Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Территориальный маркетинг    Потребительский рынок продуктов питания в Якутии

Потребительский рынок продуктов питания в Якутии

Потребительский рынок продуктов питания в Якутии

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №1 год - 1999

Сидаев Я.В.

 

По оценке Госкомстата РС (Я), численность населения республики к началу 1998 г. составила 1 млн 16 тысяч человек, статистика свидетельствует об уменьшении численности населения, за 1997 г. эта цифра составила 12,4 тыс. человек или 1,2%. Стал более значителен, по сравнению с прошлым годом, миграционный отток населения. Общий коэффициент миграционного снижения в 1997 году составил 17 человек на 10 тыс. населения. По прежнему население улусов стремится переехать в город в поисках лучшей доли, тогда как жители Якутска предпочитают с той же целью выехать за пределы республики. В результате численность населения столицы за счет миграционного обмена увеличилась на 75 человек. Эти данные учитывают только зарегистрированных жителей республики, но существуют еще и группы сезонных рабочих, приезжающих с территории СНГ и проживающих здесь. Кроме того, эти данные не учитывают лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, зачастую незарегистрированных даже как предприниматели. Эти группы населения тоже оказывают влияние на потребительский рынок, являясь потенциальными потребителями.

Якутск почти два года возглавлял список самых дорогих городов России, но в августе 1997 передал «пальму первенства» Магадану и по данным на декабрь 1997 г., пропустил вперед Петропавловск-Камчатский переместившись на третье место. И все же цены растут. Так за декабрь 1997 цены на основные продукты питания, входящие в состав набора из 25 продуктов, выросли по республике на 3,8% против 4,5% на продовольственные товары в целом. Из них только за последний месяц 1997 года рост составил 1,1%.

На повышение потребительских цен во II квартале в большей мере повлиял опережающий рост тарифов на платные услуги на 11%. Постановлением правительства Республики были увеличены тарифы с 15 апреля на э/энергию, с 1 мая на жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, при общем замедлении роста цен на продовольственные товары были повышены цены на основные компоненты минимальной потребительской корзины:

молоко и молочные продукты — на 15%;

хлеб и хлебобулочные изделия — на 11%;

масло и жиры — на 6%;

алкоголь — на 10,5%.

Поражает «географическая разница в ценах», к примеру, в Нерюнгри 1 кг говядины стоит 21 р. с небольшим, то в Депутатском 35 р. Вареная колбаса в Нерюнгри 35 р., а в Зырянке 64 рубля за килограмм. Цена водки в некоторых районах доходит до 80—100 руб. за бутылку.

Данная ситуация стала возможна в результате развала существовавшей ранее системы государственных завозов, снабжения продуктами питания северных районов, а различные коммерческие и разворачиваются или увлечены другими, коммерчески более выгодными проектами.

Меняется инфраструктура торговли, все больше товаров реализуется в негосударственном секторе. С другой стороны, падение реальных ресурсов населения, постоянные задержки заработной платы, высокая степень диференсации доходов, привели к снижению совокупного спроса населения на товары и услуги, дисбалансу между спросом и предложением.

Произошел рост продаж через смешанные и продуктовые рынки. С одной стороны повышается степень удовлетворенности малообеспеченного класса населения на товары по более низким ценам. С другой стороны отток покупателей от стационарной розничной сети сокращает объем официально учтенного товарооборота, следовательно, уменьшается поступление денежной массы и налоговых платежей.

Большая часть населения республики находится за чертой бедности и вынуждена экономить даже на основных продуктах питания.

Городская экономическая политика, направленная на развитие конкурсных принципов и соблюдения антимонопольных требований при размещении городских заказов на поставки продукции, осуществляется в следующих главных направлениях:

— образована тендерная комиссия по завозу товаров народного потребления, в целях привлечения к обслуживанию городских нужд деловых кругов и предпринимателей всех форм собственности;

— осуществляется стимулирование развития инфраструктуры товарных рынков, в том числе развитие альтернативной муниципальной торговли, фирменной торговли, сервисной сети.

Анализ данных Госкомстата РС (Я) дал возможность выявить процентный объем ввозимых оптово-розничными фирмами в республику отдельных видов продуктов питания (рис. 1).

Рис. 1. Структура ввозимых в Республику продуктов питания

Анализ графика дает представление о ввозимых продуктах питания. Так 70% фирм среди ввозимых продуктов питания имеют: молоко и молочную продукцию (преимущественно йогурты), масло и маргариновую продукцию, относящуюся к группе основных продуктов питания. На последнем месте — соки натуральные, а также пиво, их завозом занимается только 39% оптовых фирм, среди которых несколько крупных дистрибьюторов известных пивоваренных корпораций. К сожалению, данный график не дает представления о полных объемах ввоза, так как поставкой продуктов, относящихся к группе основных продуктов питания примерно на 40% занимаются частные лица и частные предприниматели, учет деятельности которых в большинстве случаев не является возможным.

Частные лица и частные предприниматели сбывают свой товар на рынке напрямую через сеть постоянных продавцов, поэтому цены на рынках, как правило, дешевле на 10—15%, хотя при ввозе крупно-оптовых партий и продаже через сеть своих магазинов оптово-розничные фирмы имеют возможность составить ценовую конкуренцию рынкам.

Анализ динамики цен до финансового кризиса показывает, что на две группы продуктов питания (масло и маслопродукция, молоко и молочные изделия) цены не только не выросли, но и стали ниже. Вероятнее всего это связано с муниципальным регулированием цен на основные продукты и возросшей конкуренцией по этим группам. В результате падения жизненного уровня потребители «перешли» с рынка натурального сливочного масла на импортные маргарины, в широком ассортименте ввозимые в республику.

Наибольший рост цен наблюдался на мясо-продукцию: говядина I категории I сорт на 16,8%, колбаса п/копченая 7,8% и на овощи: лук репчатый на 66%, морковь на 142%, причем цены на консервы мясные и чеснок упали соответственно на 5% и 5,3%.

Проведение ценового анализа за сентябрь 1998 г. затруднено в связи с тем, что после резкого повышения курса доллара и трудностями дальнейшего прогнозирования политической и экономической ситуации, большая часть магазинов приостановила работу, а оптовые базы приостановили отпуск товаров. На оставшиеся с прошлых поставок небольшие запасы товаров цены были подняты в 2—2,5 раза.

Анализируя тенденции рынка продуктов питания можно сказать, что рост цен будет продолжаться. Основными факторами, воздействующими на него, будут рост курса доллара и возможное повышение регулируемых муниципалитетом цен на основные продукты питания, в том числе молоко и хлеб. Якутск по прежнему останется в пятерке самых дорогих городов России.

 

Также по этой теме: