Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Теория менеджмента    Транснациональные бизнес-системы

Транснациональные бизнес-системы

Транснациональные бизнес-системы

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2008

Ефремов В.С.

д-р экон. наук, профессор,
директор Института международного бизнеса
Государственного университета управления, г. Москва

Модели бизнес систем в контексте теорий формирования стоимости

Стоимостные цепочки и бизнес цепочки (бизнес-системы инсорсингового типа)

Исследуя природу конкуренции, М. Портер пришел к выводу, что «конкурентное преимущество не может быть понято на основе рассмотрения фирмы в целом. Оно обеспечивается множеством отдельных видов деятельности, осуществляемых фирмой в процессе проектирования, производства, маркетинга, доставки и послепродажного обслуживания своей продукции. Каждый из этих видов деятельности определенным образом влияет на относительное позиционирование издержек фирмы и закладывает основы ее дифференциации _ Чтобы проанализировать источники конкурентного преимущества, необходим системный подход к изучению всех видов деятельности, осуществляемых фирмой, а также того, как эти виды деятельности взаимодействуют между собой. Поэтому вводится понятие стоимостной цепочки как инструмента такого анализа» [1, с. 33].
Идею стоимостной цепочки М. Портер заимствовал у консультантов компании McKinsey Фредерика Глюка [2, с. 82–87] и Роберто Буэрона [3, с. 42–51], рассматривавших фирму как последовательность функций: НИР и ОКР, производственно-технологические функции, функции маркетинга и сбыта продукции и т. д. (рис.1).
Каждое функциональное звено может быть источником конкурентных преимуществ. В технологическом звене, например, конкурентные преимущества фирмы могут быть обусловлены сложностью использования технологии, ее защищенностью патентами, гибкостью.
М. Портер усложнил представление о цепочке формирования стоимости производимого фирмой товара (. 2).

Рис. 1. Модель цепочки стоимости по McKinsey & Co

Рис. 2. Модель цепочки стоимости по М.Портеру

В любом случае стоимость как результат функционирования бизнесцепочки является комбинацией (линейной – в модели McKinsey, нелинейной – в модели М.Портера) элементов стоимости.
Бизнесцепочка формируется в результате выделения видов деятельности, участвующих в стоимостной цепочке, в отдельные бизнесединицы, вплоть до образования самостоятельных экономических субъектов.
В бизнесцепочке стоимость vi создаваемая в i-м звене, является функцией от стоимости, созданной в i-1-м звене:

Следовательно, стоимость, получаемая в результате функционирования всей цепочки:

где v0 – стоимость исходного сырья и материалов;
 – стоимость, добавленная в i-м звене стоимостной цепочки;
v0 для бизнеса представляет обычно константу, а задача управления бизнес-цепочкой состоит в максимизации добавленной стоимости:

Стоимостные сети и бизнессети (бизнессистемы аутсорсингового типа)
В 1999 году вышла книга Синции Паролини, профессора университета Боккони, «Стоимостная сеть: инструмент конкурентной стратегии», в которой обосновывалась сетевая модель образования стоимости. Переход от цепной к сетевой модели стоимости С. Паролини связывает с необходимостью поиска новых инструментов стратегического анализа. «Развитие инструментов стратегического анализа в условиях изменений, происходящих в окружающем мире, может быть обеспечено только тогда, когда будут определены такие объекты анализа, которые более точно характеризуют новую реальность. Первым шагом в этом направлении является расширение нашего поля зрения с узкого, ограниченного рамками отдельного предприятия, до широкого представления системы формирования стоимости» [4].
Идея системного подхода к анализу процесса формирования стоимости высказывалась и до С. Паролини. В 1985 году М. Портер (. 3) писал, что «стоимостная цепочка фирмы включается в более крупный поток видов деятельности, который я называю стоимостной системой <…> Поставщики имеют свои стоимостные цепочки (входящие потоки стоимости), которыми создаются и доставляются производителю приобретаемые им товары и услуги, используемые в его стоимостной цепочке. Пройдя стоимостную цепочку производителя, товары и услуги далее попадают в стоимостные цепочки покупателя» [1, с. 34].

Рис. 3. Стоимостная система по М.Портеру

В 1993 году Р. Норман и Р. Рамирез предложили рассматривать процесс формирования стоимости товара не как последовательный перенос исходных стоимостей на конечный продукт, а как процесс изобретения совершенно новой сущности. Они писали: «Примечательно, что успешные компании не просто добавляют стоимость, они изобретают ее заново. Их фокус стратегического анализа нацелен не на компании и даже не на отрасли, а на саму систему формирования стоимости, в рамках которой различные экономические субъекты – поставщики, партнеры по бизнесу, союзники, потребители – работают вместе над созданием стоимости» [5].
Таким образом, если звеньями стоимостной цепочки выступают экономические субъекты (поставщики, фирмы или их бизнесединицы, каналы сбыта, покупатели), то в узлах сетевой модели стоимости находятся виды деятельности, от осуществления которых зависит появление стоимости.
Возникновение и развитие бизнессетей представляется результатом процессов функциональной специализации и кооперации компаний (. 4). Продуктовая специализация компаний в современном мире делает их менее гибкими и более затратными по сравнению с функционально-специализированными компаниями. Кроме того, среди функционально-специализированных компаний уровень конкуренции заметно ниже.

Рис. 4. Функциональная декомпозиция бизнесцепочек в бизнессеть

A – логистика подготовки производства: A1 – обеспечение логистических операций подготовки производства; A2 – технологическое развитие логистики подготовки производства; A3 – управление человеческими ресурсами логистики подготовки производства; B – производственные операции; B1 – обеспечение операций производства; B2 – технологическое развитие производства; B3 – управление человеческими ресурсами основного процесса производства; C – логистика на выходе производства; C1 – обеспечение послепроизводственных логистических операций; C2 – технологическое развитие логистики на выходе производства; C3 – управление человеческими ресурсами логистики на выходе производства; D – маркетинг и продажи; D1 – обеспечение маркетинга и продаж; D2 – технологическое развитие маркетинга и продаж; D3 – управление человеческими ресурсами маркетинга и продаж; E – послепродажные услуги; E1 – обеспечение послепродажного обслуживания; E2 – технологическое развитие послепродажного обслуживания; E3 – управление человеческими ресурсами в сфере послепродажного обслуживания.

Кооперация функционально-специализированных компаний в рамках бизнессетей коренным образом отличается от интеграции компаний, ориентированных на один или группу технологически связанных продуктов. В бизнессетях возникает необходимость адаптации и гармонизации внутренних бизнеспроцессов самостоятельных компаний. Без этого фактически невозможно возникновение добавленной стоимости ни у одной стороны кооперации. Иными словами, создание добавленной стоимости каждой функционально-специализированной компанией обусловлено ее кооперацией, ее отношениями с другими субъектами бизнессети. Часто эти отношения многосторонние. Следовательно, для возникновения ожидаемого стоимостного эффекта каждому важно соблюдение договорных обязательств всеми. Поэтому именно кооперация делает бизнес любой функциональноспециализированной компании целесообразным.
В отличие от бизнесцепочек, представляющих собой устойчивые производственные операционно-технологические структуры, деятельность которых зачастую определяется достаточно жесткими схемами группового управления, такими, как концерны, синдикаты, холдинги и финансовопромышленные группы, бизнессети являются функциональнопроизводственными структурами, образуемыми юридически и структурно независимыми партнерами. Между участниками бизнессетей не существует иных отношений, кроме договорных. Такие структуры оказываются очень чувствительными к качеству выполнения установленных функций (а не только к качеству конечного результата). Как только качество выполнения функции становится ниже допустимого уровня, вся систем бизнесотношений приходит в движение и самоорганизуется для достижения надлежащего качества. Для бизнессетей характерны программноцелевые и проектные формы управления.
Бизнессеть можно описывать и анализировать с помощью достаточно хорошо разработанной теории и методологии сетевых графиков (рис. 5).
Узлами бизнессетей являются события единого производственного процесса, которые можно охарактеризовать как качественно, так и количественно, в результате их функционирования появляется добавленная стоимость. Дуги обозначают работы, под которыми понимаются процессы выполнения субъектами бизнессетей своих функций. Маркировка дуг может сообщать информацию о продолжительности работ, их исполнителях, сроках, стоимости. а рисунке 5 цифры над дугами обозначают продолжительность работ в днях, а буквы под дугами – это условное обозначение субъекта, отвечающего за выполнение работы. Цвет дуги соответствует субъекту, отвечающему за выполнение работы (хотя раскрашивание дуг необязательно).

Рис. 5. Пример описания бизнессети с помощью сетевого графика

Стоимостные кластеры и бизнескластеры (бизнессистемы комбинированного типа)

Целесообразность бизнеса в широком смысле состоит в превращении имеющихся в обществе возможностей в удовлетворенные общественные потребности. Для бизнеса чрезвычайно важно, чтобы развитие возможностей и потребностей, вокруг которых он строится, находилось на должном уровне. немаловажно, чтобы такое развитие постоянно получало дополнительный импульс. Наконец, весьма важно, чтобы структура имеющихся в обществе возможностей соответствовала структуре имеющихся в обществе потребностей. Не существует самодостаточного бизнеса. Любой бизнес либо строится на возможностях, являющихся производными от какой-либо деятельности, либо удовлетворяет потребности, открывающие возможности другому бизнесу. В современном обществе один бизнес создает условия для других видов бизнеса, в недрах одного бизнеса зреют ростки другого. И наоборот, любой бизнес своими корнями уходит в другие. Производственнохозяйственная деятельность людей настолько переплетена, что появление какого-то одного продукта, одной стоимости, как правило, сопровождается появлением вокруг него целого кластера продуктов, стоимостного кластера. Развитие производства ноутбуков, например, дает импульс развитию производства чипов памяти, жестких дисков, портативных манипуляторов типа «тачпад», жидкокристаллических экранов, программного обеспечения, средств сетевой интеграции и кейсов для их переноски.
Кластерная природа стоимости, создаваемой в условиях современной экономики, закономерно приводит к образованию бизнескластеров, многоотраслевых географически концентрированных бизнессообществ, в рамках которых, благодаря совместным усилиям производится и продается ряд связанных и взаимодополняемых товаров.
Актив, который создает или которым обладает один бизнес, в кластере используется в виде ресурса или условия для другого. Бизнескластер – это система отношений между собственниками активов по поводу их обмена, распределения и потребления с целью удовлетворения совокупных потребностей сообщества людей. Собственники активов вступают в отношения, преследуя свои интересы, которые могут быть как рациональны, так и иррациональны.Но в любом случае, на этапе контрактного оформления отношений эти интересы проявляются и становятся условиями сделок. Субъект А, обмениваясь некоторым количеством Х актива А на некоторое количество У актива В у субъекта В, тем самым выражает свой экономический интерес ХА на УВ. Субъект В, обмениваясь некоторым количеством Х актива В на некоторое количество У актива А у субъекта А, тем самым выражает свой экономический интерес ХВ на УА(рис. 6).

Рис. 6. Обмен активами с целью удовлетворения экономических интересов

Чтобы интересы сторон, участвующих в сделке были соблюдены, необходимо, чтобы каждая из них была способна выполнить возложенные на нее обязательства. Обязательства, накладываемые на субъекта А в сделке, означают, что он должен быть в состоянии предоставить к обмену не менее ХА количества актива А. Одновременно с этим субъект В должен быть в состоянии предоставить к обмену не менее ХВ актива В. Только тогда обозначенная выше сделка между субъектами А и В состоится и субъект А получит УВ необходимого ему актива В, а субъект В получит УА необходимого ему актива А. Совсем необязательно, чтобы ХА было равным УА, а ХВ было равным УВ. Важно, что для субъекта А получение УВ обойдется в затраты ХА, а для субъекта В получение УА обойдется в затраты ХВ.
Отношения обмена, распределения и потребления, складывающиеся в процессе взаимодействия хозяйствующих субъектов, могут быть достаточно точно формализованы (табл. 1).

Таблица 1

Формализация отношений между хозяйствующими субъектами в бизнескластере

Обмен

Распределение субъектом А своего актива А в количестве YA, ZA, GA между субъектами B, C, D соответственно

Производство субъектом А актива А из активов Y, Z, G. Это же отношение можно рассматривать как трансформацию активов Y, Z, G в актив А

Потребление

Аукцион. Субъект А распределяет имеющийся у него актив А между тремя субъектами в зависимости от того, какое количество актива В они будут предлагать в обмен

Пул. Три субъекта объединяют свой одинаковый актив В для совместного использования в надежде получить взамен адекватное количество актива А

 

Модель, используемая в данном случае для описания функционирующего бизнескластера, называется маркированным двудольным ориентированным мультиграфом, или сетью Петри.
Свойство двудольности отражает тот факт, что множество вершин этого графа {V} состоит из двух непересекающихся подмножеств (долей) – {P} и {T}. Вершины из разных подмножеств соединяются ориентированными дугами. Кратность дуг может быть любым числом из натурального ряда чисел (в самом простейшем случае). Внутри одного подмножества вершины не соединяются дугами.
Для представления изменений, происходящих в состояниях моделируемой с помощью сети Петри системы, вводятся подвижные элементы, которые называются метками. Распределение меток по вершинам подмножества {P} называется маркировкой сети Петри.
Вершины подмножества {P} называются позициями. В позициях происходит накопление меток. Вершины подмножества {Т} называются переходами. С переходами связывается понятие срабатывания, обеспечивающего перемещение меток из одних позиций в другие.
Формально самая простая сеть Петри описывается следующей комбинацией взаимосвязанных множеств:


где
 – конечное множество позиций;
 – конечное множество переходов;
 – функции инцидентности позиций и переходов, соответствующие направлению и кратности соединяющих их дуг;
 – функция инцидентности, отображающая подмножество переходов в подмножество позиций;
 – функция инцидентности, отображающая подмножество позиций в подмножество переходов;
 – вектор маркирования позиций.
Рассмотрим формальное описание сети Петри на следующем небольшом примере (рис. 7).

Рис. 7. Пример простой сети Петри

Множество позиций этой сети равно .
Множество переходов: .

Функция инцидентности переходов в позиции I: T->P  задается матрицей размерности 3x3:

 

p1

p2

p3

t1

1

1

0

t2

0

1

1

t3

0

0

1

Функция инцидентности позиций в переходы O: P->T задается также матрицей размерности 3x3:

 

p1

p2

p3

t1

1

1

0

t2

0

0

1

t3

0

0

1

Обобщенная функция инцидентности F формируется в результате вычитания матрицы O из матрицы I:

 

p1

p2

p3

t1

0

1

0

t2

-1

1

1

t3

0

-1

0

Вектор начальной маркировки сети Петри равен M0=(1,0,0).
Позиции, связанные с переходами отношений инцидентности O, являются причинными позициями таких переходов. Позиции, связанные с переходами отношений  инцидентности I, являются следственными позициями таких переходов.
Функционирование сети Петри описывается как перемещение меток посредством срабатывания разрешенных переходов. Срабатывание перехода tj разрешается, если в каждой из его причинных позиций pi находится не менее необходимого количества меток oij. Срабатывание разрешенного перехода tj приводит к изъятию в каждой его причинной позиции pi меток в количестве oij и к наполнению каждой его следственной позиции pk метками в количестве ijk.
Основными свойствами сетей Петри являются свойства живости, ограниченности, безопасности, сохраняемости, покрываемости (достижимости).
Сеть Петри считается живой, если живы (могут сработать в процессе функционирования) все ее переходы. Переход tj сети Петри считается живым, если в процессе функционирования может быть достигнут такой вектор маркирования позиций, при котором выполняются условия разрешения срабатывания этого перехода.
Сеть Петри ограничена, если ограничена любая из ее позиций. Позиция pi ограничена, если существует такое число Q, что для любого достижимого в сети вектора маркирования М справедливо неравенство

Сеть Петри безопасна, если безопасны все ее позиции. Позиция pi безопасна, если число меток в ней никогда не превышает 1.
Сеть Петри является сохраняющей, если суммарная кратность дуг, входящих в каждый из ее переходов, равна суммарной кратности дуг, выходящих из того же перехода. Свойство сохраняемости легко проверяется путем нехитрого анализа матриц инцидентности I и O. Суммы элементов матрицы I по строкам должны быть равны суммам элементов матрицы O по столбцам.
Сеть Петри с начальным вектором маркирования М0 является покрывающей вектор маркирования ML, если в ней достижим вектор маркирования M* такой, что . В таблице 2 представлена интерпретация свойств сети Петри применительно к бизнескластерам.

Таблица 2

Интерпретация свойств сети Петри применительно к бизнескластерам

Свойства сети Петри

Характеристики бизнескластера

 

Приемлемый вектор маркирования

Неприемлемый вектор маркирования

1. Вектор маркирования достижим

Сеть сохраняющая

Устойчивый, относительно эффективный, но не способный к развитию бизнес-кластер

Устойчиво деградирующий бизнескластер

Сеть несохраняющая

Бизнескластер с эластичной структурой, допускающей маневрирование ресурсами и вариантность развития

Неустойчивый и потенциально кризисный бизнес-кластер

Сеть ограничена

Бизнескластер имеет предел роста за счет собственных источников

Причина возникновения нежелательных состояний следует искать в структуре бизнескластера

Сеть неограниченна

Бизнескластер не имеет предела роста за счет собственных источников

Возникновение нежелательных состояний может быть обусловлено как структурой бизнескластера, так и неправильным размещением первоначальных ресурсов (начальное маркирование)

Сеть живая

Бизнескластер имеет сбалансированную структуру; все элементы и их отношения имеют значение для достижения целевого состояния

Все элементы бизнес-кластера вносят свой вклад в создание нежелательного состояния

Сеть неживая

Структура бизнескластера избыточна с точки зрения достижимости целевого состояния

Причиной возникновения нежелательного состояния бизнескластера может быть явный структурный дисбаланс

2. Вектор маркирования недостижим

Сеть сохраняющая

Бизнескластер явно не ориентирован на решение целевых задач

Структура бизнескластера обеспечивает его иммунитет к нежелательному развитию

Сеть несохраняющая

Возможной причиной недостижимости целевого состояния могут быть неверно синхронизированные действия участников бизнескластера

Структура бизнескластера обеспечивает его иммунитет к нежелательному развитию

Сеть ограничена

Мощности бизнескластера недостаточны для достижения целевого состояния

Участники бизнескластера имеют внутренний иммунитет к нежелательному развитию

Сеть неограничена

Цели развития не соответствуют структуре бизнескластера

Структура бизнескластера обеспечивает его иммунитет к нежелательному развитию

Сеть живая

Бизнескластер является структурно сбалансированным

Бизнескластер является структурно сбалансированным

Сеть неживая

Бизнескластер является структурно избыточным

Бизнескластер является структурно избыточным

 

Типология транснациональных бизнес систем

Транснациональные бизнесцепочки

Интернационализация бизнеса связана с процессом размещения компанией отдельных звеньев своей цепочки образования стоимости продукции за пределами страны регистрации материнской компании. На рисунке 8 представлена типология возможных транснациональных бизнесцепочек.
Наиболее распространенные формы организации транснациональных бизнесцепочек связаны с:


1)

выведением за рубеж звена продаж (организация экспортного канала через торгового агента или дистрибьютора за рубежом);

2)

выведением за рубеж звеньев маркетинга, продаж и послепродажного обслуживания (создание за рубежом дочерней торговой компании);

3)

выведением за рубеж звена производства отдельных комплектующих компонент продукции (создание за рубежом дочерней производственной компании);

4)

выведением за рубеж звена сборки готовой продукции (создание за рубежом дочерней сборочной компании);

5)

выведением за рубеж звеньев производства отдельных комплектующих компонент и сборки готовой продукции (создание за рубежом дочерней производственносборочной компании);

6)

выведением за рубеж звеньев сборки готовой продукции, маркетинга, продаж и послепродажного обслуживания (создание за рубежом дочерней сборочнодистрибьюторской компании);

7)

созданием за рубежом полностью интегрированной производственноторговой компании с сохранением звена НИР и ОКР в материнской компании.

 

Транснациональные бизнессети

Бизнессети в современном мире – явление хоть и распространенное, но мало изученное. Еще менее изученным является феномен транснациональных бизнессетей. В этой связи как само их определение, так и классификация их типов в экономической науке пока отсутствуют. Б.З. Мильнер, например, предпочитает оперировать понятием сетевой организации, подразумевая под этим «совокупность фирм и специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов» [8]. Он видит в появлении сетевых организаций закономерный результат проникновения «рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний» [8]. Следуя логике рассуждения Б.З. Мильнера, транснациональная бизнессеть должна возникнуть как результат проникновения рыночных отношений в транснациональную компанию, что в принципе и происходит на самом деле. Многие глубоко интегрированные компании, превратившись из национальных в транснациональные, путем функциональной декомпозиции своих бизнесцепочек и перехода на принципы аутсорсинга трансформировались в бизнессети и стали их операторами. Однако бизнессеть вряд ли можно отождествлять с сетевой организацией. Сетевые организации, несмотря на существование внутренних рыночных механизмов координации, для обеспечения своей устойчивости создают смешанные органы управления, сосредотчивающие власть в отношении структурных элементов и ответственность за общие результаты. Наглядными примерами сетевых организаций с такими органами управления являются упоминаемые Б.З. Мильнером азиатские коммерческие объединения «кейрецу» и стратегические союзы.
Бизнессети представляют самоорганизующиеся полицентрические структуры, ориентированные на решение конкретных задач или выполнение определенных функций и состоящие из автономных (иногда временных) структур. Для них характерны децентрализация власти и ответственности, а также преобладание горизонтальной направленности нежестких связей, регламентируемых балансом интересов (прежде всего экономических). Как уже отмечалось, бизнессети более жизнеспособны по сравнению с жестко централизованными организациями обычного типа, а также с нежесткими сетевыми организациями.
Наибольшее развитие транснациональные бизнессети получили, пожалуй, в автомобилестроении благодаря тому, что автомобильные компании передали на аутсорсинг основную массу функций, связанных с производством и послепродажным обслуживанием их автомобилей. Если в начале ХХ века практически все функции, связанные с производством, продажей, послепродажным обслуживанием и даже эксплуатацией автомобиля, были сконцентрированы в рамках одной компании, планировались и регулировались централизованно (типичным примером этого является корпорация «Форд Моторс»), то к 2005 году ведущие автомобильные компании мира оставили за собой только функции развития бренда, маркетинга, дистрибуции и продаж. Именно контроль за надлежащим исполнением этих функций позволяет координировать работу всей бизнессети, ориентированной на производство и продажу автомобилей.

Рис. 8. Типология транснациональных бизнесцепочек

Анализ 170 всемирно известных компаний–поставщиков автомобильных компонентов показал, что в зависимости от серии процесс производства и продажи автомобиля BMW обеспечивается компания миаутсорсерами на 2025%. Это приблизительно средний по отрасли уровень аутсорсинга. У компаний–операторов глобальных бизнессетей, таких, например, как Toyota, этот показатель несколько ниже – не превышает 20%. У национальных системных интеграторов, таких, как GM или Mitsubishi, уровень глобальной интеграции колеблется в пределах от 10 до 15%.
Типологию транснациональных бизнессетей можно представить в зависимости от индекса транснационализации ключевой компании и уровня аутсорсинга ее производственного процесса (рис. 9).

Рис. 9. Типология транснационализации автомобильных бизнессетей

Индекс аутсорсинга для автомобильных компаний, представленных на рисунке 11, определялся на основе анализа цепочки образования стоимости конечного продукта. Например, 90%- уровень аутсорсинга в компании Ford был установлен на основании данных о том, что собственно в компании к стоимости автомобиля добавляется лишь 10%.
Индекс транснационализации компании определялся по статистическим данным ООН [6]. Те же данные использовались для определения сравнительных объемов международной торговли этих компаний. Сравнительная характеристика объемов международной торговли представлена кругами на позициях соответствующих компаний: чем больше диаметр круга, тем больше сравнительные объемы международной торговли у компании.
Такой подход дает возможность увидеть, какие компании строят свои бизнессистемы как: 1) глобальные бизнессети, 2) национальные бизнессети, 3) глобальные интегрированные бизнесцепочки и 4) национальные интегрированные бизнесцепочки. К последнему классу из числа рассматриваемых компаний относится только отечественный “АвтоВАЗ”. Нетрудно видеть, что у компаний–операторов глобальных бизнессетей заметно больше и объемы международной торговли. Уместно предположить, что именно объемы международной торговли являются причиной трансформации компании в бизнессеть посредством аутсорсинга, а не наоборот.

Транснациональные бизнескластеры

Основоположником теории кластерного развития бизнеса является все тот же М. Портер [7]. Он изучил данную проблему, исследовав конкурентные позиции более 100 отраслей различных стран. М. Портер обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно сконцентрированы в одном регионе. Это связано с волновой природой инноваций, распространяемых вокруг наиболее конкурентоспособны компани и затрагивающих поставщиков, потребителей и конкурентов данных компаний. В регионе возникает «кластер» – сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
И все же нельзя любой территориальнопроизводственный комплекс предприятия и производств объявить кластером. Ценность последнего заключается не столько в комплексности, сколько, во-первых, в наличии внутренней конкурентной среды (кластер не является вертикальноинтегрированной компанией), а во-вторых, в существенном присутствии кластера в глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентных позиций на глобальном рынке. Обычно на территории существует ограниченное количество кластеров, но именно они обеспечивают конкурентоспособность региона.
Кластеры принимают различные формы в зависимости от своей глубины и сложности, но в большинстве случаев включают: компании, производящие продукцию конечного потребления, или компании по оказанию услуг; поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях. Кластеры также часто включают: фирмы, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или с потребителями); производителей побочных продуктов; специализированных провайдеров инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, сбор информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку (такие, как университеты, курсы повышения квалификации); агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные агентства, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И наконец, многие кластеры включают торговые ассоциации и другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера.
Высокая конкурентоспособность территории держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне них даже самая развитая экономика может давать посредственные результаты. В современной экономике давно уже конкурируют не отдельные предприятия и отрасли, а кластеры.
Конкурентоспособность входящего в бизнескластер предприятия, как правило, является следствием конкурентоспособности всего сообщества в целом. Считается, что именно производственные кластеры обеспечивают сегодня наибольшую устойчивость национальной экономики и ее наиболее сильные конкурентные позиции в глобальном рынке. Кумулятивный эффект бизнескластера позволяет быстрее и гибко реагировать на изменения в системе глобальных обменов. Регион бизнескластера тем самым добавляет к капиталу размещенных в нем предприятий своеобразную «территориальную маржу», размер которой бизнес давно уже научился измерять.
Участниками кластеров являются производственные, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, научноисследовательские организации и вузы, кредитные организации и банки, инфраструктура, администрации регионов, профессиональные и общественные организации. Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками. Образование так называемой «критической массы» компаний в кластере служит стимулом для дальнейшего привлечения в кластер новых компаний, инвестиций, услуг и поставщиков, а также поддерживает процессы формирования собственных профессиональных кадров. Во многих развитых странах отраслевые кластеры стали привычной формой организации бизнессообществ. В качестве характерных примеров можно назвать автомобильный (Северный Рейн Вестфалия, Германия), химический (Сингапур), биотехнологический (Швеция), продуктовый (Аризона, США), телекоммуникаций (Италия), аэрокосмический (Испания) кластеры.
Именно бизнескластеры представляют интерес как наиболее перспективное направление транснационализации бизнеса. По соображениям достижения наибольшего уровня международной конкурентоспособности для корпораций сегодня важно не просто разместить свое подразделение в определенной стране за рубежом, но разместить его в конкурентоспособном кластере, сделав органической частью этого кластера. То же самое можно сказать и о процессе аутсорсинга. Для транснациональной корпорации также важно, чтобы ее аутсорсеры функционировали в составе бизнескластеров.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.

Porter, Michael E. “Competitive advantage”, The Free Press, 1985.

2.

Gluck, Frederick W. “Strategic Choice and Resource Allocation”, The McKinsey Quarterly (Winter 1980).

3.

Buaron, Roberto. “New-Game Strategies”, The McKinsey Quarterly (Spring 1981).

4.

Parolini, Cinzif. The value net: a tool for competitive strategy. – John Wiley & Sons Ltd., 1999, p. XXI.

5.

Normann, Richard, and Ramirez, Rafael., Designing Interactive Strategy: From the Value Chain to the Value Constellation. – Chichester, John Wiley and Sons Ltd., 1994.

6.

World Investment Report 2001: Promoting Linkage, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2001.

7.

Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993.

8.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 2е изд. – М.: ИнфраМ, 1999. С. 379.

Также по этой теме:





Ранее просмотренные страницы