Полиграфический рынок Екатеринбурга



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2001


аспирант кафедры молекулярной физики УГТУ (УПИ),
г. Екатеринбург
 

Селезнев В.Д.,
д.ф.-м. н., профессор УГТУ, г. Екатеринбург 

Введение

На сегодняшний день многочисленные исследования, аналитические обзоры и статистические отчеты в большей или меньшей степени отразили состояние практически всех секторов отечественной экономики. Однако странно, что такая гигантская отрасль, как полиграфия, до сих пор не нашла достойного отражения на страницах российских научных изданий. Огромная машина, призванная распространять информацию, как бы замкнулась в себе, находя выход лишь в нескольких (не более десятка) профильных изданиях (журнал Publish и т.п.), которые читаются в основном самими же полиграфистами. То, что полиграфическая отрасль является одной из ведущих в новом информационном обществе, по-видимому, доказывать не нужно. Пока человечество не придумало иного «аппаратурно независимого» способа распространения информации, как печатный, типографии будут являться основой для материальной реализации этой самой информации и ее последующей трансляции в массы. Интеграция «печатного» и «электронного» процессов распространения информации, активно проводящаяся сейчас во всем развитом мире, к сожалению, пока не находит достаточного отражения в России (в силу ряда объективных причин). Поэтому полиграфическое производство пока что остается одной из основных движущих сил распространения информации (наряду с телевидением и радиовещанием).

В индустриально развитых странах полиграфия — огромный сектор экономики, высокодоходная отрасль, приносящая в государственную казну огромные средства (4-е место по годовому обороту) [1]. А как обстоят дела в России? Вот некоторые цифры.

10 ноября 1999 г. в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций прошло информационное совещание руководителей и специалистов органов управления в сфере печати субъектов РФ, полиграфических предприятий. В нем приняли участие около 60 предприятий, в основном представлявших государственный сектор полиграфического производства — примерно 1,4% всех российских полиграфических производств (в 1999 г. их насчитывалось 4425) [1]. Конечно, подобная выборка не может являться достаточно представительной для полноценного анализа ситуации на этом рынке, однако вопросы, поднятые на совещании, отразили основные тенденции в становлении и развитии отечественного полиграфического производства. Так, например, было отмечено, что темпы роста количества типографий относительно 1998 г. составили порядка 29% [1], а это является признаком того, что полиграфическая отрасль достаточно интересна для инвесторов и, несмотря на невысокую норму рентабельности (порядка 13,4% в госсекторе на первое полугодие 1999 г.), может приносить стабильный доход [2].

Также на совещании был отмечен огромный потенциал полиграфического рынка. Так, например, в промышленно развитых странах объем производства печатной продукции составляет до 1,4—1,5% ВВП, а в России этот показатель не превышает 0,8% (около 4,5 млрд. руб. или около 150 млн. долл.) [3]. В 1998 г за пределами России было отпечатано более 14 млрд. краско-оттисков книжно-журнальной продукции, позже ввезенной в страну, что в денежном эквиваленте составляет примерно 500 млн. долл. [3]. Вообще, по некоторым оценкам, каждый год в западных типографиях оседает до 3,5 млрд. немецких марок (около 1,8 млрд. долл.) российских денег, что в 12 раз больше объема российского полиграфического производства! Эти средства ушли за рубеж, поддержав и без того твердо стоящую на ногах экономику развитых стран, создав новые рабочие места и т.д. В свою очередь, в Россию в 1998 г. было ввезено полиграфического оборудования на сумму около 66 млн. долл., в первом полугодии 1999 г. — на 38 млн. долл., а к концу 1999 г. — уже почти на 100 млн. долл. [4] Это не мало, но тем не менее дисбаланс налицо. Несмотря на некоторый рост объема ввозимой полиграфической техники, он все равно несоизмерим с суммами, затрачиваемыми издателями на оплату услуг зарубежных типографий. А ведь эти деньги могли бы поработать и на отечественную экономику!

Очевидным становится факт, что для реального развития российского полиграфического рынка необходимы определенные экономические и даже политические меры, направленные на подъем отечественного полиграфического производства, поддержку государственных и частных типографий. И чем скорее эти меры будут приняты, тем быстрее полиграфическая отрасль начнет приносить ощутимую прибыль государству. Второй очевидный факт — необходимость мониторинга ситуации на этом рынке, как и на любом другом, для возможности оперативной коррекции государственной политики, экономических и маркетинговых стратегий предприятий—участников полиграфического рынка при изменениях во внешней среде, неизбежных в современном мире [3, 4].

Мы попытаемся, основываясь на данных по Екатеринбургу, на долю которого приходится по информации Министерства по печати РФ, всего лишь около 3% от общероссийского объема производственных полиграфических мощностей, проанализировать некоторые аспекты состояния этого небольшого сегмента российского полиграфического рынка.

Тенденции развития современного полиграфического рынка Екатеринбурга

В настоящее время в городе и пригородах действует около 150 полиграфических предприятий, предоставляющих услуги тампонной, шелкографической, офсетной и флексографической печати. Из них порядка 40 (27%) – активно действующие (в том числе 33 — офсетные), а 15 (10%) – наиболее крупные и известные в городе. Полиграфический рынок развивается в трех основных направлениях: газетная продукция, рекламно-презентационные материалы и промышленная продукция (этикетки, упаковка и т.д.). Из технологий преобладает офсетная печать. Давно устаревшая высокая печать уже практически исчезла.

Полиграфический рынок в стране сейчас устойчиво растет, и в первую очередь — за счет промышленного сектора (в 1999 г. — на 180—200% от уровня 1998 г.) [5]. Благодаря общему подъему производства увеличивается количество отечественных производителей, которым необходимы качественные и недорогие этикетки и упаковка местного производства и которые предъявляют к ним все более высокие требования. Однако до сих пор значительная часть продукции такого рода производится за границей, так как у местных полиграфистов отсутствует достаточное количество специализированного оборудования (печатного и послепечатного) для полноценного удовлетворения потребностей заказчиков. В данный момент передовые типографии региона находятся в стадии его накопления, что, видимо, позволит им в ближайшем будущем все же освоить эту динамичную, актуальную и перспективную область полиграфии.

Что касается рекламно-презентационной продукции, то большая часть серьезных заказов на нее размещается в Москве — сказываются отсутствие интересных дизайнерских идей, более слабый «препресс» (система допечатных технологий), ограниченные возможности по окончательной отделке и недостаточная увязанность с проводимой рекламной кампанией. Однако большинство крупных типографий города постепенно «подтягивают» качество производимой продукции к уровню мировых стандартов, что, безусловно, заставляет рекламодателей обращать все большее внимание на местных полиграфистов.

Фактически и промышленный, и рекламный полиграфический рынки Екатеринбурга все еще находятся в стадии формирования, и лидирующее положение на них займут наиболее передовые в техническом плане и активные участники.

Августовский кризис 1998 г. обусловил переход «выживших» участников полиграфического рынка на качественно новый уровень развития. В изменившейся обстановке типографии в корне изменили стратегию поведения на рынке — они стали более активны в поиске клиентов. Типографии, которые ранее не имели в своем штате менеджеров по продажам, срочно ими обзавелись. Безусловно, наличие профессиональных продавцов, непосредственно работающих с клиентами, — серьезный шаг к качественному сервису полиграфических предприятий.

Что касается применяемых на местном рынке средств конкурентной борьбы, то определяющим из них, учитывая возможности местных заказчиков, является цена. Однако на определенные виды полиграфической продукции (особенно в промышленном секторе) сложились достаточно твердые цены. Значительное снижение последних становится возможным лишь при использовании менее качественных материалов или при «особой» тактике привлечения заказчиков, когда «привлекательные» цены действуют лишь в течение нескольких первых заказов. В таких условиях главной проблемой становится не столько привлечение заказчика, сколько его удержание. При сравнимых ценах и качестве на первый план выходят профессиональный уровень обслуживания, наличие различных льгот и дополнительных услуг, дипломатия, связи и личное обаяние руководителей типографий и менеджеров. О стремлении типографий повысить уровень обслуживания своих клиентов за счет создания отделов продаж говорилось выше. По данным маркетинговых исследований [5, 6], большинство полиграфических фирм (85%) региона используют в своей практике такие льготы, как: скидки постоянным клиентам, скидки при большом объеме заказов, рассрочки платежей (67—70%), первоочередное выполнение заказов постоянных клиентов (40%). В качестве дополнительных услуг отмечены следующие: срочное выполнение заказа (80%), доставка готового заказа клиенту (70%), выезд к заказчику при принятии заказа (65%).

Поскольку же конкуренция между основными лидерами местного полиграфического рынка по качеству продукции приобрела сглаженный характер, а по ценам ограничена, в основном, платежеспособностью заказчика, конкурентная борьба сейчас происходит главным образом в области завоевания определенной рыночной ниши. То есть главная задача типографий на сегодняшний день — завоевание и сохранение своего заказчика благодаря повышению сервиса и формированию специализированного парка оборудования, способного максимально удовлетворять запросы этого заказчика. Иными словами, необходима специализация.

Согласно данным Облкомстата, объем производства полиграфической продукции за 1999 г. в Свердловской области (а по большей части — в Екатеринбурге) составлял порядка 11,5 млн. руб./мес., или около 450 тыс. долл. По оценкам же экспертов (руководителей ряда полиграфических предприятий
г. Екатеринбурга), объем местного полиграфического рынка составляет от 700 тыс. долл. до 1,2 млн. долл. [5]. Таким образом, имеется некоторое превышение платежеспособного спроса над предложением — 250—450 тыс. долл./мес. (в среднем 350 тыс. долл./мес.). Если предположить, что треть операций официально не учитывается, то объем производства вырастает до 600 тыс. долл./мес. Но даже при этих условиях спрос превышает предложение в среднем на 200 тыс. долл./мес. При рентабельности, допустим, в 20% получаем не менее 40 тыс. долл./мес. «свободных» денег. Следовательно, необходимо создать определенные условия, при которых потребитель заплатит эти деньги именно местным типографиям, а те в свою очередь смогут поддержать и себя (инвестировав в производство), и государство (заплатив налоги).

Если принять годовой объем полиграфического производства в Свердловской области в 20 млрд. руб., или около 670 млн. долл. [7, 8, 9], а Екатеринбургу «отдать» 45%, или около 300 млн. долл., тогда 7,2 млн. долл. объема годового полиграфического производства составят 2,4%, а это уже существенная величина.

Выводы

Как показали приведенные выше факты, ситуация на полиграфическом рынке региона (а ситуация в Екатеринбурге, безусловно, является «увеличенным отражением» ситуации на Среднем Урале в целом) достаточно бурно развивается. Рост количества и качества типографий, а также рекламных агентств и копировальных салонов, предоставляющих полиграфические услуги, требует своевременного оснащения их мощностей современной техникой полиграфического производства. Рост конкуренции в этой среде в основном обусловлен приобретением той или иной типографией специализированного или широкопрофильного отделочного оборудования для послепечатной обработки продукции, что автоматически увеличивает количество потенциальных клиентов, особенно со специфическими или промышленными заказами (этикетка и т.п.). Удовлетворенность потребителя лежит в двух плоскостях: скорость выполнения заказа (оперативность) и соответствие качества выполнения ожидаемому. Перенос основной массы полиграфических заказов из рекламной сферы в промышленную накладывает определенные требования к качеству, отделке и т.д. продукции, определенным различными ГОСТами, СНИПами и т.п. К тому же промышленное производство очень критично к срокам и точности исполнения. Из этого следует, что конкуренция будет развиваться в основном в этом направлении. Кроме лидеров полиграфического рынка, имеющих штат хороших менеджеров, приличное оборудование, опыт и т.д., «второму эшелону» типографий уже достаточно сложно (а в будущем будет еще сложнее) захватить хотя бы небольшую долю промышленного рынка. И если у ведущих типографий борьба в основном идет на уровне качества, то у более молодых борьба пока ведется все-таки на уровне цен. Именно ценовые войны станут той ступенью, преодолев которую типография может попасть в лидеры. А здесь, как уже было указано, снова начнется борьба, но уже больше в технологической области.

Другое направление развития полиграфической базы применимо пока лишь для лидеров полиграфического рынка. Это направление — приобретение максимально интегрированных систем, способных значительно повысить оперативность и качество работ, скорость выполнения заказов, а значит, и степень удовлетворения потребителя.

В последнее время некоторые фирмы-поставщики полиграфического оборудования стали применять современные формы лизинга и использования собственных средств для повышения покупательной способности потенциальных клиентов. В Екатеринбурге, например, это ФОРТ ДИАЛОГ и НИССА УРАЛ. Но им одним не под силу поднять всю полиграфическую отрасль региона, для этого требуется помощь государства. И чем раньше она придет, тем раньше те $1,8 млрд., которые были потрачены на печать продукции за границей, вернутся в Россию.

Если провести аналогию с полиграфическими мощностями, тогда 3% этих денег придется на долю Екатеринбурга, а это около $54 млн., что почти в восемь раз (!) больше нынешнего объема полиграфического производства. И ведь это самые скромные подсчеты!

Литература

  1. Кондратьева Н. Российской полиграфии нужны цивилизованные законы // Полиграфия — 1999. — № 6. — с. 27.
  2. Лесин М. Полиграфическая промышленость: состояние и направления развития // Полиграфия. — 1999. — № 6. — с. 2.
  3. Григорцев В. О работе министерства с подведомственными предприятиями // Полиграфия. — 1999. — № 6. — с. 6.
  4. Кондратьева Н. МАП: съезд на рубеже столетий // Полиграфия. — 1999. — № 6. — с. 12.
  5. Гааб А. Портрет полиграфического рынка // Деловой квартал. — 1999. — № 9. — с. 12.
  6. Фонд «Социум» по заказу ЗАО «Форт-Диалог—Екатеринбург». Исследование рынка полиграфии. — 1999.
  7. Кокшаров В. Российская экономика образца 1999-го: пациент скорее жив, чем мертв // Директор. — 1999. — № 4. — с. 60.
  8. Иоффе О. Урал-99. Вместе и порознь // Директор. — 2000. — № 3. — с. 38.
  9. Кокшаров В. Бюджет Свердловской области: пирог, который сложно испечь, а еще труднее разделить // Директор. — 2000. — № 4. — с. 58.
  10. Материалы сети Интернет (www.nissa.ru, www.heidelberg.de, www.print.ru, www.timer.ru, www.variant.ru…).

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста