Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Территориальный маркетинг    Использование регионального маркетинга для расширения приграничного сотрудничества (на примере российско-китайских связей на Дальнем Востоке)

Использование регионального маркетинга для расширения приграничного сотрудничества (на примере российско-китайских связей на Дальнем Востоке)

Использование регионального маркетинга для расширения приграничного сотрудничества (на примере российско-китайских связей на Дальнем Востоке)

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2004

Использование регионального маркетинга
для расширения приграничного сотрудничества
(на примере российско-китайских связей на Дальнем Востоке)

Черная И.П.,
к.э.н.,
зам. директора Института международных отношений
Владивостокского государственного университета
экономики и сервиса (ИМО ВГУЭС)

 
Опубликовано в номере: Маркетинг в России и за рубежом №2 / 2004

В современной концепции приграничного сотрудничества как согласованного действия органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней, направленного на укрепление взаимодействия сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий, повышения благосостояния их населения, укрепления дружбы и добрососедства, территориальный маркетинг должен занять особое место. Это определяется не только закономерным совпадением в приграничных регионах субъектов и объектов приграничного сотрудничества и территориального маркетинга, но также взаимообусловленностью их целей, задач, функций и результатов. Представляя важнейший целевой рынок регионального маркетинга, сопредельные территории заинтересованы в эффективном решении собственных социально-экономических проблем. Использование маркетинговых инструментов для повышения привлекательности региона как места работы, отдыха и жительства создает дополнительные стимулы для развития приграничных внешнеполитических и экономических связей. И наоборот, игнорирование возможностей применения таких инструментов в приграничном сотрудничестве имеет значительные негативные последствия. Показательным в этом плане является опыт Дальнего Востока России и северо-восточных провинций Китая.

Начало современного периода приграничного сотрудничества между нашими странами относится к 1988 г., когда отечественные предприятия получили право самостоятельно устанавливать связи с зарубежными партнерами. За прошедшее время объем двусторонней торговли почти утроился и в 2002 г. составил 11,927 млрд. долл. При этом доля дальневосточного региона в общем объеме российско-китайской торговли остается чрезмерно малой (в 2002 г. — 17,7%) и несопоставимой с потенциалом территории. Особое значение имеет тот факт, что среди внешнеэкономических партнеров дальневосточных регионов России Китай занимает первое место, в то время как Россия даже в относительно благоприятный для себя период торговли с КНР не поднималась выше восьмого места. К тому же, несмотря на увеличение количественных показателей, пока не произошло существенных изменений в структуре экономики приграничных российских районов. Во многом это объясняется сохранением традиционного типа сотрудничества. Он базируется на развитии приграничной торговли, движущей силой которой являются различия в уровне и соотношении цен на товары потребительского и производственного назначения в соседних странах. Сегодня очевидно, что подъемная сила приграничной и челночной торговли уже выработана, а новые стимулы и направления развития приграничной кооперации пока не заработали.

Эффективным инструментом развития приграничного сотрудничества может стать система регионального маркетинга. Ее использование обеспечивает, с одной стороны, сбор информации о возникающих на микроуровне возможностях производства, и одновременно потребностях рынка региона, с другой — поступление данных о конъюнктуре рынков более высокого уровня, регионах-конкурентах по тем или иным видам товаров и т.д. и дает возможность принимать на основе их обработки те или иные управленческие решения [2]. При этом важно учитывать, что региональный маркетинг включает две основные разновидности: маркетинг региона и маркетинг внутри региона, содержание которых с некоторыми уточнениями можно соотнести с предложенными А. Блиновым трактовками маркетинга региональных образований (РО) в широком и узком смысле слова [3]. Так, в широком смысле маркетинг РО — это процесс выявления, создания и реализации предпосылок формирования экологически и социально ориентированной региональной политики в целях формирования максимально благоприятной среды производства и жизнедеятельности, осуществляемой как в регионе, так и вне его. Более узкая трактовка определяет маркетинг РО как элемент местной экономической политики, связанный с созданием имиджа региона и привлечением инвестиций непосредственно на своей территории. Таким образом, региональный маркетинг включает все ранее существовавшие направления политики региональных и местных властей, дополняя ее такими элементами и характеристиками: создание и реклама имиджа региона, последовательная ориентация на интересы целевых рынков, экологическая и социальная направленность, партнерство властей и частного бизнеса. Соответственно, региональная маркетинговая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для повышения качества продукта региона, поиск его потенциальных потребителей и вывод территории на лидирующие позиции в межрегиональном разделении труда с целью повышения качества жизни населения.

В реализации региональной маркетинговой политики ведущую роль играют региональные и муниципальные органы власти, которые, как субъекты регионального маркетинга, осуществляют продвижение и, условно говоря, «продажу территории». Их деятельность ориентирована на создание, поддержание или изменение определенных мнений, намерений и/или поведения субъектов-потребителей относительно территории, ее возможностей, а также возможностей самих этих субъектов на территории [4]. Поэтому им нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых задач. Все это и составляет процесс управления маркетингом, содержание которого применительно к решению проблемы повышения эффективности приграничного сотрудничества можно определить следующим образом:

  • анализ возможностей региона: система маркетинговых исследований; сбор информации в целом; изучение конкурентных рынков региона; анализ потребностей в регионе; анализ товаров, производимых в регионе; оценка емкости рынка приграничных территорий;
  • выбор рынков сбыта товаров: определение стратегий действия на рынках региона; выбор международных рынков для сбыта;
  • разработка комплекса маркетинга: организация производства товаров в соответствии с потребностями целевых рынков; налаживание систем материально-технического снабжения; налаживание системы товародвижения; создание инфраструктуры в регионе с учетом объемов рынка; организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта; проведение товарной и ценовой политики;
  • контроль за функционированием комплекса регионального маркетинга: стратегическое и оперативное планирование; сбор оперативной информации; реклама, выставки, ярмарки.

Рассмотрим каждое из выделенных направлений подробнее.

Анализ рыночных возможностей региона должен выявить неудовлетворенные или не полностью удовлетворенные потребности и рыночные ниши приграничного сотрудничества. Важно отметить, что поиск способов и механизмов эффективного использования социально-экономического потенциала Дальнего Востока России не раз предпринимался в научной литературе. Однако в контексте процессов глобализации и регионализации возникли потребности комплексного анализа имеющихся в регионах экспортных возможностей, выбора региональными предприятиями и организациями грамотной маркетинговой стратегии выхода на зарубежные рынки и разработки тактических приемов ее реализации. Это тем более важно, что оценка экспортного потенциала региона может быть востребована при разработке мер по усилению региональной политики и постепенной маркетинговой реструктуризации экономического пространства России [5]. Однако именно с этой точки зрения исследование рыночных возможностей региона и его потребностей только на основе ресурсно-сырьевой базы и состояния экономики значительно сужает конкурентные преимущества территории. Условия современной информационной эпохи делают необходимым учет интеллектуально-инновационного потенциала регионов, который представляет собой возможность кадрового обеспечения стратегических направлений социально-экономического развития региона, перспективное развитие новых видов продукции, сфер бизнеса на основе наукоемкого предпринимательства, коммерциализации научно-технических идей.

Между тем, несмотря на относительно высокие показатели инновационного потенциала Приморского и Хабаровского краев в рейтинге российских регионов, структура экспорта этих территорий, являющихся лидерами в развитии российско-китайского приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке, носит преимущественно сырьевой характер. Это отражает заинтересованность наших внешнеторговых партнеров в использовании природно-ресурсного потенциала, но противоречит целям социально-экономического развития наших территорий. Тем более, что согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», опубликованным в журнале «Эксперт», ранг потенциала Приморского края в 2002—2003 гг. снизился с 20 до 23 места, при этом по инновационному потенциалу поднялся с 23 до 24, по природно-ресурсному сохранился на 18 месте. Для Хабаровского края: потенциал в 2002—2003 гг. поднялся с 23 до 22 места, инновационный упал с 39 до 42, природно-ресурсный потенциал сохранил 10 место среди российских регионов [6]. Учитывая, что инновационно-активные предприятия ДВФО обладают чрезвычайно низкой способностью создавать новые рынки продукции [7], очевидно, что использование инновационного потенциала регионов нуждается в создании инновационного предложения и стимулировании инновационного спроса, в том числе с помощью инвестиционных и/или информационных посредников.

Следующее направление управления региональным маркетингом связано с сегментированием рынка, выбором целевых сегментов и позиционированием продукта территории. Выбор целевых сегментов рынка предполагает оценку степени привлекательности одного или нескольких полученных сегментов рынка для выхода на них с продуктом территории. Для успеха маркетинговой деятельности на сопредельных территориях субъекты регионального маркетинга должны выбрать соответствующую условиям рынка стратегию поведения. Существующая практика международного маркетинга показывает возможность использования трех стратегий охвата мирового рынка: недифференцированного, дифференцированного и концентрированного маркетинга [8]. При ограниченных финансовых, производственных, управленческих ресурсах приграничных территорий наиболее предпочтительной является стратегия концентрированного маркетинга, предполагающая интенсивную эксплуатацию ограниченного количества рынков, на которых имеется вероятность получить наибольшую прибыль. Для этого необходимо определить емкость выбранного рынка в настоящем и будущем, свою долю на этом рынке, собственную продукцию к настоящему времени и возможные изменения. С учетом позиций регионов-конкурентов на данном рынке субъекты регионального маркетинга должны осуществить позиционирование своего региона с целью выявления его конкурентных преимуществ. Особое значение имеет также позиционирование территории в сознании ее потребителей. Чем ближе расположены друг к другу регионы, тем больше, по мнению покупателей, они выглядят как удовлетворяющие одну и ту же потребность. Поэтому, как подчеркивает И.В. Арженовский, позиционирование региона всегда должно рассматриваться только относительно конкурентов и может стать удачным только тогда, когда у целевых групп укрепилось непротиворечивое и вызывающее доверие представление о регионе [9]. Позиционирование приграничного региона необходимо не только на макрорегиональном (в рамках федерального округа) и национальном (внутри страны), но и международном уровне.

С учетом существующей модели приграничного сотрудничества для российских регионов большой интерес представляет привлечение внешних инвесторов. Являясь основным торговым партнером Дальнего Востока России, КНР пока вложила в развитие территории очень мало — по данным за 2001 г. всего где-то 120 млн долл., в то время как в другие страны СНГ Китай вкладывает 1,5 млрд. долл. [10]. По некоторым оценкам отечественных, сегодня объемы российских инвестиций в провинции Хэйлунцзян в четыре раза выше, чем объем китайских капиталовложений на Дальнем Востоке России [11]. К тому же китайские капиталовложения, сконцентрированные во внутренней и внешней торговле, а также в сфере услуг, не оказывают большого влияния на экономическое развитие региона. Вместе с тем, имеются сведения, что в 2003 г. китайское правительство запланировало реализовать инвестиционный пакет общей суммой в 1,5 млрд долл. на территории Дальнего Востока. По словам губернатора Приморского края С. Дарькина, приоритет в распределении инвестиций по территории региона будет отдан Приморскому краю [12].

В этих условиях необходимо активное позиционирование всех дальневосточных регионов в рамках ДВФО как благоприятного объекта для инвестиций, которое будет представлять собой целевой маркетинг инвестиционных возможностей конкретных секторов и территорий. В качестве отправной точки позиционирования можно использовать подход А.Л. Гапоненко, предлагающего оценивать территории с точки зрения ответов на вопросы, для каких производств товаров или услуг данная территория наиболее подходит и какого рода инвесторы заинтересованы в ней прежде всего. Четкие ответы позволят быстрее получить ощутимые результаты [13]. Критериями создания «карты места» дальневосточных регионов, как представляется, могут быть такие показатели, как количество иностранных инвестиций на душу населения и среднедушевые денежные доходы населения, поскольку иностранные инвесторы не заинтересованы вкладывать деньги в малозаселенные территории с низкой покупательной способностью. Не менее важным критерием позиционирования территорий ДВФО может стать эффективность производства. Как показывают исследования  В.В. Кулешова и В.Д. Маршака, с точки зрения финансов инвестиции представляют собой контракт, по которому один вид активов — денежные средства передаются от одного собственника к другому в обмен на другие активы — право на долю собственности и, следовательно, на долю прибыли. При этом наибольший рост доли инвестиций в ВРП наблюдается в тех регионах, в которых наиболее низкая базовая эффективность производства. Дальний Восток является одним из наиболее чувствительных к изменению притока инвестиций в зависимости от уровня эффективности производства федеральным округом [14].

Третья задача процесса управления региональным маркетингом определяется необходимостью разработки комплекса маркетинга территории, который представляет собой набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых используется субъектами регионального маркетинга в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию для приобретения продукта территории со стороны целевого рынка. Наиболее общий состав комплекса маркетинга включает 4 «Р»: продукт (product), цену (price), доведение продукта до потребителя (place), продвижение продукта (promotion).

Продуктом в региональном маркетинге выступает территория, имеющая свои конкурентные преимущества и недостатки. Региональный маркетинг выявляет и частично создает уникальные свойства региона как товара, которые могут быть полезны для потребителей: для предпринимателей — близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы, условия для занятия бизнесом, для туристов — климатические условия, достопримечательности, для инвесторов — цены на недвижимость, отработанность процедур купли-продажи титулов собственности [15].

Важнейшей характеристикой территории как рыночного продукта является ее конкурентоспособность. Термин конкурентоспособность применительно к региону часто используется как синоним интегральной оценки социально-экономического положения региона при сопоставлении с другими регионами. Так, Л.С. Шеховцева определяет конкурентоспособность как обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику [16]. В то же время понятие конкурентоспособности имеет собственный определенный смысл, и самое простое его определение состоит в способности достигать успеха в экономическом соперничестве [17]. Однако термин в таком значении мало используется в реальной практике регионального управления, что создает условия для возникновения парадоксальной, деструктивной по своему характеру конкуренции территорий. Она выражается в том, что одни и те же субъекты федерации, с одной стороны, требуют увеличения объема федеральных трансфертов, демонстрируя с этой целью бедственное по сравнению с другими территориями положение, а с другой — заявляют потенциальным инвесторам о своей особой инвестиционной привлекательности [18].

Такая ситуация особенно опасна для приграничных регионов, которые, с одной стороны, обычно определяются как проблемные, недостаточно реализующие функции места жительства, отдыха и работы, с другой стороны, пытаются использовать особенности геополитического положения в качестве основного фактора развития. Так, в созданной Тихоокеанским центром стратегических разработок «Стратегии социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 гг.» главным условием, интегрирующим механизмы успешного развития, объявляется инвестиционная привлекательность Приморья для целевых инвесторов. Выполнение главной цели — достижение лидирующих стандартов качества жизни населения Приморья к 2010 г. относительно других субъектов Федерации и соответствия уровню, достигнутому в развитых странах Северо-Восточной Азии, авторами «Стратегии» считается реальным. Оно связывается, во-первых, с высокой заинтересованностью зарубежных и отечественных компаний в инвестировании различных отраслей и сфер жизни Приморского края, и, во-вторых, с конкурентными преимуществами территории относительно других регионов Сибири и Дальнего Востока в виде монопольных функций: транспортно-транзитной, морехозяйственной, рекреационной и геокультурной [19]. Между тем, определяя продукт территории для китайских предпринимателей как транспортные коридоры; растущий рынок для товаров массового потребления и продовольствия; европейскую территорию для организации туристического бизнеса; территорию для поглощения избыточного населения и безработных, «Стратегия» выдвигает в качестве первоочередных проекты водоснабжения юга Приморья, строительства завода по утилизации мусора, комплексного развития территории острова Русский. Эти проекты, необходимые, по замыслу разработчиков, для изменения имиджа края, нацелены на решение острых текущих проблем населения, а не ориентированы на интересы потенциальных инвесторов. Подобная антимаркетинговая позиция органов власти стала одной из причин неудачи проекта создания СЭЗ в Приморском крае. Руководители Находки пытались за счет иностранных инвестиций решать собственные, прежде всего социальные проблемы. При этом не было создано условий как для массированного привлечения собственных финансовых ресурсов, так и для создания соответствующей инфраструктуры для функционирования иностранного капитала [20].

Цена продукта территории — второй элемент комплекса регионального маркетинга — складывается из различных составляющих в зависимости от конкретного товара, услуги или проекта, реализуемого регионом. Например, в стандартный набор возможных расходов, связанных с инвестиционным проектом, входят: транспортные расходы; питание и проживание групп экспертов и руководителей компании на предварительном этапе; время и усилия, использованные «покупателем» для получения полного пакета необходимой и дополнительной информации; доступность и достоверность информации о возможных площадках, их предварительный отбор; неизбежные расходы — стоимость проекта в части стройматериалов и оборудования, подготовка площадки, строительство и т.д. И как производитель некоего товара постоянно ищет пути снижения себестоимости, так и производитель в лице органов государственной власти субъекта Федерации или органов местного самоуправления должен постоянно следить за тем, какие дополнительные расходы — прямые и косвенные — несут или могли бы нести инвесторы [21].

В условиях приграничной территории для субъектов регионального маркетинга особое значение приобретают институциональные издержки ВЭД (регистрация, лицензирование, таможенное оформление, согласование инвестиционных проектов, равный доступ к земельным участкам, производственной инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе, сырью и материалам), а также инфраструктурные издержки приграничной торговли (пограничные пункты пропуска, транспортная инфраструктура, связь, логистика). С этой точки зрения особо привлекательными можно считать проекты создания приграничных торгово-экономических комплексов, позволяющих не только решать внутренние проблемы территорий российского Дальнего Востока, но и реализовывать интересы китайских партнеров в снижении прямых и косвенных издержек при расширении рынка сбыта. Определенный опыт работы приграничной зоны накоплен в Амурской области на переходе Благовещенск—Хэйхэ. С 1 октября 2003 г. начато строительство ПТЭК «Пограничный—Суйфэньхэ» в Приморском крае. Однако и в реализации этих проектов наиболее успешной оказывается китайская сторона.

Доведение продукта территории до потребителя — третий элемент комплекса маркетинга — предполагает активное использование методов распространения товаров. В рамках регионального маркетинга они могут характеризоваться как всевозможная деятельность субъектов маркетинга, благодаря которой продукт территории становится доступным для целевых потребителей. Региональные и местные органы власти играют основную роль в этом процессе не только в силу своих полномочий, но и потому что обычно владеют наиболее полной и достоверной информацией о территории, позволяющей объединять усилия всего населения для достижения необходимой цели. Как показывает практика, решение задач регионального маркетинга успешнее в том случае, если маркетинговые функции выполняет специальная организация — агентство маркетинга или развития территории. Подобные организации могут заниматься стратегическим планированием социально-экономического развития, оказанием услуг по привлечению инвестиций, формированием имиджа территории. Для этого возможно использование таких способов, как разработка и поддержка долгосрочных проектов и программ, сопровождение инвестиционных проектов, создание положительного имиджа администрации, изучение общественного мнения, предоставление официальной информации, в том числе разъяснений и продвижения политики органов власти. Несмотря на очевидную значимость методов доведения продукта территории до потребителя, в дальневосточных регионах специальной маркетинговой инфраструктуры еще не создано. В качестве ее опорных точек в ближайший период можно использовать центры стратегического планирования, действующие при региональных органах власти, а также Межрегиональный маркетинговый центр «Владивосток—Москва», существующий в Приморском крае.

И, наконец, четвертый элемент комплекса маркетинга — продвижение продукта. Программа продвижения представляет собой систему действий, которые выявляют и поддерживают конкурентные преимущества региона, способные сохраняться длительное время. В зависимости от специфики регионального развития, от поставленных задач структура программы продвижения может быть различной. В план, к примеру, могут входить разделы, содержащие рекомендации по последовательности конкретных действий, уточняющие финансирование и процедуру контроля, а также планы PR- и рекламных кампаний [22]. Для усиления позиций региона в международном масштабе необходима и стратегия развития, и программа маркетинга региона за рубежом, и открытие представительств региона в столицах партнерских регионов, и проведение в регионе крупных международных событий, и участие в международных конкурсах, выставках, ярмарках, конференциях, фестивалях. Для приграничной территории особое значение имеет продвижение на рынке желаемого партнера, которое должно преследовать цель формирования устойчивого спроса на продукт территории путем создания благоприятного имиджа, хорошей деловой репутации региона, обладающего узнаваемым брэндом. Дальневосточные регионы России подобной программы продвижения пока не имеют и ограничиваются участием в отдельных рекламных мероприятиях. Среди них: продвижение регионов непосредственно на китайской территории посредством участия в выставках и презентациях, прямые контакты первых лиц сопредельных территорий, многосторонние встречи руководителей территорий с представителями коммерческих структур и общественных организаций.

Разработка комплекса маркетинга территории должна завершаться созданием комплексного плана развития территории и его реализацией. Это — завершающий этап процесса управления маркетингом, который связывает функции планирования и контроля в осуществлении регионального маркетинга. Его цель состоит в анализе эффективности и результативности маркетинговой деятельности, корректировке задач, способов и методов их достижения по схеме «мероприятия — сроки выполнения — координация функций — корректировка курса — идеи на новом уровне». Разработка комплексного плана развития региона требует определенных условий и, прежде всего, согласия между основными участниками этого процесса, в том числе по поводу приоритетов развития. В этом смысле приграничная территория должна предъявлять особые требования к содержанию маркетинговой деятельности субъектов регионального маркетинга, связанные с проблемами национальной и трансграничной безопасности. Для дальневосточных регионов России, особенно Приморского края, имеющего скандальный имидж благодаря длительному противостоянию городской и краевой власти, реализация этого направления в управлении маркетингом территории, как представляется, откладывается на неопределенный срок, необходимый для создания условий стратегического партнерства и консолидации заинтересованных лиц.

Таким образом, формирование системы территориального маркетинга в регионе только началось. Развитие приграничного сотрудничества, необходимого для решения острейших проблем социально-экономического развития дальневосточных территорий России, нуждается в использовании адекватных ситуации маркетинговых инструментов. Их разработка и реализация направлений процесса управления маркетингом должна стать частью экономической политики региональных и местных органов власти Дальнего Востока, учитывающих тенденции глобализации и регионализации, но отдающих предпочтение национальным и территориальным интересам.

Литература

  1. Бойков В. Страшные китайцы // Новости. — 2000. — 15 сентября, http://www.novosti.vl.ru/.
  2. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. — М.; Ростов н/Д, 2000. — С. 232, 234.
  3. Блинов А. Региональный маркетинг как основа эффективного развития региона// Економiчний часоспис. — 2001. — №11-12, http:// soskin.kiev.ua/.
  4. Панкрухин А.П. Маркетинг территории. — М., 2002. — С.15.
  5. Сейфуллаева М., Капицын В. Экспортный потенциал российских регионов в условиях глобализации мировой экономики// Маркетинг. — 2001. — №1. — С. 6, 10—11.
  6. Инвестиционный потенциал российских регионов в 2002-2003 гг.// Эксперт. — 2003. — 17 ноября. — 43 (398), http:// www.expert.ru/.
  7. Унтура Г.А. Проблемы создания инновационной среды региона в рыночных условиях // Регион: экономика и социология. — 2002. — №4. — С. 14—15.
  8. Международный маркетинг/ Под ред. Н.И. Перцовского. — М., 2001. — С. 192—196.
  9. Арженовский И. В. Маркетинг регионов, http:// www.marketing.spb.ru/.
  10. Материалы Заседания Российско-китайской постоянной рабочей группы по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству, http://asiatimes.narod.ru/news2001/.
  11. Баринов А.О. Читинская область — очень необычный субъект Федерации// Забайкальский рабочий. — №176 (23949), http:// www/ zabrab.chita.ru/.
  12. Приморский край. Одним из главных направлений стратегии Приморья в АТР стал Китай, http://ru.ruschina.net/news/rch/lkjhhg/jgh/.
  13. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития. — М., 2001. — С.188.
  14. Кулешов В., Маршак В. Анализ развития экономики федеральных округов: финансовый аспект// Регион: экономика и социология. — 2003. — №1. — С.12—13.
  15. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития. — М., 2001. — С. 191.
  16. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — №4. — С.12.
  17. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. — М., 2003. — С.12
  18. Алексеев О.Б., Щедровицкий П.Г., Шейман Д.И. Институциональные механизмы регионального развития// Казанский федералист. — 2002. — №3, http://www.kazanfed.ru/.
  19. Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 гг. Проект. — Владивосток, 2003.
  20. Прохоров В. Роль азиатской части России в развитии государства// Экономика и жизнь. Сибирь. — 2000. — № 18 (132), http://www.ecolife.krsk.ru/.
  21. Местное экономическое развитие, http://www.prometa.ru/msgr/doc/mer/.
  22. Орлова Т.М. Программа продвижения города как метод коммуникационного менеджмента, http://www.koism.ru/publ/.


Также по этой теме: