Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинговые исследования    Некоторые особенности потребительских предпочтений по импортным и отечественным товарам народного потребления

Некоторые особенности потребительских предпочтений по импортным и отечественным товарам народного потребления

Некоторые особенности потребительских предпочтений по импортным и отечественным товарам народного потребления

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2001

Веденеев Д.С.

коммерческий директор ТОО «Инкомаркет»

В «советский» период предприятия лишьотдельных отраслей народного хозяйстваСоветского Союза производили продукцию, неуступающую по качеству и надежности импортныманалогам. В основном это касалось военного,космического и сопряженных с ними направлений. Вдругих же отраслях, и особенно на товарныхрынках, предпочтение импортной продукции былоподавляющим.

 

Затем случилась «перестройка», аследом за ней много других событий, которыесущественно повлияли на экономику России.Естественно, что произошедшие изменения не моглине сказаться на потребительских предпочтенияхпо отношению к отечественным и импортнымтоварам.

Экспесс-исследование, проведенноефирмой «Инкомаркет» в конце 1999 г., позволиловыяснить структуру этих предпочтений дляжителей г. Москвы. Некоторые результаты этойработы приведены ниже.

В качестве основного метода полученияпервичной информации использовалосьинтервьюирование, проводившееся в различныхторговых предприятиях города. Всего былоопрошено 145 респондентов.

Портрет респондентов характеризуютследующие данные.

Место жительства

 

Место жительства

Далее все результаты представленытолько по москвичам.

Распределение по полу

 

                                                                                                 в% к итогу ответов

Распределение по полу

Распределение по виду деятельности

 

                                                                                                                             в% к итогу ответов

Распределение по виду деятельности

Возраст респондентов

 

                                                                                                       в% к итогу ответов

Возраст респондентов

Распределение по уровню дохода

 

                                                                                                       %к итогу

Распределение по уровню дохода

При этом, по мнению респондентов,средневзвешенный уровень дохода на одногочеловека составляет:

                                                                                                        вдолл.

средневзвешенный уровень дохода

Основной вопрос, который задавалсяреспондентам, касался их предпочтений междуотечественными и импортными товарами. Обработкаполученной информации дала следующиерезультаты.

Продукты питания

 

                                                                                                                в% к итогу ответов

Продукты питания

При этом по отдельным видам продуктовпредпочтения распределились следующим образом:

                                                                                                   в% к числу ответов

Что касается непродовольственныхтоваров, то подавляющего предпочтения котечественной продукции здесь уже ненаблюдается:

                                                                                                             в% к итогу ответов

В разбивке по товарным группам этиданные выглядят следующим образом:

                                                                                                     в% к числу ответов

При этом покупательские привычкиреспондентов характеризуют следующие данные.

Где обычно покупают продовольственныетовары

Где обычно покупают продовольственные товары

Где обычно покупают непродовольственные товары респонденты со средним уровнем дохода

Где обычно покупают непродовольственные товары респонденты со средним уровнем дохода

Где обычно покупаютнепродовольственные товары респонденты с низкимуровнем дохода

Где обычно покупают непродовольственные товары респонденты с низким уровнем дохода

Вызывает интерес то обстоятельство,что по некоторым товарным группам сформировалсязаметный слой покупателей, которым безразличнопроисхождение товара. Их доля составила:

                                                                                                      в% к итогу ответов по группе

На вопрос «Что привлекает вас в импортныхнепродовольственных товарах?» респондентыответили так:

Что привлекает вас в импортных непродовольственных товарах?

В категорию «другое» вошли следующиефакторы привлекательности импортных товаров,названные покупателями дополнительно:

                                                                                                               %к числу ответов

Во время интервьюирования покупателивысказали более 100 замечаний и пожеланий,касающихся продукции московских предприятий.

Список замечаний в адрес товаровмосковской промышленности приведен в приложении1, а пожелания покупателей в адрес той жемосковской промышленности — в приложении 2.

Анализ замечаний и пожеланийпокупателей показал, что основные претензии котечественным товарам касались низкогокачества, дизайна, комфортности в использовании,надежности, а также узости ассортимента.

Некоторые покупатели выразили такжесвое мнение и в отношении московской торговли. Ихзамечания и пожелания приведены в приложении 3.

 Приложение 1

 

Замечания покупателей в адресмосковской промышленности
(приводятся в редакции респондентов)

Продукты питания

 

  • за счет упаковки и расфасовки ухудшается качество мясных изделий;
  • побольше продуктов, похожих на клинские.

Одежда, обувь

 

  • неинтересный, плохой дизайн;
  • плохие модели;
  • одежда некомфортная, нестильная;
  • цветовая гамма одежды требует улучшения;
  • носки делают со швом, не могу носить;
  • одежда быстро теряет вид, неудобна в носке;
  • пошив плохой, строчки расползаются;
  • постельное белье постоянно мнется, разрез для одеял сбоку неудобен;
  • у наших тканей вида нет, все серо-буро-малиновое, жизни мало в наших тканях;
  • плохие модели и дизайн обуви;
  • строчки уходят от края обуви, недошиваются;
  • вынуждены покупать импортную мужскую обувь больших размеров, так как отечественной нет.

Замечания по другим товарам

 

  • упаковка для косметики неудобна, приходится трясти тюбиками с кремом;
  • зубной пастой «Жемчуг» можно пользоваться, а у парфюмерии не то качество;
  • некрасивый дизайн посуды;
  • неинтересный дизайн мебели;
  • у мебели если хороший дизайн, то плохая обивка, неаккуратные строчки, плохое крепление деталей;
  • при сборке мебели ни разу не было, чтобы отверстия под фурнитуру совпадали с самой фурнитурой;
  • бытовая техника убогая, ей недостает надежности;
  • электроника ненадежная;
  • автомобили ненадежны, качество их плохое, они начинают «сыпаться» через 100 тыс. км, а зарубежные проходят как минимум 200 тыс. км.;
  • автомобиль «Москвич» некачественный;
  • много фирм выпускает запасные части к автомобилям, но не всегда хорошего качества;
  • должно пройти несколько десятилетий, чтобы наша промышленность достигла чего-то в историческом аспекте;
  • московские товары никогда не догонят Запад — отстали на 100 лет.

 

 Приложение 2

Пожелания покупателей в адресмосковской промышленности
(приводятся в редакции респондентов)

 

  • развивать отечественную промышленность, почти нет отечественных товаров;
  • побольше отечественных товаров, приемлемых для потребления, красивых и нужных;
  • использовать более современные технологии;
  • прислушиваться к мнению покупателей;
  • доводить идею до конца, товар незавершенный;
  • улучшать качество товара;
  • больше качественных товаров в широком ассортименте;
  • качество товара должно соответствовать цене изделия;
  • качество, доступность по цене;
  • качество! качество! качество!;
  • качество отечественных товаров нестабильное;
  • чтобы выпускали более качественные вещи с более современным дизайном;
  • улучшить качество во всем, долговечность, гарантия;
  • продолжайте улучшать сервис и качество, тогда вытеснятся импортные товары;
  • больше думать о своем родном российском потребителе и создавать качественные товары;
  • улучшайте качество, тогда будет спрос;
  • качество улучшить, увеличить количество мелких расфасовок;
  • рынок переполнен импортными товарами, побольше бы отечественных с лучшим качеством и сроком использования;
  • совершенствовать качество, внешний вид;
  • разнообразить ассортимент;
  • расширить ассортимент и улучшить качество, тогда отечественные товары будут спорить с импортными, особенно учитывая цены на отечественные товары;
  • улучшить внешний вид;
  • чтобы товары были более красивыми, чтобы продукция была неодноразовая;
  • купила куртку, и после стирки ее можно использовать только для дома или дачи;
  • дизайн современный, улучшить качество, увеличить ассортимент;
  • улучшить качество, дизайн, упаковку, разнообразить дизайн;
  • улучшить качество, дизайн, цвета;
  • рекламировать побольше: что делает Москва — ничего не знаем;
  • научиться продвигать, и более целенаправленно продвигать, свой товар.

 Приложение 3

 

Замечания и пожелания покупателей вадрес московской торговли
(приводятся в редакции респондентов)

 

  • повышать уровень торговли, не увеличивая стоимость товара;
  • лучше наладить снабжение магазинов хлебом, чтобы мог купить желаемый сорт «Русь» и утром перед работой, либо после;
  • чтобы товар в магазине соответствовал его специализации, и в булочной не продавалось бы «шмотье»;
  • устраивать выездную торговлю, ярмарки в разных местах Москвы;
  • недостаточный сервис, улучшить общение с покупателями;
  • срочно наладить культуру обслуживания;
  • чтобы продавцы были более уважительными, менее раздражительными, более опрятными;
  • отношение к покупателям должно быть более внимательным, а то создается впечатление, что не хотят продать товар, нагрубят и даже обматерят;
  • улучшить качество обслуживания;
  • супермаркеты достигли должного уровня, а в продовольственных магазинах остался советский уровень;
  • хотелось бы побольше улыбающихся продавцов;
  • чтобы продавцы были более внимательны к покупателям;
  • исключить некомпетентность продавцов, хамское отношение к покупателям.

 

 

Также по этой теме: