Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Инвестиции и предпринимательство    Зарубежный рынок МВА (финансовые программы)

Зарубежный рынок МВА (финансовые программы)

Зарубежный рынок МВА (финансовые программы)

Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №4 год - 2005

Бешкинская Е.В.

В настоящее время отечественные компании еще более активно стремятся выйти на международный рынок, а западные — проникнуть на отечественный. В связи с этим возникает потребность не просто в специалистах по управлению. Корпорациям нужны профессионалы в области глобального международного менеджмента и финансов.

Именно опыт работы на международном уровне плюс столь желаемое многими работодателями западное бизнес-образование предоставляет программа MBA.

Особенности МВА, виды программ

Признано, что программы МВА (Master of Business Administration, или по-русски «мастер делового администрирования») являются одной из самых серьезных форм подготовки менеджеров-профессионалов. На них специалисты, имеющие высшее образование, обучаются менеджменту как второй профессии. Во всем мире количество слушателей на финансовых программах МВА возрастает из года в год.

Курс обучения в западных школах построен особым образом и имитирует реальную бизнес-среду. Особое место в программах занимают деловые игры, а также непосредственное участие в разработке проекта для реально действующих предприятий.

Главным преимуществом является то, что серьезное внимание уделяется развитию у слушателей глобального взгляда на бизнес-процессы в организации. Изучаются не предметы в отдельности, а темы. При этом особое внимание уделяется тому, как решение в одной области повлияет на другую, например, какое влияние оказывают финансы на принятие решения в сфере маркетинга. Без подобного подхода не работает ни одна известная корпорация.

В последние годы работодатели придают огромное значение наличию у будущего сотрудника так называемых soft skills, или гибких навыков. Недостаточно понимать и уметь управлять финансовыми потоками компании, работать в команде и проявлять лидерские способности. Приветствуется умение вести переговоры, проводить презентации, т.п. Здесь необходимо упомянуть о способностях выпускника западной бизнес-школы ассимилироваться с новой средой обитания, воспринимать менталитет чужой нации и чувствовать традиции другого народа. Американские и европейские школы МВА строят программы обучения так, чтобы в одной группе оказывались слушатели разных национальностей. Интернациональность проявляется также в преподавательском составе, в международном сотрудничестве школ, в открытии зарубежных филиалов. Это позволило в 2004 г. (по данным газеты Financial Times) тысячам слушателей американских школ продолжить обучение в Европе, сотням — в Азии. Переезд из головного офиса компании в новый филиал не прерывает процесс обучения.

Сегодня, в связи с возрастающей популярностью, бизнес-школы предлагают программы на любой вкус. Для желающих учиться и посвятить этому все свободное время предлагается дневная форма обучения. Для совмещения с работой подойдет вечерняя форма MBA. В случае, если работа в компании требует постоянных переездов, МВА можно обучаться дистанционно. Естественно, каждая форма имеет свои плюсы и минусы.

Выбрав дневную (full-time) форму обучения, слушатель может заниматься один или два года.

Обучение в течение двух лет (по американской модели) позволяет иметь больше времени, чтобы найти работу и усвоить приобретаемые знания. За два года можно оценить свои возможности и предлагаемые варианты. Большинство западных школ предусматривают летнюю стажировку в компаниях (8—12 недель) после первого года обучения, которая, как правило, оплачивается.

Обучение по европейской модели более интенсивное: вся программа рассчитана на один год. Отсюда постоянная нехватка времени: трудно обдумать и связать только что изученный материал с реальной практикой. Недостаточно и времени для более тщательного отбора предложений, поступающих от работодателей: человек не успел еще начать учиться, а уже надо искать работу.

Несмотря на интенсивность одногодичной программы, большинство компаний все же отдают предпочтение двухгодичной. Поэтому в настоящее время некоторые из европейских бизнес-школ стали увеличивать сроки обучения. Например, есть программы длительностью от 16 до 21 месяца.

Дневная форма MBA, независимо от модели, является все же достаточно насыщенной. Она хороша тем, что открывает возможности для построения долгосрочных контактов. Ведь все учащиеся постоянно работают в командах, вместе участвуют в разработке проектов. Подобный климат великолепен для развития дружеских отношений. А в будущем они могут стать фундаментом для делового партнерства.

Единственный минус заключается в том, что на время обучения придется покинуть свое рабочее место. Это может привести к потере работы или, как минимум, конфликтам с начальством, что в большинстве случаев все же стоит свеч.

При выборе дневной формы обучения необходимо обратить внимание на опыт и квалификацию участников программы. Очень важно наличие курсов или подразделения, ответственного за помощь в поиске работы (job-hunting) и развитие необходимых для этого навыков (self-development skills).

Вечерняя форма MBA (part-time) обычно рассчитана на 1,5—2 года. Занятия проходят вечером или по выходным. Большинство студентов обучаются за счет средств компаний. Главное преимущество — совмещение работы с учебой. Это позволяет немедленно применить на практике все то, что было изучено на занятиях. Но совмещение работы и учебы в некоторых случаях может стать причиной стрессов и разногласий как в личном, так и в профессиональном плане, когда начальство забывает о том, что сотрудник еще и учится.

Нельзя не отметить тот факт, что вечерняя (заочная) форма обучения — наиболее популярный способ получения МВА. Большинство степеней МВА в США, Великобритании и азиатских странах получены студентами на вечерних программах.

Если работа связана с постоянными перемещениями, частыми командировками, то больше всего подойдет дистанционная (open learning, distance learning) форма MBA (можно учиться от двух до семи лет, согласно выбранному расписанию). Слушатели программы обеспечиваются всеми необходимыми материалами, цели четко структурированной программы предельно ясны.

Но несмотря на существенную экономию времени, данная форма имеет ряд недостатков. Личный контакт между преподавателями и студентами ограничен. Ориентация на дисциплинированность весьма усложняет процесс обучения.

При выборе дистанционной формы MBA важно обратить внимание на качество учебных материалов. Они должны быть специально разработаны для данной программы, а не просто взяты с книжной полки. Важным показателем является и число студентов, продолжающих заниматься по истечении четырех лет. Слушатель, что вполне естественно, должен обладать хорошими компьютерными навыками, чтобы «не терять курс» и поддерживать постоянную связь с преподавателями.

Выбирая форму обучения, не стоит забывать, что в зависимости от нее будет колебаться в дальнейшем заработная плата. Так, в Великобритании выпускники дневной формы по двухгодичной программе зарабатывают в год 100 200 фунтов, по одногодичной — 67 500 фунтов, выпускники вечерней формы — 58 900 фунтов, а дистанционной — только 51 200 фунтов.

Что касается программы MBA, то она в определенной степени стандартизирована. Все предметы делятся на базовые (core curriculum), курсы по выбору и специализации (major & electives).

Цель базовых предметов — познакомить студентов с основами бизнеса и различными его аспектами. Сюда входят такие дисциплины, как микро- и макроэкономика, стратегический и операционный менеджмент, организационное поведение, бухгалтерский учет, финансы, управление маркетингом, прикладная статистика, международные аспекты бизнеса.

Если базовые курсы мало отличаются, то разнообразие курсов по выбору в значительной степени зависит от бизнес-школы. Причина в том, что каждая бизнес-школа имеет свою специализацию и обычно признана лучшей в какой-либо области, например, финансов. Естественно, тогда и курсов в данной области будет намного больше, чем, например, в области управления человеческими ресурсами. И неудивительно, что лекторами могут оказаться признанные во всем мире специалисты. Поэтому здесь очень важно знать основную специализацию школы.

Если для обучения выбрана двухгодичная программа, то на втором году обучения слушателям нужно будет остановиться на каких-либо курсах по выбору, то есть выбрать специализацию. При этом различают основную специализацию (primary concentration) и дополнительную (secondary concentration). Последнюю студенты обычно используют в качестве дополнения к основной, отсюда и название.

Как правило, школы имеют следующие специализации: финансы и аудит, маркетинг, операционный менеджмент, телекоммуникации и электронная коммерция, управление человеческими ресурсами и другие. В области финансов, например, предоставляются такие курсы по выбору, как международные финансы, международный финансовый менеджмент, деньги и банковское дело (международный аспект), анализ и методика исследования по защите капиталовложений, финансовый инжиниринг, т.п. Европейские школы обычно предлагают 5—7 курсов по выбору.

Выбор бизнес-школы

Характеристики, по которым различаются между собой бизнес-школы и программы МВА, таковы:

-

специализация и содержание программы;

-

место обучения (США, Европа или Россия);

-

виды программ (форма и продолжительность);

-

место в рейтингах;

-

возможность финансовой поддержки получения образования.

Сопоставляя желания с возможностями, каждый решает для себя, какую школу ему выбрать, в какой стране получать дополнительное образование. Ключевым словом в процессе выбора остается «качество». Высокое качество полученного образования непременно должно проявить себя в будущем; основными его показателями станут: карьерный рост, достойная заработная плата, наличие деловых связей в мире бизнеса.

В поиске бизнес-школы будущий слушатель должен учесть особенности и некоторые характеристики бизнес-образования в различных регионах (табл. 1).

Таблица 1

Особенности обучения по программе МВА в различных регионах

Особенности / Регион

США

Западная Европа

Россия

Престиж диплома

Наиболее высокий

Высокий. Дипломы ведущих школ котируются наравне с американскими

Высокий (внутри страны) с хорошими возможностями трудоустройства за рубежом

Варианты учебных программ

Более 700

До 300

Менее 50

Стоимость обучения

От 50 000 долл. США

От 20 000 долл. США

Заработная плата выпускников (по данным Financial Times)

Более 150 000 долл. США в год

До 130 000 долл. США / год

Возможность получения кредита на оплату обучения

Есть в бизнес-школах многих университетов (Гарвардский, Пенсильванский, Мичиганский университеты — кредит Citibank, Колумбийский университет, Fuqua (Duke University), Carnegie Mellon — собственные кредитные программы)

Европейский банк реконструкции и развития, страновые финансовые программы, ассоциации выпускников, т.п.

Кредиты коммерческих банков

Численность обучающихся на курсе

До 750—1000 человек

В среднем вдвое ниже

 

В том числе максимально возможное число россиян

До 12

2—5

Не квотируется

Предельный возраст зачисления

До 33 лет

До 35 лет

Не установлен, реально до 45 лет (данные Begin.ru)

Сложность поступления

В среднем 650 баллов для теста GMAT (по данным Вusiness Week)

520—600 баллов для теста GMAT либо собеседование

 

Сроки обучения

20—22 месяца, 720 академических часов

10—18 месяцев, 400 академических часов (для Великобритании)

Не менее 1000 академических часов

В мировых рейтингах американские школы в целом стоят выше европейских. К примеру, газета Financial Times в 2004 г. включила в первую десятку восемь американских школ (табл. 2). В Азии или Латинской Америке диплом даже средней американской школы, не говоря уже о Гарварде, Уортоне или Стэнфорде, будет котироваться выше, чем европейский. Конечно, лидерство американцев в рейтингах отчасти объясняется тем, что самих программ МВА в США больше. Разумеется, есть среди них и слабые программы, но в целом выбор гораздо богаче. Это обстоятельство приобретает особый вес, если желающего учиться интересует узкая специализация — например, венчурный капитал или бренд-менеджмент.

В целом американские университеты располагают более солидной инфраструктурой, могут позволить себе проводить больше конференций, приглашать с лекциями видных политиков и бизнесменов. Например, в Гарвардской школе практически ежегодно выступают с лекциями Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Руперт Мердок и другие «воротилы» бизнеса. В Европе возможности скромнее.

Американские бизнес-школы обычно больше европейских. Американские школы МВА, к тому же, позволяют своим выпускникам обзавестись обширными полезными связями. Сообщества выпускников ведущих школ США насчитывают десятки тысяч человек. Это «свои люди» в крупных компаниях по всему миру. К примеру, сообщество выпускников Уортона насчитывает 73 300 человек в 131 стране мира. По негласному правилу, один выпускник всегда может попросить другого о помощи, что гарантирует поддержку в любой точке земного шара.

Связи связями, однако программа в американских школах ориентирована на бизнес в США и странах Северо-Атлантического региона. Слушатели программы «МВА-финансы» непременно получат в обязательный курс лекций налогообложение и бухгалтерский учет в США. Нельзя, впрочем, говорить об этой особенности как об отрицательной, ведь многие европейские школы да и российские также планируют свои программы.

Таблица 2

Рейтинг MBA-школ Financial Times (опубликован в мае 2004 г.)

Место

Учебное заведение

Страна

Зарплата выпускника в год (в долл. США)

Потенциал роста зарплаты (%)

Трудоустроились в течение 3 месяцев (% выпускников)

1

Университет Пенсильвании: Уартон

США

157 199

182

86

2

Бизнес-школа Гарвардского университета

США

163 834

150

87

3

Бизнес-школа Колумбийского университета

США

157 747

196

87

4—6

Insead

Франция

129 181

124

70

4—6

Бизнес-школа Чикагского университета

США

151 372

182

87

4—6

Лондонская бизнес-школа

Великобритания

126 033

165

65

7

Бизнес-школа Стэнфордского университета

США

149 124

138

85

8

Нью-Йоркский университет: Стерн

США

130 897

185

80

9

Массачусетский технологический институт: Слоун

США

134 397

144

88

10

Дартмутский колледж: Так

США

148 830

174

90

Достоинства европейского образования

Европейский вариант MBA имеет ряд плюсов. Первый и главный — программы короче и обходятся дешевле. С точки зрения карьерных перспектив, Европа для россиян зачастую предпочтительнее Америки: в Европе больше ценятся международный опыт и знание специфики других стран. В целом интернациональный характер европейских программ МВА выражен сильнее. Если в Америке даже 30% иностранцев на курсе — нечто из ряда вон выходящее, то в ведущих школах Старого Света этот показатель доходит до 90%. Например, в Лондонской бизнес-школе (LBS), которая занимает лидирующее место среди всех европейских бизнес-школ (табл. 3), по двухлетней программе учатся представители 40—50 народов, составляющие в совокупности более 80% от общей численности студентов. Профессорско-преподавательский состав европейских школ тоже представлен учеными из разных стран, а учебный процесс учитывает международные реалии, в силу чего полученные знания лучше применимы в российской практике. При этом в некоторые европейские бизнес-школы проще поступить, поскольку они не требуют столь высоких результатов при сдаче теста GMAT. Этот логико-математический тест сложен сам по себе, да к тому же имеет ярко выраженную американскую специфику. Наконец, обучаясь в Испании, Франции, Голландии или Швейцарии на английском — всемирном базовом языке МВА — можно овладеть вторым языком хотя бы в объеме, достаточном для общения. Европейским компаниям, расширяющим бизнес в России, нужны люди, обладающие признанной квалификацией и способные говорить с ними на одном языке.

Таблица 3

10-ка лучших европейских бизнес-школ по рейтингу Financial Times (опубликован в мае 2005 г.)

Место

Учебное заведение

Страна

Зарплата выпускника (в долл. США)

 Потенциал роста зарплаты (%)

Число иностранных слушателей, %

1

London Business School

Великобритания

126 033

165

88

2

Insead

Франция

129 181

124

88

3

IMD

Швейцария

137 941

99

96

4

Instituto de Empresa

Испания

97 440

149

72

5

Iese Business School

Испания

96 490

187

70

6

City University: Cass

Великобритания

96 175

136

70

7

University of Oxford: Said

Великобритания

122 098

122

88

8

University of Cambridge: Judge

Великобритания

105 706

110

87

9

Imperial College London: Tanaka

Великобритания

101 174

106

56

10

Rotterdam School of Management

Голландия

101 785

142

97

10

Warwick Business School

Великобритания

103 160

112

74

Источник: http://www.ft.com (Интернет-сайт газеты Financial Times)

MBA в Великобритании

Тот, кто принимает решение о получении степени МВА в Европе, первым делом думает о Великобритании. Широкий выбор программ, высокая степень деловой и финансовой активности на берегах Туманного Альбиона, английский язык — все это делает британские бизнес-школы особенно привлекательным.

По данным Британской ассоциации МВА (АМВА) на сегодняшний день общее число программ МВА, предлагаемых в Великобритании, перевалило за 150. В основном они одногодичные, хотя есть и исключения. Типичная учебная программа строится на сочетании лекций, case studies (изучение случаев из бизнес-практики реальных компаний) и других видов занятий. Студенты изучают финансы, бухучет, маркетинг, стратегический и операционный менеджмент, коммуникативные навыки; в общей сложности 12—15 обязательных курсов. Кроме этого, им предлагается несколько десятков факультативов. В завершение они выполняют итоговый проект, который, как правило, представляет собой решение конкретной бизнес-задачи в интересах реальной компании.

Для поступления на программы МВА требуется представить диплом о высшем образовании, иметь опыт работы (в среднем от трех лет), сдать тесты TOEFL и GMAT (Graduate Management Admission Test). Необходимо также написать эссе и представить 2—3 рекомендации.

Рассмотрим несколько бизнес-школ, предлагающих финансовые программы и не входящих в верхнюю часть рейтинга (табл. 3).

Бизнес-школа Лондонского университета (City University Business School, CUBS) не входит в 10-ку лучших в Европе, но претендует на место в списке лидеров британского бизнес-образования. Расположенная в центре Лондона, недалеко от Сити, школа поддерживает тесные связи с бизнесом. В списке лекторов, выступающих перед студентами, фигурируют самые известные фамилии, да и студентам близость делового центра облегчает процесс трудоустройства.

Программа МВА CUBS аккредитована АМВА и рассчитана на один год. Студенты могут выбрать четыре специализации (major) в рамках общего курса: общий и стратегический менеджмент; менеджмент технологий и электронная коммерция; финансы; международный бизнес.

Иностранные студенты составляют 65% класса МВА CUBS.

Школа менеджмента Крэнфилдского университета (Cranfield School of Management, CSM) еще пару лет назад была не очень известна в России, однако в самой Великобритании у нее отличная репутация (14-е место в европейском рейтинге FT). В 2001 г. журнал Business Week включил ее в список 15 лучших школ за пределами США, отдав ей третье место в категории «эффект от потраченных на обучение средств» (value for money).

Рекрутеры, согласно исследованию журнала MBA Career Guide, отдают Крэнфилду 7-е место в мире и второе в Великобритании. Причина заключается в тщательном отборе способных и опытных студентов, ведь средний результат студентов Крэнфилда по GMAT составляет 640 баллов — это одно из самых высоких значений в бизнес-школах Европы. Средний опыт работы составляет 8 лет.

Программа МВА Крэнфилда была одной из первых в Европе. Она аккредитована АМВА и европейской системой EQUIS Европейского фонда развития менеджмента (European Foundation for Management Development, EFMD). За год студенты успевают получить ту же подготовку, что и на двухгодичных программах других школ.

Программа разбита на четыре семестра, причем последние два из них посвящены факультативным предметам и проектам, реализуемым в компаниях. Акцент в обучении делается на формирование навыков командной работы. Для их закрепления студенты многие задания выполняют в группах по 5—7 человек. 70% времени уделяется кейсам. Частью обязательной программы являются курсы по информационным системам и бизнесу в Интернете. Специализация по финансам предусматривает изучение более 10 дисциплин.

В Крэнфилде учится 62% иностранных слушателей, среди которых немало россиян.

Манчестерская бизнес-школа (Manchester Business School, MBS) занимает по версии Financial Times 15-е место в Европе. Это признанный центр подготовки высококлассных специалистов в сфере бизнеса и финансов, любимый английскими работодателями. Она обеспечивает рост зарплаты окончившим ее специалистам почти на 150%.

Главный козырь школы — «манчестерский метод», выработанный в процессе длительных поисков оптимального сочетания лекционных и практических занятий. Если сформулировать кратко, то звучит он так: «Учиться, работая». Во время обучения студенты получают опыт работы с реальными проектами, учатся работать в команде, а летняя практика дает возможность на деле применить полученные знания. Практика оплачивается: за каждую из 10—12 недель студенты зарабатывают по 500—700 фунтов.

MBS имеет одну из самых крупных программ обмена. В списке партнеров ее — Rotterdam School of Management, SDA Bocconi, HEC, ESADE и другие известные бизнес-школы Европы. По статистике 40% студентов MBS проводят 3—4 месяца, обучаясь за пределами Великобритании. MBS — небольшая школа. Каждый год она принимает чуть больше ста студентов, 72% которых — иностранцы. В качестве «бонуса» они получают возможность видеть своими глазами все «домашние» матчи клуба Manchester United. Для настоящего любителя футбола это может стать существенным аргументом в выборе этой школы.

Несколько программ со специализацией в области финансов, а также МВА предлагает Durham Business School. В упомянутом рейтинге лучших европейских школ эта бизнес-школа занимает 20-ю позицию. Продолжительность программы МВА составляет 12 месяцев. Слушателям предлагаются 2 400 часов (включая самостоятельную работу), средний опыт работы — 7 лет, средний возраст студентов — 32 года.

Среди британских школ есть немало тех, где вступительные требования и стоимость обучения более приемлемы, а сами программы ничуть не хуже. Одной из таких школ является Университетский колледж Нортхэмптона (UCN), где степень МВА можно получить за год.

Программа делится на два семестра, в ходе которых студенты изучают десять основных предметов — бухучет и финансы для менеджеров, принципы маркетинга, производственный и стратегический менеджмент, теорию принятия решений, т.д.. Первый семестр студенты могут провести по обмену в Высшей школе коммерции и менеджмента (Франция) или Маастрихтской школе менеджмента (обучение идет на английском языке).

Лондонский университет Гилдхолл (London Guildhall University, LGU) — один из крупнейших центров профессиональной подготовки специалистов в Великобритании. Факультет бизнеса Гилдхолла имеет шесть отделений: финансов и финансовых услуг, бизнеса и делового администрирования, экономики, права, управления, маркетинга и повышения профессиональной квалификации, на которых работают более 400 профессоров и преподавателей. Учебный процесс включает лекции, семинары, тренинги, групповые и индивидуальные консультации (значительное внимание уделяется индивидуальному подходу к студенту на протяжении всей программы), семидневную стажировку в LGU, в компаниях Лондонского Сити и семинары, которые проводят преподаватели LGU в г. Москве.

Отдельно следует отметить, что Университетом Гилдхолл в 1997 г. аккредитована Московская международная школа бизнеса «МИРБИС», так что близость к британскому образованию россияне могут ощутить, находясь в Москве<1>.

<1> Подробнее о МВА в России читайте в следующих номерах журнала «Финансовый менеджмент». (Прим. гл. ред.)

МВА-финансы преподается в Эдинбургской бизнес-школе (Edinburgh Business School) при Heriot-Watt University в Великобритании. Программа включает семь обязательных и четыре специализированных курса. Школа предлагает гибкую систему обучения и оплаты. Студент может осваивать выбранную программу семь лет, однако, как правило, средняя продолжительность обучения — два-три года. Если слушатель планирует учиться заочно, то экзамены на знание английского языка GMAT и TOEFL сдавать не надо, хотя преподавание, конечно же, идет на английском.

Студент может начать обучение в бизнес-школе записавшись всего на один курс и оплатив его. После сдачи экзамена по одному предмету можно приобрести второй и т.д., пока не наберется нужное число предметов для получения степени MBA.

В конце обучения слушатели Эдинбургской бизнес-школы сдают экзамены. Они проходят в июне и декабре в Эдинбургском университете и в отделениях школы по всему миру. Студенты из России и ближнего зарубежья могут сдать их в Британском Совете в Москве и Санкт-Петербурге.

Бизнес-школа другого университета ВеликобританииНоттингемского (University of Nottingham Business School) также предлагает курс Financial MBA (33-е место в европейском рейтинге FT). Слушатели программы должны быть выпускниками аккредитованного этим вузом университета и иметь диплом с отличием. Вместе с заявлением о поступлении требуется прислать копии дипломов, прилагаются также две рекомендации от работодателя.

Как правило, студенты школы имеют как минимум трехгодичный опыт работы. Причем большая часть этого стажа должна приходиться на период работы после окончания первого учебного заведения и получения первой степени бакалавра.

В Ноттингемской школе обучаются 84% иностранцев, потенциальный рост заработной платы выпускника составляет 79%.

Последние тенденции на международном рынке МВА

Одной из тенденций развития рынка МВА следует считать налаживание партнерских связей. Оно состоит в создании глобальных программ, основанных на сотрудничестве бизнес-школ, находящихся в разных уголках планеты.

Цель данного проекта — наладить глобальные связи, которые так необходимы современным студентам. Наравне с партнерами из Парижа, Нью-Йорка и Лондона, в программе также участвуют два приглашенных института для расширения географических масштабов. В первой программе такими «гостями» будут китайский университет Гонконга и Fundao Getlio Vargas, Сан-Пауло, Бразилия.

Отдельной строкой следует отметить рост популярности МВА-программ в Японии.

Раньше профессиональная жизнь получающих стабильную заработную плату сотрудников японских компаний была проста и понятна. Традиционная японская модель бизнеса предполагает внутрикорпоративное обучение и развитие сотрудников с момента их прихода в организацию до ухода на пенсию. На протяжении всей карьеры сотрудник время от времени получал продвижение по службе, переходил из одного отдела в другой, чтобы в конце концов дорасти до уровня менеджера. Безграничная преданность организации и почитание старших руководителей сполна вознаграждались гарантированной пожизненной занятостью, обучением и достойной заработной платой.

Но теперь, когда экономика Японии постепенно восстанавливается после длительного периода рецессии, все больше амбициозных менеджеров стремятся получить степень МВА, чтобы увеличить свои шансы на более скорое развитие карьеры. Одновременно с этим многие японские компании, планирующие в перспективе расширение и выход на международный рынок, посылают своих сотрудников на обучение на программах МВА в бизнес-школы Европы и США.

По словам специалиста токийской рекрутинговой компании Wall Street Associates Japan Дэвида Суита (David Sweet), для все еще напряженного рынка труда Японии более характерна ситуация, когда работодатели рассматривают оплату обучения своих сотрудников на программах МВА с большой неохотой.

Тем не менее, спрос на программы МВА растет и влечет за собой рост предложения. В Японии есть девять университетов, предлагающих программы МВА на английском и японском, и число получаемых ими заявлений от кандидатов на поступление постоянно растет. Содержание японских программ МВА отражает содержание традиционных американских программ, где основной упор делается на вычислительный анализ, статистику, финансы, бухгалтерское дело, маркетинг, лидерство, организационное поведение, а также управление стратегиями.

Еще одной тенденцией, охватившей уже десятки школ США и имеющей, по мнению специалистов, большое будущее, является коренная модернизация традиционных программ МВА. Это связано с ростом конкуренции во многих отраслях промышленности, более жесткими требованиями работодателей к выпускникам вузов и бизнес-школ, что и толкает последние на внедрение новых направлений в программах (см. табл. 4).

Таблица 4

Отличия старых и новых программ МВА

Старые программы МВА

Новые программы МВА

-

акцент на наиболее востребованных дисциплинах, частое отсутствие порядка в подаче различных курсов;

-

предлагаются основные и специфические для конкретной отрасли дисциплины; поря док курсов построен так, чтобы навыки приобретались постепенно;

-

предлагают общее бизнес-образование и основные дисциплины;

-

требуют выбора специализации в первый год обучения;

-

предлагают обучение навыкам общения и управления карьерным ростом в рамках отдельных курсов;

-

обучение навыкам общения и управления карьерным ростом составляет часть всех курсов;

-

предлагают студентам работать поодиночке, за исключением отдельных проектов или дискуссий в классе;

-

работа в команде в течение семестра или всего срока обучения;

-

работа над заданиями в рамках выбранных предметов в одиночку;

-

работа над заданиями в команде с разных курсов, причем объединяются несколько предметов;

-

включает в программу консультации по вопросам карьеры на втором курсе обучения

-

приглашают директоров, лидеров компаний и отраслей для советов слушателям уже на первом курсе обучения

По мнению Стивена Ферстера, директора программ МВА в школе бизнеса Ivey (Ivey School of Business at the University of Western Ontario, Canada), рынок МВА достиг зрелости, конкуренция продолжает расти, необходимо соответствовать новым и, порой, неожиданным требованиям рынка. Потенциальные слушатели все чаще задаются вопросом, зачем получать МВА? Что они получат с этого? Для чего поступать именно в данную школу?

Вышеупомянутая школа в Западном Онтарио ввела новую программу, рассчитанную на обучение в течение 8 сроков по 7 недель и призванную наилучшим образом воссоздать процесс принятия решений в бизнес-среде. Осенью 2004 г. модернизированные программы МВА появились в десятках других бизнес-школ США и Канады.

«Ранняя специализация» становится все более востребованной. Студенты выбирают, в каком из 10—15 направлений они будут двигаться дальше, причем выбор осуществляется до первого занятия. По истечении нескольких недель слушатели уже могут рассматривать реальные предложения о работе.

Специализация также становится «пошаговой», причем рост навыков у слушателей наблюдается постепенно, от месяца к месяцу обучения. Так, в бизнес-школе австралийского Технологического университета Куртин (Graduate School of Business, Curtin University of Technology) «пошаговая» система имеет четкую структуру и соответствующий вид степени МВА:

-

12 обязательных дисциплин, 3 дисциплины по выбору (из любой функциональной области) — классическая степень МВА;

-

дополнительно к 12 обязательным и 3-м по выбору необходимо пройти еще 4 дисциплины специализации — МВА (специализация);

-

помимо вышеуказанных дисциплин слушатель выбирает еще 4 дисциплины - МВА повышенный уровень (advanced).

Помимо специализации упор делается на усилении принятий решений и большей ответственности. По словам Дэна Постона, исполнительного директора МВА-программ Университета в Вашингтоне, США, выпускники МВА неоднократно признавались, что после окончания обучения многие из них, столкнувшись с кризисной ситуацией на практике, не могли принять вообще никакого решении и терялись. Это привело к тому, что институт кураторства, существующий в рамках бизнес-школ, потребовал усиления, а слушателям теперь необходимо заканчивать 2—3 масштабных проекта во время реальной учебной практики в компаниях, которые необходимо затем защитить перед комиссией.

Многие бизнес-школы США столкнулись с тем, что вообще не могут удовлетворить требования рынка. Навыки работы в команде, лидерство, искусство общения и даже творческий подход и художественное восприятие — кто мог похвастаться наличием подобных направлений в рамках МВА-финансы или ЕМВА? В связи с этим крупные школы бизнеса пригласили с осени 2004 г. читать лекции ведущих специалистов по связям с общественностью, переговорному процессу и психологии.

Бизнес-школы испытывают огромное напряжение в связи с изменением программ, отмечают специалисты рынка МВА. Необходимо отслеживать тенденции развития бизнеса, рынка финансовых услуг, даже следить за жизненным циклом тех или иных товаров. При этом не весь преподавательский состав испытывает энтузиазм от изменений в структуре обучения.

Тем не менее, популярность финансовых программ МВА не падает, а классические программы не теряют актуальности. Выбор бизнес-школы в Европе, США или Азии следует осуществлять взвешенно, рассмотрев все «за» и «против», выбрав те программу и специализацию, которые принесут в будущем ощутимое изменение дохода (разумеется, в положительную сторону). Выбор специализации «МВА-финансы» требует такого же тщательного подхода.

Статья написана по материалам Московской международной школы бизнеса «МИРБИС», изданий «Независимая газета», «Карьера», «Менеджмент в России и за рубежом», The Economist Global Executive, Financial Times, BizEd, интернет-порталов begin.ru, career.ru, zarplata.ru, ft.com

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы