Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинговые исследования    Оценка тенденций развития отечественного и мирового рынка алюминия

Оценка тенденций развития отечественного и мирового рынка алюминия

Оценка тенденций развития отечественного и мирового рынка алюминия

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2000

Головина А.Н.

к.э.н., доцент кафедры «Организация и управление
внешнеэкономической деятельностью»
Уральского государственного экономического университета

Разлетовская Е.В.,
к.э.н., доцент кафедры «Организация и управление
внешнеэкономической деятельностью»
Уральского государственного экономического университета

За последние десять лет рынок алюминияпереживает далеко не лучшие свои времена.Основные же тенденции развития мирового рынкаалюминия обусловлены тенденциями мировогопромышленного развития.

Стремительное развитие в 70—80-х годахэкономик Новых индустриальных стран, таких какКитай, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и другие,развитие автомобильной промышленности,наращивание производства алюминиевой тары иупаковки обеспечили быстрый рост спроса наалюминий и изделия из него. Так, на производствоодного легкового автомобиля среднего класса в 1978г. требовалось около 60 кг алюминия, а в начале 90-хгодов эта цифра выросла до 90 кг.

В результате увеличения спроса цены наалюминий стали уверенно расти, и, по мнениюведущих аналитических агентств, таких как MerrillLynch, Brook Hunt и Anthony Bird Associates, рост цен должен былпродолжаться как минимум лет пятнадцать. Ведущиефирмы—производители алюминия — Alcan (Канада), Alcoa,Alumax, Kaiser Aluminium, Reynolds Metal (все из США), Comalcot(Австралия), Norsk Hydrot (Норвегия), Viag AG (Германия) —стали расширять свои производства и строитьновые заводы. В 1988 г. цены на алюминий наЛондонской бирже металлов выросли до 2560 долл. СШАза тонну.

Однако ожидания не оправдались. Бурныйрост экономики Китая не подхватила ни однастрана. Темпы роста экономик остальных стран —потенциальных потребителей алюминия были напорядок ниже. Экономический кризис на Западе, вВосточной Европе, распад СССР сильно изменилиситуацию. Цены начали катастрофически падать и вконце 1991 г. составили 1097 долл. за тонну. Впоследующие годы в условиях пониженного спросана инвестиционные товары и увеличения экспортадешевого металла из России цены так и не смоглиподняться до прежних отметок. В табл. 1представлены мировые цены за последние годы поосновным позициям цветных металлов.

Как видно из таблицы, в конце 1993 г. цены упали вовторой раз и составили 1075 долл. за тонну. В ответна затянувшуюся стагнацию рынка в марте 1994 г.страны-производители (Австралия, США, Норвегия,страны ЕС и Россия) подписали соглашение осокращении производственных мощностей —«Меморандум о взаимопонимании». В общейсложности было остановлено около 10% мощностей.Целью этого соглашения была стабилизация рынкаалюминия и недопущение того, чтобы цены упалиниже критического уровня (около 1300 долл. затонну). В В течение года цены росли (до 2000 долл. затонну к концу 1994 г.), а потом вновь начали уверенноснижаться.

Таблица 1

Индексы экспортных цен мировой торговли нацветные металлы1 

Индексы экспортных цен мировой торговли на цветные металлы

Падение цен подтвердило опасенияэкспертов, что обязательства по сокращениюпроизводства алюминия, взятые на себякрупнейшими мировыми производителями послеподписания «Меморандума о взаимопонимании», невыполняются так строго, как в начале действиядоговора.

Несмотря на соглашение ведущихпроизводителей о сокращении мощностей,производство алюминия в мире в 1995 г. увеличилосьпо сравнению с 1994 г. на 2,6% — до 19,6 млн. тонн, хотя иосталось на уровне 1993 г. В табл. 2 представленаструктура производства и потребления на мировомрынке алюминия.

Таблица 2

Удельный вес регионов мира в мировом производстве и потреблении алюминия, %

Удельный вес регионов мира в мировом производстве и потреблении алюминия, %

Мы видим, что наибольший удельный вес впроизводстве и потреблении алюминия занимаетАмерика, в частности США и Канада, причем на долюСША приходится 28,5% потребляемого в мире алюминия,в то время как производство составляет 10%общемирового. Это говорит о большой емкостиамериканского рынка, который при благоприятномразвитии экономики способен увеличитьпотребление алюминия от внешних производителей.Второе и третье места по потреблению алюминиязанимают соответственно Западная Европа (29%) иАзия (28%), причем Азия производит только 9%мирового производства алюминия. Это тоже один изпотенциальных рынков роста потребления.Экономические показатели развития Африки,России и Австралии позволяют сказать, что этостраны экспортной направленности. Потребление вэтих странах примерно в 5 раз меньше, чемпроизводство, что позволяет сделать вывод, чтоэто крупнейшие экспортеры алюминия, способныесущественно влиять на мировой рынок и динамикуцен.

В качестве показателя относительногообъема потребления алюминия на душу населенияможно привести следующие цифры: в США — 30,6 кгпротив 31 кг в Японии, 26,7 кг — в Германии, 17,6 кг —во Франции, 11,1 кг — в Великобритании.

Различие между этими показателями — восновном результат моделей конечного примененияалюминия на различных рынках. Соединенные Штатыи все в большей степени Япония становятсякрупными потребителями алюминиевых банок поднапитки, чего нельзя сказать о Европе.

Транспортный сектор впропорциональном отношении играет бо2льшую рольв спросе на алюминий в Японии и Европе, чем в США.

Рассмотрим основные тенденции,складывающиеся на мировом рынке алюминия запоследние два года. Они связаны с тенденциямимирового промышленного развития. Ряд факторовоказывает воздействие на спрос и предложение исоздает некоторую неопределенность на рынке.

Что касается спроса, то степеньвоздействия экономического кризиса в Азии намировое потребление алюминия еще не определена.Большее влияние на спрос оказывают медленныйрост потребления алюминия в японской экономике иожидаемый негативный рост в 1999 г. Что же касаетсяпредложения, то в последние четыре годапотребление алюминия превышало его предложение.

Однако значительные мощностиалюминиевых заводов по выпуску первичногоалюминия остаются незадействованными и могутбыть быстро развернуты на рынке. Помимо этого,Россия продолжает экспортировать большие объемыметалла. Данные по экспорту алюминия из Россиипредставлены в табл. 3.

Таблица 3

Экспорт алюминия из России в 1996—1997 г.1 

Экспорт алюминия из России

Экономический кризис в Азии не должен, помнению экспертов, оказать значительного влиянияна мировой спрос на алюминий (правда, это неговорит о том, что кризис не привел к уменьшениюпотребления или что он не повлиял на мировыерынки, особенно в отношении цены). В 1996 г. на долюАзии, за исключением Японии, приходилось лишь 15,7%мирового потребления первичного алюминия; надолю Японии приходилось 14,4%. Хотя эти цифрысвидетельствуют о том, что потребление алюминияв Японии примерно равно потреблению во всейостальной Азии, существуют огромные различиямежду регионом в целом и его крупнейшимпредставителем в отношении конечногопотребления алюминия. В финансовом году, которыйзакончился в апреле 1998 г., Япониязарегистрировала снижение потребления алюминияна 2%. Приблизительно половина потребляемогоалюминия в Японии приходится на автомобильныйсектор, который сам испытал значительноесокращение производства и, как предполагается,будет испытывать его и дальше (увеличениеколичества алюминия на один автомобиль не сможеткомпенсировать это сокращение). Ожидаетсяснижение потребления алюминия и в строительномсекторе. Сферы потребления в остальных странахАзии, в наибольшей степени подвергшихсяэкономическому кризису, не являются стольинтенсивными секторами потребления алюминия,как в Японии.

Если брать мир в целом, то в 1997 г.потребление первичного алюминия превысило здесьпредложение примерно на 150 тыс. тонн, несмотря наувеличение мирового производства примерно на 4%.Это было вызвано продолжающимся устойчивымспросом в Соединенных Штатах и возобновлениемспроса в Европе. Рост потребления в Азии,особенно в Японии, был слабым. С 1979 г. по 1996 г.сложный коэффициент ежегодного ростапотребления первичного алюминия составил 2,1%.Этот коэффициент был превышен в последниенесколько лет, и 1998 г. не был исключением в этомотношении. В 1998—1999 гг. спрос в СоединенныхШтатах, как ожидалось, был достаточносущественным для того, чтобы компенсироватьвозможное сокращение потребления алюминия вЯпонии, обеспечивая тем самым приростпотребления в мире. Однако, добавление новыхмощностей и тот факт, что почти 1 млн. тоннмощностей в мире ежегодно остаютсянезадействованными (значительная часть которыхнаходится в Соединенных Штатах), делаютсколько-нибудь заметный дефицит предложениямаловероятным.

В табл. 4 представлены тенденцииразвития алюминиевой промышленности в мире в1992—1999 гг.

Тенденции развития алюминиевойпромышленности США

Предложение. Предложение алюминиявнутри страны можно разделить на три компонента:первичное производство, вторичное производствои импорт. В настоящее время каждый из этихсекторов обеспечивает примерно 1/3 рынка. Данноесоотношение значительно отличается отсоотношения 1992 г., когда производство внутристраны покрывало почти половину предложения. Этаизменившаяся пропорция является результатомуменьшения производства первичного алюминия иувеличения производства вторичного алюминия иимпорта1.

Первичный алюминий. Производствопервичного алюминия в 1998 г. было равно 3,6 млн.метрических тонн. Это составило 86% использованиямощностей по сравнению с 92% во всем мире, чтозначительно ниже уровня 1997 г., когда эта цифрасоставляла 97%, но выше самого низкого уровня 1994 г.,когда алюминиевая промышленность работала,используя мощности на 79%. Ожидается, чтопроизводство в Америке будет медленновозрастать в последующие несколько лет, так какнезадействованные мощности будутрасконсервированы в соответствии с условиямирасширяющегося мирового рынка. Крупныйамериканский производитель, компания «РейндольсМеталз», имеющая значительные незадействованныемощности, планировала задействовать всемощности в полной мере к концу 1999 г. Другойкрупнейший американский производитель, компания«Алкоа», все еще сохраняет свои значительныенезадействованные мощности на 400 тыс.метрических тонн, что составляет примерно 40% отобщего объема незадействованных мощностей вмире. Как ожидается, производство первичногоалюминия в 1999 г. незначительно увеличится — до3,7 млн. метрических тонн.

Производство первичного алюминия —это электролизный процесс, связанный спотреблением электроэнергии. Затраты наэлектроэнергию составляют 1/3 от затрат напроизводство, и эти затраты, наряду сдоступностью источников, являются решающимифакторами в вопросе о месторасположении новых ирасширении старых плавильных мощностей.Например, приблизительно 40% плавильных мощностейв США находятся на северо-западе тихоокеанскогопобережья и используют гидроэнергиюБонневильского энергетического управления. Внастоящее время планируется размещение новыхмощностей — например, в Канаде (сиспользованием гидроэнергии) и на БлижнемВостоке (с использованием природного газа). В СШАс 1980 г. не было построено ни одного алюминиевогозавода.

Однако изменения в экономике страны, вчастности сокращение вмешательстваамериканского государства в экономику, привели квозобновлению интереса к идее расширенияплавильных мощностей. Полагают, что, как толькопроцесс дерегулирования будет завершен,компании по производству алюминия смогут болеевыгодно покупать электричество, направляяэнергию из тех регионов страны, где имеется ееизбыток, и контролируя ее стоимость посредствомхеджирования. Уже сейчас ведутся разработкинаучно-технических обоснований возможногорасширения плавильных мощностей в США.

Вторичный алюминий. Долявторичного алюминия оставалась постоянной с 1992г. и составляла 1/3 общего объема его предложения.Правда, абсолютное производство вторичногоалюминия увеличилось с 1992 г. на 35%. В 1997 г.впервые за всю историю производство вторичногоалюминия превысило производство первичногоалюминия: 3,76 млн. метрических тонн против 3,60 млн.метрических тонн. Основным фактором,обусловившим увеличение производствавторичного алюминия, был успех алюминиевыхбанок, используемых под напитки, и ихпереработка. Из 100 млрд. алюминиевых банок,произведенных в 1997 г., 66,5% были переработаны.Каждая новая алюминиевая банка наполовинусостоит из переработанного алюминия. В 1997 г. былополучено 929 тыс. метрических тонн алюминия изпереработанного сырья, что означало выплатунаселению денег на сумму 1,03 млрд. долл. (примерно1,5 цента за банку).

Другим важным фактором постоянногороста производства вторичного алюминия явилисьсоображения энергосбережения. В результатепроизводства вторичного алюминия экономилось 95%энергии, необходимой для производства алюминияиз первичного сырья.

Рост производства из вторичного сырья будетзависеть от улучшения темпов переработки и отвсе более увеличивающихся поставок утильсырья.Объем же утильсырья будет связан с устареваниемвсе большего количества продукции (например,автомобилей), содержащей алюминий. Объемвышеупомянутой продукции, однако, будет преждевсего связан с увеличением первичного металла.Следовательно, с учетом даннойпричинно-следственной связи, а также того факта,что первичный и вторичный алюминий не являютсясовершенными заменителями друг друга, можноутверждать, что существует определенноеограничение потенциальной доли вторичногоалюминия на рынке.

Потребление. В 1997—1998 гг. алюминиеваяпромышленность США побила рекорд общих поставок,добившись увеличения этого показателяприблизительно до 10,26 млн. метрических тонн. Как иожидалось, поставки в 1998 г. увеличились на 3% идостигли 10,58 млн. метрических тонн. Крупнейшимисекторами конечного использования были, ивозможно, останутся в нисходящем порядке:транспорт, контейнеры и упаковка, строительство.Все вместе эти сектора представляют около 2/3 всехпоставок. Свыше половины всех поставокпредставляли собой продукцию проката, такую какпластины, лист и фольга. Транспортный сектор,который вытеснил контейнерный и упаковочныйсектор в качестве крупнейшего сектора конечногоиспользования в 1994 г., продолжает расширять своюдолю в общих поставках алюминия. Транспортныйсектор сейчас насчитывает примерно 1/3 всехпоставок промышленности, и точно так же, какалюминиевая банка явилась причиной ростапроизводства алюминия в 70-е и 80-е годы,транспортный сектор будет, как ожидается,стимулом для роста спроса в будущем.

В то же время поставки в контейнерный иупаковочный сектор пострадали по несколькимпричинам. Во-первых, промышленность продолжаетсовершенствовать технологию производстваалюминиевых банок, конкурируя со стальными ипластиковыми емкостями. В результате, сейчас нафунт алюминия приходится 33 банки по сравнению с 29в 1992 г. и 22 в 1972 г. Во-вторых, рынок насыщен.Буквально 100% банок для пива и содовых напитковпроизводится из алюминия, и возможностьдальнейшей замены стеклянной тары минимальна.Поэтому увеличение поставок можно связывать сростом спроса на содовые напитки и пиво, чтокомпенсирует уменьшение веса банок. Однако темпыувеличения потребления содовых напитковневелики, а потребление пива падает. В результатев 1998 г. поставки алюминиевых банок составилинемногим выше 1 млрд., что всего лишь на 1,6% больше,чем в 1997 г.

Таблица 4

Тенденции развития алюминиевойпромышленности в мире (тыс. метр. тонн)

Тенденции развития алюминиевой промышленности в мире

1 Составлено по: U.S. Industry & Trade Outlook”99.The McGraw-Hill Companies and U.S. Department of Commerce/International TradeAdministration.

Прогноз. Источники: Американскийдепартамент коммерции (U.S. Department of Commerce),Управление международной торговли (ITA),Ассоциация алюминия (The Aluminum Association).

Технология и защита окружающей среды.Экологические вопросы беспокоят производителейпервичного алюминия, и самым угрожающим факторомв этом смысле представляется изменение климатана планете и необходимость мер по сокращениювоздействия парникового эффекта. Примернополовина электроэнергии, поглощаемой в процессепроизводства первичного алюминия,вырабатывается предприятиями, работающими наугле, что приводит к усилению парниковогоэффекта.

В настоящее же время имеет местосотрудничество с Агентством по защитеокружающей среды по добровольному участию всокращении парникового эффекта, вызываемогонепосредственно алюминиевыми заводами.Разработана совместная программа «Добровольноесотрудничество в сфере производства алюминия»,имеющая целью улучшить эффективностьпроизводства алюминия с одновременнымоздоровлением окружающей среды посредствомснижения выброса фторуглеродов — газов,вызывающих сильный парниковый эффект.

Вследствие особой значимостиэлектроэнергии в структуре затрат в алюминиевойпромышленности постоянно ведутся поискисокращения количества киловатт-часов напроизводство фунта алюминия. Однако потребуютсягоды, чтобы эти разработки нашли промышленноеприменение.

Оценивая перспективы роста алюминиевойпромышленности в США на последующие год ипятилетие, можно ожидать, что общиепоставки должны возрасти на 3% в год в период с 1999г. по 2003 г., — соответствует тенденциямежегодного роста последних лет. Производствопервичного алюминия будет медленно возрастатьпо мере расконсервации недействующих мощностей,достигая объема в 3,8 млн. метрических тонн в 1999 г.и, вероятнее всего, несколько превышая цифру в 4,0млн. метрических тонн в 2003 г. Импорт алюминия,особенно алюминия в слитках (по причинеограничения мощностей внутри страны), долженбудет увеличиться чтобы удовлетворить растущийспрос.

Транспортный сектор, в особенностиавтомобильный, станет основным двигателем ростаспроса на алюминий. Спрос в этом секторе, пооценкам, будет возрастать ежегодно примерно на 5%вплоть до 2003 г. Хотя производство транспортныхсредств остается более или менее постоянным,количество алюминия, расходуемого на единицулегкого транспортного средства, сейчас в среднемравно 250 фунтам по сравнению с 183 фунтами в 1992 г.

Спрос на алюминий в другомтранспортном секторе — аэрокосмическом —будет расти быстрее, чем где-либо еще. Это вызоветповышенный спрос на алюминий в пластинах. Однакоаэрокосмический сектор составляет лишьнезначительную часть от спроса в целом и несможет существенно повлиять на его рост.

Контейнерный и упаковочный секторостанется до 2003 г. доминирующим сектором вконечном применении алюминия. Однако рост здесьбудет идти медленно, вероятно 1% в год.Конкуренция со стороны других материалов можетзамедлить и этот достаточно низкий уровеньроста. Однако важным фактором в использованииалюминиевой тары стала возможность еепереработки. Это оказалось решающимпреимуществом алюминия над другими материалами,но меры по усилению темпов переработки этихматериалов могут сказаться наконкурентоспособности алюминиевой тары.

Спрос на алюминий в строительномсекторе может быть несколько ниже, тем более чтопромышленное коммерческое строительствозамедлит темпы роста в ближайшие два года. Вовсех остальных секторах будут наблюдаться общиетемпы роста спроса на алюминий.

Тенденции развития российскогорынка алюминия

Значение развития алюминиевогокомплекса определяется уже тем, что доляалюминия во внешнеторговом обороте страныпревышает 20%. Последнее десятилетиеметаллургический комплекс России работает вусловиях спада промышленного производства,разрыва традиционных кооперационных связей икризиса неплатежей. Среднегодовое использованиемощностей в отдельные годы падало до 50%. В 1994 г.удалось приостановить спад, тенденциянекоторого роста наметилась в 1995 г.

Экономический кризис начала 90-х годовмог стать катастрофой для алюминиевогокомплекса страны. До 1990 г. спрос на алюминий вРоссии находился на высоком уровне. Так, в 1990 г.его потребление на душу населения составилооколо 17 кг, что значительно выше, чем в Европе (13кг), и лишь немногим меньше, чем в США. Высокиеобъемы потребления объяснялись рядом причин — вчастности, значительной рольювоенно-промышленного комплекса в экономикестраны, высокой материалоемкостью продукции инизкой эффективностью использования вторичногосырья. Основными сферами потребления алюминия(до 80%) до 90-х годов были гражданское авиастроение,оборонный комплекс, машиностроительныепредприятия. В 1995 г. потребление алюминия встране сократилось до 2,5 кг на душу населения.

Однако цифры показывают, что выпускалюминия сократился за период с начала 90-х годоввсего на 5—10% — при общем спаде промышленногопроизводства на 50% и сокращении выпуска напредприятиях, потребляющих алюминий, на 70—100%.Металл «ушел» на Запад. Россия стала крупнейшиммировым экспортером алюминия — ее доля на рынкев 1995 г. составила почти 13%.

Несмотря на кажущееся благополучие,ситуация в отрасли развивается неоднозначно.Низкая платежеспособность потребителейалюминия, слабая технологическая базапроизводства, узость внутреннего рынка сбытаалюминия и высокая внутренняя цена на него — этодалеко не полный перечень проблем, сложившихся вданной отрасли. Одной из серьезных проблемявляется нерациональная структура конечногопотребления алюминия. Об этом говорят данныетабл. 5:

Таблица 5

Структура конечного потребления алюминия, %1

Структура конечного потребления алюминия

Из табл. 5 видно, что подавляющая частьметалла в России (40,4%) уходит в машиностроение ина изготовление оборудования, в то время как наЗападе распределение алюминия междутранспортом, строительством и упаковкойявляется более равномерным, а в машиностроениеидет незначительная часть — 10%. Статистикапоказывает, что выпуск продукции из алюминияроссийскими предприятиями ежегодно сокращается.В середине 90-х годов выпуск полуфабрикатов изалюминия составил к уровню 1990 г. только 22%,алюминиевого проката и фольги — 23%,строительных конструкций — 31%. И эта тенденцияпродолжает сохраняться. Уменьшение внутреннегопотребления алюминия служит фактором, которыйтолкает российские алюминиевые заводы кзарубежным партнерам.

Высокая внутренняя цена такжеявляется серьезной проблемой в данной отрасли.Алюминий, производимый на российских заводах,достаточно дорог (см. табл. 6). 

Таблица 6

Изменение цен на Лондонской биржеметаллов2

Изменение цен на Лондонской бирже металлов

Так, стоимость производства 1 талюминия в 1995 г. в России составила 1494 долл. посравнению с западными фирмами — в среднем 1291долл., Канадой — 1120 долл., Австралией — 1154 долл.,Францией — 1232 долл.

Это во многом связано с тем, чтопродукция алюминиевой промышленности требуетперевозки на значительные расстояния. Удельныйвес транспортных расходов в цене приобретениябокситов непрерывно растет.

Удорожание исходного материала ведетк необходимости повышать цены на готовуюпродукцию, из-за чего российский алюминийстановится менее конкурентоспособным на мировомрынке. В результате затраты российскихпроизводителей алюминия на перевозку сырья иготовой продукции превышают издержки основныхзападных конкурентов на 50—100 долл. на каждуютонну выплавленного металла. Так, экспертыоценивают недополученную прибыль при поставкеалюминия за рубеж в среднем в 280—370 долл. накаждую тонну отгруженной продукции1.

Относительно высокая цена алюминияснижает его конкурентоспособность на мировомрынке, и это мешает российским предприятиямконкурировать на равных с западными фирмами, врезультате чего и возникают проблемы захватароссийских алюминиевых заводов зарубежнымикомпаниями как фактор выхода внутренних фирм намировой рынок. До тех пор пока сотрудничество синостранными фирмами (вплоть до отдачиконтрольного пакета акций) будет выгодно самимроссийским предприятиям в качестве способазавоевания мирового рынка алюминия, угрозапопадания отечественной алюминиевойпромышленности под влияние иностранногокапитала не будет устранена2.  Высокаяконцентрация на рынке алюминия России ведет ктому, что иностранным фирмам не трудно поставитьпод контроль алюминиевую промышленность страны,контролируя только эти ведущие предприятия,выпускающие значительную долю алюминия в России3

Широкое применение толлинговых схем4,имеющих определенные преимущества в настоящеевремя, в долгосрочном плане может обернутьсятяжелыми последствиями. К таким последствиямможно отнести дальнейший развалпроизводственно-технологической базы, связанныйс хроническим недостатком средств наперевооружение алюминиевых заводов. Это, в своюочередь, способно привести к снижению экспорта ивымыванию продукции российских заводов смирового рынка алюминия.

Выход из создавшегося положения специалистамвидится в усилении государственногорегулирования; в комплексном, системном подходек решению проблем, связанных с развитиемалюминиевого комплекса страны. И здесь обращаетна себя внимание решение комплекса мер посовершенствованию структуры внутреннегопотребления алюминия, приближающих ее кмеждународным стандартам. В этом планенеобходима инвестиционная поддержка не толькосамих алюминиевых заводов, но и тех предприятий,которые являются потребителями готовойпродукции алюминиевой промышленности.

Маркетинговый анализ показывает, чтоперспективными направлениями развитияалюминиевого комплекса являются производство:

— алюминиевой тары для розливанапитков. Рынок алюминиевой тары обладаетогромным потенциалом, особенно в России, гдеощущается дефицит любой тары. Благодарялегкости, удобству, возможности длительногохранения напитков в алюминиевой таре, а такжепригодности ее к переработке для вторичногоиспользования алюминиевая тара во всем миренаходит все более широкое распространение. Пооценкам специалистов, российский рынок можетвостребовать ежегодно более 6 млрд. шт.алюминиевых банок для напитков;

— алюминиевых строительных профилей,алюминиевых строительных конструкций и сборныхдомов. Предварительные исследования показывают,что строительные конструкции и элементы сборныхдомов найдут достаточно широкое применение встроительстве административных и промышленныхзданий и сборных жилых домов в районах КрайнегоСевера, в районах газо- и нефтедобычи, гдеотсутствуют местные строительные материалы, астроительство должно вестись в сжатые сроки;

— дисков колес автомобилей;

— окрашенной и тефлонированнойпосуды. В настоящее время на отечественном рынкеспрос на алюминиевую посуду ограничен, в то времякак окрашенная посуда с противопригарнымпокрытием пользуется повышенным спросом;

— офсетных пластин дляполиграфической промышленности. В настоящеевремя в России производится три видаметаллических пластин, которые в 70-е годысчитались лучшими пластинами, обеспечивающимивысококачественное печатание газет большимитиражами. В 80-е годы эти пластины были вытесненына западном рынке более дешевыми алюминиевымипластинами. В России офсетные пластиныпроизводятся в очень ограниченном количестве,хотя потребность в них возрастает в связи сувеличением тиражей газет и журналов. По оценкамзарубежных специалистов, потребность России вофсетных пластинах в ближайшие годы составит 6млн. м;

— изделий для оформления интерьеровзданий;

— изделий для сельского хозяйства —быстровозводимых зернохранилищ из алюминиевойленты.

В заключение можно сделать вывод, что принормализации экономической и политическойситуации как в целом по стране, так и регионах,при рациональной региональной политикетерриторий алюминиевая промышленность имеетреальные предпосылки стать объектом каквнутренних, так и внешних инвестиций, без которыхневозможен выход на новый технологическийуровень.

____________

1 В статье использованы материалы U.S. Industry & TradeOutlook’99. The McGraw-Hill Companies and U.S. Department of Commerce/ InternationalTrade Administration.

____________

1 Рассчитано по Monthly Bulletin of Statistics.

____________

1 Источник: ГТК РФ, Госкомстат РФ.

____________

1 Алюминиевая промышленность состоит изсектора первичного алюминия (SIC 3334), секторавторичного алюминия (SIC 3341) и сектораполуфабрикатов, который включает: алюминиевыйлист, пластину и фольгу прокатную (SIC 3353);формованную продукцию (SIC 3354); алюминиевуюпрокатную и протянутую продукцию, нигде большене классифицируемую, такую как кабели, проволока,бруски и стержни (SIC 3355).

____________

1 Здесь использованы результатыисследований, приведенные в работе АвдашевойС.Б., Розановой Н. М., Поповской Е.В. Вертикальныеограничения в российской экономике. — М.: МГУ, 1998.— С. 34.

2 Источник: Рынок ценных бумаг. — 1996. — № 18. — С.23.

____________

1 Финансовые известия. — 1997. — № 39. — С.4.

2 Авдашеаа С.Б,, Розанова Н.М., ПоповскаяЕ.В. Вертикальные ограничения в российскойэкономике. — М.: МГУ, 1998. — С. 36.

3 Два крупнейших производителя —Красноярский и Братский алюминиевые заводы —контролируют свыше половины выпуска отрасли. Это20% всех производителей в отрасли. Учитывая, чтосредняя доля рынка крупнейших производителейсвыше 25%, при том что средняя доля рынка остальныхучастников не превышает 10%, можно сделать вывод одовольно сильной концентрации в отрасли.(Авдашеаа С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В.Вертикальные ограничения в российскойэкономике. — М.: МГУ, 1998. — С. 26).

4 Быстрота, с которой прижилась в России схемапереработки давальческого сырья в алюминиевойподотрасли, связана, помимо прочего, систорически сложившимся балансом глинозема. Дляполной загрузки производственных мощностейтрадиционно был необходим импорт в 2,5 млн. т.глинозема в год. В 1992 г. после отделения Украины,Казахстана, Азербайджана, где сосредоточеныосновные глиноземные заводы (мощность — до 2,2млн. т), необходимо было импортировать уже 3,2 млн.т глинозема на общую сумму около 1100 млн. долл. США.

 

Также по этой теме: