Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинговые исследования    Проблемы и перспективы развития нижегорского рынка туристских услуг

Проблемы и перспективы развития нижегорского рынка туристских услуг

18.11.2013

Проблемы и перспективы развития нижегорского рынка туристских услуг

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2010

Ефремова М.В.,
д. э. н., заведующая кафедрой
управления предприятиями туризма,
ГОУ ВПО «Нижегородский коммерческий институт»

Приведены результаты маркетингового исследования потребителей регионального рынка туристских услуг. Показаны проблемы и перспективы развития, разработаны предложения по созданию привлекательной туристской территории в Нижегородском регионе.

Нижний Новгород, являясь одним из старинных городов России с богатой историей и культурой, испытывает серьезные проблемы с въездом туристов. Для выявления туристских предпочтений студентами Нижегородского коммерческого института проведено маркетинговое исследование среди жителей и гостей Нижнего Новгорода. Объем выборки составил 624 чел. Выборка формировалась методом случайного отбора на центральных улицах Нижнего Новгорода. Характеристика респондентов показана в табл. 1.


Проведенное маркетинговое исследование показало, что в настоящее время прослеживается тенденция переориентации россиян на внутренний туризм: почти 45% опрошенных хотели бы отдыхать на территории России (рис. 1). Следует отметить, что эту группу составили в основном люди, уже побывавшие не один раз за границей, повидавшие мир и готовые отдыхать в России при хорошем уровне сервиса и, что не менее важно, при соответствии цены и качества услуг.


Больше половины опрошенных (57%) предпочитают пляжный отдых: им нужны солнце, вода и свежий воздух. Около 40% респондентов тяготеют к культурно-познавательным турам. Для них важны посещения исторических и архитектурных памятников, музеев и других экскурсионных объектов. Более четверти респондентов любят спортивный туризм. При этом экстремальному туризму отдают предпочтение 19,6% опрошенных, из них 80,3% – молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Круизный туризм привлекает 27,2% респондентов.

Охотой и рыбалкой увлекаются 13% респондентов. Экологический туризм интересует только 8% опрошенных. Путешествия с деловыми целями готовы совершать 5,4% респондентов. В религиозном и паломническом туризме заинтересовано почти столько же туристов (4,8%). Другие виды туризма выбрали 10,6% респондентов (рис. 2).


Поворот к здоровому образу жизни, понимание людей, что лучше заботиться о своем здоровье, чем в дальнейшем долго лечиться, требуют создания соответствующей инфраструктуры туристско-рекреационных территорий. Строительство современных спортивных комплексов, включая тренажерные залы, поле для гольфа, фитнес-центры с бассейнами, теннисные корты, бильярд, площадки для боулинга, конноспортивные комплексы, пирсы для швартовки малых яхт, катеров
и лодок, парки для экстремальных видов спорта с мототрассой экстремального вождения, трассой для картинга и квадрациклов, площадки для занятий охотой и рыбалкой, поле для мини-гольфа, хоккейная, футбольная и волейбольная площадки и прочие объекты для спортивных занятий становятся необходимым элементом современных туристско-рекреационных территорий.

Относительно регионов России, привлекательных для путешествий, ответы респондентов распределились следующим образом:

  1. Санкт-Петербург – 52,6%;
  2. Черноморское побережье – 47,8%;
  3. Краснодарский край – 39,1%;
  4. Нижний Новгород и Нижегородская обл. – 34,9%;
  5. Москва и Московская область – 21,2%;
  6. Северо-Западные регионы страны – 17,9%;
  7. Урал – 11,9%;
  8. Чувашия – 7,1%;
  9. Мордовская область – 4,8%;
  10. Кировская область – 4,2%.

Важную составляющую тура представляют гостиничные услуги. Большая часть опрошенных – 39,7% – при опросе выбрали пятизвездочные гостиницы; на втором месте оказались гостиницы без звезд – их выбрали 22,1% респондентов; далее следуют четырехзвездочные гостиницы – 19,2%; чуть меньше голосов – 15,1% – отдано за трехзвездочные гостиницы; на двух- и однозвездочные – соответственно 2,9 и 1% голосов (рис. 3). Чрезмерное количество голосов, отданных за пятизвездочные отели, по нашему мнению, можно объяснить желанием большинства туристов отдыхать в  высококомфортабельных условиях. При этом факт высокой цены отошел на второй план.


Наряду с традиционными одно-, двухместными номерами у респондентов востребованы апартаменты, где есть небольшая кухня и можно самостоятельно приготовить обед. Одновременно с гостиницами все более популярно размещение в коттеджах, где гости получают возможность отдохнуть в кругу семьи или друзей в условиях, приближенным к домашним.

Гостиницы категории «5 звезд» в основном выбрали респонденты, чей месячный доход на каждого члена семьи составляет от 10 до 15 тыс. руб. Гостиницы категории «4 звезды» предпочитают люди с доходом от 5 до 10 тыс. руб. Доля таких респондентов составила 45% среди общего количества, выбравших четырехзвездочные отели. Трехзвездочные гостиницы также в основном выбирают люди с доходом от 10 до 15 тыс. руб. (42,5%) и с доходом от 5 до 10 тыс. руб. (36,2%). Гостиницы категории «2 звезды» подходят для респондентов, чей месячный доход составляет от 2 до 5 тыс. руб. на человека (55,5 %). За гостиницы категории «1 звезда» поровну отдали свои голоса люди с доходом от 5 до 10 тыс. руб. и с доходом от 10 до 15 тыс. руб.

Предпочтения респондентов относительно цен, которые они готовы заплатить за качественный отдых, распределились следующим образом:

  1. от 15 до 20 тыс. руб. – 26,3%;
  2. от 10 до 15 тыс. руб. – 25,3%;
  3. от 20 до 30 тыс. руб. – 21,5%;
  4. более 30 тыс. руб. – 11,9%;
  5. от 5 до 10 тыс. руб. – 10,9%.

Как показали исследования, для хорошего отдыха туристам требуются разнообразные услуги. Более половины респондентов указали на необходимость наличия дискотек, баров, ресторанов – 54,5%. Примерно такое же количество голосов отдано за экскурсии – 53,2%. В услугах косметологии нуждаются 33% респондентов, в спортивных занятиях – 31,4 %; столько же – в посещении музеев и организации культурных мероприятий; чуть меньше респондентов (28,5%) указали на необходимость организации театрализованных представлений и национальных обрядов; почти столько же туристов отметили важность лечебно-оздоровительных процедур. Организация охоты и рыбалки, хотя и оказалась на последнем месте (18,3% голосов), свидетельствует о возросшем интересе туристов к этому виду услуг (рис. 4).


Ранжированный список наиболее интересных городов и населенных пунктов Нижегородской области для путешествий показан в табл. 2.


При ответе на вопрос относительно привлекательных объектов культурного наследия Нижегородской области наибольшее количество голосов – 69,2% – отдано за Нижегородский Кремль; 42,3% – за Ярмарочный комплекс; примерно одинаково распределились голоса в пользу усадеб дворян и купцов – 32,4% и храмов (монастырей) – 30,1%; чуть меньше (30,4%) выделили заповедники и заказники, а также ремесла – 29,2%. Музей культуры и быта народов Поволжья назвали 25,3%.

Таким образом, как показали проведенные исследования, наиболее популярными среди респондентов являются пляжные туры – более половины опрошенных отдали голоса в их пользу. Такая возможность в Нижегородской области имеется лишь в короткий летний сезон. Для компенсации данного недостатка целесообразно создавать искусственные объекты: аквапарки, бассейны, солярии, SPA-центры, комплексы банных объектов и т. д. Принимая во внимание, что существенное количество респондентов (около 40%) тяготеет к культурно-познавательным турам, считаем целесообразным строительство в Нижегородской области культурно-познавательных комплексов, в том числе напоминающих об исторических ценностях региона (табл. 3). Реализация вышеуказанных проектов позволит решить две важные задачи: во-первых, сформировать уникальные конкурентные преимущества Нижегородской области для развития культурно-познавательных туров; во-вторых, расширить целевую аудиторию туристов.

Другим важным направлением развития туризма в Нижегородской области считаем экологический и связанный с ним агротуризм. Согласно проведенным исследованиям, экологический туризм интересует лишь 8% опрошенных, еще меньше приходится на агротуризм, что, однако, не может свидетельствовать о бесперспективности этих туров, так как многие россияне пока не осознали их полезность. Для развития агротуризма необходимо обеспечить туристам комфортабельные условия проживания с соблюдением санитарных норм. Среди занятий, которые могут быть предложены отдыхающим, – посещение исторических мест, организация походов, прогулки по лесу, баня, катания на лодках, лошадях, велосипедах, рыбная ловля и охота, участие в праздниках и народных гуляньях, труд на огороде, уход за животными, сбор грибов и ягод и т. д. С другой стороны, у аудитории западных стран спрос на экологические и агротуры уже сформирован.

Для привлечения этих туристов нужно направить максимум усилий на продвижение области на внешнем рынке.

Таким образом, как показали проведенные исследования, Нижегородский регион обладает высоким потенциалом для развития туризма. Для повышения привлекательности туристских услуг и увеличения потока туристов необходима многоплановая работа, включающая формирование востребованных на рынке туров, правильное позиционирование соответствующих территорий и их эффективное продвижение.

Литература
1. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. – М., 2008 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/news/877.smx/
2. Официальный сайт Правительства Нижегородской области. Областная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007–2011 годах» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.governmentnn.ru/

Также по этой теме: