Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Экспортный маркетинг    Результаты эмпирического исследования влияния факторов на результаты экспорта российских предприятий

Результаты эмпирического исследования влияния факторов на результаты экспорта российских предприятий

Результаты эмпирического исследования влияния факторов на результаты экспорта российских предприятий

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №3 год - 2002

Медведев П.М.

м.н.с. сектора микроэкономических систем
Института экономики УрО РАН, Екатеринбург

Введение

Все современные исследователи-экономисты признают тот факт, что именно экспорт является сегодня тем "мотором", который вносит наибольший вклад в развитие мировой экономики. В наши дни на экспорт приходится свыше 20% мирового ВНП, и эта доля постоянно растет в связи с опережающим ростом мировой торговли по сравнению с мировым производством. В современной России экспортная квота превышает среднемировой уровень: она составила 47,0%, 45,6% и 60,8% в 1998, 1999 и 2000 году соответственно. Столь резкое увеличение этого показателя за последние годы было вызвано как падением объемов производства, так и одновременным сохранением и ростом объемов экспорта.

С точки зрения государства увеличение экспорта способствует росту занятости и объемов национального производства, стимулирует экономический рост. Например, в 1997 году около 26% доходов федерального бюджета было сформировано за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности [2]. С точки зрения предприятий экспорт помогает увеличить объемы сбыта, оптимально использовать производственные мощности, уменьшить риски колебаний конъюнктуры на внутреннем рынке и улучшить финансовую стабильность. Поэтому оптимизация функционирования экспортного комплекса является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед экономикой Российской Федерации.

Данная задача может рассматриваться на двух уровнях - макроэкономическом (содействие экспорту со стороны государства) и микроэкономическом (увеличение экспорта на конкретных предприятиях). В фокусе большинства отечественных исследований традиционно находилось воздействие на экспорт со стороны государства, что подразумевает принятие благоприятствующего экспорту законодательства и создание различных институтов и стимулов для увеличения экспорта. Современные исследования в данной области базируются на достаточно подробно разработанной теоретической концепции, четкой системе сбора и интерпретации данных о ВЭД. Напротив, отечественные исследования, посвященные оптимизации экспорта на уровне предприятий, выглядят достаточно слабо разработанными. Основная проблема работ такого рода - использование сугубо описательного подхода, что выражается в отсутствии количественных оценок взаимосвязей между характеристиками экспортеров, экспортируемой продукции, экспортной стратегии и результатами экспортной деятельности. Вследствие этого прогнозирование результатов оптимизации экспорта на основе рекомендаций многих отечественных авторов выглядит недостаточно обоснованным.

Важнейшая причина, порождающая этот недостаток - слабая разработанность концепции для проведения такого рода исследований. В настоящей статье кратко сформулированы концептуальные подходы к проведению такого рода исследований и приведены результаты эмпирического исследования, проведенного автором на основе разработанной им концепции среди крупнейших экспортеров Свердловской области в июне-июле 2001 года.

Концепция и методика исследования

Операционализация понятия "результаты экспорта"

Рассматривая оптимизацию экспортной деятельности, прежде всего, необходимо определиться, каким образом проводить оценку экспорта. Иными словами, необходим четкий измеримый показатель, характеризующий экспорт, по изменении которого можно делать вывод об улучшении или ухудшении состояния экспортной деятельности предприятия.

На макроуровне в СССР/России для этой цели традиционно использовались показатели эффективности, абсолютные и относительные. Абсолютная эффективность экспорта отражает отношение доходов от экспорта к расходам на экспорт, т.е. рентабельность экспорта. Относительная эффективность экспорта показывает, насколько экспорт более выгоден по сравнению с продажами продукции на внешнем рынке. Показатели эффективности обладают неоспоримым достоинством - создают универсальную базу для сравнения между собой различных направлений деятельности предприятия. В то же время для них характерны следующие существенные недостатки, которые делают невозможным их использование для практической оценки экспорта сегодняшних российских предприятий:

  • Использование показателей эффективности не позволяет учитывать различающиеся цели предприятий и стадии выхода на внешний рынок, на которых они находятся.
  • Курс рубля по отношению к иностранным валютам колеблется и не всегда отражает реальную стоимость рубля. Колебания курса рубля вызваны не столько изменением паритета его покупательной способности по отношению к иностранным валютам, сколько другими факторами, прежде всего, политическими.
  • Достаточно большое количество предприятий поставляют продукцию на внешний рынок через посредников, причем зачастую посреднические фирмы принадлежат самим экспортерам. Экспортные цены при этом, как правило, занижаются, т.е. основная часть прибыли оставляется за рубежом. Формально такой экспорт через посредников может быть убыточен, но с учетом финансовых результатов посредников он прибылен.
  • На большинстве российских предприятий бухгалтерский учет до сих пор ведется по "котловому методу", т.е. рентабельность экспортных операций выделить и рассчитать невозможно.
  • При оценке эффективности экспорта предприятие-экспортер должно предоставить исследователям информацию, касающуюся прибыли. Из-за отнесения этих вопросов к сфере коммерческой тайны получение такой информации сегодня в России маловероятно.

Поскольку отечественная экономическая теория не предлагает каких-либо других экономических категорий для оценки экспорта, целесообразно использовать опыт зарубежной экономической науке. В исследованиях, проводимых сегодня за рубежом, экономической категорией, используемой для характеристики экспорта, является "export performance", что может быть переведено на русский язык как "результаты экспорта". Понятие "результаты экспорта" следует понимать как совокупность измеримых характеристик, качественно и количественно характеризующих экспортную деятельность предприятий.

Конкретный перечень характеристик, наполняющий понятие "результаты экспорта", вызывает в международной экономической науке значительные разногласия, несмотря на крайне широкую распространенность данного понятия в зарубежных исследованиях. Обзор, выполненный Katsikeas, Leonidou and Morgan, позволил выявить 42 показателя, в том числе 23 экономических, 14 неэкономических, и 5 – субъективных оценок [10]. В связи со сложностью концептуализации понятия "результаты экспорта" при разработке системы показателей для раскрытия его содержания необходимо учитывать следующие соображения, предложенные различными зарубежными исследователями:

  • Целесообразно оценивать результаты экспорта при помощи системы показателей.
  • Использование абсолютных показателей (объем экспорта) и относительных показателей (экспортная квота и др.) дает различающиеся результаты.
  • Следует использовать для оценки результатов экспорта как объективную, так и субъективную информацию
  • Необходимо уделять достаточное внимание таким внешним по отношению к предприятию факторам, как политическое и социокультурное окружение
  • При использовании субъективных переменных следует оценивать предприятия по сравнению с основными конкурентами, а не в терминах "хорошо" – "плохо".

Для проведения эмпирического исследования результатов экспорта на практике в сегодняшних российских условиях, когда практически все предприятия склонны скрывать данные о своей прибыли, автору представляется маловозможным использовать какие-либо показатели, связанные с финансовыми результатами деятельности (прибылью, рентабельностью и т.д.). Показатели, связанные с долей рынка, также неприменимы, поскольку большинству предприятий, особенно малым и средним, неизвестен общий объем рынка и, следовательно, собственная доля на рынке. Наконец, неприменимы и какие-либо показатели, увязанные с ценами экспортируемой продукции (например, объем сбыта), поскольку на экспортные цены значительное влияние оказывает инфляция.

С учетом накопленного зарубежными исследователями опыта и специфики сбора экономической информации на территории России, автор предлагает использовать для оценки экспорта следующую систему показателей:

  1. Экспортная квота предприятия.
  2. Изменение физического объема экспорта за последние 5 лет.
  3. Степень достижения долгосрочных стратегических целей экспорта.
  4. Степень достижения долгосрочных стратегических целей экспорта.

Первый показатель отражает степень вовлеченности предприятия в экспортную деятельность. Второй показатель показывает динамику использования экспортером преимуществ, существующих на выбранном внешнем рынке. Третий и четвертый показатель - субъективные оценки степени достижения целей экспорта. Они показывают, насколько хороши для предприятия результаты усилий, прикладываемых в сфере экспорта.

Выборка влияющих факторов и их операционализация

После операционализации понятия "результаты экспорта" необходимо сформировать список тех явлений или обстоятельств (далее - факторов), влияние которых на экспорт российских предприятий интересует нас с практической точки зрения. Этот список целесообразно составлять на основе материалов исследований факторов, влияющих на результаты экспорта, проведенных в мире за последние годы.

Поскольку количество факторов неограниченно, а изучено на практике несколько десятков, рассмотреть в одной работе влияние всех потенциально интересных с практической точки зрения факторов в принципе невозможно. Для отбора факторов с целью включения в исследование была использована разработанная автором классификация, согласно которой были выбраны следующие классы факторов: постоянно действующие, контролируемые предприятиями факторы, за исключением характеристик менеджмента [3, 4]. После операционализации влияющих факторов, т.е. раскрытии их содержания при помощи одного или нескольких измеримых одномерных показателей, автором была разработана анкета, логически разбитая на 5 разделов.

Раздел 1 анкеты включал следующие три характеристики экспортного проекта:

  1. Экспортируемая продукция.
  2. Целевой географический рынок.
  3. Срок осуществления анализируемого экспортного проекта.

Раздел 2 анкеты включал четыре характеристики предприятия-экспортера:

  1. Численность персонала предприятия.
  2. Объем сбыта предприятия в 2000 году.
  3. Объем экспорта предприятия в 2000 году.
  4. Число стран-импортеров продукции предприятия в 2000 году.

Раздел 3 анкеты включал семь характеристик экспортируемой продукции:

  1. Число российских производителей аналогичной продукции.
  2. Степень уникальности экспортной продукции предприятия на мировом рынке (по 5-балльной шкале).
  3. Стоимость 1 кг продукции.
  4. Технический уровень продукции по сравнению с конкурентами на мировом рынке (по 5-балльной шкале).
  5. Степень новизны продукции для предприятия (по 5-балльной шкале).
  6. Объективное положение продукции по сравнению с конкурентами на выбранном экспортном рынке (по 5-балльной шкале).
  7. Воспринимаемое потребителями положение продукции по сравнению с конкурентами на выбранном экспортном рынке (по 5-балльной шкале).

Раздел 4 анкеты включал тринадцать характеристик экспортной стратегию предприятия применительно к выбранному экспортному проекту (или применительно ко всему экспорту):

  1. Доля экспортной стратегии, разработанная в письменном виде.
  2. Доля экспортных заказов, вызванных активностью специалистов отдела экспорта, отдела сбыта или других отделов предприятия.
  3. Степень адаптации технико-экономических характеристик продукции к требованиям экспортного рынка (по 5-балльной шкале).
  4. Степень соответствия упаковки и маркировки требованиям экспортного рынка (по 5-балльной шкале).
  5. Уровень обеспечения экспортной продукции необходимой для экспортного рынка сертификацией (по 5-балльной шкале).
  6. Степень ориентации на ценовую конкуренцию (по 5-балльной шкале).
  7. Объем затрат на рекламу, маркетинг и продвижение экспорта в 2000 г.
  8. Количество дилеров предприятия на внешних рынках.
  9. Количество сотрудников представительств предприятия на выбранном экспортном рынке (зарубежных сотрудников представительств предприятия вообще).
  10. Количество предприятий-покупателей продукции на внешних рынках в 2000 г.
  11. Бюджет для исследования экспортных рынков в 2000 году.
  12. Число специалистов предприятия, свободно владеющих английским языком и способных вести переписку и общаться на нем с иностранными покупателями.
  13. Доля экспортных продаж в страны СНГ от общего объема экспорта.

Раздел 5 анкеты включал четыре описанные выше характеристики результатов экспорта:

  1. Доля продукции, поставленная на экспорт в 2000 году на экспорт от общего объема производства.
  2. Изменение физического объема экспорта за последние 5 лет.
  3. Степень достижения стратегических целей экспорта (по 5-балльной шкале).
  4. Степень достижений тактических целей экспорта (по 10-балльной шкале).

В качестве мотивации для ответа на анкету респондентам по окончании исследования бесплатно предоставлялись обобщенные результаты исследования.

Дизайн анкеты и верификация ответов

Отметим следующий важный момент, касающийся дизайна анкеты. При его разработке важным фактором оказалось преодоление у респондентов "синдрома коммерческой тайны", заключающегося в нежелании предоставлять какую-либо информацию, численно характеризующую деятельность предприятия. В наибольшей степени это касалось данных об объемах продаж предприятия (объем сбыта и объем экспорта) и объемами затрат на рекламу, маркетинг и продвижение продукции. Другая проблема заключалась в том, что респонденты часто не помнили точного значения запрашиваемых численных показателей, а их выяснение представляло собой значительную трудность. В целях решения указанных проблем для большинства вопросов анкеты были разработаны закрытые шкалы.

При всех расчетах, в том числе при расчетах косвенных показателей, в качестве точного итогового значения параметра бралась середина интервала, отмеченная респондентом.

Некоторые косвенные показатели помимо дополнительной статистической информации позволили выявить невалидные ответы и исключить их из дальнейшего рассмотрения[1]. Использование логарифмов объемов сбыта, экспорта, затрат на рекламу и исследование рынка и показателей в расчете на одного работающего осуществлялось с целью приведения показателей для разного размера предприятий к одному базису.

Поскольку при заочном заполнении анкет такого рода возможны различные ошибки, автором проводилась верификация данных. Для этого использовались следующие процедуры:

  • Заполнение ответов на пропущенные вопросы.
  • Проверка равномерности использования отдельных пунктов шкалы
  • Поиск и устранение грубых ошибок

Всего было получено 46 анкет, из которых 31 анкета была заполнена полностью. 11 предприятий не указали данные об объеме сбыта, 5 предприятий – об объеме экспорта, 1 предприятие – число российских конкурентов, 3 предприятия – число экспортных заказов, возникающих в результате работы сотрудников предприятия, 1 предприятие – объемы затрат на рекламу, 1 предприятие – бюджет для исследований экспортных рынков. Из-за малого объема выборки такие анкеты не были удалены, в них отсутствующие данные были заменены на средние значения для всех экспортеров, и в некоторых случаях результаты были скорректированы на число сотрудников предприятия-респондента.

Проверка равномерности использования отдельных пунктов шкалы проводилась на основе следующего принципа: каждый пункт шкалы должен набрать не менее 5% ответов [6, С. 254]. Для выборки из 46 предприятий равномерность использования означала, что каждый пункт должен был быть выбран, как минимум, 3 респондентами. Из-за невыполнения этого условия некоторые шкалы были сокращены.

Поиск и устранение грубых ошибок проводился для вопросов "объем экспорта, "объем сбыта", "объем затрат на рекламу", "бюджет для исследования рынка". Для сопоставления данных, указанных предприятиями разного размера, они рассчитывались в пересчете на одного сотрудника предприятия. Предполагая, что скорректированные таким образом данные распределены по нормальному закону, автор использовал "правило 3s", согласно которому участком практически возможных значений случайной величины следует считать отрезок mx ± 3sx, где s - дисперсия величины m [1, С.290]. Точки, выходящие за пределы отрезка m ± 3s, заменялись на среднее значение для величины m, если только достоверность информации не подтверждалась другим способом. Например, для предприятия, успешно начинающего выход на новый для него географический рынок, нормален высокий уровень затрат на рекламу проекта (более 40% от стоимости экспорта), но такие затраты невозможно для экспортера, у которого объемы экспорта постоянно падают, или экспорт не является важным для развития предприятия, или инициатива в поиске заказчиков низка.

Статистические гипотезы о влиянии факторов на результаты экспорта

Систематизированные материалы зарубежных и отечественных исследователей позволили выдвинуть следующие статистические гипотезы относительно влияния на результаты экспорта отдельных факторов[2]:

Н1: Результаты экспорта тем выше, чем меньше различие уровня ВНП на душу населения в странах-импортерах от аналогичного показателя для России.

Для оценки этой гипотезы автором рассчитывалось соотношение среднего значения душевого ВНП для всех стран-импортеров к душевому ВНП для России (по состоянию на 2000 год). При этом больший показатель делился на меньший. Таким образом, чем выше было это соотношение, тем больше уровень различия между душевым ВНП России и страны-импортера. При этом если респондент указывал вместо стран-импортеров целый регион или не давал ответа на этот вопрос, то в качестве среднего значения душевого ВНП брались средние (взвешенные по количеству населения) данные для указанного региона или же всего мира.

Н2: Результаты экспорта тем выше, чем больше срок осуществления экспортного проекта.

Срок осуществления экспортного проекта можно интерпретировать как опыт экспорта. Предполагается, что с увеличением срока экспортного проекта происходит естественный отбор наиболее успешной экспортной стратегии, продукции, наиболее прибыльных экспортных рынков и т.д., что положительно сказывается на результатах экспорта.

Н3: Результаты экспорта тем выше, чем больше размер предприятия.

Размер предприятия может оцениваться по количеству работающих, по годовому объему сбыта и по годовому объему экспорта. Поскольку эти три показателя могут колебаться в достаточно широких пределах, автор исходил из предположения, что качественные изменения влияния этих величин происходят при изменении самих величин на порядок. Поэтому в группу влияющих переменных был введен десятичный логарифм для численности персонала, объема экспорта и объема сбыта, а также косвенные показатели объемов экспорта и объемов сбыта в пересчете на одного работающего. Общий размер предприятия оценивался как сумма логарифмов объема экспорта, объема сбыта и численности персонала предприятия.

Н4: Результаты экспорта тем выше, чем больше число стран-импортеров продукции.

Широкий круг стран-импортеров может быть истолковано как использование стратегии географической диверсификации. Большое число стран-импортеров, по предположению автора, означает высокую популярность продукции на мировом рынке.

Н6: Результаты экспорта тем выше, чем больше степень уникальности продукции на мировом рынке.

Н8: Результаты экспорта тем выше, чем лучше соответствие технического уровня продукции месту назначения экспорта.

Здесь предполагается, что результаты экспорта зависят не от самого технического уровня продукции, а от степени его соответствия месту назначения экспорта. Например, технически передовые товары будут хорошо продаваться в Европе и плохо - в СНГ, поскольку потребители из СНГ предпочитают менее качественные, но более дешевые изделия. Для проверки этой гипотезы потребовалось ввести дополнительную переменную "соответствие технического уровня продукции технико-экономическому уровню места назначения экспорта". Для ее расчета как технический уровень продукции, так и уровень стран-импортеров необходимо было отсчитывать соответственно от среднего значения технического уровня и технического уровня России (=1). В этом случае технический уровень продукции более высокий по сравнению с конкурентами, был бы выражен положительным числом, а более низкий по сравнению с конкурентами – отрицательным числом. Технико-экономический уровень места назначения более высокий по сравнению с Россией был бы выражен положительным числом, в противном случае – отрицательным числом. Соответственно, при перемножении эти показатели дали бы отрицательное произведение в ситуации несоответствия, и положительное произведение в ситуации соответствия.

Н9: Результаты экспорта тем выше, чем более новой является продукция для предприятия-экспортера.

Предполагается, что более новая продукция является одновременно более конкурентоспособной, т.е. более дешевой и/или более качественной.

Н10: Результаты экспорта тем выше, чем выше конкурентоспособность продукции.

Понятие "конкурентоспособность продукции" является достаточно сложным для измерения, поэтому оно измерялось при помощи вопросов "Объективное положение продукции на экспортном рынке" и "Воспринимаемое потребителями положение продукции на экспортном рынке". Первый вопрос предполагал высказывание респондентом своего мнения, а во втором вопросе респондент должен был оценить ситуацию глазами зарубежного покупателя. По мнению автора, последовательное расположение этих вопросов в анкете должно было настроить респондентов на многостороннюю оценку конкурентоспособности их продукции, при этом для расчетов использовалось среднее арифметическое между двумя ответами.

Н11: Результаты экспорта тем выше, чем выше доля экспортной стратегии, разработанная в письменном виде.

Наличие разработанной экспортной стратегии является одним из индикаторов маркетинговой ориентации предприятия, позволяет четче выделять стратегию экспорта и адекватнее реагировать на обстановку на международном рынке. Как было показано зарубежными исследователями, маркетинговая ориентация экспортера положительно влияет на результаты экспорта. Поскольку для осуществления экспорта предприятие должно быть достаточно большим, т.е. отношения внутри него формализованы, критерием наличия стратегии должна быть ее письменная формулировка.

Н19: Результаты экспорта тем выше, чем больше число сотрудников предприятия, работающих в его зарубежных представительствах.

Количество сотрудников представительства, по мнению автора, пропорционально объему спроса на продукцию предприятия, что свидетельствует о высоких результатах экспорта.

Н21: Результаты экспорта тем выше, чем больше затраты на исследование экспортных рынков.

Наличие бюджета для исследования рынка свидетельствует о маркетинговой организации предприятия. Размер бюджета пропорционален объему информации о внешнем рынке, что влияет на точность экспортной стратеги, т.е., в конечном счете, на успех на внешнем рынке. В то же время, только по одному этому показателю нельзя судить о конечных результатах экспорта, поскольку исследования рынка не должны быть сильно востребованы предприятием, поставляющим продукцию на уже известный рынок, самим не ищущим иностранных покупателей. Следовательно, эта взаимосвязь должна наиболее четко прослеживаться у экспортеров за пределы СНГ, которые начали осуществлять экспортный проект сравнительно недавно и у которых высока доля экспортных заказов, получаемых в результате активности предприятия. Поскольку абсолютный размер бюджета для исследований экспортных рынков зависит от размера предприятия, в группу влияющих переменных был введен десятичный логарифм затрат на экспортную рекламу, и затраты на рекламу в пересчете на одного работающего.

Н24: Результаты экспорта тем выше, чем ниже доля продукции предприятия, поставляемая в страны СНГ.

До прекращения существования СССР в 1991 году сбыт продукции в бывшие советские республики не был связан с какими-либо трудностями. До 1987 года экспорт какой-либо продукции за пределы СССР осуществлялся только через государственные внешнеторговые объединения (ВТО), а самостоятельный экспорт не был возможен. Высокая доля стран СНГ в экспорте свидетельствует о том, что предприятие продолжает осуществлять зарубежные продажи за счет существования "старых связей", что оно самостоятельно не ищет покупателей в "дальнем зарубежье", что его продукция недостаточно конкурентоспособна для рынков других государств и т.д. Напротив, высокая доля экспорта за пределы СНГ свидетельствует о высокой активности предприятия в поиске иностранных потребителей и достаточной конкурентоспособности его продукции.

Выборка респондентов

В качестве единицы анализа автор первоначально предполагал использовать не все предприятие-экспортер, а только один экспортный проект [8][3]. Предприятие-экспортер может осуществлять одновременно несколько экспортных проектов, которые могут развиваться с разной степенью активности. Поэтому оценка результатов экспорта всего предприятия может дать усредненное значение результатов нескольких проектов, которое не будет адекватно отражать ни один из них.

Однако общение с респондентами в ходе проведения исследования показало, что для малых и средних предприятий было невозможно выделить какой-либо определенный экспортный проект из всего экспорта, так как экспортная стратегия для всех видов продукции и стран одинакова. Напротив, на крупнейших предприятиях (таких как ОАО "Уралмаш" с численностью персонала 17000 человек и ОАО "Уралэлектротяжмаш"), представляло сложность агрегация данных по различным экспортным проектам. Поэтому часть предприятий заполняла анкету по всему экспорту, другая часть предприятий – только по определенному экспортному проекту. Из 46 полученных анкет 13 анкет (29%) были заполнены для определенных экспортных проектов, а 27 анкет (59%) – для экспорта вообще. Наконец, 6 предприятий-экспортеров (13%) осуществляло экспорт только в одну страну, т.е. находилось в промежуточном положении.

Выборка предприятий для проведения практического исследования была составлена из предприятий Свердловской области, экспортирующих продукцию производственно-технического назначения (ППТН) и сырье. Сегодня именно ППТН является той группой продукции, стимулирование экспорта которой, по мнению автора, наиболее важно для России. При производстве ППТН используется большее количество переделов в сравнении с сырьем, в связи с чем внутри России создается большая добавленная стоимость и большее количество рабочих мест. Перспективы расширения экспорта ППТН по сравнению с экспортом потребительских товаров также более благоприятны, поскольку при продаже последних большую роль играет эмоциональное отношение конечных потребителей к стране происхождения продукции, которое негативно к России. Наконец, для потребительских товаров важным является обеспечение современного дизайна продукции, что сегодня в России обеспечить сложно.

Для выделения ППТН в отдельную категорию, автор использовал критерий стоимости 1 кг продукции. При этом некоторые виды продукции металлургии – технически сложные и дорогие сплавы - были отнесены к группе ППТН.

Результаты исследования

В 2000-2001 году в Свердловской области в ВЭД участвовали около 3000 предприятий, из них около 1000 экспортировали свою продукцию. Однако около 75% экспорта осуществлялось только двумя десятками предприятий, причем подавляющее большинство из них находилось не в городе Екатеринбурге, а в Свердловской области.

Для проведения эмпирического исследования экспортеров Свердловской области был использован список, предоставленный Центром аналитического и информационно-консультационного обеспечения ВЭД предприятий при Правительстве Свердловской области. Первичный список включал в себя 178 экспортеров Свердловской области. По техническим причинам было принято решение анкетировать только предприятия, физически находящиеся на территории города Екатеринбурга. Таких предприятий было выявлено 90, и с каждым из них был установлен контакт. 46 предприятий (51,1%) ответили на вопросы анкеты. 16 предприятий (17,8%) заявили, что в 2000 и 2001 году не экспортировали свою продукцию. 8 предприятий (8,9%) отказались от участия в анкетировании. Наконец, с 20 предприятиями (22,2%) процедуру анкетирования не удалось довести до определенного конечного результата. В целом процент возврата анкет 51,1% по сравнению с мировым уровнем весьма удовлетворителен[4].

Качественная характеристика респондентов

Для 46 проанкетированных предприятий суммарное количество работающих составило около 100"000 человек, суммарный объем выпуска продукции в 2000 году - около 19 млрд. рублей, суммарный объем экспорта в 2000 году - около 100 млн. долларов США. Представленные в исследовании отрасли промышленности приведены в таблице 1.

Из 46 заполненных анкет 19 анкет (41,3%) были присланы по факсу, 16 анкет (34,8%) были присланы по электронной почте, 1 анкета (2,2%) была прислана по почте заказным письмом, 6 анкет (13,0%) были заполнены в результате личного интервью, 4 анкеты (8,7%) были заполнены в результате интервью по телефону.

19 анкет (41,3%) были заполнены и отправлены в течение 1й рабочей недели с момента первого контакта с потенциальным респондентом, 21 анкета (45,7%) – в течение 2х рабочих недель, 3 анкеты (6,5%) – в течение 3х рабочих недель, 1 анкета (2,2%) – в течение 4х рабочих недель, 2 анкеты (4,3%) – в течение 5и рабочих недель.

Таблица 1

Количество производителей разных видов продукции, принявших участие в анкетировании

Отрасль промышленности

Количество предприятий

Кабельная промышленность

1

Машиностроение

14

Медицинская промышленность

2

Пищевая промышленность

1

Приборостроение

2

Производство строительных материалов

3

Резинотехническая промышленность

3

Услуги (капитальный ремонт авиадвигателей)

1

Химия

7

Цветная металлургия

1

Черная металлургия

5

Электротехническая промышленность

4

Ювелирная промышленность

2

ИТОГО:

46

Респонденты, непосредственно заполнявшие анкету, в 19 случаях (41,3%) работали в сфере ВЭД (экспорта), в 8 случаях (17,4%) – в сфере маркетинга, в 7 случаях (15,2%) – в сфере сбыта, в 2х случаях (4,3%) – в планово-экономическом отделе. 10 анкет (21,7%) были заполнены менеджерами высшего звена исследуемых предприятий, такими как генеральные директора, коммерческие директора, заместители директора, технический директор, заместитель главного инженера, начальники других отделов.

Описательная статистика респондентов

Среднестатистическое предприятие, принявшее участие в опросе, можно описать следующим образом (была использована статистическая функция "СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ" из набора функций программного пакета MsExcel):

  • Общая характеристика предприятия: численность персонала 2130 человек, объем сбыта в 2000 году 410 млн. рублей, в России существует 7 конкурентов данного предприятия. Объем экспорта в 2000 году около 2,0 млн. долларов США, опыт экспорта 7 лет, экспорт осуществляется в 6,8 стран в которых уровень ВНП в среднем в 3,2 раза выше российского.
  • Экспортируемая продукция: стоимость 1 кг составляет 550 рублей за 1 кг, технический уровень продукции 1,9 балла, уникальность 2,6 балла, объективное положение на внешнем рынке 2,3 балла, воспринимаемое экспортными клиентами положение на внешнем рынке 2,3 балла, новизна продукции 1,9 балла[5].
  • Экспортная стратегия: степень сформулированности экспортной стратегии 1,9 баллов, адаптация технических характеристик продукции 3,5 балла, соответствие упаковки и маркировки продукции требованиям экспортного рынка 3,0 балла, обеспечение продукции необходимой экспортной сертификацией 3,1 балла, степень ориентации экспортера на ценовую конкуренцию 2,4 балла, заказы по своей инициативе около 47%. Затраты на рекламу на экспортных рынках в 2000 году 434 тыс. рублей, бюджет исследований внешних рынков в 2000 году 104 тыс. рублей. Доля экспорта в СНГ около 69%. Число владеющих английским специалистов предприятия 6,8 человек, число иностранных дилеров 1,8, число реальных иностранных покупателей 12, число сотрудников в собственных представительствах предприятия за границей 2,7.
  • Результаты экспорта: экспортная квота предприятия в 2000 году 16,7%, изменение физического объема экспорта за последние 5 лет +3,7%, степень достижения долгосрочных стратегических целей экспорта 3,1 балла, степень достижения краткосрочных тактических целей экспорта 5,5 балла[6].

Методика и результаты математической обработки данных

В качестве метода математической обработки был избран дисперсионный анализ[7]. Для выработки практических рекомендаций по совершенствованию экспортной деятельности при помощи управленческих решений менеджмента и мер стимулирования экспорта в рамках государственной политики наряду с результатами дисперсионного анализа учитывалось значение коэффициента корреляции. Для проведения дисперсионного анализа автором использовался статистический программный пакет SPSS 9.0.

Результаты математической обработки данных представлены в таблице 2: в первом столбце указаны факторы, влияние которых на результаты экспорта статистически значимо. Для каждой из переменных, раскрывающих значение понятия "результаты экспорта", приведены значения F и p: F – отношение дисперсии внутри группы и между группами, рассчитанные на одну степень свободы, p – вероятность достоверности влияния факторного признака, положенного в основу группировки, на результирующий. Поскольку применение дисперсионного анализа не дает представления о направлении влияния факторов на результаты, для установления направления связи автором рассчитывался коэффициент корреляции r между теми признаками, для которых влияние (F) достоверно с вероятностью не менее 0,95.

В таблицу включены взаимосвязи с абсолютным значением коэффициента корреляции не менее 0,30. Как показывает таблица 2, на разные результирующие показатели экспорта оказывают влияние различные факторные признаки. Для ранжирования факторов по степени влияния на каждый результирующий показатель учитывались как отношение внутригрупповой и межгрупповой дисперсии на одну степень свободы, так и абсолютное значение коэффициента корреляции между факторными и результирующими признаками.

Таблица 2

Влияние характеристик экспортной продукции, стратегии и предприятия на результаты экспорта

Факторные показатели

Результирующие показатели

Экспортная квота, %

Изменение объема экспорта, %

F

p

r

F

p

r

Бюджет исследований 2000 (ЛОГ10)

3,30

0,020

0,063

 

 

 

Доля СНГ

4,28

0,044

-0,490

 

 

 

Доля владеющих английским

2,80

0,008

-0,046

 

 

 

Новизна продукции

3,11

0,025

0,335

 

 

 

Объективное положение продукции

3,26

0,031

0,369

 

 

 

Опыт экспорта, лет

3,24

0,005

0,106

4,01

0,001

-0,350

Различие уровня ВНП

11,25

0,000

0,115

 

 

 

Сформулированность стратегии экспорта

4,23

0,011

0,479

 

 

 

Техническое соответствие

15,94

0,000

0,286

 

 

 

Число сотрудников представительств

6,16

0,001

0,498

 

 

 

Число стран-импортеров 2000

3,44

0,008

0,509

 

 

 

Экспорт 2000

2,48

0,021

0,505

 

 

 

Факторные показатели

Степень достижения долгосрочных целей экспорта

Степень достижения краткосрочных целей экспорта

Бюджет исследований 2000 (ЛОГ10)

 

 

 

3,14

0,024

0,227

Воспринимаемое положение продукции

3,51

0,023

0,145

 

 

 

Доля СНГ

 

 

 

6,03

0,018

-0,228

Доля владеющих английским

 

 

 

2,23

0,029

-0,024

Затрат на исследование/1 работающий

 

 

 

2,29

0,028

-0,056

Персонал

 

 

 

2,29

0,042

0,453

Сбыт 2000 (ЛОГ10)

 

 

 

3,34

0,028

0,366

Сформулированность стратегии экспорта

 

 

 

4,99

0,005

0,464

Уникальность продукции

 

 

 

5,26

0,002

0,434

Численность персонала (ЛОГ10)

3,11

0,025

0,163

4,91

0,003

0,410

Число владеющих английским языком

 

 

 

3,50

0,005

0,454

Результаты для всей выборки предприятий

Экспортная квота

Наиболее значима положительно направленная связь экспортной квоты с числом сотрудников предприятия в представительствах (F=6,2; r=0,50)[8]. Следующая по значимости отрицательно направленная взаимосвязь существует с показателем "доля СНГ в общем объеме экспорта" (F=4,3; r= -0,49). Наконец, третьей по значимости является положительная взаимосвязь с показателем "сформулированности стратегии экспорта" (F=4,2; r=0,48). Существует положительно направленная связь экспортной квоты с числом стран-импортеров (F=3,4; r=0,51), объективным положением продукции на экспортном рынке (F=3,3; r=0,37) и новизной продукции (F=3,1; r=0,34). Частично доказано наличие положительной связи экспортной квоты с соответствием технического уровня продукции технико-экономическому уровню развития места назначения экспорта (F=15,9; r=0,29). Существует связь экспортной квоты, направление которой на основе существующих данных определить невозможно, с различием уровня ВНП на душу населения между Россией и местом назначения экспорта (F=11,3; r=0,12), бюджетом исследований внешних рынков (F=3,3; r=0,06)[9], опытом экспорта (F=3,2; r=0,11), доля сотрудников предприятия, владеющих английским языком (F=2,8; r= -0,05). Выявлена положительно направленная связь экспортной квоты с объемом экспорта предприятия (F=7,5; r=0,52; F=2,5; r=0,51). Последний результат можно считать тривиальным с научной и с практической точки зрения, поскольку вывод "чем больше объем экспорта, тем выше отношение объема экспорта к объему сбыта" самоочевиден.

Таким образом, более высокая экспортная квота предприятия связана, прежде всего, с большим количеством сотрудников в зарубежных представительствах, меньшей долей экспорта в страны СНГ, и более высокой степенью сформулированности экспортной стратегии. Кроме того, экспортная квота положительно связана со стратегией географической диверсификации экспорта (большее количество стран-импортеров), более высокая конкурентоспособностью продукции (соотношение цена-качество) и относительной новизной продукции для предприятия.

Изменение физического объема экспорта

Единственным показателем, связь которого с изменением объема экспорта для всей исследуемой совокупности предприятий статистически значима, является опыт экспорта - отрицательная связь (F=4,0; r= -0,35). Отрицательная направленность этой связи выглядит, на первый взгляд, парадоксально. Характерно также отсутствие значимых связей с какими-либо другими показателями, использованными при анкетировании.

Для объяснения этого явления автор предлагает следующую гипотезу: более опытные экспортеры, осуществляющие экспорт в течение более длительного времени, создают такую экспортную структуру и технологию работы с внешним рынком, которая через определенный момент времени "закостеневает", становится консервативной и теряет свою эффективность, в результате чего физический объема экспорта падает.

Степень достижения долгосрочных целей экспорта

Для всей исследуемой совокупности предприятий по результатам дисперсионного анализа степень достижения долгосрочных целей экспорта положительно связана с конкурентоспособностью экспортной продукции (показатель "воспринимаемое положение продукции", F=3,5, r=0,15) и численностью персонала (F=3,1, r=0,16). Однако абсолютное значение соответствующих коэффициентов корреляции свидетельствует только об относительно слабой положительной связи данных факторных показателей со степенью достижения долгосрочных экспортных целей.

Первый вывод является тривиальным, второй требует более детального рассмотрения. Очевидно, размер предприятия не может являться следствием достижения долгосрочных экспортных целей. Поэтому автор предлагает для данной взаимосвязи следующее объяснение: более крупному предприятию легче обеспечить достижение на внешнем рынке стратегических долгосрочных целей, так как у него лучше доступ к финансовым, материальным, управленческим и предпринимательским ресурсам и шире возможность маневрировать ими.

Степень достижения краткосрочных целей экспорта

Наиболее значима положительная связь степени достижения краткосрочных экспортных целей с уникальностью продукции (F=5,3; r=0,43). Следующей по значимости является связь целевого показателя со степенью сформулированности стратегии экспорта (F=5,0; r=0,46). Третьей по значимости является связь с численностью персонала (F=2,3; r=0,45; F=4,9; r=0,41). Степень достижения краткосрочных экспортных целей положительно связана с числом сотрудников предприятия, владеющих английским языком (F=3,5; r=0,45), объемом экспорта (F=3,5; r=0,44), объемом сбыта предприятия (F=3,3; r=0,37). Частично доказанным можно считать наличие отрицательно направленной связи степени достижения краткосрочных экспортных целей с долей СНГ в общем объеме экспорта (F=6,0; r= -0,23), положительно направленной связи с бюджетом исследований внешних рынков (F=3,1; r=0,23), отрицательно направленной связи с объемом затрат на исследование внешних рынков в расчете на одного работающего (F=2,3; r= -0,06), отрицательно направленной связи с долей сотрудников предприятия, владеющих английским языком (F=2,2; r= -0,02).

Таким образом, более успешное достижение краткосрочных целей экспорта связано, прежде всего, с относительной уникальностью экспортной продукции, более высокой степенью сформулированности экспортной стратегии, большим размером предприятия (персонал, объем сбыта, объем экспорта, бюджет исследований внешних рынков). Кроме того, положительное влияние на степень достижения краткосрочных целей экспорта оказывает число сотрудников предприятия, владеющих английским языком.

Результаты для подгрупп предприятий

Итак, выше для всей исследуемой совокупности предприятий было обнаружено всего 20 влияющих показателей, из них для 15и влияние оказалось как статистически значимым согласно дисперсионному анализу, так и характеризовалось значимым коэффициентом корреляции. Эти 15 влияющих показателей можно разбить на следующие шесть тематических классов:

  • Показатели, связанные с размером предприятия: бюджет исследования внешних рынков, численность персонала, число владеющих английским языком сотрудников предприятия, объем экспорта, объем сбыта, число сотрудников представительств
  • Географическая диверсификация экспорта: число стран-импортеров[10].
  • Доля СНГ в общем объеме экспорта.
  • Опыт экспорта.
  • Степень сформулированности стратегии экспорта.
  • Показатели, связанные с продукцией: объективное положение продукции, новизна продукции, уникальность продукции.

Поскольку эти шесть классов показателей определяют успешность экспорта, интересно было бы установить, какие показатели будут оказывать влияние внутри подгрупп предприятий, если провести группировку предприятий по указанным выше классам. Это позволит в дальнейшем вырабатывать экспортную стратегию в зависимости от конкретных характеристик экспортера. Для группировки предприятий автором были установлены следующие критерии:

  1. Размер: для оценки размера предприятий наиболее подходящим показателем является количество работающих, так как эти данные более достоверны, чем объем сбыта и объем экспорта. Было выделено 2 подгруппы: крупные предприятия (численность персонала 1000 человек и более) и малые и средние предприятия (численность персонала менее 1000 человек).
  2. Географическая диверсификация экспорта: было выделено 2 подгруппы: экспортеры, использующие стратегию географической концентрации экспорта (экспорт в 1-3 страны), и экспортеры, использующие стратегию географической диверсификации экспорта (экспорт в 4 страны и более).
  3. Доля СНГ в общем объеме экспорта: было выделено 3 подгруппы: экспортеры только в СНГ (100%), экспорт преимущественно в СНГ (от 50% до 100%), экспорт преимущественно за пределы СНГ (менее 50%).
  4. Опыт экспорта: было выделено 2 подгруппы: малоопытные экспортеры (опыт экспорта до 7 лет включительно), опытные экспортеры (опыт экспорта 8 лет и более).
  5. Степень сформулированности экспортной стратегии: было выделено 2 подгруппы: экспортная стратегия практически не сформулирована (все предприятия, ответившие "Письменная формулировка практически отсутствует"), часть экспортной стратегии сформулирована (все предприятия, давшие другие ответы).
  6. Продукция: поскольку объективное положение, новизна и уникальность продукции оценивались субъективно, автор не считает рациональным группировку предприятий по какому-либо из этих критериев. В качестве альтернативного критерия группировки была выбрана стоимость 1 кг продукции, в результате чего было выделено 2 следующие подгруппы экспортеров: производители сырья (стоимость 1 кг до 10 долларов США) и производители продукции производственно-технического назначения (стоимость 1 кг продукции свыше 10 долларов США).

Ниже приводится анализ влияния факторных признаков на выделенные подгруппы предприятий. В подгруппах предприятий-экспортеров, выделенных по указанным выше признакам, автором были обнаружены следующие статистически значимые взаимосвязи:

(1) Размер

30 предприятий с численностью персонала до 1000 человек были отнесены к подгруппе малых и средних. Экспортная квота этой группы предприятий положительно связана с новизной продукции (F=3,5; r=0,46) и техническим уровнем продукции (F=3,5; r=0,37). Изменение объема экспорта отрицательно связано с опытом экспорта (F=3,9; r= -0,34). Степень достижения краткос

Также по этой теме: