Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Управление финансами предприятия    Технология бюджетирования в оценке эффекта корпоративной интеграции

Технология бюджетирования в оценке эффекта корпоративной интеграции

Технология бюджетирования в оценке эффекта корпоративной интеграции

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №4 год - 2005

Алексеев С.В.

В данной статье рассматривается методика оценки эффекта корпоративной интеграции, основанная на матричном бюджете. В настоящее время существует множество подходов к описанию и оценке эффективности процессов интеграции, однако каждый из них акцентирует внимание на какой-либо одной стороне и не рассматривает все аспекты интеграции. Использование методологии бюджетирования позволяет комплексно и всесторонне подойти к определению эффекта интеграции, учесть все известные научные подходы. Кроме того, с помощью бюджета можно управлять процессами интеграции, используя бюджет как емкий и эффективный инструмент управления, четко структурированный и ориентированный на достижение стратегических целей.

Введение

Важнейшими направлениями развития мировой экономики последних десятилетий являются процессы интеграции экономических субъектов и централизации капитала. В развитых капиталистических странах существуют разнообразные организационно-хозяйственные формы интегрированных производственных систем (ИПС). Среди них имеются традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, конгломераты, состоящие из множества разнопрофильных фирм, универсальные многоотраслевые финансово-промышленные группы (ФПГ). При создании интегрированной производственной системы обычно присутствует эффект интеграции, делающий само объединение различных подразделений в единую систему взаимовыгодным и экономически эффективным. Эффект интеграции можно определить как сумму всех выгод от создания ИПС для всех ее участников, включающих в себя маркетинговые, технологические, информационные, экономические и финансовые составляющие и не действующих при разрозненном функционировании участников. Другими словами, данный эффект выражается как разница между суммой всех положительных выгод (дополнительный доход или экономия затрат и выраженные в денежном эквиваленте приобретаемые выгоды и свойства) и суммой дополнительных затрат на создание ИПС. Составляющие эффекта интеграции в интегрированной производственной системе вытекают из основных целей проведения интеграции, а именно:

-

достижения синергического эффекта от интеграции (интенсивный обмен финансовыми, кадровыми, производственными и информационными ресурсами в рамках общей системы, ликвидация потерь на стыках технологической цепи);

-

экономии трансакционных издержек;

-

обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ, обретения монополистической силы и влияния в отрасли, снижения корпоративных рисков;

-

экономии в связи с ростом масштабов производства (концентрация производства приводит к снижению издержек, более эффективному использованию ресурсов).

Единой методики измерения данного показателя не существует, и определение целесообразности создания ИПС представляет собой довольно сложную задачу. В данной статье предлагается использовать для этих целей методы бюджетирования.

Существующие подходы к определению эффекта интеграции

Опираясь на исследования Ю. Якутина [8], который обобщил опыт корпоративного хозяйства, можно выделить следующие концептуальные подходы к оценке эффективности корпоративной интеграции:

-

Подход, основанный на трансакционных издержках. Этот подход концентрирует внимание на возможностях разных форм экономии путем упорядочения рыночного поведения отдельных фирм на основе заключения долгосрочных контрактов, регулирующих совместную деятельность.

-

Подход, связанный с возможностью обеспечения конкурентных преимуществ. Согласно этому подходу, весьма популярному начиная с 80-х годов, интеграционные решения должны быть нацелены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ компании.

-

Подход, акцентирующий внимание на потенциале взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений. Признаками эффективной интеграции согласно данному подходу можно считать развитие системы взаимных связей и отношений внутри группы, интенсивный обмен финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами, устойчивость финансового положения компании.

-

Подход теории финансового менеджмента. Главное внимание здесь уделяется синергическому эффекту, наличию операционной экономии на основе устранения дублирования управленческих функций и их централизации и прочим выгодам, связанным с ростом масштабов производства, диверсификацией, обменом финансовыми средствами.

-

Подход, связанный со спецификой взаимодействия акционеров и управляющих. Главная цель данного концептуального подхода — привести в соответствие действия управляющих корпорации и собственников.

Каждый из данных подходов учитывает в основном только одну из сторон интеграции, акцентирует внимание на отдельных процессах. Однако процессы интеграции многогранны и имеют большое количество проявлений, которые необходимо учесть при оценке эффекта интеграции. Используя известные подходы, невозможно однозначно оценить эффективность интеграционных процессов и точно определить значение эффекта. Следовательно, существует необходимость в разработке комплексного подхода к оценке эффекта корпоративной интеграции.

Структура бюджета ИПС

Бюджет ИПС отличается от бюджета обычного единичного предприятия. ИПС состоит из подразделений, между которыми наблюдаются как вертикальные, так и горизонтальные связи. С точки зрения финансового учета и бюджетирования структура ИПС представляет собой совокупность центров финансовой ответственности:

1. Самостоятельные производственные подразделения, приносящие доход (отдельные филиалы, стратегические хозяйственные подразделения, цехи). При этом они могут быть в технологической цепочке как поставщиками, так и потребителями, смешанными подразделениями, непрофильным производством. Данные подразделения могут выполнять основные производственные функции (снабжение, производство, сбыт, маркетинг, финансово-экономическое планирование и учет), либо все функции практически в полном объеме самостоятельно, либо одни функции целиком, другие частично — все зависит от разделения полномочий между центральной управляющей структурой и филиалами, что определяется, в свою очередь, стратегией развития ИПС и стилем руководства менеджеров высшего звена.

2. Управляющая и обслуживающая надстройка (администрация). Это обычно затратное подразделение, осуществляющее общее планирование, управление и контроль. При этом административная надстройка выполняет управленческие и обслуживающие функции, объем и сложность которых зависят от уровня централизации управления в ИПС.

3. Комплексные проекты. Данные центры финансовой ответственности не имеют физической основы (как два первых), а представляют собой приносящие доход направления деятельности всей ИПС. При этом над проектом работают как филиалы (поставляют продукцию), так и администрация (осуществляет руководство, планирование и контроль, финансово-экономическое сопровождение и сбыт готовой продукции). При этом комплексный проект может состоять из нескольких договоров, заведенных обычно на управленческую надстройку, а сами физические объемы работ по договору выполняют подразделения ИПС (филиалы) и внешние субподрядчики. Затраты в данном случае несут как филиалы, так и администрация, обеспечивая общий доход по проекту. Общее руководство реализацией проектов осуществляют менеджеры проектов, находящиеся в административной надстройке.

Связи между подразделениями представлены всем спектром взаимодействий подразделений между собой: материальные, трудовые, информационные, производственные, технологические, финансовые, административные и др. При этом связи могут быть вертикальными — связи между подразделениями, относящимися к различным уровням иерархии, и горизонтальными — связи между подразделениями одного уровня. Структура бюджета такова, что он консолидирует финансовую характеристику всех этих связей внутри ИПС, а также отражает связи ИПС с внешним миром.

Бюджет ИПС можно представить в виде матричного бюджета (табл. 1). В структуре данного бюджета представлены как комплексные проекты (состоящие из нескольких договоров), так и сами филиалы ИПС, а также администрация. Причем деятельность филиалов можно разделить на основную (производство профильной продукции и выполнение работ по основному профилю филиала) и деятельность по обслуживанию комплексных проектов. Такое разделение легко осуществить на прямых переменных расходах (материалы и комплектующие, услуги сторонних организаций, зарплата основных производственных рабочих), инвестиционных расходах. Сложнее это сделать на общепроизводственных и общехозяйственных расходах. Здесь делению поддаются разве что трудовые затраты АУП (и то, если учет затраченного времени на выполнение работ, связанных с осуществлением основной деятельности, и работ, связанных с выполнением проекта, ведется раздельно). Все остальные расходы составляют практически неделимую (на основную деятельность и деятельность по проектам) массу накладных расходов, которая распределяется на всю выпускаемую продукцию согласно принятой на предприятии системе распределения. Налаживание на филиале раздельного учета затрат представляет собой очень дорогостоящую и труднореализуемую задачу.

Таблица 1

Матричный бюджет ИПС

№ п/п

Направление доходов/расходов

Филиалы

Проекты

Администрация

ИПС всего

1

ПОСТУПЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Пф

Пп

 

П

1.1

Поступления по проектам

 

Пп

 

 

1.2

Поступления по основной деятельности

Поф

 

 

 

1.3

Поступления по непрофильной деятельности

Пнф

 

 

 

1.4

Поступления по финансовым операциям

Кр

 

 

 

1.5

Поступления по внутренним зачетам

Пвпф

 

 

 

Пвмф

 

РАСХОДЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Рф

Рп

Ру

Р

 

Основные производственные расходы

ОПРф

ОПРп

 

ОПР

2

Материалы и комплектующие основного производства

Мф

Мп

 

М

2.1

Материалы и комплектующие по проектам

Мпф

Мп

 

 

2.2

Материалы и комплектующие по основной деятельности

Моф

 

 

 

2.3

Материалы и комплектующие по межфилиальному заказу

Ммф

 

 

 

3

Работы и услуги сторонних организаций по производственной кооперации

РУф

СРп

 

РУ

3.1

Работы и услуги сторонних организаций, связанные с проектом

РУпф

СРп

 

 

3.2

Работы и услуги сторонних организаций, связанные с основной деятельностью

РУоф

 

 

 

3.3

Работы и услуги сторонних организаций, связанные с межфилиальным заказом

РУмф

 

 

 

4

ФОТ ОПП с отчислениями

ЗПф

 

 

ЗП

4.1

ФОТ ОПП по выполнению проектов

ЗПпф

 

 

 

4.2

ФОТ ОПП по основной деятельности

ЗПоф

 

 

 

4.3

ФОТ ОПП по межфилиальному заказу

ЗПмф

 

 

 

5

Инструмент, оснастка

ИНф

 

 

ИН

5.1

Инструмент, оснастка для работ по проектам

ИНпф

 

 

 

5.2

Инструмент, оснастка для основной деятельности

ИНоф

 

 

 

5.3

Инструмент, оснастка для выполнения межфилиального заказа

ИНмф

 

 

 

6

Транспортно-заготовительные расходы  (ТЗР)

ТЗРф

 

 

ТЗР

6.1

ТЗР по проектам

ТЗРпф

 

 

 

6.2

ТЗР по основной деятельности

ТЗРоф

 

 

 

6.3

ТЗР для выполнения межфилиального заказа

ТЗРмф

 

 

 

7

Общепроизводственные расходы (ремонт оборудования, зданий и сооружений, коммунальные платежи, прочие расходы)

ОБПф

 

ОБПу

ОБП

8

Общехозяйственные и прочие расходы (ФОТ АУП, связь, компьютерная техника, мебель, представительские и прочие расходы)

ОБХф

 

ОБХу

ОБХ

9

Расходы по реализации

РПРф

 

РПРу

РПР

10

Налоги и сборы

Налф

 

Налу

Нал

11

Расходы по инвестиционной деятельности

Иф

 

Иу

И

11.1

Инвестиции для выполнения работ по проекту

Ипф

 

 

 

11.2

Инвестиции для основной деятельности

Иоф

 

Иу

 

12

Расходы по непрофильной деятельности

РНДф

 

 

РНД

13

Финансовые операции

ФОф

 

ФОу

ФО

13.1

Возврат суммы кредита

Крф

 

 

 

13.2

Возврат процентов по кредиту

Пкрф

 

 

 

14

Расходы по внутренним зачетам

Пвмф

Пвпф

 

 

 

Сальдо

Дф

Дп

Ду

Д

Комплексные проекты представляют собой совокупность задействованных и заинтересованных сторон (менеджеры проектов, руководство, отдельные отделы и службы администрации) и действий по выполнению централизованных договоров (в том числе и заказы на филиалы). При выделении таких проектов в рамках бюджета ИПС в самостоятельные центры финансовой ответственности также возникают сложности с распределением затрат. Дело в том, что собрать все затраты и отразить их на бюджете комплексного договора довольно сложно. Во-первых, часть затрат лежит на администрации (заработная плата менеджеров проектов, расходы на командировки, поиск информации, заключение договоров, маркетинговые исследования, организацию переговоров, связь и другие), часть расходов напрямую относится на комплексный проект (закупка части материалов и комплектующих, остальное закупают филиалы, выполняющие работы по проекту), часть расходов относится на филиалы, выполняющие работы по проекту (материалы и комплектующие для выполнения работ по проекту, услуги сторонних организаций по кооперации, зарплата основных производственных рабочих, энергетические затраты, инструмент и ряд других). Во-вторых, как было отмечено выше, выделить из всей массы расходов филиалов и администрации расходы, приходящиеся на конкретный проект, является довольно сложной и труднореализуемой задачей.

Администрация представляет собой затратное подразделение, выполняющее обслуживающие и управленческие функции. Причем выделить из всех расходов, связанных с обеспечением управления и обслуживания всей ИПС в целом, расходы, относящиеся к конкретному проекту, также крайне сложно.

Отдельно следует остановиться на трансакционных издержках. Трансакционные издержки можно определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки поиска информации и принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров, издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки измерения результатов и издержки оппортунистического поведения. При анализе эффекта интеграции необходимо учесть трансакционные издержки, которые существенно влияют на эффективность деятельности крупной компании, особенно ИПС.

Эффект интеграции при объединении корпоративных структур в ИПС можно объяснить следующим. При создании ИПС менеджеры проектов (в лице администрации) могут существенно снизить уровень трансакционных издержек, отдавая объемы работ в рамках комплексного проекта управляемым из центра филиалам, а не сторонним подрядчикам. При этом существенно снижаются расходы на поиск подрядчиков, ведение переговоров и заключение договоров, а также снижается риск недобросовестного выполнения договорных обязательств со стороны контрагентов. К тому же филиалы могут выполнить эти работы с более высоким качеством и за меньшую цену. Дело в том, что для филиала участвовать в комплексном проекте (а значит, и в ИПС) также выгодно: в условиях хронической нехватки заказов, малой загрузки производственных мощностей, снижения объема производства профильной продукции получение дополнительных объемов по работам комплексного проекта позволяет повысить загрузку мощностей и выйти на рентабельное производство. Оплата переданных объемов производится с использованием системы внутренних зачетов. Данная система предусматривает следующий порядок. Все денежные средства, поступающие от заказчиков, отражаются в доходной части бюджета конечного изготовителя в технологической цепи и продавца продукции. Оплата расходов филиалов, принимающих участие в проекте и изготавливающих продукцию промежуточных стадий технологической цепи, производится посредством внутренних зачетов. Внутренний зачет означает не физическое перечисление доли от выручки на расчетный счет филиала (вся выручка по проекту попадает на общий расчетный счет ИПС), а «виртуальное» перераспределение дохода от проекта на филиалы в целях управленческого учета. Оформляется данное перераспределение дохода в виде акта сдачи-приемки выполненных работ. При этом сумма внутренних зачетов должна быть выше дополнительных расходов филиала на изготовление продукции для проекта.

Помимо передачи части субподрядных работ от проектов к филиалам, существует также межфилиальный заказ. При данном виде взаимодействия одни филиалы заказывают производство отдельных узлов и блоков на смежных филиалах ввиду отсутствия или ограниченности необходимых факторов производства (основных производственных фондов, квалифицированного персонала, материальных ресурсов, новых технологий) на данных филиалах и их наличия на смежных. Таким образом, участвуя в ИПС, филиалы могут использовать временно свободные ресурсы своих «соседей» и получать дополнительный доход от продажи дополнительного объема произведенной продукции (при ее востребованности со стороны рынка и достаточной емкости рынка по данному виду продукта). Перераспределение объема от филиала — конечного изготовителя и продавца к филиалу — изготовителю блоков и узлов осуществляется посредством внутреннего зачета, превышающего сумму затрат филиала на изготовление этих узлов.

У филиалов могут быть свои расчетные счета, и перераспределение объемов по комплексным проектам и межфилиальному заказу может сопровождаться «живым» перечислением денежных средств. Однако такой вариант сопряжен с дополнительными расходами по банковскому обслуживанию и встречается крайне редко (при функционировании ИПС в рамках одного юридического лица — единой компании). Обычно у такой компании существует один расчетный счет, через который проводятся все денежные операции — приходят средства по оплате продукции (выручка) и производится расходование средств на обеспечение текущей, инвестиционной и финансовой деятельности всей компании. При этом если у филиалов и существуют банковские счета, то они выполняют вспомогательную функцию по обеспечению удобства и оперативности финансового обслуживания (с этих счетом производится снятие денежных средств в кассу подразделения и осуществляется оплата заработной платы, командировочных, представительских расходов и прочих мелких сумм на хозрасходы). При существовании ИПС в рамках нескольких юридических лиц (компаний), между которыми существует система долгосрочных контрактов, наличие собственных расчетных счетов оправдано и необходимо.

Дополнительными составляющими эффекта интеграции выступают экономия по налоговым платежам, экономия ресурсов вследствие заимствования прогрессивных технологий внутри ИПС, экономия средств вследствие наличия общих финансовых ресурсов ИПС.

Определение эффекта интеграции

Основными составляющими эффекта корпоративной интеграции, вытекающими из самих целей ее проведения, являются:

-

Увеличение объема производства и доходов компании вследствие обмена факторами производства и ресурсами между подразделениями, ликвидация «узких мест», повышение загрузки мощностей, эффект масштаба.

-

Экономия издержек, связанная с заимствованием прогрессивных технологий, методов управления.

-

Усиление конкурентной позиции в отрасли, обретение монополистической силы.

-

Экономия трансакционных издержек.

-

Обеспечение доступа к дефицитным ресурсам (финансовым в частности).

-

Улучшение качества продукции, усиление связей, налаживание долгосрочных контактов, повышение стабильности и снижение риска.

-

Усиление инвестиционного и инновационного потенциала компании.

-

Экономия на налоговых платежах (связанная с интеграцией с фирмой, имеющей налоговые льготы, приобретением убыточной фирмы для сокрытия своих высоких доходов и др.).

Попробуем выразить основные составляющие интеграционного эффекта с помощью бюджета интегрированной производственной системы.

Для комплексного проекта доход (сальдо по бюджету) без создания ИПС (Дп):

Дп = Пп – ОПРп = Пп – Мп – СРп ,

             (1)

где Пп — поступления денежных средств по проекту;

ОПРп — основные производственные расходы по проекту;

Мп — материальные затраты и комплектующие по проекту, закупаемые проектом;

СРп — субподрядные работы по проекту, выполняемые сторонними контрагентами по рыночным ценам.

Для администрации доход без создания ИПС (Ду):

Ду = 0 – НРу – Иу – ФОу,

                 (2)

где НРу — накладные расходы администрации;

Иу — инвестиции администрации;

ФОу — финансовые операции администрации.

НРу = ОБПу + ОБХу + РПРу + Налу

                  (3)

где ОБПу — общепроизводственные расходы администрации по управлению;

ОБХу — общехозяйственные расходы администрации;

РПРу — расходы по реализации;

Налу — налоги и сборы.

Важно подчеркнуть, что в затраты администрации входит описанная выше категория трансакционных издержек. Во всей массе расходов трансакционные издержки находятся в следующих статьях: прочие общехозяйственные (услуги исследовательских организаций по поиску информации, издержки спецификации и защиты прав собственности), заработная плата АУП (заработная плата дополнительного персонала, выполняющего поиск информации, переговоры, заключение договоров), представительские расходы АУП, прочие общехозяйственные (командировочные АУП, организационно-правовые расходы). В связи с дополнительной численностью персонала возрастают расходы на компьютерную технику, мебель, связь и ряд других.

Для филиалов доход без участия в проектах связан с основной (профильной) деятельностью (Дф):

Дф = (Поф – ОПРоф) – НРоф – Иоф + (Крф – ФОф) + (Пнф – РНДф),

                     (4)

где Поф — поступления по основной деятельности;

ОПРоф — основные производственные расходы филиала по основной деятельности;

НРоф — накладные расходы по основной деятельности;

Иоф — инвестиционные расходы по основной деятельности;

Крф — поступления по финансовым операциям (сумма взятых кредитов);

ФОф — финансовые операции филиала (расходы на погашение кредитов и процентов по ним);

Пнф — поступления по непрофильной деятельности;

РНДф — расходы по непрофильной деятельности филиала.

ОПРоф = Моф + РУоф + ЗПоф + ТЗРоф,

                        (5)

где Моф — материалы и комплектующие по основной деятельности;

ЗПоф — расходы на заработную плату с отчислениями основных производственных рабочих по основной деятельности;

РУоф — работы и услуги сторонних организаций по производственной кооперации (для основной деятельности);

ТЗРоф — транспортно-заготовительные расходы по основной деятельности.

НРф = ИНоф + ОБПф + ОБХф + РПРф + Налф,

                     (6)

где ИНоф — инструмент и оснастка для основной деятельности;

ОБПф — общепроизводственные расходы филиала;

ОБХф — общехозяйственные расходы филиала;

РПРф — расходы по реализации;

Налф — налоги и сборы.

ФОф = Крф + Пкрф,

                      (7)

где Пкрф — сумма процентов по взятым кредитам.

Потребность в кредите возникает в случае временных превышений суммы расходов над суммой поступлений денежных средств, то есть при наличии отрицательных сальдо по бюджету (в каком-либо месяце). Погашение кредита происходит в последующие месяцы (годы), в которых наблюдается избыток свободных денежных средств (положительное сальдо). Естественным требованием является выполнение условия превышения общего годового дохода филиала над суммой процентов по кредиту. Иначе предприятие, взяв кредит, не сможет его вернуть с процентами.

С учетом данных условий формулу дохода филиала без участия в проектах можно записать следующим образом:

Дф = (Поф – Моф – РУоф – ЗПоф – ТЗРоф) – НРоф – Иоф – Пкрф + (Пнф – РНДф).

                    (8)

Теперь рассмотрим эти же величины при создании ИПС. Для комплексного проекта доход (сальдо по бюджету) при создании ИПС:

Дп* = Пп – Мп – СРп* – Пвпф,

                   (9)

где СРп* — субподрядные работы по проекту, выполняемые сторонними контрагентами по рыночным ценам (оставшаяся часть за минусом объемов работ, переданных филиалам);

Пвпф — объемы работ, переданные филиалам (поступления филиалов по внутренним зачетам от участия в проектах).

В идеале при полной кооперации внутри ИПС объем СРп* может быть сведен к нулю (все работы передаются в филиалы).

Для администрации доход от участия в ИПС следующий:

Ду* = 0 – НРу* – Иу – ФОу,

                   (10)

где НРу* — накладные расходы администрации (уменьшенная величина — из предположения, что после интеграции произойдет снижение трансакционных издержек и налоговых платежей);

Иу — инвестиции администрации;

ФОу — финансовые операции администрации.

НРу* = ОБПу* + ОБХу* + РПРу + Налу*,

               (11)

где ОБПу* — общепроизводственные расходы администрации по управлению;

ОБХу* — общехозяйственные расходы администрации;

РПРу — расходы по реализации;

Налу* — налоги и сборы (уменьшенная величина — при интеграции с фирмами, имеющими налоговые льготы, переходе на трансфертные цены и использовании других схем налогового планирования).

Таким образом, при интеграции расходы администрации сокращаются (происходит экономия на трансакционных издержках и налоговых платежах).

При участии филиалов в ИПС доход будет следующим. Для филиала, выполняющего работы по проекту и одновременно производящего работы по основной деятельности и по межфилиальному заказу (филиал-исполнитель):

Дфи* = Поф + Пвпф + Пвмф – (ОПРоф + ОПРпф + ОПРмф) – (НРоф + НРпф + НРмф) – (Иоф + Ипф) +

+ (Пнф – РНДф) + (ОПРт + НРт) = (Поф – ОПРоф – НРоф – Иоф + (Пнф – РНДф)) + (Пвпф – ОПРпф – НРпф – – Ипф) + (Пвмф – ОПРмф – НРмф) + (ОПРт + НРт),

               (12)

ОПРпф = Мпф + РУпф + ЗПпф + ТЗРпф,

               (13)

ОПРмф = Ммф + РУмф + ЗПмф + ТЗРмф,

                    (14)

НРф = ОБПф + ОБХф + РПРф + Налф,

                  (15)

где Пвпф — поступления по внутренним зачетам от участия в проектах;

Пвмф — поступления по внутренним зачетам от участия в межфилиальном обороте;

ОПРпф — основные производственные расходы филиала по выполнению работ по проекту;

ОПРмф — основные производственные расходы филиала по межфилиальному обороту;

Мпф — материалы и комплектующие, закупаемые филиалом для выполнения работ по проекту;

Ммф — материалы и комплектующие, закупаемые филиалом для выполнения работ по межфилиальному обороту;

РУпф — работы и услуги сторонних организаций по производственной кооперации для выполнения работ по проекту;

РУмф — работы и услуги сторонних организаций по производственной кооперации для выполнения работ по межфилиальному обороту;

ЗПпф — трудовые затраты филиала по выполнению проекта;

ЗПмф — трудовые затраты филиала по межфилиальному обороту;

ТЗРпф — транспортно-заготовительные расходы филиала по работам проекта;

ТЗРмф — транспортно-заготовительные расходы филиала по межфилиальным работам;

НРпф — увеличение накладных расходов, связанное с увеличением объема работ и загрузки мощностей по работам, связанным с проектом;

НРмф — увеличение накладных расходов, связанное с увеличением объема работ и загрузки мощностей по работам, связанным с межфилиальным оборотом;

ОПРт — экономия основных производственных расходов филиала в связи с заимствованием более прогрессивной технологии и методов обработки, методов и принципов управления, ноу-хау от соседних филиалов, участвующих в ИПС;

НРт — экономия накладных расходов филиала в связи с заимствованием более прогрессивной технологии и методов обработки, методов и принципов управления, ноу-хау от соседних филиалов, участвующих в ИПС;

Ифп — инвестиции филиала, связанные с выполнением работ по проекту;

ОБПф — общепроизводственные расходы филиала;

ОБХф — общехозяйственные расходы филиала;

РПРф — расходы по реализации;

Налф — налоги и сборы.

Для филиала, выполняющего работы по проекту и одновременно передающего часть работы по основной деятельности по межфилиальному заказу (филиал-заказчик):

Дфз* = (Поф – ОПРоф – НРоф – Иоф + (Пнф – РНДф)) +

+ (Пвпф – ОПРпф – НРпф – Ипф) + (Поф – Пвмф) +

+ (ОПРт + НРт),

                   (16)

где Поф — дополнительное увеличение поступлений денежных средств по основной деятельности, вызванное ростом объема производства с использованием передачи объемов по межфилиальному заказу.

Теперь рассчитаем эффект от участия всех трех сторон в ИПС.

Для проекта эффект от участия в ИПС будет следующим:

Дп = Дп* – Дп = (Пп – Мп – СРп* – Пвпф) –

– (Пп – Мп – СРп) = (СРп – СРп*) – Пвпф = СРп – Пвпф,

                    (17)

где СРп — снижение субподрядных работ по проектам (передача филиалам).

Таким образом, для комплексного проекта эффект выражается в разнице снижения объема субподрядных работ сторонних организаций (СРп – СРп*) и стоимости переданного филиалу объема в ценах филиала Пвпф.

Для администрации доход от участия в ИПС выражается следующим образом:

Ду = Ду* – Ду = (0 – НРу* – Иу – Фоу) – (0 – НРу – Иу – Фоу) = НРу – НРу* = ТАИ + Налу,

                     (18)

где ТАИ — экономия трансакционных издержек;

Налу — экономия на налоговых платежах при создании ИПС.

Для администрации эффект равен снижению накладных расходов (экономия трансакционных издержек) и снижению налоговых платежей.

И наконец, для филиала эффект будет следующим. Для филиала, выполняющего работы по проекту и одновременно производящего работы по основной деятельности по межфилиальному заказу:

Дфи = Дфи* – Дф = (Поф – ОПРоф — НРоф – Иоф + (Пнф – РНДф)) + (Пвпф – ОПРпф – НРпф – Ипф) +

+ (Пвмф – ОПРмф – НРмф) + (ОПРт + НРт) – (Поф – ОПРоф – НРоф – Иоф – Пкрф + (Пнф – РНДф)) =

= (Пвпф – ОПРпф – НРпф – Ипф) + (Пвмф – ОПРмф – НРмф) + (ОПРт + НРт) + Пкрф =

= (Пвпф – Рвпф – Ипф) + (Пвмф – Рмф) + (ОПРт + НРт) + Пкрф,

                    (19)

где Рвпф — расходы филиала, связанные с выполнением работ по проекту,

Рвпф = Мпф + РУпф + ЗПпф + ТЗРпф + НРпф,

             (20)

где Рмф — расходы филиала, связанные с выполнением работ по межфилиальному обороту,

Рмф = Ммф + РУмф + ЗПмф + ТЗРмф + НРмф.

               (21)

Для филиала, выполняющего работы по проекту и одновременно передающего часть работы по основной деятельности по межфилиальному заказу:

Дфз* = Дфз* – Дф = (Поф – ОПРоф – НРоф – Иоф + (Пнф – РНДф)) + (Пвпф – ОПРпф – НРпф – Ипф) +

+ (Поф – Пвмф) + (ОПРт + НРт) – (Поф – ОПРоф – НРоф – Иоф – Пкрф + (Пнф – РНДф) =

= (Пвпф – Рвпф – Ипф) + (Поф – Пвмф) + (ОПРт + НРт) + Пкрф.

             (22)

Сопоставляя оба выражения для эффекта этих филиалов, получим общую формулу расчета суммарного эффекта филиалов:

Дф = Дфи* & Дфз* = (Пвпф – Рвпф – Ипф) + (Поф – Рмф) + (ОПРт + НРт) + Пкрф.

                 (23)

Таким образом, для филиала эффект складывается из следующих частей:

1. Разницы поступлений филиала по внутренним зачетам по проекту и расходам филиала по выполнению работ по проекту.

2. Разницы дополнительных поступлений денежных средств филиала по основной деятельности (связанных с увеличением объема производства вследствие увеличения совокупной производственной мощности ИПС) и расходов других филиалов по межфилиальному заказу.

3. Экономии на основных производственных и накладных расходах вследствие заимствования и применения более прогрессивных технологий, более экономичных методов обработки, более совершенных методов управления производством.

4. Выплаты процентов по кредитам, которые филиалы брали (когда были вне ИПС) при временном отсутствии средств, необходимость в которых отпала при объединении в ИПС.

При этом филиал имеет также эффект масштаба: при росте объема производства на передаваемые проектом работы пропорционально увеличиваются переменные расходы, а накладные расходы растут незначительно (увеличиваются расходы на инструмент, электроэнергию, немного возрастают расходы на ремонт оборудования, остальные накладные расходы, составляющие основную их массу, остаются на прежнем уровне). Накладные расходы распределяются пропорционально принятой базе (обычно заработная плата основных производственных рабочих) на всю производимую продукцию, и филиал при оценке выполняемых работ для проекта использует обычно ту же схему. Поэтому поступления филиалов по внутренним зачетам от участия в проектах обычно намного превышают реальные затраты филиала, связанные с выполнением работ по проекту. В связи с этим филиалу выгодно выполнять работы по проекту, формируя цену на них и продавая проекту (менеджерам управленческой надстройки) даже ниже себестоимости (посчитанной обычным методом калькулирования), покрывая лишь переменные расходы и оставляя себе небольшой процент дохода.

Аналогичная картина наблюдается и по межфилиальным заказам. Затраты филиала, участвующего в изготовлении блоков по межфилиальному заказу, составляют в основном переменные расходы (материалы, комплектующие, заработная плата основных производственных рабочих), а также некоторое незначительное увеличение накладных расходов (на электроэнергию, ремонт оборудования, инструмент).

Инвестиционные затраты филиала по выполнению проекта требуют отдельного обсуждения. Приобретенные объекты и оборудование остаются в распоряжении филиала навсегда, даже когда работы по комплексному проекту будут завершены. Поэтому при принятии решения по осуществлению инвестиционных расходов необходимо проанализировать пригодность оборудования в будущем, соответствие профилю предприятия, рассчитать срок окупаемости. Поэтому в формуле расчета Дф под статьей расходов Ифп следует понимать приведенную стоимость инвестиций на расчетный период (год, квартал месяц), рассчитанную исходя из общей стоимости и срока полезной эксплуатации.

Появляются также дополнительные возможности для ИПС по сравнению с отдельными предприятиями: при функционировании ИПС ряд филиалов может иметь отрицательный доход, который покрывается за счет положительного дохода других филиалов. В следующих периодах положение может поменяться: бюджеты, предоставляющие ранее свободные денежные средства в виде положительного сальдо (бюджеты-доноры) убыточным филиалам (бюджетам-акцепторам) могут поменяться с ними местами. При отсутствии ИПС филиалам с дефицитным сальдо по бюджету (минусовой доход) приходилось бы брать коммерческий банковский кредит под высокий процент, тем самым увеличивая расходы в будущем на погашение самого кредита и процентов. В рамках же ИПС существует своего рода система внутреннего беспроцентного кредита, что также можно рассматривать как дополнительную составляющую эффекта интеграции.

Общий эффект от создания ИПС (Эипс):

Эипс = Дп + Ду + Дф = (СРп – Пвпф) + (ТАИ + Налу) + ((Пвпф – Рвпф – Ипф) + (Поф – Рмф) +

+ (ОПРт + НРт) + Пкрф) = (СРп – (Рвпф + Ипф)) + ТАИ + Налу + (Поф – Рмф) + (ОПРт + НРт) + Пкрф.

    (24)

При выделении в рамках бюджета ИПС отдельных центров финансовой ответственности (филиалы, администрация, комплексные проекты) учет затрат ведется раздельно на бюджетах подразделений, доходы и расходы не могут участвовать в расчете одновременно в нескольких центрах финансовой ответственности. Такова структура матричного бюджета. Именно поэтому общий эффект от создания ИПС (при его расчете с помощью матричного бюджета) равен арифметической сумме эффектов отдельных направлений учета, и формула Эипс = Дп +Ду +Дф справедлива.

Основные выводы

Предлагаемая формула позволяет учесть практически все подходы к оценке эффекта интеграции, точно и разносторонне определить его значение, а также подобрать подходы и управлять значением этого показателя, а значит, и управлять самими процессами интеграции. Общий эффект складывается из экономии расходов по субподрядным работам по проектам, экономии трансакционных издержек, увеличения объема продаж и дохода вследствие обмена факторами производства и ресурсами, экономии по налоговым платежам, экономии ресурсов вследствие заимствования технологий, экономии вследствие наличия общего финансового «кошелька» ИПС. Таким образом, предложенный метод расчета эффекта интеграции учитывает практически все основные подходы к его определению (трансакционный подход, подход, основанный на конкурентных преимуществах, подход, базирующийся на потенциале взаимовыгодных долгосрочных отношений, финансовый подход). Этот метод включает в расчет все основные механизмы формирования интеграционного эффекта (обмен ресурсами и факторами производства, технологиями, доступ к дефицитным ресурсам, действие эффекта масштаба, эконо

Также по этой теме: