Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Теория и методология маркетинга    Интернационализация экономики России как предпосылка реализации международного маркетинга

Интернационализация экономики России как предпосылка реализации международного маркетинга

Интернационализация экономики России как предпосылка реализации международного маркетинга

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2000

Сейфуллаева М.Э.

доцент кафедры маркетинга РЭА им. Г.В. Плеханова


Сейфуллаева З.Б.,
аспирантка кафедры мировой экономики РЭА им. Г.В. Плеханова

В современной российской экономике все более отчетливо проявляется тенденция к усилению ее интернационализации. Этот процесс предполагает не только вовлеченность национальной экономики РФ в мирохозяйственные связи и привлечение иностранного капитала в отечественную экономику, но еще и качественно иную, гораздо более глубокую интеграцию России во всемирное хозяйство.

В этом контексте следует отметить, что история сотрудничества российских предприятий с западными партнерами, которая насчитывает более 100 лет, может быть прослежена в достаточно длительной ретроспективе.

В.И. Минеев, в частности, выделяет в ней четыре этапа:

1) 1887—1913 гг., когда осуществлялись вложения иностранного капитала в царскую Россию;

2) 1920—1934 гг. — возобновление притока иностранного капитала посредством концессионной политики молодого советского государства;

3) 1935—1986 гг. — период самостоятельного развития экономики СССР, изоляции от иностранного капитала, развития форм международного разделения труда и производственной кооперации преимущественно со странами народной демократии;

4) начиная с 1987 г., когда в СССР начались рыночные преобразования, включающие, в частности, реформирование внешнеэкономической деятельности [3, с. 16—18].

Хотя процессы транснационализации экономики РФ заметно активизировались именно в последние годы, необходимо подчеркнуть, что еще в прошлом осуществлялись успешные попытки международного сотрудничества,

Так, еще в 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в рамках которого происходила координация текущих и перспективных планов стран—членов СЭВ. Фактически создание СЭВ можно квалифицировать как своеобразную попытку государств, образующих социалистическую систему хозяйствования, создать общий рынок, развивать различные формы экономического сотрудничества и взаимовыгодного партнерства. Правда, в формировании международных экономических связей в этот период главная роль отводилась двусторонним договорам о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, которые строились преимущественно не на товарно-денежных, а скорее на идеологических принципах. Расчеты между странами осуществлялись по многостороннему клирингу (в переводных рублях). В СССР существовали всесоюзные промышленные объединения (ВПО), которые управлялись из Госплана, но функционировали как на территории союзных республик, так и ряда стран—членов СЭВ, т.е., по существу, отличались международным характером деятельности. Имелись в СССР и хозяйствующие субъекты, которые с точки зрения структуры организации и управления вполне соответствовали транснациональным компаниям, хотя так и не назывались. Речь, в частности, идет об Ингосстрахе, который имел дочерние и ассоциированные фирмы и филиалы в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии. Другой пример: государственная транснациональная компания “НафтаМосква” (бывший Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Великобритании, Дании, Италии, Швейцарии, Германии.

Либерализация внешнеэкономической деятельности, обусловленная происходящими в стране экономическими и политическими реформами, позволила российским предприятиям активно вступать в международный бизнес, продвигать экспортную продукцию на мировой рынок, используя приемы, методы, процедуры международного маркетинга, а также создала возможности для привлечения в страну иностранных инвестиций, открытия представительств ТНК и международных банков, активизации процесса создания СП.

Возникли предпосылки появления соответствующих хозяйственных структур, способных не только просто выгодно продавать отечественную продукцию за пределами национальных границ, но и успешно конкурировать в своей транснациональной деятельности с уже сложившимися аналогичными структурами из других стран, в том числе и стран развитой рыночной экономики.

Говоря иначе, в годы перестройки в России появились новые компании, которые по характеру своей деятельности было бы справедливо отнести к транснациональным, учитывая их активную экспансию на зарубежные рынки.

В число наиболее крупных компаний России в 1999 г. входили 20 предприятий, ранжируемых по объему реализации продукции; численности; рыночной стоимости; прибыльности (табл. 1).

Таблица 1

Крупнейшие компании России в 1999 г.

 

Компания

Место

Отрасль промышленности

Объем реализации, млн. руб.

Численность работающих, тыс. чел.

1999 г.

1998 г.

РАО “ЕЭС России”

1

1

электроэнергетика

218802,1

697,8

ОАО “Газпром”

2

2

нефтяная, нефтегазовая

171295,0

278,4

Нефтяная компания “ЛУКойл”

3

3

нефтяная, нефтегазовая

81660,0

102,0

Башкирская топ- ливная компания

4

4

нефтяная, нефтегазовая

33081,8

104,8

“Сиданко” (Сибирско-даль- невосточная неф- тяная компания)

5

4

нефтяная, нефтегазовая

31361,8

80.0

Нефтяная компания “Сургутнефтегаз”

6

5

нефтяная, нефтегазовая

30568,0

77,4

АвтоВАЗ

7

7

машиностроение

26255,2

110,3

РАО “Норильский никель”

8

9

Цветная металлургия

25107,1

115,0

Нефтяная компания “Юкос”

9

6

Нефтяная, нефтегазовая

24274,4

93,7

Нефтяная компания “Сибнефть”

10

8

Нефтяная, нефтегазовая

20390,9

47,0

Тюменская нефтяная компания

11

17

Нефтяная, нефтегазовая

17158,9

39,6

“Северсталь” (Череповецкий металлургичес- кий комбинат)

12

13

Цветная металлургия

16967,3

46,9

“Татнефть”

13

11

Нефтяная, нефтегазовая

16938,2

46,7

“Алмазы России — Саха”

14

20

Цветная металлургия

16790,9

35,9

Нефтегазовая компания “Славнефть”

15

14

Нефтяная, нефтегазовая

16717,5

27,6

Нефтяная компания “Роснефть”

16

12

Нефтяная, нефтегазовая

14960,2

56,1

ГАЗ

17

16

Машиностроение

14555,9

107,2

Магнитогорский МК

18

19

Черная металлургия

12865,8

27,8

Новолипецкий металлургический комбинат

19

18

Черная металлургия

11034,8

46,4

Оренбургская нефтяная компания “Онако”

20

21

Нефтяная, нефтегазовая

7428,0

27,7

Источник: журнал “Эксперт”, № 36 (200), 27.09.1999, с. 64—65.

Как и в прошлые годы, в 1999 г. лидирующие позиции удерживали предприятия сырьевого сектора экономики: из 20 крупнейших по объему реализации компании их — 18: ТЭК и металлургия. Лишь две компании: АвтоВАЗ и ГАЗ — представляют машиностроение. И такое соотношение наблюдается в России уже который год подряд.

В то же время в мировой практике ситуация прямо противоположная. Так, в публикуемом журнале Fortune списке 500 крупнейших мировых корпораций первые двадцать представлены компаниями машиностроения, а их число в первой десятке — 80%. Знаменитый нефтегазовый гигант Еххоп находится лишь на 8-м месте.

В число 20 самых рентабельных компаний России (отношение прибыли после налогообложения к объему реализации) в 1999 г. входили: пивоваренная компания “Балтика” (рентабельность 37,5%); “Сильвинит” (37,3%); Березниковский титано-магниевый комбинат (33,9%); “Невинномысский азот” (31,6%).

В списке крупнейших по уровню капитализации (сумма рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций) приоритетные позиции последовательно занимают: нефтяная компания “ЛУКойл” (1-е место); ОАО “Сургугнефтегаз” (2); ОАО “Газпром” (3); РАО “ЕЭС России” (4); нефтяная компания “Сибнефть” (5).

Сырьевой сектор превалирует не только в списке 20 лидеров российских предприятий. Из 200 ранжируемых компаний к нему относятся 96, и на их долю приходится 81% от общего объема реализации.

1. Нефтяная компания “ЛУКойл” укрепилась на позиции лидера в отрасли. Добыча нефти составила за 1998 г. 53,67 млн. тонн. Она имеет собственные АЗС в Эстонии, арендует нефтеперерабатывающий завод в Литве; ведет разведку, добычу и переработку нефти в Азербайджане, Тунисе и Египте. В конце 1997 г. “ЛУКойл” победил компанию “ЮКОС” в тендере на право разработки нефтяных месторождений северной части Каспия. Экспансия “ЛУКойла” вышла далеко за пределы России. В прошлом году совместно с Nexus Fuels компания начала открывать АЗС под собственной маркой в США. В начале 1998 г. она приобрела контрольный пакет акций одного из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Румынии (“Петротел”) мощностью 7 млн. тонн нефти в год; ведет переговоры о вхождении в международный консорциум Timan Pechora Company, выступает главным претендентом на болгарский завод “Нефтохим”.

2. ОАО “Газпром” осуществляет производственную, сбытовую и снабженческую деятельность в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы, Балтии.

В настоящее время портфель контрактов компании на поставки природною газа в страны Центральной и Западной Европы оценивается в 2,7 триллиона кубических метров В 1998 г. объем добычи российского природного газа увеличился на 3% — до 120 млрд. куб. м. По прогнозам экспертов, в 1999 г. возможно увеличение поставок газа из России в Европу до 123 млрд. куб. м; к 2000 г. — 145 млрд. куб. м; к 2005 г. — 181 млрд. куб. м.

Продолжаются активные попытки компании расширить рынок экспортных поставок.

В последние годы компания заключила соглашения о поставках газа в Италию, Венгрию, Чехию, Турцию и Германию. В зону интересов “Газпрома” также попали Швеция, Иран, страны ЮВА и Китай. “Газпрому” удалось пролонгировать до 2030 г. крупнейший с периода своего акционирования контракт на поставку газа с ведущим европейским импортером газа и своим важнейшим конкурентом Ruhrgas, что позволит ему иметь гарантированный сбыт газа в Европе.

“Газпром” принимает активное участие в строительстве новых веток газопровода “Ямал—Западная Европа” — через Белоруссию, Польшу в ФРГ и другие страны Западной Европы, где он остается основным поставщиком газа; а также газопровода “Северное море — страны Европы”, чтобы объединить газовые системы континентальной Европы и Великобритании.

Компания готова поставлять газ в Израиль, чьи потребности в газе составят к 2010 г. 10—12 млрд. куб. м, а также сотрудничать с Ираном по реализации совместного проекта “Южный Парс”, где основным партнером РАО “Газпром” выступает крупнейшая французская нефтяная компания Total.

Финский государственный концерн Neste намерен инвестировать несколько десятков миллионов рублей на исследования по строительству совместно с “Газпромом” и рядом европейских ТНК газопровода из России в Швецию через Финляндию.

Наконец, норвежские компании Station и TMorsk Hydro подписали с “Газпромом” протокол о сотрудничестве на континентальном шельфе Печорского моря, в том числе по проведению совместных геологоразведочных работ для определения потенциальных запасов сырья.

3. “Алмазы России—Саха” (“Алроса”) — крупнейшая российская алмазодобывающая компания. Добыча за 1998 г. оценивается в 1,5 млрд. долл.; реализация алмазов составила 15 млрд. руб., а прибыль от нее — 6,6 млрд. руб.

С точки зрения производства компания выглядит весьма привлекательно: за последний год она увеличила как добычу алмазного сырья в натуральном выражении, так и объемы его продаж. В апреле 1998 г. она ввела в эксплуатацию обогатительную фабрику на алмазном месторождении Catoca в Анголе, где компании “Алроса” принадлежит 32,8% капитала и в развитие которого она инвестировала уже 32 млн. долл. В монгольском алмазодобывающем предприятии “М-Даймонд” ей принадлежат 49% капитала. В целом АК “Алроса” имеет долю участия более чем в 50 предприятиях, в том числе зарубежных. В 1999 г. компания ввела в строй ряд новых объектов: подземный рудник “Интернациональный” и обогатительную фабрику “Алроса-Нюрба”.

Одним из главных подразделений компании является Единая сбытовая организация, начавшая производство бриллиантов (в 1998 г. объем работ составил 42 млн. долл.). Таким образом, “Алроса” становится не только алмазодобывающим предприятием, но и крупным производителем бриллиантов. В 1998 г. “Алроса” открыла представительство в Бельгии, которое, в частности, торгует произведенными компанией бриллиантами.

Продажа алмазов на внешнем рынке осуществляется АК “Алроса” только при посредстве ТНК De Beers: 21 октября 1997 г. компания подписала с этой швейцарской корпорацией крупный контракт, гарантирующий ей неограниченный сбыт российских алмазов в Европе до 2005 г. Это заметно расширяет возможности российского экспорта неограненных алмазов при сохранении статуса De Beers как транснационального монополиста. Кроме того, в последние годы компания, осуществляя широкую диверсификацию деятельности, создала компании “Алроса-газ” (совместно с “Якутскгазпромом”) и “Алроса-энергия” — с РАО “ЕЭС России”.

4. ОАО “ГАЗ” — крупнейший в России производитель автомобилей. Событием 1998 г. для компании стало создание совместного предприятия “Нижегород—Моторс” с партнерами — итальянским концерном Fiat и ЕБРР. Общий объем инвестиций должен был составить 850 млн. долл. В соответствии с бизнес-планом к концу 1998 г. было намечено выпустить 2000 автомобилей трех фиатовских моделей. Однако в связи со сложной финансово-экономической ситуацией руководство СП решило перенести сроки начала реализации проекта до февраля 2000 г. Пока решено начать с запуска линии по сборке до 10 тыс. машин в год из крупных узлов, изучить рынок и лишь потом приступить к созданию полного цикла производства с долей российских комплектующих 50% и более.

ГАЗ реализует одновременно еще ряд совместных проектов. Так, в октябре 1998 г. ГАЗ и концерн Magna-Steyer приняли решение создать СП по крупносерийному выпуску дизельных двигателей ГАЗ-560 (Steyr). В марте 1999 г. открыт завод по производству средних грузовиков ГАЗ-3307 и легких грузовиков “Газель” в Минске. В конце февраля 1998 г. в Хакасии, на Абаканском ремонтно-механическом заводе, было открыто сборочное производство “Газелей”, а на Украине — сборочный цех по выпуску среднетоннажных грузовых автомобилей ГАЗ-3307. Кроме того, ГАЗ инвестировал средства в разработку своих новых моделей: грузовик “Соболь”, легковой автомобиль “ГАЗ-3111”, которые в 1999 г. будут поставлены на конвейер. Развитие сети автосборочных заводов на территории России и других стран ОАО “ГАЗ” считает приоритетным направлением своей деятельности.

5. “Росвооружение” — созданная в 1993 г. государственная компания, осуществляющая военно-техническое сотрудничество с 51 страной мира. На изготовление экспортной продукции работает более 500 ее предприятий, которые через систему кооперации связаны еще с 1236 предприятиями в 10 странах ближнего зарубежья. Компания экспортирует оружие в Индию, Китай, Кувейт, Вьетнам, ОАЭ, Кипр, Турцию. Подписаны соглашения о военно-техническом сотрудничестве с Украиной, Белоруссией, Таджикистаном, Казахстаном, Узбекистаном и Туркменией. За 1997 г. пакет подписанных компанией контрактов составил около 8 млрд. долл.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что интернационализация деятельности характерна главным образом для отечественных сырьевых компаний, выступающих своего рода “естественными монополиями”. Эти компании обеспечивают ежегодно более 70% объема реализации всей российской промышленной продукции, а уровень их рентабельности стабильно высок. По своим производственным показателям российские естественные монополии не уступают зарубежным ТНК. Так, если ранжировать мировые компании по прибыли, то по итогам 1997 г. “Газпром” вышел на 6-е место, а “ЛУКойл” — на 12-е место в мире. Две крупнейшие российские компании — РАО “ЕЭС России” и “Газпром” — имеют больший оборот (соответственно 37 и 27 млрд. долл.), чем такие всемирно известные американские ТНК, как Xerox, Coca-Cola, Lockhid. И это при условии, что их продукция внутри страны продается по ценам ниже мировых. Если же продукцию “Газпрома” оценить в мировых ценах, то он превосходит все американские фирмы, кроме 5 самых крупных [6, с. 126].

Состав интернациональных компаний России дополняется за счет транснациональных финансово-промышленных групп (ФПГ), опыт создания которых успешно демонстрируется экономически развитыми странами. Так, около четверти промышленного производства, в том числе подавляющая часть наукоемкого, контролируется шестью сотнями транснациональных ФПГ.

Транснациональные ФПГ превратили мировое производство в международное, обеспечили развитие НТП во всех направлениях: от повышения технического уровня, качества продукции и эффективности производства до совершенствования форм менеджмента и маркетинга. Через свои дочерние предприятия и филиалы в сотнях стран мира они действуют по единой научно-производственной, сбытовой и финансовой стратегии; обладают огромным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим динамичное развитие.

По оценкам специалистов, транснациональные ФПГ контролируют одну греть промышленного производства, более половины внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новейшую технику, технологии и ноу-хау. В них занято около 73 млн. человек.

Объективная потребность формирования аналогичных интегрированных структур в России подтверждается постоянно растущим числом официально зарегистрированных транснациональных ФПГ.

По своей экономической сущности финансово-промышленная группа представляет собой продукт объединения финансового, промышленного и торгового капитала, в основе которого лежат отношения экономической и финансовой взаимозависимости, разделения труда и его координации для осуществления хозяйственной деятельности.

ФПГ вбирает в себя предприятия различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг, а также финансовые учреждения. Ядром этой хозяйственной структуры является банковский или финансовый институт (банк, инвестиционная или страховая компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерская контора).

В экономике современной России ФПГ образуют особый сектор. По оценкам Минэкономики РФ, общая численность занятых в них составляет около 4 млн. человек, годовой оборот продукции — более 100 трилн. рублей, или более 10% ВНП.

Из 200 крупнейших российских компаний участниками ФПГ является 130, из 100 крупнейших банков — 48 или вошли в состав ФПГ, или сами создали такие группы.

Деятельность ФПГ концентрируется, главным образом, в металлургической, газовой, нефтедобывающей, авиастроительной, золотодобывающей промышленности, строительстве, электронике, автомобилестроении, судостроении, то есть в наиболее технологически продвинутых отраслях экономики.

В целом российские ФПГ отличает достаточно широкая диверсификация. Охватывая более 100 направлений деятельности в самых разнообразных отраслях, ФПГ активно способстпуют не только их выживанию, но и оживлению российской экономики.

Транснациональные ФПГ отличаются от национальных финансово-промышленных групп прежде всего тем, что они обязательно имеют в своем составе юридических лиц, находящихся под юрисдикцией других стран, осуществляющих там производственную или сбытовую деятельность.

Таблица 2

Транснациональные ФПГ с участием стран СНГ

 

Название ТФПГ

Страны-участницы

Сфера деятельности

1. “Интеррос”

Россия, Казахстан

Производство и экспорт химическихудобрений, алюминия, профильного проката, никеля, меди, продовольственных идругих товаров

2. “Нижегородские автомобили”

Россия, Белоруссия,

Украина, Киргизия,Таджикистан,Молдавия, Латвия

Производство грузовых и легковых автомобилей, дизельных и бензиновыхдвигателей, рефрижераторных прицепов,гусеничных транспортеров, резинотехнических изделий и изделий из стекла,товаров народного потребления

3. “Точность”

Россия, Белоруссия,

Украина

Разработка и производство изделийспецтехники, гражданской техники

4. Транснациональная алюминиевая компания “ТаНаКо”

Россия, Казахстан

Производство и углубленная переработка алюминия

5. “Славянскаябумага”

Россия, Украина

Переработка сырья для продукции целлюлозно-бумажного производства ипроизводства химических волокон

6. “Аэрофин”

Россия, страныБалтии

осуществление перевозки пассажирови грузов, производства и ремонта авиатехники

7. “Оптроника”

Россия, Белоруссия

Создание оптико-электронных приборови систем для военной техники и вооружения

 

Следует отметить активизацию усилий российских предприятий по формированию ТФПГ с участием стран СНГ (табл. 2). Примером может служить ФПГ “Нижегородские автомобили”, подбор участников которой ориентирован на кооперационные связи с предприятиями Украины, Белоруссии, Киргизии, Латвии. Так, АО “РАФ” (Латвия) поставляет комплектующие изделия для АО “ГАЗ” (Нижний Новгород) и получает от него шасси, готовые детали и узлы. Украинские участники ФПГ (ПО “Белоцерковышина” и Черниговский завод карданных валов) поставляют головному предприятию ФПГ автошины и карданные валы. АО “Киргизский автосборочный завод” (г. Бишкек, Киргизия) поставляет для нужд ФПГ радиаторы охлаждения, получая взамен шасси. Именно в машиностроении создание транснациональных ФПГ является особенно продуктивным, так как здесь десятилетиями складывались тесные технологические связи.

В настоящее время прорабатывается свыше десятка проектов создания транснациональных ФПГ с участием предприятий Украины (производство алюминия и изделий из него, авиационных двигателей), Белоруссии и Казахстана (многопрофильные группы), Узбекистана (производство самолетов). Реализуется программа создания ФПГ в атомной энергетике, в которой будут участвовать Россия, Украина и Казахстан. В сфере авиационной техники заключено соглашение между Россией и Украиной, а в металлургии — между Россией, Казахстаном и Украиной.

В последнее время усилилась тенденция создания транснациональных ФПГ в рамках военно-промышленного комплекса. Речь идет о предприятиях авиационной, ракетной, космической промышленности России и стран СНГ, НИИ и КБ оборонной промышленности и банках, вкладывающих в них средства. Так, АООТ “Евразия”, образованная в 1994 г. крупнейшими машиностроительными заводами России и Узбекистана, преобразуется в ТФПГ с участием финансовых структур, а также промышленных и коммерческих структур Казахстана и Киргизии.

Намечается также расширение российской ФПГ “Сокол” за счет привлечения предприятий Казахстана и Киргизии.

По оценкам МВЭС России, через каналы гранснационализации инвестиционного и финансового капитала в машиностроительных отраслях Россия до конца 20-го века могла бы в полтора-два раза увеличить объемы экспорта в страны СНГ машин и оборудования, узлов и деталей к ним, современных производственных и информационных технологий. Партнеры из СНГ, в свою очередь, могли бы расширить экспорт машиностроительной продукции в Россию, а также страны дальнего зарубежья.

Кроме того, транснациональные структуры выступают “интеграционным ядром” для СНГ и бывших партнеров по СЭВ.

Однако процесс становления транснациональных ФПГ происходит довольно медленно. Основные причины этого заключаются в следующем:

1. Неотработанность процедур и механизма их формирования и функционирования. Так, неудачный старт российско-узбекского транснационального ФПГ “Илюшин” объясняется непроработанностью механизма получения государственной поддержки при подписании соглашения, а также отсутствием в числе ее учредителей банковских структур.

2. Недостатки правового обеспечения и расхождения в национальных законодательствах по вопросам создания транснациональных структур. Отсутствуют также единые юридические и экономические толкования основных понятий, регулирующих создание и функционирование транснациональных ФПГ. Так, несмотря на заключенное межправительственное соглашение о содействии совместной деятельности различных интегрированных структур в рамках СНГ, а также соглашения по вопросам формирования ФПГ России с такими странами, как Белоруссия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, реализация договоренностей приостановилась: выяснилось, что российская законодательная база в некоторых случаях опережает законодательство стран СНГ.

3. Существуют серьезные различия в подходах к ведению консолидированного учета, отчетности, составлению бухгалтерского баланса, распределению прибыли, выплате налогов и таможенных пошлин предприятиями, входящими в транснациональные ФПГ.

4. Предложения России о создании транснациональных ФПГ все чаще наталкиваются на конкуренцию со стороны фирм третьих стран. Так, подписание учредительных документов о создании российско-казахстанской транснациональной ФПГ по производству титановой продукции (1996 г.) не помешало Усть-Каменогорскому титано-магниевому комбинату продавать титановую губку в Японию и Китай, причем даже по ценам ниже мировых. Вследствие этого Россия теряет многие традиционные рынки в странах СНГ. В первую очередь, речь идет о рынках высоких технологий: авиационной, радиотехнической, электронной и химической продукции. Эту нишу моментально заполняют крупные западные ТНК, выдерживать конкуренцию с которыми отечественным транснациональным ФПГ становится все сложнее.

Дальнейшая эволюция процесса создания транснациональных ФПГ нуждается, по нашему мнению, в более энергичной государственной поддержке в широкой информационно-консультативной помощи со стороны ТПП, других ассоциаций и объединений, занимающихся обслуживанием предпринимательской деятельности.

Разновидностью транснациональной ФПГ является международная (межгосударственная) ФПГ. Главное различие между ними состоит в оформлении этих групп: международная ФПГ образуется на основе межправительственного договора (соглашения), и поэтому ей предоставляются все преференции, имеющие место между государствами в их внешнеэкономической деятельности.

Главная задача межгосударственных ФПГ заключается в ускорении интеграционных процессов в странах—участницах СНГ.

МФПГ обладают двумя важнейшими особенностями:

• во-первых, создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого межправительственными соглашениями в различных формах;

• во-вторых, перечень российских участников группы определяется правительством РФ из числа предприятий с большой долей государственной собственности.

С учетом сказанного, в России можно назвать только две международные ФПГ:

— “Интеррос”, в которой участвуют предприятия нефтехимической промышленности, цветной и черной металлургии России и Казахстана.

В сентябре 1995 г. правительство Казахстана передало в управление этой группе государственный пакет акций АО “Ульба”, связанного единым технологическим циклом с несколькими российскими предприятиями, производящими топливо для атомных электростанций. “Интеррос” предоставляет финансовые средства для “Ульбы” через финансовые институты группы “Онэксимбанк” и “МФК”, а в случае необходимости — через банки на территории Казахстана;

— “Электронные технологии”, в состав которой войдут АО “Росэлектроника” и белорусские предприятия по производству конкурентоспособных телевизионных приемников для российского рынка, как результат подписанного в декабре 1998 г. российско-белорусского соглашения о создании межгосударственного ФПГ.

В деятельности этой МФПГ утверждено 15 приоритетных программ в области производства силовой и автомобильной электроники, приборов ночного видения, детских электронных шрушек, платежных карточных систем и др.

Если классифицировать МФГП по принятым в международной практике признакам, то их следует отнести к мультинациональным корпорациям (МНК), использующим капитал двух или более различных стран.

Одновременно с ТФПГ и МФПГ в России формируются мощные хозяйственные структуры в виде концернов, ассоциаций, межотраслевых объединений, корпораций, т.е. компаний с международным характером деятельности, которые способны вполне успешно сотрудничать с аналогичными иностранными партнерами. Уже к концу 1991 г. было сформировано 58 межотраслевых государственных объединений, 164 концерна, 1790 различных ассоциаций.

В конце 80-х годов в стране появилась качественно новая, перспективная форма транснационализации российской экономики — консорциумы, главной целью которых является осуществление крупномасштабной торговли с западными странами. Так, в апреле 1989 г. был создан первый торговый консорциум — с пятью американскими ТНК в целях “получения прибыли от советской перестройки” [2, p. 93]. Им было создано 26 СП в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, химии, медицине, энергетической и деревообрабатывающей промышленности с общим объемом инвестиций до 2003 г. в 10—15 млрд. долл. [2, р. 96].

Целью создания другого консорциума — “Российского авиационного консорциума” — является проведение активной внешнеэкономической политики и стимулирование развития рынка воздушных перевозок в соответствии с Федеральной программой развития гражданской авиационной техники России до 2000 г. Инвестиционные проекты консорциума предполагают внедрение головной серии самолетов Ту-204-100 в авиакомпании “Внуковские авиалинии”; ввод в коммерческую эксплуатацию на международных воздушных линиях самолетов Ту-204 с пермскими двигателями ПС-90; поставку до 2000 г. 16 самолетов Ту-204 в Болгарию для нужд авиакомпании Balkan и оборудования для авиационно-технических баз по обслуживанию самолетов в аэропортах Софии и Варны.

В конце 1998 г. правительство РФ приняло решение о создании корпорации “Аэрокосмическое оборудование”, не менее 51% акций которой будет находиться в федеральной собственности в течение трех лет. Доля государственной собственности в уставном капитале корпорации будет оплачена находящимися в федеральной собственности акциями АО, четыре из которых (казанский завод “Радиоприбор”, альметьевский завод “Радиоприбор”, московский завод “Темп” и смоленский “Измеритель”) создаются путем преобразования государственных предприятий. Учредителем корпорации от имени государства выступает Российский фонд федерального имущества.

Российским транснациональным хозяйствующим субъектам, оперирующим в СНГ и странах дальнего зарубежья, присуща определенная специфика. Так, с точки зрения отраслевой направленности инвестиций РФ предпочтение отдается сырьевым отраслям, а также созданию сбытовой сети и соответствующей инфраструктуры, обслуживающей их (складских комплексов, транспортных предприятий, пунктов перевалки грузов, банковских и страховых компаний).

Одним из перспективных направлений совместного предпринимательства России со странами СНГ является их долевое участие в создании и эксплуатации транспортной инфраструктуры, в том числе ориентированной на обслуживание российского экспорта. Так, учредителями российско-узбекского СП “Центрально-Азиатский холдинг”, созданного для освоения и обслуживания трансазиатской магистрали, открывающей странам СНГ выход к Персидскому заливу (через Среднюю Азию и Иран), являются 50 российских предприятий и узбекская железная дорога.

Важнейшей проблемой современной России является восстановление на принципиально новой основе распавшихся с началом 90-х годов экономических связей с бывшими партнерами по СЭВ. В настоящее время они осуществляются только на основе принципов эффективности и коммерческой выгоды. Так, благодаря приобретению пакетов акций предприятий, бывших крупными поставщиками продукции на советский рынок, удается сохранить жизненно важные хозяйственные связи. Например, консорциум “АТЭКС”, состоящий из российских, украинских, белорусских, узбекских фирм. приобрел до 30% венгерского предприятия “Икарус”. “АвтоВаз” давно работает с комплектующими из Венгрии, оплачивая их поставками своих автомобилей “Лада” через российско-венгерское СП “Хунгара Лада”.

Сибирское отделение компании “Юганскнефтегаз” выкупило будапештский телевизионный завод “Орион”, и теперь собираемые на нем телевизоры продаются под торговой маркой “Юганск Орион”. Другое сибирское объединение — “Правдинская нефть” — приватизировало в Будапеште часть завода, производящего оборудование для нефтяной промышленности (нефтекачалки).

Главным итогом подобного сотрудничества является не только то, что оно позволяет сохранить и эффективно использовать сложившееся в прошлом международное разделение труда, но и развивать свое промышленное производство на качественно ином уровне международного разделения труда.

Процессы интернационализации все активнее охватывают сферу НИОКР. Так, западногерманский концерн Bauer и Российская Академия Наук подписали с 1998 г. договор о сотрудничестве с области фармацевтики и химии, в соответствии с которым предполагается проведение совместных научных разработок в фармацевтике, производстве полимерных материалов, а также в сферах, использующих тонкую химическую технологию. При этом все проекты будет финансировать западногерманская сторона.

Весьма перспективны и другие формы международной деятельности российских предприятий.

Так, 30 сентября 1998 г. в Москве достигнуто соглашение о начале реализации совместного проекта Du Pоnt de Nemours и The Woolmark Company: “Шерсть + Лайкра”. Суть его заключается в лицензировании российских швейных предприятий, выпускающих шерстяные ткани и одежду. Программа нацелена на поддержание тех отечественных производителей, которые выпускают продукцию высокого качества из шерстяных тканей с лайкрой, используя современные технологии.

Для этой цели разработан и внедряется специальный логотип Wool + Lycra. В Европе его уже знают от 34 до 60% покупателей. После получения лицензии авторитетных на мировом рынке компаний Du Pont и Woolmark российские производители получают право на использование известных торговых марок Lycra и Woolmark, популярность которых очень высока: в среднем они знакомы 85—90% потребителей развитых стран. Первой в РФ эту лицензию получила московская швейная фабрика “Большевичка”, которая специализируется на пошиве модных костюмов из шерсти с лайкрой.

Многие крупные зарубежные ТНК и производители проявляют повышенный интерес и готовность сотрудничать с предприятиями военно-промышленного комплекса России. Так, General Electric наладил сотрудничество с предприятием “Рыбинские моторы” по совместному производству промышленных турбин, а в дальнейшем — для сборки моторов. Франко-германская вертолетостроительная компания Europter вместе с московским заводом Т.Л. Миля, казанским производственным объединением и корпорацией В.Я.Климова учредили совместную вертолетостроительную компанию “ЕвроМиль” для разработки, производства и сбыта 30-местного вертолета МИ-38. Московский авиастроительный концерн МАПО “Миг” в сотрудничестве с французскими компаниями Snecma-Turbomeka и Sextant Avionigue создал учебно-тренировочный самолет нового поколения МИГ-АТ. Западногерманским концерном Simens AG и Ижевским моторостроительным заводом создано совместное предприятие по производству междугородних телефонных станций. Крупнейшие азиатские ТНК — Samsung Elektronics, Daewoo и другие — стремятся наладить сотрудничество с российскими НПО, используя накопленный в них теоретический и технологический потенциал и соединяя его с собственным капиталом и опытом маркетинговой деятельности на зарубежных рынках.

Учитывая вышеизложенное, считаем возможным сделать вывод о том, что происходящие в России процессы интернационализации экономики создают определенные предпосылки для реализации отечественными предприятиями международного маркетинга.

В самой общей форме это:

• интернационализация хозяйственной жизни, дальнейшая транснационализация деятельности крупных хозяйствующих субъектов;

• либерализация государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

• усиление воздействия научно-технического прогресса на экономические процессы, результатом которого является реструктуризация отечественной экономики;

• интернационализация НИОКР и активное перемещение ноу-хау, лицензий, научных разработок;

• сокращение жизненного цикла многих товаров при одновременном возрастании требований потребителей к новизне, качеству, дизайну, упаковке и другим параметрам продукции;

• усиление тенденции к выравниванию условий спроса и стиля потребления в России в сравнении с другими странами;

• обострение конкуренции на многих сегментах внутреннего рынка промышленной продукции, в первую очередь с импортными товарами.

Вместе с тем очевидно, что в стране не существует на сегодняшний день ни одной крупной хозяйственной структуры, которая могла бы подойти под определение ТНК, выступающей главным субъектом международной маркетинговой деятельности.

Все существующие определения ТНК исходят из того, что деятельность ТНК носит транснациональный характер. Другими словами, ТНК чаще всего определяются как международные корпорации, выступающие субъектами международных экономических отношений. По определению ООН, ТНК — это международно-оперирующие фирмы в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров.

ТНК выполняют особую роль в формировании и поддержании внешнеэкономических связей между странами—субъектами мирового хозяйства благодаря своей способности генерировать мировые ресурсы, включая технологические и информационные; интернационализировать производство и сбыт; трансформировать международное разделение труда. ТНК располагают возможностями выхода на мировые товарные рынки не только через традиционный экспорт, но и через обмен товаров и услуг своих филиалов, расположенных далеко за пределами страны базирования ее головной компании.

Именно поэтому в экономику РФ в конце 80-х годов, т.е. в начальный период ее реформирования, первыми вступили ТНК, составляющие элиту международного бизнеса: Microsoft, Kodak, Pepsico, Fiat, Siemens AG, Salamander, L‘Oreal, Mitsubishi, Xerox и др.

Выбор формы экспансии ТНК в экономику РФ зависит от множества факторов: от экономических интересов как донора, так и реципиента; от выбора сферы деятельности иностранного капитала и вида продукции (традиционной, технологически сложной и наукоемкой); масштабов проекта; стратегических целей привлечения иностранных инвестиций. Это создает предпосылки для активного использования различных форм международного маркетинга1.

Формы внедрения зарубежных ТНК в российскую экономику принципиально не отличаются от форм внедрения этих хозяйствующих субъектов в экономику других стран — пожалуй, за исключением стран с развитой рыночной экономикой. Однако в России они имеют определенную специфику. Так, при создании СП иностранные инвесторы не строили в России новых предприятий, а старались использовать территорию, цеха или склады государственных предприятий. Во-вторых, западные предприниматели приняли активное участие в приватизации российской промышленной собственности через систему “вторичного акционирования”, скупая акции у работников российских предприятий. В первую очередь это коснулось предприятий топливно-энергегического комплекса, а также добычи цветных металлов, целлюлозно-бумажного производства, черной и цветной металлургии. Негативным результатом данного процесса является, в частности, сохранение сырьевой ориентации в отечественном экспорте, а также перевод на территорию РФ экологически неблагоприятных производств.

Для крупнейших азиатских ТНК — Samsung Electronics, Daewoo и других, столкнувшихся с проблемами перенасыщения национальных рынков сбыта, развитие взаимоотношений с отечественными предприятиями представляется прекрасной возможностью расширения масштабов международной маркетинговой деятельности. С позиции же России кооперация с ведущими мировыми ТНК позволит ей развивать экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, использовать современный опыт международного маркетинга, что повысит ее рейтинг как субъекта мирохозяйственных связей.

 

Литература

 

1. БИКИ. — 1999. — № 98.

2. Fortune. — 31.07.89. — № 4. — р. 93.

3. Сейфуллаева М.Э. Международный маркетинг: теория и практика. — М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1999.

4. Минеев В. И. Совместные предприятия в обрабатывающих отраслях // Экономика строительства. — 1993. — № 11—12.

5. “Эксперт”. — № 36 (200). — 27.09.1999.

6. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. — М.: 1998.

 

Также по этой теме: