Формирование рыночного мышления руководителей



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 1999


зам. директора Высшей школы
«Институт менеджмента и маркетинга»
Академии народного хозяйства при Правительстве
Российской Федерации, доцент

Краснова Н.Л.,
директор программы «Топ-Менеджер»
Высшей школы «Институт менеджмента
и маркетинга» Академии народного
хозяйства при Правительстве
Российской Федерации, к.э.н.

Успех деятельности компании определяется эффективностью соответствующих рыночной среде стратегий. Быстроменяющаяся среда стимулирует появление новых приоритетов в развитии компании, необходимость пересмотра стратегий. Компании вынуждены работать гибко, создавая новые системы отношений как с партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками. В этих условиях современные технологии, в том числе в области маркетинга, становятся новыми источниками конкурентных преимуществ. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость обновления базовых знаний менеджеров и персонала компании. Учитывая же растущие темпы изменений, процесс обновления знаний и навыков должен приобретать постоянный характер. Перед менеджерами встает задача создания обучающихся организаций.

Таким образом, развитие процесса экономических преобразований в России требует формирования нового поколения руководителей, способных эффективно решать социально-экономические проблемы в современных рыночных условиях. Основной целью является при этом изменение мышления российских управляющих. Особое значение приобретают способности анализировать совокупность экономических данных, оценить их полноту, увидеть рыночные тенденции, стоящие за ними, и принять адекватные меняющейся рыночной ситуации решения относительно стратегии деятельности компании.

Приобретение таких навыков требует сочетания глубокой теоретической подготовки с конкретным анализом реальных ситуаций по принципу «практика – теория — новые стратегические и тактические решения». Фундаментальное обучение высших руководителей комплексу современных знаний обязательно должно включать изучение макро- и микроэкономики, финансово-кредитного механизма, стратегического менеджмента, менеджмента финансов и затрат, правовых и международных аспектов деятельности компаний, инвестиционного бизнеса, управления рисками, логистики, управления персоналом, психологии менеджмента. В комплексе базовых экономических дисциплин, без знания которых не может состояться успешный менеджер, центральное место занимает маркетинг, аккумулирующий и выстраивающий разносторонние аспекты знаний менеджера о рынке в эффективную стратегию деятельности его компании в меняющихся рыночных условиях. Таким образом, данный комплекс экономических и управленческих дисциплин направлен на формирование способностей управленцев анализировать тенденции развития экономической системы, развитие навыков применения инструментария современного менеджмента и маркетинга, формирование предпринимательского образа мышления, ориентированного на рынок, а следовательно, на активное завоевание сильных позиций в конкурентной борьбе.

Развитие у менеджеров самостоятельного маркетингового мышления, способностей быстро и эффективно адаптироваться к происходящим изменениям предполагает сочетание изучения теоретических аспектов функционирования рыночной системы в целом и компании, как ее составной части, с освоением практических методов управления компаниями, адекватных конкурентным рыночным отношениям. Необходимо овладеть методологией системного подхода к выявлению и анализу конкретных проблем на уровне компании.

Самостоятельное изучение соответствующих дисциплин безусловно необходимо, но недостаточно для эффективного решения поставленных задач. Общение с высококвалифицированными специалистами в области теории и практики менеджмента и маркетинга, участие в дискуссиях, «круглых столах», обсуждение наиболее актуальных проблем развития рыночной экономики в рамках деловых клубов, разбор практических ситуаций, групповая работа, выездные занятия на ведущих российских и зарубежных фирмах, подготовка и обсуждение собственного проекта решения конкретной проблемы компании являются неотъемлемой частью процесса обучения высшего руководства компаний современному бизнесу.

Многолетняя практика работы программы «Топ-Менеджер» в области бизнес-образования, обучившей с 1991 г. в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации более 500 руководителей высшего звена управления, показывает, что именно такой подход к подготовке руководителей предприятий и организаций обеспечивает предпосылки для развития корпоративного мышления, воспитания этики и культуры бизнеса, позволяющих им войти в элиту российского бизнеса. В числе выпускников программы – руководители министерств и ведомств, представители законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, руководители ведущих российских предприятий и вновь созданных рыночных структур.

Отдавая должное важности подготовки высших управленцев, не следует забывать и о необходимости обеспечения корпоративного подхода в обучении персонала компании, так как только накопление критической массы знаний и навыков менеджеров позволит компании достичь высоких рыночных результатов. В этой связи большое значение приобретает целенаправленное обучение менеджеров всех уровней управления компанией. Проведение программ корпоративного обучения имеет свою специфику. Оно должно обеспечивать согласование личных и организационных потребностей в обучении с особенностями стратегии компании. Поэтому самому обучению персонала компании должно предшествовать изучение потребности в обучении, определение задач, которые компания ставит перед собой и надеется решить с помощью обучения персонала, анализ ограничений, которые неизбежно возникают при массовом «отрыве» от непосредственной деятельности многих специалистов одной компании одновременно, выявление собственно специфики бизнеса, которым занимается компания.

Опыт программы «Топ-Менеджер» позволяет ей осуществлять подобные обучающие проекты. Так, в текущем году на этой программе прошли обучение 28 руководителей ОАО ПК «СПЛАВ» (г. Великий Новгород), крупнейшей компании в России, производящей запорную арматуру для АЭС, тепловых электростанций, нефтехимического и газового комплексов. В компании работают более 4000 человек, и ее валовый доход достигает 80 млн. долларов США в год. Особенности российского рынка поставили перед руководством компании задачу создания сплоченной команды, работающей на единую цель и имеющей высокую профессиональную подготовку в области маркетинга. В составе слушателей прошли переподготовку генеральный директор компании, директора, главные инженеры, главные специалисты предприятий, входящих в компанию. В ходе обучения слушателями были подготовлены выпускные работы, которые внесли существенный вклад в формирование стратегии и перспектив развития компании, и в связи с этим данные работы, как намечается, станут предметом серьезного обсуждения на Техническом совете компании.

Развитие программ корпоративного обучения должно подкрепляться развитием программ регионального обучения. В противном случае в регионе могут сформироваться анклавы компаний, имеющих новое рыночное мышление, но не имеющих адекватной поддержки со стороны региональных предприятий и организаций, которые выступают их партнерами по бизнесу. Решение этой задачи представляется неотъемлемой частью формирования предпринимательской среды. Программа «Топ-Менеджер», учитывая такие потребности рынка бизнес-образования, расширяет проекты регионального обучения. В этом направлении с 1997 г. проводится обучение руководителей предприятий и организаций одного из крупнейших промышленных городов России – административного центра Центрально-Черноземного района, г. Воронежа. Слушатели программы представляют такие направления народнохозяйственной деятельности, как: производство ракетно-космической техники, строительная индустрия, пищевая промышленность, тяжелое машиностроение, банковская сфера, торговля. Интерес к региональным программам обучения в последнее время стали активно проявлять и многие другие территории нашей страны, что свидетельствует о назревшей необходимости коренного изменения экономической ситуации в регионах, повышения эффективности функционирования всех звеньев рыночной системы.

Достижение этой цели требует не только переобучения уже сложившихся руководителей, имеющих солидный опыт хозяйственной деятельности, но и воспитания руководящего резерва, молодежи, способной обеспечить преемственность в реализации эффективных рыночных стратегий компаний. В 1998 г. по программе «Топ-Менеджер» обучалось 65 специалистов согласно Указу Президента Российской Федерации № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации». Поскольку данная программа предполагала обучение молодых управленцев, то ее реализация стала серьезным шагом вперед в деле создания предпосылок для осуществления более глубокой децентрализации управления с одновременным расширением демократических форм и методов функционирования подразделений и их менеджеров, адаптации управленческих структур и функций, изменения форм в зависимости от складывающихся условий. Сотрудничество программы с зарубежными центрами менеджмента и консалтинга, специалистами из ведущих в экономическом отношении стран (ФРГ, Австрии, Великобритании, Швейцарии и др.) обеспечивает изучение российскими предпринимателями современного опыта менеджмента и маркетинга успешных западных компаний, установление прямых деловых связей с партнерами по бизнесу, получение практических консультаций по вопросам разработки стратегии своих компаний. Это позволяет компаниям приспособить методы своей деятельности к условиям и особенностям своих зарубежных партнеров, повысить уровень маркетинговой деятельности за счет влияния эффективных коммуникаций, современных маркетинговых технологий. Более подробно об опыте обучения руководителей по программе «Топ-Менеджер» можно узнать, обратившись по адресу в ИНТЕРНЕТ: http: //www.topman.ane.ru.

Ориентированное на практику обучение менеджеров – один из важнейших, ключевых факторов успеха современных компаний на рынке. При этом система обучения должна охватывать все уровни управления, с тем чтобы все сотрудники компании могли четко представлять себе ее философию, цели, стратегию развития, приобрели концептуальное мышление, могли проявлять творческую инициативу, ориентируясь на потребности предприятия и в целях повышения его конкурентоспособности.

 

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста