Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинговые исследования    Программа МВА: профессиональная подготовка топ-менеджеров и специалистов российских компаний (результаты исследования)

Программа МВА: профессиональная подготовка топ-менеджеров и специалистов российских компаний (результаты исследования)

Программа МВА: профессиональная подготовка топ-менеджеров и специалистов российских компаний (результаты исследования)

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2003

Соловьев Б.А.

заслуженный деятель науки РФ,
д.э.н., профессор РЭА им. Г.В. Плеханова

 
Гаврилина О.П.,
магистр менеджмента РЭА им. Г.В. Плеханова

Программы «Мастер делового администрирования» существуют нароссийском рынке второй десяток лет, многие специалисты и руководители компанийуже прошли этот курс и получили соответствующий сертификат. Однако стоитзаметить, что «молодость» этих программ в России пока не позволяет имполноценно конкурировать на международном рынке. Достаточно сказать хотя бы отом, что еще ни одна российская школа бизнеса не получила международнойаккредитации как бизнес-школа: пока мы сертифицируем и аккредитуем только своипрограммы.

Свое исследование мыначали с того, чтобы понять, в чем принципиальное отличие конкурентоспособнойзападной бизнес-школы (обеспечивающей качественное образование) от еероссийской «коллеги». Мы не можем сравнивать чисто «технические» параметры,такие как количество студентов, конкурс на место, преподавательский состав идр., — очевидно, что временное отставание играет здесь существенную роль.

Для начала уточнимопределения. Мы ведем разговор о качестве образования, т.е. о более широкомпонятии, нежели качество обучения. Качество обучения — это непосредственныйрезультат учебного процесса, зависящий от уровня квалификациипрофессорско-преподавательского состава, учебно-методического процесса,состояния материально-технической базы, интеллектуального потенциала студентовкак объекта образовательного процесса учебного заведения. Качествообразования дополнительно включает еще ряд характеристик — как правило,таких как востребованность выпускников учебного заведения, их служебнаякарьера, оценка с точки зрения работодателей, связи «вуз—производство», наличиеили отсутствие рекламаций.

В чем специфика качествабизнес-образования в России и МВА как главной его части? Специфика в том, когои как обучают. Здесь, как правило, не совсем уместно говорить овостребованности выпускника. Если на Западе в бизнес-школу поступает специалисткомпании или студент, только что закончивший бакалавриат, то в России основнойконтингент обучающихся — топ-менеджеры и владельцы компаний (специалистысоставляют лишь 30—40% от общего количества обучающихся). Это логично: в свое времянынешние руководителя высшего звена не смогли получить профессиональные знания,зато имели определенную хватку, теперь же с ростом конкуренции на рынке импришлось сесть за парты. И тут возникает вопрос: как оценить качество ихобразования? Рост зарплаты, продвижение и другие западные критерии неподходят...

Современное пониманиепрограмм МВА можно разделить на две части:

  1. МВА понимается как программа, помогающая в формировании определенного образа мышления, действия, поведения руководителя в различных жизненных ситуациях.
  2. МВА предполагает обучение, выводящее на высокий профессиональный уровень (известно, что у программ существуют специализации).

Именно на эти две части мы и разделили наш исследовательскийпроект.

Летом 2002 г. в Международной ассоциации МВА заговорили оновых компетенциях и новых перспективах бизнес-образования1. Намеждународной конференции «МВА: новый манифест» в Барселоне, где собралисьдиректора программ, аккредитованных Международной ассоциацией МВА (АМВА), былипредставлены результаты опроса студентов программ МВА в разных странах,проведенного сотрудниками Школы экономики Норвегии (Norges Handelskode).Приоритетными компетенциями преуспевающего руководителя были названы следующие(табл. 1):

Таблица 1

Что нужно уметь преуспевающему руководителю

№ п/п Компетенции Все опрошенные студенты
1 Искусство взаимодействия и общения 4,52
2 Умение слушать и понимать других 4,31
3 Навыки кооперации и сотрудничества 4,26
4 Умение справляться со стрессом 4,19
5 Понимание стратегии компании 4,16
6 Способность действовать в условиях неопределенности 3,98
7 Аналитические способности 3,98
8 Знания в области корпоративной культуры 3,96
9 Творчество и новаторство 3,90
10 Умение отдавать распоряжения и контролировать работу других 3,90
11 Гибкость 3,83
12 Владение тактикой власти 3,79
13 Профессионализм в конкретных областях менеджмента 3,58
14 Взаимодействие с международными партнерами 3,41
15 Высокие этические стандарты 3,31

Источник: журнал «Карьера». — 2002. — № 8—9.

Так расставили приоритеты 1420 респондентов из 11 школбизнеса разных стран (Австрии, Дании, Англии, Финляндии, Франции, Германии,Голландии, Италии, Норвегии, Испании и Швеции). Интересно, что на вопрос о том,что поможет им получить хорошую работу, эти студенты МВА на первое местопоставили их собственные личностные качества, на второе — знания и компетенции,полученные в процессе обучения на МВА, на третье — репутацию бизнес-школы и начетвертое — личные связи и знакомства.

Мы не могли оставить безвнимания этот материал и приняли его за основу первой части обследования рядароссийских бизнес-школ.

Должны признаться, чтоубедить участвовать в подобном исследовании администрацию многих российскихшкол бизнеса практически невозможно. На нам удалось вовлечь в него ряд ведущихроссийских бизнес-школ. Поскольку полученные данные для этих бизнес-школ можносчитать конфиденциальными, мы скажем только, что в опросе участвовали 250слушателей последнего года обучения по программе МВА в
г. Москве.

В данной части исследованиянаша задача состояла не в оценке этих конкретных бизнес-школ, а в том, чтобыпредставить себе складывающиеся оценки слушателей по отношению к полученномубизнес-образованию.

Начнем с того, кто участвовал в опросе (рис. 1). Состав участников оправдал первоначальную гипотезу о превалировании в контингенте обучающихся топ-менеджеров. Кстати будет сказать, что еще одной причиной этого может быть недостаточная развитость программ Executive-MBA в нашей стране.

Состав участников опроса первой части исследования

Рис. 1. Состав участников опроса первой части исследования

Полностью результаты опроса без разделения по дополнительнымкритериям представлены в  таблице 2.

Таблица 2

Результаты опроса слушателей программ МВА по первой части исследования, %

Вопрос Варианты ответов
Абсолютно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Абсолютно не согласен
Программа МВА в нашем вузе учит искусству общения и взаимодействия 19 60 11 10 0
На программе МВА я развиваю умение слушать и понимать других людей 18 57 13 12 0
Программа МВА направлена на развитие навыков кооперации и сотрудничества 24 44 23 9 0
На данной программе нас учат, как справляться со стрессом 4 16 32 40 8
Учась по программе МВА, я стал лучше понимать, что такое стратегия компании 59 39 2 0 0
На программе МВА меня обучили (обучают), как действовать в условиях неопределенности 18 45 26 10 1
Обучаясь по программе, я развил(а) свои аналитические способности 25 54 13 8 0
Программа дала мне знания в области корпоративной культуры 32 55 9 4 0
На программе МВА нас учат творчески и новаторски мыслить и действовать 19 55 18 6 2
На программе я научился(ась) отдавать распоряжения и контролировать работу других 9 48 25 17 1
На МВА нас учат быть гибкими 10 51 29 10 0
Обучаясь здесь, я овладел тактикой власти 6 23 47 23 1
На программе МВА я становлюсь профессионалом в конкретной области менеджмента 15 48 24 11 2
Нас учат, как следует взаимодействовать с международными партнерами 4 25 32 31 8
Нам прививают высокие этические стандарты ведения бизнеса 9 36 36 18 1

Все критерии после статистической обработки можно разбить на 4 группы:

  • в первую вошли вопросы, набравшие наибольшее количество баллов и которые мы может считать сильными сторонами российских школ бизнеса, соответствующими западным тенденциям развития;
  • во вторую группу вошли критерии, которые нельзя однозначно отнести к сильно развитым в данной части российской образовательной системы, но все же уже уверенно пробивающие себе дорогу;
  • к третьей группе мы отнесли те составные части качества и конкурентоспособности образования, которым уделяется мало внимания в России;
  • и наконец, в последней группе нашли себе место те критерии, которые можно назвать совсем неразвитыми, то есть представляющие собой слабые стороны бизнес-образования в нашей стране.

Таблица 3

Различие положения вещей в российском бизнес-образовании и западных бизнес-школах

Группа Ранг по степени развитости в РФ Ранг по исследованиям Школы экономики Норвегии Вопрос/критерий
Первая 1 5 Понимание стратегии компании
2 8 Знания в области корпоративной культуры
3 6—7 Аналитические способности
4 1 Искусство взаимодействия и общения
Вторая 5—6 3 Навыки кооперации и сотрудничества
5—6 9—10 Творчество и новаторство
7 2 Умение слушать и понимать других
8 6—7 Способность действовать в условиях неопределенности
Третья 9 13 Профессионализм в конкретных областях менеджмента
10 11 Гибкость
11 9—10 Умение отдавать распоряжения и контролировать работу других
12 15 Высокие этические стандарты
Четвертая 13 12 Владение тактикой власти
14 14 Взаимодействие с международными партнерами
15 4 Умение справляться со стрессом

Итак, как можно видеть из таблицы 3, знания в области стратегии и корпоративной культуры, развитие аналитических способностей и навыков взаимодействия и общения составляют сильные стороны российских бизнес-школ. Только в случае с корпоративной культурой мы видим существенное отличие в рангах (6 пунктов), что связано скорее всего с тем, что для российского бизнеса данное понятие имеет приоритет: не прошло и десяти лет после так называемого периода первоначального накопления капитала в РФ, когда культура была единой для всей страны.

Во второй группе очевидно, чтоумению слушать и понимать других людей, столь высоко оцененному взападноевропейском исследовании, в обследованных нами российских бизнес-школахуделяют мало внимания.

В третьей группе находятся текритерии качества образования, которые у нас не очень сильно развиты, хотя онивходят в пятнадцать важнейших критериев. Здесь неплохо хотя бы то, что сюда непопали те показатели, которые являются наиболее важными и значимыми.

В последней же группе естьявное несоответствие: очень важный навык руководителя по преодолению стресса вроссийских бизнес-школах обходится стороной... Разве у наших руководителейменьше причин волноваться, чем у их западных коллег? Полагаем, что тренинг поэтому вопросу должен включаться в программы МВА: это не ущемит общую программуи сыграет безусловно положительную роль в профессиональном продвижениислушателей программы.

Кстати, несколько подробнее ослушателях программы МВА. Как мы уже замечали, в большинстве своем (60%) этотоп-менеджеры и владельцы компаний. Остальные — специалисты и менеджерысреднего звена. В нашем исследовании предпринята попытка узнать, есть лиразличия в ответах этих двух категорий.

Выяснилось, что различия нестоль существенны. Только в двух вопросах первой анкеты мы заметили явнуюразницу: в девятом вопросе о творческом подходе и новаторстве (табл. 4) и втринадцатом вопросе о профессионализме в конкретной области деятельности (табл.5).

Получилось, что топ-менеджеровобучают творчески подходить к делу и новаторски мыслить, а специалистов,обучающихся в тех же бизнес-школах, — нет.

С утверждением же о том, что вшколе бизнеса готовят специалистов в конкретной области деятельности, гораздобольше соглашались именно специалисты компаний.

Таблица 4

Разница в ответах на вопрос 9 топ-менеджеров и специалистов компаний, %

Вопрос Варианты ответов
Абсолютно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Абсолютно не согласен
Топ-менеджеры 19 54 15 9 3
Специалисты 18 5 21 3 0

Таблица 5

Разница в ответах на вопрос 13 топ-менеджеров и специалистов компаний, %

Вопрос Варианты ответов
Абсолютно согласен Согласен Затрудняюсь ответить Не согласен Абсолютно не согласен
Топ-менеджеры 16 43 22 16 3
Специалисты 13 60 23 5 0

В своем обучении более склонны видеть элементы научения творчеству и новаторству топ-менеджеры компаний, зато чувство того, что они становятся специалистами в конкретной области деятельности, не покидает именно специалистов. Здесь прослеживается разница в мотивации и установках этих двух групп слушателей.

Мы получилиэкспериментальное подтверждение того, что общие (так называемыедженералистские) программы МВА в большей степени нужны высшему руководству, аспециализации — среднему звену.

Однако не стоит забыватьо том, что профессионализм менеджера, его компетентность в конкретной областизнаний, которую он выбрал, должны развиться и закрепиться к окончаниюбизнес-школы. Эпоха непрофессионализма и советской системы обучения, гдеакадемические знания были оторваны от жизни, должна пройти, и особенно этокасается МВА. Этот вопрос уже не подлежит обсуждению, задолго до нас былиопубликованы первые руководства по обучению действиям, первые сборникигарвардских кейсов и т.д. Мы же решили проследить качество подготовкислушателей программы «МВА-маркетинг».

Результаты оказалисьвесьма любопытными и могут быть приняты как повод к размышлению методистов ируководителей российских школ бизнеса.

Не нарушая логики, представляем вам участников опроса (рис. 2):

Состав участников опроса, обучающихся по программе МВА-маркетинг

Рис. 2. Состав участников опроса, обучающихся по программе «МВА-маркетинг»

Надо сказать, что результаты этой части исследования наснемало порадовали: компетентность выпускников достаточно высока (табл. 6).

Таблица 6

Уровень подготовленности слушателей программы «МВА-маркетинг» по своей специализации

№ в порядке убывания уровня компетентности № вопроса в анкете (по порядку) Варианты ответов на вопрос:
По окончании бизнес-школы я смогу...
Количество набранных баллов
(202 балла — максимум)
1 3 ...сегментировать рынок своей продукции/ услуги и выбрать целевой рынок 158
2 5 ...выбрать критерии для позиционирования и разработать отличительные особенности на целевом рынке 149
3 2 ...грамотно проанализировать маркетинговые возможности фирмы 136
4 7 ...оценить и выбрать каналы распределения 132
5 4 ...составить стратегический план маркетинга компании 127
6 8 ...разработать идею новой продукции/услуги 114
7 9 ...профессионально установить цену на товар/услугу 111
8 6 ...провести рекламную кампанию 108
9 10 ...компетентно осуществить проект по исследованию рынка 102
10 1 ...создать отдел маркетинга «с нуля» и обеспечить эффективную координацию его деятельности с другими подразделениями компании 93

Интересно, что при разделении ответов топ-менеджеров и специалистов мы получили следующую картину (рис. 3):

Разница в ответах на вопросы второй части исследования топ-менеджеров и специалистов, обучающихся по программе МВА-маркетинг, %

Рис. 3. Разница в ответах на вопросы второй части исследования топ-менеджеров и специалистов,
обучающихся по программе «МВА-маркетинг», %

Очевидно, что, оценивая свою компетентность, топ-менеджерывыражают больше оптимизма и уверенности в себе, нежели специалисты и сотрудникисреднего звена. Однако общие контуры кривой на приведенном графике совпадают, азначит, тенденция одна. Самыми сложными для обеих категорий оказались вопросыоткрытия отдела маркетинга «с нуля» и маркетинговых исследований. Причем еслидисциплина «Маркетинговые исследования» не всегда входит в стандартный наборпредметов по выбору, то недостаток знаний в этой области как-то объясним. Чтоже касается вопросов организации маркетинга, то они должны охватываться курсом«Управление маркетингом» и следует обратить на это внимание. Сильнее же всего,как показало исследование, в наших бизнес-школах преподают сегментацию ипозиционирование.

Возвращаясь к проблемеоценки конкурентоспособности и качества, подчеркнем, что, с нашей точки зрения,на данном этапе своего развития бизнес-школы и различные компетентныеорганизации еще не могут пользоваться стандартным набором критериев оценки этихпараметров, когда-то созданных Financial Times или U.S. News. Следует регулярнопроводить некий внутренний аудит компетентности выпускников — примерно такойже, какой был проведен в данном исследовании. И это не стандартная анкетаоценки отдельного курса, которая не дает представления о том, достигла ли своейцели программа, а комплексный оценочный лист, разделенный на «общую» и«специализированною» части согласно двум составляющим понятия «МВА».

Конечно, в данной статье мы не могли рассмотреть всехвозможных аспектов проблемы качества, но надеемся, что представленныерезультаты будут полезными для большинства бизнес-школ России.

1 МВА: 360 градусов оценки // Карьера. — 2002. —№ 8—9.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы