Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Маркетинговый инструментарий    Использование концепции жизненного цикла товара при оценке стоимости долей объектов интелектуальной деятельности

Использование концепции жизненного цикла товара при оценке стоимости долей объектов интелектуальной деятельности

Использование концепции жизненного цикла товара при оценке стоимости долей объектов интелектуальной деятельности

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 2000

Самочкин В.Н.

д.э.н., председатель Совета директоров АКА "Тулмашзавод"
 
Барахов В.И.,
к.т.н., зам. нач. управления имуществом и оплаты труда АКА "Тулмашзавод"
 
Галактионов С.В.,
нач. бюро экономики управления и контроллинга АКА "Тулмашзавод"
 
Соколова М.Н.,
зам. нач. патентного отдела АКА "Тулмашзавод"

В условиях стремительного развития научно-технического прогресса в современном мире интеллектуальная деятельность человека в различных сферах духовного и материального производства приобретает все большее значение.

Результатом научной деятельности человека являются объекты интеллектуальной деятельности, создаваемые в процессе научной, проектной и производственной деятельности и имеющие правовую защиту на территории РФ.

К числу таких объектов относятся:

  1. Изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, селекционные достижения, охраняемые патентами и свидетельствами, выдаваемые Роспатентом и Госкомиссией.
  2. Программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, охраняемые по желанию правообладателя свидетельствами, выдаваемыми органом, уполномоченным государством.
  3. Объекты авторского права или смежных прав: произведения науки, литературы и искусства;
  4. "Ноу-хау", подтвержденные документами предприятия:
  • конструкторская, технологическая, проектная, экономическая, юридическая и другая документация, предназначенная к использованию в производстве и реализации товаров и услуг;
  • незапатентованные изобретения, формулы, рецепты, составы, расчеты, опытные образцы, результаты испытаний и опытов;
  • системы организации производства, маркетинга, управления качеством продукции и услуг, системы управления кадрами, финансами, политикой капиталовложений;
  • результаты НИОКР и производственных работ;
  • производственный опыт и обучение персонала.

В зависимости от источника поступления объекты интеллектуальной деятельности подразделяются на приобретенные (за плату у других предприятий и лиц), безвозмездно полученные и собственные (возникшие в процессе производства).

Интеллектуальная деятельность осуществляется на каждом предприятии, и ее результаты занимают особое место в имуществе предприятия. Объекты научной интеллектуальной деятельности имеют форму законченной объективной информации, представляющей собой новые знания, и являются продуктом, подверженным моральному старению в прямой зависимости от жизненного цикла. Поэтому представляет интерес определение стоимости интеллектуальной деятельности в различные периоды ее существования.

В настоящее время имеют значение не только оценка и учет объектов интеллектуальной деятельности, но и актуален вопрос о разработке и внедрении методологии по определению стоимости ее долей. Оценка долей сторон, принимающих участие в создании объектов интеллектуальной деятельности, характеризует как текущее финансовое состояние предприятия, так и в значительной мере определяет его перспективу, а также уточняет учет и отчетность имущества предприятия.

Основными факторами, влияющими на стоимость объекта интеллектуальной деятельности в целом и долей участников данного объекта, являются:

  1. Затраты на разработку и регистрацию.
  2. Затраты на организацию использования, включая затраты на маркетинг.
  3. Затраты на страхование рисков.
  4. Время разработки и освоения нового изделия.
  5. Жизненный цикл товара на рынке.
  6. Срок полезного использования.
  7. Инфляционный фактор.
  8. Фактор морального старения.

В основе определения доли объекта интеллектуальной деятельности лежат понятия "жизненный цикл изделия" и "жизненный цикл объектов интеллектуальной деятельности".

Для определения срока жизненного цикла объекта интеллектуальной деятельности служат критерии:

  • конкурентоспособность объекта;
  • степень новизны объекта;
  • экономическая эффективность использования объекта;
  • объем и надежность правовой охраны объекта и другие факторы.

Необходимость в определении долей сторон, принимающих участие в создании объектов интеллектуальной деятельности, может возникнуть на любом этапе жизненного цикла изделия.

Полный жизненный цикл наукоемкой продукции включает следующие этапы:

  1. Разработка изделий с реализацией в них новых технических и технологических наукоемких принципов, не имеющих аналогов по назначению.
  2. Освоение нового изделия, подключение его к производству (при соответствующем уровне подготовки персонала, оснащенности и выделении для этого значительных средств).
  3. Производство и реализация изделий на рынке (жизненный цикл товара на рынке). Этот этап определяет дальнейшую стратегию предприятия по обеспечению высокой конкурентоспособности изделия, а в совокупности с ценовым соперничеством (снижение продажных цен за счет сокращения издержек производства) и обеспечением меньших по сравнению с вновь разрабатываемыми аналогами эксплуатационных затрат на единицу потребительского эффекта, прежде всего за счет использования возможностей инфраструктуры, сложившейся в сфере потребления, позволяет продлить жизненный цикл изделия.

Основные составляющие жизненного цикла изделия приведены в табл. 1.

Таблица 1

Времена жизненного цикла изделия

Времена жизненного цикла изделия

Соотношение времени разработки и освоения изделия и времени его производства и реализации отражает способность предприятия перестраиваться на выпуск новых изделий, необходимых рынку, и продержаться на нем необходимое время. Это соотношение называется нормативным коэффициентом обновления:

нормативный коэффициент обновления

Период разработки и освоения нового изделия состоит из трех этапов:

  1. Проведение НИОКР.
  2. Подготовка производства.
  3. Освоение производства.

На первом этапе осуществляется поиск нового товара, определяются его технические требования, проводится изучение рынков сбыта, определяются сроки реализации, предполагаемая цена, необходимые средства и ресурсы для изготовления проектируемого изделия, разрабатывается конструкторская и технологическая документация нового изделия, определяются сроки изготовления опытного образца.

На втором этапе изготавливается опытный образец нового изделия, проводятся его испытания и тестирование.

На третьем этапе утверждается опытный образец нового изделия, изготавливается опытная партия, утверждается цена нового изделия. Этап завершается началом производства и продажи нового изделия.

Жизненный цикл товара на рынке - это концепция, описывающая сбыт продукции, прибыль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его ухода с рынка.

Выделяют четыре этапа жизненного цикла товара на рынке.

Первый этап - выведение товара на рынок. Это решающий период в жизни товара, так как в течение его необходимо создать рынок для нового товара. Темп роста продаж зависит от новизны продукции и от того, насколько ее желает потребитель. Обычно модификация продукта увеличивает продажи быстрее - в отличие от крупного нововведения, которому бывает трудно пробить себе дорогу. На этом этапе только одно или два предприятия выходят на рынок и конкуренция ограниченна. Доля прибыли (прибыль на единицу продукции) низка из-за больших издержек производства и маркетинга.

Второй этап - рост. Если товар выживает на первой стадии, он продолжает развиваться. На этом этапе еще несколько предприятий проникают на рынок, увеличивая конкуренцию, и сбыт быстро увеличивается. Для соответствия растущему рынку начинают предлагаться модифицированные варианты базовой модели. Относительные прибыли высоки.

Третий этап - зрелость. На этом этапе товар имеет свой рынок и пользуется спросом. Во время этапа зрелости увеличивается и достигает максимума конкуренция, так как на рынок проникают многие предприятия. В результате сокращаются прибыли в целом по отрасли и в расчете на единицу продукции, поскольку предоставляются скидки. Этап зрелости отличается присутствием на рынке полной ассортиментной группы товаров.

Четвертый этап - спад. На этом этапе товар, не претерпевающий никаких изменений, надоедает потребителям или же потребность, которую он был призван удовлетворять, исчезает. Непредсказуемой причиной сокращения объема продаж на этапе спада может стать техническое устаревание товара. На этапе спада уменьшается сбыт в целом по отрасли и многие предприятия уходят с рынка, поскольку сокращается число потребителей, а товарный ассортимент концентрируется на наиболее хорошо продаваемых моделях.
Нормативный коэффициент обновления определяется на момент начала производства и реализации изделия.

В случае, когда изделие находится на каком-либо из этапов жизненного цикла товара на рынке, при определении коэффициента обновления следует учитывать время, оставшееся до снятия изделия с производства. Коэффициент обновления, определяемый с учетом времени, оставшегося до снятия изделия с производства, называется фактическим коэффициентом обновления и определяется по формуле

фактический коэффициент обновления

где Т"пр - срок фактического производства изделия на момент проведения расчета.

При определении долей объектов интеллектуальной деятельности необходимо также учитывать такой важный фактор, как разработка конструкторской и технологической документации на изделие. Конструкторская и технологическая документация имеет свою стоимость и свой полезный срок действия, который связан с жизненным циклом изделия, т.е. проходит те же этапы жизненного цикла, что и изделие с изменением своей стоимости. При завершении жизненного цикла изделия происходит и прекращение полезного срока действия конструкторской и технологической документации.

Предприятию, получившему конструкторскую документацию в связи с выполнением государственного заказа, принадлежит право собственности на указанную документацию только как на материальный объект (документ).

Предприятие, получив конструкторскую документацию:

  • изготавливает и производит предварительные испытания опытного образца;
  • корректирует конструкторскую документацию по этим результатам с присвоением документации литеры (для изготовления опытного образца);
  • осуществляет приемо-сдаточные испытания опытного образца;
  • корректирует конструкторскую документацию по этим результатам с присвоением документации литеры (для изготовления серийного изделия);
  • разрабатывает технологическую документацию для серийного производства;
  • разрабатывает конструкторскую документацию на нестандартное оборудование.

Объем проведенной предприятием работы по обеспечению изделию конкурентоспособности определяют:

  1. Срок разработки конструкторской документации.
  2. Срок разработки технологической документации.
  3. Отработка конструкторской и технологической документации в процессе серийного производства.

Таким образом, оценка доли каждой из сторон, принимающих участие в создании объекта интеллектуальной деятельности, определяется по формуле

оценка доли каждой из сторон, принимающих участие в создании объекта интеллектуальной деятельности

где Уприв - приведенный удельный вес объема выполненных работ каждой из сторон; Кр - интегральный коэффициент, учитывающий отклонение фактического коэффициента обновления от нормативного; Кэ - коэффициент соотношения длительности этапов работ (разработка конструкторской и технологической документации).

Приведенный удельный вес объема выполненных работ каждой из сторон определяется по формуле

удельный вес объема выполненных работ каждой из сторон

где Аi - объем выполненных работ на i-м этапе; Кз - коэффициент значимости работы; n - количество этапов.

Результаты расчета приведенных удельных весов объема выполненных работ каждой из сторон сводятся в табл. 2.

Интегральный коэффициент, учитывающий отклонение фактического коэффициента обновления от нормативного, определяется по формуле

Интегральный коэффициент, учитывающий отклонение фактического коэффициента обновления от нормативного

Коэффициент соотношения длительности этапов работ определяется по формуле

Коэффициент соотношения длительности этапов работ

где Дкд - длительность разработки конструкторской документации; Дтд - длительность разработки технологической документации.

Таблица 2

Удельные веса в объеме выполненных работ
по созданию объекта интеллектуальной деятельности

Этапы разработки

Разработчик

Обьем выполненых работ (усл.ед.) А1

Коофицент значимости работы K2

Обьем выполненых работ с учетом кооф.знач. работы (усл.ед.)A1 K2

Привиденный условный вес обьема выполненных работ (%) Уприв

1          
...          
n          
Итого          

Приведем пример расчета, проводимого с целью определения стоимости долей участников в созданном ими объекте интеллектуальной деятельности.

Исходные данные для расчета.

В разработке документации изделия участвовали два предприятия.
Разработанная документация является объектом интеллектуальной деятельности.
Конструкторскую документацию (КД) разрабатывало предприятие А, технологическую (ТД) - предприятие Б.
Объем работ, выполненных предприятием А, - 1000 усл. ед.
Объем работ выполненных предприятием Б, - 10000 усл. ед.
Коэффициент значимости КД - 1.
Коэффициент значимости ТД - 0,3.
Длительность разработки КД - 3 года.
Длительность разработки ТД - 5 лет.
Общий срок разработки изделия - 7 лет.
Общий срок производства изделия - 20 лет.
На момент проведения расчета изделие уже производилось 4 года.
Расчет долей участников в созданном ими объекте интеллектуальной деятельности.

Таблица 3

Удельные веса в объеме выполненных работ
по созданию объекта интеллектуальной деятельности

Этапы разработки

Разработчик

Обьем выполненых работ (усл.ед.) А1

Коофицент значимости работы K2

Обьем выполненых работ с учетом кооф.знач. работы (усл.ед.)A1 K2

Привиденный условный вес обьема выполненных работ (%) Уприв

КД

А

1000

1

1000

25

ТД

Б

10000

0,3

3000

75

Итого

 

11000

 

4000

100

Доля предприятия А в создании объекта интеллектуальной деятельности на момент проведения расчетов:

УА = 25 · 0,57 · 0,6 = 8,55%

Доля предприятия Б в создании объекта интеллектуальной деятельности на момент проведения расчетов

УБ = 75 · 0,57 · 0,6 = 25,65%

Таким образом, в статье показана возможность использования маркетинговой концепции жизненного цикла товара для оценки долей сторон, принимающих участие в создании объектов интеллектуальной деятельности.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы