Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Экономика маркетинга    Макроэкономический анализ конъюнктуры потребительского рынка России: состояние, прогноз

Макроэкономический анализ конъюнктуры потребительского рынка России: состояние, прогноз

Макроэкономический анализ конъюнктуры потребительского рынка России: состояние, прогноз

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 1999

А.Н. Воронов

Перед Вами первый из материалов, которые журнал надеется представлять Вам в течение всего года – Макроэкономический анализ конъюнктуры потребительского рынка России в 1998 г., подготовленный ведущими специалистами Всероссийского Научно-исследовательского Института Птребительского Рынка и Маркетинга (ВНИИПРиМ). Думается, в нынешней ситуации, подобный анализ и сценарные прогнозы изменения ситуации в 1999 году будут для Вас интересными, особенно при формировании маркетинговой стратегии на нынешний год.

1. Составляющие конъюнктуры рынка

Чтобы успешно функционировать, участники рынка (продавцы и покупатели) стремятся иметь наиболее точное представление о его конъюнктуре. Конъюнктура потребительского рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент условии, при которых происходит процесс продажи и покупки товаров.

Чем точнее знание конъюнктуры рынка, тем меньше хозяйственный риск его участников.

В зависимости от масштаба рынка, конъюнктуру которого анализируют и прогнозируют его участники, состав показателей, характеризующих условия развития рынка, меняется. Однако при всем различии показателей, характеризующих внешние условия (от политических до социально-бытовых, психологических, климатических и т.д.) конъюнктура рынка в конечном итоге определяется взаимодействием трех внешних ее составляющих- спросом, предложением и ценой.

Анализ конъюнктуры потребительского рынка страны и ее прогноз включает изучение макроэкономических показателей определяющих формирование спроса населения, предложения потребительских товаров и, соответственно, их цены, которая является результатом представленного на рынке спроса и предложения.

Динамика и объем предложения характеризуется такими макропоказателями как производство валового внутреннего продукта (ВВП), промышленного производства, производство товаров народного потребления, их импорт. При этом необходимы оценки теневого производства.

Прогноз предложения учитывает политику правительства в области структурных изменений и развития реальной экономики в целом; производства конечных (потребительских) товаров; динамику и структуру инвестиций, инвестиционную политику в прогнозируемом периоде. Информационной основой является бюджет страны.

Динамика и объем спроса населения на товары определяется динамикой и размерами денежных доходов населения, структурой доходов и расходов населения (уровнем нетоварных расходов), дифференциацией доходов, объемом задолженности населению по выплате заработной платы и социальных трансфертов, рядом других социальных показателей.

В сложившихся условиях в прогнозах конъюнктуры потребительского рынка необходимо учитывать так же планы правительства по размерам денежной эмиссии; по срокам погашения накопившейся задолженности населению по заработной плате и трансфертам; по срокам и размерам предполагаемой индексации заработной платы и пенсий.

Важной характеристикой конъюнктуры потребительского рынка является уровень его товарной насыщенности, динамика розничного товарооборота.

Оценка состояния конъюнктуры рынка в тот и иной момент времени непременно учитывает уровень и соответствующую динамику розничных цен на товары. Динамика цен – основной индикатор конъюнктуры. Ее прогноз – база для прогноза всех других экономических процессов, характеризующих конъюнктуру потребительского рынка.

Одним из индикаторов для общей оценки конъюнктуры потребительского рынка является показатель курса рубля к доллару США, его динамика.

Торговому предприятию, ведущему, как правило, конкурентную борьбу в зоне обслуживания, так же необходимо знать конъюнктуру рынка в своей зоне. Методы оценки и прогноза конъюнктуры будет, естественно, другими. Но конечные показатели конъюнктуры торговли, независимо от масштабов обслуживаемой территории, должны быть выяснены. Это емкость рынка соответствующего ассортимента товаров, численность обслуживаемого населения (для магазинов, функционирующих в жилой зоне), состояние и перспективы товарного предложения и, конечно, уровень и динамика розничных цен. Точное значение и оценка на предстоящий период конъюнктуры торговли является необходимым условием успеха в конъюнктурной борьбе.

Определенную роль для правильной оценки и прогноза конъюнктуры торговли в зоне деятельности торгового предприятия играет и знание конъюнктуры, складывающейся на потребительском рынке региона (края, области, автономной республики), и в целом по стране.

Целью данной статьи является ознакомление читателя с результатами исследования конъюнктуры потребительского рынка России в 1998 году и ее прогноза на 1999 год.

Каким бы методом не прогнозировалась конъюнктура рынка (как, впрочем, и любого другого экономического процесса) в основе прогноза всегда лежит изучение уже сложившихся тенденций развития. В этой связи большое внимание в работе уделяется тенденции развития конъюнктуры потребительского рынка в 1998 году и особенно после известных событий 17 августа.

Начиная с сентября 1998 года в тенденции развития основных показателей конъюнктуры рынка, произошли существенные изменения, которые и будут определять ее состояние в предстоящем 1999 году.

2. Конъюнктура потребительского рынка  в 1998 году

В экономическом развитии России вновь произошла смена эпох. 17 августа 1998 года поделило экономическую жизнь страны на историю новейшую, до августа, и постреформаторскую, которой предстоит исправлять все то, что (по образному и самокритичному выражению В.С.Черномырдина) «нахомутали» реформаторы до августа 1998 года.

Вполне очевидно, если характеризовать конъюнктуру потребительского рынка в 1998 году, то ее анализ должен быть так же разделен этим событием.

В I квартале 1998 года конъюнктура потребительского рынка оставалась депрессивной.

Высокий уровень товарной насыщенности рынка при повышении доли импорта по всем основным товарным группам складывался в условиях низкой его емкости, безденежья основной части населения, активного процесса увеличения задолженности по зарплате и пенсиям.

Розничный товарооборот увеличился в I квартале 1998 года по сравнению с I кварталом 1997 года на 3,7%. При этом основной его прирост произошел в январе (4,9%).

Валовый внутренний продукт остался на уровне первого квартала 1997 года. Объем промышленной продукции снизился по сравнению с I кварталом прошлого года на 4,2% (с учетом оценки производства малых предприятий и неформальной деятельности)1. На 6,9% снизились инвестиции в основной капитал.

Вырученные от продажи сырьевых ресурсов средства позволили увеличить объем импорта товаров на 10%.

За I квартал 1998 года потребительские цены выросли на 3,1%. Это означает, что заложенный в бюджет на 1998 год уровень инфляции – 5,7% будет неизбежно превышен. В I квартале 1998 года темпы роста цен в 2 раза превысили темпы роста курса доллара.

Реальные доходы населения снизились в I квартале по сравнению с I кварталом 1997 года на 7.2%. При этом 32 млн. человек, или около 22% населения имели доходы ниже прожиточного минимума.

Оценка конъюнктуры потребительского рынка должна включать и анализ дифференциации населения по уровню денежных доходов. Если в I квартале 1997 года коэффициент доходов (показывающий во сколько раз доходы 10% богатого населения превышают доходы 10% самых бедных) составлял 12,5 раза, то в I квартале 1998 года – 13,2 раза. Коэффициент доходов в странах Европейского содружества относительно стабилен и составляет 8 раз. В Швеции он равен 3. В Москве в I квартале 1998 года 50,0 раз. Пороговое значение социальной безопасности общества, по расчетам экспертов, составляет 6 раз.

Однако, вопрос не только в социальной безопасности. Если бедные до 90% своих доходов направляют на покупку товаров, то у богатых эта доля доходов в три раза меньше. В этой связи сокращение дифференциации доходов, более справедливое их распределение приводит к увеличению товарооборота при одной и той же величине общего объема номинальных денежных доходов. Анализ показывает, что при увеличении дифференциации доходов продажа непродовольственных товаров растет опережающими темпами. Это подтверждают данные за первый квартал 1998 года. Товарооборот продовольственных товаров увеличился на 102,2%, а непродовольственных – на 105,2%.

Во II квартале объем розничного товарооборота остался на уровне I квартала, физический объем его сократился на 1,3%. Депрессивный характер конъюнктуры потребительского рынка сохранился. К концу II квартала кризисные явления на потребительском рынке усилились. В июне произошло неожиданное падение физического объема розничного товарооборота. Нехватка денег для обслуживания хозяйственного оборота, вела к расширению бартера, вексельного обращения и проч. Сокращалось производство, реальный сектор перестал генерировать легальные доходы. Все больше снижалась емкость потребительского рынка. Сужение покупательного спроса лишало отечественных производителей основного экономического стимула развития. Валовый внутренний продукт сократился во втором квартале до 99,1%. Продолжало сокращаться промышленное производство (на 5% по сравнению со II кварталом 1997 года). На 6% сократились инвестиции в основной капитал. На 10,5% снизился объем экспорта. Однако импорт товаров продолжал расти (прирост во II квартале составил 6,9%).

II квартал 1998 года ознаменовался почти безинфляционным развитием. Розничные цены за квартал увеличились на 1%. Однако никакого повода для оптимизма это не давало. Больше того, ужесточая финансовую и денежную политику, правительство окончательно теряло контроль над экономической ситуацией в стране. По данным июньского опроса производителей, доля бартерных сделок в обороте предприятий составила 54%. Такого не было за все годы реформы.

Если в I квартале реальные доходы сократились на 7,2%, то во втором – на 10,6%. Такого падения реальных доходов населения не было ни в один из кварталов, начиная с 1995 года. Суммарная задолженность по заработной плате возросла с 54,5 млрд.рублей в январе до 62,7 млрд.рублей в апреле и до 86,5 млрд.рублей в июне. Задолженность по выплате пенсий только за май возросла более, чем в 2 раза и составила на 1 июня 9 млрд.рублей. Таковы были некоторые итоги финансовой стабилизации.

В июле ВВП снизился по сравнению с июнем на 1,6%, объем промышленной продукции – на 5,5%, розничный товарооборот на 2,3% увеличился, индекс потребительских цен составил 100%.

В целом за август по данным Госкомстата индекс потребительских цен, включая услуги, составил 115%, а индекс цен на товары 117% (на услуги 101%). По сравнению с августом 1997 года цены возросли на 21%. В крупных городах, где зависимость от импортных товаров больше, чем в средних и малых, цены на товары росли в это время еще быстрее.

Начался ажиотажный спрос. За третью декаду августа товарооборот увеличился по сравнением с третьей декадой июля на 10%. В целом за август физический объем товарооборота был выше, чем в июле на 4,5%.

Рост розничного товарооборота обеспечивался еще имевшимися на руках у населения сбережениями, в том числе и валютными, и, естественно, за счет сокращения товарных запасов. За август они сократились на 11,3%, с 32 дней торговли до 27.

С конца августа до последней декады сентября население активно изымало вклады. За сентябрь остаток вкладов населения сократился на 18,4%, или на 29,7 млрд.рублей. Это был еще один канал, обеспечивавший ажиотажный спрос. Потребительские цены за сентябрь по сравнению с августом возросли на 38,4% (по сравнению с октябрем 1997 года – на 58,8%, по сравнению с декабрем 1997 года – на 56,4). Самый большой прирост розничных цен был в первую неделю сентября – 19,4%. Доллар за эту неделю подорожал в 2 раза. Сентябрь 1998 года был месяцем гиперинфляции. В последующие месяцы столь высокой динамики розничных цен не было.

Основным фактором активного роста цен в сентябре были высокие инфляционные ожидания, девальвация рубля. Товарооборот в текущих ценах увеличился на 31,4%, физический объем товарооборота сократился на 4,5%. Это сокращение произошло в основном за счет сокращения продажи непродовольственных товаров. Основная часть населения вновь вернулась в режим выживания.

Местные администрации предпринимали активные попытки регулирования цен на важнейшие виды потребительских товаров. В отдельные периоды им удавалось сдерживать их рост. Но при малейшем ослаблении контроля цены вновь резко повышались. Опережающими темпами росли цены на непродовольственные товары.

Тем не менее достигнув в первой декаде сентября высокого уровня, динамика цен начала понижаться. Во второй декаде цены выросли на 3,6%. За последнюю неделю сентября (с 24 по 30) они увеличились еще на 1,2%.

В условиях отсутствия у населения денежной базы (при неизменном, неиндексированном уровне денежных доходов, сокращении сбережений на руках у населения, «замороженных» вкладах в коммерческих банках) потребительская активность к началу октября упала. Динамика цен в начале октября резко снизилась. За первую неделю октября цены выросли на 0,5%, за вторую – на 0,4%, за третью – на 0,3%. Низкой (учитывая тем более сложившийся высокий уровень цен) такую динамику назвать нельзя. Физический объем товарооборота сокращался.

Тем не менее у потребительского рынка в конце октября-начале ноября хватило сил на еще один рывок цен. С 22 по 28 октября прирост потребительских цен составил не 0,3%, как это было на предыдущей неделе, а 2,4%. За 29 октября – 4 ноября цены увеличились еще на 1,4%. Возросла динамика спада физического объема товарооборота, который сократился на 7,5%, на 2,2% сократился объем товарооборота в текущих ценах. На 10% упала продажа непродовольственных товаров.

Действующее правительство страны получило в наследство не только большой внешний долг (свыше 20 млрд. долларов на 1999 год), но и внутренний. В том числе, на 1 октября 1998 года задолженность по оплате труда составила 88,1 млрд. рублей (из них 20,8 млрд. рублей – из бюджетов всех уровней). Задолженность по выплате пенсий на 1 октября достигла 30,5 млрд. рублей. Эти долги в решающей степени и определяют конъюнктуру потребительского рынка в предстоящем периоде.

В первой декаде ноября темп инфляции составил 1,0%. С 12 по 18 ноября розничные цены увеличились еще на 1,3%.

С 19 по 25 ноября инфляция составила 1,7%, в последнюю неделю ноября – 1,6%. Всего за ноябрь розничные цены выросли на 5,7% против 4,5% в октябре. В первой декаде декабря динамика цен возросла и составила 2,6%, а в целом за декабрь цены увеличились на 11,6%. Физический объем товарооборота снизился.

Итак, конъюнктура потребительского рынка в IV квартале 1998 года характеризовалась, с одной стороны, спадом инфляции по сравнению с предшествующим сорокадневным периодом, с другой, – нарастанием темпов роста цен во второй половине четвертого квартала2. Эта динамика не дает больших надежд на 30% инфляцию в 1999 году.

Макроэкономические процессы, характеризующие конъюнктуру потребительского рынка в 1998 году свидетельствуют об ее ухудшении.

В 1998 году ВВП снизился на 4,6 (в 1997 году он на 0,8% возрос). Объем промышленной продукции сократился на 5,2%. Продолжелось сокращение объема продукции сельского хозяйства.

Розничный товарооборот в текущих ценах в 1998 году составил 1065,2 млрд. рублей. Физический объем розничного товарооборота за 1998 год снизился на 4,5%.

Быстрый рост цен привел к резкому сокращению реальных доходов населения – за 1998 год они снизились на 18,2%. В декабре в результате некоторого оживления в реальном секторе экономики и мер по погашению задолженности населению реальные доходы по сравнению с ноябрем 1998 года увеличились на 22,8%, однако по сравнению с декабрем 1997 года составили лишь 69,2%.

Возрос разрыв между динамикой потребительских цен и оптовых цен промышленности. В декабре 1998 года потребительские цены возросли по сравнению с декабрем 1997 года на 84,4%, а индекс цен производителей промышленной продукции увеличился соответственно на 23,2%. Это свидетельствует о том, что большой вклад в высокую динамику потребительских цен вносят предприятия, обслуживающие каналы товародвижения.

3. Прогноз на 1999 год

В условиях системного кризиса, а тем более в условиях его обострения, любые экономические прогнозы чрезвычайно затруднены. Быстро и порой спонтанно меняются условия, в которых развивается экономика, в том числе и потребительский рынок. Это ведет к резкому изменению тенденций, которые являются основой прогноза.

В этих условиях прогноз может носить только многовариантный характер. Каждый вариант основывается на определенном сценарии развития экономических процессов и, следовательно, на определенном круге условий, при выполнении которых прогноз осуществиться.

В целом развитие экономики в 1999 г. будет определяться необходимостью преодоления последствий резкого обострения бюджетно-финансового и экономического кризиса.

По нашему мнению, социально-экономическое развитие экономики в 1999 году наиболее вероятно в пределах 3 сценариев (вариантов).

I. Первый (целевой) сценарий рассчитан Минэкономики при условии максимального привлечения источников доходов в бюджет и возможности реструктуризации российского долга. Реализация целевого сценария предусматривает нахождение и осуществление таких схем расшивки неплатежей, которые не приведут к значительному росту инфляции. Предполагается, что будут получены дополнительные доходы за счет погашения долгов перед бюджетом, роста сибираемости налогов, повышения ставок и акцизов.

Уровень инфляции по I сценарию предполагается в пределах 30% за 1999 г. при ограниченных масштабах эмиссии. Предполагается, что уже со второго полугодия 1999 г. удастся выйти на положительную динамику темпов роста ВВП и промышленного производства. Тогда уменьшение ВВП составит за год не более 3%.

Изменение курса рубля прогнозируется в пределах темпов инфляции. Среднегодовой курс рубля к доллару США составит 21,5 руб. за 1 доллар США.

В 1999 г. промышленный спад оценивается в размере 3%. При этом наиболее высокие темпы спада ожидаются в черной металлургии (-5%), машиностроении (-8%), легкой промышленности (-5-8%).

Таблица 1

Прогноз макроэкономических показателей
(Вариант I)

 

Прогноз макроэкономических показателей

Уровень инфляции в 1999 г. будет зависеть от размера дефицита бюджета и источников его финансирования, быстроты принятия мер по стабилизации курса рубля и преодолению нарастающего спада в реальном секторе.

 

Для удержания инфляции в 1999 г. в пределах 30% необходимо обеспечить сбалансированность бюджета. Вместе с тем нужно восстановить платежеспособный спрос до докризисного уровня, но чтобы избежать инфляционных волн, динамика денежной массы должна быть достаточно плавной. В начале 1999 г. предполагается некоторое увеличение денежной массы, необходимое для частичного восстановления спроса. Несмотря на это, в 1999 г. спрос населения на товары и услуги будет ограничен. Сокращение розничного товарооборота предполагается (по I варианту прогноза) в этот период на 4%. При этом не произойдет улучшения макроструктуры товарооборота – удельный вес продовольственных товаров, по оценке, достигнет 55%.

Не предполагается активизации «челночного» бизнеса и продажи товаров физическими лицами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Объем розничного товарооборота сохранится на уровне прошлого года либо его несколько превысит (на 1-2%) не более, чем в 20 регионах. Среди них Новгородская, Орловская, Белгородская, Ростовская, Магаданская области, г.Москва, республики Дагестан, Северная Осетия. Хотя большинство субъектов РФ предполагают увеличение объемов производства потребительских товаров в 1999 г., но низкий платежеспособный спрос населения не позволяет, на наш взгляд, прогнозировать рост их производства.

В ряде регионов можно ожидать в 1999 г. более высокие темпы роста производства потребительских товаров, чем среднероссийские. В республике Татарстан увеличение предполагается достигнуть за счет значительного увеличения выпуска товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения; во Владимирской области – за счет увеличения выпуска телевизоров цветного изображения, холодильников, тканей; в Новгородской области – телевизоров цветного изображения, тканей.

Уровень жизни населения в 1999 г. будет продолжать снижаться. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 1999 г. снизятся почти на 8%.

Динамика прожиточного минимума в среднем на душу населения в 1999 году будет определяться динамикой роста потребительских цен. По I варианту к концу 1999 г. он составит около 760 руб., т.е. возрастет в 1,2 раза.

Но на наш взгляд, I вариант прогноза ставит недостижимые цели. Он рассчитан на 30% инфляции. Заложенный в среднем на будущий год валютный курс – 21,5 руб. за доллар достигнут в 1998 году, а усилия Центробанка по его сдерживанию должны подкрепляться значительным ростом золотовалютных резервов, чего не предполагается.

Спад промышленного производства продолжается. Реальных предпосылок выхода из глубокого инвестиционного кризиса с 1 января пока не просматривается.

Половина предприятий пока работают без прибыли. Поэтому на них не отразится предложение правительства снизить предельную ставку налога на прибыль с 35 до 30%. Предполагается получить 30 млрд.руб. от введения экспортных пошлин. Но большую часть российского экспорта составляют энергоносители и энергоемкое сырье, для которых конъюнктура мирового рынка останется очевидно неблагоприятной. Следовательно можно ожидать ухудшения финансового положения экспортеров.

Таким образом, I вариант прогноза представляется нереалистичным. По мнению МВФ, самый оптимистический прогноз для России на 1999 г. – инфляция не менее 56%.

II. Второй сценарий*

 

Второй сценарий развития экономики будет реализовываться при менее благоприятном исходе реструктуризации внешнего долга, возможных задержках получения внешних займов, сохранения неблагоприятной динамики цен мирового рынка на сырьевые ресурсы, замедления в реализации ряда первоочередных мер укрепления доходной базы бюджета.

В этой ситуации возникнет потребность в дополнительной эмиссии (в размере 130 млрд.руб.), которая вызовет соответствующий рост денежной массы. В результате произойдет более существенный рост цен: на 55-65% за 1999 г. более значительное снижение курса национальной валюты, что не может не сказаться на усилении спада макроэкономических показателей. Рост инфляции по такому сценарию развития будет сопровождаться резким снижением жизненного уровня населения. Обусловленное этим сжатие внутреннего спроса станет фактором ускорения спада производства. Общий спад объема ВВП по второму сценарию оценивается как 6-7% к уровню 1998 г.

Таблица 2

Прогноз макроэкономических показателей
(Вариант II)

 

Прогноз макроэкономических показателей

По второму варианту прогноза фонд заработной платы прогнозируется в 1999 г. в размере 1080 млрд. руб. Номинальная среднемесячная заработная плата одного работника увеличится до 1725 руб. при значительном снижении ее реального уровня.

Прожиточный минимум увеличится до 950-1000 руб. и возрастет в 1,4-1,5 раза.

III. Третий сценарий*

 

В случае неудовлетворительной реализации мер по стабилизации социально-экономического положения, невозможности получения очередного транша кредита МВФ, займа МБРР и неудачи переговоров по реструктуризации долгов, развитие экономики будет осуществляться в соответствии с 3 сценарием.

Данный сценарий предполагает исполнение обязательств по суверенному долгу в полном объеме. В этих условиях возникнет необходимость в дополнительном эмиссионном финансировании федерального бюджета в размере до 320 млрд.руб., при этом денежная масса вырастет более чем вдвое к концу 1999 г.

Это приведет к высокому уровню инфляции (190-210% при росте розничных цен в среднегодовом исчислении до 300%) и значительному росту курса доллара. В свою очередь, снижение курса рубля увеличивает потребность в рублевой массе для покрытия привлечения валюты с целью погашения внешнего долга.

Ситуация будет усугубляться крайним напряжением платежеспособного баланса, дополнительным сокращением импорта с негативными последствиями в социальной сфере и отраслях, использующих импортное сырье, материалы и оборудование. С учетом ограниченности товарной массы и требований по индексации доходов населения из-за высокой инфляции будет происходить раскручивание инфляционной спирали. Результатом действия этих факторов станет значительный спад производства и интенсивное развитие инфляционных тенденций. Объем ВВП в 1999 г. при реализации данного сценария составил – 90-91% от уровня 1998 г.

Таблица 3

Прогноз макроэкономических показателей
(Вариант III)

 

Прогноз макроэкономических показателей

По нашему мнению, чтобы не допустить развития экономики по третьему сценарию необходимо ввести государственное регулирование цен, в том числе введение стабильных цен, что в условиях бюджетного дефицита позволит сдержать раскручивание инфляционной спирали. Это подтверждается многими примерами зарубежного опыта.

Возможности реализации того или иного сценария будут формироваться под влиянием нескольких групп факторов.

Первая группа факторов определяет динамику и объемы расходов государства.

Вторая группа факторов – возможности по увеличению сбора налогов и привлечению дополнительных доходов.

Наконец, третья группа факторов, в значительной мере зависящая от решения уже названных проблем, состоит в создании условий (в первой половине года) для подъема реальной экономики, роста промышленного и сельскохозяйственного производства. От того, по какому сценарию пойдет развитие и будет зависеть отправной, определяющий фактор конъюнктуры потребительского рынка – инфляция, масштаб которой в трех вариантах нашего прогноза оценен в диапазоне от 60 до 300%.

Объективные условия реальной экономики таковы, что с 1999 года и, как минимум, до 2003 года страна поставлена в условия немедленного осуществления программы замещения импорта, в том числе и в первую очередь потребительских товаров. Их импорт будет неизбежно сокращаться не столько из-за девальвации рубля, сколько из-за состояния платежного баланса. Страна вынуждена платить по огромным долгам и при этом в условиях полуразрушенной промышленности и отрицательного торгового сальдо, а также в условиях бегства капитала из страны, долларизации экономики.

С другой стороны, правительству в 1998 году не удалось в полной мере выполнить свое обещание начать в четвертом квартале погашать социальный долг. В 1999 году оно будет вынуждено эту проблему решать. Это неизбежно потребует эмиссии. В условиях сокращения (по меньшей мере до конца 1999 года) товарной массы, это столь же неизбежно приведет к быстрому росту цен. В этой связи решение проблемы импортозамещения становится важнейшей социально-экономической проблемой. Ее решение будет осложняться, в частности, активизацией в 1999 году политической борьбы, расшатыванием СМИ и без того минимального социального согласия.

В прогнозируемом периоде торговле предстоит решить ряд сложных проблем. Успех торгового предприятия в конкурентной борьбе будет решаться, в частности, умением предложить покупателю товар по доступной цене, ориентацией в основном на покупателя с низким уровнем дохода. Этому препятствует сохранение на рынке хищнической конкуренции, агрессивного торгового бизнеса с его монополистическими устремлениями, широкое распространение посреднической торговой деятельности.

С другой стороны, после августовских событий 1998 года у широких слоев средне – и малообеспеченного населения уже сформировалось и в предстоящем 1999 году, будет актуализироваться лишь одно потребительское предпочтение – предпочтение в цене.

Кратко остановимся на проблеме срочного обустройства товарных рынков.

Неподготовленная законодательно поспешная приватизация основных элементов товаропроводящей сети привела к образованию и фактической монополизации огромной армии посредников. Мало того, что это нанесло ущерб материально-технической базе, прежде всего оптовой торговле. Посредники, естественно, стремятся к максимизации цен и своих доходов и практически не заинтересованы в максимизации производства и сбыта отечественных товаров. Подобная ситуация, как показывает мировой опыт, подавляет и производителя, и конечно потребителя. В результате активной посреднической деятельности участников товародвижения розничная цена многих потребительских товаров в два и более раз выше оптовой цены производителя.

По данным Госкомстата, потребительские цены растут значительно быстрее, чем цены производителей промышленной продукции, существенно различаются уровни этих цен. Кого будет инвестировать население, приобретая потребительские товары, производителя или субъектов (посредников) товародвижение обеспечивающих доведение товаров до покупателей, зависит от решения проблемы реорганизации товарных рынков.

Развитие инфраструктуры товарных рынков в 1999 г. будет осуществляться в соответствии с Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков на 1998–2005 г.г.

Получат дальнейшее развитие оптовые продовольственные рынки национального, межрегионального и регионального значения. Сейчас уже функционируют оптовые рынки в 20 субъектах РФ. На 1999 г. намечено ввести в строй оптовые непродовольственные рынки в Курской, Калининградской, Тульской, Кемеровской областях.

Продолжатся работы по созданию Московского терминала, сервисно-терминального комплекса межрегиональной оптовой торговли в г.Чебоксары, Волжского терминала в Нижнем Новгороде, которые являются примерами комплексного рационального подхода к организации рыночного обслуживания.

Тенденции первых двух месяцев 1999 года показывают, что развитие потребительского рынка идет пока по второму варианту прогноза. Прирост потребительских цен составил в январе 8,5% против 11,6% в декабре 1998 года. В начале февраля темп инфляции продолжал снижаться. По оценке Министерства экономики России, в целом за первый квартал индекс потребительских цен составит 117,5% по отношению к декабрю 1998 года.

Литература

 

1. Социально-экономическое положение России, ежемесячные статистические сборники за 1998 год, Государственный комитет Российской Федерации по статистике.

2. «О федеральном бюджете на 1999 год», проект федерального закона.

3. Журналы «Вопросы статистики», «Деньги», «Проблемы прогнозирования», «Эксперт» за 1998 год.

______________________

* Материалы подготовлены ВНИИПРиМ.

1 ж. Вопросы статистики №9, 1998 год, стр. 74.

2 Автор обращает внимание на то, что все приводимые темпы инфляции базируются на данных Госкомстата об общем индексе потребительских цен, включающем тарифы на услуги населению. Наши исследования показывают, что существует трех-четырех месячный лаг, когда в условиях активного роста цен на товары, цены на услуги растут медленнее. Затем их динамика меняется, рост цен на услуги начинают обгонят рост розничных цен. Эта закономерность неоднократно себя проявляла.

* Разработан ВНИИПРиМ.

* Разработан ВНИИПРиМ.

 

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы