Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Интернет-маркетинг    Маркетинг в социальных сетях

Маркетинг в социальных сетях

01.07.2013

Маркетинг в социальных сетях

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2010

Федорова О.В.,
к. э. н., доцент кафедры «Коммерция и маркетинговые
исследования» (ЭФ-3), МГУПИ

На сегодняшний день социальные сайты пользуются огромной популярностью. Они формируют значительную аудиторию, которая является весьма привлекательной для маркетологов. Основным инструментом продвижения продукта посредством социальных сетей является интернет-реклама.

В то время как современное общество эволюционирует в сторону информационного общества, на первый план выступают информационные технологии. Современный человек уже не может представить себе жизнь без Интернета, поскольку общение в Сети в наше время стало частью человеческих отношений.

Очевидно, что с ростом желания контактировать посредством телекоммуникационных связей огромную популярность приобретают социальные сети, которые явились продуктом, удовлетворяющим потребность людей общаться в неформальной обстановке. Социальные сайты не просто объединяют участников средой общения, но и формируют между ними явные межличностные связи.

На сегодняшний день социальные сети охватывают огромную аудиторию: участники наиболее популярных социальных сайтов исчисляются миллионами. Естественно, что такое количество взаимосвязанных людей не может долго оставаться незамеченным бизнесменами. Социальные сети имеют значительный потенциал для маркетологов. Привлекательность их использования в маркетинговом плане компании заключается прежде всего в массовости и дешевизне.

Таким образом, с развитием социальных сетей все большую популярность приобретает такое направление, как маркетинг в социальных сетях (Social media marketing, SMM). Однако, на наш взгляд, подобное явление правильнее было бы назвать «продвижение в социальных сетях», поскольку маркетинговый комплекс в качестве основных составляющих включает: товар, цену, продвижение, распространение (4Р). Если же говорить о социальных сетях, то очевидно, что в данной среде не все маркетинговые инструменты могут быть задействованы для получения желаемой реакции целевого рынка. Другими словами, посредством социальных сетей может быть осуществлена лишь часть маркетингового плана.

Социальные сети могут быть использованы для получения маркетинговой информации, способствующей созданию товара (услуги), который компания собирается предложить целевому рынку, а также формированию цены на него. Однако наибольший интерес для реализации маркетингового плана социальные сети представляют с точки зрения продвижения и возможной реализации товара.

Таким образом, маркетинг в социальных сетях — это прежде всего продвижение (позиционирование) продукта (компании) с использованием социальных сервисов через вовлечение существующей на сервисе аудитории пользователей в коммуникационный процесс, связанный с данным продуктом (компанией).

Основным инструментом продвижения товара посредством социальных сетей является интернет-реклама. Уникальность ее в данной среде состоит в том, что она обладает высокой степенью доверия. Участники общения, находясь в неформальной дружественной обстановке, в значительной степени готовы к восприятию информации, в том числе рекламного содержания.

Кроме того, любые сведения, полученные «из уст в уста» от собеседников в социальной сети, производят большее впечатление, чем безличная традиционная реклама.

Наиболее распространенными видами рекламы в социальных сетях выступают:

  1. Баннерная реклама. Баннер является одним из основных форматов интернет-рекламы. Однако, как показывают последние исследования [6], его эффективность снижается. Возможно, это связано с тем, что люди, общаясь в неформальной обстановке, прямую рекламу расценивают как раздражающий фактор.
  2. Контекстная реклама — это текстовое сообщение, содержащее рекламную информацию. По своей сути контекстная реклама ничем не отличается от объявлений, размещаемых на страницах газет.
  3. Скрытая реклама. Подобный маркетинговый прием является особенностью социальных сетей. Это может быть обусловлено спецификой организации общения в социальных сетях. Во-первых, посетители подобных сайтов, как правило, нацелены на свободное общение и имеют положительный, дружественный настрой. В таком состоянии люди открыты для восприятия любого вида информации. Во-вторых, социальные сайты создают некую иллюзию единства для своих посетителей. Каждый пользователь ощущает себя среди друзей, людей со схожими интересами, привычками, проблемами. Естественно, в такой обстановке любая информация (поступившая от собеседника) расценивается не как прямая реклама, а как дружеский совет.

Среди стратегий продвижения в социальных сетях можно выделить:

  1. Создание сообщества. Создается сообщество единомышленников, где строится общение вокруг какого-либо бренда. Однако следует учитывать, что для продвижения нового, никому не известного товара такая стратегия не подойдет, поскольку собрать обширную аудиторию вокруг подобного
    бренда практически невозможно. В такой ситуации в существующем сообществе размещается реклама, имеющая непосредственное отношение к основной теме данного сообщества.
  2. Спецпроекты (игры, тесты, конкурсы и т. д.). Очевидным плюсом спецпроектов является привлечение и информирование о своем продукте огромной аудитории. При этом можно использовать широкие возможности по целевой ориентации аудитории. Однако организация подобных спецпроектов не гарантирует увеличения потребительских предпочтений относительно продукта.
  3. Диалог с потенциальными клиентами. Данную стратегию можно признать самой продуктивной и в то же время самой трудоемкой. В ее основе лежат изучение и анализ профилей пользователей, на основании которых формируется список потенциальных клиентов. Затем с выбранными пользователями заводится диалог – в ход идут самые разные приемы и инструменты, позволяющие у клиента вызвать интерес к компании. Для применения подобной вида стратегии очень важно иметь высококвалифицированного исполнителя, способного расположить к себе значительную аудиторию.

Занимаясь продвижением товара в социальных сетях, необходимо создавать интересный, занимательный контент для привлечения клиентов. Социальные сайты имеют в первую очередь развлекательную направленность, и, соответственно, чтобы добиться успеха, рекламодатель должен постоянно занимать аудиторию.

Литература
1. Юрасов А.В. Электронная коммерция: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2003.
2. Филинова О.Е. Информационные технологии в рекламе: Учеб. пособие. — М.: Кудиц-Образ, 2006.
3. Ющук Е.Л. Интернет-разведка: руководство к действию. — М.: Вершина, 2006.
4. http://smo.me (сайт «Маркетинг в социальных сетях. Блог о социальных сетях и продвижении в них»).
5. http://ablohin.ru (сайт «BTW-маркетинг. Другой интернет-маркетинг»).
6. http://businessweek.com/

Также по этой теме: