Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Рынки: состояние и развитие    Развитие российской туристской индустрии в условиях кризиса

Развитие российской туристской индустрии в условиях кризиса

03.06.2013

Развитие российской туристской индустрии в условиях кризиса

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2010

Ефремова М.В.,
д. э. н., профессор, зав. кафедрой управления предприятиями туризма
ГОУ ВПО «Нижегородский коммерческий институт»

Состояние российской туристской индустрии существенно отстает от зарубежного уровня. Кризис наложил свой негативный отпечаток на развитие туризма в России. В то же время кризис обусловил и положительные тенденции, связанные с увеличением внутреннего туристского потока.

В настоящее время мировой туризм является одним из самых прибыльных видов бизнеса. Количество туристов на планете ежегодно увеличивается на 4–6% [1]. Однако в России ситуация иная. Несмотря на то, что страна располагает богатейшим природным потенциалом (в расчете на душу населения он в 2–2,5 раза превышает аналогичный показатель США, в 6 раз – Германии, в 18–22 раза – Японии), российский туристский рынок обладает низкой конкурентоспособностью [2].

Количество въезжающих туристов в Россию крайне незначительно и составило в 2008 г. чуть менее 2,3 млн чел. По экспертным оценкам, в 2009 г. поток въезжающих туристов уменьшится на 10%, и по итогам года будет равен порядка 1,5 млн чел. Для сравнения: Франция ежегодно принимает более 70 млн туристов, Испания – почти 60 млн, Италия – более 35 млн [3]. Самыми популярными городами России у иностранных туристов традиционно остаются Москва и Санкт-Петербург, в то время как другие города практически не востребованы.

Сокращение и до того небольшого туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 г. В качестве одной из основных причин туроператоры называют возросшие цены на услуги, в том числе из-за нехватки гостиниц туристского класса. За последние годы в Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тыс. мест уровня «3 звезды» [4]. Во многих регионах ситуация еще хуже. По мнению президента Ассоциации малых туристских городов Э. Шереметьевой, «чтобы достойно конкурировать с заграницей, нам просто необходима развитая инфраструктура» [5].

В условиях кризиса отели за рубежом гибко реагируют на снижение спроса и предлагают большие скидки на услуги проживания. Так, гостиницы Европы стали дешевле в среднем на 10–15%, Турции – на 20%, Китая – в отдельных случаях на 50%. В Англии и Египте скидки на отели доходят до трети цены. В Белоруссии стандартная путевка в санаторий в три раза дешевле, чем в российской здравнице [6]. На фоне снижения стоимости проживания за рубежом цены во многих гостиницах России не только не снижаются, но даже увеличиваются. В 2008 г. отдых на побережье Краснодарского края подорожал в среднем на 20–25%.

Проблемы развития туристской отрасли стали предметом обсуждения премьер министром РФ В. Путиным в августе 2009 г. в Кисловодске [7]. Правительством указано, что потенциал туристской отрасли используется недостаточно. К примеру, в том же Кисловодске находится крупнейший европейский лечебный парк площадью почти в тысячу гектаров. Но иностранные туристы едут в более благоустроенные и узнаваемые Карловы Вары, Баден-Баден и прочие зарубежные курорты.

Российские туристы также предпочитают путешествия за рубеж. Преобладание выездного туризма является дополнительным дестабилизирующим фактором экономики, стимулируя отток капитала за границу. Согласно данным Ростуризма, в 2008 г. более 11 млн россиян выехали за рубеж. Лидером среди летних направлений у наших туристов остается Турция. В 2008 г. Турцию посетило 2,2 млн россиян. Возрос турпоток и на курорты Египта – в 2008 г. там отдыхало 1,4 млн россиян, что на 150 тыс. чел. больше по сравнению с  предшествующим периодом. Согласно  данным статистики за первое полугодие 2009 г., Египет по числу приема россиян опередил Турцию (почти на 50 тыс. чел.) [8]. Самый большой прирост туристского потока из России показал Израиль. Благодаря отмене виз количество туристов в эту страну увеличилось на 118%.

Несмотря на отрицательные тенденции, многие зарубежные эксперты дают оптимистичные прогнозы развития туристской индустрии в России. Согласно исследованиям Всемирного совета по путешествиям и туризму и Оксфордского центра экономического прогнозирования, ежегодный рост доли туристской отрасли в ВВП России до 2016 г. составит 5,1%. Практически по всем показателям туристская отрасль в России будет развиваться динамичнее, чем в Европейском союзе [9].

По мнению руководителя Федерального агентства по туризму, экономический кризис неоднозначно отразился на туризме, и наряду с отрицательными тенденциями имеют место положительные, обусловленные ростом внутреннего туризма [10]. В 2008 г. емкость внутреннего туристского рынка составила около 32 млн чел., что на 16% больше, чем в 2007 г. В отдельных регионах произошел более значительный рост. Так, в Республике Кабардино-Балкария количество туристов увеличилось на 23% по сравнению с прошлым годом, в Республике Адыгея – на 32% [1].

Кроме этого, налицо другая тенденция развития туризма в условиях кризиса – россияне стали больше отдыхать, самостоятельно организуя туристские путешествия. В целях экономии в качестве транспортного средства используется собственный автомобиль. При этом нет проблем и с жильем, поскольку в последнее время открылось много частных малых гостиниц в Анапе, Сочи и других приморских городах. Можно снять жилье и в частном секторе, который улучшил свою базу и предлагает комфортные условия проживания [10].

Несмотря на положительные тенденции в развитии внутреннего туризма, имеют место и значительные негативные характеристики. Согласно данным Федерального агентства по туризму [11] по состоянию на конец сентября 2009 г., количество туроператоров в России по сравнению с аналогичным показателем на конец мая 2008 г. снизилось почти на 6,3% и составило 4248 предприятий, в том числе работающих в сфере внутреннего туризма – 1811. В сфере международного туризма количество туроператоров, работающих во въездном и в выездном направлениях, составляет 976 и 1461 соответственно.

С проблемами столкнулись как небольшие турагентства, так и крупные компании. К примеру, прекратил существование самый дорогой проект на отечественном туристском рынке – сеть «Куда.ру», за которую инвестфонд UFG Private Equity в 2006 г. заплатил 13,6 млн долл., оценив всю сеть в 54,5 млн долл. [12].На долю этой компании, располагавшей 140 агентствами по всей стране, приходилось порядка 10–15% всех розничных продаж на российском туристическом  рынке.

Серьезные трудности испытывает гостиничная индустрия. На смену докризисному подъему отрасли, когда цены на услуги проживания достигли пика, к настоящему времени прослеживается спад цен. Заполняемость мирового гостиничного рынка в 2008 г. снизилась на 10–15% [13]. По экспертным оценкам, снижение объема гостиничного рынка Российской Федерации в 2009 г. составит около 10% [2]. В целом для гостиничной индустрии кризис означает замедление развития гостиничного бизнеса вследствие заморозки либо продления сроков реализации ряда девелоперских проектов. Трудности испытывают отели всех сегментов. Снижение спроса на бизнес-поездки, отмена корпоративных мероприятий, сокращение длительности проживания, переход клиентов из отелей верхней ценовой линейки в отели классом ниже – все это следствия кризиса, с которыми столкнулись отельеры.

Проблемы развития гостиничной индустрии усугубляются изношенной материально-технической базой большой части объектов размещения. В настоящее время около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным. Большинство из заявленных за последние годы крупных проектов строительства новых гостиниц остались не реализованы. Такая ситуация, по мнению экспертов, может сохраниться в ближайшие 2–3 года [6]. Несмотря на падение спроса на рынке въездного туризма, вызванного мировым финансовым кризисом, одним из факторов, который будет ограничивать развитие этого рынка в ближайшие годы, остается нехватка гостиниц средней категории в Москве, на которую приходится основная часть продаж на данном рынке.

В настоящее время государство принимает меры для стимулирования внутреннего и въездного туризма. В рамках Программы антикризисных мер Правительства РФ разрабатывается концепция федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма. В 2009 г. на развитие туризма было выделено 229 млн руб. (на 15% меньше, чем в 2008 г.) [1]. Часть этих средств направлена на популяризацию туристских возможностей России в других странах, в том числе на участие в международных выставках.

Реализация Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» будет способствовать росту туристского потока в Краснодарский край и в Россию в целом.

Для привлечения инвестиций в туристическую отрасль необходимо создать условия для инвесторов. Перспективным направлением в решении этих вопросов является развитие туристско-рекреационных особых экономических зон (Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Республика Бурятия, Республика Алтай, а также Калининградская и Иркутская области). Для активизации работы в этих зонах необходимо принять практические инфраструктурные решения с учетом возможности обеспечения мощностей очистных сооружений, энергоснабжения, устранения излишних административных барьеров, а также формирования туристских продуктов, ориентированных на различные группы населения. По мнению специалистов Федерального агентства по туризму [1], финансирование со стороны государства работ по созданию объектов туристской инфраструктуры, обеспечение перспективных туристских районов транспортными и инженерными коммуникациями, установление благоприятного экономического режима работы являются важными факторами для привлечения инвестиций в туризм.

В целях развития внутреннего туризма и повышения доступности отдыха для малообеспеченных слоев населения Ассоциация туроператоров России предложила стимулировать спрос на внутренний туризм вычетом из подоходного налога россиян 13% от стоимости туристской путевки. Тем самым государство, не производя прямых расходов на субсидии и льготы, сможет оказать реальную поддержку российским курортам и поддержать отечественную индустрию отдыха [1].

В качестве примера наиболее ярких инвестиционных проектов, которые в настоящее время реализуются в туристской сфере, специалисты называют проекты на Валдае, в Новгородской области, на Алтае. Из регионов, где успешно развивается туризм, отмечается Краснодарский край и район Кавказских Минеральных Вод [10]. В сезоне 2009 г. в качестве туристских территорий хорошо себя показали Алтайский край, Иркутская и Тюменская области. В частности, неподалеку от Тобольска, который является культурным центром Сибири, создан туристский комплекс «Абалак». На берегу Иртыша построены гостиница с конференц-залом, трактир, кузница, баня, детский городок. Все это выполнено в традициях русской культуры. Зимой на территории комплекса работает горнолыжная трасса.

Развивается и средняя полоса России. Город Плес Ивановской области может стать базовым центром речного яхтенного туризма. Планируется реализовать новую программу «Большое Золотое кольцо России», которая охватывает 39 регионов страны [10]. Интересны проекты в Тульской области (г. Крапивна) и Самаре (Самарская Лука).

В последние годы интенсивно развиваются горнолыжные комплексы. Сейчас в России более 160 горнолыжных курортов. Кроме всем известных курортов на Кавказе работают курорты в Магадане, на Сахалине и на Урале, в Красноярске, в Мурманской области и др.

Меры для развития туризма, принимаемые Правительством РФ, хорошо коррелируют с рекомендациями зарубежных экспертов:

  • необходимо проводить широкую разъяснительную кампанию по развитию имиджа туризма, чтобы население осознало необходимость развития туризма и создаваемые им преимущества, затрагивающие все слои общества;
  • условием успешного развития туризма в России является долгосрочное планирование на федеральном уровне, разработка новой национальной политики развития туризма;
  • серьезное внимание следует уделить проведению маркетинговых мероприятий, особенно продвижению бренда «Россия»;
  • требует усовершенствования национальная статистика, внедрение вспомогательного счета туризма;
  • ближайшей целью российского правительства должно быть обеспечение максимально возможного равенства в распределении выгод от сферы туризма между всеми регионами и слоями населения;
  • продвижение идеи ответственности за сохранение природной, социальной и культурной среды [9].

Литература
1. Назимова Н.В. В России наблюдается положительная тенденция развития туризма; Добровольская А. Время новых возможностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg/gazeta/economika/2009/03/18.html/
2. Анализ тенденций развития туристического рынка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rb.ru/inform/106027.html/
3. Туристический портал «В отпуск.Ру»: туризм, отдых и путешествия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.votpusk.ru/
4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/news/877.smx/
5. Егоршева Н. Мышкин туризм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.rg/gazeta /2009/04/29.html/
6. Егоршева Н. Какое наше лето [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.rg/gazeta /2009/05/27.html/
7. Латухина К. Эконом-туризм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.rg/gazeta /2009/08/11.html/
8. Статистика въезда-выезда с целью туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ratanews.ru/
9. Влияние туризма и путешествий на рынок труда и экономику Российской Федерации до 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.travel.com.ru/news/wttc.htm/
10. Добровольская А. Дикарем по стране [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.rg/gazeta /2009/06/14.html/
11. Итоги внесения сведений о туроператорах в Единый федеральный реестр туроператоров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/news/877.smx/
12. Информационная служба по туризму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.travelnn.ru/
13. Антикризисный менеджмент гостиничных сетей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hotelline.ru/management/

Также по этой теме: