Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Отраслевой маркетинг    Развитие франчайзинговых отношений на обувном рынке России

Развитие франчайзинговых отношений на обувном рынке России

Развитие франчайзинговых отношений на обувном рынке России

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2005

Панюкова В.В.

Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что в России есть реальные возможности для выбора новых технологий ведения бизнеса, которые позволяют обеспечить нормальную деловую атмосферу и эффективную организацию коммерческой деятельности даже при отсутствии мощной финансовой базы и стабильных источников капитала.

За последние годы в стране появилось большое количество предприятий, работающих под марками широко известных национальных и международных компаний. Этой новой для России формой деятельности субъектов рынка стала широко применяемая в мировой практике система франчайзинга, представляющего собой систему взаимовыгодных партнерских отношений крупного и малого бизнеса.

С каждым годом на российском розничном рынке возрастает доля фирменной торговли. Розничный рынок тяготеет к созданию сетевых структур. С другой стороны, в настоящее время обувной рынок испытывает давление конкуренции, нуждается в рекламе и надежных путях реализации. Средством конкурентной борьбы может послужить использование розничными обувными предприятиями франчайзинга.

Франчайзинг — система контрактных отношений, при которых одна сторона — франчайзер на определенных условиях представляет право другой стороне — франчайзи — использовать свое имя, технологию и (или) ноу-хау для ведения своего дела при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности.

Субъектами франчайзинговых отношений являются:

-

продавцы франшизы (франчайзеры);

-

покупатели франшизы (франчайзи);

-

финансовые организации: предоставление бюджетных средств, предоставление кредитных ресурсов;

-

консалтинговые компании: правовые и бухгалтерские консультации, информационные услуги, методические услуги, маркетинговые услуги, организационные услуги;

-

юридические компании: защита прав и интересов франчайзеров, защита прав и интересов франчайзи, защита прав и интересов финансовых организаций.

Взаимодействие субъектов франчайзинговой системы в процессе осуществления коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг отражено на рис. 1.

Рис. 1. Инфраструктура франчайзинговой системы

Основными компонентами франчайзинга могут быть названы: идентичность (франчайзинг основан на эксклюзивном использовании зарегистрированной торговой марки); операционная система (существует строго определенная концепция бизнеса, передаваемая от франчайзера к франчайзи); непрерывные финансовые отношения (в форме вступительного платежа и последующих регулярных отчислений).

Франчайзинг пользуется большой популярностью в мире, поскольку позволяет организовать свое дело с наименьшей степенью риска. Франчайзинг не только способствует увеличению количества розничных предприятий на рынке, но и повышает уровень обслуживания потребителей и качество предоставляемых услуг.

Последние исследования, проводимые Startup Journal, наиболее авторитетным журналом о малом и среднем бизнесе, который уже 26 лет подряд составляет рейтинг Franchise 500, показали, что мировые лидеры исчисляют количество успешно работающих франчайзи тысячами. К примеру, первое место в рейтинге заняла сеть предприятий фаст-фуда Subway, которая включает в свою сеть 22 481 франчайзи. Сеть предприятий быстрого питания McDonald’s занимает 13-е место в рейтинге и включает в свою структуру 22 183 франшизированных предприятий и 8038 собственных подразделений [1] (в России данная сеть развивается преимущественно посредством открытия собственных подразделений).

Рейтинг наиболее успешных франшиз был построен на основе ряда факторов, в том числе учитывались темпы роста и объем всей франшизной системы, ее финансовая стабильность, срок функционирования данного предприятия и внедрения в его коммерческую деятельность франчайзинга, а также необходимые инвестиции в открытие нового предприятия и процент прерванных договоров франчайзинга. Первая десятка лучших франшиз представлена в табл. 1.

Таблица 1

Десятка лучших франшиз США

№ п/п

Наименование компании

Вид деятельности

Количество предприятий

Собственных

Франшизированных

1

Subway

Фаст-фуд

1

22 481

2

Curves

Фитнесс

0

8009

3

Quizno’s Franchise Co., The

Фаст-фуд

2

3300

4

Jackson Hewitt Tax Service

Оптимизация налогов

605

4330

5

UPS Store, The

Логистика

0

5237

6

Sonic Drive In Restaurants

Фаст-фуд

510

2339

7

Jani-King

Коммунальные услуги

22

10932

8

7-Eleven Inc

Ритейл

2446

23350

9

Dunkin’ Donuts

Фаст-фуд

3

5759

10

RE/MAX Int’l. Inc.

Недвижимость

28

5045

В мировой практике различные виды франшиз реализуются в 75 отраслях экономики. Наибольшая же доля франшиз приходится на фаст-фуд. Так, из 100 лучших компаний Franchise 500 на долю предприятий фаст-фуда приходится 25% всех франшиз [1]. Данные о распределении 100 лучших франшиз по видам деятельности представлены в табл. 2.

Таблица 2

Распределение 100 лучших франшиз по видам деятельности

Отрасль экономики

Количество предприятий

1

Фаст-фуд

25

2

Парикмахерские, косметические салоны и фитнес

11

3

Коммунальные услуги, включая оконные конструкции

10

4

Автосервис и автозаправочные станции

9

5

Недвижимость

8

6

Ресторанно-гостиничный бизнес

8

7

Образование, включая бизнес-тренинги

5

8

Полиграфия

3

9

Продукты питания

3

10

Ритейл

3

11

Страхование

3

12

Финансы и оптимизация налогов

3

13

Химчистки

2

14

Другие отрасли

7

Франчайзинг получил широкое признание во многих странах мира. По количеству франчайзеров и франчайзи Великобритания занимает передовые позиции в сфере развития франчайзинга среди европейских стран.

За последние несколько лет все больше предприятий, функционирующих на российском рынке, заявляют о желании использовать франчайзинг для развития своего бизнеса. В ближайшие годы франчайзинг может стать одним из наиболее эффективных методов выхода предприятия на региональный рынок России.

Российский франчайзинг достиг максимального развития в 4 отраслях хозяйствования: в сфере общественного питания («Ростик’с», «Елки-Палки», «БАСКИН 31 РОББИНС» и др.), в розничной торговле («Копейка», «Эконика-Обувь», «Монарх» и т.д.), в сфере услуг («КОДАК-ЭКСПРЕСС», «1С», EF English First и др.) и в организации автозаправочных станций (ТНК, «Сибнефть», «Славнефть», ЮКОС).

Рассмотрим подробнее применение франчайзинга на обувном рынке России.

Широкое применение франчайзинга на обувном рынке связано с особенностями этой отрасли:

-

на продукцию обувной отрасли наблюдается относительно массовый потребительский спрос;

-

на фирменных обувных предприятиях разработана система ведения коммерческой деятельности, в том числе применяются специфические логистические и маркетинговые методы, доказавшие свою эффективность на практике. При передаче права на франшизу Tervolina франчайзи получает привилегии на все операционные системы, технические экспертные данные, систему маркетинга и реализации, рекламные разработки, систему обучения, методы управления и, по существу, всю актуальную продукцию;

-

прибыль, получаемая от взаимодействия будущего франчайзера и франчайзи должна быть выше той прибыли, которую они могли бы получить, работая автономно, и должна быть достаточной, чтобы вернуть первоначальные и текущие затраты капитала как франчайзера, так и франчайзи, обеспечить приемлемые заработки франчайзи, компенсирующие его трудовой вклад, а также все виды платежей, поступающих от франчайзи франчайзеру. К примеру, компания Тervolina очень тщательно проводит отбор своих будущих партнеров, и главным критерием при этом является возможность получения гарантированной прибыли как франчайзером, так и франчайзи;

-

предприятия обладают особенным имиджем, позволяющим потребителю безошибочно отличать их от других аналогов. К примеру, франчайзер «Эконика-Обувь» гарантирует передачу пакета услуг для франчайзи, включающего разработку дизайн-проекта салона, поставку торгового оборудования и фирменных элементов оформления фасадов и интерьера салона. Главное отличие, которое делает специфическим имидж и работу по его оптимизации, — более жесткие стандарты, действующие в системе франчайзинга. Имидж франчайзинговой системы определяется ее типом, особенностями, их соответствием запросам времени и общества.

Существуют основные стандарты, которые влияют на формирование и оптимизацию имиджа франчайзинговой системы, соответственно на корпоративную культуру в условиях франчайзинга. Такими стандартами являются:

1)

выработка единого рекламного стиля, проведение рекламных кампаний в едином ключе;

2)

определение единых стандартов работы с клиентами;

3)

одинаковый ассортимент продукции;

4)

единый стиль оформления интерьеров офисов и салонов, единая униформа персонала;

5)

соблюдение единой ценовой политики (насколько это возможно в разных регионах);

6)

организация мероприятий по укреплению корпоративной сети фирменной франчайзинговой сети.

Для того чтобы франчайзинговая система могла полноценно работать, соблюдать фирменные стандарты и т.п., она обязательно должна «проникнуться» корпоративной культурой компании. Одной из важнейших задач, которую должен решить франчайзер, — объединить все предприятия в одну систему.

Франчайзинговая система действует не только организованно, но и на уровне общих целей, ценностей, традиций и представлений. Именно поэтому руководитель должен прилагать максимум усилий, чтобы транслировать свою корпоративную культуру франчайзинговой системы.

Важнейшей особенностью корпоративного имиджа является единство внутреннего и внешнего имиджа организации.

Наиболее яркими представителями франчайзинга на российском обувном рынке можно назвать три предприятия «Эконика-Обувь», «Монарх» и Тervolina. Причем «Эконика-Обувь» и «Монарх» принадлежат российским франчайзерам.

Несмотря на функционирование на одном рынке предприятия — франчайзеры закладывают во франчайзинговые договора различные условия и действуют совершенно по разным сценариям ведения коммерческой деятельности.

Условно все обувные франшизы можно классифицировать по следующим критериям:

1) в зависимости от страны происхождения предприятия — франчайзера:

российские («Монарх», «Эконика-Обувь», Tervolina);

иностранные (Ecco);

2) методы формирования ассортимента (источники закупок):

закупка товара только у франчайзера («Эконика-Обувь»);

закупка товаров у ограниченного числа предприятий, состав которых установлен франчайзером («Монарх»);

устанавливается процент продукции, который может быть закуплен предприятием франчайзи свободно;

свободные закупки (круг поставщиков определяет сам франчайзи);

3) порядок входа в систему новых франчайзи:

потенциальный франчайзи должен иметь опыт работы на обувном розничном рынке;

может войти любой предприниматель, вне зависимости от опыта и сферы предыдущей деятельности;

4) порядок внесения первоначального (паушального) платежа:

необходимость внесения строго оговоренного размера за право вхождения во франшизную систему («Монарх»);

отсутствует вступительный платеж (его заменяют расходы на переоборудование + обязательный размер закупки) — «Эконика-Обувь».

5) порядок выплаты роялти:

роялти выплачивается ежемесячно или ежегодно;

отсутствие роялти (необходимость достижения оговоренного уровня товарооборота или оговоренного размера закупок);

6) виды заключаемых договоров между франчайзером и франчайзи:

договор франчайзинга, договор коммерческой концессии;

другие виды договоров (договор купли-продажи, договор поставки, договор об открытии салона, договор о передаче торговой марки, договор услуг, протокол о намерениях);

7) порядок формирования положений договора франчайзинга:

одинаковые для всех франчайзи системы;

составляются индивидуально для каждого региона (района, города), в котором функционирует франчайзи;

8) срок окупаемости:

быстрый (1—2 года);

стандарт (3—4 года);

длинный (от 4 до 7 лет).

Как правило, франчайзер розничного обувного торгового предприятия представляет франчайзи исключительные права на:

-

использование фирменной марки франчайзера;

-

использование концепции бизнеса франчайзера;

-

бесплатное обучение технологии бизнеса франчайзера;

-

получение консультации.

Франчайзер оказывает франчайзи следующие платные услуги:

-

обучение персонала франчайзи;

-

включение франчайзи в рекламную компанию цепи;

-

консалтинговые услуги в объеме, превышающем бесплатные консультации;

-

поставка современных технологий;

-

финансовая помощь.

К примеру, франчайзи, приобретая франшизу обувного магазина, может получить следующий пакет услуг:

1.

Система компьютерного учета продаж в магазине франчайзи позволяет специалистам управляющей компании осуществлять эффективный товарный менеджмент, повышающий рентабельность магазина.

2.

Методика планирования прибыли и постоянного контроля рентабельности.

3.

Предоставление оборудования магазина в аренду с правом выкупа.

4.

Методическая помощь и совместное финансирование промоушн-мероприятий при открытии магазина.

5.

Участие в общих рекламных мероприятиях сети.

Реализация политики франчайзинга на обувном рынке осуществляется в двух направлениях:

1.

Прямой франчайзинг — самый простой способ осуществления франчайзинга, так как он предусматривает непосредственные отношения между франчайзером и франчайзи, регулируемые франшизным соглашением. Прямой франчайзинг наиболее приемлем, когда географическое расстояние между франчайзером и франчайзи невелико. Он позволяет франчайзеру эффективно осуществлять свою деятельность без создания новых структур, например филиалов или совместных предприятий. Такая политика эффективна для крупных городов и регионов, где, как правило, франчайзер уже имеет свои корпоративные магазины. Наиболее актуален этот вид франчайзинга для таких городов, как Москва и Санкт-Петербург.

2.

Региональный франчайзинг — форма организации франчайзинга, при которой франчайзи получает право на освоение определенного района, то есть создание франчайзинговой системы в виде филиалов или отделений франчайзи, и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством магазинов и графиком их открытия. Такое направление перспективно для регионов России, где происходит открытие только первых магазинов и отсутствуют собственные корпоративные точки. Также это направление перспективно для выхода на рынок стран СНГ.

Таким образом, можно с уверенностью сделать вывод, что франчайзинг — форма ведения коммерческой деятельности, которая позволяет обувному предприятию развиваться и завоевывать новые рынки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Http://www.entrepreneur.com/partners/suj/franchise500.
2. Жиков Я. Франшиза — начало успешного бизнеса // Управление компанией. — 2004. — №1. — С. 10—11.
3. Мюррей Я. Франчайзинг. How to Choose a Franchise. Серия: Маркетинг для профессионалов. — СПб.: Питер, 2004. — 144 с.
4. Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. — М.: Современная экономика и право, 2000. — 224 с.
5. http://www.rarf.ru.

Также по этой теме: