Образовательный курс финансового управляющего ч.1



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №1 год - 2005


Мы возобновляем рубрику "Образовательный курс финансового управляющего". В этом году в данной рубрике будет представлена серия лекций по финансовому менеджменту.

Финансовый менеджмент является важнейшим инструментом экономического развития и усиления конкурентных позиций российских компаний на рынке. Признание высокой эффективности финансового менеджмента в развитии бизнеса предопределило его востребованность и на рынке образования. Финансовый менеджмент как учебная дисциплина сегодня занимает ключевое место в учебных планах подготовки студентов экономических специальностей, слушателей МВА не только западных, но и российских высших учебных заведений и бизнес школ.

С учетом этих обстоятельств определена содержательная и структурная логика лекций по финансовому менеджменту рубрики "Образовательный курс финансового управляющего":

Введение. Место и роль финансового менеджмента в управлении компанией.
Тема 1. Формирование собственного и заемного капитала компании.
Тема 2.Управление финансовой структурой капитала компании.
Тема 3. Управление активами компании.
Тема 4. Управление финансовыми результатами компании.

Мы не ставим целью подробное рассмотрение всех аспектов выделенных тем. Предназначение лекций рубрики "Образовательный курс финансового управляющего" - раскрыть наиболее важные, узловые проблемы финансового менеджмента, показать, как работают его методы и инструменты.

Цель лекций - расширить знания читателей об основных моделях финансового менеджмента и показать направления их использования при принятии управленческих решений в области финансово-хозяйственной деятельности компании.

Лекции нашей рубрики предназначены для экономистов и менеджеров компаний, желающих в систематической форме рассмотреть основные методы управления финансами.

Мы понимаем, что "журнальный" формат изложения лекционного материала может вызвать вопросы у наших читателей. Мы будем рады на них ответить.

ВВЕДЕНИЕ. МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ

Финансовый менеджмент - это система управления финансовыми потоками компании, которые кроме денежных потоков включают оборот ценных бумаг и других финансовых активов<*>. Схематично финансовый менеджмент можно представить следующим образом (рис. 1).

<*> Финансовые активы - это средства в российской и иностранной валютах, легко реализуемые ценные бумаги и денежные контракты, характеризующие экономические отношения компании с другими хозяйствующими субъектами.

Рис. 1. Схема финансового менеджмента

Процесс управления финансовыми потоками начинается с определения цели функционирования компании на рынке. К основным целям относятся:


-

повышение рыночной стоимости компании,

-

 увеличение прибыли,

-

закрепление компании на конкретном рынке или расширение сегмента,

-

избежание банкротства и крупных финансовых неудач,

-

минимизация риска деятельности,

-

повышение благосостояния работников и или управленческого персонала и т.п.

 

Определение цели - сложный процесс. Схематично он представлен на рис. 2, где показана взаимосвязь целей компании с целями финансового менеджмента, степень достижения которых оценивается набором финансовых показателей.



Рис. 2. Взаимосвязь общих и финансовых целей компании

Финансовые цели носят подчиненный характер по отношению к основной цели компании, выбор которой в свою очередь определяется стадией жизненного цикла компании. Так, в начале приоритет отдается целям выживания и сохранению позиций на рынке. Этим общим целям соответствуют такие финансовые цели как минимизация финансовых рисков и снижение стоимости привлечения финансовых ресурсов, так как запас финансовой прочности компании на первом этапе развития еще невелик. С развитием компании и усложнением форм организации бизнеса она постепенно ориентируется на цели максимизации прибыли, расширения сегмента и увеличение стоимости компании.

В процессе формирования своей цели компании должны:


-

учитывать цели потребителей и клиентов, обеспечивая производство товаров и услуг, удовлетворяющих дифференцированный спрос различных групп покупателей;

-

гарантировать сохранение и возврат капитала инвесторов;

-

обеспечивать такой уровень доходов в результате собственной финансово-хозяйственной деятельности, который позволил бы обеспечить выплату заработной платы сотрудникам в соответствии с тарифным соглашением (коллективным договором), удовлетворить материальные запросы менеджеров в соответствии с их вкладом в достижение финансовых результатов компании, выплатить дивиденды, бонусы и т.п.

 

Кроме того, при формировании целей компании должны учитываться цели государства и общества.

У каждой цели существуют свои носители интересов и свои критерии достижения. Выбор критерия достижения цели управления финансами связан с оценкой не только внутренних, но и внешних факторов. Он осуществляется на основе учета условий функционирования компании на рынке и системы финансовых показателей, используемых менеджментом компании. Неточная оценка факторов, определяющих внешнюю и внутреннюю среду функционирования компании на рынке, приводит к постановке цели, неадекватной реалиям современного этапа деятельности компании.

Финансовый менеджмент, как целостная система управления финансовыми потоками компании, использует следующие методы управления: анализ, планирование и контроль.

Реализация данных методов осуществляется организационной структурой компании, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных подразделений. Для крупных компаний характерно выделение самостоятельного финансового отдела, возглавляемого вице-президентом компании по финансам или финансовым директором. Финансовый отдел, как правило, включает бухгалтерию и финансовую службу (рис. 3). Остановимся более подробно на основных функциях финансового отдела (табл.1).

Таблица 1

Функции финансового отдела

Бухгалтерия

Финансовая служба

- Разработка учетной политики компании как совокупности методов ведения бухгалтерского учета;

- Разработка финансовой стратегии, формирование системы целей и основных показателей деятельности компании на долгосрочный и краткосрочный период;

- осуществление финансового и налогового учета;

- осуществление управленческого учета, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности компании;

- отражение в учете хозяйственных операций компании на основе требований полноты, достоверности и прозрачности финансовой отчетности;

- определение приоритетных задач, проведение долгосрочного и краткосрочного финансового планирования; составление бюджета компания;

- представление данных учета внутренним и внешним пользователям в соответствие с требованиями законодательства и корпоративной культуры

- определение потребности в финансовых ресурсах; анализ альтернативных источников финансирования; формирование оптимальной финансовой структуры капитала, обеспечивающей минимизацию его стоимости и достаточную финансовую устойчивость компания;

 

- формирование дивидендной политики компании;

 

- Разработка инвестиционной политики компании, проведение инвестиционного анализа, формирование инвестиционного портфеля и управление им;

 

- управление внеоборотными и оборотными активами, формирование комплексной политики управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами, формирование кредитной политики;

 

- управление денежными потоками и финансовыми результатами финансово-хозяйственной деятельности компании;

 

- управление финансовыми рисками;

 

- координация и контроль исполнения финансовых управленческих решений

 

Рис. 3. Структура управления финансами компании

Безусловно, представленная схема структуры управления финансами является примерной. На практике она должна отражать специфику работы компании, отраслевую принадлежность, размер и объемы выполняемых операций, внутрикорпоративные связи. Так, в крупных корпоративных объединениях выделяются плановые службы, финансово-расчетные центры, или казначейства, а также отделы по управлению имущественными активами и др.

Однако в независимости от специфики и объемов деятельности ключевыми вопросами управления финансами любой компании являются выбор источников финансирования, управление активами и финансовыми результатами. Именно этим вопросам будут посвящены лекции рубрики "Образовательный курс финансового управляющего" в этом году.

Продолжение>>>

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста