Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Интернет-маркетинг    Проблемы и перспективы развития электронных магазинов

Проблемы и перспективы развития электронных магазинов

Проблемы и перспективы развития электронных магазинов

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2000

Паршенцев А.А.,

менеджер Интернет-проектов компании CompTek

Шимук А.С.,
ассистент менеджера компании Comcon-2

Слова “Интернет”, “электронная коммерция”, “виртуальный магазин” с недавнего времени постоянно сопровождают нас в прессе, на радио, телевидении и в самом Интернете. Постепенно из модной игрушки Интернет превращается в один из инструментов ведения бизнеса.

Давайте попробуем разобраться, что жепредставляет из себя Интернет-торговля в нашейстране и каковы ее перспективы в будущем.

Интернет и электронная коммерция – новая экономика

Интернет “для широких масс”,доступный каждому, появился не так давно, в 1995 г.,сразу завоевав бешеную популярность средипредставителей коммерческих структур, не говоряуже о компьютерных и научных организациях, длякоторых Интернет появился гораздо раньше. Споявлением World Wide Web (WWW, или просто Веб) сталовозможно не только обмениваться текстовойинформацией, но и доставлять пользователюграфику, анимацию, звук, видео и вообще всесредства современного мультимедиа. Тогда же, в1994—1995 гг., стали появляться первыеИнтернет-магазины. Самый, пожалуй, известный изних, ставший уже легендой Интернет-бизнеса –Amazon.com, достигший в 1996 г. оборота в 16 млн. долл., в 1997г. — 121 млн. долл., а в этом году планирующийпродать товаров на 1,4 млрд. долл. более чем 10миллионам покупателей во всем мире [5]. Кстати,общее количество пользователей Интернет во всеммире превысило 200 млн. человек, из них большеполовины – жители США и Канады (Nua Internet Surveys, осень1999). В России же, по разным оценкам, насчитываетсяот 1,5 (Gallup и ComCon-2) до 6 миллионов (monitoring.ru)пользователей Сети.

Многие отождествляют электроннуюкоммерцию с совершением покупок через Интернет.Между тем электронная коммерция иИнтернет-торговля – это разные вещи. Электроннаякоммерция – это любая сделка, совершеннаяпосредством сети связанных между собойкомпьютеров, по завершении которой происходитпередача права собственности или правапользования вещественным товаром или услугой.Она существует уже более 30 лет, а первые продажичерез Интернет состоялись лишь в 1995 г.Интернет-торговля – это лишь часть электроннойкоммерции, причем все уменьшающаяся. В общихоборотах электронной коммерции доля розничногосектора все время падает и к 2000 г., по оценкамспециалистов, составит где-то всего 5%. Это важнаятенденция, так как именно на розничном секторерынка сейчас происходят наибольшие потрясения, иименно этот сектор стал неправильно называться вРоссии “электронной коммерцией”.

Существуют две различные системыэлектронной коммерции: “бизнес-бизнес”(business-to-business, B2B) и “бизнес-клиент” (business-to-consumer).Участниками первой группы приложений являютсякорпоративные пользователи, использующиеИнтернет для безналичных платежей. По даннымисследования компании Forrester Research, 85% оборотаэлектронной коммерции приходится навзаимоотношения между компаниями, что, в общем,соответствует ситуации в обычном, невиртуальноммире, где на розничные продажи приходится неболее 15% торгового оборота [4]. Ко второй группе,помимо розничной торговли черезИнтернет-магазины, следует также отнести такиевиды деятельности, как осуществление банковскихопераций не выходя из дома (home banking), брокерскиеуслуги, страхование и т. п.

Существует также термин “электронныйбизнес” – это когда все стороны деловыхотношений, включая продажи, маркетинг,финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников,поддержку клиентов и партнеров, перенесены вИнтернет. В силу глобальности Интернета этоозначает непрерывное общение с каждымпоставщиком, партнером и клиентом, а зачастуювсех друг c другом. Дилеры вместо традиционногоразмещения заказов через менеджеров по сбыту,работающих в компании-поставщике, сами следят заее базой данных, в которой отражено текущеесостояние складских запасов. Поставщикипромышленных предприятий подключены к складскиминформационным системам и сами следят за уровнемзапасов, обеспечивая график поставок “минута вминуту”. Транспортные компании имеют доступ кинформационной системе службы сбыта, чтобызаранее спланировать график перевозок, и т. д.

Интернет стал универсальной деловойсредой, соединяющей компании друг с другом и совсей потребительской аудиторией. Доступ кметодам электронного бизнеса получили всекомпании, независимо от их размера и возраста,появляются все новые и совершенные бизнес-схемы.Уровни использования Интернета простираются отсайта-витрины (информация о своей продукции,приглашение к сотрудничеству) до реализации схемэлектронной коммерции: Интернет-магазины,интранет (объединение сетью своих сотрудников) иэкстранет (подключение внешних партнеров). Средифункций электронной коммерции можно назватьследующие:

  • реклама (привлечение внимания пользователя к определенному сайту);
  • представление товара (показ продукции средствами Интернет);
  • проведение покупки (быстрые и безопасные расчеты, варианты доставки);
  • послепродажное обслуживание (помощь во время покупки и после);
  • налаживание долгосрочных отношений с клиентом (изучение предпочтений и вкусов).

Одним словом, мы стоим на пороге новойэкономики, которую называют Интернет-экономикой,или “экономикой цифрового мира”, эпохиэлектронного бизнеса. В соответствии с оценкамиэкспертов компании IDC1 объемы мировойИнтернет-экономики достигнут в 2001 г. уровня в 1триллион долларов, а к 2003 г. эта цифра можетвырасти до 3 триллионов [6]. В специальном отчете IDCотмечаются три ключевых элементаИнтернет-экономики: Интернет-коммерция,инфраструктура информационных технологий,инфраструктура Интернет-бизнеса. Относительнаяважность этих элементов меняется с течениемвремени. На заре Интернет-экономики основныеинвестиции шли в технологии, сейчас же на первоеместо выходят нетехнологические составляющие,такие как маркетинговые услуги и реализацияпродаж. В 1999 году впервые вложения внетехнологический сектор Интернета превысятвложения в технологии.

Необходимо понимать, что “основныефакторы, определяющие успех компании в условияхновой Интернет-экономики, принципиальноотличаются от факторов, движущих миромтрадиционной индустриальной экономики”, —отмечает Павел Черкашин, президент компании ActisSystems [2]. Различия между этими двумябизнес-моделями приведены ниже:

Индустриальная экономика Интернет-экономика
Доминируют производственныеотношения

Барьер: физическое распространение

Барьер: нехватка капитала

Преимущество первых измеряется годами

Инновации хранят в секрете

Отношения людей сдерживаются возможностями контакта

Доминируют знания и отношения людей

Новый барьер – электронная дистрибуция

Капитал – продукт потребления

Преимущество первых измеряется месяцами

Инновации – достояние общественности

Электронные средства общения между людьми

Новая динамика бизнеса не только создаетновую модель, она также подразумевает новуюсистему измерений. Интернет-компании играют посовершенно другим правилам, и судить об их успехенадо по другой шкале. Эти новые компании бьютсяза долю рынка и лучшую узнаваемость своейторговой марки, а не за достижение прибыльности вкраткосрочной перспективе. В современнойИнтернет-экономике можно выделить три ключевыхкритерия успеха:

  • новаторство;
  • скорость реализации стратегии;
  • интегрированность.

Таким образом, в свете усиленияинтереса, который проявляет крупный российский имеждународный бизнес к Интернет-технологиям, ироста инвестиций в российский Интернет, можнопредположить, что мы находимся на пороге важныхизменений в деловой сфере жизни российскогообщества. Этот факт нельзя недооценивать. Да,Россия отстает здесь от США на 3—4 года, но всторону российского Интернета уже потянулсякапитал: речь идет о миллионах и десяткахмиллионов долларов, которые должны бытьинвестированы в развитие Интернет-бизнеса внашей стране только в течение 2000 г.

В российском Интернете уже есть своиИнтернет-магазины. Супероборотов своимвладельцам они пока не приносят, но уже реальноработают. Что же такое настоящий электронныймагазин, чем определяется его успех и какиетрудности ждут виртуальных торговцев напросторах Сети?

Интернет-магазин: факторы успеха и барьеры выхода на рынок

На сегодняшний день вИнтернет-каталоге @Rus зарегистрировано 210Интернет-магазинов, в свою очередь в каталогесайта magazin.ru фирмы “Аркадия” — более 400. Дляпримера: в 1998 г. на том же @Rus числилось лишь 53сайта [1, 7].

Однако более половины из этих торговыхточек магазинами, в полном смысле этого слова, неназовешь – это всего лишь Интернет-витрины,каталоги товаров, прайс-листы. При этом часть изних обслуживает покупателей только натерритории своего региона, а другая – вообще неработает, а просто регистрируется на будущее.Реально работают лишь 20—30 иззарегистрированных. Причем 41% от указанныхИнтернет-магазинов находятся в Москве и 9% — вС.-Петербурге [1].

Список некоторых реально работающихроссийский Интернет-магазинов:

 

Сайт Адрес  Чем торгует
Озон http://www.ozon.ru Книги, периодика, видео
Книги России http://books.ru Книги
Bolero http://www.bolero.ru Книги, программные продукты, аудио-, видеопродукция
Доставка.ру http://www.dostavka.ru Компьютеры и комплектующие
MegaSHOP http://www.megashop.ru Компьютеры и комплектующие
The St. Petersburg Times http://www.sptimes.ru Подписка на материалы, газеты
Все для встречи Нового Года http://www.novygod.ru Фейерверки, карнавальные изделия, маскарадные костюмы

 Российские электронные магазины в основномспециализируются на продаже книг, видео- иаудиозаписей, компьютеров и комплектующих. Впоследнее время ассортимент товаров торговыхточек расширился и к ним добавились бытовыеприборы, фармацевтическая продукция,автозапчасти, подписка на периодические издания,подарочная и сувенирная продукция и т.д. Зарубежом картина несколько иная. Так, в СШАпользуются значительным спросом одежда ипутешествия (см. ниже таблицу), практически непредставленные в российской электроннойторговле [3].

Наиболее часто покупаемые в Интернететовары (1998 г.)

Категория товара % от покупателей в он-лайн магазинах
Книги 39
Компьютеры и комплектующие 39
Одежда/аксессуары 21
Музыкальные записи 21
Подарки (цветы, конфеты) 20
Бытовая техника 19
Видео записи 14
Путешествия 14

Вне всякого сомнения, перечисленные товарныекатегории обладают рядом схожих характеристик,что позволяет им лидировать в продажах черезИнтернет. А именно:

1. Покупки этих товаров относятся к категории наиболее продуманных, совершаемых лишь после получения о них достаточно полной информации. Это означает, что, чтобы совершить хорошую покупку, покупателю необходимо получить максимальную информацию о товаре. По данным компании Ernst&Young, более половины покупателей не совершают импульсивных покупок в Интернете.

2. Решение о покупке данных товаров можно принять, не потрогав и не повертев в руках сам продукт (исключением является лишь одежда). Для их покупки вполне достаточно аннотаций, приведенных на сайте.

3. Каждая товарная категории включает массу товаров-аналогов, конкурентов. Прежде чем совершить покупку, необходимо выбрать из сотен аналогичных продуктов, что, несомненно, быстрее сделать в режиме он-лайн, чем лично объезжать десятки магазинов.

Всего несколько магазиновобеспечивают 90% всего оборота в данном сегментерынка. По экспертным оценкам, общий оборотроссийских электронных магазинов в 1999 г.составил 1,5—3 млн. долл. Сложно определить болееточные значения, поскольку большинствомагазинов не склонны открывать информацию освоих оборотах и операциях. Однако, по даннымжурнала “Мир Internet”, типичный торговый сайтпосещают не более 50—100 человек в день, а числозаказов не превышает 50 в месяц. Если не брать врасчет 5—7 крупнейших магазинов, то среднийгодовой оборот подобных точек составляет всегооколо 10 тыс. долл. в год, так что говорить ополучаемой ими прибыли не приходится.

На рисунке показан доход российскогоИнтернет-магазина “Озон” за период с началаоткрытия (апрель 1998 г.) по август 1999 г.1.

 Доход магазина “Озон” (без учета стоимости доставки)

 Доход магазина “Озон” (без учетастоимости доставки)

В свою очередь, в США размер рынкатоваров и услуг, продаваемых через Интернет, в 1998г. составил более 13 млрд. долл., что в 5000 разбольше, чем в России [3].

Ключевыми факторами успеха развитияравно как российского, так и зарубежногоИнтернет-магазина являются:

  • качество сайта Интернет-магазина: продуманный дизайн, структура, удобный в использовании интерфейс и т. д.;
  • наличие сильной (“раскрученной”) торговой марки компании. Например, московский книжный магазин “Библио-Глобус”, широко известный в оффлайне, наверняка будет пользоваться популярностью, открыв Интернет-магазин. Издательство “Питер-Пресс” уже торгует книгами своего издательства в Сети;
  • продажа продуктов c широко известными марками;
  • наличие партнерских отношения с крупными Интернет-ресурсами: поисковыми системами (Яndex, Rambler, Yahoo, AltaVista), порталами (РБК, Лист) и онлайновыми сообществами.

Среди причин зачаточного состоянияИнтернет-торговли в России можно назватьследующие:

  • недоверие крупного и среднего российского бизнеса к возможностям Интернета;
  • созданием Интернет-магазинов в России занимаются не профессионалы электронной коммерции;
  • завышенные цены в существующих магазинах;
  • неразвитость платежных средств;
  • отсутствие системы доставки (сроки и гарантии обычной почты мало кого устраивают, основные расчеты при выполнении заказов производятся наличными, а курьерская служба должна одновременно производить инкассаторские функции, отдать же инкассацию “в чужие руки” никто не хочет, и это тормозит создание независимых служб доставки);
  • слабое доверие потенциальных покупателей;
  • небольшое количество пользователей Интернета (уровень проникновения в целом по России – менее 1%, в Москве – 4%);
  • бедность населения в целом.

Интернет-магазины в России: есть ли будущее?

Достаточно сложно собиратьисчерпывающую информацию об Интернет-торговле вРоссии и перспективах ее развития. Разныеисточники информации оперируют различнымивеличинами: в одних случаях приводятся объемыпродаж, в других речь идет о полученных прибылях,или же приводятся прогнозы общего оборотаэлектронной коммерции на “две тысячи какой-тогод”. Причем прогноз по одному и тому жепоказателю, согласно разным источникам, можетразличаться в два раза.

Тем не менее, ясно одно. Электроннаякоммерция, как и сам Интернет, уже сталанеотъемлемой частью цивилизации. Она не заменитобычную торговлю, так же как электронныедокументы никогда не заменят традиционныхбумажных, просто все они будут гармоничнососуществовать.

По оценкам специалистов, в 2000 г.основными развивающимися сферами деятельности инаиболее перспективными отраслямиИнтернет-экономики станут [2]:

  • венчурный капитализм и проектное финансирование: приход венчурного капитала в Россию;
  • Интернет-реклама: суммарный оборот здесь достигнет 2 млн. долл., ожидается приход крупных компаний из сегмента потребительских товаров;
  • предоставление финансовых услуг: развитие Интернет-банков, брокерских сервисов и платежных систем;
  • возникновение сообществ, нацеленных на покупку/продажу товаров в Интернете, в отличие от информационно-новостной направленности;
  • развитие поддерживающих сервисов: сервис-провайдеры, компании-разработчики, поставщики оборудования и программного обеспечения.

Хорошие перспективы будут иметькомпании, развивающие инфраструктуруэлектронного бизнеса, прежде всеготехнологичные услуги типа обслуживания платежейпо Интернету.

Еще одно перспективное направление –системы доставки. Потребность в подобном сервисеочень велика, и следует ожидать радикальныхсдвигов в данной сфере в 2000 г. Сопряженной сдоставкой является и проблема страхования – этопросто непаханое поле в российском Интернете.Если продажа страховых полисов физическим лицамчерез Интернет еще как-то происходит, тострахование доставки практически отсутствует.

В 2000 г. должны появиться российскиецентры сертификации (центры доверия,удостоверяющие центры), поскольку рост числаИнтернет-магазинов требует системы ихрегистрации и независимой экспертизы, ожидаетсяпринятие законов об электронно-цифровой подписии электронном документообороте.

Несомненно, у электронной коммерции вРоссии есть будущее. Более того, у современногобизнеса без активного использования Интернетабудущего просто нет. И понять это необходимо ужесейчас.

Литература

1. Материалы второй российскойконференции “Электронная коммерция-99”, 11—12ноября 1999 г., Санкт-Петербург.

2. Черкашин П. “Управление крупнымиWeb-проектами”. Доклад на конференции“Интернет-маркетинг. Осень-99”, 15—17 декабря 1999 г.,Москва.

3. Отчет “Ernst&Young Internet Shopping Study 1999”.

4. Васильков И. Новая религия деловогочеловека//Бизнес Онлайн. — Декабрь 1999. — № 1.

5. Jeff Beros Talks Shop//Журнал “e-Shopper”. —Декабрь 1999.

6. Ежедневные новости сайта http://www.bizon.ru,декабрь 1999.

7. Различные источники в Интернете(magazin.ru, каталог @Rus и т. д.).

 

 

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы