Казахстан принимает решительные меры по защите своего внутреннего рынка



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 1999


В 1998 г. в России был принят Закон Российской Федерации “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами”. Теперь на повестке дня практическое применение этого закона, имеющего исключительно важное значение для стратегии и тактики импортной торговли страны. Не случайно текст закона, кроме официального общероссийского органа “Российская газета”, был опубликован также в журнале “Внешняя торговля”, в “Бюллетене иностранной коммерческой информации” и других. Предстоит сложная работа по расширению сферы применения защитных мер, а также по совершенствованию соответствующего законодательства и подзаконных актов. В связи с этим пристальное внимание привлекает аналогичная законотворческая деятельность в других странах, особенно, в странах СНГ. С учетом сказанного ниже подробно рассматривается Закон Республики Казахстан “О мерах защиты внутреннего рынка при импорте при импорте товаров” № 337-1 ЗРК, подписанный Президентом Республики Н. Назарбаевым 28 декабря 1998 г. и официально опубликованный в казахстанской печати 30 декабря того же года.

В преамбуле закона “О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров” говорится о том, что настоящий закон регулирует отношения, возникающие в процессе применения защитных мер, устанавливаемых в целях защиты отечественных производителей товара и экономической безопасности Республики Казахстан, для адаптации национальной экономики к условиям конкуренции с импортными товарами.

Всего в рассматриваемом документе двадцать семь статей.

В статье 1 “Основные понятия” определяется содержание тринадцати основных терминов (для сравнения заметим, что в аналогичном российском законе раскрывается смысл двадцати пяти понятий). Казахстанские законодатели решили ограничиться такими понятиями, как временные защитные меры, заинтересованные лица (стороны), защитные меры, защитные пошлины, импортная квота, импорт товара в предшествующий период, конфиденциальная информация, отечественная промышленность (производители), подобный или непосредственно конкурирующий товар, разбирательство, серьезный ущерб, угроза серьезного ущерба, уполномоченный орган,

Из приведенного перечня понятий, используемых в казахстанском законе, следует, что в отличие от аналогичного российского закона полностью отсутствуют антидемпинговые меры, а также компенсационные меры. Есть и менее существенные различия.

В статье 3 установлено, что:

— целями настоящего Закона являются защита интересов отечественных (казахстанских) производителей товара и устранение серьезного ущерба или его угрозы в связи с возросшими объемами поставок товара на таможенную территорию Казахстана;

— защитные меры применяются только при обстоятельствах причинения серьезного ущерба или его угрозы отечественным производителям вследствие возросших объемов поставок товара на таможенную территорию Казахстана

— защитные меры применяются при условии, что разбирательство было проведено в соответствии с правилами и процедурами, установленными в настоящем Законе;

— защитные меры применяются к ввозимому товару на недискриминационной основе, независимо от страны происхождения товара.

В статье 4 определена сфера применения Закона. Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие между уполномоченным органом1) и всеми заинтересованными лицами2), а также между самими заинтересованными лицами в связи с возросшими объемами поставок на таможенную территорию Казахстана какого-либо товара в таких количествах (абсолютно или относительно отечественного производства) и в таких условиях, при которых наносится серьезный ущерб или возникает угроза его нанесения отечественным производителям подобного или непосредственно конкурирующего товара.

Согласно статье 5, государственное регулирование и контроль за торговой практикой поставщиков по фактам причинения серьезного ущерба осуществляются уполномоченным органом. Введение, пересмотр и отмена защитных мер осуществляются постановлением Правительства Казахстана по представлению уполномоченного органа.

Как уже упоминалось выше, статья 6 посвящена уполномоченному органу. Статья состоит из трех положений:

1. Уполномоченный орган действует в рамках полномочий, предоставляемых ему настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными правовыми актами Казахстана, уполномоченный орган издает, в пределах своей компетенции, нормативные правовые акты по процедурам разбирательства, проводит разбирательство по заявлениям отечественных производителей, подготавливает материалы для внесения в Правительство Казахстана для применения защитных мер.

3. Государственные органы власти, коммерческие организации должны оказывать содействие в проведении разбирательства и предоставлять образцы товаров и необходимую информацию, в том числе конфиденциальную3), по запросу уполномоченного органа.

Содержанием статьи 7 является механизм принятия решения о начале разбирательства. Решение о начале разбирательства принимается уполномоченным органом по поручению Правительства республики, а также на основании заключения уполномоченного органа, подготовленного по заявлениям отечественного производителя или объединения производителей. Заявление о проведении разбирательства, предшествующего применению защитных мер, не может быть принято к рассмотрению, если на долю отечественных производителей товара, поддерживающих данное заявление, приходится менее чем пятьдесят процентов общего объема производства подобного или непосредственно конкурирующего товара в Казахстане. Уполномоченный орган после принятия решения о начале разбирательства должен уведомить соответствующее иностранное государство (союз иностранных государств) о намерении начать разбирательство в целях возможного применения защитных мер.

Статьей 8 предусмотрена подробная процедура подачи заявления на разбирательство. Заявление о проведении разбирательства подается в письменной форме в уполномоченный орган и должно содержать следующие данные:

— реквизиты заявителя и данные о стоимости и объеме производства подобного или непосредственно конкурирующего товара за три предшествующих года, в отношении которых имеются статистические данные;

— описание ввозимого товара, являющегося объектом разбирательства, наименование страны или стран происхождения товара, перечень известных поставщиков данного товара;

— данные, отражающие все соответствующие факторы объективного характера: изменения в объемах продаж, в производстве, производительности, загрузке мощностей, размерах прибыли и убытков, о сокращении числа занятых на производстве; сведения об изменениях цен на подобные или непосредственно конкурирующие товары на внутреннем казахстанском рынке.

Заявление может быть отозвано заявителем до начала процедуры разбирательства и в этом случае считается не поданным.

Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении.

Не менее подробно изложена процедура рассмотрения заявления (статья 9). Согласно этой статье уполномоченный орган в течение тридцати календарных дней после подачи заявления должен рассмотреть достоверность и достаточность указанных в заявлении данных и подготовить заключение о целесообразности проведения разбирательства либо об отказе в проведении разбирательства.

Если уполномоченный орган сочтет сведения недостаточными, он должен в течение тридцати календарных дней сообщить об этом заявителю и предоставить ему возможность дополнить свое заявление. В случае, если заявитель дополняет свое заявление, срок рассмотрения заявления исчисляется со дня получения дополнений.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении разбирательства в случае, если нет достаточных доказательств причинения серьезного ущерба4) или его угрозы отечественным производителям подобного или непосредственно конкурирующего товара.

— дата начала разбирательства;

— основание разбирательства;

— краткое изложение фактов, подтверждающих правомерность заявления;

— адрес, по которому заинтересованные лица должны направлять свои материалы;

— сроки, в течение которых заинтересованные лица могут предоставлять свои материалы.

В течение тридцати календарных дней заинтересованные лица должны дать ответы в письменном виде на государственном языке или на другом языке по договоренности.

Разбирательство с целью возможного применения защитных мер не должно препятствовать таможенному оформлению и выпуску товара, являющегося объектом разбирательства, на таможенную территорию Казахстана.

С даты принятия решения о начале разбирательства до его завершения Правительства Казахстана осуществляет лицензирование импорта товара, являющегося объектом разбирательства, на таможенную территорию Казахстана без применения количественных ограничений.

Разбирательство не должно проводиться в отношении товара, происходящего из слаборазвитых стран, признанных таковыми резолюцией Организации Объединенных Наций.5)

В случае, когда доля одного казахстанского производителя, поддержавшего заявление о применении защитных мер, превышает тридцать пять процентов казахского производства подобного или непосредственно конкурирующего товара либо, если общий объем импорта товара, являющегося объектом разбирательства, составляет менее чем двадцать пять процентов от общего объема реализации подобного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Казахстана, необходимо наличие заключения уполномоченного органа исполнительной власти в области антимонопольной политики о последствиях влияния указанных мер на конкуренцию внутреннего казахского рынка.

В статье 11 установлено, что разбирательство, предшествующее применению защитных мер, должно быть завершено в течение девяти месяцев6).

Статья 12 касается проблемы запроса информации. В ней говорится, что после начала разбирательства уполномоченный орган, в случае необходимости, имеет право посылать запросы заинтересованным лицам, установив срок, к которому должен быть дан ответ. При этом каждое заинтересованное лицо имеет право в указанные в уведомлении уполномоченным органом сроки представить любые другие доказательства, которые оно считает необходимыми.

В статье 13 имеются важные поясняющие моменты относительно понятия конфиденциальной информации. Так специально установлено, что конфиденциальная информация, предоставляемая в ходе разбирательства уполномоченному органу, не должна разглашаться без письменного согласия заинтересованных лиц. Заинтересованные лица, в свою очередь, представляя конфиденциальную информацию, должны предоставить по этой информации письменные разъяснения. Эти разъяснения должны быть достаточно подробными для понимания существа информации либо объяснять причины, почему представление более подробной не конфиденциальной информации невозможно. И, наконец, в этой же статье говорится, что уполномоченный орган, в соответствии с законодательством республики, несет ответственность за разглашение конфиденциальной информации.

Специальной статьей под номером 14 установлен следующий порядок ведения дела:

— уполномоченный орган по каждому разбирательству ведет в письменном виде дело в установленном им порядке. В деле должны находиться все документы, касающиеся разбирательства, порядок и срок хранения которых определяются в установленном законодательством порядке;

— материалы дела, которые не являются конфиденциальными, предоставляются заинтересованным сторонам для ознакомления в ходе разбирательства и пересмотра дела по их просьбе;

— уполномоченный орган публикует отчет по каждому разбирательству в официальных органах печати. В отчете должен быть дан подробный анализ дела с обоснованием принятого постановления Правительства республики.

Статья 15 называется: “Слушания”. В ней речь идет о том, что заинтересованные лица имеют право подать ходатайство в уполномоченный орган о проведении слушаний с целью ознакомления с материалами дела и доводами другой стороны. Слушания проходят под председательством должностного лица уполномоченного органа с ведением протокола.

Статья 16 отведена одному из центральных и наиболее сложных вопросов: как определить серьезный ущерб. Выше мы уже касались этого вопроса. В статье 16 обозначены некоторые дополнительные нюансы. В пункте 1 этой статьи формулируется, что определение серьезного ущерба основывается на полученных данных, подтвержденных объективными фактами, при этом должно быть доказано наличие причинно-следственной связи между возросшими объемами поставок товара и причиненным серьезным ущербом или его угрозы.

Согласно пункта 2 этой же статьи, для установления причинно-следственной связи между возросшими объемами поставок и серьезным ущербом отечественным производителям уполномоченный орган учитывает все объективные факторы, оказывающие влияние на положение в данной отрасли, в данной отрасли, а именно:

— темпы и объем роста импорта товара в абсолютных и относительных величинах;

— долю возросшего импорта на отечественном казахском рынке;

— изменения в уровне продаж;

— производство товара отечественными производителями;

— производительность, загрузка мощностей, размер прибыли и убытков, трудоустройство.

В пункте 3 говорится, что в случае, если, помимо возросших объемов поставок, существуют другие факторы, причиняющие серьезный ущерб отечественным производителям, то такой серьезный ущерб не может быть отнесен на возросшие объемы поставок товара.

В пункте 4 сказано, что на основании фактических данных, полученных в ходе разбирательства, уполномоченный орган вправе выносить предварительное определение о наличии возросших объемов поставок товара и причинения им серьезного ущерба или его угрозы отечественным производителям.

В статье 17 изложен порядок применения временных защитных мер. Этот порядок предусматривает то, что:

— Правительство республики на основании предварительного утвердительного заключения, вынесенного уполномоченным органом, принимает постановление о введении временных защитных мер при условии одновременного проведения разбирательства;

— временные защитные меры вводятся в критических обстоятельствах, если их отсрочка может нанести серьезный ущерб отечественной промышленности, который трудно возместить;

— временные защитные меры применяются таможенными органами на основании постановления Правительства республики об их введении для товара, в отношении которого проводилось разбирательство;

— в случае, если уполномоченный орган по результатам разбирательства вынес решение, что возросший объем поставок не наносит серьезный ущерб или его угрозу отечественным производителям, то временные меры должны быть отменены, и плательщик имеет право на возврат уплаченной суммы в порядке, установленном законодательством Казахстана;

— в случае, если защитная пошлина введена в размере большем, чем ставка временной защитной меры, то разница с плательщика за оплаченный период не взимается.

В соответствии со статьей 18 временные защитные меры вступают в силу с момента опубликования постановления о применении временных защитных мер в официальных органах печати. Публикация должна содержать обоснование введения временных защитных мер.

Срок действий временных защитных мер не должен превышать 200 дней. Такое положение зафиксировано в статье 19. Там же установлено, что срок действия временных защитных мер включается в общий срок действия защитных мер.

Исходя из статьи 21, решение о применении защитных мер принимается по предложению и на основании заключения уполномоченного органа и вступает в силу со дня его опубликования в официальных органах печати. Защитные меры применяются в виде ограничения объема поставок товара — установления квота7) и (или) посредством введения защитной пошлины.

Статья 22 предназначена для определения размера защитных мер. Она предусматривает следующее:

— защитные меры должны применяться в размере, достаточном для устранения негативных последствий от поставок товара, в отношении, которого проводилось разбирательство;

— размер защитных мер не может быть увеличен в течение всего времени их применения. Их размер может быть снижен постановлением Правительства Казахстана по ходатайству уполномоченного органа при условии продолжительности применения защитной меры более одного года;

— если срок действия защитной меры превышает три года, не позднее чем через полтора года должно быть проведено повторное разбирательство, в результате которого защитные меры могут быть отменены или продлены;

— в случае продления срока действия защитных мер в результате повторного разбирательства условия применения таких мер не могут быть более ограничительными, чем условия применения в течение первоначального срока действия защитных мер.

Статья 23 определяет применение защитных мер, а именно:

— на основании постановления Правительства о введении защитных пошлин таможенные органы взимают их со всего ввозимого товара, в отношении которого проводилось разбирательство. Защитные пошлины взимаются независимо от таможенных пошлин, налогов и других платежей;

— при применении защитных мер в виде квоты годовой объем импортной квоты не должен сокращать объемы импорта ниже уровня, равного его среднему объему за предшествующий период, за исключением случаев, когда будет доказана необходимость принятия иного решения для предотвращения или устранения серьезного ущерба. В пределах годового объема импортной квоты, введенной в качестве защитной меры, Правительство республики может установить импортные квоты для отдельных государств. Правительство устанавливает долю импортной квоты для стран-поставщиков после проведения с ними консультаций с учетом их интересов в поставках такого товара. Квоты могут быть распределены между странами по договоренности с основными странами-поставщиками, имеющими интерес в экспорте такого товара в Казахстан. При невозможности достижения такой договоренности квоты могут быть установлены пропорционально долям предыдущих поставок между странами-поставщиками на основе общего количества или стоимости импорта товара. В случае необходимости Правительство может распределить импортную квоту между отдельными странами-поставщиками с учетом абсолютных и относительных показателей прироста импорта из отдельных иностранных государств (союза иностранных государств).

Содержание статьи 24 — срок действия защитных мер. Согласно этой статье срок действия защитных мер устанавливается на период, необходимый для предотвращения или устранения серьезного ущерба и адаптации отечественных производителей товаров к условиям конкуренции.

Срок действия защитных мер может быть продлен Правительством на основании заявления или по собственной инициативе при условии, что данная защитная мера продолжает быть необходимой для предотвращения или устранения серьезного ущерба.

Общий период применения защитной меры, включая период любой временной меры, период начального применения и любого его продления, как правило, не должен превышать восемь лет.

В случае, если будет установлено, что применяемые меры не являются оправданными, они должны быть отменены либо изменен их размер по ходатайству уполномоченного органа.

Статьей 25 предусматривается применение защитных мер повторно. При этом защитные меры могут применяться повторно к товарам, в отношении которых уже применялись защитные меры, только по истечении срока, равного сроку их применения. В этом случае минимальный срок неприменения не должен быть меньше двух лет.

Защитные меры могут применяться повторно к товару, если первоначальный срок их действия составляет шесть месяцев и менее, при соблюдении следующих условий:

— прошло не менее одного года с момента введения защитных мер;

— такие защитные меры не применялись к данному товару более двух раз за пять лет, непосредственно предшествующих последней дате введения защитных мер.

Результаты разбирательства подлежат опубликованию с официальных органах печати. Такое положение зафиксировано в статье 26.

В соответствии со статьей 27 установлен порядок обжалования решений. Заинтересованные лица вправе обжаловать любые решения и действия, принятые в период разбирательства по определению защитных мер в соответствии с республиканским законодательством в судебном порядке.

* * *

Таким образом, Казахстан принял и ввел в действие специальный закон о мерах защиты внутреннего рынка. Во многих чертах он перекликается с ранее принятым законом Российской Федерации, но есть и незначительные разночтения, не имеющие принципиального характера и не отражающие национальную специфику Казахстана. Единственное существенное различие двух законов заключается в том, что, как об этом уже упоминалось выше, казахстанские законодатели ушли от проблем борьбы с демпингом и дотированным экспортом в республику. Думается, что подобный порядок разработки законов едва ли способствует укреплению интеграции Республики Казахстан в рамках таможенного союза и режима свободной торговли. К такому же выводу подводит и анализ практики казахстанских властей, направленной на резкое ограничение в последнее время импорта российских товаров, в частности продовольствия.

__________________________
1)Уполномоченный орган это — государственный орган Республики Казахстана, проводящий разбирательство по установлению наличия серьезного ущерба и необходимости введения защитных мер.
2) Заинтересованный лица (стороны) это — отечественный производитель подобного или непосредственно конкурирующего товара, являющегося объектом разбирательства, либо объединение отечественных производителей, большинство участников которого производят такой товар; иностранный экспортер товара и иностранный производитель товара, являющегося объектом разбирательства; отечественный импортер товара или объединение отечественных импортеров, большинство участников которого являются импортерами такого товара; правительство иностранного государства, уполномоченный орган страны происхождения товара или экспорта такого товара либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения такого товара или его экспорта; потребитель или объединение потребителей товара; органы исполнительной власти Республики Казахстан; иные лица, права и интересы которых затрагиваются данным разбирательством и которые, по мнению уполномоченного органа, указанного в статье 6 данного Закона, способы оказывать содействие в проведение данного разбирательства.
3)В казахстанском законе под этим термином понимается информация, раскрытие которой предоставляет значительные преимущества для конкурентов или имеет значительные неблагоприятные последствия для заинтересованной стороны, предоставившей информацию. В российском же аналогичном законе понятие конфиденциальной информации н6е расшифровывается, однако применяется как такого рода информация, ответственность за сохранение которой несет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований, (см. статью 18, пункт 9).
4)Серьезный ущерб трактуется в казахстанском законе следующим образом: это — существенное ухудшение ситуации в отрасли отечественного производства подобного или непосредственно конкурирующего товара в Республике Казахстан вследствие возросшего объема его поставок на таможенную территорию Казахстана, выражающееся, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении реализации отечественного товара на внутреннем рынке Казахстана, снижении рентабельности производства такого товара, негативном влиянии на трудоустройство, уровень заработной платы и другие показатели.
Казахстану термину «серьезный ущерб» соответствует, согласно российскому законодательству, термин «существенный ущерб», но последний трактуется более расширительно. Согласно официальному определению это — подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение положения отрасли российской экономики, которое наступило вследствие возросшего ввоза на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), и выражается, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении его реализации на внутреннем рынке России, снижении рентабельности производства такого товара, замедлении развития отрасли российской экономики, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и другие показатели.
5)В соответствующем российском законе содержится редакционно отличающаяся формулировка: «Расследование не должно проводиться в отношении товара, происходящего из наименее развитых государств, признанных таковыми Организацией Объединенных Наций». Основное различие заключается в том, что понятие слаборазвитого государства шире понятия наименее развитого, Но это чисто формальный подход. Думается, что казахские законодатели в действительности имели в виду то же самое, что и российские.
6)Согласно российскому законодательству, расследование, предшествующее применению компенсационных мер, должно быть завершено в течение двенадцати месяцев, антидемпинговых мер — в течение двенадцати месяцев, специальных защитных мер — в течение девяти месяцев.
7)В российском законе согласно статье 18 пункт 11, кроме того, возможно осуществление лицензирования ввоза без применения количественных ограничений.

 

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста