Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Осваиваем маркетинг    Методическое обеспечение дисциплины (курса) «Маркетинговые исследования рынка» в среднем специальном учебном заведении

Методическое обеспечение дисциплины (курса) «Маркетинговые исследования рынка» в среднем специальном учебном заведении

Методическое обеспечение дисциплины (курса) «Маркетинговые исследования рынка» в среднем специальном учебном заведении

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2001

Мазуров Н.А.


преподаватель Московского государственного колледжа
станкостроения, экономики и управления

Специальность «Маркетинг» относительно недавно введена в колледжах, и поэтому при подготовке рабочей программы по курсу пришлось решать ряд задач — как организационных, так и методических. Например: где взять массовый и общедоступный учебник для студентов (учащихся), как подготовить методический материал для практических занятий, необходимо ли, кроме теоретических (лекционных) и семинарских занятий, проводить еще «чисто» практические, как учесть специфику той области, в русле которой работает колледж, и многое другое.

Не все пока удалось решить. Назовем некоторые из них.

1. Для усвоения курса «Маркетинговые исследования рынка» необходимо, конечно, же прохождение базового предмета — «Основы маркетинга», учебные часы на который сокращать нельзя (по государственному стандарту).

2. Представляется, что программа «Маркетинговые исследования рынка» не совсем точно соответствует ее названию, так как в нее включен ряд вопросов из более общего курса «Маркетинговые исследования». Кроме того, вопросы сегментации, позиционирования и некоторые другие не являются предметом маркетинговых исследований рынка в их традиционном понимании. Это скорее вопросы предпланового маркетингового анализа. (Пояснения гл. редактора.)

3. Для приобретения навыков обработки первичных данных необходимо скоординировать программу «Маркетинговые исследования рынка» и программу курса «Статистика», читаемого в колледжах. Студенты должны научиться применять свои познания из ряда разделов курса «Статистика» и показать, например, свое умение строить группировки.

4. В настоящее время в колледже изучают «Основы социологии и политологии». Для более основательной подготовки будущих маркетологов необходимо преподавать более основательный курс: или «Основы социологии», или даже «Социология». Если в этом курсе будет раздел «Конкретные социологические исследования», где можно будет дать первоначальные понятия о выборке, о соотношении теории и эмпирических фактов, о соотношении единичной и совокупной информации, то все это будет способствовать в будущем качественной подготовке маркетологов.

Приведем содержание программы с точки зрения тематического планирования:

Введение.

Тема 1. Цели, объекты и методы маркетинговых исследований рынка.

Тема 2. Исследование товарных рынков.

Тема 3. Сегментация рынка.

Тема 4. Изучение потребителей.

Тема 5. Исследование рынка.

Тема 6. Информационная база маркетинговых исследований.

Тема 7. Организация маркетинговых исследований.

Теперь о том, что в рамках внедрения курса было сделано конкретно.

I. Разработана примерная тематика вопросов к зачету (экзамену) по курсу «Маркетинговые исследования рынка»:

1. Понятие «маркетинговые исследования рынка», виды маркетинговых исследований.

2. Определение проблемы и цели в маркетинговых исследованиях.

3. Планирование маркетинговых исследований, основные составляющие рабочего плана.

4. Основные направления исследования в маркетинге.

5.  Исследование внутренней среды предприятия (фирмы).

6. Методы маркетинговых исследований, их классификация в маркетинге.

7.  Критерии выбора методов исследования.

8. Правила проведения исследований, их связь с этическими нормами.

9. Понятие «процедура маркетинговых исследований».

10. Гипотеза в маркетинговом исследовании, ее роль и значение для проведения исследования.

11. Формулировка гипотез и их классификация.

12.  Понятие «товарный рынок», основание для классификации товарных рынков.

13.  Модель изучения товарной структуры рынка.

14.  Понятие «конъюнктура рынка».

15.  Конъюнктурный обзор рынка.

16.  Понятие «емкость рынка» и механизм определения емкости рынка.

17.  Факторы, влияющие на емкость рынка.

18.  Критерии сегментации товаров массового спроса.

19.  Целевой сегмент и позиционирование товара.

20.  Поведение потребителей и система личных потребностей.

21.  Понятия «мотив», «мотивация» в различных науках, основные мотивы покупки товара.

22.  Модель конечного потребителя по Ф. Котлеру.

23.  Основные методы дифференцированного подхода к изучению требований потребителя.

24.  «Поведение» организаций-потребителей.

25.  Основные направления изучения конкурентов.

26.  Основные виды конкуренции на рынке.

27.  Общие маркетинговые требования к поставщикам, изучение возможностей поставщиков.

28.  Понятие «маркетинговый посредник».

29.  Основные этапы изучения доминирующих факторов продаж.

30.  База данных, используемых для планирования маркетинговых исследований.

31.  Вторичная информация, ее назначение и источники.

32.  Первичная информация, назначение, особенности, источники.

33.  Наблюдение как метод конкретного маркетингового исследования.

34.  Анкетирование как метод конкретного маркетингового исследования.

35.  Методы анализа документов.

36.  Роль экспертных оценок в маркетинговом исследовании.

37.  Виды коммуникаций в маркетинговом исследовании.

38.  Содержание внутренних источников.

39.  Содержание внешних данных.

40.  Критерии выбора объектов исследований.

41.  Применение статистических методов обработки данных: группировки по признакам.

42.  Обработка и анализ полученных данных, классификация методов анализа.

43.  Выявление одномерных и многомерных закономерностей.

44.  Роль и структура в маркетинговом исследовании.

45.  Права потребителей.

46.  Эффективность маркетинговых исследований.

II. Разработана примерная тематика рефератов по курсу «Маркетинговые исследования рынка»:

1.  Последовательность этапов проведения маркетинговых исследований.

2.  Информация в маркетинговых исследованиях.

3.  Анализ документов как метод маркетингового исследования.

4.  Наблюдение как метод маркетингового исследования.

5.  Применение метода интервью в маркетинговом исследовании.

6.    Опрос как метод маркетингового исследования.

7.  Измерения в маркетинговых исследованиях.

8.  Принципы составления анкеты для маркетингового исследования.

9.  Выборка в маркетинговом исследовании.

10.  Виды статистического анализа в маркетинговом исследовании.

11.  Применение экспертных оценок в маркетинговом исследовании.

12.  Составление итогового отчета в маркетинговом исследовании.

13.  Исследование рынка (внешней предпринимательской среды) в маркетинге.

14.  Изучение потребителей в маркетинге.

15.  Изучение нового товара в маркетинге.

16.  Изучение цен в маркетинге.

17.  Маркетинговые исследования рекламной деятельности.

18.  Изучение конкурентной среды в маркетинге.

19.  Роль гипотезы в маркетинговом исследовании.

20.  Синдикативная информация в маркетинге.

III. В соответствии с требованиями примерной программы дисциплины в прикладном аспекте сформулированы основные (базовые) навыки и умения будущего маркетолога:

1.    Знать, что такое план исследования и уметь его составлять.

2.    Уметь составлять анкету (опросный лист) и пользоваться ею. Владеть навыками первичного анализа анкетного опроса.

3.    Уметь составлять карточку наблюдений и пользоваться ею.

4.  Владеть основами такого метода, как контент-анализ.

5.  Владеть навыками проведения интервью (как разновидности опроса).

6.    Иметь представление о выборке и знать основные типы выборки (хотя представляется, что в «век» разделения труда можно поручить работу по обеспечению выборки другим специалистам).

7.    Уметь формулировать гипотезу при планировании исследований.

8.    Уметь составлять отчет о проведенном исследовании.

9.    Уметь графически интерпретировать различные эмпирические зависимости.

10.  Иметь представление о методе экспертной оценки и вообще о привлечении экспертов к стадии подготовки исследований.

И, конечно же, навыки владения ПК.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что все приведенное выше — результат субъективного видения ряда проблем дисциплины «Маркетинговые исследования рынка» для подготовки специалистов в звене среднего профессионального образования.

Закончить эти заметки хотелось бы выдержкой из профессиограммы «Маркетолог»:

«Ключевые качества маркетолога. Аналитический склад ума, наблюдательность и любознательность, социально-психологическая интуиция (понимание мотивов экономического поведения людей), способность к нестандартным выводам в сочетании с интересом к экономическим, социальным и правовым проблемам (широкий, «многомерный» ум). Гибкое воображение и хорошая образно-логическая память. Общительность и самокритичность».

Автор приглашает принять участие всех заинтересованных лиц в обсуждении данного материала.

Литература

1. Примерная программа дисциплины «Маркетинговые исследования рынка». — М.: НМЦ СПО, 1998.

2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. Теория, методология и практика. — М.: Финпресс, 2000.

3. Рабочая книга социолога. — М.: Наука, 1983.

4. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. — М.: ЮНИТИ, 1996.

5. Березин И. Маркетинг и исследование рынков. — М.: Русская деловая литература, 1999.

6. Как провести социологическое исследование. — М.: ИПЛ, 1985.

7. Евдокимов Ф.И., Гавва В.М. Азбука маркетинга. — Донецк: Сталкер, 1998.

 

Также по этой теме: