Главная    Интернет-библиотека    Маркетинг    Экспортный маркетинг    Ювелирные изделия с бриллиантами: розничные рынки индии и китая в предстоящем десятилетии

Ювелирные изделия с бриллиантами: розничные рынки индии и китая в предстоящем десятилетии

Ювелирные изделия с бриллиантами: розничные рынки индии и китая в предстоящем десятилетии

Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2005

Непша В.И.


 
кандидат физико-математических наук,
начальник отдела ЕСО АК «АЛРОСА»

Цветкова Н.В.,
ведущий инженер ЕСО АК «АЛРОСА»

Развивающиеся розничные рынки ювелирных бриллиантовых изделий (ЮБИ) России, Индии и Китая на протяжении по крайней мере последних десяти лет привлекают внимание аналитиков. Высокие темпы экономического развития стран, общее население которых составляет около 2,5 млрд человек (более 40% мирового населения), могут в исторически обозримое время сделать эти страны настолько крупными потребителями бриллиантовых украшений, что мировой спрос на ЮБИ будет в значительной степени определяться спросом на этот товар в каждой из них. В работе [1] предпринята попытка оценить перспективы потребления ЮБИ в России. Показано, что если потребление бриллиантовых украшений в России будет развиваться в соответствии с западноевропейской моделью, то в 2015 г. на покупку ЮБИ россияне затратят около 1,2 млрд долл. США, что составляет примерно 2% от современного мирового потребления, или около 1,5% от прогнозируемого на этот год мирового потребления.

Если оценки работы [1] окажутся верными, то Россия в 2015 г. может всего лишь рассчитывать на достойное место в десятке крупнейших национальных розничных рынков. Столь долгосрочные прогнозы, особенно для молодых рынков, каким является наряду с рынками Индии и Китая российский рынок, не отличаются высокой надежностью, но даже превышение прогнозируемого потребления в 1,5—2 раза сделает через 10 лет вклад России в мировую розничную торговлю ЮБИ хотя и более весомым, но все же неопределяющим.

В упомянутой выше работе при оценке российского розничного рынка ЮБИ до 2015 г. использовались некоторые из прогнозов экономического развития России в предположении, что валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения является доминирующим фактором, определяющим потребление бриллиантовых изделий населением, т.е. в модели «потребление ЮБИ от ВВП (дохода)».

Такой подход может быть использован и для оценки перспектив розничных рынков ЮБИ Индии и Китая. В качестве базовой модели для этого была выбрана модель потребления бриллиантовых изделий в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА).

Потребление ЮБИ в странах Юго-Восточной Азии

Строго обосновать правильность выбора базовой модели для оценки перспективы того или иного рынка, находящегося в стадии формирования, невозможно. В любом случае такой выбор является всего лишь гипотезой того, как будет развиваться исследуемый рынок, а его правильность может быть оценена только с точки зрения здравого смысла, который говорит, что отношение населения Китая и Индии к ювелирным изделиям с бриллиантами имеет больше общего с отношением населения стран ЮВА по сравнению с отношением американцев и европейцев. Возможно, японцы также имеют во взглядах на ЮБИ некоторые общие черты с жителями Китая и Индии, однако последние два десятилетия потребление бриллиантовых изделий в Японии в значительной мере определялось курсом иены к доллару США [2]. Полностью исключить влияние курсов местных валют Китая<1> и Индии по отношению к доллару США на потребление бриллиантовых изделий нельзя. Тем не менее нет никаких оснований полагать, что этот фактор окажется определяющим.

<1> В последние годы курс юаня по отношению к доллару США был фиксированным.

В работе [3] было показано, что в 1990 г. потребление бриллиантовых изделий в восьми самых экономически развитых (не считая Японии) странах ЮВА связано линейной зависимостью со среднедушевым ВВП, рассчитанным по паритету покупательной способности (ППС) местных валют по отношению к доллару США. Это означает, что, несмотря на различия в этническом составе, вероисповедании (табл.1), а следовательно, культурных традициях, потребление бриллиантовых изделий населением той или иной из восьми стран ЮВА в основном зависит от экономического положения и эта зависимость имеет общий характер. Такое единообразие дает основание надеяться, что установленная закономерность будет не чуждой розничным рынкам ЮБИ Китая и Индии.

Таблица 1.

Сведения о населении некоторых стран Юго-Восточной Азии, Китая и Индии

Страна

Население (1996 г.), млн. чел.

Этнический состав

Религия

Историческая справка

Гонконг

6,3

98% - китайцы

Конфуцианство, буддизм, даосизм

До 1997 г. находился под управлением Великобритании. С середины 1997 г. под юрисдикцией Китая

Индонезия

200,2
31,4% - городское население

96% - индонезийцы (более 150 народностей: яванцы, сунданцы, мадурцы, батаки, малайцы, балийцы и др.)

Основная религия (около 90% нас.) ислам

До 1945 г. - колония Нидерландов

Малайзия

20,9
43% - городское население

54% - малайцы, 35% китайцы, 10% индийцы

Гос. религия - ислам

Бывшие владения Великобритании. В период с 1946-57 гг. получила независимость. С 1963 г. федерация

Южная Корея

45,4
43% - городское население

99% - корейцы

Основные религии буддизм, конфуцианство, христианство

С 1905 г. - протекторат, затем с 1910 г. колония Японии. В 1945 г. получила независимость. В 1948 г. образовано Юж. Корейское гос-во

Сингапур

3,6

75% китайцы, а также малайцы, выходцы из Индии, Бангладеш и Европы

Буддизм, конфуцианство, ислам, индуизм, христианство

С 1819 г. английская колония. В 1942-45 гг. под оккупацией Японии. 1959 г. - самоуправление. 1963 - 65 гг. в составе Малайзии. С 1965 г. суверенная республика

Таиланд

58,5
22% - городское население

Две этнических группы: таи (75% нас.) и лао (20% нас.)

Офиц. религия буддизм

 До 1939 г. - Сиам. В середине XIX в. заключены неравноправные договора с Великобританией, Францией, США. В 1932 г. в результате гос. переворота провозглашена конституционная монархия

Тайвань

22,4

97% - китайцы

Конфуцианство, буддизм, даосизм

С 1949 г. управляется самостоятельно

Филиппины

69,6
43% - городское население

80% - филиппинцы (свыше 90 народностей, из которых 40% - висайя, 20% -тагалы, а также илоки, биколы, моро), китайцы и др.

Большинство верующих католики

XVI-XIX вв. - колония Испании, конец XIX в.-1934 г. - колония США, 1941-45 гг. - оккупированы Японией с 1946 г. - суверенное гос-во

Китай

1 231,1
26% - городское население

94% - китайцы (хань), а также чжуаны, уйгуры, монголы, тибетцы, хцэй, мяо и др.

Буддизм, даосизм, конфуцианство

1931- 1949 гг. оккупирован Японией. В 1949 г. образована КНР

Индия

948,6
25,7% - городское население

Многонациональное гос-во. Наиболее многочисленны хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, бихарцы, тамилы, гуджаратцы, каннара, малаяли, пенджабцы

83% - индуисты, 11% - мусульмане, остальные христиане, сикхи

До 1947 г. английская колония. В 1947 г. получила независимость. В 1950 г. стала республикой

 

В 1996 г.<2> потребление бриллиантовых изделий в этих же восьми различающихся по условиям жизни странах ЮВА по-прежнему хорошо коррелировало (коэффициент корреляции R = 0,97) со среднедушевым ВВП (рис.1), т.е. соответствовало однофакторной модели «потребление ЮБИ от ВВП (дохода)».

<2> Год перед валютно-финансовым кризисом в регионе.

Рис. 1. Потребление ЮБИ на душу населения (по данным [4]) и ВВП на душу населения (по данным [5]) в странах Юго-Восточной Азии в 1996 г. (здесь и далее, кроме оговоренных случаев, ВВП/чел. в ценах и по ППС 1995 г.)

Анализ рынков этих же стран в 1990 г. (данные о потреблении ЮБИ на душу населения в 1990 г. были взяты из источника [6]) показал, что параметры зависимости потребления ЮБИ от ВВП (условный порог потребления по среднедушевому ВВП, а следовательно, и доходу, а также скорость роста потребления ЮБИ с ростом ВВП) за шесть лет изменились незначительно.

Регион ЮВА отличается от стран Западной Европы и США намного более низким условным порогом потребления бриллиантовых изделий, но скорость роста потребления с ростом ВВП в регионе сравнима с таковой для западноевропейских стран (табл. 2).

Таблица 2

Условный порог потребления ЮБИ по среднедушевому ВВП и скорость роста потребления с ростом ВВП в регионе ЮВА, Западной Европе [1] и США [7]

Регион, страна

Условный порог потребления по ВВП, тыс. $ на чел.

Скорость роста потребления с ростом ВВП, $/$

Страны Юго-Восточной Азии (1990-1996 гг.)

~2,5

~2,5·10-3

Страны Западной Европы (1996 г.)

~11,9

~2,0·10-3

США (1960 - 1989 гг.)

14,7 - 16,0

~6·10-3

США (1990 - 1998 гг.)

13,0 - 14,5

~5·10-3

 

В большинстве стран ЮВА население потребляет дорогие бриллиантовые украшения (табл.3).

Таблица 3

Показатели потребления ЮБИ в странах Юго-Восточной Азии в 1996 г. (по данным [4])

Страна

Потребление ЮБИ

 

долл. США/чел.

шт./1000 чел.

Средняя цена изд.,долл./шт.

Гонконг

51,8

45,6

1 139

Сингапур

47,6

44,0

1 079

Тайвань

31,3

18,8

1 663

Юж.Корея

30,8

20,8

1 480

Таиланд

11,6

10,5

1 100

Малайзия

7,2

10,7

673

Филиппины

1,8

6,1

297

Индонезия

1,3

3,0

450

 

В 1996 г. только в самых бедных из рассматриваемых стран (Филиппинах и Индонезии) средняя цена приобретаемых бриллиантовых изделий (300—450 долл./шт.) была ниже, чем в США (около 600 долл./шт.) и большинстве стран Западной Европы (до 650 долл./шт.), а в пяти из восьми стран региона средняя цена приобретаемых ЮБИ в 1,4—2,1 раза превышала среднюю цену реализованных в этом году во всем мире бриллиантовых украшений (около 780 долл./шт.) [8].

Кроме того, потребляемые в странах ЮВА бриллиантовые украшения характеризуются высоким бриллиантовым содержанием, т.е. высокой долей стоимости бриллиантов в розничной стоимости украшения (табл. 4). Эта величина в значительной степени определяется вкусами потребителя (в том числе требованиями к дизайну), а отчасти налоговой политикой в той или иной стране, хотя использование в ЮБИ более крупных и качественных, а следовательно, и более дорогих бриллиантов, само по себе ведет к тому, что при прочих равных условиях доля их в стоимости изделий возрастает.

Таблица 4

Бриллиантовое содержание в ЮБИ, реализованных в 2000 г. [9]

Регион, страна реализации

Доля стоимости бриллиантов в розничной стоимости изделия, %

Япония

19

Западная Европа

20

США

24

Юго-Восточная Азия

44

В изделиях, реализованных во всем мире

25

 

В заключение раздела необходимо подчеркнуть одно весьма важное обстоятельство. В шести из восьми рассмотренных стран ЮВА среднедушевой ВВП в 2,5—9 раз превышает порог потребления ювелирных изделий. Это свидетельствует о том, что в этих странах, если не все население, то подавляющее его большинство имеет финансовую возможность их приобретать. Следовательно, использование найденных параметров модели для оценки других рынков не требует специальных оговорок, только в тех случаях, если среднедушевой ВВП заметно превышает пороговые значения.

Распределение населения Индии и Китая по ВВП

Индия и Китай в отличие от рассмотренных выше восьми стран являются достаточно типичными представителями в целом весьма небогатого региона Южной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока (рис. 2).

Рис. 2. Распределение населения Индии, Китая, а также населения региона Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока в целом по среднедушевому ВВП в 1998 г. в сравнении по ППС (на основании данных источника [10])

Из рисунка 2 видно, что распределение населения по ВВП в Индии равномернее, чем в регионе, в который она входит. Китай же уступает Индии в этом отношении, но ненамного, о чем свидетельствуют кривые Лоренца (рис. 3).

Рис. 3. Кривые Лоренца для Южной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, а также Индии и Китая (построены по данным источника [10])

Характерным для распределения населения всего региона по среднедушевому ВВП является отчетливо выраженное смещение в сторону низких значений ВВП. Более чем 77% населения региона имеют среднедушевой ВВП менее среднего показателя. В Китае такое население составляет около 70%, а в Индии — около 60%.

Остается надеяться, что в результате экономического развития Китай и Индия будут приближаться к выбранным для определения параметров базовой модели потребления ЮБИ экономически развитым странам Юго-Восточной Азии не только по среднедушевому ВВП, но и по распределению населения по ВВП.

Потребление ЮБИ в Индии и Китае

Прежде всего следует отметить, что бриллиантовые изделия, приобретаемые населением Индии и Китая, имеют примерно одинаковую среднюю цену 500—700 долл. США (табл. 5). Из рассмотренных выше стран ЮВА изделия с близкой средней ценой потреблялись в 1996 г. только в «самой бедной» из шести «богатых» стран — в Малайзии, среднедушевой ВВП которой составлял тогда почти 9 тыс. долл. США на человека, и в Индонезии с достаточно скромным для этой группы стран среднедушевым ВВП 3,5 тыс. долл. США.

Таблица 5

Потребление ЮБИ в Китае и Индии в 1994—2003 гг.

Год

Среднедушевой ВВП, тыс. $ США

Потребление ЮБИ

 

 

 

долл./чел.

шт./1000 чел.

Средняя цена изд., долл./шт.

 

Китай

Индия

Китай

Индия

Китай

Индия

Китай

Индия

1994

2,2

1,4

0,25

0,65

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

1996

2,5

1,5

0,33

0,74

0,6

1,3

560

580

1997

2,7

1,5

0,36

н.д.

0,6

н.д.

615

н.д.

2000

3,4

1,7

0,42

0,87

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

2003

3,9

1,9

0,8-0,9

1,5

н.д.

2-3

н.д.

500-700

 

По данным о средней цене потребляемых в Индии и Китае ЮБИ, к сожалению, нельзя судить о том, насколько правомерно использование для рынков Индии и Китая модели, описывающей потребление в восьми странах Юго-Восточной Азии.

Зато совершенно определенно можно сказать, что китайцы и индийцы предпочитают изделия, хотя и сравнительно недорогие, но с высоким бриллиантовым содержанием, что характерно для украшений, потребляемых в странах ЮВА. Бриллиантовое содержание изделий, потребляемых в 2000 г. в Китае, составляло 42%, а в Индии — даже 67% [9].

Не умаляя значения того, что вкусы население Китая и Индии обнаруживают некоторую общность (близкие цены потребляемых украшений, высокое бриллиантовое содержание в них), следует отметить, что с точки зрения параметров модели потребления бриллиантовых изделий в странах Юго-Восточной Азии рынки этих двух стран находятся в двух различных стадиях.

В 1996 г. среднедушевой ВВП в Китае достиг 2,5 тыс. долл. США, что соответствует условному порогу потребления бриллиантовых изделий по модели стран ЮВА (табл. 5).

Данные о потреблении ЮБИ взяты из источников [4,8,9,11].

Тем не менее бриллиантовые украшения приобретались населением Китая и до 1996 г., что само по себе, по крайней мере по двум причинам, не может свидетельствовать о том, что модель потребления в странах ЮВА не работает в этой стране. Во-первых, порог потребления представляет собой величину статистическую, поэтому всегда в числе потребителей предметов роскоши, каковыми являются ЮБИ, имеются люди с доходами ниже, а иногда и существенно ниже порога потребления. Во-вторых, при среднем доходе ниже порога потребления среди населения практически всегда присутствуют группы, зачастую весьма значительные, с доходами, превышающими порог потребления и, следовательно, обладающие экономическими возможностями для весьма активного потребления предметов роскоши. О потреблении ЮБИ при среднедушевом ВВП ниже порогового значения за счет таких групп говорилось в работе [1].

Более проблематичны с этой точки зрения данные о потреблении ЮБИ в Китае в последние годы. В 2000 г. потребление бриллиантовых изделий составило 0,42 долл. США/чел., а в 2003 г. — 0,8—0,9 долл. США/чел., в то время как по расчетам на основе модели ЮВА с использованием среднедушевых значений ВВП оно должно было быть существенно выше — 2,2 и 3,5 долл. США/чел., (2,8 и 4,6 млрд долл. США по стране)<1>. По-видимому, можно придумать варианты перераспределения ВВП по группам населения в процессе его роста, которые объясняли бы такое расхождение. В частности, таким вариантом может быть значительный рост благосостояния самых беднейших и по-прежнему многочисленных слоев населения при том, что несмотря на заметный рост среднедушевого ВВП, их доходы по-прежнему не позволяют им стать потребителями ЮБИ. Однако, во-первых, это надо доказать, а во-вторых, если это так, то использование интегрального варианта, при котором расчет потребления ЮБИ ведется через среднедушевой ВВП, в данном случае не вполне корректен. При быстром развитии экономики, по мере того как среднедушевой ВВП станет все более превышать порог потребления, распределение доходов при расчетах в модели «потребление ЮБИ от ВВП (доходов)» будет играть все меньшую роль, но поскольку население Китая огромно, а бедные слои многочисленны<2>, без специальных оценок трудно сказать, когда можно будет использовать интегральный вариант модели потребления.

<1> В последнее время в средствах массовой информации Китая появились сообщения о том, что в 2003 г. население Китая купило бриллиантовых украшений на сумму 2,4 млрд долл. США, что соответствует среднедушевым затратам в 1,8 долл. США.
<2> По официальным данным, еще в 1999 г. число голодающих в Китае составляло 20 млн чел. (1,6% всего населения). Нуждающееся население на рубеже веков, по оценкам ООН, составляло 300 млн чел. (почти четверть населения страны) [17].

Конечно, нельзя исключить и то, что модель рынка ЮБИ Китая отличается от модели стран ЮВА, например, более высоким условным порогом потребления, величина которого пока неизвестна. Тогда сказать о том, как будет вести себя в будущем розничный рынок ЮБИ Китая, основываясь только на прогнозах роста среднедушевого ВВП, практически ничего нельзя.

Несмотря на то что потребление бриллиантовых изделий в Китае в 2000—2003 гг. было в несколько раз ниже, чем должно быть по модели потребления в странах ЮВА, темпы его роста были более чем впечатляющими. В 1996—2003 гг. затраты на приобретение ЮБИ на человека ежегодно росли более чем на 14%, притом что среднедушевой ВВП увеличивался всего на 6—7%. Следовательно, Китай в любом случае является весьма быстро растущим и потому перспективным рынком потребления ЮБИ.

Несколько медленнее росло в 1996—2003 гг. потребление ЮБИ на душу населения в Индии (немногим менее 11% в год), но этот рост почти в 3 раза превышал ежегодный рост среднедушевого ВВП (3,7%). В Китае это превышение составляло всего лишь 2,2 раза. Кроме того, абсолютные значения средних затрат на приобретение бриллиантовых изделий населением Индии заметно (примерно в 2 раза) выше, чем в Китае. И это при том, что до сих пор среднедушевой ВВП не достиг условного порога потребления ЮБИ в модели стран ЮВА и, следовательно, потребление бриллиантовых украшений в стране должно быть незначительным. Если верить экономическим прогнозам, такая ситуация будет существовать еще 4—5 лет. Только в 2008—2009 гг. среднедушевой ВВП Индии начнет превышать порог потребления ЮБИ в модели потребления в странах ЮВА (2,5 тыс. долл. США), который был достигнут в Китае еще в 1996 г.

В заключение раздела отметим, что в последние годы потребление бриллиантовых украшений в Индии превышало, а в Китае было заметно меньшим, чем это предполагает модель потребления в странах ЮВА. В 2003 г. среднедушевой ВВП Китая превышал среднедушевой ВВП Индии в 2 раза, но, несмотря на это, среднедушевые затраты на приобретение ЮБИ в Индии были почти в 2 раза выше, чем в Китае.

Оценка перспектив розничных рынков ЮБИ Индии и Китая по модели потребления бриллиантовых изделий в странах ЮВА

Несмотря на то что развитие розничных рынков Индии и Китая в последние годы не вполне соответствуют модели потребления в странах ЮВА, приведем оценки, сделанные на ее основе. Для этих оценок использовались два экономических прогноза. Один из них сделан коллективом Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Российской академии наук [5], другой опубликован Consensus Economic Inc. (C.E.I.) [12]. Согласно обоим прогнозам среднедушевой ВВП Китая за счет опережающих темпов роста реального ВВП и отчасти за счет более низких темпов роста населения (0,5% в год в Китае и 1,0% — в Индии [5]) в предстоящем десятилетии будет расти быстрее и составит ~5,1%, по прогнозу

ИМЭМО, и ~7,2%, по прогнозу C.E.I. Среднедушевой ВВП Индии, по прогнозу ИМЭМО, должен увеличиваться на ~4,3% в год, а по прогнозу C.E.I. — на ~5,7%.

Поскольку, как уже отмечалось выше, параметры модели потребления ЮБИ в странах ЮВА (условный порог потребления, скорость роста потребления с ростом среднедушевого ВВП) определены по данным о рынках стран, в большинстве которых среднедушевой ВВП заметно превышает порог потребления, то при расчетах использовались среднедушевые значения ВВП только той группы населения, экономическое положение которой позволяет приобретать ЮБИ, т.е. со среднедушевым ВВП более 2,5 тыс. долл. США.

При этом предполагалось, что распределение населения по ВВП в Индии и Китае в предстоящем десятилетии будет по форме соответствовать распределению в 1998 г. [10], представленному на рисунке 2, сдвинутому в соответствии с экономическим прогнозом в сторону больших значений ВВП на величину , которая равна разности между среднедушевым ВВП в рассматриваемом и в 1998 годах. Следовательно, если распределение населения по ВВП в 1998 г. описывается функцией n(q), то после изменения среднедушевого ВВП на  распределение будет описываться выражением n(q + ), причем n(q + ) = n(q). Обоснованность такого предположения состоит только в том, что формы распределения, которые использовались при расчетах потребления ЮБИ в Индии и Китае вплоть до 2015 г. все-таки в свое время имели место.

Из принятого предположения следует, что распределение населения по ВВП в обеих странах с ростом среднедушевого ВВП становится все более равномерным. Действительно, если с ростом  форма распределения остается неизменной, то неизменна разница между максимальным (qmax) и минимальным (qmin) значением среднедушевого ВВП, следовательно, отношение  тем меньше, чем больше среднедушевой ВВП .

Для Индии это отношение в 2014—2015 гг. должно уменьшиться до 2—2,3 с 4,4 в 1998 г., а для Китая — до 1,1—1,4 с 3,1 в 1998 г.

Кроме того, с ростом среднедушевого ВВП при сохранении формы распределения доходы беднейшего населения будут расти опережающими темпами, чем доходы богатого населения.

Так, в Индии доходы беднейшей группы населения в 2014—2015 гг. возрастут более чем в 5,4—6,9 раза, а самой обеспеченной части населения — всего лишь на 30—40%. В Китае разрыв между увеличением доходов беднейших и богатейших слоев населения к 2014—2015 гг. еще более разителен — в 12—16 раз и на 40—60% соответственно.

Результаты расчетов потребления ЮБИ в Индии и Китае на основе модели потребления в странах ЮВА, экономических прогнозов о росте ВВП ИМЭМО и C.E.I., а также предположения о сохранении формы распределения населения по ВВП приведены в таблицах 6, 7.

Таблица 6

Прогнозируемый среднедушевой ВВП в долларах США (в ценах и по ППС 1995 г.) и потребление ЮБИ в Индии, рассчитанные на основе модели потребления в странах Юго-Восточной Азии

 

2003 г.

2010 г.

2014 г.

2015 г.

 

Экономический прогноз ИМЭМО

ВВП на душу населения, тыс. долл. США

1,9

2,6

3,1

3,2

Население со среднедушевым ВВП, превышающим порог потребления ЮБИ (2,5 тыс. долл. США):в % от общего населения страны млн чел.

15-20
150-200

~40
~400

~65
700-800

65-70
800-850

Потребление ЮБИ: на душу населения, долл. США в стране, млн долл. США

~0,7
~800

~1,4
1600-1800

~2,0
2200-2500

~2,2
2500-2700

 

Экономический прогноз C.E.I.

ВВП на душу населения, тыс. долл. США

 

2,8

3,7

-

Население со среднедушевым ВВП, превышающим порог потребления ЮБИ (2,5 тыс. долл. США): в % от общего населения страны млн чел.

 

40-45
450-500

Более 90
Более 1000

-
-

Потребление ЮБИ: на душу населения, долл. США в стране, млн долл. США

 

~1,6
1700-1900

~2,9
3000-4000

-
-

 

Таблица 7

Прогнозируемый среднедушевой ВВП в долларах США (в ценах и по ППС 1995 г.) и потребление ЮБИ в Китае, рассчитанные на основе модели потребления в странах Юго-Восточной Азии

 

2003 г.

2010 г.

2014 г.

2015 г.

 

Экономический прогноз ИМЭМО

ВВП на душу населения, тыс. долл. США

3,9

5,5

6,7

7,1

Население со среднедушевым ВВП, превышающим порог потребления ЮБИ (2,5 тыс. долл. США): в % от общего населения страны млн чел.

~55
~700

100
1350

100
1380

100
1390

Потребление ЮБИ: на душу населения, долл. США в стране, млн долл. США

~4,0
~5000

~7,5
~10 000

~10,5
~15 500

~11,5
~16 000

 

Экономический прогноз C.E.I.

ВВП на душу населения, тыс. долл. США

 

6,4

8,5

-

Население со среднедушевым ВВП, превышающим порог потребления ЮБИ (2,5 тыс. долл. США): в % от общего населения страны млн чел.

 

100
1350

100
1380

-
-

Потребление ЮБИ: на душу населения, долл. США в стране, млн долл. США

 

~10,0
~13 500

~15,0
~21 000

-
-

 

К сожалению, результаты расчета потребления ЮБИ в 2003 г. в Индии и особенно в Китае не соответствуют фактическим, если даже учитывать распределение населения по ВВП. Для Индии они более чем в 2 раза ниже фактических, а в Китае — в 4—5 раз выше.

Следовательно, есть по крайней мере формальные основания считать приведенные в таблицах 6, 7 прогнозы потребления бриллиантовых украшений в Индии и Китае прогнозами с низким априорным качеством [13, 14].

Однако, учитывая, что молодые рынки, как правило, развиваются неустойчиво, поскольку вблизи порога потребления самые различные факторы могут оказывать несистематическое, но сравнимое по величине с основным фактором влияние, нет оснований категорически отвергать представленный прогноз. Достаточно яркой иллюстрацией неравномерности развития может служить развитие розничного рынка ЮБИ Индии. Во второй половине 1990-х годов он рос в среднем на 5% в год, а в последние три года (2001—2003 гг.) ежегодный рост стал в среднем превышать 15%.

Примерно то же произошло с рынком ЮБИ Китая, который после 2000 г. почти утроил темпы роста. Если потребление ЮБИ населением Китая будет расти также быстро, как в последние три года, то в скором времени разрыв между фактическими и расчетными данными для этой страны исчезнет. Поэтому прогноз развития рынков Индии и Китая, сделанный на основе потребления бриллиантовых украшений в странах ЮВА, все-таки можно рассматривать как один из сценариев, которым пренебрегать нецелесообразно. Как видно из таблицы 6, через 10 лет население Индии, согласно прогнозу, будет тратить на приобретение ЮБИ в среднем 2—3 долл. США на человека, а общее потребление в стране составит от 2,5 до 4 млрд долл. США или 4—7% годового объема мировой реализации ЮБИ в настоящее время. Если учесть, что сейчас в мировом потреблении доли рынка Японии и регионального рынка стран Западной Европы составляют примерно по 15%, то становится понятным, какой будет роль рынка ЮБИ Индии в сравнительно недалеком будущем, если представленный здесь прогноз оправдается.

Еще более впечатляющими выглядят перспективы китайского рынка ЮБИ. Согласно прогнозу, его объем через 10 лет может составить 15—20 млрд долл. США, что позволит ему стать вторым по значимости после США<3> национальным рынком ЮБИ.

<3> В настоящее время розничный рынок США потребляет ЮБИ на 30 млрд долл. США, что составляет около 50% мирового потребления.

Оценка розничных рынков ЮБИ Индии и Китая исходя из аналогий

При рассмотрении однофакторных моделей «потребление ЮБИ от ВВП (доходов)», единых для нескольких стран, возникает проблема сопоставления ВВП или доходов этих стран. Очевидно, что ВВП или доходы населения в разных странах, выраженные в национальных валютах, сопоставлены быть не могут. Сопоставление возможно, если ВВП (доходы) выражены в какой-нибудь одной валюте по ППС или обменному курсу национальных валют по отношению к ней. Обычно в качестве валюты сравнения выбирают доллары США.

В настоящей работе использовались среднедушевые размеры ВВП, выраженные в долларах США по ППС. Этот выбор выглядит оправданным, если речь идет об условном пороге потребления ЮБИ, который прежде всего соотносится с уровнем доходов, позволяющих обеспечить потребление жизненно необходимых товаров и услуг. Сложнее дело обстоит с доходами (в нашем случае с ВВП), превышающими порог потребления и, следовательно, позволяющими приобретать ЮБИ. С одной стороны, исчисление доходов по ППС по-прежнему выглядит обоснованным, поскольку, чем они больше, тем полнее удовлетворяются потребности хотя и не в крайне необходимых, но тоже весьма нужных товарах и услугах и, следовательно, тем большая часть доходов, превышающих порог потребления, может быть использована на приобретение ЮБИ.

С другой стороны, стоимость ЮБИ во всем мире исчисляется в долларах США и для жителя каждой страны определяется обменным курсом национальной валюты по отношению к доллару США. Если национальная валюта в долларах США по ППС дороже, чем по обменному курсу и этот разрыв велик, то теоретически может реализовываться ситуация, когда население имеет доходы, заметно превышающие порог потребления, и, следовательно, имеет возможность удовлетворять многие, даже далеко не самые насущные потребности, но не может приобретать ЮБИ, поскольку средств, превышающих порог потребления, выраженных в долларах США по обменному курсу, просто не хватает для приобретения бриллиантовых изделий в сколь-нибудь значительных количествах.

Разрыв между стоимостью национальных валют в долларах США по ППС и обменному курсу встречается не так уж редко и может быть весьма значительным. Например, российский рубль по ППС, по мнению большинства экономистов, стоит 0,06—0,07 долл. США (около 15 руб. за доллар США), а по официальному курсу всего лишь 0,035 долл. США (28—29 руб. за доллар США). Таким образом, по обменному курсу рубль по отношению к доллару недооценен почти в 2 раза. Такие несоответствия между обменными курсами и курсами по ППС национальных валют к доллару США не только не редки, но зачастую искусственно поддерживаются центральными банками разных стран, в том числе России и Китая, которые, исходя из интересов национальной промышленности, ограничивают укрепление национальной валюты по отношению к доллару США.

В таблице 8 приведены соотношения между стоимостью национальных валют по обменному курсу и курсами по ППС к доллару США для стран ЮВА, данные о рынках которых были использованы для определения параметров модели потребления ЮБИ, а также для Индии и Китая.

Таблица 8

Соотношение между стоимостью национальных валют по обменному курсу и курсу по ППС к доллару США стран ЮВА (в 1996 г.), Индии и Китая (в 2000 г.)

Страна

Отношение стоимости национальной валюты

Филиппины

0,4

Индонезия

0,33

Таиланд

0,45

Малайзия

0,56

Южная Корея

~1

Сингапур

~1

Гонконг

~1

Индия (2000 г.)

0,27

Китай (2000 г.)

0,24

 

Прежде всего необходимо отметить, что, по крайней мере, для приведенных в таблице 8<4> стран, недооценка национальной валюты тем меньше, чем сильнее экономика государства.

<4> Страны ЮВА в таблице 8 приведены в порядке возрастания среднедушевого ВВП в долл. США по ППС.

Из этого, в частности, следует, что приведенная на рисунке 1 зависимость потребления ЮБИ от среднедушевого ВВП одновременно отчасти отражает и зависимость от недооценки местной валюты по обменному курсу к доллару США и, следовательно, использованная для оценок потребления ЮБИ в Индии и Китае однофакторная модель, возможно, требует корректировок, учитывающих влияние обменных курсов национальных валют.

Такие корректировки в случае Индии и Китая могут оказаться существенными, поскольку обменный курс по отношению к доллару США недооценивает индийскую рупию более чем в 3,5 раза, а китайский юань более чем в 4 раза, в то время как этот показатель для валют даже самых бедных из рассмотренных стран ЮВА не превышает 2,5—3 раз, а для валют трех самых экономически благополучных стран составляет около 1.

Попытаемся скорректировать прогнозы потребления ЮБИ в Индии и Китае, используя метод непосредственной аналогии. Согласно экономическим прогнозам, через 10 лет среднедушевой ВВП в Индии составит 3—4 тыс. долл. США, притом что превышение условного порога потребления по близкому к современному обменному курсу составит 130—400 долл. США.

Весьма близка по этим параметрам к Индии в 2014—2015 гг. была в 1996 г. Индонезия, среднедушевой ВВП которой составлял 3,5 тыс. долл. США по ППС, с превышающей порог потребления частью среднедушевого ВВП примерно в 350 долл. США по обменному курсу. Это обеспечивало потребление ЮБИ населением Индонезии в 1,3 долл. США на человека. Исходя из этой аналогии, на розничном рынке Индии через 10 лет будут реализовываться ЮБИ на сумму 1,8 млрд долл. США.

По экономическим прогнозам, в 2010 г. среднедушевой ВВП Китая составит 5,5—6,5 тыс. долл. США по ППС, притом что по современному обменному курсу часть среднедушевого ВВП, превышающая порог потребления, будет составлять 750—1000 долл. США.

Ближе всего по среднедушевому ВВП в 1996 г. был Таиланд (6,8 тыс. долл. США по ППС), но превышающая порог потребления часть среднедушевого ВВП по обменному курсу была более чем в 2 раза выше, чем ожидается в 2010 г. у Китая — 2000 долл. США.

Китай по рассматриваемым показателям будет занимать среднее положение между Таиландом и обсуждавшейся Индонезией. Исходя из этого, в 2010 г. в Китае среднедушевое потребление ЮБИ может составить около 6,5 долл. США/чел. или 8—9 млрд долл. США в целом по стране. Через 10 лет среднедушевой ВВП в Китае, по прогнозам, достигнет 7—9 тыс. долл. США по ППС, а его часть, превышающая порог потребления ЮБИ, будет составлять по обменному курсу 1100—1600 долл. США. Упоминавшийся выше Таиланд (1996 г.) несколько уступает Китаю в 2014—2015 гг. по среднедушевому ВВП, но зато несколько превышает его по выраженной в долларах США по обменному курсу части ВВП, превышающей порог потребления ЮБИ.

Из рассмотренных стран ЮВА Таиланд по обсуждавшимся показателям ближе всего к Китаю 2014—2015 гг. Если его взять в качестве аналога, то среднедушевое потребление ЮБИ в Китае через 10 лет составит 11—12 долл. США, а по стране в целом — около 16 млрд долл. США. Оценки будущего розничных рынков ЮБИ Индии и Китая, рассмотренные в настоящем разделе, выглядят несколько скромнее, тем не менее и они допускают, что через 10 лет Китай может претендовать на второе место в мире среди национальных рынков ЮБИ.

Заключение

Продолжая обсуждение надежности оценок развития розничных рынков ЮБИ Индии и Китая, необходимо подчеркнуть, что поскольку они получены на основе экономических моделей, то их достоверность зависит от достоверности использованных при оценках экономических прогнозов [14].

Кажется, это особенно актуально для Китая. Существует практически единодушное мнение о том, что экономика Китая «перегрета». Это понимают и в самом Китае, о чем свидетельствуют предпринимаемые в стране меры по мягкой ее «посадке». Остается надеяться, что накопившиеся за время бурного развития противоречия будут разрешены без потрясений. Правда, среди ожидаемых изменений есть и такие, которые могут положительно сказаться на потреблении ЮБИ. Речь идет о том, что в ближайшее время может, наконец, начаться укрепление курса юаня по отношению к доллару США, чего так упорно добиваются торговые партнеры Китая (особенно США) и на что он так долго не соглашается, поддерживая слабым юанем собственных экспортеров. По прогнозам C.E.I., юань будет дорожать по отношению к доллару США плавно и к 2008—2009 гг. станет весомее примерно на 8% [15], что может несколько снизить цены на ЮБИ в местной валюте.

Развитие рынков ЮБИ Индии и Китая во многом зависит от факторов, впрямую не связанных с развитием экономики.

В Индии в силу ряда причин сложилась традиция, следуя которой, даже весьма бедные слои населения вынуждены, отказывая себе в самом необходимом, приобретать золотые ювелирные изделия. В результате чего страна является крупнейшим потребителем ювелирного золота. Эта традиция настолько глубока, что в свое время предпринятые попытки ограничить импорт золота в целях экономии так необходимой для развития национальной экономики свободно конвертируемой валюты были практически полностью сорваны контрабандным ввозом металла в страну. Поэтому потребление ЮБИ населением Индии будет в немалой степени определяться тем, насколько ювелирные бриллиантовые изделия по представлениям индийцев могут заменить золотые ювелирные изделия. Если в сознании индийцев такая замена будет выглядеть допустимой, то потребление ЮБИ может оказаться значительно больше прогнозируемого<5>.

<5> В этом случае количество приобретаемых ЮБИ будет определяться, в частности, минимальной ценой изделий.

В Китае потребление ЮБИ с ростом благосостояния будет тем выше, чем быстрее и шире будет входить в сознание населения европейско-американские традиции приобретения ЮБИ в связи с определенными событиями в жизни. Кажется с этим в Китае все в порядке. По приводимым в источнике [16] сведениям, в 2003 г. половина женщин в крупных городах и 80% невест в Шанхае и Пекине получают на свадьбу бриллиантовое кольцо.

Во многом потребление ЮБИ в Китае будет также определяться тем, насколько китайцы будут отдавать им предпочтение среди других атрибутов жизненного успеха и достатка.

Несмотря на все вопросы по поводу надежности представленных выше прогнозов, есть основания ожидать, что через десять лет среди мировых розничных рынков ЮБИ Индия (возможно недооцененная в прогнозе) и Китай (возможно несколько переоцененный) займут достойные места среди национальных и региональных розничных рынков ЮБИ мира.

Особенно значительным выглядит потенциал Китая, который может стать одним из ведущих национальных рынков. Если он в настоящей работе переоценен даже в 2 раза, то все равно через 10 лет Китай имеет шанс войти в тройку крупнейших национальных рынков.

Появление такого крупного национального рынка ЮБИ в столь недалекой перспективе трудно переоценить, поскольку дополнительный крупный вклад в мировой спрос на ЮБИ это и гарантия благополучия всех звеньев алмазно-бриллиантового бизнеса, и укрепление устойчивости мирового рынка бриллиантовых украшений, во многом зависящего в настоящее время от их потребления в одной стране — США, где оно составляет около 50% мирового.

ЛИТЕРАТУРА

1. Непша В.И., Цветкова Н.В. Ювелирные изделия с бриллиантами: оценка потенциала российского рынка на основе западноевропейской модели потребления // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. — № 6 (44). — С. 3—14.
2. Непша В.И., Окоемов Ю.К., Цветкова Н.В. Ювелирные изделия с бриллиантами: оценка эластичности спроса по цене на розничном рынке Японии // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. — № 2 (40). — С. 16—25.
3. Непша В.И., Окоемов Ю.К., Цветкова Н.В. Ювелирные изделия с бриллиантами: эластичность по доходу и цене // Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — №2 (34). — С. 31—41.
4. Hicks P. The tigers lose their roar // Diamond International. — 1998. — №54 (July/August). — P. 27—30.
5. Мартынов В.А., Дынкин А.А. (руководители авторского коллектива). Мир на рубеже тысячелетий. — М: Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК», 2001.
6. Ювелирный бриллиант: Программы маркетинга // Рекламный материал Де Бирс.
7. Непша В.И., Окоемов Ю.К., Цветкова Н.В. Ювелирные изделия с бриллиантами: однофакторная модель розничного рынка США // Маркетинг в России и за рубежом. — 2003 — №6 (38). — С.35—48.
8. Lussier St. Selling the diamond dream // Diamond International. — 1998. — №51 (January/February). — P. 57—62. (Данные о потреблении ЮБИ приведены со ссылкой на Де Бирс.)
9. Even-Zohar Ch. From Mine To Mistress. — Kent (UK): Mining Journal Books Ltd., 2002.
10. Болотин Б. Неоднородность современного мира // Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — №8 — С. 121—128.
11. Retail // IDEX MAGAZINE. — 2003. — №157 (May). — Vol.18. — P. 41—43.
12. Asia Pacific Consensus Forecast // Published by Consensus Economic Inc. — 2004. — April, 5.
13. Бушуева Л.И. Методы прогнозирования объема продаж // Маркетинг в России и за рубежом. — 2002. — №1. — С.15—30.
14. Непша В.И., Цветкова Н.В., Окоемов Ю.К. Ювелирные изделия с бриллиантами: Прогнозы розничных продаж на мировом рынке ювелирных изделий с бриллиантами// Маркетинг. — 2004. — № 2 (75). — С.64—77.
15. Foreign Exchange Consensus Forecast // Published by Consensus Economic Inc. — 2004. — September, 13.
16. Robinson A. Diamond, Jewelry Giants Eye China Growth // www.idexonline.com. — 2004. — November, 8.
17. Гельбрас В.Г., Кузнецова В.В. // Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет Под редакцией И.С. Королева. — М.: Экономист, 2003.

 

Также по этой теме: