Время бумаги

Время бумаги

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №4 год - 2008

Вера Круз

копирайтер,
Subscribe.Ru (ЗАО «Интернет-Проекты»)

Что было

Прогресс стремительно меняет нашу жизнь, и новинки не всегда уживаются с тем, что существовало веками. Появление телевидения и видео не уничтожило кинопрокат, как ранее появление кинематографа не уничтожило театр. С другой стороны, повсеместное применение компьютеров сделало ненужными пишущие машинки и исчезающей - профессию машинистки. Пейджеры, весьма популярные лет 15 назад, исчезли с распространением мобильных телефонов, а когда мы говорим "я тебе напишу", почти всегда имеем в виду электронную почту.

Для газет и журналов возникновение Интернета стало уже не первым фактором риска. Появление радио, а затем - телевидения и раньше заставляло бумажные СМИ менять приоритеты: теперь последние новости нам сообщают электронные СМИ, а газеты и журналы в большей степени нацелены на аналитику, детальные репортажи, обзоры.

Печатные СМИ надеются пережить и распространение Интернета. Причем не просто удержаться на плаву, а использовать новую среду в своих целях. Сейчас в активе у прессы - десятки вариантов симбиоза с вебом.

Что есть

Большинство СМИ имеют свои сайты. В минимальном варианте это интернет-представительства, где можно ознакомиться с дайджестом бумажной версии и найти общую информацию об издании. Так устроены сайты журналов "Если" (www.esli.ru), Where Saint-Petersburg (www.spn.ru/publishing/journals/wherespb), "Химия и жизнь" (www.hij.ru), газеты "Деловой Петербург" (www.dpgazeta.ru).

Однако маркетинговые стратегии использования сайтов различными СМИ поражают разнообразием. Несколько лет назад архивы и полные материалы выпусков часто были платными. В настоящее время практически все издания отказались от этой практики.

Часть изданий выкладывают в Сеть полностью свежие номера и архивы (например, газета «Труд» (http://www.trud.ru/read). Кто-то делает архивы платными, оставляя свободным доступ к свежему номеру издания - так устроен сайт газеты Wall Street Journal (WSJ.com).

Некоторые издания сознательно "разводят" содержание бумажной и электронной версий выпуска, которые ссылаются друг на друга по типу "больше фотографий вы можете увидеть на нашем сайте" или "полную версию статьи читайте в свежем выпуске журнала/газеты". Так читателей мотивируют ознакомиться с обоими вариантами издания. Подобная практика существует в петербургской газете "Метро" (http://metro-russia.com).

Ежедневным СМИ собственный сайт дает возможность сообщать о новостях в режиме реального времени - таким образом газеты могут отыграть позиции, ранее отданные электронным СМИ. Лента новостей сейчас есть на сайтах большинства общественно-политических изданий: "Новая газета" (www.novayagazeta.ru), "Аргументы и факты" (www.aif.ru).

Многие СМИ используют свои сайты как инструмент обратной связи, открывая обсуждение материалов. Часть российских СМИ сотрудничает в этой области с Живым Журналом или социальными сетями - с помощью единой регистрации. Такая опция присутствует, например, на сайтах газет "Коммерсант" (www.kommersant.ru) и "Ведомости" (www.vedomosti.ru).

Часть "бумажных" изданий размещает на своих сайтах аудио- и видеоконтент, претендуя на "территорию" радио и телевидения. Так, на сайте журнала Rolling Stone (www.rollingstone.ru) можно посмотреть клипы популярных исполнителей.

Специализированные издания помещают на свои сайты тематические каталоги. Например, на сайте журнала Russian Digital (www.rdig.ru) можно найти каталог гаджетов, на сайте журнала "5 колесо" (www.5koleso.ru) - каталог автомобильных новинок, на сайте "Российской газеты" (www.rg.ru) - каталог нормативных актов, а на сайте газеты "Санкт-Петербургские ведомости" (www.spbvedomosti.ru) - постановления правительства Петербурга.

Некоторые бумажные издания в связи с материальными или иными проблемами перестали издаваться на бумаге и целиком ушли в Интернет ("Питерbook", krupaspb.ru/piterbook).

Присутствует и обратное движение: когда интернет-СМИ выходят на бумагу. Так, например, газета РБК daily (rbcdaily.ru), существующая в Интернете с 2003 года, с 2006 года выходит и в печати. Но это единичные случаи.

На пути соединения Интернета и бумажных СМИ развивается и еще одно направление - традиционные СМИ, доставляемые подписчикам в электронном формате. Так, создают полный аналог печатного СМИ; чаще всего - со всеми иллюстрациями, с той же версткой, с тем же шрифтом. Такое издание в электронном виде представляет собой полную копию печатного и обычно доставляется читателю, когда само издание только выходит из типографии. Реализовано это может быть по-разному: кто-то выкладывает издания в формате .pdf ; к то-то отдельно верстает электронную версию, как правило, делая упор на тексты. Специализированные сервисы, вроде Zinio (zinio.com) или eSMI (esmi.subscribe.ru) предоставляют подписчикам доступ  в специальной удобной программе.

Очевидно, что сервис предназначен для людей, которым удобнее и привычнее читать статьи с экрана компьютера, а не с бумаги. Основным преимуществом чтения газет и журналов в электронном формате перед бумажными объявляется тройная экономия: времени, места и денег. Действительно, электронные журналы доставляются подписчикам, как правило, раньше бумажных, не нужно тратить врем ени на подписку или на покупку в рознице; они не занимают места и всегда находятся под рукой; подписка часто стоит дешевле за счет экономии на бумаге, доставке и распространении.

В эту схему хорошо укладываются любые издания. Глянцевые - потому что все иллюстрации в электронном формате сохраняются. Специализированные - потому что их не очень многочисленным читателям не нужно выискивать любимое издание в киоске; кроме того, можно подписаться на журнал другого региона или другой страны. Популярные - потому что им обеспечен массовый спрос и в Сети.

Электронные  версии журналов и газет сейчас предлагают и сами издатели. Например, на сайте журнала «Эксперт» (expert.ru/subscribe/e-version) читатель может подписаться на получение текстовых материалов  либо файлов в собственном формате «Эксперта» Expert-viewer. «Портфельный инвестор» (portfelinvestor.ru) выдает подписчику ссылк у на скачивание электронной версии в формате .pdf . «Менеджмент в России и за рубежом» (mevriz.ru/subscribe) высылает на электронный адрес подписчика журнал в формате .pdf .

Интернет-каталоги, своеобразные подписные агентства, предлагают подписку на электронные версии журналов и газет сразу многих издательств. В едином подписном центре читатель может найти журналы практически любой тематики, быстро подписаться, например, внеся оплату через Интернет или по SMS, и регулярно получать подписанные издания в удобном для чтения формате. Как правило, каталоги электронных версий предлагают читателям установить на свой компьютер программу, которая позволяет скачивать новые выпуски изданий по мере их поступления, читать, осуществлять текстовый поиск, вести библиотеку изданий.

Одним из мировых лидеров в этом направлении является интернет-каталог Zinio (zinio.com). В России этот сервис развит пока сравнительно мало, однако неплохой выбор журналов и газет предлагает каталог eSMI (esmi.subscribe.ru). Этот сервис можно назвать виртуальным газетным киоском с широким ассортиментом. Сейчас в его каталоге около сотни изданий - популярные и специализированные , глянцевые и литературные, деловые и развлекательные.

 

Что будет

Можно предположить, что еще несколько лет сервис подписки на СМИ в электронном формате будет идти в гору. Но что потом? Главный вопрос - какая судьба ждет печатные СМИ в XXI веке? Смогут ли они найти свою нишу и свою аудиторию, как это произошло с кинотеатрами, или их ждет судьба, скажем, видеосалонов - помните про такие?
Качественные издания, собравшие в своих редакциях журналистов-профессионалов, сформировавшие собственную издательскую культуру и сделавшие себе имя за десятилетия (а иногда и столетия) успешной работы, конечно же, не исчезнут. Но, скорее всего, поменяют формат выпуска и будут издаваться преимущественно в Интернете, используя его мультимедийные и интерактивные возможности.
Вполне вероятно, что по прошествии какого-то времени бумажные газеты и журналы будут выпускаться только в странах с низким проникновением Интернета, если такие еще останутся. А в остальном мире под шапкой издательства будут выходить десятки специализированных продуктов, и читатель сможет выбрать для подписки и тематику интересующего контента (политика, культура, спорт и т.д.), и тип информации - новости, аналитика, фотографии, аудио, видео, что-то еще? Нечто подобное уже сейчас предлагает "Спорт-Экспресс" (www.sport-express.ru). В его каталоге - больше полутора сотен тематических рассылок по разным видам спорта, распространяемых через Subscribe.Ru. Еще один аналог - тематическая подписка по RSS, предлагаемая рядом интернет-СМИ. В этом случае будет полезен общий каталог (например, типа eSMI): с его помощью можно будет найти интересующее издание или нужный тематический поток, возможно, составленный из материалов нескольких СМИ; быстро подписаться через единый центр и управлять входящими потоками. Таким образом, подписчик будет получать свою персональную "газету", состоящую только из интересных материалов.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы