Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Теория и методология маркетинга    Семантика, дефиниции и соотношение понятий "продукт", "товар", "услуга"

Семантика, дефиниции и соотношение понятий "продукт", "товар", "услуга"

Семантика, дефиниции и соотношение понятий "продукт", "товар", "услуга"

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2001

Прищепенко В.В.

доцент кафедры менеджмента Волжскогогуманитарного института
Волгоградского государственного университета

"Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…"
Ф.И. Тютчев



Актуальность статьи Е.П. Голубкова [1]трудно переоценить. Хотя во многих случаях авторлишь обозначил свои суждения по рассматриваемойпроблеме без достаточно аргументированныхдоказательств, что, однако, не снижает ценностивысказанных им суждений.

До недавнего времени даже вспециальной литературе по маркетингу несуществовало различительного толкованияпонятий «товар» и «продукт» (см. например [2])1.В других источниках можно встретитьнеоднозначное толкование этих понятий. Многонепроясненного и в определении понятия «услуга».Например, трудно догадаться, какой смыслвкладывают авторы публикаций [3, с. 39; 4, с. 110,нижняя строка], используя понятие «сервиснаяуслуга», так как service в переводе с английскоговключает такие определения, как «служба, услуга,обслуживание, обслуживать, эксплуатация и др.»,смысл которых может быть различным. Поэтому вопределении понятия «услуга» в отечественнойлитературе допущены различные толкования,заключающиеся в том, что понятие «услуга»переводят и как виды деятельности, и какрезультат деятельности, и как саму деятельность,т.е. оказание услуги, обслуживание.

Ф. Котлер [5, с. 541] приводит следующееопределение понятия «услуга»: «Услуга — любаядеятельность, которую одна сторона можетпредложить другой; неосязаемое действие, неприводящее к владению чем-либо. Еепредоставление может быть связано сматериальным продуктом». Как будет показанодалее, по нашему мнению, здесь следовало быперевести как «Обслуживание — любаядеятельность…», то есть должно быть приведеноопределение понятия «обслуживание», а не понятия«услуга».

Вместе с этим Ф. Котлер с соавторами [6,с. 718] предлагает более широкое определениепонятия «service»: «Услуга (service) — любаядеятельность или благо, которую одна сторонаможет предложить другой. Услуга по сути своейявляется неосязаемой и не приводит к овладениюсобственностью (к передаче собственности)». Вэтом контексте уже использованы термины«деятельность» и «благо». Последний терминопределяет сущность, ядро, изначальный смыслтовара, как и термины «выгода», «услуга»,«преимущество» и т.п.

Можно встретить и такое суждение:«Услуги в отличие от товаров неосязаемы. Услуги(следовало бы переводить как «обслуживание». — В.П.)производятся людьми, а товары — машинами» [7, с. 25].Но на современном этапе развития науки и техникисуществует различные машинные комплексы,производящие обслуживание и без присутствиячеловека, например банкоматы. Вавтоматизированных системах такжеосуществляется обслуживание машин машинами.

Понятие «услуга» часто относят толькок определенным сферам деятельности. Однако«довольно редко можно встретить организацию,предоставляющую товар или услугу (обслуживание.— В.П.) в чистом виде. В попытке найти различиемежду товаром и услугой было бы болеецелесообразно рассматривать понятие континуума«товар — услуга» (следовало бы также переводитькак «обслуживание». — В.П.) со множествомвариантов комбинаций, начиная от преобладаниятовара и заканчивая преобладанием услуги [6, с. 718].Здесь авторы пытаются приблизиться к истине всоотношении терминов «товар» — «услуга». Причемнаибольшим преобладанием неосязаемойсоставляющей данных понятий является обучение.Представьте, что в магазине вы приобреликомплект учебников, аудио- и видеоматериалов покурсу «маркетинг». Вы самостоятельно по этимматериалам изучаете этот курс. Вы в магазинеприобрели осязаемый товар, в сущности которогозаложено обучение мастерству маркетинга, тауслуга, которая так необходима вам. И вы,используя эти материалы, самообучаетесь,самообслуживаетесь. Ряд специалистов, обсуждая,какой термин («товар» или «продукт») болееуместен, признают, что «…термин «продукт»включает и свою неосязаемую составную часть,например услугу» [1, с. 13].

Существует большое многообразиедефиниций понятий «продукт», «товар» и «услуга».Например:

  • продукт — результат деятельности или процессов [8, п. 1.4];

  • продукт — конкретный результат материального или духовного производства, обладающий качествами, характеризующими его целевое назначение, и свойствами, ради которых он приобретается и потребляется [9, с. 292];

  • продукт — комплекс осязаемых и неосязаемых свойств (характеристик, функций, выгод и использований), предназначенных для удовлетворения нужд покупателей [10, с. 115—116];

  • товар — любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями [9, с. 67];

  • товар — продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем обмена, купли-продажи; вообще — то, что является предметом торговли [11, с. 787];

  • услуги — итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребности потребителя. Услуга может быть связана с производством и поставкой материальной продукции [8, п. 1.5];

  • услуги — виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, не изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат [9, с. 72].

Перевод с английского языка слов,связанных с понятиями «продукт», «товар»,«услуга», может выглядеть следующим образом:

  • product — продукт, продукция, изделие, фабрикат, результат, произведение;

  • article — товар, предмет (торговли);

  • goods — товар, товары, груз;

  • commodity — товар1;

  • service — служба, обслуживание, услуга, сообщение, связь, эксплуатация, содержание, обслуживать [12].

Как видим, существует многообразиесемантики и дефиниций понятий «продукт»,«товар», «услуга». По всей видимости, причинаэтого многообразия кроется в неточностиперевода, обусловленной неоднозначностьюиностранных слов, что приводит к различнымтолкованиям этих понятий2.Мультиплицирующий эффект, вызванный подобныминеднозначностями, со временем уже приводит кподмене этих понятий, нарушая их оригинальныйсмысл. Тем более что в рыночных условиях вмаркетинге нужна не только семантика этихпонятий, но и знание того, как они соотносятсядруг с другом.

Чтобы более четко определиться ссемантикой и соотношением понятий «продукт»,«товар», «услуга», обратимся к трудам К. Маркса иФ. Энгельса, которые излагают свои взгляды вдискуссии с представлениями А. Смита, Д. Рикардо идругих экономистов — исследователей труда икапитала, рыночных отношений. Именно они еще впрошлом веке изложили некоторые ключевыепонятия современного маркетинга, направленногона удовлетворение потребностей, в отношениимногих его элементов, понятий, соотношений, далиим обоснование для условий капиталистическогопроизводства.

Итак (стараясь сохранить стильизложения упомянутых трудов), человек, которыйпроизводит предмет непосредственно для своегопотребления, создает продукт, но не товар. Чтобыстать товаром, продукт должен производиться некак непосредственное средство существования длясамого потребителя [13, т. 16, с. 124, 307].

Продукт стал превращаться в товар споявлением частной собственности уже внутриобщины, когда излишки продуктов труда началииспользовать для обмена [13, т. 20, с. 165—166; т. 21, с. 113].По нашему мнению, можно считать, что именно сэтого момента люди начали применять маркетинг(хотя этот термин тогда не использовался),необходимый для эффективного обмена.

Таким образом, продукт, вступающий вобмен, является товаром [13, т. 13, с. 498]. Из этогоможно предположить, что товар является болеешироким понятием, так как продукт трудадополнительно должен наделяться рыночнымиатрибутами для повышения эффективности обмена. Сразвитием капиталистического производстватовар становится всеобщей формой продукта [13, т.26, ч. III, с. 111, 492].

Если продукт интересен и являетсяпотребителю в виде потребительной стоимости, тотовар, поскольку он вступает в процесс обмена,представляется с двух точек зрения:потребительной стоимости и меновой стоимостиили, если последняя выражена в деньгах, — цене [13,т. 13, с. 443, 498—499]. Отсюда уже несомненно видно, чтотовар — более широкое понятие в сопоставлении спродуктом.

Тем самым сущность товара выражается вдвух его сторонах: меновой и потребительнойстоимостях, которые обеспечивают прибыль илидругую выгоду производителям и другим продавцам.В свою очередь, одна из сторон товара —потребительная стоимость, выражающаяся в видевыгод, благ, — обеспечивает удовлетворениежеланий конечного потребителя.

Если для производителя, участниковтовародвижения, т.е. продавцов, фокусом вниманияявляется как меновая, так и потребительнаястоимости, причем последняя представляет для нихинтерес только как основа меновой стоимости, тодля потребителя фокус — прежде всегопотребительная стоимость как ценность, какуслуга, а меновая стоимость, цена его интересуеттолько как мера ценности потребления1.

На любом этапе цепочки товародвиженияего участники, в том числе покупатель, если он неявляется конечным потребителем, покупают ипродают товар. И только конечный потребительприобретает не товар, а продукт, тупотребительную стоимость, ценность, выражаемую ввыгоде, пользе, благе, т.е. в необходимой емууслуге. Но при этом продукт является такженосителем потенциальной меновой стоимости,товаром [13, т. 26, ч. I, с. 299—300]. Таким образом, можетпроисходить метаморфоза, превращение «продукт —товар — продукт…».

Товар может выступать в форме самойрабочей силы, временным проявлением которойявляется сам труд, который как таковой никогда неможет быть товаром непосредственно [13, т. 26, ч. I, с.153—154].

К. Маркс дал характеристику услугеприменительно как к производительному, так и кнепроизводительному труду. При этом услугу К.Маркс определяет как потребительную стоимость,воплощенную и в товаре, и в виде «чистых» услуг,не получающих в виде вещи самостоятельного бытияотдельно от исполнителя (т.е. услуг, воплощенных висполнителе как товаре, как рабочей силе. — В.П.).Здесь же К. Маркс отмечает, что потребительпокупает услуги для потребления, т.е. какпотребительные стоимости, предметы, тогда какдля производителя этих услуг они — товары,которые имеют и потребительную и меновуюстоимости [13, т. 26, ч. I, с. 139—141, 147, 149, 404, 406—408, 410,412—415].

Таким образом, услуга — это одно изсвойств, одна из сторон, одна из составляющиххарактеристик объекта или субъекта, являющихсяна рынке товаром. Объекты (физические товары июридические лица) и субъекты (физические лица) —источники, носители услуги как пользы, выгоды,блага.

Услуги появляются, приобретаются впроцессе взаимодействия объектов между собой —например, если это автоматические,роботизированные комплексы или две фирмы;объектов и субъектов; а также в процессевзаимодействия субъектов, таких как, например,учитель и ученик. Услуга — это результатдеятельности, взаимодействия объектов и/илисубъектов, а не сама деятельность. Деятельность— это оказание услуг, обслуживание,самообслуживание.

Оказание услуг, например, по обучениюрабочей силы, оказание услуг врача по сохранениюфизического и духовного состояния последнейдают взамен себя пригодный для продажи товар, аименно рабочую силу [13, т. 26, ч. I, с. 149, 300].

Следует заметить, чтонематериальность так называемой «чистой»услуги, которая приобретается в результатевзаимодействия субъектов (при обучении, лечении,сценической деятельности и т.п.), с точки зрениясовременных знаний и достижений науки в областифизических и других эффектов, а также явленийматериального мира, — понятие условное. Болеетого, можно сказать, что «чистой» услуги несуществует. Ведь она воплощена в каком-либотоваре, является его свойством, и ее приобретаютв процессе обслуживания или самообслуживания.Результат поездки на автомобиле — этодостижение определенного места, получениеопределенных ощущений от быстрой езды или отокружающего ландшафта.

Потребителю не нужен объект илисубъект как носитель услуги, ему не нуженпродукт, тем более ему не нужен товар.Потребителю нужно удовлетворение егопотребности — какое-либо благо, т.е. услуга.Потребитель вынужден приобретать продукт именноради этой услуги.

Производителю, так же как ипотребителю, нужно только удовлетворение егопотребности, нужна услуга в виде, например,прибыли или имиджа. Ведь производитель — понятиеотносительное. Он же является и потребителем длятех, кто приобретает его продукт, получая от нихнеобходимое ему благо. Свою услугу производительприобретает от взаимодействия вещей, а такжевещей и/или рабочей силы с потребителем, который,в свою очередь, приобретает необходимую емууслугу от этого взаимодействия. Услуги —результат взаимодействия, как правило,заинтересованных сторон, причем источником ипотребителем услуг являются и та и другаястороны, каждая — своей услуги.

Четыре специфические характеристикиуслуг, которые, по мнению современныхспециалистов по маркетингу, отличают их оттоваров: неосязаемость, неотделимость,непостоянство качества, несохраняемость, —находили свое отражение еще у А. Смита и К. Марксакак характеристики сущности, свойства товара [13,т. 26, ч. I, с. 142—143, 145, 149, 414]. Сегодня этихарактеристики некоторые специалистырассматривают и объясняют искаженно, посколькуискажено само толкование понятия «услуга».Например, считают, что «любая услуга являетсяпроцессом, в то время как любой физический товартаковым не является» [14, с. 638]. В этом утверждениипроизошла подмена понятий «услуга» и«обслуживание». Именно в результатеобслуживания как взаимодействия получаютфундаментальную пользу, благо, выгоду, которыеможно выразить, по определению К. Маркса, однимобобщающим их понятием «услуга». По существу,любой товар — это заключенная в упаковку услугадля решения какой-то проблемы. Подобное суждениео соотношении понятий «товар» — «услуга» и Ф.Котлер подчеркивая при этом, что услуга — этовыгода. Ее производство может быть, а может и небыть связано с товаром1 в его материальном виде.Снимая комнату в отеле, мы приобретаем услуги1 [15,с. 285, 638] в виде «упаковки» — комнаты в отеле.

Рассмотрим специфическиехарактеристики услуг в нашем понимании.

Неосязаемость. Утверждают, чтоуслугу невозможно увидеть, попробовать на вкус,потрогать, услышать или понюхать. Действительно,услуга — это свойство товара, его сущность. Мыможем видеть товар, можем ознакомиться с егосвойствами по данным производителя или продавца.Мы можем попробовать пылесос в работе, амастерство учителя познать на первом занятии сним. При этом следует отметить, что качествоуслуги зависит не только от характеристикипылесоса, но и от квалификации идобросовестности субъекта, который с помощьюэтого пылесоса чистит ковер. Здесьпрослеживается цепочка взаимодействия трехтоваров: субъект—пылесос—ковер. Результат, т.е.полученную услугу, например чистоту ковра, можноувидеть (осязать) только после этоговзаимодействия. Аналогично, результат обучениязависит от цепочки взаимодействия:учитель—ученик—учебные пособия. Этот результатзависит от мастерства учителя в совокупности соспособностями ученика и от качества учебныхпособий. И этот результат можно осязать толькопосле процесса обучения как взаимодействияученика с учителем и с учебными пособиями2.

Таким образом, услуга как свойство, какпотенциальная услуга, скрыта в любом товаре, втом числе в пылесосе, консультанте, учителе, истановится реальной услугой, осязаемойпотребителем только после обслуживания.Распределять товары на континууме с различнойстепенью осязаемости тем самым нецелесообразно.

Неотделимость. Утверждениеспециалистов: «Неотделимость услуги означает,что услуги нельзя отделить от их источниканезависимо от того, предоставляется услугачеловеком или машиной» [6, с. 720], несомненно, верно.Потенциальная услуга, как свойство источника —товара, находится в нем до тех пор, пока не будутисчерпаны полностью потребительные свойствапоследнего. Потенциальная услуга в процессеобслуживания (взаимодействия) превращается вреальную услугу у потребителя, которая также отнего неотделима до определенного времени, когдаона потеряет свои потребительные свойства. Еслиотсутствует либо источник — товар, либопотребитель и не обеспечено их взаимодействие,то превращения потенциальной услуги — товара вреальную услугу потребителя не произойдет.Пылесос без взаимодействия с ковром или приотсутствии последнего превращается вбесполезную вещь. Если на объявленный ранееконцерт не явится либо артист, либо зритель,также не произойдет превращения мастерстваартиста в удовольствие для зрителя.

Непостоянство. Услуга как свойствотовара (пылесоса, учителя) может быть стабильнойпо качеству, но в процессе обслуживания этастабильность может быть нарушена. Различноеобслуживание объектом (например, банкоматом) илисубъектом (например, учителем) может бытьобусловлено особенностями обслуживания(температура, поломки, физиологическиеотклонения и т.п.) в определенные моменты. Современем мастерство учителя может повышатьсяили снижаться, техническое средство можетизнашиваться или совершенствоваться(модернизироваться). К тому же, в зависимости отсубъективного фактора, приобретенная клиентомуслуга сегодня может показаться емунеудовлетворительной, а завтра, например подвлиянием друзей, это мнение может измениться.

Несохраняемость. Из-занестабильности спроса (часы «пик», сезонность,социальные, экономические, политические и другиефакторы) может иметь место перепроизводствотоваров (пылесосов, учителей), которые могутоказаться невостребованными длительное время, иих потребительные свойства могут моральноустареть. При повышенном же спросе необходимобудет увеличить производство этих товаров либоувеличить интенсивность обслуживания меньшимколичеством товаров.

Отсутствие владения. Данноесвойство услуги выделяется в работе [6, с. 722].Являясь свойством физического товара,потенциальная услуга, как и этот физическийтовар, является собственностью владельца.Потенциальная услуга, превращаясь в реальнуюуслугу у потребителя, например в качествепривлекательности прически, макияжа иливосторга от вечеринки, также являетсясобственностью ее владельца — потребителя.

В [7, с. 407], по-видимому, вместо такогосвойства, как «неотделимость», указываетсясвойство «одновременность производства ипотребления». Обоснование этого свойствазаключается в следующей цитате: «В отличие оттоваров, которые производятся, продаются, а затемпотребляются, услуги чаще всего вначалепродаются, а затем одновременно производятся ипотребляются». Следует отметить, что все чащеиспользуют форму не предоплаты, а оплаты послеприобретения товара или обслуживания. Услугапроизводится как свойство товара заранее, в видеее оболочки — физического товара (пылесоса,учителя), а затем в виде реальной услуги (чистотыковра, умения применить приобретенное от учителямастерство), полученной в результатеобслуживания, она может потребляться длительноевремя после начала обслуживания — до тех пор,пока не иссякнут потребительные свойства (потерячистоты ковра, устаревание приобретенногомастерства).

Далее приведем свои мненияотносительно уточнения и конкретизациисуждений, связанных с семантикой, дефинициями исоотношением понятий «продукт», «товар»,«услуга».

Прокат, аренда, лизинг, ссуда, продажа,ремонт, производство — это сфера обслуживания,сфера оказания услуг, а не сфера услуг, которыестороны приобретают в результате обслуживания.Слесарь, ремонтирующий автомобиль наавтостанции, и слесарь, собирающий подобныйавтомобиль на автозаводе, оказывают услугудругим специалистам по ремонту или сборкеавтомобиля и, в конечном итоге, предоставляютконечному потребителю-клиенту услугу,выражающуюся в виде комфортной, быстрой,безопасной и т.п. поездки. От клиента, от другихспециалистов, задействованных в процессеремонта или изготовления автомобиля, эти слесаритакже получают необходимые им услуги,выражающиеся в виде удовлетворения определенныхпотребностей, например в месте работы, заработке,признательности и т.п.

Покупая пылесос, мы предоставляемуслуги многим участникам его создания,производства и товародвижения, в том числедобывающим сырье, например газ, из которогосинтезируют пластмассу для корпуса пылесоса.Любая фирма, любое лицо, независимо от формсобственности, рода, вида деятельности,постоянно занимаются обслуживанием каквнутрифирменным, так и во взаимодействии сучастниками внешней среды в том числе и споставщиками сырья, которых они обслуживают,обеспечивая им сбыт сырья и другие блага. Поэтомувыделять особые предприятия, организации,отрасли как сферы обслуживания нецелесообразно.

Услуги как результат обслуживаниямогут быть разделены на внутрифирменные и внефирмы, промежуточные и конечные. Внутрифирменныеуслуги могут относиться к производству,управлению, обучению, межличностным отношениям,социальной сфере, консультированию и т.п. Являясьпродолжением внутренних, внешние услугиотносятся к сфере транспортировки,распределения, складирования, эксплуатационногообслуживания вплоть до утилизации. За счетсращивания так называемых производственной инепроизводственной сфер, производства иобслуживания (последнее, по мнению автора, тожеследует отнести к одной из функций производствакак его необходимого атрибута) постепенностирается грань между видами получаемых услуг.Сферы материального производства все чаще берутна себя функции оказания услуг «из одних —первых рук».

Поэтому, по мнению автора,применительно к маркетингу нецелесообразноразделять фирмы, отрасли, виды деятельности наотносящиеся или не относящиеся к сфереобслуживания. Все они, имея свои особенностидеятельности, занимаются производством услуг.

Принимая во внимание то, что услуга —это то, что нужно потребителю, современныймаркетинг, ориентирующийся на потребности, навзаимоотношения, — это маркетинг,ориентирующийся на обслуживание, результатомкоторого являются услуги. Современный маркетинг— это маркетинг создания, формирования услуг.

Подводя итоги, автор предлагаетследующие дефиниции понятий «услуга», «продукт»,«товар»:

  • услуга — определенное свойство объекта или субъекта, проявляющееся в результате взаимодействия с другими объектами и/или субъектами;

  • продукт — результат деятельности в виде наделенного услугами объекта или субъекта;

  • товар — продукт, наделенный дополнительными услугами, повышающими эффективность обмена.

Исходя из этих дефиниций понятия«услуга», «продукт» и «товар» образуютконцентрическую триаду, в центре которой, ее ядренаходится потенциальная услуга. Являясь внешнейоболочкой, товар как категория отражает впродукте различные элементы комплексамаркетинга, связанные с продвижением и сбытом,консультацией, гарантией, обслуживанием и т.п.вплоть до возврата товара его производителю иутилизации.

По мнению автора, сохраняя генезиссемантики со времен А. Смита и К.  Маркса,предложенные дефиниции понятий «услуга»,«продукт», «товар» в полной мере соответствуютпониманию как категории экономики, так исовременного маркетинга.

Литература

1. Голубков Е.П. О некоторых аспектахконцепции маркетинга и еготерминологии//Маркетинг в России и за рубежом. —1999. — № 6.

2. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь. — М.,Экономика, Дело ЛТД, 1994.

3. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.:Финансы и статистика, 1996.

4. Челенков А.П. Маркетинг услуг:макросреда индустрии сервиса//Маркетинг. — 1997. —№ 2.

5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент:анализ, планирование, внедрение, контроль. — СПб.:Питер, 1998.

6. Котлер Ф., Армсронг Г., Сондерс Дж.,Вонг В. Основы маркетинга. — М., СПб., К.: Издат. дом«Вильямс», 1999.

7. Ассель Г. Маркетинг: принципы истратегия. — М.: ИНФРА-М, 1999.

8. Международный стандарт ISO 8402:1994.Управление качеством и обеспечение качества:Словарь.

9. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.,Ратковский А.А. Универсальный бизнес-словарь. —М.: ИНФРА-М, 1997.

10. Челенков А.П. Маркетинг услуг:продукт//Маркетинг. — 1997. — № 6.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. —М., Советская энциклопедия, 1964.

12. Большой англо-русский,русско-английский словарь по бизнесу. — 2-еиздание. — М.: АО «Джон Уайли энд Санз», 1994.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

14. Челенков А.П. Маркетинг услуг:продукт//Маркетинг. — 1998. — № 1.

15. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.:Издательская группа «ПРОГРЕСС-УНИВЕРС», 1993.

_______________

1 В новом издании словаря (см.: Голубков Е.П.Маркетинг: Словарь-справочник. — М.: Дело, 2000)такое различие между указанными терминамипроведено. (Прим. гл. редактора.)

_______________

1 Commodity в специальной экономической имаркетинговой литературе часто переводят как«недифференцированный продукт», «массоваяпродукция с однородными свойствами». Даннаяпродукция подразделяется на первичную(сельскохозяйственные продукты, минеральноесырье и т.п.) и переработанные продукты (металл,продукция химической отрасли и др.).Характеристики таких продуктов производители немогут менять по своему усмотрению — они заданыстандартами, техническими условиями, природой. (Прим.гл. редактора.)

2 Соглашаясь с данным утверждением автора,следует отметить следующее. В ряде определений,данных зарубежными авторами, работы которыхпереведены на русский язык (прежде всего ФилипаКотлера) используется термин «product» («продукт»),который часто переводится как «товар». Это недает возможности объективно сопоставлятьтермины «продукт» и «товар». В этом случаеследует использовать оригинальные работыцитируемых авторов. (Прим. гл. редактора.)

_______________

1 На наш взгляд, здесь принижается роль цены приосуществлении выбора потребителями. (Прим. гл.редактора.)

_______________

1 В оригинале Филип Котлер использовалтермин «product». (Прим. гл. редактора.)

2 Здесь и далее автор заменяет традиционноиспользуемые в маркетинге понятия «польза»,«выгода», «ценность» понятием «услуга»,трактуемым в очень широком смысле, практическивключающем все, что производят различныепроизводители. Такая трактовка противоречитпринятой классификации отраслейпроизводственной и непроизводственной сфернародного хозяйства. (Прим. гл. редактора.)

Также по этой теме: