Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Теория и методология маркетинга    Аукционы как механизм торговли бриллиантами на мировом рынке (2003 Г.)

Аукционы как механизм торговли бриллиантами на мировом рынке (2003 Г.)

Аукционы как механизм торговли бриллиантами на мировом рынке (2003 Г.)

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2004

Потоцкая Т.И.

Как отмечают специалисты в области аукционного бизнеса [8], организация и проведение продажи товара через аукцион - признанная во всем мире схема торговли. Она, во-первых, позволяет выявить реальную стоимость данного товара. Во-вторых, дает возможность использовать имидж конкретного аукциона для формирования имиджа собственного товара на мировом рынке (продажи товара через аукцион и включение его в каталог имеют большое значение для придания товару "статуса", подтверждения его подлинности, создания известности, более того, чем престижнее и известнее аукцион, тем большую значимость приобретает товар, на нем проданный). В-третьих, аукционная торговля (особенно крупные торги) способна определять направления развития моды на определенный товар на ближайшие годы. В-четвертых, аукционная торговля базируется на прецедентной основе, и, следовательно, товары, ранее непопулярные, в результате аукционных торгов могут резко измениться в цене. И главное - товары, купленные на аукционе, это хорошее средство сбережения капитала, имеющее высокий уровень доходности. Таким образом, приобретать товары на аукционных торгах считается признаком хорошего тона и гарантией серьезных вложений для всей мировой элиты. Постепенно аукционные торги превратились в события большого культурного масштаба, чему способствовали как высокий качественный уровень предлагаемых лотов, так и элитный список клиентов.

Наиболее известными (старыми, имеющими хорошие традиции в работе с клиентами, лидирующими по объемам продаж) аукционными домами можно считать Сотбис (США), Кристи (Швейцария), Филлипс - Симон де Пюри и Люксембург (Великобритания), Тзофис (Израиль), Доротеум (Австрия) [8, 9, 11]. Быстрое развитие рынка высоких технологий, связанное с использованием глобальной сети "Интернет", привело к формированию нового явления - интернет-аукционов. Численность интернет-сайтов, через которые реализуется их деятельность, превышает 20 тыс. [8].

Из перечисленных аукционов безусловными лидерами продаж можно считать Сотбис и Кристи (контролируют около 90% мирового рынка предметов искусства) [10, 13]. Поэтому на анализе их деятельности по продвижению бриллиантов на мировом рынке мы остановимся более подробно. Хотя сразу стоит отметить, что доля аукционов в международной торговле бриллиантами крайне незначительна - около 0,5%, и доля бриллиантов в общем объеме продаж аукционов невелика - всего 1,5% (однако качество этих бриллиантов соответствует качеству бриллиантов, производимых ОАО "ПО "Кристалл" и позиционируемых им как "русская огранка"). В 2003 г. через рассматриваемые аукционы был продан 251 бриллиант общим весом 1802,8 кар. (карат) на сумму 57 584 503,6 долл. (долларов США), средний вес бриллиантов составлял 7,2 кар., средняя стоимость одного карата достигла 32 505 долл. По продажам бриллиантов оба аукциона являются мировыми лидерами, отличаясь друг от другу весьма незначительно. Основные различия связаны не с объемами продаж, а с товарной и региональной структурой продаваемых бриллиантов (о чем более подробно будет сказано ниже).

Очевидно, что для нашего исследования представляет интерес не вся торговая деятельность перечисленных аукционных домов, а только ювелирные торги, через которые реализуются или могут реализовываться бриллианты. Поэтому статистической основой работы послужили материалы, отражающие результаты ювелирных торгов по продаже бриллиантов, ежемесячно публикуемые в отраслевом издании Rapaport diamonds report, а также календари их проведения в течение 2003 г. (представляемые этим же изданием и размещенные на интернет-сайтах изучаемых аукционных домов).

Деятельность обоих аукционов по организации ювелирных торгов выглядит довольно согласованной, что отражается и в совпадении мест их проведения (США, Великобритания, Швейцария, Нидерланды, Италия, Гонконг), и в совпадении сроков их проведения. На первый взгляд торговая деятельность Кристи кажется более активной (25 торгов: в США - 10, Великобритании - 5, Швейцарии - 3, Нидерландах - 3, Италии - 2, Гонконге - 2) в отличие от Сотбис (12 торгов: в США - 4, Швейцарии - 2, Великобритании - 1, Нидерландах - 1, Италии - 1, Гонконге - 1), однако это практически не сказывается на объемах продаж бриллиантов. И в одном и в другом случае большая часть аукционов проводилась в США (10 и 4, соответственно) - стране с высокой потребительской способностью населения и низкими налогами на купленный с аукциона товар. Сочетание этих двух факторов важно для всей аукционной торговли, т.к. к "молотковой" цене покупатель дополнительно платит 15% "комиссионных" и НДС, что в итоге дает 17,5% (данное правило распространяется на товары стоимостью до 80 тыс. долл.; если стоимость товара выше, то "комиссионные" составляют 10% [11]; средняя стоимость бриллиантов, продаваемых через аукционы, превышает 200 тыс. долл.). При этом шкала дополнительных выплат постоянно меняется в сторону повышения.

1. Территориальная организация деятельности аукционов

Сотбис - аукционный дом, созданный в 1744 г. Самуэлем Бейкером в Великобритании как место книжных продаж. С его переходом на торговлю предметами искусства в целом, а также недвижимостью, землей и активным вовлечением в свою деятельность новых стран произошло и увеличение объемов продаж, которое и привело к мировому лидерству в аукционном бизнесе. С 1983 г. аукцион принадлежит Альфреду Таубману (США), его ежегодный торговый оборот превышает 2,5 млрд долл. [8], из которых 30,3 млн долл. (2003 г.) приходится на продажу бриллиантов. По количеству (131 бриллиант) и стоимостным показателям проданных бриллиантов занимает первое место в мире - средняя стоимость бриллианта (231 270,2 долл.). По показателям общего веса продаваемых бриллиантов (803,8 карата), среднего веса бриллиантов (6,1 карата), средней стоимости одного карата бриллианта (27 316,2 долл.) - второе место.

Аукцион имеет свои представительства в 29 странах мира, расположенных в 3 регионах: Европе (15), Азии (8), Америке (6). Основные места проведения аукциона - Нью-Йорк, Торонто, Лондон, Париж, Женева, Амстердам, Милан, Монако, Тель-Авив, Цюрих, Санкт-Морица, Гонконг, Кейптаун, Йоханнесбург, Мельбурн, Сингапур, Сидней (17 городов в 13 странах) [7], что говорит о работе на достаточно емком рынке (совокупная численность населения государств, на территории которых находятся перечисленные города составляет 574 млн. человек, ВВП на душу населения - 3000/34 000 долл.) [14]. Ювелирные торги в течение 2003 г. проводились только в 6 странах: США - Нью-Йорк, Великобритании - Лондон, Швейцарии - Женева, Нидерландах - Амстердам, Китае - Гонконг, Италии - Милан (совокупная численность населения - 420 млн человек, ВВП на душу населения в интервале 23 000-34 000 долл.) [14].

Кристи - основан в 1776 г. Джеймсом Кристи в Великобритании как место продаж предметов роскоши, принадлежавших членам известных семей. С 1998 г. принадлежит Франсуа Пино (Франция), по-прежнему специализируется на продаже предметов искусства в целом, а также коллекций знаменитых людей. Занимает второе место по объемам продаж - ежегодный торговый оборот превышает 2 млрд долл. [8], из которых 27,3 млн долл. приходится на торговлю бриллиантами (2003 г.). Более того, по таким показателям как общий вес проданных бриллиантов в течение года (999 карата), средний вес бриллиантов (8,3 карата), средняя стоимость одного карата бриллиантов (37 693,8 долл.) Кристи лидирует.

Аукцион своей деятельностью охватывает большее (чем Сотбис) количество стран. Его представительства расположены на территории 33 государств, находящихся в 4 регионах мира: Европе (17), Азии (9), Америке (7), Австралии (1). Основные места проведения торгов - Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Амстердам, Женева, Милан, Париж, Рим, Цюрих, Гонконг, Мельбурн, Сидней, Тель-Авив (13 городов в 9 странах) [6]. Совокупная численность населения, проживающего в этих государствах, составляет 495 млн человек, ВВП на душу населения находится в интервале 12 000-34 000 долл. [14]. Ювелирные торги в течение 2003 г. проходили в тех же самых странах, что и торги Сотбис: Великобритании (Лондон), США (Нью-Йорк), Нидерландах (Амстердам), Швейцарии (Женева, Санкт-Морица), Италии (Рим), Китае (Гонконг). Такие показатели емкости рынка, как численность населения и его покупательская способность, полностью соответствуют аналогичным показателям Сотбис. В результате можно сделать вывод о том, что рынок, на котором работает Кристи, мало отличается от рынка, на котором работает Сотбис. Отличия скорее в охвате территории, нежели в экономических условиях работы.

2. Основные показатели деятельности аукционов по продаже бриллиантов

Итак, мы выяснили, что рассматриваемые аукционные дома мало отличаются друг от друга по территориальной организации своей деятельности и занимают лидерские позиции каждый в своей нише: Сотбис - по стоимостным характеристикам проданных бриллиантов (количество бриллиантов, объем продаж в стоимостном выражении, средняя стоимость), Кристи - по весовым характеристикам проданных бриллиантов (объем продаж в весовом выражении, их средний вес, средняя стоимость одного карата).

Если говорить о динамике этих показателей в течение года, то, на наш взгляд, статистической выборки одного года (которой мы пользуемся в данном исследовании) недостаточно для выделения объективных закономерностей развития аукционной торговли бриллиантами. Поэтому говорить в целом о сезонности аукционной торговли бриллиантами, опираясь на указанную статистику, не корректно. Однако обращает на себя внимание факт корреляции динамики объемов аукционных продаж бриллиантов в течение года с динамикой объемов импорта бриллиантов США в течение года (это естественно, если учесть, что наибольшее количество торгов по продаже бриллиантов обоими аукционными домами проводилось именно в этой стране).

Товарная структура бриллиантов, продаваемых на аукционах. В силу того что нюансы оценки бриллиантов, имеющих более интенсивный природный цвет, и бесцветных бриллиантов несколько отличаются друг от друга (бриллианты с природным фантазийным цветом оцениваются как цвет D бесцветных бриллиантов), в статистике эти группы камней указываются отдельно - "бриллианты фантазийных цветов" (цветные) и "бесцветные бриллианты". Соотношение данных групп бриллиантов на ювелирных торгах рассматриваемых аукционов - одна из главных их отличительных черт.

Так, если в весовом выражении доля цветных бриллиантов в общем объеме продаж камней приблизительно одинакова (Сотбис - 36%, Кристи - 30%), то при анализе стоимостных характеристик становится очевидным, что лидером продаж цветных бриллиантов является Сотбис (их доля составляет 42%), в то время как Кристи торгует преимущественно бесцветными бриллиантами (их доля достигает 82%).

Более того, значимость разных групп бриллиантов для изучаемых аукционов столь значительна, что способна влиять на общую картину продаж бриллиантов через них. Доказательством этому может служить, во-первых, корреляция динамики продаж всех бриллиантов через аукционы в течение года с динамикой доли цветных бриллиантов: она достигает максимума на ювелирных торгах Сотбис в мае и октябре, т.е. в периоды наиболее значительных продаж всех бриллиантов рассматриваемого аукционного дома. У Кристи такого совпадения нет (максимальная доля цветных бриллиантов приходится на май, октябрь и декабрь, а наиболее значимые объемы продаж всех бриллиантов соответствуют июлю и ноябрю), т.к. доля цветных бриллиантов незначительна и не определяет общую картину торговли. Однако у Кристи динамика продаж всех бриллиантов совпадает с динамикой доли бесцветных бриллиантов (максимальные значения - в июле и ноябре). Во-вторых, характеристики самых крупных бриллиантов, проданных через аукционы в 2003 г., четко связаны с определенным аукционным домом: самые крупные цветные бриллианты были проданы через Сотбис (стоимость - 8 618 039,5 долл., стоимость одного карата бриллианта - 404 800 долл.), самые крупные бесцветные бриллианты были проданы через аукцион Кристи (вес - 63,93 карата., стоимость - 4 246 294,53 долл., стоимость одного карата бриллианта - 124 796 долл.). Таким образом, на общую картину продаж бриллиантов через Сотбис значительное влияние оказывают цветные бриллианты, а общая картина продаж бриллиантов через Кристи определяется бесцветными бриллиантами. Значимость отдельных групп камней (цветных и бесцветных) для аукционных торгов становится очевидной. Остановимся на более подробном рассмотрении каждой из перечисленных групп.

3. Продажи бесцветных бриллиантов

В 2003 г. через изучаемые аукционы было продано 152 бесцветных бриллианта (60,5% всех камней) общим весом 1218,9 карата (67,6%), на сумму 39 709 256,6 долл. (68,9%). Их средний вес составил 8 каратов (выше среднего веса всех бриллиантов на 1,3 карата), средняя стоимость - 262 258,05 долл. (выше средней стоимости всех бриллиантов на 33 тыс. долл.), средняя стоимость одного карата бриллианта достигла 32 720,65 долл. (выше аналогичного показателя по всем камням на 215 долл.).

При этом максимальные значения таких показателей, как вес, стоимость, средний вес, средняя стоимость, были характерны для камней, продаваемых через Кристи. А по количеству проданных бесцветных бриллиантов и по средней стоимости одного карата бесцветных бриллиантов лидировал Сотбис.

Бриллианты отличались высоким качеством. Так, доминирующим цветом и на торгах Сотбис (54%), и на торгах Кристи (40%) был D; преобладающая чистота - IF (41% и 28%, соответственно) и VS1 (15%, 19%); превалирующие формы огранки - Round (28% - Сотбис), Pear (18% - Сотбис, 16% - Кристи), Rectangular (27% - Кристи). В результате можно сделать вывод, что, несмотря в целом на очень высокое качество камней, продаваемых через аукционы, бесцветные бриллианты, реализуемые через Сотбис, отличались более высокими характеристиками.

4. Продажи цветных бриллиантов

В 2003 г. через изучаемые аукционы было продано 99 цветных бриллиантов (39,4% всех камней) общим весом 589,4 карата (32,64%) на сумму 17 875 245,8 долл. (31%) . Их средний вес составил 6 каратов (ниже среднего веса всех бриллиантов на 1,2 карата), средняя стоимость - 175 859,35 долл. (ниже средней стоимости всех бриллиантов на 53,5 тыс. долл.), средняя стоимость одного карата бриллианта достигла 30 485,35 долл. (ниже аналогичного показателя по всем камням на 2 тыс. долл.).

Лидером по большинству показателей (стоимости проданных цветных камней, их количеству, средней стоимости, средней стоимости одного карата бриллианта) был аукционный дом Сотбис, в то время как наибольшие весовые характеристики цветных бриллиантов (общий вес, средний вес) были свойственны для аукционного дома Кристи.

Физические свойства цветных бриллиантов, продаваемых через разные аукционы, несколько отличались друг от друга. Так, на Сотбис преобладали бриллианты желтого (52%) и розового (34%) цветов, в то время как на Кристи доминировали желтые (68%) и коричневые (15%) камни. Чистые камни и камни с очень мелкими включениями (IF, VVS1, VVS2) на Кристи составляли большинство (51%), Сотбис - меньшинство (31%). Распространенные формы огранки на Сотбис - Radiant (20%), Rectangular (18%), Pear (12%); Кристи - Rectangular (33%), Pear (15%).

5. Региональные особенности продаж бриллиантов

В предыдущих разделах исследования мы выяснили, что представительства изучаемых аукционов (Сотбис и Кристи) расположены на территории 33 государств (15% национальных экономик, формирующих мировое хозяйство). Из них только 13 вовлечены в аукционные торги. В свою очередь, ювелирные торги проводятся на территории всего 6 стран, а торговля бриллиантами осуществляется в 3 странах - США, Швейцарии, Гонконге.

Таким образом, емкость рынка, на котором впрямую реализуются бриллианты через аукционы, намного меньше, чем емкость рынка, на котором в целом работают аукционы (совокупная численность населения - 284 млн. человек, ВВП на душу населения находится в интервале 23 000 - 35 000 долл.) [14]. Однако при этом не надо забывать, что в косвенную аукционную торговлю бриллиантами включено гораздо большее количество государств. Гонконг и Швейцария - это только страны, стимулирующие аукционную торговлю, т.к. обладают рядом законодательных и финансовых инструментов, способствующих данному процессу. Более того, Гонконг - это выход на китайский рынок; Швейцария - выход на европейский рынок, а это уже совершенно другие показатели емкости бриллиантового рынка аукционов (совокупная численность населения - 1900 млн. человек, ВВП на душу населения 900- 35 000 долл.) [14]. Самостоятельное значение для аукционной торговли бриллиантами имеет только рынок США в силу мощных потребительских свойств.

Аукционная торговля бриллиантами осуществляется преимущественно через Magnificent Jewels Auction (Кристи, Сотбис), а также Magnificent Jewels and Jadeite Auction(Сотбис), Important Jewels Auction (Кристи) и носит сезонный характер (8 месяцев в году). При этом сезонность коррелируется с региональными особенностями проведения аукционов. Так, организация торгов в Швейцарии в 2003 г. приходилась на начало и завершение сезона традиционных ювелирных продаж - ноябрь и февраль; в Гонконге на летние месяцы - июнь, июль, август и октябрь; в США - май, октябрь, декабрь. Основными торгами в Швейцарии и США были - Magnificent Jewels Auction, Important Jewels Auction, а в Гонконге - Magnificent Jewels Auction, Magnificent Jewels and Jadeite Auction.

Каждая из перечисленных стран занимает свою нишу в реализации бриллиантов через аукционы. Все их можно рассматривать как основной рынок сбыта бриллиантов. Так, США доминирует по объемам продаж бриллиантов в количественном и весовом выражениях (50% и 44% соответственно), Швейцария - лидер по объемам продаж бриллиантов в стоимостном выражении (38%), Гонконг занимает лидирующие позиции по качественным характеристикам продаваемых бриллиантов (средней стоимости - 323 868 долл., средней стоимости одного карата - 44 333 долл./кар.).

Если же провести сравнительный анализ деятельности аукционов по продвижению бриллиантов на разных региональных рынках, то можно сделать следующие выводы:
Наибольшие объемы продаж бриллиантов в весовом выражении, проходящие через Сотбис, приходятся на США (46%), в то время как для Кристи приоритетными выступают Швейцария (46%) и США (42%). При этом наиболее крупные камни (средний вес) оба аукционных дома продают в Швейцарии.
Наибольшие объемы продаж бриллиантов в стоимостном выражении, проходящие через Сотбис и Кристи, приходятся также на США и Швейцарию, соответственно 41% и 47%. Но самые дорогие камни (средняя стоимость) продавались Сотбис в Швейцарии (290 174 долл.), Кристи - в Гонконге (434 166 долл.).
Наибольшие объемы продаж бриллиантов в количественном выражении, проходящие через оба аукционных дома, приходятся на США (Сотбис - 54%, Кристи - 47%). Да и самые качественные камни (средняя стоимость 1 кар. бриллианта) оба аукциона продают также в одной стране - Гонконге (Сотбис - 40 398 долл./кар., Кристи - 48 268 долл./кар.).


Таким образом, очевидно, что приоритетным для каждого аукционного дома является собственный внутренний рынок (для Сотбис - это США, для Кристи - Швейцария), однако оба аукциона наиболее качественные камни реализуют все же в Гонконге и отчасти в Швейцарии (Сотбис).

Ранее уже отмечалось, что основные различия между Сотбис и Кристи лежат не в территориальной организации их деятельности, а в товарной структуре продаваемых бриллиантов. Так, доля цветных бриллиантов в стоимостном выражении на Сотбис достигала 42%, в то время как на Кристи всего 18%. Данный аспект прослеживается и в региональной структуре продаваемых бриллиантов: Сотбис реализует цветные бриллианты на всех региональных рынках - Швейцария, Гонконг, США (при этом наибольшая доля цветных бриллиантов характерна для торгов в США и Гонконге - более 50% в стоимостном выражении и более 40% в весовом); Кристи присутствует только на двух региональных рынках (Швейцария и США) и отсутствует в Гонконге (но даже на действующих рынках доля цветных бриллиантов и в весовом, и в стоимостном выражениях не превышает 39%).

Остановимся более подробно на региональных особенностях продаж каждой группы бриллиантов (цветные и бесцветные). Поскольку Сотбис в отличие от Кристи специализируется на реализации цветных бриллиантов, обратим первоочередное внимание на рассмотрение именно его деятельности по продвижению данной категории товара. Основная масса цветных бриллиантов по всем традиционным характеристикам (количеству, весу, стоимости) продается этим аукционным домом в США, хотя качество камней определяется относительно невысокими характеристиками (min значения из всех региональных рынков). В то же время, несмотря на незначительную долю Гонконга в продажах изучаемой категории бриллиантов (19-25%), именно в этой стране цветные бриллианты, продаваемые Сотбис, отличаются наиболее высокими качественными характеристиками (средний вес, средняя стоимость 1 кар.).

У Кристи нет ярко выраженных региональных предпочтений в реализации цветных бриллиантов (позиции США и Швейцарии приблизительно равны по всем основным показателям - количеству, весу, стоимости). Однако качество бриллиантов, продаваемых в Швейцарии, немного превышает аналогичные характеристики камней, продаваемых в США.

Останавливаться подробно на рассмотрении региональных особенностей продаж бесцветных бриллиантов нецелесообразно, т.к. они полностью совпадают с региональными особенностями продаж всех бриллиантов на аукционах. Это выражается, во-первых, в ориентации аукционов на собственные внутренние рынки: Сотбис - на США, Кристи - на Швейцарию, а во-вторых, в продаже наиболее качественных бесцветных бриллиантов Кристи, в Гонконге (средняя стоимость, средняя стоимость одного карата), а Сотбис - в Швейцарии (средний вес, средняя стоимость) и Гонконге (средняя стоимость одного карата).

На стоимостные характеристики, отражающие качество бриллиантов любой категории, влияют в первую очередь такие свойства камня, как его цвет, чистота и форма огранки. Именно эти качества каждого продаваемого бриллианта выводят Гонконг и Швейцарию в лидеры аукционных продаж лучших камней.

Так, при продаже бесцветных бриллиантов через Кристи наиболее высокими качественными характеристиками отличаются бриллианты, проданные в Гонконге (79% камней имеют цвет D и E, в то время как бесцветные бриллианты данных цветов, проданные в Швейцарии и США, составляют всего 49 и 42% соответственно; 76% камней имеют чистоту Fl и IF, в то время как бесцветные бриллианты указанной чистоты, проданные в Швейцарии и США, составляют 39 и 12%, соответственно). В свою очередь, Сотбис бесцветные бриллианты с лучшими свойствами реализует в Швейцарии и Гонконге (на торгах в этих странах данная категория бриллиантов цветов D и E составляет 68%, а на камни с чистотой Fl и IF приходится 63 и 51% продаж).

Качественные характеристики цветных бриллиантов, продвигаемых через аукционную торговлю, определяются в первую очередь цветом камней. Продажа бриллиантов фантазийных цветов всегда была важным событием на международных аукционах. Повышенный интерес к ним связан с тем, что в природе интенсивно окрашенные алмазы встречаются чрезвычайно редко.

Открытие новых месторождений алмазов и постоянно совершенствующиеся методы добычи хотя и сделали цветные алмазы, а соответственно и бриллианты более доступными для покупателей, однако не смогли превратить их в заурядное явление. Наиболее часто в природе встречаются алмазы различных оттенков желтого цвета (определяется присутствием примеси азота в кристаллической решетке) [2]. На рассматриваемых аукционах бриллианты этого же цвета доминируют во всех региональных продажах (62-75% объема продаж цветных бриллиантов).

Вторую позицию в аукционной торговле занимают розовые бриллианты (цвет обусловлен пластическими деформациями кристаллической решетки) [2]. На них приходится 10-20% объемов продаж цветных бриллиантов на всех региональных рынках. В природе алмазы розового и красного цветов встречаются исключительно редко, особенно камни крупных размеров. Только последние два десятилетия в связи с разработкой месторождения алмазов Аргайл (Австралия) [1] на рынок стали регулярно поступать небольшие партии алмазов, а соответственно и бриллиантов различных оттенков розового цвета.

Чистота цветных бриллиантов является менее значимым свойством бриллианта при оценке его качества, нежели цвет (влияние цвета на стоимость настолько велико, что камень интенсивной фантазийной окраски даже с дефектами, видимыми невооруженным глазом, будет намного дороже аналогичного бесцветного). Может быть в связи с этим аспектом доля чистых цветных камней (чистота Fl и IF) на аукционах относительно невелика (13-22%). Хотя если рассматривать как единую категорию группы чистых цветных бриллиантов и бриллиантов с очень мелкими включениями (чистота FL , IF, VVS1, VVS2), то их доля будет значительна в общих объемах продаж цветных бриллиантов Кристи и в Швейцарии, и в США (60% - 70%, соответственно). Для торгов Сотбис данный показатель на всех региональных рынках так и останется небольшим (Швейцария - 13%, Гонконг - 33%, США - 39%).

Анализ аукционных продаж цветных бриллиантов по формам огранки не привел нас к выявлению определенных закономерностей. Только о Кристи можно сказать, что в их продажах доминируют цветные бриллианты огранки "rectangular" (Швейцария - 41%, США - 25%). В продажах Сотбис обозначенная закономерность характерна только для Гонконга (34%), на всех остальных рынках доминирует "radiant" (Швейцария - 49%, США - 22%).

Таким образом, проведенное исследование региональных особенностей продаж бриллиантов через ведущие аукционы мира в 2003 г. привело нас к следующим выводам:
Основными рынками сбыта бриллиантов для аукционов являются 3 государства (США, Швейцария, Гонконг).
Емкость реального аукционного рынка, на котором реализуются бриллианты, превышает емкость номинального аукционного рынка по численности населения в 6 раз; в то же время емкость номинального аукционного рынка превышает емкость реального по покупательской способности населения в 10 раз. Однако, на наш взгляд, расширение емкости рынка для аукционной торговли бриллиантами на современном этапе развития не является актуальным, т.к. объемы продаж бриллиантов через аукционы незначительны (1,5% от общих продаж товаров через рассматриваемые аукционы).
Аукционная торговля бриллиантами носила в 2003 г. сезонный характер, что выразилось в круглогодичной продаже (за исключением летних месяцев) в США (осень - октябрь, зима - декабрь, весна - май); в совпадении времени продаж бриллиантов в Швейцарии с началом и завершением сезона традиционных ювелирных продаж - ноябрь и февраль; в проведении торгов в Гонконге в летние месяцы - июнь, июль, август.
Каждый из региональных рынков занимает свою нишу в аукционной торговле бриллиантами: США - лидер по количеству и общему весу, продаваемых камней; Швейцария - лидер по общей стоимости и среднему весу Гонконг - лидер средней стоимости продаваемых бриллиантов и средней стоимости одного карата.


Все аукционы работают прежде всего на внутренний рынок (Сотбис - США, Кристи - Швейцария), однако наиболее качественные камни продают в Гонконге.
Сотбис занимает активную позицию в продвижении цветных бриллиантов на всех региональных рынках. Для Кристи характерно пассивное отношение к продвижению этой группы бриллиантов (и даже полное отсутствие деятельности в данном направлении в Гонконге).
Для продвижения цветных бриллиантов наиболее значимы рынки США (наибольшие объемы продаж) и Гонконга (наибольшие стоимостные характеристики бриллиантов).
Региональные особенности продвижения бесцветных бриллиантов совпадают с региональными особенностями продвижения всех бриллиантов через аукционы, что говорит о том, что аукционная торговля бриллиантами на мировом рынке определяется в первую очередь особенностями торговли бесцветными бриллиантами.


Подводя итоги, стоит отметить, что в продаже бриллиантов через рассмотренные аукционы есть ряд как позитивных, так и негативных аспектов.

Достоинства: рассматриваемые аукционы изначально работают на самых емких региональных рынках мира (Европа, Америка, Восточная Азия), удачно используя для этого особенности государственного регулирования финансовых операций с драгоценными камнями, существующие в ключевых странах названных регионов (Швейцария, США, Гонконг);
деятельность аукционов охватывает значительные территории (15% национальных экономик, формирующих мировое хозяйство);
основной рынок сбыта большинства гранильных предприятий мира и России - США, он является и основным местом проведения ювелирных аукционов;
исключительно высокое качество товаров, продаваемых через аукционы, делает целесообразным использование их механизма реализации производителями высококачественной продукции;
средняя стоимость бриллиантов, продаваемых через аукционы, превышает 200 тыс. долл.; эта особенность делает бриллианты "привилегированным" аукционным товаром, т.к. снижает уровень "комиссионных" выплат с 15% до 10%.

Недостатки: небольшие годовые объемы продаж бриллиантов через аукционы (22% от объема продаж ОАО "ПО "Кристалл" в стоимостном выражении; 1% от объема продаж ОАО "ПО "Кристалл" в весовом выражении);
большая доля цветных бриллиантов (особенно на Сотбис), что не отражает специализацию большинства гранильных производств и мира, и России.

Также по этой теме: