Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Рынки: состояние и развитие    Мировой рынок и его воздействие на инвестиционные проблемы России

Мировой рынок и его воздействие на инвестиционные проблемы России

Мировой рынок и его воздействие на инвестиционные проблемы России

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 1999

Савин В.А.

В настоящее время существуют десятки различных форм международного экономического сотрудничества. Некоторые из них позволяют непосредственно привлекать иностранные инвестиции. Кроме того, есть такие формы сотрудничества, которые дают возможность, в случае их использования, обеспечивать для страны существенную экономию собственных, отечественных капитальных вложений. Ниже дается краткая характеристика форм первой группы, а также выборочно представлены формы, условно отнесенные ко второй группе. Мы использовали слово «выборочно» потому, что в принципе любая форма международного экономического сотрудничества, если она осуществляется на достаточно высоком уровне эффективности, дает стране и ее хозяйствующим субъектам выигрыш на капитальных затратах, и не только на текущих.

 1. Формы международного экономического сотрудничества, в рамках которых осуществляется привлечение иностранных инвестиций в Россию

Совместные предприятия на территории России

 

Совместные предприятия на территории России образуются путем создания общего уставного фонда с участием капитала не менее чем двух стран. Нижняя граница доли иностранного капитала обычно не устанавливается, хотя наша сторона по понятным причинам заинтересована в том, чтобы эта граница была как можно выше. Верхняя граница иностранного капитала также не лимитируется. В том случае, если доля иностранного капитала достигнет 100%, предприятие из разряда совместных переходит в разряд полностью иностранных.

Уставный фонд образуется из взносов сторон в виде оборудования, машин, зданий и сооружений, «ноу-хау» и пр.1 Включение земли в состав уставного фонда, по нашему мнению, нецелесообразно, так как у нас земля иностранному владельцу не продается и стоимость земли, строго говоря, неизвестна. Многие государства допускают возможность продажи земли иностранцам, но в Российской Федерации такой нормы нет.

Оценка «ноу-хау» по договоренности сторон базируется на мировых ценах. В случае невозможности такой оценки расчет может быть произведен исходя из уровня капитализированной прибыли в результате использования «ноу-хау» в производственной деятельности совместного предприятия.

Расходы по взаимному командированию не должны включаться в уставный фонд ни в прямой, ни в скрытой форме. К сожалению, практика некоторых СП говорит о том, что нарушения такого рода довольно часты.

Иностранные предприятия на территории России

Иностранные предприятия на территории России создаются и действуют в соответствии с российским законодательством. Правда, оно еще не полностью отработано в деталях, дополняется новыми положениями и таит много неожиданностей.

В ходе функционирования иностранного предприятия не исключается привлечение дополнительного капитала (кредитов) других стран, в том числе России. Привлекаемые средства могут быть направлены в основные и оборотные фонды.

Считается, что иностранным является предприятие, капитал которого на 100% иностранный. Но поскольку любое предприятие занимает какой-то земельный участок, а земля в России не продается иностранцам, постольку в строгом смысле стопроцентно иностранных предприятий у нас быть не может.

Концессии

Концессии представляют собой договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях земли, природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государств. Это одна из взаимовыгодных форм международного экономического сотрудничества, исключающая при определенных обстоятельствах какую-либо нерациональную эксплуатацию богатств одной страны в интересах другой страны или фирмы. Концессии являются эффективным средством мобилизации валютных средств при минимальных затратах собственных капитальных вложений. Важным результатом использования концессионной формы сотрудничества является выигрыш во времени сооружения объектов, освоения месторождений полезных ископаемых.

Концессионные договоры заключаются на длительные сроки. Это диктуется особенностями технологии. Если в условиях нашей хозяйственной неустойчивости и изменчивости правовых основ сотрудничества иностранный партнер проявляет заинтересованность в такой форме сотрудничества, это должно находить соответствующее понимание с нашей стороны.

Плата за пользование концессией формируется за счет процента на капитал, вложенный в имущество его собственников, и ренты. Конкретный размер платы определяется в ходе переговоров сторон исходя из международной практики концессионного сотрудничества.

Концессионная форма сотрудничества представляется для России в настоящее время особенно актуальной. Дело в том, что, с одной стороны, Россия резко выделяется среди всех стран мира широкими возможностями для использования этой формы сотрудничества. По свидетельству академика Д. С. Львова, ресурсный потенциал России, как показывают расчеты, выполненные Госкомстатом РФ и Российской академией наук по разным методикам, составляет 340—380 триллионов долларов США. Последний же на 80—85% определяет понятие национального богатства (в национальном богатстве только 10—12% приходится на производственный капитал). На душу населения национального богатства в России приходится следовательно в два раза больше, чем в США, в 6 раз — чем в Германии, в 22 раза больше, чем в Японии. Таким образом, достаточно несколько десятых долей процента ресурсного потенциала России, чтобы полностью покрыть имеющуюся задолженность перед иностранными государствами. (При этом нельзя забывать, что все остальные варианты погашения долгов также сопряжены с использованием ресурсного потенциала России)2.

С другой стороны, особенность концессионной формы сотрудничества состоит в том, что основная часть валютных поступлений за пользование концессиями может быть получена быстрее, чем при использовании других форм международного экономического сотрудничества. Видимо, именно в силу двух отмеченных обстоятельств первый после октября 1917 года председатель правительства нашей страны так горячо ратовал за использование концессионной формы сотрудничества.3

Лизинг

Лизинг — досрочная аренда машин и оборудования при сохранении права собственности на их за арендодателем. Обязательства, вытекающие из аренды (лизинга), не включаются в объем внешней задолженности государства.

Лизинг может быть финансовым и операционным. Финансовый лизинг предусматривает выплату в течение периода своего действия сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя. По истечении срока действия такого соглашения арендатор может: вернуть объект лизинга арендодателю; заключить новое соглашение на аренду данного оборудования; купить объект лизинга по остаточной стоимости.

Соглашения по операционному лизингу заключаются на сроки короче амортизационного периода объекта лизинга. После завершения срока действия такого соглашения предмет договора может быть возвращен владельцу или вновь сдан в аренду.

Наряду с лизингом можно использовать аренду на короткий срок (рейтинг) и на средние сроки (хайринг).

Оценка эффективности лизинга должна производиться с учетом фактора времени и особенностей учета амортизации в нашей стране и за рубежом. Что касается фактора времени, то надо исходить из того, что с точки зрения наших партнеров этот фактор не только желательно, но и обязательно должен учитываться по рыночным ставкам. Что же касается амортизации, то важно иметь в виду, что на Западе сроки амортизации намного короче наших. Кроме того, может различаться и сам состав амортизационных затрат. Так, в западных странах практически не включается в состав амортизации такой вид расходов, как расходы на капитальный ремонт. У нас же этот вид расходов превышает реновационную часть4.

Сотрудничество на компенсационной основе

Сотрудничество на компенсационной основе предполагает, во-первых, предоставление на условиях кредита целевым назначением финансовых и/или материально-технических ресурсов; во-вторых, создание (строительство, расширение, модернизацию) производственных и иных мощностей; в-третьих, погашение (компенсацию) финансовой задолженности за счет выручки от продажи продукции, произведенной на созданных в процессе сотрудничества мощностях.

Компенсационным сотрудничеством принято называть такую форму, которая характеризуется тремя отмеченными выше признаками. Однако на практике, особенно в журналистике, компенсационной неправильно называют всякую встречную торговлю и даже бартер. Подобное вольное обращение с терминологией вносит в дело немалую путаницу.

В нынешних условиях российские хозяйственные организации объективно заинтересованы в этой форме сотрудничества, которая:

— позволяет вести строительство крупных и сложных объектов без расходования с нашей стороны больших сумм иностранной валюты;

— дает возможность получать более или менее современное оборудование и технологию;

— дает некоторую гарантию сбыта продукции, которая будет произведена на компенсационном объекте.

Все перечисленное не так мало для современной ситуации, хотя нельзя закрывать глаза и на большие сложности осуществления этой формы сотрудничества. Одна из них заключается в том, что каждый компенсационный проект требует организационной связи всех участвующих звеньев, тщательной координации работ, особенно на стадии строительства. Западные партнеры не жалеют усилий для решения этой задачи. Например, по каждому компенсационному проекту японские фирмы создавали специальную организацию (фирму) из многих десятков сотрудников, представляющих предприятия-поставщики, с четким ритмом деятельности. Мы же не шли на подобные расходы, экономили на мелочах, хотя каждый такой проект имел сметную стоимость, измеряемую сотнями миллионов и даже несколькими миллиардами долларов. Отсюда и разные результаты у нас и у наших партнеров.

Компенсационная форма сотрудничества привлекает и наших западных партнеров тем, что, во-первых, они заранее знают, на что могут рассчитывать, какой товар они в конце концов получат; во-вторых, они имеют возможность влиять на качество и технический уровень продукции, которую будут получать в компенсацию; в-третьих, при компенсационной форме сотрудничества относительно невелика мера финансового риска. Западным партнерам импонирует также комплексный подход к решению проблем, отпадает необходимость обращаться во многие инстанции, которые зачастую не в состоянии принимать ответственные решения.

Сотрудничество на условиях разделения продукции между участвующими сторонами («продакшн шеринг»)

Этот вид сотрудничества предполагает полное или частичное финансирование проекта сотрудничества с полным или частичным покрытием текущих расходов иностранным партнером.

Пропорции разделения продукции между отечественным и зарубежным партнерами определяются заинтересованными сторонами. Они могут быть самыми различными — от 10 до 90% для одной из сторон. Часто используется соотношение 50 : 50. Некоторые отечественные субъекты внешнеэкономических связей склонны применять заранее обусловленную пропорцию по аналогии с каким-то прецедентом сотрудничества, взятым из западной практики.

Нам думается, что при определении доли распределения продукции надо руководствоваться следующим методическим приемом: доля отечественной стороны должна возмещать ее капитальные вложения, а также текущие затраты с учетом фактора времени и, кроме того, ренту и стоимость природных ресурсов. Доля зарубежного партнера призвана возмещать его капитальные и текущие затраты также с учетом фактора времени. Прибыль от совместной деятельности должна делиться пропорционально затратам.

Закон «О соглашениях о разделе продукции» был подписан Президентом РФ 30 декабря 1995 г. и впервые официально опубликован 11 января 1996 г.

По свидетельству участников его разработки, среди всех законов, доселе прошедших через парламент, он оказался, пожалуй, наиболее многострадальным, вызывавшим ожесточенные споры и столкновение непримиримых позиций.

Суть противоречий, если не касаться деталей, предельно проста. Одни, так называемые «государственники», относятся к иностранным инвесторам как к весьма опасным партнерам. Отсюда требование издания новых и новых законов со всякого рода ограничениями, введения парламентского контроля за федеральной исполнительной властью и властью на местах, ограничения свободы предпринимательства инвесторов и т. п. и т. д. Другие, в том числе первоначальные разработчики проекта, исходят из нормальных общепринятых в мире норм сотрудничества, не испытывают комплексов, хотя и предвидят немалые осложнения в будущем. Их позицию можно охарактеризовать как либеральную.

По нашему мнению, верх все же, видимо, одержали сторонники первой позиции.

21 июля 1997  г. был принят закон «О перечне участков недр и месторождений, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». Данный закон включал лишь семь месторождений, в том числе пять нефтедобывающих. Одновременно межфракционная комиссия одобрила еще 9 участков недр (правительство предлагало 126), окончательное решение по которым намечается принять в текущем году.

Свободные экономические зоны

Свободной экономической зоной (СЭЗ) России является территория, на которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан.

Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и условия льготного экспортно-импортного, таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в каждой такой зоне устанавливается законодательством Российской Федерации, а также решениями соответствующих местных органов власти в пределах своей компетенции. Думается, что подобного рода решения должны быть согласованы с отраслевыми органами управления и координации.

Хозяйственная деятельность на территории зон подвергается определенной степени изоляции от российского внутреннего рынка, организуется въезд через пропускные, а провоз товаров — через таможенные пункты.

Мировая практика знает большое число вариантов организации хозяйственной жизни в СЭЗ. Причем надо иметь в виду, что подобные зоны устраиваются не только в развивающихся странах, как думают некоторые, но и в промышленно развитых странах — США, Японии, Германии, Великобритании и многих других.

Надо отдавать себе полный отчет и в том, что организация зон свободной торговли, связанная с большой строительной программой, требует огромных капиталовложений, прежде всего в инфраструктуру. И эти капиталовложения должны быть сделаны не иностранцами, а нами. Такова обычная международная практика. Реализация проектов СЭЗ занимает длительное время, может принести должный эффект спустя лишь несколько пятилетий и даже десятилетий6.

Офшорные зоны для нерезидентов на территории России

Офшорные зоны для нерезидентов на территории России создаются с целью привлечения капитала из-за границы. Для этого в зоне устанавливаются льготные условия регистрации и хранения валютных средств нерезидентов. Льготы касаются прежде всего налогового режима. Сочетание подобного режима с привлечением денежных средств резидентов признается ошибочным7.

Рынок ценных бумаг России

Рынок ценных бумаг в России находится в стадии становления. В самое последнее время в этой области произошли известные неприятные события, отразившиеся на всей экономике страны, на благосостоянии практически всего населения. В условиях глобализации финансовых рынков ссудный капитал мигрирует по всему миру в постоянных поисках наилучшей комбинации надежности (наименьшего риска) и высокой прибыльности. С учетом общей ситуации в мире и в каждой отдельной стране такой капитал быстро приходит и так же быстро уходит.

Так что случившееся в России с ГКО/ОФЗ отражает объективные процессы и прежде всего пробуксовывание экономической реформы в нашей стране.

Однако при всем при этом рынок ценных бумаг был, есть и будет эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций вообще, в том числе и в нашу страну. Только надо уметь правильно пользоваться этим тонким и крайне капризным инструментом.

 2. Формы международного экономического сотрудничества, в рамках которых достигается экономия отечественных капитальных вложений

Внешняя торговля

 

Внешняя торговля предполагает вывоз (экспорт) и ввоз (импорт) или только вывоз, или только ввоз товаров и услуг в отношениях между странами. Это главная форма внешнеэкономических связей, осуществляемая самостоятельно или в качестве опосредования других их форм.

Внешнеторговые связи осуществляются за наличные, по клирингу, в кредит и на условиях бартера (товарообмена).

Бартер представляет собой эффективную при определенных условиях форму международного экономического сотрудничества. При бартерной сделке предполагается безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформляемый единым договором (контрактом). Оценка товаров производится с целью создания условий для эквивалентного обмена, а также для таможенного учета, определения страховых сумм, оценки претензий, начисления санкций. Бартерная торговля облагается налогом, как и любая другая форма внешнеэкономической деятельности.

Условием эквивалентности при любой форме внешнеторговой сделки является обмен товарами на базе цен мировых товарных и финансовых рынков.

Как показывают специальные расчеты, выполненные с помощью балансов межотраслевых связей и балансов основных производственных фондов во ВНИКИ (быв. МВЭС), сама внешняя торговля выступает в качестве мощного фактора экономии капитальных вложений, снижения капиталоемкости (фондоемкости) общественного производства8.

Иначе говоря, собственное производство импортной, а точнее, антиимпортной (под антиимпортом принято понимать такую гипотетическую продукцию, которая бы производилась на отечественных предприятиях вместо фактического импорта) продукции потребовало бы от нашей страны значительно больше капитальных вложений, чем их фактически понадобилось для производства экспортных товаров. Эта экономия особенно значительна, если ее рассчитывать на народнохозяйственном уровне с помощью коэффициентов полных затрат основных производственных фондов, определенных по данным межотраслевых балансов. Представляется, что следует привлечь к этому виду экономии особое внимание в связи с тем, что количественно она превышает объем прямых инвестиций примерно на порядок. Более того, подобная экономия в определенном смысле является чистым капитальным доходом, не требующим последующего возвращения основного долга и процентов по кредитам. Этот вид дохода можно с полным правом называть скрытой, невидимой экономией капиталовложений, получаемой в ходе осуществления внешнеторгового оборота.

Международные объединения и организации

Международные объединения и организации России могут создаваться для координации производственной, научно-производственной и иной хозяйственной деятельности. Международные объединения и организации создаются на принципах сохранения национальной собственности на имущество участников и осуществляют свою деятельность на основе скоординированных планов и программ их участников.

При необходимости участники могут частично объединять свое имущество для осуществления хозяйственной деятельности. Для проведения научно-исследовательской, проектно-конструкторской или иной деятельности в интересах участников на базе общей собственности могут создаваться совместные организации (научно-исследовательские, геологические, проектно-конструкторские и др.).

Ранее эта форма применялась по преимуществу в отношениях со странами СЭВ. Однако в настоящее время, когда наши западные партнеры готовы идти на сотрудничество с российскими организациями, но из-за общей неустойчивости в стране не хотели бы сильно рисковать, эта форма сотрудничества может иметь определенные перспективы.

Подрядное сотрудничество

Подряд представляет собой комбинацию разнообразных форм сотрудничества: внешнеторговые кредитные операции, импорт оборудования, обычно комплектного, лицензий и технологии, строительство, использование зарубежной рабочей силы, прежде всего строительных рабочих, и др.

К такой форме сотрудничества прибегают, как правило, крупные организации под эгидой государства.

Многие наши хозяйственные организации, республики и муниципальные органы сегодня заключают договоры на импорт подряда, не сообразуясь с последствиями. Нам думается, что это просто опасно: нечем будет расплачиваться.

Одновременно наблюдается охлаждение к экспортной деятельности в этой области. Нам кажется, что это подчас продиктовано неумением или нежеланием заглянуть в будущее, даже ближайшее. Известно, например, что подрядное строительство ведется за рубежом по схеме обратно направленного компенсационного сотрудничества. Сокращение такого сотрудничества может нанести большой ущерб нашим общехозяйственным интересам. Для наших же потенциальных партнеров это будет упущенная выгода.

Импорт строительных услуг

Из широкого многообразия конкретных сделок, объединяемых такой формой международного экономического сотрудничества, как торговля строительными услугами, вычленим импорт, поскольку он, с одной стороны, играет и может еще сыграть заметную роль в наших внутрихозяйственных процессах, а с другой — является предметом споров и порой ошибочных решений. Еще чаще можно встретиться с примерами неиспользованных возможностей этой формы импорта.

В условиях низких технико-экономических и качественных показателей нашей строительной базы особое значение приобретает импорт строительных услуг на условиях «под ключ». Одна из особенностей этой формы сотрудничества состоит в повышенной стоимости самого строительства, но зато и значительной экономии времени, достигаемой путем быстрого ввода строительных объектов в эксплуатацию. Поскольку фактор времени у нас обычно не получает должной оценки, неудивительно, что в погоне за мелочной экономией мы упускаем эффект от своевременного ввода мощностей и достижения проектных отметок. Думается, что с переходом к рыночным отношениям этот недостаток экономического мышления будет изживаться и импорт строительства «под ключ» выйдет из полузапретного состояния и займет соответствующее место в общей системе форм экономического сотрудничества.

Такого рода импорт строительства «под ключ» даст большую экономию времени на строительство (в два, три раза и более), не требует огромных строительно-монтажных мощностей в стране-импортере. При этом оборудование обходится для импортера даже дешевле, чем при обычном способе импорта, т. е. в разрозненном состоянии. Мировая практика показывает, что объектом такого сотрудничества могут быть не только промышленные предприятия, но и разнообразные объекты сферы услуг, инфраструктуры, те же гостиницы, дома, о которых упоминалось выше.

Объекты на плавучих баржах производят, экспортируют и транспортируют до промышленной площадки фирмы Японии, США, Швеции и других стран.

Импорт промышленных и иных объектов, смонтированных на барже, — один из наиболее верных и эффективных способов делать «быстрые деньги», и у этой формы международного экономического сотрудничества хорошее будущее9.

Производственное кооперирование

Этот вид сотрудничества предусматривает участие предприятий, как правило, обрабатывающей промышленности из разных стран в различных, конструктивно-технологически связанных между собой процессах труда. При этом собственность кооперантов обособлена.

Обмен продукцией между предприятиями-кооперантами может осуществляться на безвалютной сбалансированной основе по условиям бартерных сделок. Не исключается и иное, если это не противоречит договоренности заинтересованных сторон.

Каждый проект сотрудничества должен быть обоснован экономически, причем инженерные разработки не должны играть самодовлеющей роли, а служить экономической эффективности сотрудничества. Возможно, также следовало бы освободить эту форму сотрудничества от пут безвалютных связей. Пусть это будет отдано на решение заинтересованных сторон.

Переработка давальческого сырья

При международном экономическом сотрудничестве на основе переработки давальческого сырья предполагается вывоз сырья в другую страну с целью переработки его в готовую продукцию (или реже — в полуфабрикаты) с последующим возвратом готовой продукции (полуфабриката) в страну — владельца сырья.

Стоимость переработки давальческого сырья включается в экспорт страны, осуществляющей его переработку, и в импорт страны — владельца давальческого сырья. Количество и стоимость сырья, вывезенного на давальческих началах, а также количество и стоимость готовой продукции (полуфабриката), выработанной из этого сырья, учитываются за балансом внешней торговли.

Переработка давальческого сырья издавна осуществлялась в приграничных районах, когда владелец сырья жил в селении или городке по одну сторону границы, а переработчик — по другую. Эта деятельность не достигла больших масштабов, хотя польза от нее была обоюдная. В последние годы переработка давальческого сырья получила большее развитие, когда сырье из нашей страны стало поступать на швейные, кожевенные и другие предприятия КНДР, Вьетнама, Китая. Первые две страны переработкой сырья, по существу, погашали часть своей задолженности нашей стране. Хотя это сотрудничество, на наш взгляд, не во всех аспектах было организовано хорошо, все же трудно отрицать его эффективность.

В самое последнее время переработка давальческого сырья широко применяется в цветной металлургии, особенно в алюминиевой промышленности10, в нефтепереработке.

Научно-техническое сотрудничество

Научно-техническое сотрудничество представляет собой согласованную деятельность субъектов внешнеэкономических связей разных стран, направленную на ускорение научно-технического прогресса. Основными формами научно-технического сотрудничества, осуществляемого, как правило, на возмездной основе, является взаимное планирование, прогнозирование, кооперация, кооперация в совместное осуществление научных разработок, сотрудничество в области научно-технической информации и подготовки научных кадров, обеспечение научно-технических исследований аппаратурой, приборами, материалами.

В последние годы научно-техническое сотрудничество из нормально экономического стало превращаться в излишне меркантильное. Российский владелец научно-технической информации стал требовать деньги даже за рекламу собственных достижений, за пресс-конференции и т. п. Думается, что подобные перекосы необходимо устранить, а научно-техническое сотрудничество должно получить быстрое развитие. Пожалуй, именно эта форма сотрудничества, как никакая другая, пока еще не оценена полностью. Можно с большой долей уверенности утверждать, что воздействие этой формы сотрудничества на российскую экономику, по существу, никому не известно.

Торговля лицензиями и технологией

По своей природе и назначению к научно-техническому сотрудничеству примыкает такая форма сотрудничества, как торговля лицензиями, технологией («ноу-хау»).

Торговля лицензиями, т. е. разрешениями на передачу прав на использование изобретения, промышленного образца, товарного знака, а также торговля технологией («ноу-хау»), иначе говоря, технологическими знаниями и опытом, не имеющими правовой защиты, достигли на мировом рынке впечатляющих размеров, составляют и будут составлять в будущем один из наиболее динамичных секторов обмена. Это объясняется спецификой обмениваемого товара, который является очень «транспортабельным» для целей обеспечения технического прогресса, а следовательно, и прибыли.

К сожалению, до последнего времени этот вид сотрудничества не получил у нас существенного развития. Что касается экспорта, то трудно было найти для продажи что-либо интересное, поскольку, несмотря на внушительные валовые показатели числа изобретений, прежняя экономическая система не побуждала человека делать открытия и изобретения, думать о совершенствовании технологии. К тому же продажа лицензий, представлявшая сама по себе сложный процесс из-за специфики товара, требовала еще согласований и разрешений.

Что касается покупки лицензий и технологии, особенно в чистом виде, т. е. без оборудования, то и это не принадлежало к динамичному сектору нашего импорта. 

_____________________

1 В последние годы были введены определенные ограничения для инвесторов, участвующих в формировании уставного фонда. Речь в данном случае идет об ограничениях по сравнению с порядком, установленным действующим законом России об иностранных инвестициях от 4 июля 1991  г.

2 Высказанная здесь точка зрения во многом совпадает с мнением американского экономиста Михаила Берштама, который полагает, что одних только рентных доходов от эксплуатации природных ресурсов России и аккумуляции этих доходов в руках государства вполне достаточно для преодоления ее нынешних экономических трудностей.

3 Закон о концессиях уже несколько лет разрабатывается Государственной Думой. В ряде других стран СНГ законы о концессиях уже приняты и вступили в силу (например, в Молдавии, Киргизии, Грузии).

4 Закон о лизинге длительное время разрабатывается в Государственной Думе, но пока еще не утвержден (по сообщению «Российской газеты» от 6 октября 1998  г., законопроект «О лизинге» принят Государственной Думой. После этого предстоит еще одобрение Советом Федерации, подписание Президентом РФ, официальная публикация в печати. При этом дата последней означает обычно вступление закона в силу.

6 Закон о зонах свободной торговли обсуждается в Государственной Думе многие годы, возвращался Президентом РФ на доработку, но пока еще не утвержден в окончательном виде.

7 Одна из офшорных зон для нерезидентов действует на территории России в соответствии с законом «О Центре международного бизнеса «Ингушетия», подписанном Президентом РФ 30 января 1996  г. и вступившим в силу с 7 февраля 1996  г.

8 В упомянутых расчетах кроме автора данной статьи участвовал научный сотрудник Д.Г. Горбатенко.

9 Несмотря на очевидные преимущества этой формы импорта строительных услуг, несмотря на все потенциальные возможности экономии капитальных вложений и времени строительства, ни один из многочисленных проектов этого рода, по которым велись длительные и обстоятельные международные переговоры, в России пока не был осуществлен.

10 В алюминиевой промышленности эта форма сотрудничества называется толлингом. Говоря о толлинге, надо учитывать то обстоятельство, что Россия крайне бедна запасами высококачественного алюминиевого сырья.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы