Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Управление финансами банковских и страховых организаций    Формирование и использование финансовых ресурсов распределительной составляющей российской пенсионной системы. Часть I.

Формирование и использование финансовых ресурсов распределительной составляющей российской пенсионной системы. Часть I.

Формирование и использование финансовых ресурсов распределительной составляющей российской пенсионной системы. Часть I.

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №1 год - 2007

Шушков В.В.

специалист Департамента финансового обеспечения системы ПФР,
студент 5-го курса
Государственного
университета управления

В рыночных условиях пенсионное страхование из социального механизма перераспределения материальных благ (через систему общественных фондов потребления) должно перейти на принцип финансовой ответ­твенности. Вместе с тем номинальное декларирование страховых целей российской пенсионной реформы на практике не было обеспечено соответствующим экономическим инструментарием, что неизбежно привело к возникновению и дальнейшему росту разбалансированности бюджета отечественной пенсионной системы (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика основных параметров распределительной части бюджета ПФР в 1993—2006 гг., млрд руб.<1>

Наименование показателя

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Остаток средств (финансовый резерв) бюджета на начало года

0,4

0,7

1,5

1,7

1,6

3,3

3,0

8,1

98,3

115,6

113,9

100,4

66,5

26,4

Доходы

10,7

38,3

88,9

131,7

181,6

166,7

276,5

431,3

532,1

776,1

790,4

932,0

1241,9

1463,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поступление собственных средств и безвозмездных перечислений

10,7

38,3

84,1

129,2

178,3

166,7

276,5

431,2

532,1

660,5

790,4

931,0

1241,9

1463,2

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поступление собственных средств

10,3

37,4

77,8

119,6

156,4

151,5

252,8

404,1

497,4

610,0

738,7

870,7

1015,1

1116,0

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

страховые взносы, налоговые платежи

10,2

36,1

74,4

115,1

151,1

149,1

250,4

379,3

494,3

603,2

709,6

848,1

999,4

1109,9

Расходы

10,4

37,4

88,7

129,6

179,8

167,0

271,4

341,1

514,8

754,7

802,8

965,9

1290,8

1483,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выплаты по пенсионному обеспечению

10,3

37,0

85,1

125,3

172,8

160,4

254,7

331,3

491,1

661,7

776,4

932,7

1244,8

1440,4

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государственные пенсии и пособия, выплачиваемые за счет страховых взносов и целевых налоговых платежей (трудовые пенсии и пособия)

9,1

33,7

76,0

111,7

154,9

148,5

211,8

305,5

452,1

615,0

723,4

869,4

1034,4

1167,8

Излишек (+), недостаток (-) средств на финансирование трудовых пенсий и пособий

1,2

3,8

1,8

7,8

1,5

3,1

41,0

98,7

45,2

-5,0

15,3

1,3

-19,3

-51,8

Излишек (+), недостаток (-) средств на финансирование пенсионного обеспечения

0,4

1,3

-1,0

3,9

5,5

6,3

21,9

100,0

41,0

-1,3

13,9

-1,7

-2,9

22,9

Профицит (+), дефицит (-) бюджета

0,3

0,9

0,2

2,1

1,7

-0,3

5,1

90,2

17,3

21,4

-12,4

-33,9

-48,9

-19,8

Превышение доходов (расходов) над расходами (доходами) (+(-)) бюджета с учетом остатка

0,7

1,6

1,7

3,9

3,3

3,0

8,1

98,3

115,6

137,0

101,4

66,5

17,6

6,6

<1> Источники: годовые отчеты об исполнении бюджета ПФР за соответствующий финансовый год (1993—2003 гг.); проект Федерального закона «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ за 2004 год»; Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2005 год» от 28 декабря 2004 г. № 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.12.2005 г. № 175-ФЗ); Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2006 год» от 22 декабря 2005 г. № 174-ФЗ.

Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) является вторым по величине после федерального бюджета РФ и составляет около 30% последнего. Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2006 год» от 22 декабря 2005 г. № 174-ФЗ (далее — Закон № 174-ФЗ) бюджет ПФР в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на текущий финансовый год установлен по доходам в сумме 1 463 252,6 млн руб. и по расходам — в сумме 1 483 087,8 млн руб. Исходя из положений упомянутого правового акта, а также Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ доходные и расходные части бюджетов Фонда и Федерации, запланированные на 2006 г., достигнут пропорции соответственно 2:7 и 1:3.

С 2002 по 2005 г. наблюдается постепенное снижение размера бюджета ПФР в процентном отношении к величине консолидированного бюджета РФ с 22,1 до 16,3% по доходам и с 22,1 до 21,7% по расходам и сокращение удельного веса доходов с 7,2 до 5,6% и расходов с 7,0 до 5,8% ПФР в стоимости ВВП. В 2005 г. доля поступлений и выплат Фонда в стоимости ВВП, напротив, возросла: при росте ВВП в стоимостном выражении за год на 130% доходная и расходная части ПФР увеличились более чем на 133% (см. табл. 2).

Таблица 2

Соотношение доходной и расходной частей консолидированного бюджета РФ, распределительной составляющей бюджета ПФР и ВВП страны в 2002—2005 гг.<*>

<*> Социально-экономическое положение России. Январь 2006 года: Стат. сб. / Росстат. — М., 2006. — С. 7, 199; Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб./ Росстат. — М., 2006. — С. 27; Финансы России. 2004: Стат. сб. / Росстат. — М., 2004. — С. 24—25; Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат. — М., 2005. — С. 317; годовые отчеты об исполнении федерального бюджета за соответствующий финансовый год (2002—2003 гг.); федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (2004—2005 гг.).

 

Наименование бюджета

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

 

млрд руб.

в % к ВВП

в % к КБ РФ

млрд руб.

в % к ВВП

в % к КБ РФ

млрд руб.

в % к ВВП

в % к КБ РФ

млрд руб.

в % к ВВП

в % к КБ РФ

Доходная часть

 

 

Консолидированный бюджет РФ (КБ РФ)

3519,2

32,5

100

4138,7

31,3

100

5427,3

32,4

100

7611,6

35,1

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

федеральный бюджет

2204,7

20,4

62,6

2586,2

19,5

62,5

2742,9

16,4

50,5

5038,5

23,3

66,2

консолидированные бюджеты субъектов РФ

1314,5

12,1

37,4

1552,5

11,7

37,5

2684,4

16

49,5

2573,1

11,9

33,8

Бюджет ПФР

776,1

7,2

22,1

790,4

6

19,1

932

5,6

17,2

1241,9

5,7

16,3

Расходная часть

Консолидированный бюджет РФ (КБ РФ)

3422,3

31,6

100

3964,9

29,9

100

4665,4

27,9

100

5941,4

27,4

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

федеральный бюджет

2054,2

19

60

2358,5

17,8

59,5

2659,4

15,9

57

3025,5

14

50,9

консолидированные бюджеты субъектов РФ

1368,1

12,6

40

1606,4

12,1

40,5

2006

12

43

2915,8

13,5

49,1

Бюджет ПФР

754,7

7

22,1

802,8

6,1

20,2

965,9

5,8

20,7

1290,8

6

21,7

 

Выступая в качестве крупнейшего социального внебюджетного фонда, ПФР аккумулирует около 75% всех средств системы обязательного социального страхования и социального обеспечения РФ.
Итоги десятилетней практики осуществляемого до реформы 2002 г. бюджетного планирования развития пенсионной системы свидетельствуют о выполнении условия сбалансированности бюджета ПФР<*>. Однако динамика темпов роста общих доходов и расходов бюджета ПФР наглядно свидетельствует о том, что в течение рассматриваемого периода расходование ресурсов ПФР не в полной мере соответствовало обще­му объему поступающих доходов, и дефицит текущих поступлений покрывался переходящими остатками средств (например, в 1996 г.) либо приводил к возникновению задолженности по выплате пенсий (в 1995 и 1998 гг.).

<*> Исключением является бюджет ПФР на 1998 г., составленный и исполненный с дефицитом.

За период с 1992 по 2002 г. произошло радикальное изменение тенденции роста доходов относительно рас­ходов. До 1998 г. доходная часть бюджета росла в основном темпами, близкими к темпам роста текущих расходов. После кратковременного опережающего роста доходов над расходами в посткризисный период (1999—2000 гг.), за который удалось сформировать определенный резерв финансовых ресурсов, необходимый на период перехода к новой пенсионной системе<*>, наметилась тенденция отставания повышения доходов от увеличения расходов. Последнее обстоятельство явилось следствием передачи функций по администрированию обязательных отчислений на пенсионное страхование Министерству по налогам и сборам, результатом работы которого стало сокращение поступления общего объема средств в бюджет пенсионной системы более чем на 20% за 2001 г.

<*> Величина остатка свободных средств на начало финансового года выросла с 3,0 млрд руб. в 1999 г. до 115,6 млрд руб. в 2002 г.

Часть II

Также по этой теме: