Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинговые исследования    Рынок труда маркетологов: анализ, тенденции развития

Рынок труда маркетологов: анализ, тенденции развития

Рынок труда маркетологов: анализ, тенденции развития

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2001

Курбатова А.А.

социолог, консультант агентства «Амплуа»

Шешенин А.А.,
менеджер по развитию бизнеса агентства «Амплуа»

В середине 1998 г. экономика Россиистолкнулась с серьезными проблемами. Многиефирмы прекратили свою деятельность, тысячиспециалистов остались без работы. Пытаясьвывести предприятия из кризиса, их руководителипредприняли шаги по сокращению затрат, в томчисле и на персонал. Многие менеджеры потерялиработу, остальным в несколько раз снизилизаработную плату. Существенной реформацииподверглись и отделы маркетинга в компаниях.Требования к менеджерам по маркетингу в корнеизменились. Основным показателем деятельностимаркетолога в пост-кризисной России стало умениепрогнозировать продажи и повышать их. Многиеспециалисты из этой сферы были вынуждены сменитьместо работы или профиль деятельности. Но черезнекоторое время компании научились жить в новыхусловиях на рынке труда для специалистов помаркетингу и уже в середине 1999 г. наметилисьположительные тенденции. Жесткая конкуренция,спровоцированная кризисом, повысила спрос намаркетологов, способных профессиональнооценивать рыночную конъюнктуру и определятьперспективные направления развития бизнеса.Если говорить о сегодняшнем дне, то в связи с тем,что получить в России серьезное образование поэтой профессии весьма непросто, сейчас на рынкенаблюдается дефицит специалистов по маркетингу.

Тенденции, обозначившиесясегодня на рынке труда специалистов помаркетингу, во многом отражают положениероссийского бизнеса в целом. Их можноохарактеризовать следующим образом:

 

  • Многие российские компании задумались над созданием структурированного департамента маркетинга.
  • Наблюдается стремление к диверсификации деятельности сотрудников в отделах маркетинга.
  • В связи с расширением производственной базы выделилась тенденция к созданию отделов маркетинга в каждом региональном филиале компании.
  • Расширение производства выдвинуло потребность в менеджерах по торговой марке, которые призваны выводить на рынок новые виды и марки отечественной продукции.
  • Появилась установка на то, что опытные маркетологи должны видеть бизнес на много лет вперед (стратегия).
  • Наблюдается большой интерес к образованию в области маркетинга.

Оплата труда. В среднем заработные платы висследуемой сфере по сравнению со второйполовиной 1999 г. выросли где-то в 1,5 раза. Надоотметить, что политика в области оплаты труда вроссийских и западных компаниях здесьразличается. Приведенные ниже таблицы (табл. 1—3)отражают результаты исследования спроса ипредложения на рынке труда специалистов помаркетингу, проведенного нашей компанией вфеврале-марте 2000 г. в г. Москве. В рамкахисследования было осуществлено анкетирование иопрос представителей различных компаний икандидатов, которые рассматривают предложение вобласти маркетинга.

Таблица 1

 

Заработная плата менеджеров высшего уровня(долл. США)

 

 

Заработная плата менеджеров высшего уровня (долл. США)

Таблица 2

 

Заработная плата менеджеров среднего уровня(долл. США)

 

 

Заработная плата менеджеров среднего уровня (долл. СШ

 

Таблица 3

 

Заработная плата менеджеров начального уровня(долл. США)

 

 

Заработная плата менеджеров начального уровня (долл. США)

Как видно из таблиц, уровеньзаработных плат вплотную приблизился, а внекоторых случаях и достиг докризисного уровня,что говорит о все возрастающей роли маркетингана предприятии, поскольку, для сравнения,зарплаты менеджеров по продажам, например,достигли лишь 30—70% от докризисного уровня

На рынке труда за последний годпрослеживаются две основных тенденции: первая —это насыщение рынка маркетологами среднего инизшего звена, а вторая — это нехваткавысокопрофессиональных специалистов, которыемогли бы занимать пост вице-президента помаркетингу. Многие компании на российском рынкена данный момент осознают важностьстратегического развития бизнеса, иестественным их желанием является иметь у себя ворганизации отдел маркетинга во главе спрофессиональным руководителем.

Миграция персонала. Как показываетопыт нашего агентства, многие компании сейчаспроизводят ротацию персонала. Этот процесспризван улучшить «качество персонала», т.е.заменить старых, менее квалифицированныхработников на новых, более талантливых ипрофессиональных. Некоторые компании в погоне закачеством персонала сменяют своих партнеров вобласти подбора кадров. Высокое качество в этойсфере сегодня может предоставить толькоагентство, специализирующееся на подборепрофессионалов данной отрасли. Исходя из нашейпрактики: в последнее время в несколько разувеличились заказы на переманивание ведущихспециалистов из фирм-конкурентов, что говорит одефиците специалистов этого профиля. Нашакомпания в феврале-марте 2000 г. провелаисследование мотиваций сотрудников отделовмаркетинга при смене работы, а также основныхмотивов, побуждающих компании сменить персонал.Результаты его показали следующее.

За последнее время на рынке трудаповысился спрос на профессионалов в областимаркетинга, и, в частности, наиболеевостребованными, по нашим данным, остаютсяспециалисты указанных ниже специальностей.

1. Компания (руководители службмаркетинга) хочет иметь грамотный отделмаркетинга, чтобы прогнозировать развитиепредприятия и прибыли. Несколько лет назадфункции отдела маркетинга сводились к анализуданных о продажах и деятельности конкурентов —сейчас этого недостаточно и предприятия ощущаютпотребность в стратегическом планировании своейдеятельности. Это подтверждают материалыконференции по стратегическому планированию,проведенной в 2000 г. компанией«БизнесКонсалтинГрупп», где многие ведущиемаркетологи страны и руководители крупныхкомпаний пришли к выводу, что стратегическоепланирование деятельности предприятия жизненнонеобходимо в сложившихся в России условиях.

2. Менеджеры по торговой марке. В Россииза последние несколько лет стали развиватьсямощные производственные компании, и им требуютсявысококвалифицированные специалисты, которыебудут работать над выводом новых продуктов иновых торговых марок не только на российский, нои на зарубежный рынок.

3. Узкоспециализированные маркетологи.Как уже говорилось выше, в отделах маркетинганаблюдаются тенденции к диверсификациидеятельности маркетологов, что приводит кнеобходимости набирать новый персонал илипереориентировать старый.

Каждый сотрудник рано или позднозадумывается о смене работы. Это происходит поразным причинам — от желания карьерного ипрофессионального роста до неудовлетворенностиситуацией в компании. В процессе работы поподбору персонала в области маркетинга мывыделили наиболее часто упоминаемые мотивации ксмене работы среди специалистов разного уровня всфере маркетинга (см. табл. 4 и приводимые нижеданные).

Таблица 4

 

Основные мотивации сотрудников отделов маркетинга при смене работы

 

 

Основные мотивации сотрудников отделов маркетинга при смене работы

 

Высшее звено

 

 

1. Переход в крупную западную компанию.

2. Переход в крупную и развивающуюсяроссийскую компанию.

3. Объём работ и «проблемные участки»(некоторых специалистов пугает большой объемработ, а некоторых — привлекает).

4. Невозможность карьерного роста вданной компании.

5. Заработная плата.

6. «Социальный пакет» (на разныхдолжностях — по-разному, от покупки квартиры дооплаты хобби).

 

Среднее звено

 

 

1. Работа в известной перспективнойкомпании.

2. Интерес к марке. (Часто опытныеменеджеры отказываются от работы с известноймаркой, так как это перестает быть для нихинтересным, предпочитая раскручивать новые.)

3. Отсутствие желаемого объема работ настаром месте работы.

4. Заработная плата.

 

Начальное звено

 

 

1. Работа в крупной стабильнойкомпании.

2. Заработная плата.

3. Удаленность от места работы.

 

Основные мотивы компании при сменеколлектива

 

Топ-менеджмент

 

 

1. Несоответствие руководителястратегическим планам компании.

2. Невозможность по истечении времениобъективно оценивать свою деятельность идеятельность подчиненных.

3. Отрицание нововведений.

4. Личные конфликты.

 

Среднее звено

 

 

1. Приход новой команды.

2. Несоответствие занимаемойдолжности.

3. Личные конфликты.

 

Начальное звено

 

 

1. Невыполнение конкретных задач.

2. Проблемы с дисциплиной.

3. Личные конфликты.

Мотивация персонала

Если рассуждать о сотрудниках отделовмаркетинга в целом, то для большинства из нихосновной мотивацией при смене места работыявляется карьерный рост. На втором месте постепени важности респонденты выделили объемвыполняемых работ, так как от него зависит иповышение квалификации сотрудника, и получениеценного опыта работы. И на третье местоопрашиваемые специалисты поставили требованияпо заработной плате. Среди прочих мотивов к сменеработы можно выделить извечную проблемуотношений руководителя маркетинговой службы игенерального директора; здесь можно выделитьдаже комплекс проблем, таких как: невозможностьпроявить инициативу, принимать самостоятельныерешения и т.д.

Кадровая политика

Кризис 1998 г. многому научил российскихбизнесменов — рынок стал жестче. Если раньшемногие компании могли делать «легкие» деньги, тосейчас этой возможности нет и скорее всегобольше не будет. Российские компании осозналисвою ошибку, которую они совершили, сокративотделы маркетинга в период кризиса как неприносящие прибыли. Даже сейчас, спустя почти двагода после кризиса, немногие компании имеютполноценный отдел маркетинга. Сейчас на рынкеобразовался устойчивый спрос на профессионалов,которые имеют за плечами большой опыт работы исолидные рекомендации. Приняв на работу такогоспециалиста, компания старается его удержать,предлагая высокую зарплату и привлекательный«социальный пакет», а для среднего и начальногоуровня — перспективу карьерного роста.

Образование

В настоящее время наличиеспециального образования является одним изформальных требований, предъявляемых ккандидатам на должности маркетологов всехуровней. И без диплома быть востребованным нарынке труда становится все сложнее. Если же речьидет о вакансии на должности высшихруководителей в сфере маркетинга, то здесь всечаще оказываются востребованы специалисты сдополнительным магистерским или другимобразованием в области маркетинга.

Большинство российских вузов, следуяспросу на специалистов данного профиля, ужевключили в свою программу обучение студентов поспециальностям «Маркетинг и реклама». Многиеспециалисты, не имеющие профильного образования,стараются его получить как в России, так и зарубежом, чтобы повысить свой профессиональныйуровень, и как показывает практика, все большекомпаний выдвигают одним из обязательныхтребований наличие специального образования помаркетингу.

Если говорить об идеальном образовании дляруководителя службы по маркетингу, то это,безусловно, престижное первое высшееобразование (МГУ, Плехановская академия,Финансовая академия, ГАУ и т.д.) плюс второеспециализированное высшее образование или МВА(по направлению «Маркетинг»).

Сезонные колебания на рынке труда г. Москвы (по данным исследования, проведенного агентством «Амплуа-персонал» в феврале-марте 2000 г.)

Сезонные колебания на рынке труда г.Москвы (по данным исследования, проведенногоагентством «Амплуа-персонал» в феврале-марте 2000г.)

Что же касается иностранного языка, тодля западной компании это является одним изосновных требований для принятия на работу, дляроссийских же компаний иностранный язык скорееприветствуется, чем является одним изобязательных требований.

Кроме того, помимо всевозможныхформальных и профессиональных требованийработодателей, очень большое значение имеетсезонность, которая влияет на потребность вподборе персонала, причем не только в областимаркетинга. Таким образом, из приводимогорисунка можно увидеть, что наибольшаяпотребность в персонале существует весной иосенью, летом наблюдается спад деловойактивности, так как в летнее время многиеруководители находятся в отпусках, но, с другойстороны, в этот период можно рассматривать оченьинтересные предложение при минимуме конкуренциисо стороны других претендентов на вакансию.

В заключение хотелось бы отметить, чтопрофессия маркетолога востребована насегодняшний день. Мы надеемся, что результатыданного исследования помогут сориентироватьсяна рынке труда многим специалистам и найти иминтересную и хорошую работу.

 

 

Также по этой теме: