Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Теория менеджмента    Концепция управления цепью поставок и возможности преодоления негативных факторов экономического взаимодействия

Концепция управления цепью поставок и возможности преодоления негативных факторов экономического взаимодействия

Концепция управления цепью поставок и возможности преодоления негативных факторов экономического взаимодействия

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2006

Проценко И.О.



к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов
АНХ при Правительстве РФ

В условиях глобальной конкуренции решающими факторами успеха являются высокий уровень гибкости в отношении неоднородных потребностей клиентов, эффективность затрат, точность поставки, способность оказывать комплекс качественных услуг. В этой связи управление цепью поставок (Supply Chain Management) в последние годы приобретает все большее значение. Управление цепью поставок означает управление глобальным потоком (материалов, товаров, услуг) и обеспечение эффективной интеграции и координации поставщиков, производителей, логистических, торговых компаний и потребителей.

Концепция управления цепью поставок (SCM) включает следующие базовые положения:


цепь поставок охватывает все процессы (от получения сырья до сервисного обслуживания конечного потребителя);

цепь поставок рассматривает всех участников и логистические процессы от поставщика до конечного потребителя как единую целостную систему;

предметом исследования в цепи поставок являются процессы разработки, получения, производства и сбыта;

координация осуществляется с помощью непрерывной информационной системы, доступной для всех предприятий-участников;

основной целью цепи поставки является создание ценности для клиентов;

отдельные цели партнеров-участников достигаются с помощью работоспособности всей цепи;

все виды деятельности на всей протяженности цепи поставок координируются и объединяются в процесс, ориентированный на клиента.

 

В соответствии с интегрированным управлением как подходом интегрального менеджмента концепцию управления цепью поставок можно рассматривать как планирование, управление и развитие цепи поставок на всех уровнях создания материальных ценностей и благ (от поставки сырья, материалов до сервисного обслуживания конечного потребителя). Это означает следующее:


планирование цепи поставок как единой системы, направленное на выполнение задач, управление бизнес-процессами и сохранение ее качеств во времени;

управление как осуществление контроля за процессами в цепи поставок для анализа и оценки их эффективности;

развитие цепи поставок означает постоянный процесс поступательного улучшения, качественных преобразований и изменений.

 

Интегрированное рассмотрение потоков на всей протяженности цепи поставок означает, что в качестве объекта выступают не только материально-вещественные ценности и информация, но и финансовые потоки, права.

Управление цепью поставок направлено на разрушение всех барьеров, встречающихся на пути потока у различных участников цепи поставки. Это требует внутриорганизационной, межфункциональной координации и контроля товарных, информационных, финансовых и правовых потоков. Важно, что точка зрения одного предприятия передается на всю цепочку. В центре находится синергия сотрудничества, а границы предприятий становятся зыбкими, не ограничивающимися только самим предприятием. Постоянно изменяющаяся окружающая среда требует гибкого и быстрого согласования процессов, выходящих за рамки одного предприятия. Требуемая для этого гибкая лишь по содержанию, но жесткая во времени совместная работа может быть осуществлена за рамками локальной организации, но в рамках управления цепью поставок.

В конкурентной борьбе критическими факторами успеха в настоящее время являются сервис поставки и низкие затраты на осуществление работ в цепи создания материальных благ и ценностей как в едином целом. Чтобы достичь этого, необходима быстрая синхронизация выполнения работ всех участников цепи и непрерывная направленность цепочки создания стоимости на нужды потребителей.

Рассмотрение текущего состояния сотрудничества на всей протяженности в цепи создания материальных благ и ценностей показывает, что часто прослеживаются изменения по прогнозам и потребностям и позднее их выявление. Если во всей цепи поставки планирование потребностей и прогнозы потребностей были плохо синхронизированы между поставщиками, производителями и клиентами, то это может вести в лучшем случае к неоптимальному распределению ресурсов, а в худшем — к потере рынков сбыта.

При этом может возникать так называемый «эффект Буллвипа». (Начиная с конечного потребителя в цепи создания материальных благ и ценностей возникают вариации спроса, что вызывает необходимость в увеличении уровня безопасности, а следовательно, дополнительных затрат. Этот принцип особенно проявляется в управлении теми цепями поставок, которые работают на динамических рынках.)

В качестве существенных причин возникновения «динамического эффекта» (эффекта Буллвипа) выделим:


прогноз потребностей. Процесс создания прогнозов связан с истинной информацией о потребностях, которая содержит сведения о прошлом, необходимые для прогнозирования. Если заказы размещаются на основании прогнозов потребностей поставщиков (являющихся предшествующими звеньями цепи), то возникает эффект искажения информации о потребностях. Если поставщик теряет возможность подлинно оценивать рыночные требования, то план производства основывается на искаженных требованиях. Таким образом, искажение информации увеличивается в соответствии с количеством последовательно соединенных звеньев в цепи поставки предприятий;

политика создания. Фактором воздействия является стратегическое поведение при размещении заказов клиентов. Искажение информации о потребностях может вытекать из стратегических решений клиентов;

связывание потребностей. В планировании объемов заказов все стремятся достичь экономического оптимума. В этом случае объединяются несколько временных периодов, что может привести к неправильной интерпретации будущих потребностей и искажению информации об истинной потребности;

ценовые вариации. Изменения цен, например, в рамках продвижения товара воздействуют как стимул или препятствие к покупке, что обусловливает колебания потребностей внутри цепи поставки.

 

Для управления «динамическим эффектом» выделим:


сокращение нестабильности с помощью централизации информации (каждый уровень в цепи поставок обеспечивается информацией о фактическом спросе со стороны клиентов);

сокращение вариаций, например, с помощью синхронизации циклов размещения заказов и согласования вариантов продвижения товара на рынок;

сокращение задержек (времени простоя), например, с помощью синхронизации в информационной системе;

стратегические партнерства в рамках цепи поставок.

 

Таким образом, концепция управления цепью поставок является подходом для решения проблем негативного воздействия вышеперечисленных факторов, следствием которых является создание и поддержание избыточных запасов, снижение гибкости и реактивности, несогласованность в использовании мощностей инфраструктуры, потери в обороте, снижение уровня обслуживания.

Также по этой теме: