Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Теория менеджмента    Система менеджмента качества на предприятиях по производству металлоконструкций республики Казахстан: проблемы внедрения и адаптации

Система менеджмента качества на предприятиях по производству металлоконструкций республики Казахстан: проблемы внедрения и адаптации

Система менеджмента качества на предприятиях по производству металлоконструкций республики Казахстан: проблемы внедрения и адаптации

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2006

Алпысбаева С.Н.



д-р экон. наук, профессор, директор
Института рыночных отношений
при Карагандинском государственном
университете им. Е.А. Букетова

Нургалиева Ю.Н.,
преподаватель кафедры экономической теории
Карагандинского государственного
университета им. Е.А. Букетова

За последние 6 лет валовой внутренний продукт Казахстана увеличился в 1,5 раза, промышленное производство выросло на 60%, инвестиции — на 70% [1]. В стране наблюдается рост экспортного потенциала, реализуется политика поддержки отечественных товаропроизводителей. Идет активная работа по вступлению Казахстана в члены Всемирной торговой организации (ВТО). В связи с этим в стране проводится целенаправленная работа по активизации внедрения на предприятиях и организациях систем менеджмента качества (СМК) в соответствии с международными стандартами (МС) ИСО 9000.

Крупной составляющей современной экономики любой страны выступает промышленность строительных материалов, изделий и конструкций. Являясь основной материальной базой для строительства, она существенно влияет на темпы роста в других отраслях экономики и социальное состояние общества. В Казахстане отрасль составляют около 600 предприятий.

Промышленность строительных материалов, изделий и конструкций — это комплексная отрасль, включающая порядка 20 подотраслей, многие из которых насчитывают в своем составе несколько производств, при этом каждая отрасль формирует свой рынок, который функционирует самостоятельно, образуя в совокупности общий рынок строительных материалов, изделий и конструкций. Она определяет потенциал строительной отрасли в целом.

Специфической подотраслью промышленности строительных материалов, изделий и конструкций является производство металлических конструкций. Особенностями производства металлоконструкций выступают:
— повышенное требование к надежности конструкций;
единичный характер производства, поскольку изделия зачастую специально спроектированы под требования индивидуального потребителя. Конкретный заказ может потребовать выполнения работы, которая больше никогда не повторится в точно такой же форме;
— высокие требования к квалификации рабочей силы;
— предполагает минимальное использование формальных систем производственного контроля, так как система производства основана на знаниях и опыте мастеров и бригадиров и высокой квалификации рабочих [2];
— строится на использовании как универсального, так и специализированного оборудования и инструментов;
— повышенная металоемкость продукции.

Основной предпосылкой формирования казахстанского рынка строительных материалов, изделий и конструкций являются высокие темпы строительства (табл. 1 и 2) [3] и наличие ресурсов для производства строительных материалов. Влияние на развитие отрасли оказывают потребности населения в строительных материалах для строительства жилья и других необходимых в быту домохозяйства построек, а также потребности народнохозяйственного комплекса в строительных материалах, изделиях и конструкциях для строительства предприятий, офисов, производственных комплексов и ремонта жилых зданий государственного и общественного фонда, административных, культурно-бытовых зданий, промышленных и гидротехнических сооружений.

Таблица 1

Объем выполненных строительных работ в Республике Казахстан в фактических ценах, млн. тенге

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

64 784

74 803

17 250

150 677

253 960

388 977

424 994

527 793

 

Источник: данные статистических бюллетеней

Таблица 2

Количество занятых в строительстве в Республике Казахстан, тыс. чел.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

192,9

133,2

102,5

105,3

264,0

268,4

329,5

380,7

 

Источник: данные статистических бюллетеней

Потребность в металлических конструкциях в Казахстане высока и непрерывно увеличивается. Это обусловлено «строительным бумом» в стране, а также активизацией освоения казахстанского сектора Каспийского моря (табл. 3) [3].

Таблица 3

Производство металлоконструкций в Республике Казахстан, тыс. тонн

1999 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

25,0

61,9

55,0

83,1

89,6

 

Источник: данные статистических бюллетеней

Одной из крупнейших строительных компаний в Казахстане является акционерное общество по изготовлению и монтажу стальных конструкций «Имсталькон». Структура компании включает 4 завода металлоконструкций в городах Караганда, Тараз, Усть-Каменогорск, Рудный и 15 строительно-монтажных управлений в различных городах Казахстана. Руководство АО «Имсталькон» в 2000 году приняло стратегическое решение о необходимости внедрения системы менеджмента качества.

Объективными условиями выступили требования иностранных заказчиков к наличию на предприятии сертифицированной системы менеджмента качества. Сейчас в Казахстане много иностранных инвесторов, осуществляющих крупные инвестиционные проекты в отраслях добычи нефти и газа, металлургии. Они работают в соответствии с международными стандартами качества и требуют соответствующего качества от подрядных организаций. Особое внимание обращают на качество металлоконструкций, как основы (каркаса) любого производственного или социального объекта.

Субъективными факторами внедрения системы менеджмента качества является построение эффективной системы менеджмента. В условиях перманентно изменяющейся рыночной конъюнктуры руководство компании выбрало самый логичный путь: построение такой системы менеджмента, которую потом не надо перестраивать. Так пришли к стандартам ИСО. В 2001 году были внедрены системы менеджмента качества на базе МС ИСО 9000:1994 в исполнительном аппарате АО «Имсталькон», на Алматинских монтажных фирмах № 1 и № 2, Карагандинском и Жамбылском заводах металлоконструкций. В 2003 году эти предприятия получили сертификат МС ИСО 9000:2000. В 2003—2005 годах остальные филиалы АО «Имсталькон» также сертифицировали свои системы менеджмента качества.

Системы менеджмента качества всех предприятий АО «Имсталькон» были сертифицированы органом независимой оценки и сертификации — британской компанией BM TRADA. Мы проанализировали функционирование системы менеджмента качества в производстве металлоконструкций. В качестве объекта исследования был выбран Карагандинский завод металлоконструкций (КЗМК) АО «Имсталькон», так как этот завод является крупнейшим предприятием производства металлоконструкций в Казахстане. Кроме того, результаты реализации системы менеджмента качества на КЗМК стало возможным проанализировать в динамике.

Система менеджмента качества Карагандинского завода представлена  следующими процессами:

1.

Договорная работа.

2.

Закупки.

3.

Разработка технической и технологической документации.

4.

Производство металлоконструкций.

5.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности.

6.

Внутренний аудит системы менеджмента качества.

7.

Анализ со стороны руководства.

8.

Управление персоналом.

9.

Управление инфраструктурой.

10.

Управление производственной средой.

 

Одним из первых затруднений оказалась реализация принципа процессного подхода, который требовался МС ИСО 9000. Сложным оказалось, во-первых, осознание сущности процессного подхода, понимание сути самого процесса, а также того, что в виде процесса можно представить абсолютно любую деятельность и любое действие, что облегчает управление ей. Во-вторых, для оценки результативности процессов предприятиям необходимо было разработать систему измерений процессов. Особую трудность при разработке системы измерений вызвало определение ключевых показателей функционирования ряда процессов. В-третьих, проблемным стал механизм перехода от функционального подхода в управлении к процессному, который включает не только принципиально новый подход в управлении, но и в какой-то мере перестройку сознания руководителей и работников предприятия.

Кроме осознания и реализации на практике процессного подхода значительное затруднение вызывало осуществление принципа полного вовлечения работников всех уровней в деятельность по обеспечению качества, которое дает возможность использовать способности каждого с максимальной выгодой. В процессе внедрения системы менеджмента качества на предприятиях компании складывалась ситуация, когда необходимость внедрения, а в дальнейшем — поддержания и совершенствования системы менеджмента качества до конца осознавалось только частью работников — высшим руководством и менеджерами по качеству. Другие работники предприятия воспринимали внедрение системы менеджмента качества как навязанную им идею руководства.

В конце 2002 года нами был проведен анкетный опрос среди менеджеров среднего звена (руководителей подразделений) Карагандинского завода металлоконструкций. В результате опроса большинство респондентов отметили, что осознают необходимость внедрения системы менеджмента качества. При этом обозначилось явное непонимание сущности внутреннего аудита и, как следствие, нежелание участвовать в его проведении. Многие работники предприятия высказали мнение о необходимости внедрения системы менеджмента качества в связи с тем, что наличие сертифицированной системы менеджмента качества является неотъемлемым требованием иностранных заказчиков, следовательно, сертификат МС ИСО 9000 обеспечит предприятию гарантированный объем работ. При этом только несколько участников анкетирования указали, что системы менеджмента качества — это не только необходимый сертификат, но и международный опыт управления. Таким образом, вовлечению работников препятствовала недостаточная степень осознания ими важности и необходимости внедрения системы менеджмента качества. Особенно заметно это было среди рабочих. На предприятии требовалось обучение и повышение квалификации в области управления качеством и нового поколения руководителей, ИТР.

За период с конца 2003 года по I полугодие 2005 года 8 работников предприятия (среди которых первые руководители, менеджеры среднего звена и «белые воротнички») прошли обучение в органе международной сертификации BM TRADA Сertification и Казахстанско-Российском СП «Интерсертифика — ЦентрАзия». Кроме того, менеджером по качеству регулярно проводятся внутренние курсы по проблемам поддержания и совершенствования СМК.

В сентябре 2005 года нами был проведен повторный анкетный опрос среди руководителей подразделений. Только один респондент повторил свою прежнюю мысль о непонимании важности и сущности внедрения системы менеджмента качества на предприятии. Повышение осознания важности и сущности системы менеджмента качества среди работников предприятия очевидно. Хотя, на наш взгляд, на предприятии, 4 года имеющем сертифицированную систему менеджмента качества, среди менеджеров среднего звена таких прецедентов быть вообще не должно.

Наше исследование выявило, что среди работников АО «Имсталькон» достаточно часто встречается ошибочное понимание предназначения системы менеджмента качества, которую относят к качеству продукции, тогда как сертификация системы менеджмента качества на соответствие стандарта ИСО 9000 не означает сертификации продукта, выпускаемого этой организацией.

В процессе исследования нами была разработана и предложена система критериев оценки результативности процессов системы менеджмента качества с учетом отраслевых особенностей производства металлоконструкций. По результатам исследования мы выявили основные причины, снижающие результативность процессов и систематизировали их (табл. 4).

Таблица 4

Основные причины снижения результативности функционирования процессов системы менеджмента качества Карагандинского завода металлоконструкций АО «Имсталькон»

Причины снижения результативности функционирования процессов системы менеджмента качества

Процессы системы менеджмента качества

 

Основные

Управляющие

Поддерживающие

 

Договорная работа

Закупки

Разработка документации

Производство металлоконструкций

АФХД

Внутренний аудит

Анализ со стороны руководства

Управление персоналом

Управление инфраструктурой

Управление
производственной средой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Недостаточный уровень профессионализма соответствующих работников

+

+

+

+

+

+

 

+

+

 

Недостаточная оптимальность штата сотрудников (отсутствие должностных единиц)

+

 

 

+

 

+

 

 

 

 

Недостаточное технологическое обеспечение производства

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

Недостаточное техническое обеспечение производства

 

+

+

+

 

 

 

 

+

 

Влияние "человеческого фактора" - ошибки по невнимательности или по другим причинам и субъективный подход при проведении контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостаточная разработка процесса системы  менеджмента качества 

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

Другие причины

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

Примечание: составлено авторами.

Рассмотрим общую картину основных причин снижения результативности процессов системы менеджмента качества.
Данные таблицы 4 наглядно показывают:
— отмеченный нами по всем процессам системы менеджмента качества, кроме процессов «Анализ со стороны руководства» и «Управление производственной средой», недостаточный уровень профессионализма соответствующих работников;
— отсутствие должностных единиц, обеспечивающих оптимальную структуру штата сотрудников, мы выявили в процессах «Договорная работа», «Производство металлоконструкций» и «Внутренний аудит СМК»;
— недостаточное технологическое обеспечение производства является одной из причин снижения результативности процесса «Производство металлоконструкций»;
— недостаточное техническое обеспечение производства выявлено нами при анализе процессов «Закупки», «Разработка технической и технологической документации», «Производство металлоконструкций» и «Управление инфраструктурой»;
— воздействию так называемого «человеческого фактора» в его различных проявлениях подвержены процессы «Разработка технической и технологической документации», «Производство металлоконструкций», «Внутренний аудит СМК», «Анализ со стороны руководства», «Управление инфраструктурой», «Управление производственной средой»;
— среди других причин, снижающих результативность процессов системы менеджмента качества, нами отмечены финансовые причины, препятствующие возможности приобретения и внедрения современного программного обеспечения процесса «Разработка технической и технологической документации» в части разработки чертежей КМД (конструкции металлические деталировочные);
— также отмечается недостаточная разработанность всех процессов системы менеджмента качества, за исключением процесса «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Выводы

Во-первых, наиболее часто встречающимися причинами снижения результативности процессов системы менеджмента качества предприятия являются недостаточный уровень профессионализма соответствующих работников, воздействие «человеческого фактора» и недостаточная разработанность процесса. Во-вторых, процесс «Производство металлоконструкций» подвержен воздействию всех выделенных нами причин снижения результативности. В-третьих наиболее разработаны и адаптированы процессы «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» и «Управление персоналом».

Очевидно, что основные процессы системы менеджмента качества предприятия поддерживать на должном уровне труднее, чем управляющие и поддерживающие процессы.

Однако в целом Карагандинский завод металлоконструкций имеет «работающую» систему менеджмента качества, внедрение которой дало предприятию следующие выгоды:
— по имеющейся на заводе статистике более 80% заказчиков требуют наличие у предприятия сертификата МС ИСО 9000:2000;
— предприятие демонстрирует способность выпускать продукцию требуемого качества (МС ИСО 9000 допускает, что термин «качество» может сочетаться с такими прилагательными как «плохое», «хорошее» и «отличное», но в целом о качестве говорится «требуемое», такое, которого требует заказчик. Качественная продукция не обязательно высшего качества. Существуют потребности, а следовательно, и заказы на разные требуемые уровни качества. Но КЗМК при заказе любого уровня качества обеспечивает несущую способность конструкций, их геометрические параметры. Различия в качестве, как правило, только в степени отделки);
— на предприятии четко распределены ответственность и полномочия сотрудников;
— повысилась управляемость компании на всех этапах производства;
— усилился операционный контроль на всех этапах производства;
— отрабатываются внутренние взаимодействия между процессами (подразделениями), что сокращает сроки производства;
— улучшилась прослеживаемость контрактов;
— при заключении контрактов более четко стали устанавливать требования к продукции;
— ужесточился входной контроль качества закупаемых материалов; завод отдает предпочтения поставщикам, имеющих сертифицированную систему менеджмента качества (стимулирование получение сертификата поставщиками).

Система менеджмента качества, соответствующая требованиям ИСО 9001:2000, является гарантом стабильности деятельности организации. Она придает уверенность самой организации и создает доверие к ней со стороны потребителей. Потребители уверены, что предприятие может поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям заказчика.

Современные подходы к менеджменту качества стимулируют участников хозяйственной деятельности к внедрению международных стандартов систем качества, что положительно скажется на экспортно-импортной деятельности предприятий Казахстана. Проблема внедрения систем качества становится ключевой для казахстанских предприятий, если их целью является выход на международный рынок и установление долгосрочных отношений с зарубежными партнерами.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Мир качества. — 2005. — № 1(11). — С. 7.

2.

Управление эффективностью и качеством: Модульная программа: Пер. с англ./ Под ред. И. Прокопенко, К. Норта: В 2 ч. — Ч.ІІ. — М.: Дело, 2001. — 608 с.

3.

Статистические данные Агентства Республики Казахстан по статистике.

4.

ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования. 3-е издание. 2000-12-15.

Также по этой теме: