Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Недобросовестная конкуренция    Торговые марки и их фальсификация за рубежом

Торговые марки и их фальсификация за рубежом

Торговые марки и их фальсификация за рубежом

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2001

Зубченко Л.А.

к.э.н., ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН

Стратегическая роль торговой марки

Создание и защита торговой марки является неотъемлемым элементом промышленной и торговой стратегии любой компании. Торговая марка позволяет отличить продукцию фирмы от продукции ее конкурентов, предоставить клиенту «точку отсчета» при оценке других аналогичных товаров и услуг, является символом, подтверждающим высокую репутацию фирмы. Общепризнанным является огромная роль, которую играют признанные торговые марки в сбыте той или иной продукции. Так, торговая марка «Кока-кола» побуждает французов расходовать на приобретение напитков этой компании почти 5 млрд. франков в год. В то же время ухудшение репутации марки может привести к значительным убыткам, поскольку иногда символ оказывается гораздо сильнее, чем реальность. Об этом свидетельствует пример провала торговой марки MacDo de Millau, под которой фирма «Макдоналдс» пыталась внедрить на рынок новые виды сэндвичей и напитков.

Учитывая важную стратегическую роль торговой марки, крупнейшие компании расходуют значительные средства на защиту этого нематериального, но очень ценного блага. При этом эти расходы рассматриваются как инвестиции. В таблице 1 приводится оценка стоимости 20-ти самых дорогих торговых марок мира, осуществленной Interbrand/Citibank.

Таблица 1

Предприниматели все больше осознают тот факт, что в условиях обостряющейся конкуренции, которая все чаще приобретает не просто международный, но и глобальный характер, защита торговой марки (интеллектуальной и промышленной собственности) имеет для успеха их предприятия такое же значение, как и маркетинг, коммуникации и финансовой управление. И если они забудут об этом, то конкуренты не заставят себя долго ждать. В большинстве стран только регистрация торговой марки, которая, как правило, возобновляется каждые десять лет, может обеспечить им административную или судебную защиту от любого воспроизведения или имитации их марки.

Регистрации марки предшествует изучение, ее исключающее использования названий и логотипов, которые уже используются другими фирмами. Такое изучение, как правило, проводится специализированными фирмами, предоставляющими консультационные услуги по вопросам промышленной собственности. Конечно, за это приходится платить, но игра стоит свеч, поскольку удается избежать дублирования и даже судебных разбирательств по поводу использования уже действующей марки. Иногда крупные компании сталкиваются с тем, что выбранное ими название торговой марки уже используется какой-нибудь мелкой фирмой. В этом случае с этой фирмой могут вестись переговоры об уступке названия за определенную цену, которая обычно составляет 1—3% от величины оборотов фирмы-продавца.

Когда нужно зарегистрировать торговую марку за границей, консультационная фирма работает с соответствующими органами других стран, чтобы избежать дублирования в названии торговой марки и оценить возможность успеха продвигаемой марки в той или иной стране, учитывая местные условия, исторические, культурные и языковые особенности. Это связано с тем, что некоторые названия могут звучать в других странах неблагозвучно, двусмысленно и вызывать ассоциации, на которые владельцы торговой марки вовсе и не рассчитывали. Так, потребитель коньяка марки «Наполеон» во Франции, даже не будучи в душе бонапартистом, понимает исторический смысл данного названия. Для потребителей данного коньяка в других странах Европы его название часто не имеет того же смысла, а в странах Азии — может быть и вовсе непонятным. При внедрение торговой марки на рынок другой страны следует учитывать местные обычаи и привычки и психологические особенности потребителей. Французский эксперт Ж.-Н. Капфере (J.-N. Kapferer) приводит пример проникновения на рынок России в конце 90-х годов сигарет одной из наиболее известных в мире марок BAT (British American Tobacco). Руководители фирмы решили использовать широко известную на российском рынке марку «Ява», выпустив на рынок сигареты под маркой «Ява Золотая» (Yava Gold), которые имели гораздо больший успех, чем сигареты марки BAT. Ж.-Н. Капфере считает такую политику вполне оправданной в стране, для которой «вопросы национального величия и национальной гордости весьма чувствительны» [9, с. 51]. И в целом использование местных, хорошо известных торговых марок может рассматриваться как одно из наиболее успешных способов проникновения на зарубежные рынки, так как известные марки рождают у потребителей чувство принадлежности к местной культуре.

Специалисты считают, что в принципе ничто не мешает использовать идентичные марки для абсолютно различных продуктов. Так, во Франции марка Montblanc («Монблан») одновременно используется для авторучек и десертного крема. Однако следует помнить, что владелец широко известной марки может расценить ее использование как наносящий ему ущерб паразитизм со всеми вытекающими из этого последствиями. Так что при выборе названия торговой марки следует выбирать еще неиспользованные понятия. Название торговой марки не должно вводить будущего покупателя в заблуждение относительно происхождения или особенностей продукции. Торговая марка может иметь различную форму: чаще всего это словесное название, однако ею могут быть и абстрактные рисунки (шеврон у фирмы «Ситроен») или различные изображения (крокодил у фирмы «Лакост»). Классическим стал пример появления рычащего льва в первых кадрах фильмов, снятых компанией Metro-Goldwyn-Mayer, который стал торговой маркой этой компании. В последнее время широкое распространение, особенно в странах Северной Европы, получают так называемые «обонятельные» марки. В некоторых случаях используются также звуковые марки — небольшие музыкальные отрывки в начале радио- или телепередачи могут рассматриваться как торговые марки. Создатели торговой марки должны проявлять максимум воображения, чтобы добиться главного — отличия его марки от других.

После регистрации торговая марка приобретает ценность, которая может быть объектом тех или иных сделок. После регистрации в своей стране торговая марка может быть зарегистрирована и в других странах. Так, регистрации торговой марки во Франции, осуществляемая Национальным институтом промышленной собственности (Institut nationale de la propriete industrielle — INPL), дает возможность пользоваться защитой, которая предусматривается различными международными конвенциями — Парижской конвенцией по охране прав промышленной собственности (облегчающей регистрацию в 160 странах), Мадридским протоколом (распространяется на 66 стран) и т.д. В настоящее время во Франции зарегистрировано 92366 торговых марок.

В 1996 г. в рамках Европейского союза (ЕС) был введен юридический механизм единой для всех 15 стран-участниц обобщенной марки (marque communautaire), которая должна регистрироваться в Управлении по гармонизации на внутреннем рынке (Office de l’harmonisation dans le marche interieur — OHMI), расположенном в испанском городе Аликанте. Регистрация торговой марки в OHMI обходится в 1100 евро, при этом сама процедура занимает около двух лет, в течение которых изучается представленное досье, осуществляется его перевод на 11 официальных языков ЕС. За три с небольшим года с момента введения единой обобщенной марки в OHMI было зарегистрировано 140 тыс. торговых марок, из которых 2/3 приходится на долю предприятий из стран ЕС. Это больше, чем предусматривалось при создании OHMI,что также обусловило затягивание процедуры регистрации. Среди стран ЕС первое место по числу зарегистрированных марок занимает Германия (17%), за ней следует Великобритания. Франция занимает лишь пятое место. Среди предприятий стран, не являющихся членами ЕС, наибольшую долю (28%) занимают фирмы США, за ними с большим отрывом следуют японские (3%) и швейцарские (около 2%) компании (9, с. 53). Наибольшая доля торговых марок (12%) приходится на предприятия электроники и информатики, второе место занимают фирмы, предоставляющие юридические услуги, третье место — компании, занимающиеся ресторанным делом. Активное участие фирм, особенно американских, в процессе регистрации торговых марок в OHMI, объясняется тем, что они стремятся закрепиться не только на нынешнем, но и на будущем рынке ЕС, который значительно расширится после предстоящего вступления в ЕС новых стран.

Одной из главных целей защиты торговых марок является борьба с их фальсификацией.

Масштабы фальсификации продукции

Подделка товаров столь же стара, как и сама торговля. Одним из наиболее старых свидетельств подделки является установленный в марсельском Музее доков факт подделки на юге Италии амфор, производимых знаменитым романским мастером Сестуисом (Sestuis), который ставил на каждой амфоре знак SES. По словам эксперта Европейской комиссии К. Циммермана (Chr. Zimmermann), «подделывается все, что продается». Фактически в масштабах Европы обнаруживается только малейшая часть «огромного айсберга» поддельной продукции: в 1999 г. было арестовано не более 1%ее общего объема. Анализ общего количества дел о подделеках в странах ЕС показывает, что на долю готовой одежды приходится 41% дел, игрушек и игр — 21%, бижутерии — 14%, книг и фильмов — 7%, модной одежды — 5% и электроники — 4% [3, с. 76]. В странах ЕС наиболее заметные дела о подделках последнего времени касались в Германии деталей автомобилей, микропроцессоров, моющих средств, удобрения для растений; в Дании — ложной марки 21 т риса; в Бельгии — 530 тыс. зубных щеток; в Испании — водки и сигарет; в Финляндии — чая и сигарет, содержащих в 2 — 3 раза больше никотина и смол, чем было указано на пачке; во Франции — деталей автомобилей, медицинских аппаратов; в Нидерландах — 90 тыс. компактдисков видеоигр; в Великобритании — нескольких сотен тысяч бутылок напитков и 1 тонны зубной пасты. Часто копии товаров известных марок имеют довольно высокое качество. Так, для того, чтобы установить, что джинсы Levi’s произведены на Тайване, потребовался очень сложный химический анализ. По оценке Союза производителей Франции, который ведет наиболее активную борьбу с фальсификацией товаров и создал Музей контрафакции (Musee de la contrеfacon), подделки составляют 5—7% объема мировой торговли и ежегодно приносят Франции ущерб, составляющий 40 млрд. франков и приводящий к сокращению 30 тыс. рабочих мест [3, с. 76].

Иногда масштабы подделок столь велики, что приводят к банкротству предприятий. Так, компания Souleiado, которая производила скатерти с провансальскими мотивами, вынуждена была прекратить свое существование из-за огромного количества подделок. По данным французской таможенной службы, в 1999 г. ею было арестовано 3661212 поддельных изделий что в 12 раз больше, чем пять лет тому назад, в том числе 2,5 млн. пачек сигарет фальшивой марки Marlboro, арестованных в порту Гавра (2, с. 64). В целом на долю сигарет приходилось 61,45% обнаруженных подделок; остальные подделки распределялись следующим образом: игры и игрушки — 51,38%, текстильные изделия — 31,15%, часы — 7,27%, бижутерия — 4,52%, обувь — 2,37%, кожевенные изделия — 1,83%, детали для автомобилей — 0,67%, аудиотехника — 0,52% и парфбмерные изделия — 0,23%. Страновое распределение этой продукции (за исключением сигарет) представлено в таблице 2.

Таблица 2

На китайско-европейском симпозиуме, состоявшемся в июле 2000 г., представители ЕС отмечали, что более 400 китайских предприятий продолжают нарушать права интеллектуальной собственности в ущерб европейским компаниям. Как заявил П. Вадорен (P. Vandoren), член Европейской комиссии, ведающий вопросами торговли, «в наибольшей степени это касается таких отраслей, как фармацевтическая, агрохимическая и производства компакт-дисков». Изобретательность китайцев не знает границ: они производят фальшивые сигареты известной марки Benson & Hedges (часть их была арестована в Гавре в августе 2000 г.) и поддельное шампанское, публикуют в Интернете романы шести наиболее известных китайских писателей (без разрешения) и т.д. Вообще производители подделок в Китае и других странах Юго-Восточной Азии очень быстро налаживают дешевое производство товаров известных торговых марок, пользующихся большим спросом. При этом в рассматриваемых странах копирование товаров далеко не всегда воспринимается негативно, напротив, здесь считается нормальным и обычным делом более дешевое производство известного товара.

В последнее время число стран-производителей подделок возросло за счет Вьетнама, где производятся компакт-диски, видеокассеты и т.д., и России, где копируются даже местные продовольственные товары с хорошей репутацией — минеральная вода «Боржоми», вологодское масло, пиво «Жигулевское» и др. Кроме того, в России фальшивыми являются 30% продаваемых сигарет и — что, по мнению западных экспертов, вызывает особое беспокойство — изготовляются фальшивые доллары.

Следует отметить, что фальсификаторы действуют и в странах ЕС. Два года назад в Дании были арестованы 125 тыс. пиратских лазерных дисков, изготовленные в других странах ЕС. Северные страны, обладающие информационным оборудованием, продавали эти диски через датские Интернет-сайты. Довольно плохой пример подает всем Италия, где многие производители подделок связаны с мафией и благодаря различным уловкам обходят действующее в стране весьма противоречивое законодательство. В Великобритании некоторые ткацкие фабрики производят ткани и не ставят на них торговую марку, чтобы избежать обвинения в фальсификации. Некоторые европейские производители пользуются тем, что товары из отдельных развивающихся стран не защищены зарегистрированной торговой марки. Например, голландские производители ковров используют традиционные мотивы производимых вручную марокканских ковров, что приносит им немалые выгоды.

Фальсификация отдельных товарных групп

Подделка игр и игрушек. Игры и игрушки, особенно произведенные из пластика, являются наиболее часто объектом подделок, поступающих в Европу в основном из Китая и восточноевропейских стран. Сегодня все дети и их родители знакомы с карманными монстрами Покемонами (pockets monsters), видеоигра с которыми была выпущена на рынок в 1996 г. японской фирмой Nintendo. Успех этой игры привел к производству многочисленных товаров с символикой «Покемон». В первой половине 2000 г. во Франции было арестовано более 1,5 млн. подобных фальшивых изделий — видеоигр, одежды, открыток и т.д., которые в основном были произведены в азиатских странах. Сегодня азиатские производители фальшивок готовятся к внедрению в США и Европе последователя Покемонов — Digimon, рассчитанного на детей 7—11 лет.

По оценке М. Ансалди (M. Ansaldi), ответственной сотрудницы Французской федерации производителей игрушек, стоимость ежегодных подделок составляет 5—7% оборотов отрасли; при этом поддельные игрушки продаются по цене, которая на 15—40% ниже цены оригинальных игрушек [4, с. 78]. В качестве примера она ссылается на производство куклы «Babie», являющейся почти полной копией знаменитой «Барби», хотя в ее имени пропущена всего одна буква «r», а также на подделку в странах Восточной Европы качалки в виде лошадки. Во Франции 70% игрушек продается в ноябре-декабре, т. е. накануне Рождества, и установить преграду для поддельных игрушек в это время практически невозможно, тем более что процедура соответствующего разбирательства может продолжаться два года. В этих условиях остаются два решения: предупредить наплыв фальшивок на рынок или по-дружески договориться с китайскими и восточноевропейскими производителями фальшивок.

Подделка лекарств. Фальшивые лекарства не только подрывают рыночные позиции фирм-производителей, но приносят огромный вред здоровью их потребителям. В конце сентября 2000 г. одна из китайских газет сообщила, что в Китае ежегодно умирает не менее 200 тыс. человек от употребления просроченных или поддельных лекарств. В 1995 г. в Нигере погибли 2500 человек после инъекции им фальшивой вакцины против менингита. В мае 2000 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила об обнаруженном ею 771 случае подделки лекарств. По данным ВОЗ, в 1982—1997 гг. в 28 странах были обнаружены фальшивые медикаменты: поддельные, незаконные копии известных торговых марок, лекарства с неверными этикетами и низкого качества. Среди этих стран 7 (25%) являются промышленно развитыми странами [7, с. 79]. Наибольший объем фальшивых лекарств производится во Вьетнаме, Таиланде и Мьянме (бывшая Бирма).

Большая часть фальшивок поступает на рынки стран с низким уровнем жизни населения. В феврале 2000 г. министр здравоохранения России заявил, что только за один 1999 г. количество фальшивых лекарств на российском рынке возросло на 20%. При этом 700 видов поддельных медикаментов поступили из стран СНГ и 400 — из других стран, среди которых были и США [7, с. 79—80]. Особую опасность представляет продажа витаминных препаратов и пищевых добавок через Интернет, качество которых никто не может гарантировать. Наиболее серьезная ситуация с лекарствами наблюдается в странах Африки южнее Сахары. В 1999 г. в Бенине было задержано 10 т поддельных лекарств; в Гвинее 60% медикаментов является предметом уличной торговли, когда свободно продаются даже наиболее опасные средства, используемые для бесконтрольного самолечения.

В последние годы ВОЗ активизирует борьбу с фальсификацией лекарств: выпускает для правительств специальные руководства по разработке соответствующих мер, разрабатывает программы для стран, производящих фальшивые лекарства, требует от правительств большей прозрачности при проведении политики обеспечения населения медикаментами, в 1997 г. создал Институт фармацевтической безопасности (Institut de la securite pharmaceutique) и т.д. При принятии стран в члены ВОЗ от них требуется соблюдения и охраны прав интеллектуальной и промышленной собственности, защиты торговых марок и приведения местного законодательства в соответствие с этими требованиями. Так, в Иордании производство копий лекарств известных марок отныне невозможно: 15 местных лабораторий, которые копировали не менее 80 видов иностранных лекарств, занимаются поисками зарубежных партнеров, чтобы производить лекарства на законном основании. На Филиппинах в 1996 г. было принято более строгое законодательство, предусматривающее следующие наказания: тюремное заключение от шести месяцев до пожизненного и штраф до 25 тыс. долл. Однако далеко не все страны следуют по такому пути. Американская ассоциация фармацевтических лабораторий, оценивающая свои потери от подделки лекарств в 9 млрд. долл., потребовала от ряда стран привести свое законодательство в соответствие с требованиями ВОЗ. К числу этих стран относятся: Аргентина, Бразилия, страны Центральной Америки и Ближнего Востока, ЮАР, Пакистан, Таиланд, Индонезия, Вьетнам, Индия и Китай [7, с. 80].

Подделка промышленной продукции. Фальсификация продукции обнаруживается практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности, хотя в некоторых из них она приобретает особенно крупные масштабы. Это в первую очередь относится к автомобилестроению. Европейский рынок автомобилей, на котором ежегодно продается 15,5 млн. автомашин в год, является самым крупным в мире. Не случайно автозапчасти к автомобилям являются первыми жертвами подделок. При этом качество поделок может быть очень высоким, хотя их производители не имели никакого права использовать дизайн или торговую марку основных производителей. Производители подделок автодеталей из пластика, листового железа и т.д. обнаружены в Италии, Испании, Бельгии и Дании; при этом многие из них все чаще переправляют свою продукции за пределы ЕС через Италию. В целом потери от подделок в автомобилестроении ЕС оцениваются в 6 мрлд. франц. франков, из которых половина приходится на механические автодетали и другая половина — на автомобильные покрышки и двери.

Иногда обвинения тех или иных фирм в подделке используется как орудие в конкурентной борьбе. Так, в июле 1999 г. американская фирма Viskase выиграла в суде Чикаго дело против компании АNC (американского филиала французской фирмы Pechiney), добившись выплаты ею в форме штрафа, возмещения ущерба и процентов 164,9 млн. долл. за то, что филиал французской фирмы производил поддельные пластиковые пакеты для упаковки мяса. Не согласившись с этим, Pechiney подала апелляцию. Там же в США франко-итальянская фирма STMicroelectronics в июле 2000 гю инициировала процесс против своего американского конкурента фирмы Amtel, обвинив его в подделке патента на производства запоминающих устройств и других электронных компонентов.

В биотехнологии, где доля расходов на НИОКР очень высока, также широко распространены фальсификации и использование торговых марок. В апреле 1999 г. французская компания Phone-Poulenc Agro получила 65 млн. долл. у американских фирм Dekalb Genetics и Monsanto, которые продавали генетически измененную кукурузу с использованием «гена толерантности» (gene de tolerance), открытого французской группой, хотевшей самой продавать соответствующую лицензию.

Американская фирма Shure является крупнейшим в мире производителем микрофонов. По крайней мере семь моделей гаммы микрофонов Beta были скопированы в Китае, Юной Корее и Тайване. В июне 1999 г. только во Франции пошли под пресс микрофоны общей стоимостью в 12,5 млн. франков.

Торговая марка Pentax принадлежит японской промышленной группе Asahi, которая производит широкую гамму технической продукции — от фотоаппаратов до медицинских приборов, в которых используется оптика. В начале июля 1999 г. таможенная служба парижского аэропорта Орли задержала партию из 2500 тензометров с маркой Pentax, поступившую из Китая через Южную Корею и предназначенную для Греции. Таможенников, хорошо знакомых с известной торговой маркой Pentax, удивила цена изделий — всего 3 долл. за штуку, а также то, что инструкция была отсканирована и не содержала названия марки, а на упаковочном ящике обязательное обозначение СЕ было напечатано голубой краской вместо положенной черной. Французские эксперты связались с японским офисом фирмы Asahi и выяснили, что фирма никому не продавала лицензии и никогда не производила тензометров! Таким образом, японская фирма впервые столкнулась с тем, что под ее торговой маркой могут изготовляться товары, которые она сама никогда не производила.

Подделки в сфере информатики, видео- и аудиопродукции. Как считают эксперты, новейшая технология открывает поистине безграничные возможности для фальсификации соответствующей продукции. США, где производится 40% программного обеспечения, наиболее чувствительны к их пиратскому использованию. По данным одного из обследований, опубликованным в мае 2000 г., в 1999 г. потери от подобного пиратства во всем мире составили 12 млрд. долл., из которых 70% приходится на долю 10 стран — США, Канады, Японии, Великобритании, Германии, Китая, Франции, Италии, Бразилии и Нидерландов (6, с. 82). Уровень пиратства в развитых странах очень высок. В июле 2000 г. немецкий журнал PC Welt сообщил, что 38% немецких пользователей используют программы, скопированные у своих друзей, а более трети используют Интернет для получения программ без лицензии. В Западной Европе чемпионами по пиратским программам являются греки: здесь пиратскими являются 70% дисков и 74% программ, не считая пиратства через Интернет. Большое количество копий поступает в Грецию из Болгарии и бывших советских республик. В 1999 г. уровень пиратства составлял в Испании 57% и в Ирландии — 56%. Мировыми чемпионами по пиратству являются Вьетнам (98%) и Китай (91%).

Что касается видеоигр, то здесь, по оценкам, относящимся к 1998 г., доля пиратских игр составляла в Малайзии 99%, России — 97%, Китае — 95%, Таиланде — 93%, Мексике — 85%, Сингапуре — 73% и Гонконге — 72% (6, с. 82). Конечно, сегодня в некоторых странах этот процент, вероятно, ниже, поскольку в них были приняты жесткие меры борьбы с пиратством. Однако следует отметить, что и западноевропейских странах уровень использования пиратских копий видеоигр довольно высок. Так, по опросу, проведенному осенью 2000 г. во Франции, две трети любителей видеоигр имеют хотя бы одну пиратскую копию, а треть из них заявили, что никогда не покупали видеоигр в торговых точках.

Еще одной сферой распространения пиратства являются музыкальные записи. Сегодня техника позволяет копировать их с довольно высоким качеством, особенно через Интернет, что стало весьма распространенной практикой. Некоторые сайты, например, napster.com, которым пользуются во всем мире не менее 30 млн. человек, позволяют легко копировать самые новые музыкальные альбомы. В октябре 2000 г. Международная федерация звукозаписывающей индустрии (International Federation of Phonographic Industry) оценила ежегодный ущерб от музыкального пиратства в 5 млрд. долл. и количество продаваемых пиратских лазерных дисков — в 500 млн. [инфо, с. 83]. Меры борьбы с подобным пиратством носят не только юридический, но и технический характер. В частности, недавно было предложено при производстве музыкальных дисков включать в них специальные функции, которые помешают копировать их или пользоваться копиями.

Подделка и контрабанда табачных изделий. Сигареты относятся к числу поддельных продуктов, которые наиболее часто задерживаются на таможнях различных стран, хотя поток этих изделий не иссякает. Эксперты связывают это с тем, что в цене пачки сигарет основную часть составляют налоги и сборы: во Франции доля налогов (на потребление и добавленную стоимость) в цене пачки сигарет составляет 76%. Контейнер с 10 млн. сигарет, купленных у производителя за 200 тыс. евро, после уплаты налогов и сборов будет стоить на 1 млн. евро дороже. Эта разница между ценой продажи и ценой производителя и определяет масштабы прибыли, получаемой контрабандистами. В результате, по оценкам, на мировом уровне треть экспортируемых сигарет поставляется в форме контрабанды. Если сравнить данные о мировом экспорте и импорте сигарет, то разница между ними составит 400 млрд. евро, что как раз и составляет треть мирового экспорта [10, с. 73].

В 1997—2000 гг. в странах Европы объем задержания контрабандных сигарет увеличился на 140%,что, как писал французский еженедельник «Экспресс», превратило эту контрабанду в один из самых крупных видов бизнеса в Европе. В ноябре 2000 г. Европейская комиссия, ссылаясь на данные таможенных служб стран ЕС, направила в судебные органы США жалобу на ведущие американские фирмы-производители сигарет Philip Morris, RJ Reynolds и японскую Japan Tobacco, которая в 1999 г. приобрела зарубежные филиалы фирмы RJ Reynolds. Названные фирмы обвиняются в том, что «они контролируют, управляют, ститмулируют и поддерживают деятельность сети контрабандистов в Европе» [10, с. 73]. В то же время представители ТНК постоянно лоббируют в органах ЕС и стран-участниц снижение налогов на сигареты, ссылаясь на то, что «чем больше налоги, тем более выгодна контрабанда». Уже упоминавшийся журнал «Экспресс» приводит такую типичную схему движения контрабандных сигарет в Европе:

  1. сигареты поступают из США в Роттердам и Астердам, где помещаются в необлагаемые налогами склады;
  2. затем они следуют транзитом за пределы ЕС — на Балканы, Украину или Кипр;
  3. из этих стран они снова возвращаются на территорию ЕС — в основном через Италию, откуда они на грузовиках направляются в Великобританию и другие европейские страны;
  4. документы на контрабандный груз оформляются в основном в Швейцарии, являющейся признанным центром отмывания денег в Европе.

Масштабы продажи контрабандных сигарет в отдельных странах ЕС зависят от таких факторов, как средняя стоимость пачки сигарет (во Франции она составляет около 22 франков, в Великобритании — 35 франков, в Люксембурге — 13 франков и т.д.) и организации борьбы с контрабандой. В последние годы, по оценкам, доля контрабандных и поддельных сигарет в общем объеме их продаж составляет во Франции около 2%, тогда как в Великобритании — 16% и в Италии — 20%. Данные об объеме задержания контрабандных сигарет в 1999 г. представлены в таблице 3. Эксперты подчеркивают, что задержанные сигареты составляют не более 10% действительной контрабанды.

Таблица 3

Контрабанда сигарет ежегодно приводит к значительному недобору налоговых поступлений в бюджет ЕС в целом (этот недобор оценивается в 1,18 млрд. евро) и отдельных стран: в Великобритании эта сумма составляет 4 млрд. евро, в Германии — 0,5 млрд. и в Испании — 0,25 млрд. [2, с. 53].

Меры борьбы с фальсификацией продукции

В промышленно развитых странах сложился и действует механизм защиты интеллектуальной и промышленной собственности — патентов, товарных марок, промышленных образцов и т.д. Вместе с тем эти страны различаются между собой по стоимости и продолжительности процедур судебного разбирательства дел о незаконном использовании товарных марок, дизайна и промышленных образцов. В таблице 4 приведены соответствующие данные по ведущим странам, опубликованные в мае 2000 г. Обращают на себя внимание значительные различия между странами в сроках и издержках рассмотрения дел.

Таблица 4

И если перед развитыми странами стоит проблема повышения эффективности механизмов борьбы с подделками и координации этой борьбы на межстрановом уровне, поскольку этот тип преступности носит действительно международный характер, то для большинства развивающихся государств наиболее настоятельной задачей в первую очередь является создание соответствующей законодательной базы. Перспективы вступления ряда стран Азии и Восточной Европы во Всемирную торговую организацию (ВТО) заставили их начать активную борьбу с фальсификацией товаров и привести свое законодательство в соответствие с требованиями ВТО, ВОЗ и других международных организаций. Подобная политика в некоторых странах уже принесла свои плоды. Так, в Иордании прекращено производство фальшивых лекарств, а в Кувейте в январе 2000 г. было арестовано 70 тыс. пиратских видеокассет. В Польше в ноябре 1999 г. был принят новый закон, наделивший силы порядка правами в области борьбы с фальсификацией и ужесточивший наказание за подделки.

Охрана интеллектуальной собственности представляет огромную проблему для Китая, занимающего ведущие места среди производителей многих видов фальсифицированной продукции. К тому же КНР намерена вступить в ВТО, что ставит перед ее правительством и деловыми кругами серьезные проблемы. Хотя в Китае уже принято более 30 законов, касающихся использования торговых марок, патентов, авторских прав, компьютерных программ, торговых секретов, передачи технологии и лицензирования, которые в большинстве случаев соответствуют международным стандартам, меры регулирования в стране далеки от совершенства. В среднем процесс выдачи патента на некоторые продукты занимает 5-8 лет. Кроме того, китайской системе охраны интеллектуальной собственности не хватает прозрачности. Низкая эффективность охраны обусловлена слабой координацией между центральными и местными органами власти, неадекватностью наказания, наличием препятствий для перевода нарушения из разряда административного нарушения в категорию уголовных дел, низким образовательным уровнем чиновников, контролирующих соблюдение законов; наличием организованной преступности.

Иностранные компании, действующие в Китае и вынужденные охранять свою интеллектуальную собственность, должны расходовать на это определенные средства, объем которых зависит от размера компании, роли интеллектуальной собственности в бизнесе и типа нарушений прав. Одна из американских ТНК, считающая защиту интеллектуальной собственности основой своей деятельности в Китае, ежегодно расходует на это 500 тыс. долл. Существуют ТНК, ежегодно расходующие на охрану интеллектуальной собственности в Китае по 3-4 млн. долл. [11, с. 29].

Охрана интеллектуальной собственности, осуществляемая иностранными компаниями, включает следующие меры:

  • контроль за производственными мощностями и распределительной сетью в Китае, чтобы убедиться в отсутствии нелегального производства и поставок комплектующих для незаконных операций;
  • контроль за ценовой стратегией;
  • разъяснение всем сотрудникам значения охраны интеллектуальной собственности и обучение их способам определения фальшивых продуктов;
  • регистрация всех патентов, торговых марок и других объектов интеллектуальной собственности с целью обеспечения поддержки местных органов охраны интеллектуальной собственности в случае принятия мер против нарушителей этих прав;
  • установление связи с сотрудниками, занимающимися охраной интеллектуальной собственности в государственных учреждениях;
  • применение производственных методов и технологий, трудно поддающихся копированию;
  • осуществление контакта с потребителем: создание «»горячей линии»», по которой потребители могли бы сообщать о приобретении ими фальшивых товаров;
  • информация через прессу о санкциях, которые налагает компания на нарушителей ее прав на интеллектуальную собственность;
  • установление разумных цен, так как чрезмерно высокие цены являются стимулом для нарушителей;
  • создание союзов с другими иностранными и китайскими фирмами, производящими аналогичную продукцию и испытывающими проблемы с охраной интеллектуальной собственности, с целью лоббирования правительственных органов. Такие союзы могут принимать форму структурированных организаций, таких, как Китайская коалиция против подделок (China Anticounterfeiting Coalition), или существовать временно для решения конкретных проблем.

Несмотря на все превентивные меры, производство подделок в Китае широко распространено. Компания, обнаружившая нарушение права на интеллектуальную собственность, должна выбирать между административными мерами воздействия и судебным преследованием. Основным критерием для этого выбора является объем поддельных продуктов. Если компания заинтересована в немедленном прекращении нарушения прав интеллектуальной собственности, она должна использовать административные меры воздействия. К судебному преследованию целесообразно прибегать тогда, когда превентивные меры оказались неэффективными из-за местного протекционизма или если компания-нарушитель достаточно крупная для покрытия всех судебных расходов. Иногда для выявления нарушений прав интеллектуальной собственности целесообразно прибегать к услугам независимых фирм, ведущих расследование. Такие фирмы могут быть как иностранными, так и китайскими, при этом китайские фирмы эффективно осуществляют расследование за гораздо меньшее вознаграждение.

Литература

  1. Les attaques contre les marques inquietent les entreprises // Monde. — P., 2001. — 10 mai. — P. 21.
  2. Contrefacons // Expansion. — P., 2000. — № 632. — P. 53; 64.
  3. Contrefacon: Copier, c’est voler // MOCI. — P., 2000. — 1467. — P. 76—78.
  4. Jouet: L’improbable combat judiciaire // Ibid. — P. 78—79.
  5. Industrie: Les preuves pas toujours palpables // Ibid. — P. 80—81.
  6. Informatique et media: Quand l’evolution technique va trop vite // Ibid. — P. 82—83.
  7. Pharmacie: La copie en pleine sante // Ibid. — P. 79—80.
  8. Propriete intellectuelle: Comment reagir juridiquement // Ibid. — P. 83—84.
  9. Theulet X., Murris Chr. Savoir gerer ses marques // Ibid. — № 1472. — P. 50—56.
  10. Lеs multinationales contrebandieres? // Express. — P., 2001. — № 2602. — P. 72.
  11. Weeks A. IPR protection and enforcement: A guide // China business rev. — Wash., 2000. — Vol. 27, № 6. — P. 28—34.

Также по этой теме: