Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Продуктовая политика    Производственный подход к оценке товарной политики промышленных предприятий

Производственный подход к оценке товарной политики промышленных предприятий

Производственный подход к оценке товарной политики промышленных предприятий

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2009

Веселов А.И.

аспирант Тихоокеанского государственного
экономического университета, г. Владивосток

Вопросы производственной эффективности работы предприятий в настоящее время являются весьма актуальными. Важное направление, которое затрагивает данная проблема, – это сокращение отходов производства. Сокращение отходов производства предприятий является одной из задач развития экономики России в будущем, так как это придает дополнительные конкурентные преимущества отечественным предприятиям. В условиях сокращения природных ресурсов предприятия, имеющие долгосрочные планы развития, должны учитывать эти особенности. Особенно это касается производственных предприятий, которые используют в своей деятельности природные ресурсы: землю, воду, недра. Такие предприятия должны осознавать ответственность за использование ресурсов. Совершенствование экологического и налогового законодательства России приведет к тому, что предприятия станут заботиться о сокращении отходов (причем это будет не просто забота о повышении производительности труда, которая существует и сегодня, сколько забота о сокращении расходов по штрафам, налогам за пользование природными ресурсами).

Вопросы эффективности производства имеют отношение к товарной политике в той связи, что предприятия сами могут выбирать, какие товары производить и в каком количестве. А так как различные товары отличаются друг от друга количеством отходов тех или иных природных ресурсов, используемых при их производстве, то предприятия могут формировать свою политику с учетом этого. Например, предприятия мебельной промышленности могу производить продукцию из металла, дерева, пластмассы и стекла. Обработка каждого из этих видов сырья происходит с получением отходов.

Сокращение отходов производства может привести к росту количества произведенной продукции предприятием [21; 22] (повышение материалоотдачи), о чем говорят многие авторы по экономическому анализу. Некоторые авторы признают, что можно повысить материалоотдачу путем сокращения отходов и даже приводят формулу расчета экономии от сокращения отходов. Но никто не говорит, как конкретно этого добиться. Известно, что сокращение отходов – это процесс из области производства продукции (предприятия могут использовать те или иные новации для сокращения производственных отходов). Мы же можем оценить производственную эффективность товарной политики как следствие заботы предприятия о сокращении отходов. Оценка позволит выявить реальные резервы для сокращения отходов, а также покажет, какие товарные группы предприятия наиболее предпочтительны в данном отношении. Так же следует учесть, что сокращение отходов приводит к следующим двум последствиям для предприятия и экологии региона:

  • относительное сокращение использования природных ресурсов при неизменном объеме производства;
  • снижение загрязнения окружающей среды как следствие от сокращения отходов (решается проблема утилизации отходов).

Для оценки экологической безопасности и эффективности производства рекомендуем использовать коэффициент безотходности производства (рассчитывается отдельно для каждого товара):

Данный коэффициент показывает, сколько кг продукции получилось с 1 кг сырья.

Чем выше его значение, тем лучше для предприятия. Увеличение показателя в динамике свидетельствует о повышении эффективности использования сырья и материалов предприятием в процессе производства продукции.

Некоторые отходы от производства товаров могут использоваться при производстве других товаров, что повышает их потребительную стоимость. Поэтому данный коэффициент необходимо корректировать. Сначала рассчитываются чистые отходы от производства товара:

Затем рассчитывается коэффициент чистого производства продукции:

Предприятие должно стремиться к значению данного показателя, равному единице.
Вышеприведенные расчеты привели к первому важному параметру производственной эффективности товарной политики предприятия – чистому коэффициенту чистого безотходного производства продукции. Второй показатель – коэффициент использования отходов предприятия, идущих на производство продукции, к общим отходам по продукту:

Данный коэффициент показывает, насколько интенсивно предприятие использует свои отходы. Любое предприятие должно стремиться к тому, чтобы данный показатель был равен единице.

Общий интегральный показатель производственной эффективности (коэффициент безотходности производственной деятельности) товарной политики предприятия рассчитывается как среднее арифметическое между двумя коэффициентами чистого производства и использования отходов предприятия:

Он показывает, насколько предприятие эффективно производит (чем меньше отходов, тем лучше) и насколько использует отходы для дальнейшего производства.
После расчета показателей рекомендуется строить таблицу (табл. 1).

Для оценки товарных групп используется матрица «чистый продукт – использование отходов», которая строится по соответствующим коэффициентам, характеризующим тот или иной параметр, а также товарообороту товаров (рис. 1).

Значения Х на рис. 1 обусловлены тем, что некоторые предприятия все же стараются сократить производство продуктов, имеющих много отходов, или изменяют производственный процесс. Это может привести к тому, что значение среднего коэффициента производственной эффективности у данного предприятия будет равно 0,9. Тогда не будет смысла использовать для него значение 0,8, так как примерно все товарные группы могут попасть в первую слева группу по горизонтальной оси (хотя производство предприятия очень экономичное). В то же время имеются предприятия, коэффициент производственной эффективности которых равен 0,3. Тогда товарные группы попадут в правую группу, что также будет не совсем верно. Для общей характеристики товарной политики предприятия используют интегральный коэффициент производственной эффективности, а деление товарных групп на группы в зависимости от значений составных частей данного коэффициента помогут им увидеть, какие проблемы существуют и за счет чего их можно решить.

В данной методике даются рекомендации для товарных групп, попавших в те или иные ячейки.

По горизонтали формируются три группы товаров, которые производит предприятие. Левая группа характеризуется низкой эффективностью производства продуктов с точки зрения экологии. Предприятию рекомендуется повышать коэффициент для данной группы товаров или перераспределять оборотные активы в товарные группы, находящиеся правее по горизонтальной оси. В то же время если предприятие использует более 50% отходов от производства данного товара для дальнейшего производства, то рекомендации для товара будут такими же, как у средней группы.

Средняя группа характеризуется средним коэффициентом чистоты производства. Товары, попавшие в данную группу, следует сравнивать по коэффициенту использования отходов. Если он выше среднего, то товарная группа в целом успешная с точки зрения экологии. Если ниже – то производство данного товара для предприятия опасно, необходимо его совершенствовать.

Правая по горизонтальной оси группа товаров – товары практически безотходного производства, производство которых необходимо увеличивать, чтобы повысить общий уровень производственной эффективности (статья посвящена производственному сектору, где каждое предприятие не сильно влияет на спрос. Поэтому учет спроса не является целью данной методики). В то же время при низком коэффициенте использования отходов (если коэффициент безотходности производства товара не слишком близок к единице) предприятие может оценить, куда использовать данные отходы. И, наоборот, при высоком коэффициенте использования отходов (близком к единице) и низком коэффициенте безотходности производства предприятие может оставить товарную группу в производстве (так как фактических потерь все же мало), но обратить внимание на увеличение степени безотходности производства данного товара.

Данный подход оперирует показателем товарооборота, так как предприятию с производственной точки зрения важно оценить не то, насколько эффективно производство того или иного товара, а то, сколько отходов приносит производство того или иного товара.

После использования данной методики предприятие может сравнить товары по предложенным коэффициентам, чтобы посмотреть, какие товары по результатам данной оценки можно убрать с производства, какие оставить. Применение данной методики следует допускать только совместно с другими известными методиками (такими как XYZ-анализ, оценка жизненного цикла), так как она характеризует только производственную эффективность и не затрагивает экономическую.

Достоинство данной методики в том, что она позволяет оценить товарную политику со стороны производственной эффективности, что не позволяет сделать ни одна известная методика оценки товарной политики [1–20]. Актуальность ее в том, что, по крайней мере, в будущем, экологическая безопасность производства займет высокие позиции в управлении производственным предприятием. В будущем ужесточатся законы в отношении предприятий, загрязняющих окружающую среду, и использование предложенной нами методики позволит оценить направления и резервы улучшения экологической ситуации производства на предприятии.

Недостаток данного подхода в том, что он учитывает только фактор отходов от производства предприятия, а не учитывает загрязнение окружающей среды, экологическую безопасность (энергетическую безопасность, химическую и т. д.), так как рассчитать данные критерии на практике сложно.

Литература

1. Алексунин В.А. Маркетинг: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2008.
2. Алескеров Ф.Н., Яровиков А.Н. Ассортимент и качество товаров: Управление в регионе. – М.: Азернешр, 1989.
3. Бабец Ю.Н. Маркетинг: Учеб. пособие для студентов вузов. – Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2003.
4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. –3-е изд. – СПб.: Питер, 2007.
5. Баев А.В. Совершенствование методов экономической оценки ассортиментной политики нефтеперерабатывающего предприятия: Дис. … канд. экон. наук. – Уфа, 2005.
6. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник. – М.: Кнорус, 2005.
7. Бодряков Р. Методика проведения АВС-анализа: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rombcons.ru.
8. Бодряков Р. Методика проведения XYZ-анализа: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rombcons.ru.
9. Веселов А.И. Формирование товарной политики предприятий на основе моделирования денежных потоков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 5.
10. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник для вузов. – М.: Финпресс, 2003.
11. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб пособие. – М.: Высш. шк., 1995.
12. Зотов В.В. Ассортиментная политика фирмы: Учеб.-практ. пособие. – М.: Эксмо, 2006.
13. Ильющенко Е.В. Маркетинг на предприятиях. – Мн.: Экоперспектива, 2000.
14. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Л.Т. Гиляровская и др. – М.: ТК «Велби»; Проспект, 2006.
15. Маслова Т.Д., Божух С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. – СПб.: Питер, 2006.
16. Минаева Е.Г. Инновационные механизмы формирования оптимального производственного ассортимента предприятий швейной промышленности: Дис. … канд. экон. наук. – М., 2003.
17. Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг: Учебник. – М.: Экономистъ, 2003.
18. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учеб. пособие для вузов. – М.: Омега-Л, 2003.
19. Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки, биржи; Юнити, 1996.
20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2002.
21. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2001.
22. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Также по этой теме: