Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Экономика маркетинга    Мировой рынок лития и его соединений

Мировой рынок лития и его соединений

Мировой рынок лития и его соединений

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №5 год - 2006

Волегжанина И.С.


 
канд. экон. наук, зам. генерального директора
по маркетингу компании «СБТ», г. Новосибирск

Благодаря своим уникальным свойствам литий играет важную роль в индустриальном развитии современного общества. Среди потребляющих производств можно назвать различные типы батарей, строительство, стеклокерамику, хладагенты и системы осушки воздуха, энергетику, специальные масла и смазки, полимеры, металлургию легких конструкционных сплавов, дезинфицирующие средства для водоподготовки и др. Каждому из них требуются литиевые материалы определенной спецификации. Однако, несмотря на то что области практического применения лития весьма разнообразны, маркетинговая информация по многим литиевым продуктам, представленным на мировом рынке, труднодоступна для заинтересованных пользователей и редко публикуется на русском языке.

1. Емкость рынка и сегментация

Согласно отчетам английской информационно-аналитической фирмы Roskill Information Services, мировой спрос на литий на протяжении последних десяти лет оценивается приблизительно в 13 000–14 000 тонн Li (в пересчете на литий металлический), а в денежном выражении – свыше 1 млрд. амер. долл. (данные на конец 2005 г.) [1]. Среднегодовой прирост этого показателя – 2–5%, однако на 16-м Конгрессе по промышленным минералам, проведенном в начале апреля 2003 г., аналитики прогнозировали стабильный рост спроса на литиевые продукты 4,7–10% ежегодно [2]. Данный процент прироста можно назвать оптимистичным, если не принимать во внимание зависимость спроса на литий от общего состояния мировой экономики и деловой активности в конечных отраслях его потребления. С другой стороны, рынок лития – вполне зрелый и достаточно консервативный рынок, что означает, что все потребители, которые могли бы потреблять литий, уже его потребляют в том объеме, в котором они желают его потреблять. При этом отношения потребитель–поставщик складываются на основе долгосрочного партнерства. Тогда темпы роста рассматриваемого рынка могут быть оценены как низкие, несмотря на сохранение высокого уровня спроса на соединения лития в производстве батарей – первичных и вторичных (перезаряжаемых) химических источников тока. В скобках отметим, что мнение фирм-производителей расходится с мнением аналитиков. Один из ведущих игроков на литиевом рынке – чилийская компания SQM – говорит о 30%-м приросте, который имел место в последние три года, а ее американский конкурент FMC, будучи менее категоричным, называет цифру в 10%.

Сегодня 30% (3900 тонн Li) от мирового спроса составляет спрос на литиевые минералы, а 70% (9100 тонн Li) приходится на соли лития и литий металлический (60 и 10% соответственно). Сегментация мирового рынка лития по продуктам показана на рисунке 1.

Рис. 1. Мировой рынок лития

Основными литиевыми солями обычно называют карбонат, гидроксид и хлорид лития. Текущая емкость сегмента «литиевые соли» составляет около 7800 тонн Li, из них  61% (4700 тонн Li) приходится на карбонат лития, 23% (1826 тонн Li) – на гидроксид лития, 6% (500 тонн Li) – на хлорид лития и 10% (774 тонн Li) – на другие продукты, включая химикаты для производства аккумуляторных батарей.

Текущая емкость сегмента «литий металлический» составляет 1300 тонн Li. Сегодня на мировом литиевом рынке присутствуют следующие сорта лития металлического: технический, катализаторный, батарейный, для получения различных сплавов (alloy grade), а также сорт с чистотой 99,99% для лабораторных исследований,  получения высокочистых сплавов и др. В производство первичных источников тока идет около 500–600 тонн Li.

Требования к качеству литиевого сырья формируются в соответствии с областями его применения. Около 60% мировой потребности в литии и его соединениях,  за исключением литиевых минералов, т.е. » 5460 тонн Li, удовлетворяется более дешевыми техническими сортами литиевых продуктов, а объемы конечной продукции, в производство которой идет чистое сырье, сравнительно невелики. Повышенная чистота исходного продукта востребована для производства батарей, портативного телекоммуникационного оборудования и видеоаппаратуры, а также при использовании литиевых соединений в качестве химических реагентов. Емкость этих рыночных подсегментов в мировом масштабе ограничена при их высокой оценочной стоимости. Рассмотрим некоторые литиевые продукты, находящие свое применение в производстве первичных и вторичных химических источников тока.

2. Литий металлический батарейного сорта

Эксперты обращают внимание на традиционную зависимость спроса на литий металлический батарейного сорта от спроса на первичные источники тока, где фольга из лития металлического используется в качестве анодного материала. Литиевые источники тока, обладающие целым рядом эксплуатационных преимуществ перед другими типами батарей, обеспечивают высокую эффективность и надежность работы многих систем электронной техники. Поэтому производители придают большое значение качеству металла по химическому составу, степени чистоты и физическому состоянию исходного материала. Статистика показывает, что более 50% от общего потребления лития металлического, ввозимого в основные страны-импортеры, идет для производства первичных батарей в страны Юго-Восточной Азии. Азия – регион, куда входят Индия, 10 государств АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, — является в настоящее время наиболее динамично развивающимся в мире. Литиевое сырье для конечных производств в эти страны (за исключением Китая) полностью импортируется. Из приведенного списка Япония занимает второе после США место в мире и первое в Азии по производству химической продукции. В данном секторе насчитывается более 5 тыс. предприятий. Японские компании традиционно считаются основными продуцентами как первичных, так и вторичных химических источников тока. Вчислеведущихфирм-производителей: Mitsubishi Chemical Corp., Matsushita Battery Industrial Co., Mitsui & Co. Ltd., Toshiba Battery Co., Hitachi, Hohsen Corp., Sanyo Group, Nokia, GS-Saft, Fuji Film, Denky Kagaku Kogyo, Kao, Midory Kagaku, Nippon Chemical Industrial, Nissan Chemical Industrial, Toa Gosay, Toso и др. Южную Корею можно назвать вторым по привлекательности рынком для поставщиков металлического лития после Японии из-за развитости батарейного производства, с одной стороны, и значительности импорта литиевого сырья, с другой. В последние годы здесь наблюдается устойчивый подъем в секторе электроники, по темпам роста уступающий только Китаю. Крупнейшими продуцентами батарей на этом рынке считаются Samsung Electronics и LG Chem Co. Наряду с ними действует значительное количество менее значительных фирм: Pasminco Ltd., IDS, SKC Co. Ltd. и др. Представители южнокорейских организаций, в основном средних и мелких, активно участвуют в различных мероприятиях по батарейной тематике на территории страны, вызывая высокую заинтересованность китайских компаний к установлению деловых связей с местными фирмами-производителями портативных средств коммуникации.

В связи с ростом мирового спроса на батареи и процессами глобализации, происходящими в мире,  географические границы, в которых велось батарейное производство, значительно расширились. Такое положение дел во многом связано с дешевизной рабочей силы и ужесточением конкурентной борьбы:  японские компании Sanyo, Sony и MBI столкнулись с ростом конкуренции со стороны других южно-азиатских компаний (SDI, LG Chem, BYD). Исследователи журнала Metal Bulletin считают, что, несмотря на доминирующее положение Японии на мировом рынке литиевых источников тока, будущее здесь принадлежит Китаю [3, 4]. Поэтому многие японские, а также южнокорейские и европейские компании стремятся размещать свои производства в этой стране.

Что касается перспектив потребления металлического лития, то профессиональные аналитики, не отрицая наличия стабильного роста спроса на первичные литиевые элементы, а следовательно, и на литий металлический, отмечают снижение общего потребления металла относительно литиевых солей. К тому же активный рост батарейного рынка происходит в основном за счет вторичных (перезаряжаемых) источников тока, в которых используются определенные соли лития.

3. Соли лития для батарейного производства

Доля мирового потребления высокосортных (калька с английского high grade) и высокочистых (калька с английского high pure) литиевых солей, обычно используемых  в качестве полупродуктов в производстве компонентов различных типов литий-ионных аккумуляторов, вместе с другими высокочистыми литиевыми продуктами составляет 35% от мирового потребления солей лития. Аккумуляторные батареи, а следовательно, и катодные материалы для их изготовления, среди которых LiCoO2, LiMn2O4 и LiNiCoMnO2, представляют собой значимый рынок сбыта для производителей карбоната, безводного гидроксида и фторида лития. Вместе с тем рост потребления так называемых «батарейных продуктов» оказывается ограниченным темпами развития рынка литиевых батарей.

По данным французской консультационной фирмы Avicenne емкость подсегмента катодных материалов в 2004 г. составила 15 400 тонн, из которых 14 500 тонн (94%) пришлось на LiCoO2 (кобальтат лития) и 900 тонн (6%) – суммарно на LiMn2O4 (манганат лития) и LiNiCoMnO2. По прогнозам эта цифра к 2010 г. увеличится на 82% (с 15 400 до 28 000 тонн). LiCoO2 считается основным активным материалом положительного электрода литий-ионных аккумуляторов – более чем в 90% литий-ионных батарей в качестве катодного материала используется кобальтат. И, несмотря на относительное сокращение доли LiCoO2 (с 94 до 75%) к 2010 г., потребность в нем значительно превысит потребность в LiMn2O4 и LiNiCoMnO2 [5].

Уровень конкуренции в рассматриваемом рыночном сегменте весьма высок. Если в 2002 г. основных фирм-поставщиков было 5, то к концу 2004 г. их насчитывалось уже 8, к тому же внутренний выпуск сырья крупными продуцентами батарей постоянно увеличивается. По исследованиям патентно-информационного отдела ОАО «НЗХК» динамика патентования кобальтата лития для литий-ионных батарей только в США (Американская база патентов) с 1991 по 2002 г. показывает резкий рост (1 патент в 1991 г. относительно 68 патентов в 2002 г.). С 2003 по 2004 г. наблюдается некоторая стабилизация этого процесса (118 патентов в 2003 и 2004 г.).  Проанализированные патенты принадлежат в основном японским фирмам, среди которых Sanyo Electric Co., Matsushita Electric Industry Co. Ltd., Mitsubishi Heavy Industry Ltd., и американским продуцентам – FMC Corp., Ovonic Battery Co., Comsat Corp. В 2005 г. по данным обзора Всемирной организации по интеллектуальной собственности (WIPO) количество заявок, поданных японскими фирмами в указанную организацию, увеличилось на 24,3% по сравнению с предыдущим годом. Среди крупнейших патентных заявителей фигурировали Matsushita Electric, Mitsubishi и Sony. Кроме того, число японских патентных заявок увеличилось не только в Европе и США, но и в Китае. Для сравнения, прирост данного показателя у Республики Корея равнялся 33,6%, а у КНР – 43,7% [6].

Количества конкурентов на рынке LiCoO2 возрастает за счет появления новых китайских и южнокорейских производителей. Это дает основание аналитикам Avicenne считать, что поздний выход на рынок катодных материалов новых фирм сопряжен с определенным риском.

Кроме литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов, использующих традиционные и широко выпускаемые в настоящее время катодные материалы, исследовательская фирма LITEN (Франция) в середине прошлого года выпустила в эксклюзивном варианте образцы батарей, в качестве катодных материалов которых использовались считающиеся перспективными в будущем LiFePO4 и LiNi0,5Mn1,5O4 (первый отличается дешевизной, а второй является представителем высокопотенциальных 5-вольтовых материалов). Эта же фирма показала эксклюзивные образцы литий-ионных аккумуляторов, в которых вместо традиционного углеродного материала (графит и т.п.) анод выполнен с использованием нового материала – Li4Ti5O12, что расширяет сферу использования литиевых материалов в электрохимической энергетике. Кроме того, проводятся интенсивные исследования электрохимических систем Li/S и с применением литированных оксидов ванадия. Что касается перспективных материалов (LiFePO4, LiNi0,5Mn1,5O4, LiS), то сегодня они синтезированы лишь в небольших количествах в лабораторных условиях.

В целом и производители, и эксперты информационно-аналитических фирм единодушны относительно высоких темпов роста батарейного сектора рынка, которые сохранятся в ближайшие 5–8 лет. Несмотря на то что описываемый рыночный подсегмент мирового литиевого рынка сложно назвать емким из-за  специфики предлагаемых здесь продуктов и наличия товаров-субститутов, состояние рынка первичных и вторичных литиевых батарей оказывает существенное влияние на суммарное потребление литиевой продукции.

4. Конкурентная среда

Признанными лидерами на мировом рынке лития считаются FMC Lithium Division (США), Chemetall GmbH (Германия) и SQM (Чили). Chemetall Foote Corp. – дочернее предприятие Chemetall GmbH на территории США – производит карбонат лития возле Silver Peak, NV. Chemetall имеет завод по изготовлению гидроксида лития и бутиллития в New Johnsonville, TN. Компания осуществляет свою деятельность в Чили, Германии, Тайване, США. FMC Lithium Division производит широкий спектр литиевой продукции, включая органолитиевые соединения, в Bessemer Cite, NC и Bayport, TX. Отказавшись от использования собственного сырья, разработка которого производилась в Аргентине, с 1999 г. компания приобретает сырьевой карбонат лития в соответствии с долгосрочным соглашением с SQM. Когда в 1997 г. SQM вышла на рынок карбоната лития, она для стабилизации рынка снизила цены на свою продукцию практически на 50% относительно других продуцентов этого материала и способствовала повышению суммарного спроса, особенно в новых сферах потребления. Предприятия с более высокими издержками производства закрылись, но рынки остались стабильными.

В последнее время на мировом рынке лития присутствует также китайское сырье. Китай становится значимым экспортером-производителем литиевых соединений и все более серьезным конкурентом мировым производителям литиевой продукции. Аналитики Roskill еще в 1998 г. настоятельно рекомендовали серьезно отнестись к существованию «китайского фактора» [7]. Рост литиевого производства в Китае вызывает неоднозначную реакцию его соседей, в первую очередь в Юго-Восточной Азии. Многие из них изготавливают для мирового рынка ту же продукцию, что и Китай, но по более высоким ценам. Опасения вызывает также то, что иностранные компании вкладывают в экономику Китая все больше инвестиций.

5. Россия на мировом рынке лития и его соединений

Сегодня практически 80% продаж литиевой продукции на российском рынке осуществляет ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» (Новосибирск) – единственный в России продуцент чистой литиевой продукции, который поставляет литий отечественным потребителям и за рубеж.

Анализ отгрузок металлического лития за 2003–2005 гг. показал, что его потребители в основном концентрируются в центре и на юге страны, а также в Сибири. Географическая сегментация российского рынка металлического лития представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Российский рынок лития металлического. Географическая сегментация

Наибольшим спросом пользуется металлический литий марки ЛЭ-1 с содержанием основного вещества 99,9% min и металлический литий катализаторного сорта – 98,0% min. Сегментация по группам потребителей изображена на рисунке 3.

 

Рис. 3. Российский рынок лития металлического. Сегментация по группам потребителей

Общая потребность в металлическом литии на внутреннем рынке не превышает 24 тонн/год, что связано с использованием альтернативных материалов для анодов в производстве  химических источников тока, цветной металлургии и органическом синтезе, а также финансовыми затруднениями, которые в настоящее время испытывает ряд крупных государственных предприятий – потребителей металлического лития.  Подобное положение дел является одной из причин, по которым новосибирский литий в основном экспортируется.  Среди значимых зарубежных партнеров – японские, американские и немецкие компании, заинтересованные в поставках металлического лития батарейного сорта (в цилиндрах) для литиевых батарей.

Что касается солей лития, то в России, как видно из рисунка 4, основная масса потребителей дислоцируется в центральной части страны.

Рис. 4. Российский рынок солей лития. Географическая сегментация

Соли лития преимущественно востребованы теми производствами, где, как правило, не предъявляются повышенные требования к чистоте сырья. Чистая и высокочистая продукция пользуется спросом у фирм, торгующих химическими реактивами. Сегментация по группам потребителей показана на рисунке 5.

Рис. 5. Российский рынок солей лития. Сегментация по группам потребителей

Конкуренцию отечественной чистой литиевой продукции составляют американские, китайские и в незначительной степени европейские производители литиевых солей, предлагающие их через посреднические организации различного масштаба (см. рис. 6). Как показывает таможенная статистика, в Россию значителен импорт сырьевых карбоната и гидроксида лития из Чили, Китая и США: несмотря на то что Россия располагает собственными источниками сырья, гораздо дешевле закупать его за рубежом, чем добывать самостоятельно [8]. И если экспортные продажи карбоната лития практически отсутствуют, то российские гидроксид  и хлорид лития поставляются  в Японию и европейские страны, например, в Германию.

Рис. 6. Российский рынок лития. Конкурентная среда

6. Цены

Традиционно цены на литиевую продукцию являются договорными и зависят от требований заказчика и качества материала, поэтому ценовая информация оказывается зачастую недоступной. Эпизодически цены на литий металлический публикуются US Geological Survey (USGS), Chemical Marketing Reporter (CMR) и, весьма приблизительно, приводятся в таможенной статистике по странам-потребителям.

Несмотря на то, что по-прежнему цену на литиевое сырье в конечном итоге определяет соотношение спроса и предложения, долгосрочные тенденции этих показателей зависят теперь не только от насыщенности рынков основных потребляющих центров, но и в значительной степени от действия следующих факторов:
— насыщенности рынков развитых стран (кризисного состояния химической индустрии в Европе, США и отчасти Японии);
— экспансии стран с динамично развивающейся экономикой («китайский фактор»);
— наличия продуктов-аналогов и продуктов-заменителей (субститутов);
— специфики сырьевой базы и зависимости от рынка сырья;
— консолидации фирм-конкурентов. 

Под влиянием указанных факторов с середины прошлого года отмечался постепенный рост цен на литиевые химикаты. По данным различных аналитических источников в среднем он составил 7–8%, однако реально цены поднялись на 9–12%. Помимо увеличения затрат на электроэнергию, грузоперевозки и заработную плату, подъем цен был спровоцирован выходом на мировой рынок лития Китая как одного из крупнейших потребителей и производителей литиевого сырья. Уже в I квартале 2005 г. китайские продуценты подняли цену на свой карбонат лития более чем на 10% – до 2,76 амер. долл./кг. EXW, склад завода-изготовителя (ценовой диапазон 2,39–3,11 амер. долл./кг). Устойчивая тенденция к повышению цен на сырьевой карбонат лития в рамках мирового литиевого рынка скорее всего сохранится в 2006 г. Например, SQM, увеличив цены на карбонат лития на 8% в течение прошлого года, планирует поднять их еще на 30%. Аналогична ситуация с Китаем: по сравнению с 2004 г., когда цены на литий упали из-за китайских продуктов низкой себестоимости, в 2005 г. эта тенденция сменилась на противоположную. Совершенно определенно можно сказать, что на сегодняшний день между чилийским и китайскими продуцентами лития существует картельное соглашение, вследствие которого сырьевые материалы предлагаются по близкой цене. Данную тенденцию отражает таможенная статистика стран-импортеров сырьевого карбоната. Например, согласно индийской таможенной базе за 2005 г. рост цен на карбонат составил 15,6% при средней цене в августе-сентябре 3 амер. долл./кг. Предполагается, что рост спроса на сырьевой карбонат продлится как минимум до 2007 г. из-за сокращения производства в Чили и увеличения потребления стекольной промышленностью Китая. К тому же, начиная с марта прошлого года продуценты лития и его соединений из Европы, США, Австралии, Индии, Тайваня, Таиланда, Японии и некоторых других стран, не имеющие собственной сырьевой базы, ведут активный поиск альтернативных источников сырья, тем самым взвинчивая цены. Повышение цен на сырье пока не сказалось на других литиевых соединениях. В 2004–начале 2005 г. наблюдалось незначительное повышение цен на батарейный металл (» на 2–3%), таким образом, усредненная мировая цена на литий металлический составила 49,5 амер. долл./кг на условиях EXW, склад завода-изготовителя. Карбонат лития с содержанием основного вещества 99,95% продавался в ценовом диапазоне от 8 до 13 амер. долл./кг. Если вести речь о положении дел на мировом рынке LiCoO2, то в мае 2005 г. среднерыночная цена кобальтата составляла 40 амер. долл./кг при разбросе цен от 30 до 50 амер. долл./кг.  В июне из-за падения цен на кобальт LiCoO2 китайского производства можно было приобрести за 28–30 амер. долл./кг. Южнокорейский продукт стоил дороже – максимальная цена – 40 амер. долл./кг. Цена манганата  составляла около 12 амер. долл./кг. Ожидается, что после стабилизации рынка лития и начала разработки новых источников литиевого сырья уровень цен на литий снизится.

Выводы

Несмотря на то что мировой рынок лития всегда был более или менее устойчив, с конца 2004 г. изменения, связанные с его переделом, начавшиеся в 1998 г. с выходом на рынок чилийского производителя – компании SQM, – стали приобретать характер стремительности. Сохранявший стабильность в течение 30 лет литиевый рынок за последние 7–8 лет пережил три значительных потрясения. Во-первых, появление в 1998 г. молодых фирм-конкурентов, проводящих агрессивную ценовую политику, во-вторых, «азиатский кризис» 2002 г. и, наконец, смещение центра тяжести мирового литиевого производства с Запада на Восток, что позволило исследователям ввести понятие «китайского фактора». Сейчас все чаще говорят о кризисном состоянии химической индустрии в странах Европы, США и отчасти Японии, обусловленном усилением конкуренции со стороны поставщиков более дешевой импортной продукции и резким ростом затрат на энергию и сырье. Подобное положение дел заставляет значительную часть предприятий либо закрываться, либо перебазироваться за океан. По мнению American Chemistry Council в течение 80 лет американская химическая промышленность была ведущим экспортером страны, но эта эпоха подошла к концу. Как отмечают американские эксперты, крупные предприятия не выдерживают конкуренции с Китаем, который осознал, что может успешно конкурировать на мировом рынке химической продукции, поскольку имеет возможность поставлять химикаты по низким ценам при невысоком уровне заработной платы и расходов на экологические цели.

Влияние «китайского фактора» и проблемы с сырьем также ощущаются на российском литиевом рынке. Китайские литиевые продукты оцениваются аналитиками ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» как серьезные конкуренты, а поиск альтернативных дешевых источников сырья все еще актуален.

На сегодняшний день перспектива «взрыва» на мировом рынке лития, связанная с вышеизложенным, а также обострившимся сырьевым вопросом, становится более чем реальной, и вслед за SQM можно сказать, что в целом рыночные условия в 2006  г. остаются непредсказуемыми. Такое положение дел сильно затрудняет планирование, а достоверность как краткосрочных, так и долгосрочных прогнозов, сделанных ранее, оказывается весьма низкой.

ЛИТЕРАТУРА

1.

The Economics of Lithium. London: Roskill Information Services Ltd., 2005.

2.

Roskill’s Lithium Digest. № 50. 2003.

3.

Walawlker Raoul. Portable electronics: who’s in charge? // MBM. 2001. 

4.

Wilkinson Jennie. Minor metals recharge // MBM. 2002.

5.

Battery & Power Supply. Paris: Avicenne Dйveloppement, 2005.

6.

Рост числа патентных заявок японских фирм за границей// БИКИ 16.V.2006.

7.

Материалы Roskill Metal Analysis // www.amm.com.

8.

Материалы www.mii.org/Minerals/photolith.html.

Также по этой теме: