ценах увеличился. Своего коньяка Россия производит крайне мало. В  1998  году объем его производства составил всего 1,1 млн. дкл. Для справки: в 1990  году его было произведено почти в 6 раз больше. Поэтому коньяк в основном завозится из бывших союзных республик, а в последнее время стал расширяться его импорт из стран дальнего зарубежья. Доля крепких спиртных напитков (кроме водки) в общем объеме импорта всех алкогольных напитков (без официально нерегистрируемого) в первом полугодии 1998  года составляла 25,7%, а во втором  — уже 32,7%. Одновременно в общем объеме импорта алкоголя заметно снизилась доля виноградных вин с 56,1% в первом полугодии до 49%  — во втором.

В  ближайшее время вряд ли произойдет резкое подорожание отечественного алкоголя. Что касается импортных напитков, то вследствие начавшегося подорожания доллара их средние цены поднимутся, но не в прямой увязке с долларом, а намного меньше, так как спрос на них и без того крайне низок. Не  следует забывать, что все что могли, они уже выжали сразу после августовских событий: только в одном сентябре прошлого года импортные алкогольные напитки подорожали сразу на 43%, в то время, как наши напитки  — лишь на 11%. Так что в ближайшие два месяца алкогольные напитки в целом могут подорожать примерно на 9%.

Ткани, одежда и обувь в течение первого квартала  т.г. подорожали в среднем на 13%, за аналогичный период прошлого года  — на 2,3%. Причем цены на отечественные и импортные товары выросли практически одинаково. По  сравнению с мартом прошлого года товары легкой промышленности в марте  т.г. стали дороже в среднем в 1,8  раза. После резкого подорожания в период с сентября по декабрь 1998 г. средние розничные цены на товары легкой промышленности продолжали расти и в течение января-марта  т.г., но их темпы роста стали постепенно замедляться (в процентах к предыдущему месяцу):

 

                                  декабрь 1998 г. к                                                        март 1999 г.  к
                                 сентябрю 1998 г.     январь      февраль    март        декабрю 1998 г.
Ткани,одежда,
обувь  — всего                  154                    105          104         104                113 
  в  т.ч.
отечественные                  141                    104,6        103,6      104,2             113,0 
импортные                         162                    105,3       104,0      103,7             113,4 

В  результате размер среднемесячного прироста розничных цен в первом квартале  т.г. (4,3%) был в два раза меньше, чем в четвертом квартале прошлого года (8,3%).

После прошлогоднего августа торговля и покупатели стали понемногу разворачиваться к отечественному производителю. Даже челноки появились у ворот отечественных предприятий. Повышение спроса на отечественные товары сказалось на некотором оживлении производства в конце прошлого года. Так, в декабре 1998 г. по сравнению с августом объем производства в легкой промышленности возрос на 6,6%, в текстильной  — на 24%, в кожевенной, меховой и обувной  — на 52%. В  начале 1999 г. ожидалось если не стабилизация, то замедление темпов спада. А  для роста объемов производства реальных предпосылок пока нет: ни налоговых льгот, ни государственных вложений в отрасль. На  фоне успешных для легкой промышленности ноября-декабря прошлого года в январе текущего года в месячной оценке объем производства сократился на четверть, а по сравнению с январем 1998 г. — на 30%. Сокращение производства сопровождается и постоянным ростом цен производителей. Так, после декабрьского роста цен производителей по легкой промышленности в целом на 7,3%, в январе они поднялись еще на 7,8%, что не могло не сказаться на динамике розничных  цен.

По  наблюдаемым товарным группам цены за первый квартал  т.г. (март 1999 г. в процентах к декабрю 1998 г.) изменились следующим образом:

 

                                                             отечественные импортные
Ткани,одежда и обувь —всего                      113           113,4 
в  т.ч.
ткани                                                               115,6           111,3 
верхняя одежда                                               112,6           112,5 
верхний трикотаж                                          115,3           114,2
 бельевой трикотаж                                        116,3           113,6 
чулочно-носочные изделия                           116,2           114,6
 обувь                                                               109,5           115,0 

Подорожание выше среднего таких групп товаров, как чулочно-носочные изделия, бельевой и верхний трикотаж объясняется тем, что хотя сейчас платежеспособный спрос ограничен, тем не менее он вынужденно предъявляется на товары первой необходимости. Кроме того, после традиционного спада покупательской активности в январе, в последующие месяцы спрос на одежду и обувь несколько оживляется вследствие его сезонного переключения на весенне-летний ассортимент.

В  январе–марте сохранилась тенденция, проявившаяся после августа  — стали больше сами шить, чем покупать готовую продукцию. Поэтому в т.г. продолжается спрос на ткани, особенно отечественные. В  течение первого квартала  т.г. отечественные ткани дорожали равномерно  — примерно на 5% в среднем за месяц, импортные  — на 3%. В  течение первого квартала цены на импортные ткани росли неравномерно и основная доля прироста цен (более 75%) пришлась на январь–февраль. В  результате, в первом квартале  т.г. в среднем быстрее росли цены на отечественные

ткани (в процентах):                                          январь — март
                                                                     отечественые импортные
Ткани  — всего                                                  115,6           111,3 
в т.ч. хлопчатобумажные                                 116,7           112,1 
шерстяные                                                         114,1           120,3
 шелковые                                                          115,8           107,5 

Среди чулочно-носочных изделий, как в среднем по группе, так и по отдельным товарам, за исключением колготок детских х/б, наиболее заметно дорожали отечественные (в процентах):

 

                                                                           январь — март
                                                           отечественные         импортные
Чулочно-носочные изделия  —
всего                                                             116,2               114,6 
в т.ч.
носки муж. п/ш                                             120,5                112,4 
носки муж. х/б                                             116,3                114,4
 колготки жен.эластик                                119,5                112,4
 колготки детские х/б                                  116,6                124,6 

Из-за ограниченности спроса из предметов верхней одежды покупают только самое необходимое и в основном для детей. Этим можно объяснить то, что одежда детского ассортимента отечественного и импортного производства дорожала быстрее, чем одежда для взрослых (в процентах):

 

                                                                     январь — март
                                                          отечественные импортные
Одежда для взрослых                               111,2             111,4 
в  т.ч.
брюки муж. полушерстяные                   110,4              114 
сорочка муж. х/б                                       109                112
 юбка жен. шерстяная                              105,5             104 
Одежда для детей /р.34—/                      116,4             116
 в  т.ч.
брюки мальчиковые п/ш                         115,8             119,3 
сорочка мальчиков. х/б                           120                118 
платье девичье п/ш                                 121                 110 


Несмотря на ограниченный спрос, верхняя одежда дорожает постоянно: в январе-марте  т.г. цены и на отечественную и на импортную одежду увеличивались на 4% в среднем за месяц. При этом ситуация на рынке одежды непростая: с одной стороны, наблюдается сокращение объема импорта и снижение его доли в товарном предложении. Так, в целом за 1998 г. официальный импорт трикотажной и текстильной одежды уменьшился на 30% по сравнению с 1997 г. С  другой стороны, сокращение объемов отечественного производства, рост цен на сырье.

В  течение первого квартала  т.г. импортная обувь дорожала быстрее отечественной. В  среднем за месяц цены на нее росли на 5%, а на обувь отечественных производителей на 3%. При этом более быстро дорожала обувь для взрослых, чем для детей. По  сравнению с мартом прошлого года отечественная обувь в среднем стала дороже в 1,5, а импортная в 2  раза:

 

                                                         март 1999 г.            март 1999 г. к                   март 1999 г. к
                                                            (руб.)                   декабрю 1998 г. (%)         марту 1998 г. (%)
                                                   отеч.    импортн.    отеч.     импортн.            отеч.         импортн.
полуботинки весенне-
осенние мужские                        285     597               111,3        112,9              156,6            193,2 
полуботинки-туфли
весен.-осен.женские                    227    452               102,7          113,6              159,9            180,1
 ботинки, полуботин-
ки весен.-осен.
р.17—20                                       138     272               119,8         135,3               170,7            123,5 

Импорт кожаной обуви в целом за 1998 г. составил чуть более 36% от уровня 1997 г., в  т.ч. из стран дальнего зарубежья  — 18%, и в ближайшее время не ожидается стабилизации положения с ним. С  целью обеспечить рынок качественной, но недорогой обувью планируется создать в России совместные производства с итальянскими фирмами. В  феврале-марте в Москве в продаже уже появилась продукция таких итальянских фирм, как “Metropolis” и “Villa Borghese”, произведенная в России соотвественно ЗАО Импекпель и ООО Доратэя  — женские сапожки, полусапожки и ботильоны пока. Но  цены на эти изделия совсем не значительно ниже импортных аналогов.

В  ближайшее время рост средних розничных цен на большинство изделий легкой промышленности продолжится, так как серьезных предпосылок для их стабилизации пока нет. Продолжается действие всех негативных факторов, определяющих их динамику в последние 6  месяцев.

В  течение первого квартала 1999 г. темпы роста средних розничных цен на товары культурно-бытового и хозяйственного назначения имели отчетливую тенденцию к замедлению. Но  это произошло уже после того, как в период с сентября по декабрь 1998 г. они резко выросли (в % к предыдущему месяцу):

 

                                декабрь 1998 г. к                                                                   март 1999 г.  к
                             сентябрю 1998 г.         январь          февраль        март          декабрю 1998 г.
отечественные                154                       105              104             103                 112 
импортные                      197                       108              104             103                 115 

 

По-прежнему импортные культбытхозтовары дорожают быстрее по сравнению с отечественными, хотя разница в темпах уже не столь велика. Однако продолжает сказываться сильнейшая зависимость российского рынка культбытхозтоваров от импорта. У  отечественных производителей этих товаров, как и у остальных, после августовского кризиса также появился шанс хотя бы частично вернуть утраченные позиции. Некоторые производители этим шансом пытаются воспользоваться. Во  всяком случае чувствуется некоторое оживление в производстве ряда потребительских товаров длительного пользования. Так, в январе  т.г. производство электроутюгов в годовой оценке (по сравнению с январем 1998 г.) выросло почти на 10%, часов  — на 26%, электрочайников  — на 42%, электромиксеров  — на 75%. И  в то же время производство фотоаппаратов и кухонных комбайнов составляет лишь порядка 52% к январю прошлого года, а магнитофонов и телевизоров  — и вовсе лишь 24%, многих других культбытхозтоваров   — порядка 70%. К  тому же по потребительским свойствам и по качеству многие наши товары по-прежнему значительно уступают импортным аналогам. Поэтому предпочтения населения в большинстве случаев все еще на стороне импорта. А  это значит, что наши производители не получают полной подде

Также по этой теме: