Главная    Интернет-библиотека    Менеджмент    Теория менеджмента    Менеджмент интеграции зарубежных методик управленческого анализа для оценки эффективности ассортиментной политики

Менеджмент интеграции зарубежных методик управленческого анализа для оценки эффективности ассортиментной политики

27.06.2013

Менеджмент интеграции зарубежных методик управленческого анализа для оценки эффективности ассортиментной политики

Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №1 год - 2009

Головина Т.А.,
к. э. н., доцент Орловского
государственного технического
университета

А.С. Бородкин предложил включить в состав управления в качестве самостоятельных функций учет и экономический анализ, подчеркивая их важность и отмечая более широкий диапазон содержания и функционирования экономического анализа по сравнению с функцией контроля [1]. Информация управленческого учёта способствует оптимальным решениям по управлению предприятием, если она правильно подобрана и проанализирована.

Для реализации концепции управленческого анализа товарных запасов необходимо сформировать учётную стоимость товаров в их достоверной оценке. В этой связи исследование организации синтетического и аналитического учёта поступления товарных запасов позволит оперировать основными показателями бухгалтерской финансовой отчетности для управления товарными запасами (к такому показателю относят покупную стоимость товаров). Формирование учётных показателей и использование их для управления товарными запасами приведены на рис. 1.

При поступлении товаров от поставщиков они принимаются к учёту по покупной стоимости, отражённой в товарной накладной и счёте-фактуре. Если же товары поступают в организацию через подотчётное лицо, то товары принимаются к учёту по стоимости, указанной в товарном и кассовом чеках. Покупная стоимость при управлении товарными запасами используется при проведении АВС- и XYZ-анализа.

Наиболее доступным методом мониторинга товарного ассортимента является логистический подход, базирующийся на классификации товарооборота и товарных запасов, измеряемых в единицах реализации или запаса (ABC-анализ), и их классификация по структуре потребления (XYZ-анализ). При АВС-анализе оценивается совокупная стоимость приобретения по каждой статье запасов, а также доля каждого товара в общих расходах организации на создание товарных запасов. Посредством XYZ-анализа изучается равномерность потребления товаров. Также покупная стоимость товаров необходима для расчёта величины оптимального размера заказа товаров и момента его размещения.

В этом случае покупная стоимость товаров рассматривается как расходы на создание товарных запасов, которые влияют на величину общих затрат организации [2]. При проведении указанного анализа реализованные аптечным учреждением товары распределяют в порядке уменьшения их стоимости и рассчитывают удельный вес реализации каждой ассортиментной позиции.

Для проведения ABC-анализа товарооборот фармацевтического предприятия разделяют на общее количество ассортиментных позиций реализованного товара, в результате чего получают показатель среднего товарооборота на одну позицию. Параллельно с ABC-анализом необходимо проводить XYZ-анализ, сущность которого заключается в структуризации потребления фармацевтических товаров по фактору стабильности потребления и возможности его предвидения.

Матричное изображение интегрированного АВС- и XYZ-анализа представлено в табл. 1


Самыми важными для закупки являются составные ячеек с параметрами АХ, АY, АZ, ВХ, ВY и СХ, поскольку годовую (или иную временную) потребность большинства из них можно со статистической достоверностью предусмотреть. При этом поле АZ включено как исключение благодаря высокой стоимости, хотя и характеризуется стохастическим потреблением.

Внедрение интегрированного анализа АВС и XYZ-анализа в практику работы фармацевтических фирм обеспечит эффективное управление товарным ассортиментом, что в свою очередь сократит количество утраченных продаж, ускорит оборачиваемость товара, уменьшит излишки товаров, снизит риски их списания и суммарные затраты, связанные с запасами.

Таким образом, в рамках ассортиментной политики можно предложить алгоритм формирования состава товарных запасов для торговых предприятий. Последовательность процессов формирования товарного состава представлена на рис. 2.

АВС-анализ может производиться для всех групп товаров, для нескольких подгрупп товаров и для одной группы. Важно рассматривать результаты АВС-анализа как одну из характеристик каждого товара, который участвовал в обороте или находился на складе в анализируемый период времени [2]. Рассмотрение наличия товаров субститутов – это важный этап в формировании ассортиментной матрицы, так как их наличие в собственной ассортиментной матрице и в матрице конкурентов может привести к вытеснению ими товаров со схожими свойствами. При анализе способов использования товаров рассматривается возможность использования одним товаром ресурсов другого, то есть
рассматривается потенциальная прибыльность альтернативного товара.

Целью интеграции методов АВС и XYZ для оценки товарного ассортимента фармацевтической организации является выделение ключевых, наиболее важных источников доходности аптечной организации и установление на этой основе приоритетов для управления ассортиментом.

В процессе исследования можно создавать различные критерии оценки для классификаций ABC и XYZ. Ориентирование на использование одного из поддерживаемых критериев оценки позволяет задавать процентное соотношение между группами A, B и C (для классификации XYZ – между её группами).

АВС-анализ в рассматриваемой организации целесообразно применять, прежде всего, в материальном обеспечении. В рамках этого анализа в области материального обеспечения рассматриваются количество и стоимость товаров в разрезе поставщиков. Важное значение при закупке имеет точная информация о поставщиках и требуемых товарах. Не все поставщики и товары характеризуются одинаковым влиянием на эффективность. В связи с этим необходимо по возможности объективно определить важность поставщиков и товаров при помощи АВС-анализа, который облегчает их классификацию в соответствии с их значением для предприятия. Суть метода АВС состоит в том, что в соответствии с целью анализа выбирается классификационный признак [3]. Далее осуществляется ранжирование в порядке убывания этого классификационного признака.

Схема проведения АВС-анализа приведена на рис. 3.

Данные по оборотам с отдельными поставщиками для проведения АВС-анализа поставщиков целесообразно взять из оборотно-сальдовой ведомости по счету 60.1 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» за отчётный период.

В табл. 2 представим величины оборотов с поставщиками в убывающей последовательности, произведем расчёт доли оборотов поставщика в процентах от общего оборота и представим аккумулятивные значения оборотов поставщиков в процентах. По данным табл. 2 поставщикам в соответствии с распределением присваиваются классы относительной важности: А, В, С.


Различают три группы поставщиков: А-поставщики – те, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% общей суммы параметров. Такой оборот делают приблизительно 5% поставщиков. В-поставщики (20%), сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80% общей суммы параметров. Для С-поставщиков (75%) сумма долей с накопительным итогом составляет от 80 до 100% общей суммы параметров.

Классификация поставщиков ООО «Лекарь» приведена в табл. 3.

На основании АВС-анализа поставщиков можно сделать вывод о том, с какими поставщиками предприятие должно сотрудничать интенсивнее. Мероприятия в области закупок небольшие, поэтому целесообразно уделять внимание прежде всего А-поставщикам. К группе А в ходе анализа отнесено только одно предприятие – ЗАО «СИА- Черноземье», поэтому необходима более интенсивная работа именно с ним (2,8%), так как это может оказать воздействие на 45,47% оборота со всеми поставщиками. Доля В-поставщиков (2 поставщика) в общем обороте составила 30,08%, а их доля в общем числе 5,6%. Оборот С-поставщиков (91,6%) составил 24,45%. По представленным выше данным можно сделать вывод о том, что у организации существует большое количество поставщиков, поставки которых невелики (24,45%).

Классификация поставщиков может быть проведена и по товарам, которые закупает ООО «Лекарь». АВС-анализ товаров предполагает разделение номенклатуры на группы в соответствии с объёмами покупок по позициям и расположение их в порядке убывания стоимости потребления. При АВС-анализе сопоставляются показатели в натуральном и стоимостном выражении.

В большинстве случаев объёмно-стоимостный анализ показывает, что основной объём реализации (70–80%) обеспечивается весьма немногими номенклатурными позициями (10–20%). Соответственно издержки управления запасами в основном зависят от динамики по этой ограниченной номенклатуре. Это свойство запасов позволяет применять при управлении ими принцип Парето: в первую очередь подлежат контролю позиции, обладающие наибольшим объёмом потребления [13].

Для проведения АВС-анализа данных о закупках по номенклатурным позициям в разрезе бухгалтерского учёта необходимы данные оборотной ведомости по счёту 41.1 «Товары на складах» за I квартал 2008 г., в которой содержится оперативная информация о запасах, отражающая их состояние за анализируемый период.

АВС-классификация номенклатурных позиций ООО «Лекарь» приведена в табл. 4.

Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что доля А-товаров в общей номенклатуре товаров составляет всего 11,11%. Предприятие должно уделять им наибольшее внимание – ежедневный контроль наличия товаров в местах хранения. Их складской запас из затратных соображений следует поддерживать на низком уровне – в количестве 1 и 2 единиц.

Товары группы В характеризуются средними ценовыми величинами, и их доля в потреблении составляет 30,24%, однако доля в общей номенклатуре товаров также очень низкая (15,87%). Процент от номенклатуры С-товаров составляет 73,02%, а их уровень в стоимостном выражении составляет 19,27%. Из этого можно сделать вывод, что в общей номенклатуре товаров преобладают товары группы С (малоценные товары).

К задачам управления запасами относятся планирование запасов и принятие решения о заказе товаров. Для обеспечения надёжности бесперебойной хозяйственной деятельности необходимо постоянно осуществлять контроль и корректировки. Рациональное управление товарами должно ориентироваться на экономическую значимость размещаемых товаров. Для определения экономической значимости отдельных товаров необходимо использовать АВС-анализ (табл. 5).

Управление запасами для А-товаров должно осуществляться только по потребности. Для ООО «Лекарь» можно сделать вывод о том, что закупку товаров группы А необходимо осуществлять по мере возникновения необходимости в них и поддерживать их запас на низком уровне, что позволит избежать излишних запасов и снизить расходы на хранение. Для номенклатурных позиций класса А рекомендуется осуществлять стопроцентный контроль отчётности, проведение текущих инвентаризаций, при этом необходимо проводить традиционную полную инвентаризацию раз в год.

Товары среднего ценового сегмента в ООО «Лекарь» (В-группа) в общей номенклатуре потребления занимают небольшую часть – 15,87%. Ими желательно управлять по потребности, однако можно иметь некоторый их запас. Для В-товаров необходимо применять те же меры, что и для А-группы, но реже. С-товары занимают 73,02% общего числа товарных запасов организации, однако их стоимость низка.

Управление запасами для С-товаров необходимо осуществлять по расходованию. Целесообразно создавать запасы группы С-товаров больше, чем нужно, так как крупные партии не повлекут за собой существенных затрат, связанных с хранением запасов номенклатурных позиций класса С, поэтому имеет смысл заказывать их относительно большими партиями.

Ассортимент товаров В-группы следует размещать на стеллажах при их приёмке на «горячих линиях».

Метод АВС имеет существенный недостаток, заключающийся в отсутствии учёта динамики спроса. Оттого вместе с АВС-анализом необходимо провести XYZ-анализ. XYZ-анализ позволяет классифицировать запасы, рассмотренные при проведении АВС-анализа, в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности, что особенно важно для торговой деятельности ООО «Лекарь». В основе этого метода лежит расчёт коэффициента вариации для каждого товара за определённый период времени. Коэффициент вариации служит основой управления запасами, позволяет определить точку заказа [3].

Схема проведения XYZ-анализа приведена на рис. 4.

К группе X относятся товары, которые характеризуются стабильной величиной потребления, и коэффициент вариации не превышает 1%. К группе Y относятся товары нестабильного потребления (коэффициент вариации 1–2%). Потребность в группе Z является стохастической, и к этой категории относятся объекты, коэффициент вариации по которым превышает 2%.

Коэффициент вариации позволяет сравнить между собой стабильность продаж нескольких товаров, имеющих разный объём продаж.

Расчёт коэффициента вариации производится по формуле [3]:

где xi – значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период;
x – среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа;
n – число периодов.

Классификация товаров по данным XYZ-анализа приведена в табл. 6.

Применение XYZ-анализа позволяет разделить весь ассортимент на группы в зависимости от стабильности продаж.

Результаты АВС- и XYZ-анализа можно скомбинировать. Объединение данных о соотношении количества и стоимости АВС-анализа с данными о соотношении количества и структуры потребления XYZ-анализа даёт ценные инструменты планирования, контроля и управления для обеспечения ресурсами. Комбинация АВС- и XYZ- анализа позволяет получить информацию о товарах, используемых на предприятии.

В табл. 7 представлены результаты совмещения АВС- и XYZ-анализа товарных запасов ООО «Лекарь».

Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных ресурсов ООО «Лекарь». Группы AX, AY и AZ требуют наибольшего внимания, для них необходимо тщательно планировать потребность, осуществлять контроль. В ООО «Лекарь» доля данных групп незначительна и включает в основном  лекарственные средства, которые имеют высокую стоимость, и на их долю приходится большая часть затрат по хранению, поэтому необходимо поддерживать величину запаса данной группы на минимальном уровне. Товары, которым характерна средняя потребляемость, занимают относительно небольшую долю в общей номенклатуре товаров. Из данных табл. 7 видно, что более половины потребления организации составляют товары с низкой потребительной стоимостью, потребление которых носит непостоянный характер (52,38%).

В результате получено девять категорий товаров, для каждой из которых стало возможным выработать индивидуальную схему управления. Схема управления товарными запасами ООО «Лекарь» представлена в табл. 8.

Таким образом, интеграция методики АВС- и XYZ-анализа товарных запасов дает возможность получения аналитической оперативной информации для целей оптимизации товарных запасов в объёме, достаточном для эффективной реализации, а также предотвращать накопление чрезмерных складских запасов.

Литература
1. Бородкин А.С. Проблемы учёта в управлении научно-техническим прогрессом. – М.: Финансы, 1980. – 160 с.
2. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 420 с.
3. Керимов В.Э. Управленческий учёт: Учебник. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001. – 268 с.

Также по этой теме: