Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Управление финансами предприятия    Практика формирования информационной базы для внедрения системы «стандарт-кост» в рамках интегрированной автоматизированной системы управления предприятием

Практика формирования информационной базы для внедрения системы «стандарт-кост» в рамках интегрированной автоматизированной системы управления предприятием

Практика формирования информационной базы для внедрения системы «стандарт-кост» в рамках интегрированной автоматизированной системы управления предприятием

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2005

Дорман В.Н.


канд. экон. наук, зав. кафедрой экономики и финансов
Магнитогорского государственного технического университета
им. Г.И. Носова

Близнюк Т.С.,
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов
МГТУ им. Г.И. Носова

Чуманова И.В.,
начальник планово-экономического отдела
ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

Рузанкин В.К.,
руководитель проекта по производственной экономике
ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

 

Автоматизация учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, внедрение на крупных предприятиях комплексных (корпоративных) информационных систем с использованием современных программных средств предполагает изменение методологических подходов как к бухгалтерскому учету в целом, так и к учету затрат в частности.

В настоящее время на ряде крупных отечественных предприятий осуществляется внедрение единых корпоративных интегрированных систем управления на базе Oracle E-Business Suite. Применение данного программного продукта позволяет осуществлять на предприятии учет затрат по методу «стандарт-кост».

Система «стандарт-кост» является важным средством управления затратами на производство. Ее использование позволяет решить целый ряд управленческих задач [1]:


-

стимулировать структурные подразделения предприятия к формированию технически и научно обоснованной базы норм расхода ресурсов и нормативов затрат;

-

получать в оперативном режиме данные о нормативных затратах предприятия и его структурных подразделений на производство фактического объема продукции;

-

ускорить процесс расчета фактической себестоимости выпуска продукции за счет резкого снижения количества первичных документов оперативного учета израсходованных ресурсов;

-

достоверно определять показатели деятельности мест возникновения затрат (далее — МВЗ);

-

внедрить эффективные методы управленческого анализа затрат по местам возникновения;

-

усилить мотивацию персонала по центрам ответственности.

 

Теоретические основы системы «стандарт-кост» изложены во многих научных публикациях [1—5]. Однако все существующие научные разработки ограничивают применение системы «стандарт-кост» рамками предприятия в целом.

Новизна предлагаемого подхода к созданию информационной базы заключается в органической взаимосвязи разрабатываемых и используемых норм и нормативов по носителям затрат и местам их возникновения. Разработка такой информационной базы в условиях действующего предприятия — длительный и сложный процесс. Схематично взаимосвязь элементов системы «стандарт-кост» представлена на рис. 1 [6].

Рис. 1. Взаимосвязь элементов системы «стандарт-кост»

Следует отметить, что при внедрении системы «стандарт-кост» снижается риск возникновения ошибок в расчетах, неточностей и других искажений учетной информации. Возрастает достоверность и оперативность учетных данных, которые унифицируются, становясь одинаково пригодными для всех видов учета (оперативного, бухгалтерского, статистического). В связи с этим при внедрении системы «стандарт-кост» целесообразна разработка форм аналитических документов, в которых собранная информация может быть представлена для различных целей управления (планирования, учета, анализа и контроля).

Внедрению системы «стандарт-кост» на действующем предприятии должна предшествовать серьезная работа, которая включает следующие этапы:
1. Исследование существующей нормативной базы для формирования нормативов расходов в разрезе МВЗ и носителей затрат.
2. Исследование ограничений системы Oracle по работе с базой нормативов прямых и косвенных расходов.
3. Корректировка учетной политики предприятия в части учета затрат.
4. Разработка методики формирования нормативов.
5. Разработка форм аналитических документов для различных целей управления (планирование, учет, анализ, контроль).
6. Разработка системы мотивации персонала по соблюдению нормативов расходов по МВЗ.

Целью первого этапа является анализ действующей нормативной базы предприятия и формирование методических подходов к созданию информационной базы, пригодной для использования в системе «стандарт-кост».

Содержание этапа заключается в органической взаимосвязи разрабатываемых и используемых норм и нормативов по носителям затрат и местам их возникновения. Разработка такой информационной базы в условиях действующего предприятия — трудоемкий процесс. По нашему мнению, в нем можно выделить следующие работы:
1. Анализ существующей базы нормативов прямых расходов с целью привязки их к местам возникновения затрат и носителям затрат.
2. Корректировка существующих нормативов прямых расходов по местам возникновения затрат и носителям затрат.
3. Разработка нормативов косвенных расходов по местам возникновения затрат.

Результатом выполнения перечисленных работ должна стать информационная база нормативов затрат, включающая следующие реквизиты:


-

код места возникновения затрат;

-

код носителя затрат;

-

код ресурса;

-

норма расхода ресурса, нат. ед.;

-

цена ресурса, руб./нат. ед.;

-

планируемый объем производства, нат. ед.;

-

норматив прямых затрат, руб.;

-

норматив косвенных затрат при планируемом объеме производства, руб.;

-

суммарный норматив затрат, руб.

 

В ходе исследования существующей информационной базы должны быть проанализированы действующие нормы затрат, порядок их расчета и корректировки.

В соответствии с вышеперечисленными подходами были проведены исследование и анализ нормативной базы одного из металлургических предприятий.

В результате выявлены способы расчета норм, а также факторы, влияющие на уровень норм расхода ресурса и на частоту их корректировки. При этом использованы действующие нормативные документы предприятия, а также результаты опроса специалистов управления экономики, технологического управления, управления персоналом, экономистов и технологов цехов.

Все затраты на производство металлопродукции подразделяются на прямые и косвенные. При этом к прямым расходам относят только расходы сырья, основных материалов и полуфабрикатов. К косвенным относят все расходы по переделу.

Анализ действующей практики нормирования материальных и трудовых ресурсов позволил выявить следующее:


-

перечень норм расхода материальных ресурсов утверждается ежегодно приказом по предприятию;

-

нормы материальных ресурсов разрабатываются на основе технологических инструкций и производственной программы;

-

нормы по основным материалам и полуфабрикатам дифференцируются по носителям затрат, т.е. по калькулируемым в настоящее время видам продукции и позициям (марки стали, типоразмеры проката);

-

существующие нормы расхода сырья, основных материалов и полуфабрикатов не учитывают влияние некоторых факторов (сезонность, качество поступающего сырья, физическое состояние агрегатов, температура посада, длина заготовки, сортамент);

-

нормы расхода используемых топливно-энергетических ресурсов разрабатываются ежеквартально в разрезе направлений расхода (производственный агрегат, отделение) и распределяются между МВЗ пропорционально выбранной базе;

-

при установлении норм расхода вспомогательных материалов, сменного оборудования и запасных частей используются различные единицы измерения (руб./т продукции, руб./час., руб./чел.):

-

норматив расходов на оплату труда устанавливается исходя из штатного расписания и производственной программы на год и дифференцируется по выделенным в цехах МВЗ.

 

Результаты анализа состояния нормативной базы по материальным ресурсам представляются в форме таблицы 1.

Таблица 1

Результаты анализа состояния нормативной базы предприятия

Наименование нормы расхода

Нормативный документ

Направление расхода

Ед. изм.

Срок действия

Ответственный за расчет нормы

Способ установления

Корректировка нормы

Дифференциация нормы по МВЗ (наличие)

 

 

 

 

 

 

 

причина

частота

нормативный документ

способ

 

Нормы расхода сырья и материалов на производство чугуна (по видам сырья и материалов)

Приложение 6 к приказу от 26.01.2004 г. № 68

Чугун передельный

кг/т (м3/т, п.м/тыс.т, кг/тыс.т, гр/тыс.т

Год

Бюро нормирования сырья и материалов

Расчетный

Сырьевые условия

Ежемесячно (кокс, железо)

Письмо технического управления

Расчетный

Да

 

Целью второго этапа является исследование ограничений внедряемой автоматизированной системы для выявления возможности использования «стандарт-кост» в управлении затратами предприятия.

Анализ ограничений системы Oracle проводился путем опроса специалистов по разработке бизнес-процессов формирования плановой и фактической себестоимости нормативно-справочной информации, консультантов от Oracle, изучения рабочей документации проекта и анализа уровня внедрения проекта.

Выполненный анализ показал, что в проекте предусмотрены следующие справочники нормативной информации:


-

статей расходов по обычным видам деятельности, расходов будущих периодов;

-

статей на счете 91 «Прочие доходы и расходы»;

-

статей бюджета;

-

категорий позиций для бюджетирования;

-

категорий объемного планирования;

-

категорий ценообразования;

-

МВЗ структурных подразделений металлургического предприятия;

-

формул, техкарт, рецептов;

-

базы для размещения накладных расходов.

 

Выявлены следующие ограничения системы Oracle:
1) все затраты на производство продукции подразделяются на основные и накладные. При этом к основным расходам относят только расходы сырья, основных материалов и полуфабрикатов. К накладным относят все расходы по переделу (топливо технологическое, энергетические затраты, вспомогательные материалы, расходы на оплату труда производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, сменное оборудование, затраты на ремонт и содержание основных средств, амортизация основных средств, работа транспортных цехов, прочие расходы) и общехозяйственные расходы;
2) калькулирование себестоимости продукции производится по номенклатурным позициям. При этом номенклатурная позиция включает в себя следующую информацию: вид продукции, форма поставки (моток, пруток и т.п.), калькулируемая группа марок стали, принадлежность к калькулируемому диапазону толщины, ширины и длины проката, данные о дополнительной обработке, диапазон потребительских характеристик, подразделение—источник полуфабриката (происхождение: мартеновское, сталеплавильное производство и т.п.), внутренний продукт (принадлежность агрегата);
3) основные расходы группируются в модуле «Управление непрерывным производством (УНП)» в количественном выражении по позициям;
4) информация о плановой стоимости единицы израсходованных ингредиентов содержится в модуле «Финансы УНП»;
5) накладные расходы отражаются на счетах главной книги в разрезе статей затрат, элементов и МВЗ;
6) в терминологии проекта используется определение стандартной себестоимости (нормализованных затрат) как произведения плановой стоимости ингредиентов на их фактический расход.

По результатам исследования сделаны выводы о необходимости создания справочника нормативов накладных расходов в разрезе МВЗ, статей затрат и элементов. Более детальная дифференциация норм накладных расходов требует значительных трудозатрат и не целесообразна.

Целью третьего этапа является выявление необходимости корректировки учетной политики предприятия для раскрытия информации об использовании учетных данных (данных бухгалтерского учета) при применении системы «стандарт-кост».

В учетной политике должны быть зафиксированы следующие моменты:


-

объект учета затрат (МВЗ);

-

выбранная система учета затрат («стандарт-кост»);

-

перечень прямых и косвенных расходов по отношению к МВЗ;

-

порядок учета прямых и косвенных расходов на счетах бухгалтерского учета и в разрезе субсчетов:

-

база распределения косвенных расходов между МВЗ.

 

Выполненный анализ действующей учетной политики предприятия выявил нижеследующее.
1. В части учета расходов по обычным видам деятельности, наряду с другими способами учета затрат на производство продукции, предусмотрено ведение учета затрат по местам их возникновения.

2. Применение способа учета затрат на производство продукции по местам их возникновения регламентировано Положениями о планировании, учете и анализе затрат по местам их возникновения структурных подразделений, утвержденными приказом по предприятию.

3. В Положениях представлены базы распределения расходов общих, обслуживающих и вспомогательных МВЗ на расходы основных МВЗ.

При этом основное МВЗ напрямую вовлечено в производство товарной продукции или полуфабрикатов в процессе основного производства. Вспомогательное МВЗ непосредственно не участвует в производстве товарной продукции, но тесно связано с основным МВЗ и обеспечивает его нормальное функционирование, осуществляет производство продукции, обеспечивающей нужды основного МВЗ. Обслуживающее МВЗ оказывает различные услуги основным и вспомогательным МВЗ, обеспечивая их бесперебойную, ритмичную работу (ремонтные службы, служба энергетика, электрика, механика, технолога и т.д.). Общее МВЗ составляет инфраструктуру предприятия, обслуживая основные, вспомогательные и обслуживающие МВЗ.

Целью распределения расходов общих, обслуживающих и вспомогательных МВЗ на расходы основных МВЗ является определение себестоимости носителей затрат основных МВЗ.

4. В Положениях представлена база распределения энергоресурсов по МВЗ.

На четвертом этапе осуществляется разработка методики расчета нормативных затрат.

Методика расчета нормативных затрат является инструментом управленческого учета.

При расчете нормативных затрат следует использовать действующие на предприятии технически обоснованные нормы расхода ресурсов, данные о фактической величине затрат (в натуральном выражении) и производственной мощности оборудования МВЗ за базовый год. В качестве базового года целесообразно избрать год, предшествующий началу разработки нормативной базы.
Разработка нормативных затрат включает в себя следующие этапы:


-

составление паспортов МВЗ, содержащих в себе характеристику МВЗ с точки зрения носителя затрат и видов затрат;

-

разработку методики формирования нормативов;

-

апробацию методики, анализ результатов и корректировку методики.

Составление паспорта должно быть вменено в обязанность ответственному по МВЗ и экономисту управления экономики.

Исходной информацией для составления паспорта являются следующие документы:
1) паспорт структурного подразделения;
2) перечень МВЗ, утвержденный приказом по предприятию;
3) перечень ответственных по МВЗ, утвержденный распоряжением руководителя структурного подразделения;
4) перечень норм расхода вспомогательных материалов, инструментов, хозпринадлежностей и запчастей в разрезе единого номенклатурного справочника, утвержденный приказом по предприятию;
5) справочник статей расходов по обычным видам деятельности, расходов будущих периодов;
6) распределение персонала структурного подразделения по МВЗ;
7) группировка основных средств структурного подразделения по МВЗ;
8) положение о планировании, учете и анализе затрат по местам их возникновения структурного подразделения, утвержденное приказом по предприятию.

Форма паспорта приведена в таблице 2 на примере основного МВЗ листопрокатного цеха.

Таблица 2

Паспорт МВЗ

№ п/п

Наименование показателя

Значение показателя

1

Структурное подразделение

Листопрокатный цех

2

Наименование МВЗ

Печное отделение

3

Код МВЗ

1200101

4

Срок действия МВЗ

28.09.2002 г.

5

Нормативный документ

Приказ 557

6

Ответственный по МВЗ

Старший мастер печей

7

Категория МВЗ

Основное МВЗ

8

Носитель затрат

Стальная заготовка

9

Ед. изм.

Тонна

10

Производственная мощность (т/год)

7 020 000

11

Виды топливно-энергетических ресурсов

Газ природный, вода деарированная, вода техническая, электроэнергия

12

Виды вспомогательных материалов, инструмента, хозпринадлежностей и запчастей

Перечень вспомогательных материалов, инструмента, хозпринадлежностей и запчастей, отражаемых по калькуляционным статьям расходов по переделу

13

Штатные позиции персонала

Перечень штатных позиций персонала

14

Объекты основных средств

Перечень основных средств (с указанием инвентарного номера)

15

Виды услуг сторонних организаций

Перечень услуг сторонних организаций

16

Перечень взаимодействующих МВЗ

Перечень МВЗ, расходы которых распределяются на данное МВЗ: обслуживающие МВЗ (механослужба, энергослужба, электрослужба) и общие МВЗ (производственные здания, АБК, столовые)

17

Дата составления паспорта

20.12.2004 г.

 

Паспорт МВЗ становится основой для расчета норматива затрат по МВЗ.

Нормативные затраты конкретного МВЗ представляют собой норматив на 1 час работы МВЗ (стоимость 1 часа работы МВЗ), планируемый на год. Норматив на 1 час работы МВЗ рассчитывается путем суммирования нормативов затрат по всем статьям расходов по переделу, имеющим место на данном МВЗ. При определении стоимости 1 часа работы МВЗ все затраты рассчитываются прямым методом. Норматив на 1 час работы МВЗ является относительно устойчивой величиной и не изменяется при изменении сортамента продукции, производимого в конкретный час работы, при прочих равных условиях. Это определяет возможность использования норматива часовых затрат для определения нормативных расходов по переделу данного МВЗ.

Расходы по переделу включают в себя следующие калькуляционные статьи: «Топливо технологическое», «Энергетические затраты на технологию», «Использование отходящего тепла», «Вспомогательные материалы», «Оплата труда», «Единый социальный налог», «Сменное оборудование, инвентарь и хозпринадлежности», «Ремонт и содержание основных средств», «Амортизация основных средств», «Расходы по внутризаводскому перемещению грузов» и «Прочие расходы по цеху».

Расход топливно-энергетических ресурсов на технологические нужды из-за недостаточности контрольно-измерительных приборов в настоящее время учитывается в целом по цеху. В связи с этим при расчете норматива по каждому виду энергоносителей следует использовать данные об их фактическом расходе за базовый год и базу распределения энергоресурсов структурного подразделения по МВЗ, согласованную представителями структурного подразделения (начальник цеха, главный электрик, главный энергетик) и представителями управления экономики, отдела нормирования и анализа топливно-энергетических ресурсов технологического управления.

В дальнейшем при установлении локальных контрольно-измерительных приборов на каждом МВЗ возможно применение расчетно-аналитического метода для определения нормативных затрат.

Например, норматив расходов по электроэнергии, потребляемой на технологические нужды, рассчитывается по формуле (1):

(1)

 

где

норматив расходов по электроэнергии, потребляемой на технологические нужды j-того МВЗ, руб.;

 

установленная мощность i-й единицы оборудования j-го МВЗ, кВт;

 

коэффициент использования мощности i-й единицы оборудования j-го МВЗ, отражающий загрузку электрооборудования по мощности;

 

планируемый фонд работы i-й единицы оборудования j-го МВЗ, час.;

соответственно фактическое и теоретическое потребление электроэнергии по структурному подразделению в целом за базовый год, кВт.час;

 

планируемый тариф на электроэнергию, руб./кВт.час.

 

Данные о фактических затратах электроэнергии на технологические нужды определяются по отчетной калькуляции себестоимости продукции цеха за базовый год.

Исходную информацию об установленной мощности электрооборудования целесообразно представить в таблице 3 [7].

Таблица 3

Расчет электрической мощности оборудования

Наименование МВЗ

Код МВЗ

Наименование оборудования

Инвентарный номер оборудования

Установленная мощность электрооборудования, кВт

Коэффициент использования установленной мощности

Теоретическая мощность электрооборудования, кВт

Печное отделение

1200101

Центральная вентиляционная станция

120001813

4800

0,8

3840

 

Норматив расходов по статьям «Оплата труда» и «Единый социальный налог» определяется на основании следующей информации:
1) положение об оплате труда персонала структурного подразделения;
2) распределение персонала структурного подразделения по МВЗ;
3) планируемая сумма расходов по оплате труда работников структурного подразделения в разрезе МВЗ, утвержденная управлением персонала;
4) планируемая сумма единого социального налога в разрезе МВЗ, утвержденная Управлением персонала.

Норматив расходов по оплате труда персонала рассчитывается по формуле (2):

(2)

 

где

норматив расходов по оплате труда персонала j-го МВЗ, руб.;

 

планируемая сумма заработной платы труда персонала j-го МВЗ, руб.;

 

планируемый фонд времени работы j-го МВЗ, час.

 

Норматив расходов по статье «Единый социальный налог» рассчитывается в аналогичном порядке.

Вспомогательные материалы, инструмент, хозпринадлежности и запчасти (далее вспомогательные материалы) используются на технологические нужды, ремонт и содержание основных средств, на внутризаводские перемещения грузов автотранспортом и на управленческие нужды структурного подразделения.

Норматив расходов по вспомогательным материалам (инструменту, хозпринадлежностям и запчастям) определяется на основании следующей информации:
1) перечень норм вспомогательных материалов в разрезе единого номенклатурного справочника, утвержденный приказом по предприятию;
2) статистические данные о фактической величине расходов вспомогательных материалов в натуральном выражении за базовый год.

По охвату нормированием все вспомогательные материалы можно разделить на следующие группы:


-

нормируемые в натуральных единицах на единицу продукции.

-

нормируемые в натуральных единицах на период (год).

-

нормируемые в натуральных единицах на единицу персонала.

 

Если норма расхода установлена в натуральных единицах на единицу продукции, то норматив расходов по вспомогательным материалам определяется по формуле (3):

(3)

 

где

норматив расходов по k-му виду вспомогательных материалов j-го МВЗ, руб./час.;

 

норма расхода k-го вида вспомогательных материалов j-го МВЗ, нат. ед./ед. продукции;

 

планируемая производственная мощность j-го МВЗ, ед. продукции;

 

плановая цена k-го вида вспомогательных материалов, инструмента, хозпринадлежностей и запчастей, руб.

 

Если норма расхода установлена в натуральных единицах на период, то норматив расходов по вспомогательным материалам определяется по формуле (4):

(4)

 

где

норма расхода k-го вида вспомогательных материалов j-го МВЗ, нат. ед./период.

 

Если норма расхода установлена в натуральных единицах на единицу персонала, то норматив расходов по вспомогательным материалам определяется по формуле (5):

(5)

 

где

норма расхода k-го вида вспомогательных материалов j-го МВЗ, нат. ед./чел.;

 

планируемая численность j-го МВЗ, чел.

 

По приведенным формулам устанавливается норматив затрат по вспомогательным материалам в калькуляционных статьях «Вспомогательные материалы», «Ремонт и содержание основных средств» (в части расходов на содержание основных средств), «Расходы по внутризаводскому перемещению грузов» и «Прочие расходы по цеху».

Норматив расходов по статье «Амортизация основных средств» устанавливается на основе статистических данных за базовый год и рассчитывается по формуле (6):

(6)

 

где

норматив расходов по статье «Амортизация основных средств» j-го МВЗ, руб.;

 

первоначальная (восстановительная) стоимость m-го объекта основных средств на начало планируемого года j-го МВЗ, руб.;

 

первоначальная стоимость планируемых к вводу объектов основных средств в планируемом периоде, руб.;

 

количество полных месяцев работы планируемых к вводу объектов основных средств в планируемом периоде;

 

первоначальная (восстановительная) стоимость планируемых к выводу объектов основных средств в планируемом периоде;

 

количество полных месяцев не работы планируемых к выводу объектов основных средств в планируемом периоде;

 

норма амортизации m-того объекта основных средств j-го МВЗ, руб.

 

Расходы по оплате услуг сторонних организаций отражаются в комплексных статьях калькуляции «Ремонт и содержание основных средств», «Расходы по внутризаводскому перемещению грузов» и «Прочие расходы по цеху». Норматив расходов по данным затратам рассчитывается по формуле (7):

(7)

 

где

норматив расходов по оплате услуг сторонних организаций j-го МВЗ, руб.;

 

планируемая стоимость расходов по оплате услуг сторонних организаций по ремонту основных средств j-го МВЗ, руб.;

 

планируемое время проведения ремонта основных средств j-го МВЗ, час.

 

Норматив расходов по оплате услуг железнодорожного транспорта рассчитывается по формуле (8):

(8)

 

где

норматив расходов по оплате услуг железнодорожного транспорта j-го МВЗ, руб.;

 

плановое количество грузоперевозок j-го МВЗ, кол-во вагонов;

 

планируемый тариф на железнодорожные грузоперевозки, руб./вагон;

 

плановое время оказания услуг железнодорожным транспортом j-му МВЗ, час.

 

Норматив расходов по оплате услуг автомобильным транспортом рассчитывается по формуле (9):

(9)

 

где

норматив расходов по оплате услуг автомобильного транспорта j-го МВЗ, руб.;

 

плановое количество автомобильных грузоперевозок j-го МВЗ, маш. х час.;

 

планируемый тариф на автомобильные грузоперевозки, руб./маш. х час.;

 

плановое время оказания услуг автомобильным транспортом j-му МВЗ, час.

 

Норматив на 1 час работы МВЗ рассчитывается путем суммирования нормативов затрат по всем калькуляционным статьям расходов по переделу, имеющим место на данном МВЗ, по формуле (10):

(10)

 

где

Hj

норматив на 1 час работы j-го МВЗ, руб./час. (для основных и вспомогательных МВЗ) и руб./чел. ґ час. (для обслуживающих и общих МВЗ);

 

норматив затрат по g-й калькуляционной статье j-го МВЗ, руб./час.

 

Приведенная методика использована для расчета нормативов затрат по МВЗ одного из прокатных цехов (таблица 4).

Таблица 4

Нормативы затрат листопрокатного цеха

Код МВЗ

Наименование МВЗ

Норматив затрат, руб./час.

1200101

Печное отделение

12272,96

1200102

Прокатное отделение

169272,04

1200103

Склад горячекатаных рулонов

19524,87

1203101

Вальцешлифовальное отделение

5458,51

1205101

Механослужба

393,13

1205201

Энергослужба

119,26

1205301

Электрослужба

177,41

1206101

Административно-бытовой комплекс

349,97

1206201

Здания административно-бытового комплекса

1223,45

1206202

Производственные здания

6587,38

1206301

Столовые

796,34

 

Полученный норматив может быть использован для управления затратами по МВЗ. В частности, с его помощью рассчитываются нормативные затраты на фактический объем производства продукции (работ, услуг) по формуле (11):

(11)

 

где

нормативные затраты j-го МВЗ, пересчитанные на фактический объем производства продукции (работ, услуг), руб.;

 

доля постоянных затрат по g-й калькуляционной статье расходов по переделу j-го МВЗ;

 

плановый фонд рабочего времени j-го МВЗ, час;

 

фактическое время работы j-го МВЗ, час.

 

При определении доли постоянных расходов по МВЗ в разрезе статей и элементов используются методические подходы определения постоянных затрат в расходах по переделу структурного подразделения [8].

Пример расчета нормативных затрат МВЗ, пересчитанных на фактический объем производства продукции, приведен в таблице 5. Там же представлен анализ фактической суммы затрат по МВЗ. Причины выявленных отклонений могут как зависеть от работы данного МВЗ (низкая производительность, текущие простои), так и не зависеть от его работы (изменение цен и тарифов на ресурсы, недозагрузки).

Таблица 5

Анализ фактических затрат по листопрокатному цеху за июнь 2004 г. МВЗ - Печное производство 1200101

Наименование статьи калькуляции

Норматив затрат, руб./час.

Доля затрат, %

Плановый объем, час.

Запланированная сумма затрат, руб.

Фактический объем, час.

Нормативные затраты, пересчитанные на фактический объем производства продукции, руб.

Фактическая сумма затрат, руб.

Отклонение, руб.

 

 

постоянные

переменные

 

 

 

 

 

 

Топливо технологическое (газ природный)

8 601,42

25

75

2160

18426900

2040

17804937,5

18974162,01

1169224,51

Энергетические затраты на технологию

1276,94

 

 

2160

2783663

2040

1003822,07

3128351,13

2124529,06

Использование отходящего тепла

–401,03

25

75

2160

–612000,00

2040

–830125,00

0

830125

(тепло отходящее)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оплата труда

442,15

50,3

49,7

2160

894092

2040

928675,89

904561,46

–24114,43

Единый социальный налог

138,91

50,3

49,7

2160

300600,31

2040

291760,81

332503,87

40743,06

Ремонт и содержание основных средств

734,77

100

0

2160

2004439,58

2040

1587113,16

1657489,29

70376,13

Амортизация основных средств

1472,75

100

0

2160

3305912,4

2040

3181133,11

3206481

25347,89

Расходы по внутризаводскому перемещению грузов

7,05

100

0

2160

15563

2040

15224,67

24811,95

9587,28

Прочие расходы по цеху

0

100

0

2160

0

2040

0

22327,75

22327,75

Всего

12 272,96

 

 

2160

27119170,29

2040

26509600,09

28250688,46

1741088,37

 

В зависимости от пользователей информации данные о плановых, фактических затратах по МВЗ и выявленных отклонениях с указанием причин группируются в различных аналитических формах (шестой этап).

Поэтому одним из основных этапов работы является выявление пользователей аналитической информации и разработка форм аналитических документов для различных целей управления.

Пользователями аналитической информации являются: ответственные по МВЗ, начальники структурных подразделений, экономисты управления экономики, специалисты лаборатории экономических исследований, технологического управления, управления персоналом.

Для целей управления каждому из перечисленных пользователей выявлены необходимые показатели. Определен круг управленческих решений, которые должны приниматься каждым пользователем (табл. 6). Составлен альбом форм аналитических документов.

Таблица 6

Пользователи аналитической информации и перечень управленческих решений

Наименование пользователя информации

Перечень управленческих решений

Технологическое управление

Анализ качества норм расхода ТЭР, вспомогательных материалов, запчастей и сменного оборудования в разрезе МВЗ для принятия решений о необходимости корректировки норм

Управление персоналом

Анализ качества плановых заданий для МВЗ по заработной плате, разработка системы мероприятий по мотивации персонала МВЗ, принятие решений о необходимости корректировки штатного расписания

Управление экономики, лаборатория экономических исследований

Анализ качества плановых заданий МВЗ и их выполнения для принятия решений о возможности ликвидации отклонений

Ответственный по МВЗ

Оперативный контроль выполнения плановых заданий МВЗ в разрезе статей, элементов и видов затрат

Начальник структурного подразделения, экономист управления экономики

Контроль выполнения плановых заданий МВЗ с целью обоснованности использования ресурсов и изыскания резервов снижения затрат на производство продукции

 

Информация о плановых и фактических затратах МВЗ позволяет управлению персоналом использовать ее для разработки системы премирования персонала предприятия в зависимости от результатов работы конкретного МВЗ.

Практика реализации предложенной методики формирования информационной базы показывает, что действующие нормативы расхода ресурсов должны быть подвергнуты серьезному анализу с последующей корректировкой. Этот процесс требует научно-обоснованного подхода и сопряжен со значительными трудозатратами. Однако эффект от использования предложенной методики предопределен возможностью совершенствования не только процессов управления затратами, но и созданием реальных предпосылок для повышения заинтересованности персонала в снижении затрат непосредственно в местах их возникновения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. — М.: Омега-Л, Высш. Шк., 2003. — 528.
2. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994. — 560.
3. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. — М.: Юристъ, 2003. — 618.
4. Карпова Т.П. Основы управленческого учета: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 392.
5. Управление затратами на предприятии: Учебник / Под общ. ред. Г.А.Краюхина. — СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса»», 2000. — 277.
6. Дорман В.Н., Близнюк Т.С., Багирова А.П. Теория и практика управления затратами: Учебное пособие. — Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, Уральский институт коммерции и права, 2004. — 160.
7. Дорман В.Н. Совершенствование методики расчета себестоимости металлопродукции на примере стальных фасонных профилей высокой точности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — М.: ЦНИИЧермет им. И.П. Бардина, 1989. — 18.
8. Дорман В.Н., Близнюк Т.С. Методика определения постоянных затрат и практика ее использования // Финансовый менеджмент. — 2002. — №6. — С. 46—57.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы