Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Теория менеджмента    Особенности жизненных циклов различных экономических систем

Особенности жизненных циклов различных экономических систем

Особенности жизненных циклов различных экономических систем

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2008

Дресвянников В.А.,
канд. тех. наук, доцент
Всероссийского заочного
финансово-экономического
института, г. Пенза

Понятие «жизненный цикл» широко используется в практике менеджмента применительно к таким системам, как отрасль, организация, работник, производственная технология, продукт (изделие), проектная деятельность.

Теория жизненного цикла систем требует дальнейшего развития, что связано с переходом мирового сообщества от индустриальной экономики к экономике информационного типа (экономике знаний), которая имеет ряд особенностей:

  • увеличение нематериальной (информационной) составляющей в хозяйственной деятельности организации;
  • усиление роли новизны (новых идей, инноваций) в обеспечении конкурентных преимуществ организации;
  • нестабильность организационной среды, увеличение интенсивности изменений во внешней и внутренней среде организации;
  • усиление влияния человеческого фактора на результаты хозяйственной деятельности организации;
  • дальнейшая дифференциация потребностей потребителя, стимулирующая появление новых видов продуктов;
  • увеличение доли творческого, интеллектуального труда человека по сравнению с физическим, ручным трудом.

Понятие «жизненный цикл системы»
В различных дисциплинарных направлениях теории управления учеными даются разные определения понятия «жизненный цикл», но в любом случае выделяются следующие существенные свойства (рис. 1):

  1. протяжённость во времени;
  2. наличие несколько последовательных и взаимосвязанных стадий (фаз). Переход от одной стадии к другой характеризуется количественными и качественными изменениями. Число стадий указывается разное: от 4 до 8 и более. Фазы жизненного цикла системы имеют разную длительность: «рождение» и «становление» являются относительно короткими фазами, более длинной является фаза «роста», наиболее протяженна во времени — фаза «зрелости», ради которой собственно и создается система. Длительность фазы «спад» может в значительной степени колебаться.

Существенным своеобразием могут отличаться и формы кривой жизненного цикла не только для разных систем, но и для системы одного вида в зависимости от внешних и внутренних факторов.

Несмотря на наличие множества фаз, сущность жизненного цикла системы выражается тремя основными фазами-векторами:

  • развитие, подготовка к определенному виду существования (деятельности) системы;
  • деятельность системы;
  • деградация, сокращение деятельности с последующей ликвидацией системы либо воспроизведение системы, новое развитие для другой деятельности.

Можно дать следующее общее определение «жизненного цикла», применимое ко всем видам систем.

Жизненный цикл системы (System Lifecycle — SLC) — это множество её закономерных изменений во времени (фаз) от момента возникновения (появления) системы до момента её исчезновения (ухода).

Общими параметрами жизненного цикла систем являются: момент появления и ухода системы, общая длительность, длительность каждой фазы, порядок чередования фаз, вид фаз и фазных изменений, показатели, характеризующие состояние системы в каждой фазе.

Объектом нашего анализа являются три вида экономических систем:

  • социально-экономические системы (СЭС) — отрасль, организация, работник;
  • технико-экономические системы (СЭС) — технология, продукт (услуга);
  • биолого-экономические системы (БЭС) — отрасль, организация, работник (человек).

Социально-экономические системы
СЭС имеют следующие особенности, существенно влияющие на характер их жизненного цикла (рис. 2):

  • наличие интеллекта;
  • возможность рефлексии;
  • наличие миссии и подчинённой ей системы целей жизнедеятельности (пребывания в жизненном цикле).

Под интеллектом будем понимать способность системы воспринимать, осознавать (понимать сознанием), внутренне (ментально) воспроизводить (моделировать, запоминать) окружающую действительность, осуществлять целенаправленные преобразования внутреннего (ментального) представления.

Структура интеллекта включает части (подсистемы):

  1. Рабочий интеллект, выступающий как субъект, объектом действий которого является окружающая действительность. Рабочий интеллект выполняет вышеперечисленные интеллектуальные операции по отношению к этой действительности.
  2. Управляющий интеллект, выступающий как субъект, объектом действий которого является рабочий интеллект.
  3. Информационное пространство (ментальные модели, мысли), составляющее содержание интеллекта, как образ (отражение, модель) действительности.

Под рефлексией определим способность системы воспринимать себя отстранённо, как посторонний объект, самовоспроизводясь в своем сознании с помощью интеллекта.

Интеллект, являясь нематериальной субстанцией (от лат. substantia — сущность), имеет материальный носитель.

  1. Для человека таким носителем является мозг и сочетание энергетических возбуждений-торможений его нейронов, физически создающих ментальное поле, в котором осуществляются мыследействия (интеллектуальные операции) рабочего интеллекта— восприятие, запоминание, трансформация действительности, её воспроизведение и управляющего интеллекта —  переключение и регулирование степени внимания при восприятии информации, передача её из иконической (мгновенной) в оперативную, среднесрочную и долгосрочную память.
  2. Для организации — это группа людей, к которым относятся менеджеры (прежде всего топ-менеджеры) — управляющий интеллекти специалисты — рабочий интеллект, чья работа носит творческий характер (knowledge workers — «работники знаний»), а также организационное информационное пространство, существующее в виде компьютерных баз данных и знаний организации, организационного методологического обеспечения (стандартов предприятия, методологических, технологических, должностных, рабочих инструкций) и прочего  организационного документооборота. Работники, входящие в организационный интеллект, получили название «когнитариат» (термин, введенный О. Тоффлером по аналогии с термином «пролетариат»).
  3. Для отрасли — это общие для всех организаций институты (от лат. institutum — установление, учреждение) управления, например штабы, советы — управляющий интеллект; институты научно-исследовательской и проектной деятельности; отраслевые организации, которые проявляют себя как интеллектуальные лидеры — рабочий интеллект. Кроме того, основу интеллекта отрасли образует информационное пространство — ноосфера отрасли. Сюда относятся отраслевые средства массовой информации: сайты и тематические рассылки Интернета, периодические издания (журналы, сборники), научные издания (брошюры, монографии) и учебно-методические пособия (учебники, учебные пособия, методические пособия); мероприятия, на которых осуществляется общение (коммуникации) отраслевых работников (конференции, семинары, тренинги).

Наблюдается общая закономерность: при переходе от индивидуального (личностного) интеллекта к организационному: увеличиваются разделённость и протяжённость в пространстве, вариативность (разнообразие), динамика изменений, хаотичность.

Рефлексия также имеет особенности проявления для различных видов СЭС.

  1. Для человека — это самоощущения, самонаблюдения и самоосознание.
  2. Для организации — это внутренний аудит, исследование и анализ структуры и состояния организации как системы: анализ ресурсов, бизнес-процессов, технического, экономического, финансового, социального состояния и результатов деятельности. Организационную рефлексию осуществляют подразделения маркетинга, аудита, аналитики отделов информационного и программного обеспечения, а также менеджеры и специалисты, осознающие полученную с помощью исследований информацию и трансформирующие ее в знания.
  3. Для отрасли — это исследование и анализ структуры, состояния, динамики развития и результатов деятельности отрасли. Отраслевую рефлексию осуществляют отраслевые исследовательско-аналитические институты, отдельные аналитики, а также отраслевые органы управления и руководители организаций, входящих в отрасль, которые обрабатывают (осознают) полученную информацию и преобразуют ее в знания.

Миссию определим как предназначение (место, роль, смысл появления) социально-экономической системы в окружающей действительности. Миссия и подчиненные ей цели определяют прежде всего направленность жизненного цикла системы и являются в то же время причиной возникновения проблем (конфликтов, противоречий), которые осознаются и решаются интеллектом.

Миссия формирует вектор развития системы и характер её жизнедеятельности на фазе зрелости.

Представим ключевой тезис, формулирующий особенности жизненного цикла

СЭС: наличие у социально-экономической системы интеллекта, рефлексии и миссии позволяет ей проектировать и осуществлять свой жизненный цикл в большей или меньшей степени самостоятельно, произвольно и радикально, с учётом своих свойств и свойств окружающей ее действительности (среды), меняя характеристики и параметры жизненного цикла.

То есть СЭС может сама определять следующее:

  1. момент своего появления и ухода. Предприниматели и менеджеры, являясь частью организации, определяют момент её основания и закрытия или момент создания новой диверсифицированной организации на базе старой. Также работник организации может создавать новый жизненный цикл самого себя как социально-экономической системы, обучившись и освоив новый вид профессиональной деятельности, причём переход в новую деятельность может быть радикальным;
  2. характеристики и параметры изменений, выбирая либо количественный рост системы, например для организации — увеличение численности персонала, либо её качественное развитие — повышение квалификации персонала;
  3. сочетание, последовательность фаз или циклов, например сознательно осуществлять обновление организации, чтобы не допустить фазы старения.

Технико-экономические системы
СЭС отнесем к классу «живых» систем, подчеркивая тем самым их способность к самосознанию и самоизменению в процессе жизненного цикла. ТЭС, то есть технологии, продукты (услуги), отнесем к классу «условно живых» систем. «Живыми» назовем их потому, что они «рождаются» и имеют жизненный цикл. «Условно-живыми» — потому, что они не обладают такими свойствами живых систем, как интеллект, рефлексия, а «рождаются и живут» благодаря энергии людей, СЭС.

ТЭС имеют следующие особенности, существенно влияющие на характер их жизненного цикла (рис. 3):

  • наличие информационного двойника (прототипа, модели, проекта), способного воплотиться в материю (физическую, энергетическую форму);
  • наличие новизны;
  • наличие целевой функции.

 

Информационный двойник (прототип, модель, проект) — это выполненное на языке (графическом, математическом, текстовом) описание ТЭС, необходимое для её материального воплощения. У ТЭС он обязателен, так как на его основе осуществляется создание реального объекта.

Разработка информационного двойника является самостоятельной фазой жизненного цикла ТЭС, которая в свою очередь может быть разделена на подфазы: исследование и анализ, проектирование, опытное производство. В производственной деятельности предприятия эта фаза получила название НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Если же прототип не может быть воплощен в материю по каким-либо причинам (политическим, техническим, экономическим, экологическим), то жизненный цикл системы не начнется.

Под новизной будем понимать:

  1. создание системы, не существовавшей ранее. Дадим ей условное обозначение — «Н-И» система;
  2. создание нового экземпляра уже известной (старой) системы. Условно обозначим ее как «Н-С» система.

Жизненный цикл «Н-И» системы будет обязательно включать фазу «создание информационного двойника» (НИОКР), в отличие от жизненного цикла «Н-С» системы. Имеются и другие отличия, которые будут рассмотрены ниже.

Целевая функция ТЭС определяет её назначение, подобно миссии СЭС, и влияет на состав и длительность отдельных фаз жизненного цикла системы и общую длительность её существования.

Биолого-экономическая система
Человек является одновременно социально-экономической и биологической системой. Как СЭС он может иметь серию жизненных циклов. Но природа дала человеку всего один биологический цикл, который является ограничением для реализации социально-экономических жизненных циклов и в то же время основой для их осуществления, так как биологические изменения осуществляются параллельно с социальными и интеллектуальными изменениями.

Природные способности человека определим как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления профессиональной деятельности. Именно уровень (глубина) способностей человека будет определять момент начала его социально-экономического цикла (профессиональной деятельности). Вид и характер способностей обусловливают параметры фаз и возможность осуществления новых циклов. Природное здоровье — физическое и психическое благополучие — определяет саму возможность функционирования человека как СЭС, а также суммарную длительность социально-экономического жизненного цикла. От него зависит физическое и во многом интеллектуальное долголетие человека.

Биологический цикл человека включает фазы: 1) рождение и младенчество; 2) детство и юношество; 3) молодость и зрелость; 4) старость и угасание. Параллельно с биологическим и половым созреванием происходят качественные социально-психологические изменения, формируется и развивается интеллект, осознается (рефлексируется) будущая социально-экономическая направленность (миссия). Особенности человека как БЭС определяют то, как проявляются эти социально-экономические циклы.

Организацию и отрасль можно отнести к БЭС, так как организация — это множество людей, а отрасль — это множество организаций.

При управлении экономической деятельностью организации необходимы планирование, регулирование и контроль трёх видов жизненных циклов систем:

  • цикл класса, семейства, рода системы — эволюционный цикл;
  • комбинация циклов перспективного и господствующего видов системы;
  • цикл экземпляра системы.

Как особый вид рассматривается жизненный цикл какой-либо плановой (проектной) деятельности, например освоения выпуска нового изделия.

Эволюционный жизненный цикл
В биологии эволюция рассматривается как необратимое историческое развитие живой природы и определяется изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов. В широком смысле эволюция (от лат. evolutio — развертывание) — это представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях. Эволюция определяет количественное и качественное состояние какой-либо системы, рассматривается как результат более или менее длительных изменений её предшествующего состояния. Эти изменения могут носить характер непрерывного совершенствования или радикального (революционного) развития.

Началом эволюционного жизненного цикла является появление единичного экземпляра новой системы («Н-И» системы), построенного на основе новых знаний: идей, открытий, изобретений. Этот экземпляр находится в корне эволюционного (не иерархического!) дерева, создавая новый класс (рис. 4). Дальнейшее совершенствование этого экземпляра приведёт к появлению нового рода на основе идеи, в содержание которой войдёт идея класса. В свою очередь, в эволюционном цикле род разделится на виды. Каждый вид будет основан на новой идее, в содержание которой входит идея рода. Затем цикл повторяется. Ещё Аристотель предположил, что эволюция, развитие, осуществляется не просто циклически, но по расширяющейся спирали.

Таким образом, классы, роды, виды связаны друг с другом эволюционно, а идеи (информационные прототипы) образуют пересекающиеся множества.

Эволюционный жизненный цикл систем в экономике подобен эволюционному жизненному циклу в биологии, получившему название «филогенез». Филогенез (от греч. phylon — род, племя, и genesis — возникновение, происхождение) — процесс исторического развития организмов и отдельных групп. Формирование нового рода, вида в цикле филогенеза возможно двумя путями:

  • для СЭС и БЭС — путём адаптации, когда вначале появляется экземпляр, а затем новый род (вид), так как для них характерны свойства: для СЭС — рефлексии, для СЭС (в условиях рыночной экономики) и БЭС — естественного отбора и адаптации;
  • для СЭС и ТЭС — путём проектирования, когда вначале создается информационный двойник, а затем экземпляр нового рода (вида).

Признаком системы нового класса является:

  • с научно-технической точки зрения — использование в её устройстве нового физического, химического, биологического, социального явления (эффекта);
  • с экономической точки зрения — решение экономической проблемы, которая не решалась существующими средствами, или новое потребительское предложение (новые возможности для потребителя).

Родовые и видовые системы могут также содержать новые эффекты, но они находятся в русле экономического назначения (миссии, целевой функции), определяемого системой нового класса.

Каждый новый род (вид) системы является более совершенным по отношению к предыдущему, что отражается ключевыми показателями функционирования (качества) системы (КПФС). Например, для ТЭС «продукт технического назначения» такими показателями могут быть производительность, мощность, скорость, энергопотребление. Поэтому кривая филогенеза образуется соединением точек, отражающих показатели совершенствования новых родов (видов) ТЭС. При этом в краткосрочной перспективе стандартные фазы жизненного цикла системы невозможно выделить, но в долгосрочной перспективе кривую филогенеза можно разделить на фазы: «зарождение класса систем», «рост», «зрелость (насыщение)», «уход». Уход связан с тем, что идея, которая заложена в систему, морально устаревает и на смену приходит система другого класса с той же миссией или целевой функцией, но с новой идей.

Внутри кривой филогенеза класса находятся кривые филогенеза рода (вида), которые для СЭС и ТЭС имеют следующие фазы:

  • создание информационного прототипа (проектирование);
  • рождение, воплощение прототипа в материал с соответствующей доработкой;
  • потеря актуальности (моральное старение) и уход в связи с появлением нового рода (вида), обладающего лучшими научно-техническими, экономическими, социальными параметрами.

Может возникнуть вопрос: имеется на уровне организации необходимость и возможность использовать филогенез? Пожалуй, ещё в прошлом веке такой необходимости не было, так как, например, одному поколению специалистов и рабочих (в течение порядка 40 лет) достаточно было единожды освоить и затем только использовать технику, которая относилась к одному виду ТЭС (или, как ещё говорят, поколению техники). В настоящее же время одно поколение работников вынуждено осваивать несколько поколений техники, следовательно, смену поколений техники. Филогенез (жизненный цикл эволюции систем) необходимо использовать для повышения  эффективности управления. Возможность использования филогенеза в менеджменте организации обеспечивается увеличением доступности и скорости распространения информации о новых открытиях, изобретениях, инновациях, в частности, посредством Интернета.

Подтверждением мнения о необходимости использования филогенеза в управлении организацией является открытое в XX в. явление экспоненциального роста информации. Если к началу XX в. удвоение информации происходило за десятки лет (а еще раньше за сотни лет), то к середине XX в. — за 5–8 лет. В начале XXI в. Удвоение информации происходит за год.

Жизненные циклы господствующего и перспективного видов систем
Господствующей системой является та, которая в настоящее время имеет место. Например, выпускаемый на предприятии продукт является господствующим и относится к ТЭС определенного класса, семейства, рода, вида. Эта принадлежность определяет его технико-экономические и потребительские характеристики.

Жизненный цикл господствующей СЭС по оси ординат измеряется количественными показателями. Например, для продукта предприятия это могут быть показатели объёма производства и продаж, дохода, прибыли.

Перспективная система — это та, на которую планируется осуществить переход в будущем. Она относится к новому виду (роду, семейству) в пределах данного класса. Для определения временной точки перехода используется правило «50 на 50»: кривая фазы спада господствующей системы и кривая фазы роста перспективной системы пересекаются в точке равенства на оси ординат (рис. 6). Например, для ТЭС «продукт» у господствующего и перспективного продукта это будет равенство показателей «доход (валовая выручка)».

Жизненный цикл системы в экономике подобен эволюционному жизненному циклу в биологии, получившему название «онтогенез».

Онтогенез (от греч. on, оntos — сущее, и genesis — возникновение, происхождение) (индивидуальное развитие организма) — процесс развития от момента зарождения до конца жизни.

Для господствующей и перспективной систем, например ТЭС-продукт и ТЭС-технология его изготовления в СЭС-организации (предприятии), жизненный цикл отражает их рыночную жизнь. Этот цикл коротко назовем «онтогенез вида».

При анализе господствующей и перспективной систем необходимо также произвести их оценку по ключевым показателям функционирования системы (КПФС) и сопоставить с циклом филогенеза. Это позволит определить место господствующей и перспективной систем в цикле филогенеза, оценить правильность выбранного направления замены систем, наличие отставания, предотвратить возможные кризисы.

Жизненный цикл экземпляра системы
Если жизненный цикл господствующей и перспективной систем отражает динамику изменений количественных характеристик жизнедеятельности системы, относящейся к определенному классу, роду и виду, то жизненный цикл экземпляра системы отражает в динамике его качественные изменения посредством количественных показателей состояния системы. Например, для изделия предприятия это могут быть показатели технических характеристик: мощность, производительность, физический износ. Для работника предприятия это могут быть показатели его профессиональной деятельности, например производительность труда, количество ошибок, уровень сложности решаемых задач.

Учёт и накопление данных по жизненному циклу каждого экземпляра позволяет решать следующие задачи:

  1. Мониторинг жизненного цикла экземпляра с фиксацией показателей по каждой фазе для оперативного решения текущих задач и проблем. Например, руководитель, имея подробную информацию о том, как сотрудник проявлял себя на фазе «молодость», во время учебы в вузе: по каким предметам он был успешен, а по каким нет, как проявлял себя в социальной среде, какие имел интересы, может принять правильное решение об использовании его в организации. В противном случае будет потеряно время на «распознавание» человека в процессе его работы в данной организации. Вполне возможно, что неправильное позиционирование сотрудника на должность из-за отсутствия достоверной информации приведет к недоиспользованию, а то и потере ценного для организации ресурса.
  2. Мониторинг жизненного цикла экземпляра с фиксацией показателей по каждой фазе, для того чтобы в будущем при возникновении проблем фунционирования данного экземпляра можно было провести анализ причин их возникновения. Например, это может быть изделие ответственного назначения, для которого в случае потери его работоспособности необходимо быстрое её восстановление.
  3. Анализ массива данных по жизненным циклам множества экземпляров различными математическими и программными средствами, например средствами Data Mining для поиска новых знаний о системах. Новые знания о господствующей системе, полученные с помощью анализа массива данных экземпляров этой системы, в виде классификаторов, закономерностей, зависимостей необходимы для совершенствования и развития господствующей системы, проектирования и освоения перспективной системы.

Жизненный цикл единичного экземпляра коротко назовем «онтогенез экземпляра». Каждый из трех вышеперечисленных циклов имеет особое назначение и область использования:

  1. Построение и анализ эволюционного цикла систем (филогенеза систем) дают общую картину эволюции, позволяют менеджерам-аналитикам организации спрогнозировать перспективу развития систем этого класса, оценить место своей системы, например продукта или технологии его производства, и систем организаций-конкурентов в цикле филогенеза (эволюционного развития).
  2. Построение и анализ жизненных циклов господствующей и перспективной систем (онтогенез вида) позволяют спрогнозировать перспективы экономической (рыночной) жизни системы, принадлежащей данной организации, например выпускаемого ею продукта; оценить с экономической точки зрения необходимость перехода к новой системе, например продукту нового поколения; определить точку перехода и спланировать в связи с этим инновационную деятельность организации.
  3. Построение и анализ жизненного цикла экземпляра системы предоставляют возможность индивидуальной его настройки под потребности конкретного клиента, что способствует реализации концепции CRM (Customer Relationship Management System — система управления взаимодействием с клиентами); позволяют детально организовать систему управления качеством на основе непрерывного интегрированного информационного документирования, отражающего данные о самой системе, а также связанных с ней процессах и внешней среде — идеология CALS (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукта).

Жизненный цикл системы как план её создания
В современном менеджменте, в частности в менеджменте качества (ISO 9000:2000), существует подход к понятию «жизненный цикл системы» как к последовательности действий по созданию, плану создания, развития системы.

Жизненный цикл (ЖЦ) продукта, как его определяет стандарт ISO 9004-1, — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определённой продукции до удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.

Например, для компьютерной системы он включает этапы:

  1. Определить требования к компьютерной системе.
  2. Выбрать поставщика компьютерной системы.
  3. Разработать компьютерную систему.
  4. Сконструировать компьютерную систему.
  5. Интегрировать и установить компьютерную систему.
  6. Тестировать и аттестовать компьютерную систему.
  7. Оценить компьютерную систему в её рабочей среде.

Такой подход, если затем не раскрывается каждая фаза, достаточно условно можно отнести к концепции жизненного цикла, поскольку здесь нет ни количественных, ни качественных характеристик системы. Жизненный цикл-план описывает действия, которые осуществляются по отношению к системе, и косвенно определяет общий вид системы, например этапам 3 и 4 соответствует проект системы (информационный двойник), этапу 5 — физическая система. Каждое из действий или набор действий можно привести в соответствие со стандартными фазами жизненного цикла. Например, этапы 1, 2, 3, 4, 5, 6 соответствуют фазе «зарождение», а этап 7 — фазе «зрелость» (эксплуатация).

Конкретные данные о состоянии системы начиная с 3-й по 7-ю фазу должны содержаться в документах, соответствующих этим фазам.

Более точное название жизненного цикла такого вида — «жизненный цикл проекта (Project Life-Cycle)», набор последовательных этапов (процессов) проекта.

Документирование жизненного цикла системы
Для того чтобы жизненный цикл системы был видимым и читаемым, его необходимо документировать.

Для этого необходимы два вида документов:

  1. Документы проектного характера, содержащие информацию о том, как устроена система, как её создать.
  2. Документы контрольного характера, содержащие информацию о состоянии системы.

Для автоматизации расчётов, обработки информации документы должны быть представлены в электронном виде и организованы как базы данных и знаний. В настоящее время система электронного документирования жизненного цикла единичного экземпляра продукта предприятия (онтогенез экземпляра) получила название CALS-технологии (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support). Существует и другой подход, получивший название PDM (Product Data Management — управление данными об изделии).

Анализ соответствия жизненных циклов отрасли, организации, технологии, продукта
Различные составляющие единой экономической системы: отрасль, отраслевой рынок, организация, продукт, технологии производства продукта, персонал должны находиться в соответствии.

Можно записать логическое высказывание:

Если будет обеспечено соответствие взаимосвязанных систем, то создается положительная синергия и эффективность деятельности, иначе отрицательная синергия и возникновение проблем.

Для анализа можно использовать двухмерные матрицы с осями: «фазы отрасли — организации (предприятия)», «фазы организации (предприятия) — продукта организации (предприятия)», «фазы организации (предприятия) — технологий организации (предприятия)», «фазы отраслевых продуктов — продуктов организации (предприятия)», «фазы отраслевых технологий — технологий организации (предприятия)», отражающие либо текущую ситуацию, либо прогноз.

Могут быть использованы трёхмерные матрицы, отражающие текущую ситуацию в отрасли и на предприятии, позволяющие сделать комплексный анализ и сопоставить интегральную позицию отрасли и предприятия, определив вид и уровень разрыва, который необходимо преодолеть (если он имеется). При этом для отрасли и организации отражается жизненный цикл онтогенеза, а для изделия и технологий — филогенеза.

На рис. 7 отрасль растёт, увеличивает эффективность деятельности, используя «зрелые», то есть отработанные, производственные технологии. При этом наряду с «господствующим» продуктом (ОтС1) в отрасли зарождается «перспективный» продукт, относящийся к новому поколению техники (ОтС2). Предприятие же проявляет себя как «новичок», так как уровень эффективности его деятельности ниже отраслевого, при этом оно производит «господствующий» продукт (ОрС). В данном случае наблюдается разрыв между положением на предприятии в отрасли и по уровню эффективности производственно-сбытовой деятельности, и по уровню конструкторско-технологической подготовки производства. Дальнейший анализ должен быть направлен на детализацию проблемы и выявление причин несоответствия.

В жизненных циклах систем при переходе от фазы к фазе происходят метаморфозы (от греч. metamorphоsis — превращение, преображение) — превращение, изменение, преобразование системы в новое качественное состояние (рис. 8). Метаморфоза — это и само изменение, и новое измененное состояние системы.

Метаморфозы бывают следующих видов:

  • информационная;
  • физическая.

Информационная метаморфоза — это появление новой информации и знаний, результат познавательно-творческой деятельности человека. Она идеальна.

Физическая метаморфоза является материальной и имеет виды:

  • ресурсная — новые материальные, энергетические, финансовые, человеческие ресурсы;
  • процессная (поведенческая) — осуществление процесса, деятельности по новой технологии, поведения человека по новым правилам, в новой манере, стиле;
  • создание нового материального объекта.

Информационная метаморфоза делится на:

  • абстрактно-идейную;
  • конкретно-практическую.

Абстрактно-идейная информационная метаморфоза, например новые подходы к рыночной деятельности, культурные ценности организации, приводит к сильным (радикальным) ресурсным, процессным, материальным метаморфозам. Такая метаморфоза обеспечивает филогенез системы.

Конкретно-практическая информационная метаморфоза, например изменение технологии работы сотрудника, позволяет осуществлять небольшие ресурсные, процессные, материальные изменения. Но накопление конкретно-практических изменений может привести к появлению новых абстрактно-идейных изменений в соответствии с принципом перехода количества в качество.

Типы физических метаморфоз по степени изменения системы:

  • гемиметаморфоза — частичное изменение системы;
  • голометаморфоза — полное изменение системы;
  • гиперметаморфоза — избыточное полное изменение системы.

Гемиметаморфоза касается отдельных подсистем системы. Например, создание специалиста нового вида может осуществляться изменением его практических знаний, умений и навыков (технологий работы) без изменения культуры личности. Если же изменения являются по характеру комплексными и затрагивают все подсистемы, то имеет место голометаморфоза. Для данного примера — это изменения и технологий, и культуры организации.

В некоторых случаях измененная система приобретает качества, которые не находят применения в данной ситуации, например новый вид специалиста обладает психологическими возможностями, которые не находят применения в данном виде деятельности, имеет место гиперметаморфоза.

Гемиметаморфоза, в свою очередь, может быть двух степеней:

  • гипоморфоза — пониженное (условно говоря, меньше 50%);
  • гиперморфоза — повышенное неполное изменение (больше 50%).

По времени и по значению для жизнедеятельности организации метаморфозы бывают:

  • тактические;
  • стратегические;

Тактические метаморфозы осуществляются в среднесрочной перспективе. Они связаны с какими-то временными событиями, например с проектной деятельностью организации. Стратегические метаморфозы имеют долгосрочный характер и даже если проводятся как гемиморфозы влияют на организацию в целом.

Метаморфозы отличаются и по степени радикальности:

  • радикальная (революционная);
  • улучшающая (совершенствования);
  • модификационная (целевого изменения).

Радикальные метаморфозы приводят к появлению новых классов и родов. Улучшающие метаморфозы направлены на содержательное (конструктивное) совершенствование рода и появление внутри него новых видов. Модификационные изменения связаны с изменением и содержания, и назначения (миссии, целевой функции) системы.

Кроме того, они делятся на:

  • метаморфозы филогенеза (эволюционные);
  • метаморфозы онтогенеза (жизнедеятельности).

Метаморфозы филогенеза — это новое видовое или родовое состояние системы, соответствующее определенному этапу ее эволюции.

Метаморфозы онтогенеза — это последовательные изменения в процессе жизнедеятельности множества экземпляров одного вида (господствующей и перспективной систем) или одного экземпляра.

Как следствие, информационная метаморфоза вызывает появление процессной и или физической, или ресурсной метаморфоз. Например, новая идея приводит к созданию изделия нового рода — происходит метаморфоза филогенеза. Но для этого необходима цепочка информационных метаморфоз: «идея — изобретение — проектная документация (чертежи нового изделия и его техническое описание)».

Для СЭС и БЭС материальная, процессная и ресурсная метаморфозы могут приести к информационной метаморфозе, а затем и к появлению нового вида. Иначе говоря, если единичный экземпляр в процессе жизнедеятельности эмпирическим путем или посредством биологической адаптации приобрёл какие-то новые качества, то эти качества могут быть тем или иным способом трансформированы в новую видовую информацию, а затем на основе этой информационной матрицы может быть тиражировано большое количество экземпляров нового вида. Предположим, что сотрудник, накопив производственный опыт, создал индивидуальные технологии высокопроизводительной работы (ноу-хау). Он осуществил для себя процессные метаморфозы, позволившие ему перейти на новый вид (по качественному параметру «производительность»). Формализация технологических знаний в доступном для понимания и усвоения виде другими сотрудниками организации позволит сформировать в организации новый вид: «высокопроизводительные сотрудники».

Метаморфоза, являясь системой, имеет собственный жизненный цикл. По определению, метаморфоза есть и изменение, и новое состояние системы. Но до осуществления следующей метаморфозы существуют периоды относительно стабильного функционирования системы, в которых метаморфоза перешла в фазу зрелости и стала рутиной (системной привычкой) — «застывшей метаморфозой».

Системные привычки имеют следующее назначение:

  • обеспечивают эффективную деятельность системы в стабильном периоде;
  • позволяют освободить время и ресурсы для подготовки к новым метаморфозам;
  • создают неповторимость системы, её имидж;
  • формируют преемственность перехода системы из одного состояния в другое, служат опорой (ступенькой) при таких переходах;
  • формируют культуру системы.

Стратегические метаморфозы, которые совершились один раз и стали conditio sine qua non (непременным условием) жизнедеятельности системы, становятся системными константами (от лат. cфnstвns — постоянный), исторически передаваемыми по этапам эволюции системы (рис. 9).

С. Уинтер представил новое направление в экономической теории — эволюционную теорию, рассматривающую процесс экономических изменений организации в терминах «естественного отбора» среди популяции субъектов, то есть других организаций.  Системные, в данном случае организационные рутины в отображении эволюционной теории представляют собой экономическую аналогию генов как носителей наследственной информации. Процесс изменений в экономической системе моделируется в терминах отбора организаций наиболее адаптированных к особенностям внешней среды, с точки зрения применяемых организационных рутин. При этом предполагается, что «успешные» (повышающие уровень адаптированности) рутины могут восприниматься организациями путем имитации или подражания образцам, а изменение внешней среды обусловливает необходимость экспериментального изменения рутин, ведущего в процессе отбора к выработке нового комплекса «успешных» рутин.

Иначе говоря, системные привычки (рутины) могут исторически передаваться путём обучения (самообучения, научения). Новый комплекс успешных рутин является метаморфозой, его выработка неизбежно связана с познавательно-творческой деятельностью человека и проведением системных изменений.

Для осуществления метаморфоз в СЭС возможны два подхода.

  1. Первый подход основан на адаптационных возможностях систем, способностях к научению. В основе его находится, как отмечалось выше, переход количества в качество. Например, при напряжённом долговременном обучении сотрудник организации нарабатывает новые знания, умения и навыки как теоретическим обучением, так и практической работой (экспериментированием). С накоплением «критической массы» они превращаются в его новые практические способности, дают ему новые возможности жизнедеятельности, осуществляется профессиональная метаморфоза. Однако проблема заключается в том, что приобретаемые новые знания, умения и навыки могут вступать во внутриличностный конфликт с мировоззрением, установками мышления и поведения человека, с его миссией. Тогда профессиональная метаморфоза, превращение сотрудника в специалиста высокой квалификации не произойдёт.
  2. Второй подход основан на использовании интеллекта и рефлексии. Он начинается с самосознания, самооценки СЭС, понимания того, как, в каком направлении необходимо изменить мировоззрение, миссию. После осуществления абстрактно-идейной метаморфозы все дальнейшие изменения, конкретно-практические метаморфозы обеспечены благоприятным внутрисистемным контекстом, что обеспечивает эффект синергии и даёт положительный результат.

Использование теории жизненных циклов систем в практической деятельности современного общества и организации необходимо для управления процессами эволюции организационных систем.

Если СЭС не осуществляет развитие, то неизбежно происходит застой и деградация. Несбалансированное развитие без учёта жизненных циклов взаимосвязанных систем, например различных отраслей экономики, приводит к противоречиям и кризисам. Оба эти явления наблюдались в 1980-х гг. в общественной и экономической деятельности СССР. К сожалению, и в современной экономике России на предприятиях и в организациях не осуществляется анализ циклов филогенеза и онтогенеза систем, не выполняется прогнозирование и планирование хозяйственной деятельности на основе такого анализа.

Большое значение теория жизненных циклов систем имеет в управлении различными сферами (областями) организации.

Так, при управлении знаниями организации теория жизненных циклов систем помогает выделить необходимые для развития системы информационные метаморфозы, а затем осуществить плановую деятельность по обеспечению этих метаморфоз данными, информацией, теоретическими и практическими знаниями.

При управлении персоналом теория жизненных циклов необходима для формирования когнитариата организации. Построение и учёт жизненных циклов высококвалифицированных работников при планировании их развития и карьеры позволяют максимально эффективно использовать работника в течение его биологического цикла. Кроме того, в организационной деятельности важно создавать новые роды и виды не только выпускаемых продуктов, но также и специалистов. Это крайне важно в современной динамичной экономике, которая предъявляет новые и новые требования к персоналу организации.

Эволюция организации невозможна без эволюции персонала. Новые экономические условия требуют создания новых классов специалистов, которых не было в экономике индустриального типа. Это специалисты исследовательского, аналитического типа — аналитики, когнитологи; специалисты-лидеры, способные стать катализаторами» системных метаморфоз; специалисты, обладающие смежными или даже совершенно разноплановыми знаниями в различных областях практической деятельности человека.

Общее значение практического использования теории жизненных циклов при управлении организацией велико. В условиях экономики информационного типа обеспечение её выживаемости и конкурентоспособности невозможно без целенаправленного эволюционного развития организации и всех её подсистем.

Литература
1. Дорофеев В.Д, Дресвянников В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003.
2. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А., Чуфистов О.Е. Инновационный менеджмент: Учебное пособие . — Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003.
3. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2006.
4. Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. Маркетинг. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
5. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. — М: Дело, 2002.
6. Словарь-справочник менеджера / под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 1996.
7. Смирнов Э.А. Теория организаций: Учебное пособие. –М: ИНФРА-М, 2002.
8. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации: Учебник. — М.: КНОРУС, 2006.

Также по этой теме: