Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Управление финансами предприятия    Интервью с ведущей рубрики "Финансы публичных компаний" Е.В. Семенковой

Интервью с ведущей рубрики "Финансы публичных компаний" Е.В. Семенковой

Интервью с ведущей рубрики "Финансы публичных компаний" Е.В. Семенковой

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2004

Интервью с ведущей рубрики "Финансы публичных компаний" Е.В. Семенковой

 
Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №6 / 2004

В чем актуальность данной рубрики?

В России существует множество открытых акционерных обществ. Однако на вопрос, являются ли эти акционерные общества публичными компаниями, однозначного ответа не существует. Я придерживаюсь той точки зрения, что нет. Во-первых, отличительной чертой публичной компании является ее функционирование в рыночной среде, а также оценка ее стоимости через показатель рыночной капитализации. Во-вторых, для публичной компании существует постоянная возможность привлекать средства путем эмиссии ценных бумаг, держать значительное количество своих акций в свободном обращении (free float) в биржевых системах.

Для того чтобы привлекать средства с фондового рынка, акционерное общество должно предложить купить акции всем желающим на бирже, т.е. выйти с публичным предложением ценных бумаг (отсюда название - публичная компания). Поэтому, на мой взгляд, актуальность рубрики обусловлена необходимостью обсуждения путей и механизма выхода отечественных компаний на российский и зарубежные фондовые рынки.


Почему вопрос использования ресурсов отечественных и зарубежных рынков ценных бумаг именно сегодня актуален для российских компаний?

Во-первых, потому, что макроэкономическая ситуация роста требует инвестиций в растущую экономику. А основным цивилизованным механизмом их привлечения в развитых странах является публичное предложение продажи акций на бирже IPO (Initial Public Offering).

Во-вторых, в России происходит улучшение инвестиционного климата, что создает ситуацию, при которой открытые акционерные общества действительно могут стать публичными компаниями, разместив свои акции на бирже.

До сих пор на российском рынке произошло только 8 размещений. Такими известными компаниями, как "Вымпелком", МТС, "Вимм-Билль-Данн", Росбизнесконсалтинг, ИАПО "Иркут", Концерн "Калина", "Стальная группа Мечел", и сетью магазинов "Седьмой континент". В нашей рубрике мы намерены рассмотреть проблемы создания публичных компаний и ответить на вопросы, почему превращение российских акционерных обществ в публичные компании идет так медленно и какие меры необходимы, чтобы активизировать этот процесс.

Имеет ли управление финансами публичной компании характерные особенности, которые требуется рассмотреть с точки зрения техники и технологии финансового менеджмента.

Управление финансами публичной компании является весьма сложной и творческой задачей, решение которой требует от менеджера не только знания базовых концепций финансовой науки, но и понимания механизмов функционирования фондового рынка, определения рыночной стоимости любого актива, компании в целом, использования различных инструментов управления финансами. В первую очередь следует научиться пользоваться инструментами и механизмами фондового рынка для привлечения инвестиций, понять, что такое реальные опционы, как компании могут управлять ликвидностью и резервами с помощью ценных бумаг, что такое компенсационный менеджмент в публичной компании.

Существуют ли проблемы использования современных концепций финансового менеджмента в российских условиях ведения бизнеса?

Да, конечно, во-первых, краеугольным камнем финансовой науки является понимание критериев оценки эффективности деятельности компании в целом и ее структурных подразделений. Поэтому мы предлагаем на страницах журнала разобраться, насколько "модная и продвинутая" концепция экономически добавленной стоимости EVA и другие показатели увеличения стоимости корпорации полезны для управления финансами отечественных компаний.

Во-вторых, немало трудностей и проблем возникает у финансистов только потому, что в российской практике традиционные способы и методы управления риском оказываются неосуществимыми. Допустим, как осуществлять хеджирование, когда нет инструментов для проведения этой операции? И вообще, что такое риск, его реализация в финансовых операциях - потеря или приобретение? Как измерить риск? Риск вложения в акции публичной компании следует измерять с помощью рыночных индикаторов или это лучше сделать на основе анализа бухгалтерской отчетности?


Насколько будут практически полезны материалы, которые Вы можете предложить в своей рубрике?

Возвращаясь к статистике, существующей на развитых фондовых рынках, следует отметить, что успешны не более трети IPO. У российских компаний еще более трудная задача, поскольку российский рынок еще только-только развивается. Компания может подойти к решению этой сложной проблемы двумя путями. Во-первых, обратиться к финансовым консультантам, которые за немалое вознаграждение организуют размещение акций на бирже, и компания может стать публичной. Но мы понимаем эту задачу шире. Должна измениться структура управления компанией, организация ее внутренних финансовых потоков, качественно улучшиться финансовый менеджмент, для того чтобы достигнуть не сиюминутного успеха, а устойчивых конкурентных преимуществ и стабильно использовать фондовый рынок как источник дешевых и длинных денег. Для этого, на наш взгляд, необходимо обучить сотрудников, подготовить компанию с точки зрения организации ее финансов, осознать цели превращения компании в публичную, понять все структурные преобразования и провести IPO.

В чем мы видим преимущества второго пути? Во-первых, в организации создается критическая масса сотрудников, которая понимает, с одной стороны, выгоды и преимущества публичной компании, с другой стороны, риски проведения IPO.

Во-вторых, изучив проблемы финансового менеджмента публичной компании, читатель может не опасаться, что эти знания будут лишними. Состоится или не состоится IPO в его корпорации - в любом случае полезный эффект использования этих знаний для читателя очевиден. Ведь фондовый рынок - это жизненная среда публичной корпорации и одновременно зеркало экономики. Мы предполагаем на станицах журнала рассмотреть широкий спектр вопросов управления пассивами - источниками привлечения средств с помощью рыночных механизмов.

Так какие же основные проблемы будут обсуждаться в Вашей рубрике?

Прежде всего надо понимать, что компания, которая становится публичной, получает рыночную оценку стоимости. Как правильно определить стоимость компании? Это одна из проблем, которая в различных аспектах обсуждается на страницах периодической печати, но специфика изучения этой проблемы у нас в том, что мы ее рассматриваем через призму механизмов фондового рынка, изучая рыночные эффекты воздействия на стоимость компании. На фондовом рынке как нигде проявляется иррациональная природа человека. Операции публичной компании включают в себя постоянно действующий блок взаимодействия с инвесторами. Поэтому вопросы, насколько иррационален человек и как сильны видимые эффекты его поведения при совершении финансовых операций, когда он буквально разрывается между "страхом и алчностью", будет интересно проанализировать не только финансовому менеджеру, но и любому инвестору.

Часто задают вопрос: реальные опционы и модели ценообразования для оценки инвестиционных проектов, активов, патентов российских компаний - инструментарий финансового менеджера будущего? Очевидно, что нет. Уже сегодня многие компании применяют реальные опционы. На страницах журнала мы расскажем, как они это делают.

Живой интерес вызывают проблемы оплаты труда в публичной компании, построения системы компенсационного менеджмента, которые в скором времени будут обсуждены в нашей рубрике.

Какие основные черты должны быть у компании, чтобы она стала публичной?

Прежде всего компания должна быть открытой в плане информационной прозрачности, представлять отчетность в стандартах МСФО, обладать прогрессивными стандартами корпоративного управления. В компании должна быть выстроена грамотная управленческая структура, хорошо развита корпоративная культура и отношения с персоналом. При этом важно менять ментальность собственников и топ-менеджеров. Необходимо осознание большей выгоды от прозрачности бизнеса, чем от закрытости компании. Обязательным условием является формирование на предприятии департаментов по работе с Investor Relations и Public Relations.

Понятно, что приобретение компанией такого облика, - процесс длинный во времени. И практика свидетельствует, что IPO может быть успешным, если процесс подготовки занимает не менее 1,5-2 лет.

Одним словом, инвесторам нужны прибыльные компании с предсказуемым бизнесом, успешной историей и опытными менеджерами.

На страницах журнала мы постараемся помочь читателю сформировать именно такой облик для своей компании.

В таком случае Вы не поясните, какие основные преимущества возникают у компании, ставшей публичной?

Глядя на перечень обозначенных задач, становится понятным, что открытость - это очень долгий, трудоемкий и весьма затратный процесс. Но выполнение всех этих действий неизбежно приводит к росту капитализации компании, увеличению стоимости ее активов, в том числе стоимости акций и goodwill. К очевидным преимуществам относятся такие моменты, как повышение ликвидности акций, расширение источника финансирования, укрепление репутации, реализация возможностей частичной или полной продажи бизнеса, слияний путем обмена акций.

Кого Вы видите авторами статей в этой области?

Прежде всего хочется дать высказаться тому коллективу единомышленников, который считает, что механизм IPO, превращающий открытое акционерное общество в публичную компанию, - естественный путь развития российских корпораций. Этот путь, с одной стороны, позволит населению выгодно вложить свои средства в развитие отечественного бизнеса, а с другой стороны, предоставит новые инвестиционные возможности российским компаниям не только для участия на отечественном рынке ценных бумаг, но для выхода через IPO на зарубежные биржи и мировые рынки.

В целом можно сказать, что перед компаниями, стремящимися стать публичными, стоит много специфических задач. И мы предполагаем помочь им своими публикациями.

Уже в этом номере мы рассмотрим процедуру IPO как часть эмиссионной политики открытого акционерного общества (статья Семенковой Е.В. и Савицкого В.В.).

Также по этой теме: